Содержание
- Эквайринг в бюджетном учреждении
- Особенности эквайринговых операций в бюджетном учреждении
- Механизм и тарифы на эквайринг в бюджетном учреждении
- Эквайринг в бюджете
- Учет получения бюджетными (автономными) учреждениями денежной выручки при оплате клиентами-физическими лицами банковскими картами с 2015г.
- Рассмотрим пример и составим корреспонденцию счетов
- Позиция закона
- Особенности бюджетного учета при эквайринге
- Регистрация оборудования
- Проводки в бюджетной организации: пример для эквайринга
- Итоги
- Эквайринг и муниципалитет
- Новые записи:
Эквайринг в бюджетном учреждении
Оплата товаров, услуг пластиковыми картами — это удобно. Все чаще POS-терминалы встречаются в бюджетных организациях. Чем отличается эквайринг в бюджетных учреждениях от обычных торговых точек?
Особенности эквайринговых операций в бюджетном учреждении
Бюджетной считается организация, созданная РФ, муниципальным образованием для услуг, работ, направленных на реализацию предусмотренных законодательством России полномочий в научной сфере, здравоохранении, культуре, соцзащите, физической культуре, спорте.
Ранее для оплаты услуг НКО, например, за выдачу паспорта, для перечисления средств за правонарушение и др. плательщику нужно было пойти в Сбербанк, оплатить квитанцию или перечислить определенную сумму на реквизиты бюджетника. Сейчас для проведения безналичных расчетных операций бюджетные учреждения используют POS-терминалы для перечисления средств пластиковыми картами.
Чтобы организация-бюджетник могла проводить безналичные операции через терминалы, необходимо:
- Заключить договор с банком-эквайером.
- По договору банк устанавливает специальное оборудование в местах оплаты государственных, муниципальных услуг. POS-терминалы могут принимать платежные карты с чип-модулями, бесконтактные и карточки с магнитной полосой.
Для предоставления эквайринга бюджетникам, ООО, ИП (предприятиям с различной формой собственности) банк использует собственный процессинговый центр или ПЦ другого финансово-кредитного учреждения. Эквайеры осуществляют обслуживание клиентов через такие платежные системы:
- Mastercard;
- Visa;
- Diners;
- Rapida;
- «Мир».
Механизм и тарифы на эквайринг в бюджетном учреждении
Банковские учреждения не разделяют организации на коммерческие/ некоммерческие. По договору эквайрингового обслуживания учреждению выдается специальное оборудование, расходные материалы. Может дополнительно заключаться договор аренды терминалов или выкуп в рассрочку.
После установки терминала требуется техобслуживание, обучение сотрудников, постоянный доступ к интернету. Как правило, бюджетники выбирают терминалы совместно с банком на основе специфики деятельности и технических возможностей реализации эквайринга. Установка POS-терминалов, ПО выполняется эквайером.
Механизм оплаты услуг в НКО с помощью пластиковых карт:
- сотрудник НКО (некоммерческой организации) или сам клиент активирует карточку, данные передаются в ПЦ;
- после проверки остатка на р/с распечатывается слип — на не оставляют подпись сотрудник НКО, плательщик. В большинстве НКО подпись не требуется, а слип на этом этапе не распечатывается, далее вводится сумма оплаты.
В конце рабочего дня НКО передают эквайеру электронный журнал со всеми операциями. На основании предоставленных данных банк перечисляет НКО необходимую сумму на р/с. Зачисление денег по платежным операциям через POS-терминалы производится на р/с, открытый в банке-эквайере или в другой финансово-кредитной организации. Для ускорения зачисления денежных средств на расчетный счет НКО пользуются эквайрингом в рамках тарифных пакетов — в одном банке.
Банк-эквайер взимает за услуги комиссионное вознаграждение по договору. Комиссия находится в пределах 1,5-3% от суммы оплаты. Некоторые банки снижают тариф с увеличением оборота.
В эквайринговом обслуживании банки не разграничивают организации на коммерческие и некоммерческие. Учреждение-бюджетник выбирает обслуживающий банк на основании ФЗ № 44 от 05.04.2013 о госзакупках.
Эквайринг в бюджете
В бюджетной сфере эквайринг чаще всего применяется в бюджетных и автономных учреждениях в рамках их коммерческой деятельности. При использовании в казенных учреждениях предпринимательская деятельность должна быть согласована с учредителем. Доходы при этом будут поступать в соответствующий уровень бюджета, а не конкретному учреждению. Порядок учета операций по эквайрингу должен быть закреплен в учетной политике учреждения. Для примера можно воспользоваться аналогичными нормативными актами отраслевых ведомств. В бухгалтерском учете обратите внимание на несколько важных моментов. Первый — это разница во времени между оплатой через терминал и зачисление денежных средств на счета. Эти операции чаще всего происходят в разные дни, что вызывает необходимость использования промежуточного счета 201 23 «Денежные средства кредитной организации в пути». Вторую сложность вызывает учет комиссионного вознаграждения банку. При этом необходимо использовать КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».
Маркова Маргарита, бухгалтер
Учет получения бюджетными (автономными) учреждениями денежной выручки при оплате клиентами-физическими лицами банковскими картами с 2015г.
Начиная с 2015г. изменился порядок учета выручки при оплате клиентами-физическими лицами услуг банковскими (пластиковыми) картами. Ранее в статье про некассовые операции я уже описывала такие хозяйственные операции с выделением услуг эквайринга (удержание банком процентов за операции по пластиковым картам через терминал). Теперь с учетом новых инструкций по сдаче отчетности учреждениям необходимо пересмотреть свою учетную политику в части операций по отражению выручки при оплате банковскими картами.
Проанализировав Приказ Минфина РФ №33н от 25.03.2011г. в редакции №172н от 29.12.2014г., а именно п.1.24 Приказа №172н, выявлены правила заполнения формы 0503737 по графе 6 «через банковские счета» в части раздела 1 «Доходы» — отражается весь прошедший доход через электронный терминал, в части раздела 2 «Расходы» — отражается списанная сумма процентов банка (услуги эквайринга), в части раздела 3 «Источники финансирования» — отражаются обороты по строкам 710, 720 и 731, 732.
В Инструкциях №174н и 183н также внесены изменения по учету на счете 020123000 «Денежные средства на банковских счетах в пути».
Рассмотрим пример и составим корреспонденцию счетов
Учреждение оказывает платные услуги населению.
8 апреля физическим лицом произведена оплата услуг с использованием банковской карты через POS-терминал, установленный в кассе учреждения — 2 000,00 руб.
В этот же день услуги физическому лицу были оказаны.
9 апреля на лицевой счет учреждения зачислены средства, перечисленные банком — эквайрером – 1 970,00 руб.
В назначении платежа оформленного банком платежного поручения отражена сумма удержанного комиссионного вознаграждения – 30,00 руб.
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
Хозяйственные операции | Сумма, руб. | Отражение в форме 0503737 | ||
---|---|---|---|---|
Дебет | Кредит | |||
220123510 заб.17.130 |
220531660 | 2 000,00 | Физическим лицом внесена плата за услуги учреждения с использованием банковской карты (через POS-терминал) | раздел 1 графа 6 строка 040 КОСГУ 130 |
220531560 | 240110130 | 2 000,00 | Отражено оказание услуг физическому лицу, начислен доход | |
240110130 | 230304730 | 305,08 (2 000,00 : 118% х 18%) | Начислен НДС | |
220111510 заб.17.510 | 220123610 заб.17.610 | 1 970,00 | На основании выписки из лицевого счета отражено зачисление на лицевой счет сумм в счет оплаты услуг (за вычетом комиссии банка) | раздел 3 графы 5,6 строки 710, 720 и 731,732 |
240120226 | 230226730 | 30,00 | Отражена сумма комиссии, причитающаяся банку согласно договору | |
230226830 | 220123610 заб.18.226 | 30,00 | Зачтено комиссионное вознаграждение банка | раздел 2 графа 6 строка 176 КОСГУ 226 |
Кстати последние 2 проводки с точки зрения Инструкций №174н, 183н (корреспонденция счета 020123000) можно провести, минуя счет расчетов 030226000, т.е. Дт 240120226 Кт 220123610. Поэтому выбор учреждения рекомендуется отразить в учетной политике. И еще обсудим выбранный счет затрат 240120226. Выбор его обусловлен тем, что расходы по процентам банка не включены в калькуляцию платных услуг учреждений, это внереализационные затраты, и они не формируют себестоимость услуги, поэтому счет 010900000 применять нецелесообразно.
Эквайринг в бюджетном учреждении — договор с коммерческим банком на оказание услуги, позволяющей государственной организации принимать деньги от населения через платежные терминалы. Сложность оформления обусловлена наличием лицевых счетов в Федеральном казначействе или в уполномоченной структуре субъекта России. Что говорит закон в отношении таких услуг? Какие возникают трудности? Рассмотрим эти вопросы подробно.
Позиция закона
Казенная структура проводит сделки с деньгами через ЛС. Последние открывается в одном из следующих органов:
- финансовой структуре субъекта РФ;
- государственном казначействе России.
С учетом сказанного открыть новый ЛС нельзя. Но закон не запрещает эквайринг в бюджетном учреждении, поэтому оформление договора с коммерческим банком не будет считаться нарушением законодательства. Такого же мнения придерживаются представители ЦБ и Минфина РФ. Это означает, что бюджетный эквайринг доступен в государственных учреждениях. При этом деньги будут поступать на уже имеющийся счет (обращаться в коммерческий банк нет необходимости).
Особенности бюджетного учета при эквайринге
Государственные учреждения принимают деньги от клиентов в пределах коммерческого направления. Такая схема доступна, если бизнес-деятельность казенной структуры подтверждается участником (учредителем), а прибыль поступает на бюджетный счет. Во избежание ошибок необходимо прописать правила эквайринговых операций в политике организации.
В бухгалтерском учете по эквайрингу казенных учреждений важно учесть такие нюансы:
- Время между оплатой пластиковой картой и зачислением средств на ЛС казенного учреждения может быть различным. Такие сделки могут проводиться в разные дни, поэтому для удобства важно использовать дополнительный счет.
- Учет комиссии банку. Платеж берется с денег, выплаченных клиентом. Таким способом финансовая структура получает плату за перевод денежных средств поставщику. В бюджетном учете комиссионный платеж отражается в промежуточной статье 226, характеризующие прочие услуги и работы.
Регистрация оборудования
Еще одна сложность для бюджетной организации — постановка техники для эквайринга на учет. Здесь доступно несколько путей:
- Бюджетная организация покупает оборудование. В такой ситуации техника отражается на основном счету (0 101 34 000), а сама сделка по приобретению аппаратуры указывается по КОСГУ 310.
- Получение устройств для эквайринга по арендному соглашению. Операция отмечается на забалансовом счету 01 (ЗС). Учет проводится по цене, указанной владельцем на базе акта-приема оборудования.
Если государственная организация останавливает деятельность по предоставлению эквайринговых услуг или покупает необходимую технику, тогда оборудование возвращается банку. Обязательное условие — составление акта приема-передачи. В документе подтверждается факт приема устройство по цене, которая принята по ЗС.
Проводки в бюджетной организации: пример для эквайринга
Рассмотрим пример, в котором государственная организация взяла в аренду эквайринговую технику. Составлен договор, позволяющий клиентам расплачиваться пластиковыми картами. В соглашении указаны такие условия:
- цена техники 65 т. р.;
- аренда (раз в месяц) — 0,8 т. р;
- комиссия — 1,5%;
- сумма, принятая за сутки — 120 т. р.;
- выставлен счет от банка на 1,8 тыс. р.
В таком случае эквайринг характеризуется следующими проводками (сведены в таблице).
Если банк взимает комиссию не раз в месяц, а по факту использования пластиковой карты, проводки в казенном учреждении имеют такой вид.
Итоги
Из сказанного видно, что оформление договора с банком-эквайером на предоставление услуг казенной организации реально. Главное учесть тонкости бухгалтерского учета и правильно отображать проводки в отчетной документации.
Пройдите тест и узнайте, какая онлайн-касса подойдёт именно для Вашего бизнеса!
Многие бюджетные учреждения предоставляют платные услуги. Для расчетов используют и наличные, и оплату по карте. В статье разберем эквайринговые операции в бюджетном учреждении, что к ним относится и как проводится оплата.
Эквайринг и муниципалитет
В случае с бюджетными учреждениями порядок взаимодействия с эквайрингом установлен Положением № 266-П Банка России. Чтобы совершать операции по эквайрингу, бюджетное учреждение обязано заключить договор с банком. После подписания бумаг организация сможет:
- получать деньги за товары, либо услуги;
- переводить средства другим организациям;
- проводить любые операции с пластиковыми картами.
Банк не имеет права снимать комиссию за предоставление с суммы платежа. Расходы на обслуживание и перевод ложатся на бюджетную организацию. После подписания договора банк устанавливает в учреждение оговоренное количество терминалов для эквайринга.
Процесс оплаты товаров и услуг по эквайрингу в бюджетном учреждении строго регламентировано:
- кассир прикладывает карту к терминалу, который считывает информацию о доступном остатке;
- после списания денег терминал выдает два слипа (чека): для покупателя и кассира;
- обе стороны подписывают чеки, слип с подписью покупателя остается в учреждении.
В конце рабочего дня организация передает в банк электронный журнал со списком всех проведенных за день операций по эквайрингу. На основании журнала банк подсчитывает сумму платежей и переводит на расчетный счет учреждения. Комиссия за предоставление услуг по эквайрингу не может превышать 3% от суммы проведенного платежа. Дата и размер выплат оговариваются при заключении договора.