Эквайринг в бюджетном учреждении

Эквайринг в бюджетном учреждении

Оплата товаров, услуг пластиковыми картами — это удобно. Все чаще POS-терминалы встречаются в бюджетных организациях. Чем отличается эквайринг в бюджетных учреждениях от обычных торговых точек?

Особенности эквайринговых операций в бюджетном учреждении

Бюджетной считается организация, созданная РФ, муниципальным образованием для услуг, работ, направленных на реализацию предусмотренных законодательством России полномочий в научной сфере, здравоохранении, культуре, соцзащите, физической культуре, спорте.

Ранее для оплаты услуг НКО, например, за выдачу паспорта, для перечисления средств за правонарушение и др. плательщику нужно было пойти в Сбербанк, оплатить квитанцию или перечислить определенную сумму на реквизиты бюджетника. Сейчас для проведения безналичных расчетных операций бюджетные учреждения используют POS-терминалы для перечисления средств пластиковыми картами.

Чтобы организация-бюджетник могла проводить безналичные операции через терминалы, необходимо:

  • Заключить договор с банком-эквайером.
  • По договору банк устанавливает специальное оборудование в местах оплаты государственных, муниципальных услуг. POS-терминалы могут принимать платежные карты с чип-модулями, бесконтактные и карточки с магнитной полосой.

Для предоставления эквайринга бюджетникам, ООО, ИП (предприятиям с различной формой собственности) банк использует собственный процессинговый центр или ПЦ другого финансово-кредитного учреждения. Эквайеры осуществляют обслуживание клиентов через такие платежные системы:

  • Mastercard;
  • Visa;
  • Diners;
  • Rapida;
  • «Мир».

Механизм и тарифы на эквайринг в бюджетном учреждении

Банковские учреждения не разделяют организации на коммерческие/ некоммерческие. По договору эквайрингового обслуживания учреждению выдается специальное оборудование, расходные материалы. Может дополнительно заключаться договор аренды терминалов или выкуп в рассрочку.

После установки терминала требуется техобслуживание, обучение сотрудников, постоянный доступ к интернету. Как правило, бюджетники выбирают терминалы совместно с банком на основе специфики деятельности и технических возможностей реализации эквайринга. Установка POS-терминалов, ПО выполняется эквайером.

Механизм оплаты услуг в НКО с помощью пластиковых карт:

  • сотрудник НКО (некоммерческой организации) или сам клиент активирует карточку, данные передаются в ПЦ;
  • после проверки остатка на р/с распечатывается слип — на не оставляют подпись сотрудник НКО, плательщик. В большинстве НКО подпись не требуется, а слип на этом этапе не распечатывается, далее вводится сумма оплаты.

В конце рабочего дня НКО передают эквайеру электронный журнал со всеми операциями. На основании предоставленных данных банк перечисляет НКО необходимую сумму на р/с. Зачисление денег по платежным операциям через POS-терминалы производится на р/с, открытый в банке-эквайере или в другой финансово-кредитной организации. Для ускорения зачисления денежных средств на расчетный счет НКО пользуются эквайрингом в рамках тарифных пакетов — в одном банке.

Банк-эквайер взимает за услуги комиссионное вознаграждение по договору. Комиссия находится в пределах 1,5-3% от суммы оплаты. Некоторые банки снижают тариф с увеличением оборота.

В эквайринговом обслуживании банки не разграничивают организации на коммерческие и некоммерческие. Учреждение-бюджетник выбирает обслуживающий банк на основании ФЗ № 44 от 05.04.2013 о госзакупках.

Эквайринг в бюджете

В бюджетной сфере эквайринг чаще всего применяется в бюджетных и автономных учреждениях в рамках их коммерческой деятельности. При использовании в казенных учреждениях предпринимательская деятельность должна быть согласована с учредителем. Доходы при этом будут поступать в соответствующий уровень бюджета, а не конкретному учреждению. Порядок учета операций по эквайрингу должен быть закреплен в учетной политике учреждения. Для примера можно воспользоваться аналогичными нормативными актами отраслевых ведомств. В бухгалтерском учете обратите внимание на несколько важных моментов. Первый — это разница во времени между оплатой через терминал и зачисление денежных средств на счета. Эти операции чаще всего происходят в разные дни, что вызывает необходимость использования промежуточного счета 201 23 «Денежные средства кредитной организации в пути». Вторую сложность вызывает учет комиссионного вознаграждения банку. При этом необходимо использовать КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

Маркова Маргарита, бухгалтер

Учет получения бюджетными (автономными) учреждениями денежной выручки при оплате клиентами-физическими лицами банковскими картами с 2015г.

Начиная с 2015г. изменился порядок учета выручки при оплате клиентами-физическими лицами услуг банковскими (пластиковыми) картами. Ранее в статье про некассовые операции я уже описывала такие хозяйственные операции с выделением услуг эквайринга (удержание банком процентов за операции по пластиковым картам через терминал). Теперь с учетом новых инструкций по сдаче отчетности учреждениям необходимо пересмотреть свою учетную политику в части операций по отражению выручки при оплате банковскими картами.

Проанализировав Приказ Минфина РФ №33н от 25.03.2011г. в редакции №172н от 29.12.2014г., а именно п.1.24 Приказа №172н, выявлены правила заполнения формы 0503737 по графе 6 «через банковские счета» в части раздела 1 «Доходы» — отражается весь прошедший доход через электронный терминал, в части раздела 2 «Расходы» — отражается списанная сумма процентов банка (услуги эквайринга), в части раздела 3 «Источники финансирования» — отражаются обороты по строкам 710, 720 и 731, 732.

В Инструкциях №174н и 183н также внесены изменения по учету на счете 020123000 «Денежные средства на банковских счетах в пути».

Рассмотрим пример и составим корреспонденцию счетов

Учреждение оказывает платные услуги населению.

8 апреля физическим лицом произведена оплата услуг с использованием банковской карты через POS-терминал, установленный в кассе учреждения — 2 000,00 руб.

В этот же день услуги физическому лицу были оказаны.

9 апреля на лицевой счет учреждения зачислены средства, перечисленные банком — эквайрером – 1 970,00 руб.

В назначении платежа оформленного банком платежного поручения отражена сумма удержанного комиссионного вознаграждения – 30,00 руб.

В бухгалтерском учете следует сделать записи:

Хозяйственные операции Сумма, руб. Отражение в форме 0503737
Дебет Кредит
220123510
заб.17.130
220531660 2 000,00 Физическим лицом внесена плата за услуги учреждения с использованием банковской карты (через POS-терминал) раздел 1 графа 6 строка 040 КОСГУ 130
220531560 240110130 2 000,00 Отражено оказание услуг физическому лицу, начислен доход
240110130 230304730 305,08 (2 000,00 : 118% х 18%) Начислен НДС
220111510 заб.17.510 220123610 заб.17.610 1 970,00 На основании выписки из лицевого счета отражено зачисление на лицевой счет сумм в счет оплаты услуг (за вычетом комиссии банка) раздел 3 графы 5,6 строки 710, 720 и 731,732
240120226 230226730 30,00 Отражена сумма комиссии, причитающаяся банку согласно договору
230226830 220123610 заб.18.226 30,00 Зачтено комиссионное вознаграждение банка раздел 2 графа 6 строка 176 КОСГУ 226

Кстати последние 2 проводки с точки зрения Инструкций №174н, 183н (корреспонденция счета 020123000) можно провести, минуя счет расчетов 030226000, т.е. Дт 240120226 Кт 220123610. Поэтому выбор учреждения рекомендуется отразить в учетной политике. И еще обсудим выбранный счет затрат 240120226. Выбор его обусловлен тем, что расходы по процентам банка не включены в калькуляцию платных услуг учреждений, это внереализационные затраты, и они не формируют себестоимость услуги, поэтому счет 010900000 применять нецелесообразно.

Эквайринг в бюджетном учреждении — договор с коммерческим банком на оказание услуги, позволяющей государственной организации принимать деньги от населения через платежные терминалы. Сложность оформления обусловлена наличием лицевых счетов в Федеральном казначействе или в уполномоченной структуре субъекта России. Что говорит закон в отношении таких услуг? Какие возникают трудности? Рассмотрим эти вопросы подробно.

Позиция закона

Казенная структура проводит сделки с деньгами через ЛС. Последние открывается в одном из следующих органов:

  • финансовой структуре субъекта РФ;
  • государственном казначействе России.

С учетом сказанного открыть новый ЛС нельзя. Но закон не запрещает эквайринг в бюджетном учреждении, поэтому оформление договора с коммерческим банком не будет считаться нарушением законодательства. Такого же мнения придерживаются представители ЦБ и Минфина РФ. Это означает, что бюджетный эквайринг доступен в государственных учреждениях. При этом деньги будут поступать на уже имеющийся счет (обращаться в коммерческий банк нет необходимости).

Особенности бюджетного учета при эквайринге

Государственные учреждения принимают деньги от клиентов в пределах коммерческого направления. Такая схема доступна, если бизнес-деятельность казенной структуры подтверждается участником (учредителем), а прибыль поступает на бюджетный счет. Во избежание ошибок необходимо прописать правила эквайринговых операций в политике организации.

В бухгалтерском учете по эквайрингу казенных учреждений важно учесть такие нюансы:

  1. Время между оплатой пластиковой картой и зачислением средств на ЛС казенного учреждения может быть различным. Такие сделки могут проводиться в разные дни, поэтому для удобства важно использовать дополнительный счет.
  2. Учет комиссии банку. Платеж берется с денег, выплаченных клиентом. Таким способом финансовая структура получает плату за перевод денежных средств поставщику. В бюджетном учете комиссионный платеж отражается в промежуточной статье 226, характеризующие прочие услуги и работы.

Регистрация оборудования

Еще одна сложность для бюджетной организации — постановка техники для эквайринга на учет. Здесь доступно несколько путей:

  1. Бюджетная организация покупает оборудование. В такой ситуации техника отражается на основном счету (0 101 34 000), а сама сделка по приобретению аппаратуры указывается по КОСГУ 310.
  2. Получение устройств для эквайринга по арендному соглашению. Операция отмечается на забалансовом счету 01 (ЗС). Учет проводится по цене, указанной владельцем на базе акта-приема оборудования.

Если государственная организация останавливает деятельность по предоставлению эквайринговых услуг или покупает необходимую технику, тогда оборудование возвращается банку. Обязательное условие — составление акта приема-передачи. В документе подтверждается факт приема устройство по цене, которая принята по ЗС.

Проводки в бюджетной организации: пример для эквайринга

Рассмотрим пример, в котором государственная организация взяла в аренду эквайринговую технику. Составлен договор, позволяющий клиентам расплачиваться пластиковыми картами. В соглашении указаны такие условия:

  • цена техники 65 т. р.;
  • аренда (раз в месяц) — 0,8 т. р;
  • комиссия — 1,5%;
  • сумма, принятая за сутки — 120 т. р.;
  • выставлен счет от банка на 1,8 тыс. р.

В таком случае эквайринг характеризуется следующими проводками (сведены в таблице).

Если банк взимает комиссию не раз в месяц, а по факту использования пластиковой карты, проводки в казенном учреждении имеют такой вид.

Итоги

Из сказанного видно, что оформление договора с банком-эквайером на предоставление услуг казенной организации реально. Главное учесть тонкости бухгалтерского учета и правильно отображать проводки в отчетной документации.

Пройдите тест и узнайте, какая онлайн-касса подойдёт именно для Вашего бизнеса!

Многие бюджетные учреждения предоставляют платные услуги. Для расчетов используют и наличные, и оплату по карте. В статье разберем эквайринговые операции в бюджетном учреждении, что к ним относится и как проводится оплата.

Эквайринг и муниципалитет

В случае с бюджетными учреждениями порядок взаимодействия с эквайрингом установлен Положением № 266-П Банка России. Чтобы совершать операции по эквайрингу, бюджетное учреждение обязано заключить договор с банком. После подписания бумаг организация сможет:

  • получать деньги за товары, либо услуги;
  • переводить средства другим организациям;
  • проводить любые операции с пластиковыми картами.

Банк не имеет права снимать комиссию за предоставление с суммы платежа. Расходы на обслуживание и перевод ложатся на бюджетную организацию. После подписания договора банк устанавливает в учреждение оговоренное количество терминалов для эквайринга.

Процесс оплаты товаров и услуг по эквайрингу в бюджетном учреждении строго регламентировано:

  • кассир прикладывает карту к терминалу, который считывает информацию о доступном остатке;
  • после списания денег терминал выдает два слипа (чека): для покупателя и кассира;
  • обе стороны подписывают чеки, слип с подписью покупателя остается в учреждении.

В конце рабочего дня организация передает в банк электронный журнал со списком всех проведенных за день операций по эквайрингу. На основании журнала банк подсчитывает сумму платежей и переводит на расчетный счет учреждения. Комиссия за предоставление услуг по эквайрингу не может превышать 3% от суммы проведенного платежа. Дата и размер выплат оговариваются при заключении договора.

Эквайринг в бюджетном учреждении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *