ПОСТАНОВЛЕНИЕ |
|
JÖП |
«11» июня 2019 года № 68
с. Майма |
О создании приемочной комиссии по приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг для муниципальных нужд Администрации муниципального образования «Майминский район» и проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом
В соответствии со статьей 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
постановляю:
1. Создать приемочную комиссию по приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг для муниципальных нужд Администрации муниципального образования «Майминский район» и проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом.
2. Утвердить прилагаемое Положение о комиссии по приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг для муниципальных нужд Администрации муниципального образования «Майминский район» и проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом.
3. Автономному учреждению редакция газеты «Сельчанка в Майминском районе» опубликовать настоящее Постановление в газете «Сельчанка».
4. Муниципальному казенному учреждению «Управление по обеспечению деятельности Администрации муниципального образования «Майминский район»:
— обеспечить ознакомление с настоящим Постановлением членов комиссии по приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг для муниципальных нужд Администрации муниципального образования «Майминский район» и проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом;
— разместить настоящее Постановление на официальном сайте муниципального образования «Майминский район» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Главы Администрации муниципального образования «Майминский район» М.А. Самыкову.
Глава муниципального образования
«Майминский район» Р.В. Птицын
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Администрации
муниципального образования
«Майминский район»
от «___» _______ 2019 г. № ___
Положение
о приемочной комиссии по приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг для муниципальных нужд Администрации муниципального образования «Майминский район» и проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом
I. Общие положения
1. В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Администрация муниципального образования «Майминский район» (далее — Заказчик) в ходе исполнения муниципального контракта обязана обеспечить приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг для муниципальных нужд Администрации муниципального образования «Майминский район» и проведения экспертизы результатов предусмотренных контрактом (далее — Положение) включая проведение экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом.
2. Настоящее Положение определяет порядок создания и деятельности приемочной комиссии по приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг для муниципальных нужд Администрации муниципального образования «Майминский район» и проведения экспертизы результатов предусмотренных Контрактом (далее — Приемочная комиссия) в рамках исполнения Контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а так же проведение экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, силами Заказчика.
3. В своей деятельности приемочная комиссия руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44), иными нормативными правовыми актами, решениями Приемочной комиссии, условиями и требованиями Контракта и настоящим Положением.
4. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, в случае, если закупка осуществляется у единственного Поставщика (Подрядчика, Исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктами 25, 25.1, 25.2, 25.3, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48, 50 — 54 части 1 статьи 93 ФЗ № 44. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы поставленных товаров, предусмотренных Контрактом.
II. Задачи и функции Приемочной комиссии
5. Основными задачами Приемочной комиссии являются:
а) установление соответствия поставленных товаров (работ, услуг) условиям и требованиям Контракта;
б) Приемочная комиссия принимает одно из следующих решений:
о надлежащем исполнении обязательств по контракту;
неисполнении или о ненадлежащем исполнении обязательств по контракту;
в) подготовка отчетных материалов о работе Приемочной комиссии.
6. Для выполнения поставленных задач Приемочная комиссия реализует следующие функции:
а) проводит анализ документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, на предмет соответствия указанных товаров (работ, услуг) количеству и качеству, ассортименту, годности, утвержденным образцам и формам изготовления, а также другим требованиям, предусмотренным государственным контрактом включая сроки поставки товара, оказания услуг, выполнения работ;
б) проводит анализ документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг Заказчику;
в) проводит анализ представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) отчетных документов и материалов, включая товарно-транспортные документы, накладные, документы завода изготовителя, инструкции по эксплуатации товара, паспорт на товар, сертификаты соответствия, доверенности, промежуточные и (или) итоговые акты о результатах проверки (испытания) материалов, оборудования на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и условиям Контракта (если такие требования установлены), а также устанавливает наличие предусмотренного условиями контракта количества экземпляров и копий отчетных документов и материалов;
г) доводит до сведения отдела контрактной службы Администрации муниципального образования «Майминский район» информацию о необходимости направления запросов поставщику (подрядчику, исполнителю) об отсутствии недостающих отчетных документов и материалов предусмотренных условиями Контракта, а также получением разъяснений по представленным документам и материалам;
д) по результатам проведенной приемки товаров (работ, услуг) в случае их соответствия условиям Контракта составляет документ Акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по Контракту (далее – Акт приемки) по форме согласно Приложению № 1 к настоящему Положению.
III. Порядок создания Приемочной комиссии
7. Персональный состав Приемочной комиссии определяется и утверждается на основании распоряжения Заказчика.
8. В состав Приемочной комиссии входит не менее 5 человек, включая председателя и других членов Приемочной комиссии. Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании Приемочной комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.
9. В состав Приемочной комиссии входят Председатель Приемочной комиссии, заместитель Председателя Приемочной комиссии, члены Приемочной комиссии, секретарь Приемочной комиссии.
10. Председатель Приемочной комиссии:
а) осуществляет руководство деятельностью Приемочной комиссии;
б) ведет заседание Приемочной комиссии;
в) распределяет свои полномочия с заместителем председателя Приемочной комиссии;
г) организует работу Приемочной комиссии;
д) контролирует выполнение решений Приемочной комиссии.
11. Заместитель Председателя Приемочной комиссии выполняет поручения председателя Приемочной комиссии, исполняет полномочия председателя Приемочной комиссии в случае его отсутствия.
12. Члены Приемочной комиссии участвуют во всех заседаниях Приемочной комиссии, осуществляют свои полномочия лично, передача полномочий члена Приемочной комиссии другим лицам не допускается.
13. Члены Приемочной комиссии имеют право излагать в письменной форме свое мнение, которое, в случае полного или частичного несогласия с принятым на заседании Приемочной комиссии решением, прилагается к протоколу заседания Приемочной комиссии, а также заносится в Акт приемки за подписью этого члена Приемочной комиссии.
14. Секретарь Приемочной комиссии осуществляет:
а) подготовку заседаний Приемочной комиссии, включая оформление и рассылку необходимых документов, информирование членов Приемочной комиссии по всем вопросам, относящимся к их функциям, в том числе извещение лиц, принимающих участие в работе Приемочной комиссии, о времени и месте проведения заседаний и обеспечивает членов Приемочной комиссии необходимыми материалами;
б) иные действия организационно-технического характера в соответствии с настоящим Положением;
в) в отсутствие секретаря Приемочной комиссии, его обязанности и функции в соответствии с настоящим Положением осуществляет любой член Приемочной комиссии, уполномоченный на выполнение таких функций Председателем Приемочной комиссии.
15. Приемочная комиссия вправе:
а) в случае необходимости приглашать специалистов структурных подразделений Заказчика на заседание Приемочной комиссии без предоставления права голоса;
б) запрашивать и получать в установленном порядке иную информацию от структурных подразделений Заказчика, необходимую для работы Приемочной комиссии;
в) получать материалы, предусмотренные Контрактом;
г) привлекать представителей поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при рассмотбрении результатов исполнения Контракта;
д) решать другие вопросы при проведении приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных Контрактом.
IV. Решения Приемочной комиссии
16. Внеочередные заседания Приемочной комиссии могут проводиться в очной или заочной форме. Конкретную форму внеочередного заседания определяет Председатель Приемочной комиссии при принятии решения о его созыве. По результату заседания Приемочная комиссия выносит решение о приемке товара (работы, услуги) в порядке и в сроки установленные Контрактом.
При этом заседания, на которых рассматриваются вопросы, требующие непосредственного обсуждения, а также вопросы, рассмотрение которых должно проводиться с участием приглашенных лиц, проводятся в очной форме.
Заседания в заочной форме могут проводиться для принятия оперативных решений, необходимых для эффективной работы Приемочной комиссии.
17. Решения Приемочной комиссии правомочны, если в работе комиссии участвуют не менее половины количества её членов.
18. Приемочная комиссия принимает решения открытым голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии. В случае равенства голосов Председатель Приемочной комиссии имеет решающий голос.
19. По итогам проведения приёмки товаров (работ, услуг) Приемочной комиссией принимается одно из следующих решений:
а) товары поставлены, работы выполнены, услуги исполнены полностью в соответствии с условиями и требованиями Контракта и (или) предусмотренной им нормативной, технической и иной документации и подлежат приёмке;
б) если по итогам приёмки товаров (работ, услуг) выявлены замечания по поставке (выполнению, оказанию) товаров (работ, услуг), которые поставщику (подрядчику, исполнителю) следует устранить в установленные Контрактом сроки;
в) товары не поставлены, работы не выполнены, услуги не оказаны либо товары поставлены, работы выполнены, услуги исполнены с существенными нарушениями условий контракта договора и (или) предусмотренной им нормативной, технической и иной документации и не подлежат приемке.
20. Решение Приемочной комиссии оформляется Актом приемки, который подписывается членами Приемочной комиссии, участвующими в приемке товаров (работ, услуг) и утверждается Главой муниципального образования «Майминский район». Если член Приемочной комиссии имеет особое мнение, оно заносится в документ о приемке Приемочной комиссии за подписью этого члена Приемочной комиссии.
21. Если Приемочной комиссией будет принято решение о невозможности осуществления приемки товаров (работ, услуг), то Заказчик, в сроки определенные Контрактом, направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) в письменной форме мотивированный отказ от подписания Акта приемки.
22. Приемочная комиссия принимает решение о приемке товара (работы, услуги) с учетом результатов экспертизы проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям и требованиям Контракта.
23. Приемочная комиссия вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
24. Члены Приемочной комиссии, осуществляющие приемку товара, работы либо услуги по количеству, качеству и комплектности, должны удостоверить своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием. Запись в документах о приемке данных, не установленных непосредственно членами Приемочной комиссии, запрещается.
V. Порядок проведения экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта
25. В соответствии с ФЗ № 44 для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям и требованиям Контракта Заказчик проводит экспертизу.
Экспертиза по результатам исполнения Контракта проводится до момента подписания документа о приемке товаров, выполнение работ, оказание услуг.
В случае, когда контрактом предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, экспертиза результатов и их приёмка проводится по окончании каждого такого этапа.
26. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, в разрешенных действующим законодательством случаях может проводиться Заказчиком своими силами или к её проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
27. В целях проведения экспертизы силами Заказчика, распоряжением Заказчика назначаются специалисты из числа сотрудников Заказчика, обладающих соответствующими знаниями, опытом, квалификацией для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям и требованиям Контракта (далее — специалисты), а также сотрудников структурного подразделения Заказчика, подавших заявку на проведение процедуры закупки (далее – инициатор закупки).
28. Специалисты Приемочной комиссии назначаются Заказчиком для оценки результатов конкретной закупки, либо может действовать на постоянной основе. Специалисты для оценки результатов конкретной закупки, назначаются распоряжением Заказчика, в таком распоряжении указываются реквизиты Контракта, результаты которого подлежат оценке, а так же указываются сроки проведения экспертизы и формирования экспертного заключения.
29. Специалисты, назначенные для оценки результатов конкретной закупки, проводят экспертизу исполнения контракта и по ее результатам составляют экспертное заключение в соответствии с приложением № 2 к настоящему Положению.
30. Для проведения экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом, специалисты имеют право запрашивать у Заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта и отдельным этапам исполнения контракта.
31. Результаты экспертизы, оформленные в соответствии Приложением № 2 к настоящему Положению (экспертное заключение), подписанные проведшими экспертизу специалистами должны быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
32. Экспертное заключение должно содержать информацию о соответствии/не соответствии поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг требованиям, объему и качеству, установленным Контрактом.
33. Экспертное заключение прикладывается к Акту приемки товаров (работ, услуг) составленному Приемочной комиссией.
34. В случае если по результатам экспертизы выявлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, в экспертном заключении может содержаться предложение об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
35. Экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги может проводиться как Приемочной комиссией, так и силами инициатора закупки в соответствии с настоящей главой Положения.
36. В случае если Заказчик осуществляет экспертизу собственными силами посредством оценки соответствия поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, требованиям контракта, единолично работником инициатора закупки, уполномоченным на приемку товара, работы, услуги, составление отдельного документа для оформления результатов экспертизы не требуется.
37. Результаты такой экспертизы оформляются визированием (подписанием) уполномоченным работником Заказчика товаросопроводительных документов, в том числе накладной, акта о приемке товаров и счета-фактуры (при необходимости), которые и будут являться результатом экспертизы, осуществляемой силами Заказчика.
VI. Обязанности членов Приемочной комиссии, специалистов, экспертов, экспертных организаций
38. Члены Приемочной комиссии, специалисты, эксперты, экспертные организации обязаны:
а) знать и руководствоваться в своей деятельности требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
б) не допускать разглашений сведений, ставших им известными в ходе проведения экспертизы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации;
в) соблюдать иные обязательства и требования, установленные Законом о контрактной системе.
VII. Ответственность членов Приемочной комиссии, специалистов, экспертов, экспертных организаций
39. Члены Приемочной комиссии, специалисты, эксперты, экспертные организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в следующих случаях:
а) за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения;
б) за предоставление заведомо ложного экспертного заключения;
в) в иных случаях неисполнения обязательств, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
г) действие (бездействие) Приемочной комиссии, специалистов, экспертов, экспертных организаций могут быть обжалованы в судебном порядке.
40. Член Приемочной комиссии, допустивший нарушение законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (и) или настоящего Положения, может быть заменен по решению заказчика.
41. В случае если члену Приемочной комиссии станет известно о нарушении порядка приемки товаров, работ, услуг, закупаемых для нужд Заказчика, член Приемочной комиссии обязан письменно сообщить о данном нарушении Председателю и (или) Заказчику в течении одного дня с момента, когда он узнал о таком нарушении.
42. Члены Приемочной комиссии, специалист, эксперт, экспертная организация, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также положений настоящего положения, несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VIII. Заключительные положения
43. Сроки действия Положения определяются необходимостью деятельности Приемочной комиссии.
44. При изменении нормативно-правовых документов в данное Положение могут вноситься изменения и дополнения.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Положению
о Приемочной комиссии, проведения экспертизы в части соответствия условиям муниципального контракта при приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг для муниципальных нужд Администрации муниципального образования «Майминский район»
Утверждаю:
Глава муниципального образования «Майминский район»
______________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
АКТ
приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по контракту от ______ № ________
с. Майма «__»________ 20__ г.
Предмет контракта: _________________________________________
_________________________________________________________________
Цена контракта: ________________________________________________________________
________________________________________________________________;
(указывается цена контракта цифрами и прописью)
Наименование товаров (работ, услуг): _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
(указать конкретный товар, работу, услугу или этап в соответствии с контрактом)
Цена товара (работы, услуги): ________________________________________________________________
_________________________________________________________________
(указать стоимость конкретного товара, работы, услуги или этапа в соответствии с контрактом цифрами и прописью).
Мы, нижеподписавшиеся члены Приемочной комиссии, составили настоящий акт о том, что:
а) товары поставлены, работы выполнены, услуги оказаны полностью в соответствии с условиями и требованиями контракта и (или) предусмотренной им нормативной, технической и иной документации и подлежат приемке;
б) по итогам приемки товаров (работ, услуг) выявлены замечания по поставке (выполнению, оказанию) товаров (работ, услуг), которые поставщику (подрядчику, исполнителю) следует устранить в установленные контрактом сроки. Перечень замечаний приведен в приложении к настоящему Акту;
в) товары поставлены, работы выполнены, услуги оказаны с существенными нарушениями условий контракта и (или) предусмотренной им нормативной, технической и иной документации и не подлежат приемке. Перечень нарушений приведен в приложении к настоящему Акту.
Приложения к Акту: _________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Решение Приемочной комиссии:________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Результаты голосования:
«За» _______________________________________________________
____________________________________________________________
«Против» ________________________________________________
____________________________________________________________
«Воздержались» ____________________________________________
____________________________________________________________
Председатель ___________________________
Члены комиссии
____________________________
___________________________
___________________________
____________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Положению
о Приемочной комиссии, проведения экспертизы в части соответствия условиям муниципального контракта при приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг для муниципальных нужд Администрации муниципального образования «Майминский район»
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я (мы), _____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(ФИО, замещаемая должность)
Изучив представленные:_____________________________________________
(указать наименование поставщика, подрядчика, исполнителя)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(обоснование позиции специалиста с учетом соответствия контракту представленных результатов)
В ходе оценки результатов исполнения контракта были выявлены следующие недостатки, не препятствующие приемке: _________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (заполняется в случае выявления нарушений требований контракта, не препятствующих приемке)
В целях устранения выявленных недостатков предлагается:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(заполняется в случае наличия у специалиста соответствующих предложений о способах и сроках устранения недостатков)
в течение _________________.
На основании вышеизложенного рекомендую принять результаты исполнения по контракту, отказаться от приемки результатов исполнения по контракту.
Бесплатный курс Попробуйте формат обучения в Контур.Школе. Видео. Тесты. Сертификат. Для заказчиков и поставщиков Программа
Содержание
- Для чего и в каких случаях проводится экспертиза по 44-ФЗ
- Что проверяют эксперты при приемке?
- Когда и как отказать в приемке
- С помощью экспертов или своими силами?
- Экспертиза силами экспертной организации
- Экспертиза своими силами
- Ответственность для должностных лиц при приемке продукции
- Экспертиза по контракту в рамках Закона № 44-ФЗ
- Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза?
- Как оформляется проведение экспертизы?
- Кто уполномочен проводить экспертизу?
- В каких случаях обязательно проведение «внешней экспертизы»?
- Где размещаются результаты проведенной экспертизы?
- Ответственность экспертов
- Цену закупаемого бензина заказчики рассчитают по формуле
- ориентировочное значение цены контракта
- формулу цены и максимальное значение цены контракта.
- ФОРМУЛА ЦЕНЫ
- Новые записи:
Для чего и в каких случаях проводится экспертиза по 44-ФЗ
В законе 44-ФЗ говорится, что заказчик должен провести экспертизу при приемке товара либо результатов выполнения работ, оказания услуг. Приемка товаров и услуг по 44-ФЗ — этап достаточно важный, так как от грамотно проведенной, с точки зрения закона, приемки, во многом зависит возможность защиты интересов заказчика, в том случае, если предоставленный поставщиком товар или оказанная услуга не соответствуют условиям контракта.
Но не по всем контрактам нужно проводить экспертизу. Исключение — контракты, которые были заключены до принятия Закона 44-ФЗ.
В случае, когда контрактом предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, экспертиза результатов и их приёмка проводится по окончании каждого такого этапа.
«Управление государственными и муниципальными закупками» – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для заказчиков.
Что проверяют эксперты при приемке?
На что необходимо обратить внимание при проведении экспертизы? В первую очередь, на надлежащее качество и объем поставленных товаров (оказанных услуг, выполненных работ). Проверка качества может быть:
- сплошная — то есть, проверяется вся продукция
- выборочная — проверяется определенная часть товара с распространением результатов проверки на всю партию, если это обусловлено техническими регламентами, ГОСТами, ТУ, особыми условиями поставки или контрактом.
Одновременно с проверкой товара по качеству производится проверка комплектности, маркировки, соответствия тары и упаковки требованиям технических регламентов, ГОСТов, ТУ, образцам.
Далее стоит проверить подлинность всех необходимых для проведения экспертизы документов, предоставляемых поставщиком: счета, накладные, акты приемки товара, спецификации и другие. Все документы должны иметь отношение к товару, по которому проводится экспертиза и этот момент тоже стоит проверить. Если эксперт затрудняется установить данное обстоятельство или у него появляются сомнения, он должен в своем заключении сделать пометку и указать причины.
Если нет всех необходимых документов, то эксперт докладывает об этом руководителю, который принимает решение о дальнейшем проведении экспертизы проведения экспертизы.
Ряд товаров и услуг могут быть полностью оценены только в процессе потребления или окончательного исполнения (бензин, пищевая продукция, перчатки, реактивы, ремонт оборудования и другое). В таком случае эксперт имеет право оценивать качество продукции, ориентируясь на мнение и претензии непосредственных потребителей товаров и услуг.
Если по итогам экспертизы заказчик примет решение о том, что все соответствует условиям контракта, подписываются документы о приемке. Как правило, это товарная накладная или акт выполненных работ, оказанных услуг. Составлять другие документы о том, что товар (работы, услуги) соответствует заявленным требованиям, закон о контрактной системе не требует.
Если по итогам приемки выявляются недостатки, несоответствия условиям контракта, составляется протокол разногласий, акт расхождений, или другой документ в произвольной форме.
Когда и как отказать в приемке
Если при проведении экспертизы заказчик обнаружит, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара. Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика.
Так как законом не утверждена форма таких документов, составляются они в произвольной форме. В них указывается, какие именно выявлены недостатки по количеству, комплектности, объему, качеству или безопасности, не соответствующие требованиям, установленным контрактом (ч. 3 и 7 ст. 94 закона 44-ФЗ).
Кроме того, рекомендуем отразить следующие сведения:
- заключение приемочной комиссии с учетом выводов эксперта;
- подписи членов приемочной комиссии.
Также следует прописать требование о поставке товара, соответствующего условиям контракта, и сроки, в которые поставщик должен поставить в адрес заказчика требуемый товар. Все эти документы должны быть оформлены в сроки, установленные законом или контактом для принятия товара.
Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки Госзаказ, дает рекомендации заказчикам, когда следует отказать в приемке товара. Смотрите отрывок от вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 2».
В случае неисполнения поставщиком требований заказчика, последний имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, при условии, что такая возможность была предусмотрена контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Свое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней обязан разместить в ЕИС. В такой же срок заказчик обязан уведомить поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении. Свое решение заказчик может направить любым из способов, где можно получить уведомление о получении документов: по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, телеграммой либо посредством факсимильной связи, по адресу электронной почты, с использованием иных средств связи и доставки.
По истечении 10 дней с даты уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракта, решение заказчика вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Но, если поставщик устранит все замечания в течение 10-дневного срока, то заказчик обязан отменить свое решение о расторжении контракта. Данное правило действует только в случае однократного нарушения поставщиком) условий контракта.
С помощью экспертов или своими силами?
Заказчик обязан привлечь экспертов, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч.4 ст.94 № 44-ФЗ).
Исключения:
- закупка услуг экспертов, экспертных организаций
- закупки по основаниям, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48 части 1 статьи 93
- предметом закупки является разработка проектной документации объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, уже прошедшие обязательную государственную или негосударственную экспертизу.
Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Заказчик обязан привлечь экспертов в этих случаях.
Во всех остальных случаях заказчик сам принимает решение, привлекать экспертов или проводить экспертизу своими силами. Послушайте, что говорит по этому поводу Станислав Грузин.
Экспертиза силами экспертной организации
Заказчик может провести экспертизу с привлечением экспертов или экспертных организаций (ч. 3 ст. 94 Закона 44-ФЗ).
Не все лица могут быть допущены к проведению экспертизы. Перечень таких лиц содержится в ст. 41 закона 44-ФЗ. Например, это работники заказчика и поставщика, даже уволенные менее, чем два года назад, близкие родственники, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок.
Если среди экспертов оказались люди, которые не могут быть допущены к экспертизе, заказчик должен заменить такого эксперта или экспертную организацию (ч. 4 ст. 41 Закона 44-ФЗ). Конечно, это, скорее всего, повлечет дополнительные затраты и временные задержки. Можно включить в документацию о закупке следующее положение: эксперт признает, что не является лицом, которое не может привлекаться к проведению экспертизы и несет ответственность за предоставление недостоверных сведений. Это позволит заказчику в случае выявления нарушений расторгнуть договор с экспертом и провести новую закупку.
Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки системы Госзаказ, делится опытом и рассказывает, что делать, если экспертизу провело некомпетентное лицо. Перед вами отрывок из вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 1».
Так же, к экспертам можно установить следующие требования, хотя они и не прописаны в 44-ФЗ, например:
- образование,
- стаж работы по специальности,
- проведение определенного количества экспертиз,
- знание законодательства в области промышленной безопасности.
Привлечение внешних экспертов можно оформить различными видами документов:
- договор с экспертной организацией,
- во избежание недоразумений с поставщиком стоит разработать приказ или регламент, регламентирующие процесс приемки,
- приказ или распоряжение о назначении ответственного за приемку лица от Заказчика,
- уведомление о допустимости участия эксперта для того, чтобы уведомить поставщика о привлечении внешних экспертов,
- экспертное заключение, в результате чего заказчик либо принимает товар, либо отказывает в приемке.
Содержание контракта на экспертные услуги
В Законе № 44-ФЗ отсутствуют указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией. Такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке.
В контракте рекомендуется указать:
- обязательные условия для включения в контракт;
- функции и полномочия эксперта, экспертной организации, предмет экспертизы;
- условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
- вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
- срок проведения экспертизы, который не должен превышать срок поставки по контракту;
- ответственность сторон;
- утвержденные формы документов: рекламации, акты приемки-передачи и т.д.;
- рекомендуемые случаи привлечения внешних экспертов. Например, когда необходимо провести экспертизу крупномасштабных проектов и специалисты заказчика не имеют возможности без задержки сроков и с надлежащим качеством выполнить приемку. Либо при необходимости привести приемку объектов интеллектуальной собственности, при отсутствии собственных компетентных специалистов.
Экспертиза своими силами
Внутренняя экспертиза или экспертиза своими силами помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку и быть уверенным в надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
Законом № 44-ФЗ не предусмотрены конкретные требования к экспертам организации. Внутренним экспертом может быть любое должностное лицо заказчика, которого приказом или распоряжением назначил руководитель. Экспертами могут быть также члены закупочной комиссии, сотрудники контрактной службы, контрактные управляющие.
Есть много писем Минэкономразвития РФ, которые разъясняют порядок проведения внутренней экспертизы. Например, из письма Минэкономразвития России от 11 апреля 2014 г. № Д28и-477 следует, что заказчик не обязан иметь в штате экспертов по конкретным направлениям экспертизы.
Как оформить результаты внутренней экспертизы и приемки
Что касается оформления результатов внутренней экспертизы, то в законе 44-ФЗ такие требования не прописаны. Но есть письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28И-1889, в котором сказано, что требования ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ (необходимость прилагать к отчету заключение по результатам экспертизы) не распространяются на случаи, когда экспертиза проводится силами заказчика без привлечения сторонних экспертов.
Данные внутренней экспертизы можно оформить как отдельным документом (например, подготовить заключение по итогам проведенной экспертизы), так и с помощью внесения данных об экспертизе в документ о приемке (например, в товарную накладную, либо акт сдачи-приемки).
В документе о приемке нужно указать, как проводили экспертизу — с помощью экспертов, экспертных организаций или своими силами, также указать результаты экспертизы. Обязательно должны присутствовать подписи каждого из членов приемочной комиссии, которую утверждает руководитель. Если экспертиза проводилась своими силами, то документ подписывает руководитель или представитель заказчика (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
Заказчик на основании проведенной экспертизы принимает решение о соответствии условиям контракта. Если его все устраивает, то он ставит свою подпись на акте приемки товара по 44-ФЗ, работ и услуг.
Акт приемки товара должен содержать:
- перечень работ, услуг и товаров с указанием стоимости;
- составленное на основании экспертизы заключение приемочной комиссии;
- при несоответствии — указывается информация обо всех недостатках;
- подпись представителя комиссии, который уполномочен её ставить;
- документы и выводы экспертизы;
- если исполнитель отказывается ставить подпись на акте о приемке товара по 44-ФЗ, работы или услуги, возможно проведение приемки заказчиком выполненных работ или предоставленных товаров и услуг в одностороннем порядке.
По результатам проведения экспертизы эксперты оформляют заключение. Закон 44-ФЗ установил к заключению требования объективности, обоснованности и законности (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Заключение должно быть подписано экспертом или руководителем экспертной организации.
Порядок проведения экспертизы собственными силами
Поэтапно самостоятельное проведение экспертизы выглядит следующим образом:
- Издается приказ о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников в составе пяти или более компетентных специалистов. Обязательно нужно прописать существенные условия контракта: реквизиты, а также сроки его исполнения и этапность.
- В течение сроков, указанных в договоре, комиссия оценивает результат исполнения договора.
- По итогам работы, комиссия должна оформить документ о приемке. Например, акт приема-передачи, либо заключение по результатам работы комиссии. В нем должны быть отражены все выполненные работы, сроки исполнения поставщиком своих обязательств, наличие претензий какой-либо стороны.
- При выявлении несоответствия условиям контракта заказчик должен отказать в приемке товара до устранения нарушения поставщиком.
- После подведения итогов экспертизы заказчик отражает в отчете информацию о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
- Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС с приложением документа, сформированного по результатам работы экспертной комиссии.
Ответственность для должностных лиц при приемке продукции
При проведении экспертизы на соответствие условиям контракта на должностных лиц накладываются следующие виды штрафов согласно частям 8,9,10 статьи 32 КоАП РФ:
8. Несоблюдение требований законодательства РФ о проведении экспертизы поставленного товара или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.
9. Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.
10. Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.
Срок давности привлечения к административной ответственности по данным пунктам — 1 год со дня совершения административного правонарушения.
Экспертиза по контракту в рамках Закона № 44-ФЗ
28.05.2019
Согласно ч.3 ст.94 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу принимаемой продукции. Такая экспертиза должна проводиться своими силами («внутренняя экспертиза») либо к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации («внешняя экспертиза»).
Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза?
Закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться. Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.
Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно. Например, в случае заключения контракта по поставку электрической энергии заказчик должен подтвердить, что поставленная энергоснабжающей организацией электрическая энергия соответствием всем условиям заключённого контракта. Приведем еще один пример: поставка ГСМ. В данном случае также нет никаких оснований, чтобы экспертизу не проводить. Соответственно, перед подписанием акта сдачи-приемки заказчик должен удостовериться в том, что поставленный ему ГСМ полностью соответствует условиям заключенного контракта.
Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки продукции по контракту. Таким образом, экспертиза должна проводиться каждый раз перед подписанием заказчиком документа о приемке. Так, например, если по контракту предусмотрена ежемесячная приемка продукции, экспертиза должна проводиться ежемесячно в отношении той части продукции, которая принимается. Если продукция по контракту принимается ежедневно – экспертиза должна проводиться ежедневно перед каждой приемкой.
Недопустимо со стороны заказчика подтверждать соответствие принятой по контракту продукции после окончания срока действия контракта, т.е. «задним числом». Экспертиза во всех случаях должна проводиться до приемки продукции.
Как оформляется проведение экспертизы?
Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к оформлению экспертизы, проводимой заказчиком своими силами (в том числе не устанавливает требований к составлению каких-либо документов по результатам проведения такой экспертизы).
Вместе с тем, на практике довольно часто встречаются случаи, при которых заказчику необходимо подтвердить факт проведения экспертизы до осуществления приемки той или иной продукции. Просто подписание заказчиком документа о приемке недостаточно.
Факт проведения экспертизы может быть подтвержден несколькими способами. Например, путем проставления визы согласования на документе о приемке лицом, уполномоченным заказчиком на проведение экспертизы. Второй вариант – составление отдельного документа (например, экспертного заключения) таким лицом.
Проведение экспертизы может быть возложено на приемочную комиссию заказчика, если такая создана. В последнем случае в положении о такой комиссии следует указать, что она уполномочена не только на осуществление приемки продукции, но и на проведение ее экспертизы. При этом фактом, подтверждающим проведение экспертизы, является факт осуществление указанной комиссией приемки поставленной продукции, т.е. подписание документа о приемке. Возможны и иные способы и варианты подтверждения проведения экспертизы своими силами.
Если экспертиза проводится с привлечением внешних экспертов, экспертных организаций (прим.: случаи проведения «внешней экспертизы» с 31 июля 2019 года должны быть определены Правительством РФ (ч.4.1. ст.94 Закона № 44-ФЗ), но в настоящее время такой документ отсутствует), то результатом проведения такой экспертизы является экспертное заключение (ч.5 ст.94 Закона № 44-ФЗ). Содержание, порядок оформления экспертного заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом, экспертной организацией.
Кто уполномочен проводить экспертизу?
Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо. В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика. Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к. в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.
В отличие от членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, работников контрактной службы Закон № 44-ФЗ не предъявляет каких-либо требований к лицам, проводящим экспертизу от имени заказчика. Такие лица могут не иметь образования в сфере закупок. К сожалению, такие лица не во всех случаях являются специалистами в соответствующе предметной области. Однако, это не снимает с них ответственности, если в результате некачественно проведенной экспертизы заказчиком будет принята продукция, не соответствующая условиям заключенного контракта.
В случае проведения «внешней экспертизы» требования к внешним экспертам установлены ст. 41 Закона № 44-ФЗ. Важно отметить, что внешним экспертом, экспертной организацией может выступать физическое лицо (в том числе ИП), юридическое лицо, с которым заказчиком заключен договор на проведение экспертизы.
Требования к указанному договору два: 1) он должен быть возмездный; 2) он должен быть заключен на основании Закона № 44-ФЗ (не Закона № 223-ФЗ). Первое требование объясняется тем, что Закон № 44-ФЗ не регулирует заключение безвозмездных сделок и соглашений. Соответственно заключаемый с внешним экспертом, экспертной организацией контракт должен быть возмездным. Второе требование прямо предусмотрено ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.
К слову отметим, что контракт с внешним экспертом, экспертной организацией может быть заключен, например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения иных ограничений, установленных для данного способа закупки. Это также будет является заключением контракта по Закону № 44-ФЗ.
В каких случаях обязательно проведение «внешней экспертизы»?
Если заказчиком не проводится внутренняя экспертиза, должна проводиться экспертиза внешняя. И наоборот, при проведении внешней экспертизы внутренняя экспертиза не проводится. Объясняется это союзом «или», который использовал законодатель в ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.
Однако, в отдельных случаях Закон № 44-ФЗ предписывает проводить только внешнюю экспертизу. Как уже было отмечено выше, такие случаи должно определить Правительство РФ, но пока такой акт Правительства РФ отсутствует.
Где размещаются результаты проведенной экспертизы?
Результаты «внутренней» и «внешней» экспертизы не подлежат размещению в ЕИС. Нет также требований о размещении таких результатов в реестре контрактов. В связи с этим, результаты экспертизы, как и иные документы о закупке, хранятся у заказчика и должны быть предоставлены по требованию контролирующих органов.
Ответственность экспертов
Довольно часто возникает вопрос о том, какую же ответственность несет эксперт, экспертная организация? Для «внешних экспертов» ответственность прямо предусмотрена в законодательстве. От административной (ст. 7.32.6 КоАП РФ) до уголовной (ст. 200.6 УК РФ).
На «внутренних экспертов» указанные статьи не распространяются, т.к. в понятийном аппарате Закона № 44-ФЗ они не являются экспертами, экспертными организациями. «Внутренние эксперты» являются должностными лицами заказчика и проводят экспертизу от его имени. Такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством в зависимости от тяжести наступивших последствий в результате некачественно проведенной ими экспертизы.
Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!
Удачных закупок!
Заключение эксперта, как известно, является важным доказательством по делу, поэтому к нему законодательством предъявляется ряд требований, соблюдение которых экспертом обязательно.
Во-первых, стоит отметить, что согласно ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ «О ГСЭД»), заключением эксперта является письменный документ, в котором отражены ход проведенного экспертом исследования и полученные результаты. Таким образом, в случае назначения судом, следствием или органом дознания судебной экспертизы, документ, подготовленный экспертом по результатам проведенного им исследования должен носить наименование «Заключение эксперта», а не «Экспертное заключение», «Экспертиза» или как позволит фантазия у эксперта. При этом данное требование не относится к внесудебному исследованию, подготовленному на основании обращения физического или юридического лица специалистом, а не экспертом.
Основные требования, предъявляемые законодательством к оформлению заключения эксперта, изложены в ст. 25 ФЗ «О ГСЭД». В данной статье перечислены сведения, которые обязательно должны быть указаны в заключении эксперта. Рассмотрим каждое из них.
1) «время и место производства судебной экспертизы». Данное требование предусматривает отражение в заключении времени начала и окончания проведения исследования, при этом считается вполне допустимым указание не часов и минут, когда эксперт приступил к работе и окончил таковую, а точной даты. Требование статьи 204 УПК РФ более подробно, в соответствии с ним в заключении указывается «дата, время и место производства судебной экспертизы», т.е. считается обязательным указанием как точной даты начала и завершения экспертных работ, так и соответствующего времени.
В качестве места производства экспертизы указывается место проведения осмотра объекта исследования, если такое было осуществлено, а также место проведения основного исследования. То есть в заключении рекомендуется пояснить, где и в какое время был осуществлен осмотр, а где и в какое время проведено основное исследование и даны выводы.
В качестве типичной ошибки стоит упомянуть, что некоторыми экспертами указывается только время и место проведения осмотра исследуемого объекта, полагая, что вся экспертиза проводится именно во время осмотра. Данное суждение ошибочно, так как осмотр является составляющей экспертизы, а при указании времени проведения осмотра в качестве времени начала и окончания производства экспертизы, эксперт вводит суд и участников процесса в заблуждение, полагающих, что все исследование было подготовлено в течение одного-двух дней, сколько чаще всего длится осмотр объекта исследования. При этом в суде может возникнуть вопросы: как за такой короткий срок могло быть подготовлено объемное заключение или почему данное заключение было отправлено через месяц-два после окончания исследования?
2) «основания производства судебной экспертизы». Основанием производства экспертизы может являться определение суда или постановление суда, следователя, дознавателя о назначении судебной экспертизы, которое поступает в экспертное учреждение вместе с материалами дела. Сведения именно об этом документе должны быть отражены при составлении заключения эксперта, включая дату вынесения данного документа.
3) «сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу». Данный пункт требует указания наименования суда и Ф.И.О. судье, если экспертиза назначена судом, или Ф.И.О. следователя или дознавателя, если экспертиза назначена ими.
4) «сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы». Данный пункт, видимо, является наиболее трудновыполнимым, так как сведения, описанные в нем, чаще других забывают отразить эксперты в своих заключениях. Сведения о судебно-экспертном учреждении часто бывают ложными, например, указанное наименование организации не соответствует наименованию, отраженному в уставе организации и едином государственном реестре юридических лиц. В сведениях об эксперте иногда фигурируют инициалы вместо имени и отчества, что находится в противоречии с данными требованиями. Сведения об образовании эксперта часто бывают скупы, например, отражается только наличие высшего образование, что обоснованно вызывает сомнение в компетентности эксперта. Ложность сведений об образовании также встречается нередко, например, напротив специальности некоторые эксперты пишут «инженер-механик», что является квалификацией. В связи с изложенным, настоятельно рекомендуется экспертам изучить документы, подтверждающие наличие у них необходимого образования и излагать в точном соответствии с формулировками, указанными в данных документах. При отражении сведений о стаже работы нередко путаются понятия «стаж экспертной работы» и «стаж работы по специальности», ведь экспертной деятельностью многие лица начинают заниматься спустя продолжительного или непродолжительного времени работы в другой профессии, чаще всего близкой к экспертной специальности. Указание общего стажа работы или стажа работа по специальности в графе «стаж экспертной работы» является нарушением и сообщением ложной информации об эксперте, вводящей суд, следствие или дознание в заблуждение. Рекомендуется в заключении эксперта указывать как стаж экспертной работы, так и стаж работы по специальности, если данная специальность находится в какой-либо связи с видом или родом проводимой экспертизы. Сообщение данных сведений позволит получить суду наиболее полную картину о компетенции эксперта.
5) «предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения». Перед проведением исследования эксперт предупреждается руководителем экспертного учреждения по ст. 307 УК РФ об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем дает соответствующую подписку, причем данная подписка должна быть дана до того момента, когда эксперт приступил к работе. Типичной ошибкой является предупреждение эксперта о данной ответственности уже после начала исследования, и уже тем более после его завершения.
6) «вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов». Вопросы, поставленные следствием, дознанием или судом на разрешение эксперта, указываются в точном соответствии, как они были сформулированы лицом или органом, назначившем экспертизу. Хоть процессуально право переформулировки, корректировки вопросов эксперту не предоставлено, считается допустимым, если эксперт сформулирует вопрос в редакции, более понятной не только для него, но и для суда и участников процесса, которая позволит получить более четкий и категорический ответ на поставленный эксперту вопрос. Но при этом эксперт обязательно должен отразить в заключении вопрос в первоначальной редакции, дабы не вводить лиц, ознакамливающихся с заключением, в заблуждение, будто вопрос в данной трактовке был сформулирован судом. Также рекомендуется пояснить в заключении причину такой переформулировки.
7) «объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы». Эксперт описывает представленные ему на исследование материалы, включая количество томов и листов дела, что позволит в дальнейшем оценить, все ли необходимые материалы были представлены судом. Здесь же указывается представленный объект исследования. Подробное описание представленного объекта, включая индивидуализирующие признаки, позволяющие в дальнейшем идентифицировать объект, и описание его упаковки может быть проведено в исследовательской части, в приложения к заключению рекомендуется включить фототаблицу, в которой будет зафиксирован ход осмотра данного объекта. Проведение подробного осмотра, фотофиксация и указание индивидуализирующих признаков позволит суду убедиться, что эксперт исследовал именно необходимый объект.
8) «сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы». При проведении осмотра объекта экспертизы на месте его нахождения или в стенах судебно-экспертного учреждения могут присутствовать участники судебного процесса, которым данное право предоставлено соответствующим процессуальным законодательством. Так как в данном пункте ФЗ «О ГСЭД» не разъяснено, какие именно сведения должны быть отражены, рекомендуется хотя бы указать Ф.И.О. каждого лица и его правовой статус, а также должность, если лицо является представителем юридического лица.
9) «содержание и результаты исследований с указанием примененных методов». Эксперт должен отразить в своем заключении весь ход проведенного исследования с анализом полученных данных. Грубейшей экспертной ошибкой является формулирование выводов по поставленным эксперту вопросам без составления исследования, на основании которых данные выводы были получены. Суд в таком случае не может полноценно оценить заключение эксперта, так как и оценивать, по сути, нечего. Таким образом, отсутствие исследовательской части в заключении не дает возможность суду и другим лицам проверить обоснованность и достоверность полученных выводов. Примененные экспертом методы и использованные методики указываются в случае их действительного применения, т.к. некоторые классы и роды судебных экспертиз не имеют специальных зарегистрированных методик исследования в силу прогрессивного развития таких экспертиз.
10) «оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам». В заключении эксперта должен быть отражен не только ход проведенного исследования, но и дана его оценка. Подготовленные экспертом выводы должны быть им обоснованы. Из заключения должно быть понятно, на основании каких данных и какого анализа эксперт дал соответствующий вывод, изложение при этом должно быть последовательно и логично.
Требования к заключению эксперта, отраженные в ст. 86 ГПК, ст. 86 АПК, ст. 204 УПК, п.5 ст. 26.4 КоАП, очень сходны с требованиями ст. 25 ФЗ «О ГСЭД», в связи с чем их отдельный анализ не проводился. В качестве исключения можно лишь сообщить, что согласно ГПК, АПК и УПК в заключении эксперта могут быть отражены выводы об обстоятельствах, по поводу которых эксперту не были поставлены вопросы, но имеющих значение для дела. Это право эксперта в судебно-экспертной деятельности именуют «экспертной инициативой». Совершенно ошибочным является мнение экспертов, что в порядке инициативы эксперт может не отвечать на какой-либо вопрос, не имеющий по его мнению значения для дела. Эксперт, как известно, проводит исследование по всем поставленным перед ним вопросов, ему предоставлено право лишь расширить круг исследования, а не сузить его, при этом, несомненно, исследование не должно выходить за пределы экспертной компетенции, им не должна проводиться правовая оценка, даже в порядке инициативы эксперта.
Помимо требований, предъявляемых к оформлению заключению эксперта со стороны законодательства, существует ряд рекомендаций, изложенных в некоторых научных трудах и принятых в экспертной практике.
Во-первых, в водной части заключения рекомендуется указывать перечень используемых источников. Не является нарушением, но выглядит довольно нелепо перечисление в используемой литературе нормативно-правовых актов, к примеру, ФЗ «О ГСЭД», АПК, ГПК, УПК, КоАП и пр., требования которых должен знать эксперт при проведении судебной экспертизы в соответствующем виде судопроизводства, но он никак не может использовать полученную из них информацию в проведении экспертного исследования. В перечне используемой литературы указывается те источники, которые эксперт использовал при проведении исследования, или мнение авторов которых он учитывал при этом, а не все источники, имеющие хоть какое-то отношение к проведенной экспертизе.
Во-вторых, в заключении принято указывать род или вид экспертизы, а также указывается характер проведенной экспертизы (комиссионная или комплексная, в случае назначения ее проведения нескольким экспертам, дополнительная, при неполноте выводов основной экспертизы, и повторная, при возникновении сомнений в первичной экспертизе) и отражается, кем и когда были проведены предшествующие судебные экспертизы, какие выводы были в результате этого получены. Отсутствие в заключении наименования рода или вида проводимой экспертизы может быть расценено как незнание экспертом таких сведений.
Заключение эксперта для наглядности и легкости восприятия может быть дополнено иллюстрациями, фотографиями, схемами, таблицами, диаграммами, которые могут содержаться как в тексте исследования в порядке их применения, так и в приложениях к заключению, ссылка на которые указывается в исследовании.
Обращайтесь!
Мы делаем то, что работает на Вас!
Цену закупаемого бензина заказчики рассчитают по формуле
Опубликованное на Официальном интернет-портале правовой информации постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2018 № 387 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 19», предусматривает случаи, при которых в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.
Напомним, частью 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за Правительством Российской Федерации закреплена возможность установления перечня случаев, при которых вместо начальной (максимальной) цены контракта, заказчик в документации о закупке указывает:
ориентировочное значение цены контракта
или
формулу цены и максимальное значение цены контракта.
часть 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ
2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона».
Рассматриваемый нами сегодня документ предполагает внесение в постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 года № 19 абзаца, согласно которому, заказчики при закупке топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин (ОКПД 19.20.21), указывают в документации о закупке формулу цены и максимальное значение цены контракта.
Напомним, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года № 471-р, товары, входящие в класс 19.20 «Нефтепродукты», заказчики обязаны закупать в рамках аукциона в электронной форме (электронный аукцион).
Поскольку в вид «Топливо моторное, включая автомобильный и авиационный бензин» (ОКПД 19.20.21) включена категория «Топливо дизельное» (ОКПД 19.20.21.300), полагаем, что рассмотренные поправки справедливы и для случаев закупки дизельного топлива.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2018 года № 387 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 19» вступает в силу 12 апреля 2018 года.
Текст постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 года № 387 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 19»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2018 г. № 387
МОСКВА
О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 19
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
Дополнить постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 3, ст. 288; 2016, № 42, ст. 5928; 2017, № 21, ст. 3015) абзацем следующего содержания:
«заключение контракта на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин.».
Председатель Правительства
Российской Федерации Д. Медведев
ФОРМУЛА ЦЕНЫ
В целях реализации требований части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 13 января 2014 г. № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» заказчиком установлены в проекте контракта следующие положения:
- Максимальное значение Цены контракта, формула цены Контракта и порядок расчётов
2.2. Оплата по настоящему Контракту осуществляется путём перечисления денежных средств на расчётный счёт Поставщика за фактически поставленныйтовар на основании счета (счета-фактуры) и товарной накладной (универсальный передаточный документ (далее – УПД)), подписанной Сторонами, по следующей формуле цены Контракта:
где
ЦК – цена Контракта, определённая с использование настоящей формулы, которая не может превышать максимальное значение цены контракта (ЦК ⩽ ЦКmax);
Цi – отпускная цена Поставщика за единицу поставляемого Товара в месяце (периоде) поставки, указываемая Поставщиком в товарной накладной (УПД);
Пояснение: в качестве альтернативы можно предусмотреть возможность фиксации отпускной цены за единицу поставляемого Товара Цi в приложениях к Контракту (например, в протоколе согласования контрактной цены, спецификации на поставку товара и др.).
Vi – объём поставляемого Товара в месяце (периоде) поставки;
i– начальное значение (индекс суммирования), который равен значению суммируемых величин (Цi ∙ Vi) за 1 месяц поставки Товара;
n– конечное значение (диапазон суммирования), которое равно значению суммируемых величин за 2-ва месяца (периода) поставки, используемому при расчёте.
Пояснение: топливо по условиям приведённого примера поставляется в течение 2-х месяцев.
Поставщик предоставляет Заказчику счёт (счёт-фактуру) и товарную накладную (УПД) до 7-го числа месяца, следующего за отчётным.
Перечисление денежных средств осуществляется в течение 20 (двадцати) календарных дней со дня подписания товарной накладной (УПД) Заказчиком.
2.3. В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановлением Правительства РФ от 13 января 2014 г. № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта»Заказчик оплачивает стоимость Товара по формуле цены Контракта, указанной в пункте 2.2 Контракта, в пределах максимального значения цены Контракта, предусмотренного пунктом 2.1 настоящего Контракта.
Превышение Поставщиком максимального значения цены Контракта, указанной в пункте 2.1 настоящего Контракта, при поставке Товара оплачивается Поставщиком за его счёт.