Электронные паспорта для биообъектов

Коммуникации и общество

ГОЛОВИН Евгений Георгиевич —

д.э.н., профессор; заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Нижегородского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

603000, Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 46

БОЛЬШАКОВА Валентина Михайловна —

к.ю.н., доцент Нижегородского института управления — филиала Российской академии народного

хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

ЭЛЕКТРОННАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА: ЗА И ПРОТИВ

ELECTRONIC IDENTIFICATION OF CITIZENS: PROS AND CONS

В статье анализируется реакция российского общества на введение в стране электронных идентификаторов личности: универсальных электронных карт и электронных паспортов. Показаны преимущества электронных документов и вместе с тем обобщаются аргументы религиозно ориентированной части общества, не желающей принимать эти документы. Предлагается компромиссное решение проблемы. Ключевые слова: универсальная электронная карта, электронный паспорт, государственные и муниципальные услуги, электронная идентификация личности

Keywords: universal electronic card, electronic passport, public and municipal services, electronic identification

Введение в оборот с 2013 г. во всех регионах страны универсальной электронной карты, предусмотренное федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»1, вызвало в российском обществе неоднозначную реакцию.

С одной стороны, универсальная электронная карта, представляя собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о ее пользователе, удостоверяет личность гражданина и его право на получение государственных и муниципальных услуг и услуг иных

1 Федеральный закон от 27.06. 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

организаций в электронном виде, даже если он находится за пределами Российской Федерации. Посредством электронной карты можно перечислять зарплату и пенсию, платить налоги и штрафы, совершать иные юридически значимые действия в электронной форме. Она объединяет в себе многие документы, в т.ч. полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, социальную карту, водительское удостоверение, студенческий и проездной билеты.

Важный нюанс состоит в том, что гражданин вправе отказаться от использования карты, написав соответствующее заявление в Центр информационных технологий. В этом случае карта подлежит аннули-

рованию в установленном порядке, а информация об «отказниках» будет бессрочно храниться в соответствующих реестрах. В 2015 г. планируется совместить универсальную электронную карту с документом нового поколения — электронным паспортом, который вправе получить все граждане России. До 2025 г. электронные паспорта будут действовать наравне с бумажными паспортами образца 1997 г.; вопрос о том, сохранятся ли бумажные паспорта и в дальнейшем, законодательством не урегулирован.

Электронный паспорт предназначен для выполнения двух социально значимых функций — служить электронным идентификатором личности гражданина и одновременно платежным документом. Согласно законопроекту «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», подготовленному Федеральной миграционной службой, для обеспечения электронной идентификации гражданина в электронный паспорт встраивается микрочип, содержащий визуальные и электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца, включая его биометрические данные; к ним действующее законодательство относит сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, позволяющие установить его личность, и персональные данные, которые используются оператором для установления личности субъекта: дактилоскопические данные, рисунок радужной оболочки глаз, анализ ДНК, рост, вес. Предполагается ввод и иной информации, недоступной его владельцу, но доступной дистанционному считыванию. Несомненно, более защищенная «начинка» электронного паспорта и его возможности облегчают процедуры паспортно-визового и пограничного контроля.

В качестве платежного документа электронный паспорт открывает доступ к конкретным счетам в различных банках через «личный кабинет», к получению публичных и коммерческих услуг. Более того, государство рассматривает интеграцию электрон-

ного паспорта в разрабатываемую национальную платежную систему как серьезный инновационный проект.

С другой стороны, возникает серьезная обеспокоенность широкой общественности, в т.ч. православной, да и вообще религиозно мотивированных граждан введением новых электронных технологий и, прежде всего, универсальной электронной карты и электронного паспорта1. Природа религиозного протеста, в частности, обусловлена тем, что электронная идентификация граждан, помимо политических, правовых, организационнотехнических аспектов, включает и религиозно-нравственную (богословскую) составляющую, не подлежащую правовому регулированию со стороны светского государства и поэтому не учитываемую им в должной мере. Протестные аргументы и серьезная обеспокоенность введением новых электронных технологий сводятся к следующему.

1. Опасность внедрения электронных технологий как механизма создания информационного общества состоит в том, что в последнем нет места свободе личности человека, уважения его религиозных и иных убеждений. Без согласия институтов гражданского общества и учета интересов его членов происходит массовое вторжение государства в личную жизнь граждан, когда в микрочип электронного устройства под личным идентификационным кодом человека записываются его биометрические данные, а также личная конфиденциальная информация обо всех сторонах

elektronnyj_pasport_putevka_v_rabstvo/; Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных. Документ принят Архиерейским собором Русской православной церкви 04.02.2013; Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года. Приказ Минпромэнерго РФ № 311 от 07.08.2007; Чапнин С. 2013. О подходах Церкви к вопросам электронной идентификации граждан государством. — Православие и мир. Доступ: http:// www.pravmir.ru/o-podxodax-cerkvi-k-voprosam-elektronnoj-identifikacii-grazhdan-gosudarstvom/

жизни: сведения о здоровье, доходах и уплате налогов, об имуществе и недвижимости, социальном обеспечении, отслеживаются его перемещения на общественном транспорте, покупки, финансовые операции, прохождение медицинских процедур, другие юридически и общественно значимые действия.

Объем накапливаемой информации и технологические возможности позволяют осуществлять тотальный контроль и управление человеком через данные о его экономической, социальной и личной жизни без его ведома и согласия. И в случае сопротивления подобному воздействию государства гражданин будет лишаться доступа к социальным благам, публичным услугам, а конституционные гарантии его прав и свобод неизбежно будут попираться. В условиях духовнонравственного порабощения человек теряет свободу, данную Богом.

2. Начинается глубокая трансформация места и роли человека в процессе создания информационного общества, в котором его благополучие напрямую будет зависеть от наличия электронного идентификатора личности, включающего личный код гражданина, пожизненно присваиваемый ему взамен имени и фамилии. Опасность состоит в том, что рассматриваемые электронные технологии могут в перспективе стать единственной возможностью гражданина для совершения юридически и общественно значимых действий, получения публичных и коммерческих услуг.

Уже сегодня происходит накопление и усложнение проблем, связанных с электронной идентификацией личности, учетом и автоматизированной обработкой персональных данных. Де-факто в правоприменительной практике предоставления государственных и муниципальных услуг, а также льгот происходит ограничение дееспособности граждан в случаях их отказа от использования электронных технологий, например при отказе расписаться на почтовом бланке либо социальной карте, если вместо собственного имени человека в них стоит цифровой код. Так, напри-

мер, если речь идет о государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, то отказ от предоставления соответствующих услуг посредством использования электронных технологий (в частности, универсальной электронной карты) вынуждает гражданина-налогоплательщика лечиться за свой счет, несмотря на то что ч. 1 ст. 41 Конституции РФ гарантирует ему бесплатную медицинскую помощь. Возникают проблемы и при записи ребенка в школу (в 1-й класс), если не пользоваться услугой электронной записи. В общеобразовательных учреждениях уже появилось типовое Согласие законного представителя на обработку персональных данных, в котором нарушается установленное законом соответствие объема, характера и способов обработки персональных данных детей целям их обработки. И так далее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Никакая компьютерная система не в состоянии гарантировать абсолютную защищенность персональных данных от разного рода технологических сбоев и вирусов, а также несанкционированного использования, особенно в условиях намечаемой государством передачи хранения личной информации и системы выдачи электронных паспортов коммерческим структурам. К примеру, британские и нидерландские хакеры неоднократно демонстрировали несовершенство существующей криптографической защиты персональных данных — им удавалось сканировать микрочипы даже на расстоянии. Относительно несложная техническая возможность снять информацию с чипа или даже отключить его представляют весьма серьезную угрозу не только для личной безопасности (со стороны криминалитета), но и для безопасности государственной (со стороны иностранных спецслужб).

Особую озабоченность общества вызывает появление имплантируемых электронных идентификационных устройств. Первопроходцами в этой сфере выступают США, в которых действующий закон о здравоохранении предусматривает, начиная с 2013 г., обязательную имплантацию каждому гражданину США микро-

чипа в руку. В России Стратегия развития электронной промышленности на период до 2025 года предусматривает необходимость еще большего проникновения наноэлектроники в повседневную жизнь населения: «Должна быть обеспечена постоянная связь каждого индивидуума с глобальными информационно- управляющими сетями типа Internet… наноэлектроника будет интегрироваться с биообъектами и обеспечивать непрерывный контроль за поддержанием их жизнедеятельности, улучшением качества жизни и таким образом сокращать социальные расходы государства. получат распространение средства прямого беспроводного контакта мозга человека с окружающими его предметами, транспортными средствами и другими людьми»1. Если сегодня несменяемый, пожизненный и посмертный цифровой идентификатор личности записывается на универсальную электронную карту, то в ближайшей перспективе он будет зафиксирован в электронном паспорте и на вживляемом под кожу человека чипе.

И, таким образом, гражданское общество становится электронным обществом, а его члены — электронным населением; органы государственной власти и органы местного самоуправления — электронным правительством и электронными муниципалитетами.

Несомненно, аргументы «против», содержащиеся в многочисленных публикациях, обсуждениях и дискуссиях на разного рода общественных форумах, а также форумах религиозной общественности, требуют всестороннего гражданского осмысления. Они свидетельствуют о том, что в случае принуждения граждан к использованию документов с электронными идентификаторами личности, участию в системе автоматизированного сбора и анализа информации об их личной жизни с использованием символов, имеющих для людей религиоз-

1 Стратегия развития электронной промышленности на период до 2025 года. Утв. приказом Минпромэнерго РФ № 311 от 07.08.2007.

ных мистический характер и оскорбляющих их чувства, нарушение прав и свобод человека и гражданина станет не только неизбежным, но и масштабным.

Пока что закон не принуждает граждан принимать электронные карты и электронные паспорта, и это отвечает духовно-нравственным запросам значительной части российского общества, позволяет, в частности, обеспечивать реализацию прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания.

Но вместе с тем нет и законодательных гарантий предоставления государственных, муниципальных услуг и льгот тем гражданам, которые не могут в силу возраста и физического состояния либо не желают по своим убеждениям использовать универсальные электронные карты. Указанные гарантии имели бы и перспективное значение, поскольку позволили бы исключить потенциально возможную «настойчивость» государства в области всеобщего и принудительного внедрения электронных паспортов, например под предлогом нецелесообразности их использования параллельно с бумажными паспортами.

Представляется, что при любых обстоятельствах, возникающих в процессе и в связи с формированием информационного общества, религиозные и вообще личные права и свободы человека и гражданина, провозглашенные Конституцией РФ, не могут быть ограничены, и граждане всегда должны иметь альтернативную законодательную возможность через соответствующие правовые механизмы получать удостоверяющие личность документы либо в виде пластиковых электронных карт, либо на бумажных носителях без использования электронных носителей информации. Иначе говоря, свободное принятие электронных документов не должно трансформироваться в обязательное условие реализации гражданином принадлежащих ему от рождения и гарантированных Конституцией РФ естественных прав и свобод.

Какие могут быть последствия?

Переход на электронные паспорта в случае принятия законопроекта будет проводиться поэтапно. Это связано с необходимостью сформировать и отладить новую систему выдачи, учета и замены таких паспортов, а также оповестить граждан о новых документах. Но кроме переходных трудностей, которые сейчас обсуждаются больше всего, правительство должно озаботиться безопасностью паспортов, чтобы не допустить сторонних манипуляций с данными, тем более что число утечек информации в мире постоянно растет. По статистике компании Gemalto, каждую секунду в мире происходит кража 73 учетных записей.

Правительство планирует создать единую базу данных, которая будет включать в себя:

  • информацию из обычного бумажного паспорта;
  • СНИЛС;
  • водительские права;
  • ИНН;
  • номер карты пенсионного страхования;
  • банковский чип (по желанию).

Очевидно, такая база станет «лакомым куском» для злоумышленников. Всем известны случаи, когда мошенники пытаются выяснить ФИО и номер СНИЛСа. Этой информации достаточно для того, чтобы перевести пенсионные накопления человека из одного пенсионного фонда в другой. Электронный паспорт включает в себя еще больше данных — если злоумышленники завладеют файлом с персональными данными конкретного человека, в дальнейшем они смогут выполнять действия от его имени.

Взвесим все за и против

Электронные паспорта обладают рядом преимуществ:

  • компактность — в соответствии с международными стандартами, электронный паспорт будет напоминать по размерам банковскую карту;
  • Долговечность — карты менее подвержены механическим повреждениям и воздействию влаги;
  • Многофункциональность — новый паспорт объединит данные нескольких документов, а также банковскую карту.

Широкий функционал электронных удостоверений может стать также и камнем преткновения. Технологии, обеспечивающие безопасность, постоянно развиваются, однако и ресурсы злоумышленников только совершенствуются. Теоретически, в любом устройстве считывания может находиться микросхема или программное обеспечение, которые будут фиксировать данные для мошенников.

Например, при необходимости подтвердить свою личность, человек предъявит электронный паспорт. Устройство считывает и копирует информацию, но ни у кого нет уверенности в том, какую именно. Так, после процедуры подтверждения возраста при покупке алкогольной или табачной продукции, можно будет оставить в магазине все свои данные. То же самое может произойти, например, в гостиницах и аэропортах.

Где уже используются электронные паспорта?

Общепризнанного удостоверения личности не существует — формат документов разнится от страны к стране. Однако тенденция к переходу на цифровые паспорта есть. Во Франции, например, решение о разработке электронного удостоверения личности было принято еще в 2005 году. В 2011 правительство начало рассматривать закон, но уже в 2012 году Конституционный совет отклонил его. Дело в том, что в создании единой биометрической базы, которая необходима для защиты электронных удостоверений, многие граждане Франции увидели покушение на права человека.

Тем не менее некоторые страны уже успешно внедрили электронные удостоверения личности.

Молдова

В 2014 году правительство ввело новые электронные удостоверения личности, которые включают в себя персональные данные в защищенном виде, электронную подпись и доступ к электронным услугам. Главная особенность документа в том, что его владелец может просматривать личные данные в интернете, а также узнать о том, кто и когда получил доступ к его данным. Сегодня это единственное удостоверение для граждан Молдовы, с помощью которого оформляются все юридические документы в электронном формате и запрашиваются данные из информационных систем.

Германия

Единого документа, который содержал бы в себе все основные данные о его владельце, нет. Однако есть много отдельных карт с микрочипом: кредитная и банковская карты, страховка. Федеральный Конституционный суд, высший суд ФРГ, следящий за соблюдением Основного закона, еще 30 лет назад постановил: единого средства сохранения всех данных о личности не должно быть. Обусловлено это в первую очередь тем, что каждый гражданин Германии имеет право на информационную тайну. Правительство осознанно отказывается собирать все данные на одном носителе, поскольку он позволяет создать расширенное представление о каждом человеке.

Швеция

Несмотря на то что в шведском законодательстве граждане не обязаны иметь документы, подтверждающие личность, чаще всего граждане имеют при себе пластиковые биометрические ID-карты. Она хранит персональный номер владельца, полное имя, дату рождения, а также информацию о том, кто выдал документ, его дату выдачи и срок действия. На лицевой стороне также есть образец подписи, фотография владельца карты и микрочип, на котором в электронном формате записана та же информация и фотография. Кроме того, чип содержит специальный код, который подтверждает, что сведения достоверны. На обратной стороне ID-карты расположена механически считываемая информация.

Как отреагировали на инновацию россияне?

Впервые идея электронных паспортов была озвучена в 2013 году. Тогда же законопроект был одобрен, однако сроки выдачи постоянно сдвигались. Одной из причин для этого стала, вероятно, ликвидация Федеральной миграционной службы в 2016 году. Сегодня очередной срок внедрения электронных документов назначен на 2021 год.

Предположения о скором появлении нового документа породили массу дискуссий. По данным ВЦИОМ за 2017 год, только 31% опрошенных поддержали идею обновленных документов.

Даже молодежь до 35 имеет опасения по поводу сохранности данных. Многие граждане отрицают все положительные стороны нововведения и воспринимают его как способ контроля государства за людьми. А самые инициативные уже создали петицию, в которой требуют отменить разработку проекта по созданию и внедрению электронных карт с чипами и предоставить возможность хранить документы в бумажном виде.

Основные мотивы — это страх за сохранность собственных данных, а также боязнь оказаться под контролем государства. Создатели петиции даже называют электронные паспорта первым шагом на пути к электронному концлагерю. То же самое было, например, с бесконтактными картами. Практически одновременно с их появлением появилась информация о неких кардерах, которые воруют небольшие суммы путем прикладывания к карте специального устройства. Но в действительности подтвержденных случаев таких краж нет.

Акцент на обучение

Еще одна проблема, с которой государству придется работать, — это низкий уровень компьютерной грамотности населения. Например, старшее поколение все еще не до конца разобралось с мобильными телефонами, а им предлагают сделать одну карту, которая заменит им все привычные документы. Именно пенсионеры станут приоритетными жертвами для мошенников.

На мой взгляд, переход на электронные паспорта должен быть не указом государства, а добровольным выбором. Если человек считает себя подкованным в этом вопросе, осознает все плюсы и минусы, то он может перейти на использование электронного паспорта.

Что в итоге?

Переход на электронные паспорта кажется вполне логичной мерой, поскольку бумажные документы все чаще заменяются удобными картами — для этого достаточно оценить эффект от повсеместного использования платежных карт. Необходимо понимать, что большая часть данных уже хранится в цифровом виде. Поэтому многое будет зависеть от того, насколько качественно будут проработаны вопросы безопасности при реализации нового проекта.

В Минкомсвязи подчеркнули, что электронные паспорта будут предусматривать очень серьезную систему безопасности, в частности, доступ к данным будет осуществляться только с использованием определенной инфраструктуры.

Кроме того, существует несколько эффективных способов, которые позволят защитить данные, основной — зашифровать их. Сегодня есть инструменты, позволяющие шифровать объекты в различных средах. Например, виртуальные машины — виртуальные жесткие диски и файлы подкачки — для безопасной миграции данных в облака и дата-центры. Существуют шифраторы для баз данных и для защиты каналов связи.

Благодаря шифрованию любая информация становится нечитаемой для посторонних. Даже если данные украдены, для злоумышленника они бесполезны. При этом те, у кого есть соответствующий доступ, могут провести дешифрование и прочитать исходный файл. Кроме того, чтобы обезопасить данные нужно не только понимать, кто и каким образом получает доступ к информации, но и применять инструменты усиления аутентификации такие, как многофакторная аутентификация (она же строгая).

Конечно, риски присутствуют всегда, стопроцентной гарантии безопасности не существует, однако вероятность утечки данных крайне мала, если их безопасность будет продумана на этапе проработки проекта.

Электронные паспорта для биообъектов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *