Экономика общественного сектора

ответы на тест по Лыковой

Тестовые задания по дисциплине «Экономика общественного сектора»

1. Общественный сектор включает 3 подсектора:
а) государственный, коммерческий, смешанный
*б) государственный, добровольно-общественный, смешанный
в) государственный, смешанный, частный
г) государственный, общественный, смешанный

2. Чем выше уровень развития страны,
*тем выше доля общественного сектора в ВВП
тем ниже доля общественного сектора в ВВП
тем быстрее увеличивается доля общественного сектора в ВВП
тем медленнее увеличивается доля общественного сектора в ВВП

3. Масштабы общественного сектора определяются:
*а) объемом государственных доходов и расходов
б) уровнем развития рыночной экономики
в) привычными моделями поведения в обществе
с) сформированной системой институтов

4. Доля общественного сектора в экономике постоянно увеличивается в исторической перспективе согласно закону
*а) Вагнера
б) Эрроу
в) Коуза
г) Парето

5. К функциям общественного сектора относят:
*а) аллокационную, дистрибутивную, стабилизационную
б) дистрибутивную, стабилизационную, ситуативную
в) стабилизационную, структурную, аллокационную
г) аллокационную, дистрибутивную, структурную

6. Стабилизационная функция общественного сектора
а) корректирует размещение ограниченных ресурсов
б) осуществляет перераспределительные процессы
*в) отражает влияние государственных финансов на макроэкономическое равновесие

7. Ситуация, когда потребности в отдельных товарах и услугах не могут быть удовлетворены, называется:
а) неполнота информации
*б) неполнота рынков
в) асимметрия рынков
г) несовершенство рынка

8. Неравномерное распределение информации называется:
а) неполнота информации
*б) информационная асимметрия
в) недостоверная информация
г) несовершенство информации

9. Полная или частичная замена «хороших» товаров «плохими» называется:
а) риск недобросовестности
*б) тенденциозный отбор
в) неполнота рынков
г) неоптимальное поведение покупателей

10. Физическое воздействие одного процесса на другой называется:
а) неполнота рынков
б) асимметрия информации
*в) экстерналии
г) несостоятельность рынка

11. Введение корректирующих налогов и субсидий – это
*а) способ решения проблемы экстерналий
б) издержки пользования рыночным механизмом
в) издержки оппортунистического поведения
г) плата за риск недобросовестности

12. Способом решения проблемы экстерналий является:
а) нейтрализация риска недобросовестности
*б) интернализация внешних эффектов
в) ликвидация провалов рынка
г) наделение организаций исключительными правами

13. Интернализация внешних эффектов направлена на
полное устранение внешних эффектов
*нахождение оптимального уровня внешних эффектов
нейтрализацию оппортунистического поведения
нейтрализацию провалов рынка

14. При нулевых трансакционных издержкахрынок справляется с любыми внешними эффектами
а) теорема Мэя
б) теорема Эрроу
*в) теорема Коуза
г) теорема «второго лучшего»

15. Если в систему общего равновесия введено ограничение, которое препятствует достижению какого-либо условия Парето, то другие условия, хоть и достижимы, не являются желательными
а) теорема Мэя
б) теорема Эрроу
в) теорема Коуза
*г) теорема «второго лучшего»

16. В зависимости от дифференциации границ производства и потребления общественные блага могут быть:
а) делимые
б) смешанные
в) перегружаемые
*г) локальные

17. В зависимости от полноты выраженности свойств общественные блага могут быть:
*а) смешанные
б) делимые
в) вспомогательные
г) независимые

18. По способу зависимости благ друг от друга общественные блага делятся на:
а) делимые и неделимые
б) чистые и смешанные
*в) вспомогательные и взаимодополняющие
г) перегружаемые и исключаемые

19. Концепция общественных благ впервые была сформулирована:
а) Стиглицем
*б) Самуэльсоном
в) Пигу
г) Коузом

20. Автором теории оптимального размера групп (теории клубов) считается:
а) Р. Коуз
*б) Дж. Бьюкенен
в) П. Самуэльсон
г) Г. Таллок

21. Проблема «фрирайдера» обусловлена такими свойствами общественных благ, как
а) делимость и перегружаемость
*б) неделимость и неисключаемость
в) неделимость и неперегружаемость
г) независимость и неделимость

22. В качестве механизма решения проблемы «фрирайдера» предлагается:
а) модель Таккера
*б) модель Линдаля
в) концепция Олсона
г) теория Бьюкенена

23. Поведение, отвечающее критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности
а) модель Линдаля
б) концепция Олсона
*в) модель Такера
г) теория Бьюкенена

24. Равновесие в общественном секторе:
а) саморегулирующийся процесс
*б) бюджетное равновесие
в) зависит от ограничения доходов
г) налоговое равновесие

25. При оптимальном производстве общественного блага предельная норма трансформации этого блага в частное равна сумме замещения двух благ для всех индивидов, участвующих в их потреблении:
а) равновесие Линдаля
*б) условие Самуэльсона
в) критерий Парето
г) критерий Калдора-Хикса

26. Люди пользуются одним и тем же количествомобщественного блага, но при этом платят разную налоговую цену
*а) равновесие Линдаля
б) условие Самуэльсона
в) критерий Парето
г) критерий Калдора-Хикса

27. Модель оптимального размещения ресурсов при наличии двух благ (частного и общественного) была предложена
а) Р. Коузом
*б) П. Самуэльсоном
в) Дж. Стиглицем
г) Э. Линдалем

28. Повышение экономической эффективности имеет место только в тех случаях, когда в новой ситуации индивиды, которые получили дополнительные выгоды, способны компенсировать проигравшим их потери и при этом остаться в выигрыше
а) равновесие Линдаля
б) условие Самуэльсона
в) критерий Парето
*г) критерий Калдора-Хикса

29. Группы функций благосостояния включают:
*а) патерналистские и индивидуалистические
б) утилитаристские и патерналистские
в) индивидуалистические и утилитаристские
г) дистибутивные и патерналистские

30. Набор предпочтений всех участников голосования по отношению к допустимым альтернативам называется
а) парадокс голосования
*б) профиль предпочтений
в) правило простого большинства
г) анализ альтернатив

31. Минимальное требование к решающей группе, при котором предотвращается принятие группой исключающих решений
а) коллективный выбор
*б) правило простого большинства
в) анализ альтернатив
г) набор предпочтений

32. Применение правила простого большинства – единственная процедура коллективного выбора, удовлетворяющая 4-м условиям: достижимость результата, анонимность, нейтральность, позитивный отклик
*а) теорема Мэя
б) теорема Эрроу
в) теорема Коуза
г) теорема о медианном избирателе

33. Парадокс голосования был сформулирован
а) Дж. Бьюкененом
б) Д. Блэком
*в) Ж. Кондорсе
г) И. Бентамом

34. Не существует правила коллективного выбора, удовлетворяющего одновременно 6 требованиям: полнота, универсальность, транзитивность, единогласие, независимость от альтернатив, отсутсвие диктатора
а) теорема Мэя
*б) теорема Эрроу
в) теорема Коуза
г) теорема о медианном избирателе

35. Частью двухступенчатой стратегии «эффективного государства» является:
а) нейтрализация экстерналий
б) интернализация внешних эффектов
*в) эффективные нормы и ограничения
г) спецификация прав собственности

36. Смещение от количественного аспекта к качественному включает
а) концепция
*б) концепция «эффективного государства»
в) концепция общественного благосостояния
г) концепция экономического человека

37. Усилия групп либо отдельных индивидов, направленные на получение исключительных прав с помощью государства называются:
а) максимизация полезности
*б) погоня за рентой
в) рациональность коллективного выбора
г) оппортунистическое поведение

38. Изъяны (провалы) государства возникают вследствие
а) несовершенства рыночного механизма
*б) недостатков нерыночного механизма согласования общественных издержек и выгод
в) неполноты рынков
г) оппортунистического поведения производителей и потребителей

39. Автором «агентской» модели коррупции считают:
а) Д. Блэка
б) У. Нисканена
*в) К. Бэнфилда
г) Э. Даунса

40. Налог, который воздействуя на мотивацию участников экономической жизни, побуждает их избирать аллокационные решения, отличающиеся от тех, которые были бы приняты при отсутствии данного налога называется
а) паушальным
б) маркированным
в) эквивалентным
*г) искажающим

41. Для анализа налогового бремени используется
а) модель Линдаля
б) концепция Олсона
*в) модель Харбергера
г) модель Такера

42. При налогообложении товаров и услуг, те из них, которые представляют субституты досуга, должны облагаться в меньшей степени, чем взаимодополняющими по отношению к досугу
*а) правило Корлетта-Хейга
б) правило Рамсея
в) правило Парето
г) правило Пигу

43. Оптимальной является такая структура налогообложения товаров, при которой компенсированный спрос на каждый из них уменьшается в одинаковой пропорции по сравнению с ситуацией доналогового равновесия
а) правило Корлетта-Хейга
*б) правило Рамсея
в) правило Парето
г) правило Пигу

44. Задача Рамсея выбора ставок налогов состоит в том, чтобы при сохранении величины налоговых сборов …
а) минимизировать чистые потери,
б) минимизировать потери потребителя,
в) максимизировать объем продаж,
г) максимизировать прибыль.

Общественный сектор экономики

Тест

1. Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении:
А) Коммерческих предприятий;
*Б) Государства;
В) Некоммерческих предприятий;
Г) Населения.

2. Парето-улучшение – это такое изменение в ходе экономических процессов, которое повышает:
*А) Уровень благосостояния;
Б) Уровень экономической надежности;
В) Экономическую зависимость общества;
Г) Количество надежных партнеров государства.

3. В федеративных государствах выделяются элементы (пред¬приятия и организации, налоги и программы расходов), находя¬щиеся в распоряжении:
А) Федеральных властей;
Б) Федеральных властей и республик;
В) Федеральных властей, республик и краев;
*Г) Федеральных властей, республик, краев и областей.

4. Вследствие какого фактора возникают изъяны рынка?
А) Ограниченной конку¬ренции;
Б) Внешних эффектов;
В) Неполноты информации;
*Г) Все ответы правильные.

5. К провалам рынка можно отнести:
А) Наличие монополий;
Б) Внешние эффекты;
В) Общественные блага;
*Г) Все ответы правильные.

6.Что лежит в основе естественной монополии?
А) Значительные затраты, обусловленные небольшим масштабом производства;
Б) Увеличенный объем издержек;
*В) Экономия, обусловленная масштабом производства;
Г) Небольшая концентрация производства.

7. Какой подход, отвечающий международным стандартам, использует государство для преодоления естественной монополии?
А) Меры регулирования для устранения монополий;
*Б) Заполнение зоны монополии предприятиями и организациями;
В) Выкуп монополии государством;
Г) Разделения монополии на несколько предприятий.

8. Что означает юридическое закрепление частной собственности?
А) Стагнация рынка;
*Б) Приватизация;
В) Закрепление рыночных отношений;
Г) Кооперация собственности.

9. Что менее всего характерно на начальном этапе перехода от плановой экономике к рыночной?
*А) Рост производства;
Б) Спад производства;
В) Необходимость макроэкономической стабилизации;
Г) Потребность в активной политике.

10. При переходе к рыночной экономике наименьший интерес государство проявляло к:
А) Бюджетное совершенствование;
*Б) Развитие общества;
В) Стратегия налогообложения;
Г) Социально-экономические задачи;
11. К свойствам общественных благ не относится:
А) Нераздельность в производстве;
Б) Неисключаемость из потребления;
В) Неконкурентоспособность на рынке;
*Г) Покупаемость отдельным потребителем.

12.Все нижеследующее может быть отнесено к общественным благам, кроме:
А) Национальной армии;
Б) Системы здравоохранения;
В) Жилищно-коммунального хозяйства городов;
*Г) Транспортной системы.

13. Как происходит перемещение части доходов от обеспеченных слоев населения к нуждающимся?
А) Выплата неучтенной зарплаты;
*Б) Через трансферты;
В) Через субсидии;
Г) Через монетизацию льгот.
14. К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят:
*А) Целевое финансирование, система государственных закупок;
Б) Бюджетно-налоговая политика;
В) Денежно-кредитная политика;
Г) Введение подакцизных товаров.

15. Какая из групп государственных предприятий является лишней?
А) Несамостоятельные публично-правовые предприятия;
Б) Самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права;
В) Юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).
*Г) Все ответы правильные.

16. Какие цели преследовала Россия в меньшей степени при приватизации?
*А) Сокращение задолженности государственного сектора;
Б) Формирование слоя частных предпринимателей;
В) Повышение эффективности деятельности предприятий;
Г) Создание конкурентной среды, содействие демонополизации экономики.
17. Организация, созданная общественным сектором государства или отдельными гражданами для выполнения социальных функций, называется:
А) Закрытая;
Б) Частная;
*В) Некоммерческая;
Г) Коммерческая.

18. Чем характеризуется переход от административно-командной системы к рыночной?
А) Снижение ВВП;
Б) Снижение поступлений в бюджет;
В) Увеличение безработицы;
*Г) Все вышеперечисленное.

19. Отличие социального блага от рыночного заключается в том, что:
*А) Плата за потребление социальных благ собирается государством в виде налогов и сборов;
Б) Возможность исключить индивидуумов из потребления;
В) Возможность ограничить потребление социальных благ;
Г) С увеличением потребителей социальных благ полезность уменьшается.

20. Для каких видов социальных благ полезность, для определенного потребителя, зависит от количества потребителей, что следует из теории клубов?
А) Общественные;
*Б) Смешанные;
В) Частные;
Г) Все ответы верны.

21. Теория клубов состоит в том, что число потребителей смешанных социальных благ можно увеличивать до тех пор, пока это не вызовет:
*А) Уменьшение полезности для других его членов;
Б) Увеличение полезности для других его членов;
В) Спад численности пользователей;
Г) Переполнение клуба пользователями.

22. Состояние соответствия цены и … для каждого потребителя того или иного социального блага, называется равновесием Линдаля.
А) Суммы издержек;
Б) Количества издержек;
*В) Полезности;
Г) Количества доходов.

23. Если цена, оплаченная каждым потребителем того или иного социального блага одинакова, а полезность от использования такого блага различна, то:
А) Происходит Парето-улучшение;
*Б) Происходит перераспределение;
В) Формируется агрегированный спрос;
Г) Все ответы верны.

24. Какой полезностью для человека обладает воинская повинность?
А) Положительной;
*Б) Отрицательной;
В) Нулевой;
Г) Полезностью не обладает.

25. Почему часть граждан уклоняются от участия в финансировании социальных благ?
*А) Нет гарантии, что средства будут использованы на создание такого социального блага, в котором они нуждаются;
Б) Невозможность просчитать полезность данного блага;
В) Невозможность предусмотреть количество всех пользователей определенного блага;
Г) Нет возможности заинтересовать всех людей в использовании данного блага.

26. Заинтересованность в социальных благах совместимо с уклонением от коллективного участия по созданию данного социального блага, называется:
А) Разгосударствлением;
Б) Дефицитными благами;
В) «Национальная» проблема;
*Г) Проблемой «безбилетника».

27. Группы граждан, стремящаяся получить частные блага, обосновывая свои требования общественной значимостью, путем воздействия на государственные органы коллективными действиями, называются:
*А) Группами специального интереса;
Б) Оптимизационные группы;
В) Прямые группы;
Г) Провокационные группы.

28. Трансферт – это передача части доходов или имущества в распоряжение других лиц на:
*А) Безвозмездной основе;
Б) Возвратной основе;
В) Возмездной основе;
Г) Условиях софинансирования.

29. В результате создания социального блага произошло перераспределение.
Какие меры необходимо принять государству по отношению к стороне, для которой полезность данного перераспределения являлась отрицательной?
А) Взыскательные меры;
*Б) Компенсационные меры;
В) Лоббирование;
Г) Легитимные меры.

30. Как называют социальное благо, в случае, когда суммарная полезность этого блага меньше, чем затраты на его создание.
А) Общеполезное социальное благо;
Б) Компенсационное благо;
*В) Мнимое социальное благо;
Г) Бесполезное социальное благо.

31. Что позволяет выявить улучшение положения в обществе таким образом, что те его граждане, чье благосостояние повысилось, могут компенсировать потери других граждан, сохранив исходный уровень благосостояния.
А) Принцип Парето-оптимизации;
*Б) Критерий Калдора-Хикса;
В) Анализ политических решений;
Г) Теория справедливости.

32. Как называются основные три позиции перераспределения политики, с помощью которых можно моделировать социально-экономическую политику?
А) Ролзианский, уталитарный, межгруппавой;
Б) Региональная, местная, общая;
*В) Утилитаризм, либертализм, эгалитаризм;
Г) Равенство, братство, коллективизм.

33. Особенности рыночных процессов выявления и согласования предложений граждан с помощью политического механизма, как правило, называют:
*А) Изъянами государства;
Б) Пределом государства;
В) Институтом государства;
Г) Открытостью государства.

34. Чем объясняется проблема выбора социальных благ в общественном секторе?
А) Типичными иррациональными реакциями;
*Б) Типичными рациональными реакциями;
В) Отношением к оптимальным реакциям;
Г) Отношением к рациональным реакциям.

35. В общественном секторе на многообразие разнонаправленных интересов различных граждан влияют:
А) Госслужащие и граждане РФ;
Б) Производитель и продавец;
В) Посредник и производитель;
*Г) Продавец и покупатель.
36. С помощью какой процедуры возможно выявить имеющиеся предпочтения и согласовать их?
А) Метод экспертных оценок;
Б) Перепись населения;
*В) Голосование;
Г) Метод мозгового штурма.

37. Что оказывает влияние на итоги голосования при утилитаристской, либерталистской и эгалитарной позициях вместе взятых:
А) Разброс мнений среди участников;
Б) Весомость каждого голоса;
В) Способ подведения итогов;
*Г) Все вышеперечисленное.

38. Что включает в себя доходы общественного сектора:
А) Налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные перечисления;
Б) Доходы целевых фондов;
В) Доходы бюджетных фондов;
*Г) Все вышеперечисленное.

39. Какая категория в наименьшей степени определяет эффективность работы общественного сектора:
А) Производительность;
*Б) Прибыльность;
В) Результативность;
Г) Экономичность.
40. Денежные экстерналии – это такие внешние эффекты, которые связанные с перераспределением, но:
*А) Не оказывающие влияние на эффективность использования ресурсов;
Б) Оказывающие влияние на эффективность использования ресурсов;
В) Оказывающие влияние на производительность;
Г) Не использующие теневые ресурсы.

41. Какой показатель обозначает совокупность аналитических приемов, позволяющих определить расходы на достижение специфических целей и выбрать оптимальное решение?
А) Анализ производительности;
*Б) Анализ издержек и результативности;
В) Показатель Калдора-Хикса;
Г) Анализ осязаемых рыночных процессов.

42. Какие цены устанавливают на благи, которые не поступают на рынок, при этом применяют расчетную цену, которая отражает предпочтения общества и альтернативную стоимость затраченных ресурсов?
*А) Теневые;
Б) Общественные;
В) Справедливые;
Г) Демпинговые.

43. Бюджетный федерализм эффективен в том случае, если решения, относящиеся к социальным благам, выгоды от которых локализуются на данной территории, принимаются:
А) Федерацией;
Б) Главой Государства;
*В) Децентрализовано;
Г) Централизовано.

44. Какую функцию расходов территориальных бюджетов государство на практике реализовать не может?
А) Аллокационную;
Б) Перераспределительную;
В) Стабилизационную;
*Г) Другое.

45. Трансферты в бюджеты нижестоящего уровня из вышестоящего осуществляется из:
*А) Бюджетных грантов;
Б) Фонда компенсации;
В) Налоговых платежей;
Г) Нет правильного ответа.

46. Какие налоги увязываются непосредственно с той деятельностью налогоплательщика, которой он занимается: ресурсы, виды деятельности, товары и услуги?
А) Прямые налоги;
Б) Недифференцированные налоги;
*В) Косвенные налоги;
Г) Простейшие налоги.

47. Какой на¬лог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, например на конкретный вид общественных благ, со¬здаваемых за его счет?
*А) Маркированный налог;
Б) Прогрессивный налог;
В) Пропорциональный налог;
Г) Перераспределительный налог.

48. Деньги, поступающие в территориальный бюджет в виде грантов, избыточно поступают к общественному сектору, в силу чего пропорция между личными расходами граждан и расходами бюджета отклоняется от оптимума. Какое это явление?
А) Принцип достижения Парето-оптимума;
*Б) Эффект «липучки»;
В) Эффект агрегирования прибыли;
Г) Принцип субсидиарности.

49. Какие издержки несет государство при децентрализации?
А) На национальную оборону;
*Б) Административного характера;
В) Информационного характера;
Г) Мероприятия по пополнению государственных запасов и резервов.

50. Что такое субнациональная надбавка к налогам?
А) Органы власти федерального бюджета имеют право устанавливать свою надбавку;
Б) Органы власти бюджета субъекта федерации имеют право устанавливать свою надбавку;
В) Органы власти местного бюджета имеют право устанавливать свою надбавку;
*Г) Каждый уровень власти имеет право устанавливать свои надбавки;

Порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 51

Распределение ресурсов в экономике общественного сектора происходит главным образом не на рынке, а в сфере государствен­ной власти, т.е. применяются нерыночные способы распределения ресурсов.

В этих условиях рядовой потребитель общественных благ может выражать и защищать свои интересы в качестве избирателя, кото­рый, как известно, обнаруживает свои предпочтения с помощью механизма голосования. К числу находящихся в распоряжении избирателя ресурсов относятся его собственное право голоса и возможность, связанная с участием в различных организациях, а также в проведении и финансировании политических кампаний. Смысл процедуры голосования как достаточно универсальной модели коллективного принятия решения состоит в том, чтобы адекватно выявить имеющиеся предпочтения, а также по мере возможности их согласовать. В отношении частных благ подобные задачи решаются с помощью механизма спроса-предложения. Механизм голосования — это инструмент, с помощью которого определяется совокупный спрос на общественные блага, поэтому он имеет важное значение для распределения ресурсов в обще­ственном секторе.

Как правило, при голосовании действует принцип: один человек— один голос и решения принимаются простым большинством голосов. Правда, из этого правила бывают исключения. Так, в со­ответствии с процедурой может быть необходимо абсолютное или относительное большинство или квалифицированное большин­ство. Возможны ситуации, при которых для принятия соответ­ствующих решений требуется общее согласие (отсутствие голосов против) и т.д. При этом надо особо подчеркнуть, что чем больше голосов необходимо для принятия решения, тем, при прочих рав­ных условиях, менее вероятны частные и глубокие изменения при распределении ресурсов в экономике общественного сектора.

Функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов

Как ниже нами отмечалось, в соответствии с общими положе­ниями экономики общественного сектора современное эконо­мическое пространство определяется как смешанная рыночная экономика, в которой имеют место как общественное, так и частное потребление, и соответственно, обеспечение и производство благ осуществляется государственным и частным секторами, а роль го­сударства в реализации социальной и экономической политики оп­ределяется следующими категориями, описанными еще в середине XX в. одним из видных экономистов Р. Масгрейвом: стабилизаци­онная функция, функция распределения ресурсов (аллокативная) и функция распределения доходов (дистрибутивная).

Стабилизационная функция

Как известно, реализация экономической политики стабили­зационной функции государства приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВВП, инфляции, уровня безработицы, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д. Это происходит, в том числе и потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение де­нег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кре­дитной политики на основные макроэкономические показатели, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расцениваются в кейнсианской и монетаристской теориях, которые используются для принятия властями практических решений в денежной политике. Кредитно-денежная политика на макроуровне — это совокупность мер, про­водимых в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государ­ству направления развития. Влияя на основной объект монетарной политики — денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством правом эмиссии Центральный банк (или приравненный к нему финансовый орган) реализует политику стабилизации экономики путем достижения товарно-денежной сбалансированности. В процессе реализации государством стабилизационной функции в экономике должны быть созданы предпосылки для повышения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и увеличения средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы. И свою очередь, улучшение социального положения абсолютного большинства граждан создает благоприятные условия для эконо­мического развития путем увеличения объема платежеспособного спроса населения на товары и услуги.

Механизм реализации политики финансовой стабилизации включает методы и инструменты регулирования наличных и без­наличных банковских операций, а также конкретные формы кон­троля за динамикой денежной массы, банковскими процентными ставками и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне, н рамках основной формулы макроэкономического равновесия (рис. 1.2)

Как отмечалось выше, в кейнсианской и монетаристских тео­риях по-разному рассматривается механизм воздействия денежно-кредитной политики на основе макроэкономических показателей. Это объясняется тем, что если показатель объема потенциального потребления (mv) будет превышать объем потенциального производ­ства (PQ), то, как видно на рис. 1.3, на горизонтальном кейнсианском и промежуточном отрезках кривой совокупного предложения это превышение будет обеспечивать дальнейший экономический рост, а на вертикальном классическом отрезке такое превышение будет способствовать усилению инфляционных процессов.

>Общественный сектор: понятие, структура, ресурсы общественного сектора

2.1. Понятие и функции общественного сектора

Общественный сектор является совокупностью ресурсов эконо­мики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления). Он представляет собой часть экономического пространства, в которой:

  1. рынок не действует или действует только час­тично, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;

  2. производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

  3. экономическое равновесие между спросом и пред­ложением общественного (коллективного) блага обеспечи­вается государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов, в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики.

В научной и учебной литературе по вопросам экономики общественного сектора существует два различных подхода к трактовке понятияобщественного сектора.

Первая концепция, более узкая, получившая распространение в западной литературе сводит общественный сектор только к государственному сектору.

Новые проблемы, возникшие с институционализацией общества в экономике, с развитием гражданского общества обогащают содержание общественного сектора. Он не сводится только к государству и его институтам.

Второй подход, также получивший распространение в западной литературе, помимо государственного сектора, включает в себя прогрессивно развивающиесядобровольно-общественные и некоммерческие структуры,функционирующие на принципах общественного самоуправления.

В этом случае совокупность негосударственных, некоммерческих институтов объединяется понятием «третий сектор», который занимает промежуточное положение между частнопредпринимательскими и государственными структурами.

Российские ученые, такие как д.э.н., проф. МГУ Е..Н. Жильцов, д.э.н., проф. МГУ Г.А. Ахинов и др., рассматривают «третий сектор» экономики как составную часть общественного сектора в широком понимании.

Можно выделить четыре основных определения общественного сектора экономики.

  1. Общественный сектор – это совокупность материальных ресурсов, находящихся в распоряжении государства. В его основе лежит исходная для экономической теории проблема поиска наилучших способов использования имеющихся ограниченных ресурсов, но и концепция альтернативной стоимости.

  2. Общественный сектор – это совокупность общественных расходов, включающих как государственное конечное потребление, так и трансферты. Данное определение отвечает на вопрос: сколько государство тратит? Учитывает наряду с расходованием ресурсов при государственных закупках товаров и услуг перераспределение ресурсов при государственных трансфертах и позволяет анализировать современную важнейшую тенденцию к расширению социальной политики государства.

  3. Общественный сектор – это собственность, находящаяся под контролем государстваДанное определение отвечает на вопросы: чем государство владеет, что государство контролирует?

  4. Общественный сектор – это выпуск продукции на государственных предприятиях. Данное определение характеризует результаты использования материальных ресурсов, находящихся в распоряжении государства.

Все перечисленные определения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В отличие от рыночного сектора, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не могут являться предметом купли и продажи. В общественном секторе осуществляет­ся производство экономических благ особого рода — общественных благ. Между рыночным и общественным секторами экономики, между государством и экономическими агентами возникают об­мен деятельностью и потоки экономических благ. Общественный сектор играет активную роль в кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг (Рис. 1.1).

Рис. 1.1. Роль общественного сектора в кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг

Функции общественного сектора связаны:

  • с преодолением изъянов рынка;

  • производством общественных благ;

  • перераспределением доходов;

  • анализом механизмов, формирующих конкретные цели государственной политики в общественном секторе, интересами, которые эта политика отражает;

  • с доходами государства, экономическими, социальными проблемами, связанными с мобилизацией денежных средств в государственный бюджет;

  • с путями оптимизации налогообложения;

  • с расходами государства; проблемами, связанными с осуществлением социальных программ;

  • особенностями оценки затрат и результатов в общественном секторе, оптимизации вариантов использования ресурсов (государственных);

  • вопросами бюджетного федерализма;

  • тенденциями и масштабами развития общественного сектора в высокоразвитых странах.

Общественный сектор охватывает ту часть национальной экономики, за которую ответственность несет правительство. Экономисты изучают деятельность общественного сектора потому, что решения правительства оказывают влияние на жизнь людей и организаций.

Наиболее ощутимое воздействие порождают решения, относящиеся к общественным расходам, налогам и различным правилам ведения бизнеса. От этих решений зависит благосостояние общества. Рассмотрим коротко вопросы, которыми занимается общественный сектор.

Прежде всего, ответим на вопрос: зачем нужен общественный сектор?

Рыночный механизм не может выполнить всех тех функций национальной экономики, которые призваны обеспечить эффективное и справедливое распределение ресурсов. Назовем основные функции, ради которых существует общественный сектор.

1. Поддерживать конкуренцию. Ценовая система ведет к эффективному распределению ресурсов только при условии, что существует конкуренция и на рынке ресурсов, и на рынке готовых товаров. Это значит, что надо создавать максимально благоприятные условия для открытия фирмами производств, для того чтобы у фирм была полная информация о ценах и возможностях прибыльной деятельности. Для того чтобы поддерживать конкуренцию и защититься от возможной власти монополий, правительство может устанавливать специальные правила ведения бизнеса, использовать такие средства, как налоги и субсидии.

2. Обеспечивать снабжение товарами, которое не осуществляется в нужных пропорциях частным сектором. Даже если работают рынки с совершенной конкуренцией, есть определенные виды товаров, поставка которых в удовлетворительных количествах не может гарантироваться частными фирмами. Например, если бы естественные монополии находились целиком в руках частного сектора, то нельзя было бы гарантировать снабжение населения водой, газом, электроэнергией.

3. Решать проблемы, порождаемые внешними факторами. Частный сектор не принимает по своей инициативе достаточных мер для борьбы с такими факторами, как шум или загрязнение. Он не в полной мере учитывает вредное воздействие своих производств на других членов общества или на будущие поколения.

4. Защищать права продавцов и покупателей. Частный сектор не занимается защитой прав продавцов и покупателей и не устанавливает соответствующих правил взаимодействия между ними.

5. Распределять доходы и богатство. Достижение максимально достижимого уровня благосостояния общества является задачей правительства. Для решения этой задачи оно может принимать решения по справедливому распределению доходов и богатства.

6. Способствовать достижению макроэкономических целей. Вмешательство правительства в рыночную экономику требуется и в тех случаях, когда функционирование рынка может привести к высокому уровню безработицы, к недопустимой инфляции, к нарушению платежного баланса страны.

Главная задача правительства заключается в достижении максимального уровня общественного благосостояния. Для решения этой задачи правительство должно оказывать влияние на размещение ресурсов в разных секторах экономики и на распределение ресурсов между людьми. Рассмотрим эти две функции.

Функция размещения. Главной целью правительства при осуществлении этой функции должно быть достижение высокой эффективности использования ресурсов. Основным инструментом для достижения этой цели является государственный бюджет. В нем определяются размеры налогов, которые должен платить частный сектор, объем государственных закупок, размер социальных выплат. Правительство несет расходы на оборону, образование, медицинское обслуживание, содержание служб обеспечения правопорядка, строительство дорог и другие общественные нужды. Оно может иметь в своем подчинении производственные организации (заводы, электростанции, транспортные системы и др.) и может закупать за счет средств государственного бюджета товары и услуги, производимые частными фирмами. Правительство выплачивает из средств государственного бюджета субсидии частному сектору и различные государственные пособия отдельным людям.

Помимо составления бюджета, правительство устанавливает правила ведения бизнеса, которые также оказывают влияние на размещение ресурсов (законы по охране окружающей среды, антимонопольные законы и др.).

Функция распределения. Эту функцию государство выполняет в интересах справедливости, т. е. справедливого распределения доходов и богатства в обществе. Чтобы достичь этой цели, правительство, во-первых, стремится справедливо распределить налоговое бремя. Оно устанавливает порядок, при котором налоги растут с ростом доходов. Кроме того, правительство проводит целенаправленную политику в вопросах распределения через статьи бюджета. В расходной части бюджета приоритет отдается затратам, в которых больше заинтересованы люди с низкими доходами (здравоохранение, образование и др.).

Следует заметить, что при решении задачи справедливого распределения возникает немало проблем. С одной стороны, трудно контролировать реальные доходы людей; с другой стороны, многие считают, что доходы являются не самой справедливой базой для налогообложения.

Размер общественного сектора. Поскольку правительство играет важную роль в смешанной экономике, возникает вопрос:каким должен быть размер общественного сектора? Существуют два подхода к ответу на этот вопрос.

Сторонники первого исходят из того, что должно быть обеспечено максимальное общественное благосостояние. Они считают, что ресурсы должны быть так распределены между частным и общественным секторами, чтобы общество достигло наивысшего уровня полезности. Найти оптимальное распределение можно только политическими методами, поскольку нет рыночного механизма, через который народ мог бы выразить свои предпочтения по отношению к благам, предоставляемым общественным сектором. Если в результате политических процессов оптимальное соотношение между секторами найдено, то оно будет соответствовать эффективному по Парето распределению ресурсов.

Сторонники второго подхода считают, что должно быть создано финансовое общество оптимального размера. По их мнению, объем государственного участия в экономике должен быть таким, при котором предельная общественная выгода оказывается равной тем предельным общественным издержкам, которые общество несет в форме налогов. Предельная общественная выгода может быть определена как дополнительная полезность, получаемая обществом в результате расходования правительством каждого дополнительного рубля. Можно предполагать, что в отношениях между обществом и его правительством действует закон уменьшающейся предельной полезности. Проявляется этот закон в том, что с увеличением активности правительства эффект от его деятельности снижается. В то же время социальные предельные издержки от налогообложения с ростом активности правительства возрастают. Они содержат в себе и утрату власти покупателей на рынке, и потерю стимулов работать.

Источники долгосрочного роста общественных расходов

Факторы спроса:

  • Рост дохода на душу населения. С развитием экономики растет доход на душу населения, улучшаются условия жизни людей. Это приводит к росту спроса на услуги, предлагаемые общественным сектором, в первую очередь, на образование и здравоохранение. Существует мнение, что спрос на эти услуги эластичен по отношению к доходам, т.е растет быстрее, чем доход на душу населения.
  • Рост населения. Совершенно очевидно, что с увеличением количества жителей растет и спрос на основные государственные услуги. Рост населения приводит, например, к появлению новых городов и, как следствие, возникает дополнительный спрос на общественный транспорт, связь, воду, канализацию и другие услуги. Рост части населения, принадлежащей к старшей возрастной группе, приводит к росту спроса на здравоохранение.
  • Ожидание обществом нерыночных товаров. В демократических странах политические деятели, которые хотят максимально долго сохранять свои посты, могут вселить в избирателей веру в то, что будут увеличиваться расходы на различные общественные программы. Избирателям обычно бывает трудно сделать выбор между разными программами (оборона, здравоохранение, образование, охрана окружающей среды и др.), поэтому авторы политических решений стараются находить наиболее привлекательные сочетания общественных затрат, с тем чтобы найти поддержку у разных групп избирателей. Эта их активность побуждает стремление увеличивать общественные расходы. Существует мнение, что народ тоже больше внимания уделяет тем благам, которые он получает от увеличения общественных расходов, чем потерям, связанным с дополнительными налогами.

Факторы предложения:

  • Эффект относительных цен. Во многих случаях общественные затраты возрастают по той причине, что входные (затратные) цены в общественном секторе стремятся расти быстрее, чем входные цены в частном секторе. В общественном секторе стимулы торговаться при совершении покупок слабее, чем в частном секторе, поскольку покупатель тратит не те деньги, из которых формируется его заработок, а деньги, принадлежащие государству.
  • Большие затраты на труд. Новые технологии проникают в общественный сектор медленнее, чем в частный сектор. Исключение, пожалуй, представляют только отрасли, работающие в интересах обороны, исследования космического пространства, борьбы с преступностью и тушения пожаров. По этой причине в общественном секторе используется больше труда. Повышенные расходы на труд означают повышенные расходы на услуги, предлагаемые общественным сектором.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Экономика общественного сектора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *