Государственная услуга по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия
Содержание
Правовое основание
Сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне, а также порядок взаимодействия территориальных органов МВД России с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия определяет Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденный приказом МВД России от 04.09.2019 № 602.
Документы, необходимые для предоставления статуса вынужденного переселенца
Для предоставления территориальными органами МВД России на региональном уровне государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия предусмотрен следующий перечень документов.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления статуса вынужденного переселенца:
К ходатайству прилагаются следующие документы:
— документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.
— свидетельство о рождении — для лиц, не достигших возраста 14 лет.
— свидетельство о заключении брака — для лиц, состоящих в браке.
— по две фотографии заявителя и каждого из достигших возраста 18 лет членов семьи, указанных в ходатайстве, размером 30 x 40 мм на белой бумаге.
— документы, подтверждающие родственные отношения.
— документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае обращения через уполномоченного представителя).
Документы, необходимые для продления статуса вынужденного переселенца
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца:
- заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца
(приложение № 9 к Административному регламенту) - заявление членов семьи, не являющихся вынужденными переселенцами, о согласии на обработку персональных данных
(приложение № 10 к Административному регламенту) - удостоверение вынужденного переселенца
-
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации
Внимание!
Для продления срока действия статуса вынужденного переселенца заявитель и члены его семьи, в том числе не являющиеся вынужденными переселенцами, вправе представить выписку из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости и справки об отсутствии жилого помещения по договору социального найма, непредоставлении земельного участка для строительства жилого дома или неполучении бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения.
Требование документов
Территориальные органы МВД России не вправе требовать от заявителя и членов его семьи выписки из ЕГРП и иных документов и информации или осуществление действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, а также документов и информации, которые в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.
УТВЕРЖДЕН
Федеральной миграционной службой России
1 ноября 1993 года N 2585
ПОРЯДОК
выплаты единовременного денежного пособия вынужденным переселенцами и беженцам
1. Настоящий порядок разработан в соответствии с Законами Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах» и устанавливает правила выдачи единовременного денежного пособия вынужденным переселенцам и беженцам на территории Российской Федерации.
2. Единовременное денежное пособие выплачивается вынужденным переселенцам и беженцам, в соответствии с установленным порядком.
К категории лиц, особо нуждающимся в помощи, относятся одинокие пенсионеры по возрасту, одинокие инвалиды, одинокие матери, имеющие одного или нескольких детей до трехлетнего возраста, многодетные семьи с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет.
Территориальным органам миграционной службы в исключительных случаях предоставляется право принимать решения о выплате единовременного денежного пособи и другим зарегистрированным вынужденным переселенцам и беженцам, остро нуждающимся в помощи.
3. Для получения единовременного денежного пособия представляются следующие документы:
заявление,
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность,
удостоверение вынужденного переселенца или беженца установленного образца,
другие документы, необходимые для рассмотрения вопроса: свидетельство о рождении, пенсионное удостоверение, удостоверение инвалида и пр.
4. Рассмотрение вопроса о выплате единовременного денежного пособия и оформление необходимых документов осуществляет орган миграционной службы республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования, городов федерального значения при регистрации лица вынужденным переселенцем или беженцем.
В случаях, когда на территории республики в составе Российской Федерации, административно-территориального образования отсутствует орган миграционной службы, его функции, предусмотренные настоящим Порядком, осуществляются другим органом исполнительной власти, с которым Федеральная миграционная службы России или ее местный орган заключили соответствующий договор.
5. Размер единовременного денежного пособия определен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1992 г. N 135 «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» и составляет:
размещаемым в городах — в размере минимальной оплаты труда, установленной действующим законодательством, на каждого члена семьи;
размещаемым в сельской местности — в двукратном размере минимальной оплаты труда, установленной действующим законодательством, на каждого члена семьи.
6. Выплата единовременного денежного пособия вынужденным переселенцам и беженцам, размещаемым в сельской местности, производится в два срока: первые 50 процентов пособия выплачиваются при получении лицом соответствующего статуса, остальные 50 процентов — после размещения на постоянное жительство в сельской местности и регистрации (прописки) в органах внутренних дел.
7. Единовременное денежное пособие выплачивается в бухгалтерии территориального органа миграционной службы или по его поручению — в учреждения Сберегательного банка Российской Федерации.
Обслуживание вынужденных переселенце и беженцев по выдаче единовременного денежного пособия производится учреждениями Сберегательного банка на основе соглашения, заключаемого между Федеральной миграционной службой России и Сберегательным банком Российской Федерации.
8. Территориальные органы миграционной службы делают отметки в карточках регистрации и в удостоверениях вынужденных переселенцев и беженцев о выдаче пособия с указанием даты и суммы.
9. Средства на выплату единовременных денежных пособий ежеквартально перечисляются Федеральной миграционной службой России на бюджетные счета территориальных органов миграционной службы.
Отчет о произведенных выплатах единовременных денежных пособий представляется в Федеральную миграционную службу России ежеквартально и по итогам за год по утвержденной форме.
10. С принятием настоящего Порядка утрачивает силу Временный порядок выплаты единовременного денежного пособия беженцам и вынужденным переселенцам, утвержденный 5 июня 1992 г. Министерством экономики Российской Федерации (N МЮ-251/10-52), Министерством финансов Российской Федерации (N 37), Министерством труда и занятости населения Российской Федерации (N 1147-СШ) по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Руководитель Федеральной
миграционной службы России
Т.Регент
1 ноября 1993 года N 2585
СОГЛАСОВАНО
Заместитель министра финансов
Российской Федерации
С.А.Королев
15 сентября 1993 года
Вице-президент Сберегательного
банка Российской Федерации
В.И.Муравлев
15 сентября 1993 года
Заместитель министра экономики
Российской Федерации
М.Ю.Юсупов
29 октября 1993 года
Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
3 ноября 1993 года
Регистрационный N 382
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро «КОДЕКС»
Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Статус вынужденного переселенца может получить гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации, либо вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации (т.е. переместившийся внутри границ РФ) в связи с определенными обстоятельствами, о которых говорится в п. 1 ст. 1 Закона «О вынужденных переселенцах».
При каких условиях Вас признают вынужденным переселенцем
Первое необходимое условие – наличие гражданства Российской Федерации.
Вместе с тем закон допускает некоторые отступления от условия о наличии российского гражданства.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, с которыми закон связывает предоставление статуса вынужденного переселенца, тоже имеет право получить этот статус.
Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.
Второе необходимое условие – это наличие обстоятельств, указанных в законе, а именно:
совершение в отношении гражданина или членов его семьи насилия или преследования в иных формах;
реальная опасность подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, из-за проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц;
массовые нарушения общественного порядка.
Третье необходимое условие, предусмотренное законом и для получения статуса вынужденного переселенца, это условие о сроке обращения за предоставлением статуса. Такой срок составляет 12 месяцев с момента выбытия с места жительства, а для беженцев, получивших гражданство, — один месяц со дня утраты статуса беженца. Если срок пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен. При оставлении места жительства членами одной семьи в разное время для каждого из них срок обращения отсчитывается от момента выбытия.
Процедура признания вынужденным переселенцем
Процедура признание вынужденным переселенцем определена в законе «О вынужденных переселенцах».
Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 Закона «О вынужденных переселенцах», и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в Управление Федеральной миграционной службы по месту своего нового пребывания.
Если вы намерены получить статус вынужденного переселенца еще до оставления места жительства, то вы вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в Федеральную Миграционную Службу или Управление Федеральной миграционной службы по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в Федеральную Миграционную Службу или Управление Федеральной миграционной службы по месту предполагаемого переселения.
Обращаем ваше внимание на то, что в законе нет указаний о том, что гражданин, подавший ходатайство о признании вынужденным переселенцем, обязан предоставить доказательства того, что в отношении него было совершено насилие или имели место другие обстоятельства, с которыми закон связывает предоставление статуса вынужденного переселенца. Вы обязаны лишь сообщить сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении статуса, а проверка и оценка достоверности этих сведений является обязанностью органа, принимающего решение.
При получении ходатайства Управление Федеральной миграционной службы в течение трех дней принимает решение о его регистрации. При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства. Сведения о прибывших несовершеннолетних членах семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в свидетельство одного из родителей.
В случае, если лицу, претендующему на признание его вынужденным переселенцем, отказано в регистрации ходатайства, в течение 5 дней со дня принятия решения ему выдается или направляется уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.
Срок принятия решения о признании вас вынужденным переселенцем составляет три месяца со дня регистрации ходатайства. О результатах рассмотрения ходатайства вас должны уведомить в письменной форме в течение пяти дней со дня принятия решения.
Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей, по достижению совершеннолетия данное лицо получает собственное удостоверение.
При получении удостоверения свидетельство о регистрации ходатайства возвращается. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается Управлением Федеральной миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Продление статуса вынужденного переселенца должно было быть инициировано волеизъявлением вынужденного переселенца продлить статус, путем подачи соответствующего заявления не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса, и представления следующих документов: — удостоверения вынужденного переселенца, — копии паспорта;- справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отсутствии у заявителя и членов его семьи жилого помещения на правах собственности по месту его регистрации; — договора найма (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его родственникам или иным лицам); — договора поднайма (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении, предоставленном ему родственниками или иными лицами, являющимися нанимателями этого жилого помещения); — другие документы, подтверждающие наличие у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства.
Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
О продлении срока действия статуса в удостоверении вынужденного переселенца вносится соответствующая запись, заверяемая подписью руководителя территориального органа миграционной службы или его заместителя и гербовой печатью.
Ежегодно территориальным органом проводится переучет вынужденных переселенцев.
Переучет осуществляется методом опроса вынужденных переселенцев, заполняется карточка переучета.
Лицам, прошедшим переучет, в удостоверении делается соответствующая отметка, заверяемая подписью должностного лица и печатью территориального органа.
При переезде на новое место жительства на территорию другого субъекта Российской Федерации перед выездом вынужденный переселенец обязан сняться с учета в территориальном органе и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе в месте своего нового пребывания.
При переезде на новое место жительства вынужденному переселенцу выдается направление и заверенная копия учетной карточки или выписка из нее для предоставления в территориальный орган по месту прибытия.
Вынужденный переселенец не может быть возвращен против его воли на территорию (в населенный пункт), которую он покинул по обстоятельствам, с которыми Закон связывает предоставление статуса вынужденного переселенца. Вынужденный переселенец не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.
Для постановки на учет в территориальном органе по новому месту жительства вынужденный переселенец подает заявление, к которому прикладывает направление и копию учетной карточки (выписку из нее). Сотрудник территориального органа места прибытия в присутствии прибывших заполняет новую учетную карточку, которой присваивается регистрационный номер данного субъекта Российской Федерации.
Вынужденный переселенец утрачивает свой статус не только по истечении срока его действия, но также при прекращении российского гражданства или при выезде для постоянного проживания и другую страну.
От утраты статуса надо отличать лишение статуса. Лишение статуса рассматривается как санкция за противоправное поведение лица. По закону «О вынужденных переселенцах» лишение статуса допускается только в случае, если он умышленно сообщил ложные сведения или предъявил заведомо фальшивые документы, если эти сведения или документы послужили основанием для признания его вынужденным переселенцем.
Утрата статуса одним членом семьи или лишение его статуса не влекут за собой автоматической утраты или лишения статуса для других членов семьи или иных неблагоприятных последствий.
Гражданин бывшего СССР, получивший в РФ статус беженца, а затем принявший российское гражданство (принятие гражданства ведет к утрате статуса беженца), «при наличии обстоятельств, препятствовавших ему в период действия статуса беженца в обустройстве» (п. 4 ст. 1 закона «О вынужденных переселенцах») также может получить статус вынужденного переселенца. Для этого ему необходимо обратиться с ходатайством в Управление Федеральной миграционной службы в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца.
В том случае, если вам отказали в принятии ходатайства о признании вас вынужденным переселенцем или отказали в предоставлении статуса вынужденного переселенца, вы вправе оспаривать такое решение в судебном порядке.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ вы можете подать заявление об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы, в просительной части которого необходимо поставить вопрос о признании решения Управления Федеральной миграционной службы незаконным и просить суд обязать произвести необходимые действия (например, зарегистрировать ходатайство, выдать статус вынужденного переселенца и т.д.). Данное заявление подается в суд по месту Вашего жительства.
Срок обращения в вышестоящую организацию или в суд не должен превышать: одного месяца — со дня получения гражданином уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее ответ в письменной форме; трех месяцев — со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.
Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 7 Закона «О вынужденных переселенцах» — Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.
Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют принятие вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), независимо от времени их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
Для постановки на учет вынужденный переселенец должен подать в соответствующий орган местного самоуправления заявление о предоставлении ему постоянного жилья и предоставить необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
Жилищное обустройство вынужденных переселенцев
К основным нормативно-правовым актам, регулирующим в настоящее время жилищное обустройство вынужденных переселенцев, относятся:
Закон РФ от 19.02.1993 г. №4530-I «О вынужденных переселенцах» (ред. от 16.10.2010 года);
Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153″О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
Порядок приобретения жилья отдельными категориями граждан, в том числе и вынужденными переселенцами, в настоящее время регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
При этом выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках указанных подпрограмм осуществляется в порядке, установленном
— Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153.
Утвержденные Постановлением Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установили единую форму государственной финансовой поддержки вынужденных переселенцев для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в форме предоставления им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Правительство Российской Федерации закрепляет обязанность по выдаче и реализации государственных жилищных сертификатов (свидетельство о предоставлении субсидии) на органы местного самоуправления, на территории которых проживают вынужденные переселенцы. В связи с чем, Управление Федеральной миграционной службы должно произвести передачу выписок из сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений в соответствующие органы местного самоуправления для организации работы по выдаче и реализации государственных жилищных сертификатов.
Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996г. № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья», которым руководствовалось ФМС России при жилищном обустройстве вынужденных переселенцев, признано утратившем силу.
Вместе с тем, каждый вынужденный переселенец имеет право на участие в программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Для участия в подпрограмме, вынужденные переселенцы подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме, к которому прилагаются следующие документы
копия удостоверения вынужденного переселенца на каждого совершеннолетнего члена семьи;
справка территориального органа Федеральной миграционной службы о получении (неполучении) жилого помещения для постоянного проживания, ссуды или субсидии на строительство (приобретение) жилья либо компенсации за утраченное жилье;
выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений;
копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в следующем размере:
— 33 кв. м – для одиноко проживающего гражданина;
— 42 кв. м – на семью из 2 человек;
— по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
В случае образования из одной семьи вынужденных переселенцев нескольких (например, достижения совершеннолетия детьми), расчет выплаты будет произведен в зависимости от того, состоят ли вынужденные переселенцы в очереди как одна единая семья или же, как несколько семей.
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.
В свою очередь, орган местного самоуправления формирует список вынужденных переселенцев, изъявивших желание получить жилищный сертификат. Список формируется в той же хронологической последовательности, в какой вынужденные переселенцы — участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Следует знать, что участие в подпрограмме добровольное.
Для включения в такой список гражданин — участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Вынужденные переселенцы вправе встать на соответственный учет по новому месту жительства без сохранения очереди.
Организация работы по проверке формирования органами местного самоуправления списков вынужденных переселенцев на получение жилищных сертификатов возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства строительства и архитектуры субъекта Российской Федерации.
Компенсация за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в ЧР и покинувшим ее безвозвратно
В соответствии со ст. 7 Закона «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти содействуют вынужденному переселенцу в возвращении оставленного им на территории РФ имущества, находящегося в его собственности. При невозможности возвращения имущества ему выплачивается компенсация. В соответствии с Порядком выплаты компенсации за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.04.97 г. № 510, право на получение компенсации имеют граждане, утратившие на территории ЧР жилье независимо от формы его собственности и степени разрушения и /или личное имущество, безвозвратно покинувшие Чеченскую Республику с 12 декабря 1994 г., при условии снятия с регистрационного учета всех членов семьи по прежнему месту жительства и их отказа от жилья на территории ЧР.
В соответствии с п. 9 Порядка к заявлению о выплате компенсации должны быть приложены:
подлинники документов, подтверждающих право владения и пользования жильем (выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, договор купли-продажи, ордер, договор дарения, документ, свидетельствующий о приватизации жилья, документ, подтверждающий полную выплату паевого взноса за жилье в жилищно-строительном кооперативе и др.);
заявление об отказе всех членов семьи от права владения, пользования и распоряжения жильем на территории Чеченской Республики. Подлинность всех членов семьи должна быть засвидетельствована нотариусом;
копия документа, удостоверяющего личность заявителя и членов его семьи, а так же копии документов, подтверждающих их родственные отношения.
При необходимости могут быть затребованы и другие документы.
Компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. м. общей площади на каждого члена семьи, но не более 120 тыс. рублей на семью.
Компенсация за утраченное имущество устанавливается в размере 5000 рублей на каждого члена семьи для семей, имеющих в своем составе до 3 человек включительно, и в размере 1000 на каждого последующего члена семьи, но не более 20000 рублей на одну семью.
При подаче заявления на получение компенсации за утраченное жилье и /или имущество вы можете столкнуться с проблемой подтверждения снятия с регистрационного учета в ЧР.
Основная масса вынужденных переселенцев при обращении в Отделения Управления Федеральной миграционной службы по вопросу оформления регистрации по месту жительства не могла предоставить требуемые листки убытия из ЧР. Направляя запросы в ЧР о снятии граждан с регистрационного учета и не получив ответов, Отделения УФМС осуществляли регистрацию по месту жительства без отметки в паспортах о снятии с регистрационного учета в ЧР. В таких случаях Управление Федеральной миграционной службы СК требует подтверждение снятия с регистрационного учета, не учитывая то, что сам факт наличия регистрации по новому месту жительства исключает регистрацию по прежнему месту жительства.
Данные действия о предоставлении листка убытия необходимо обжаловать в судебном порядке.
Следующим препятствием, с которым вы можете столкнуться при получении компенсации, является отсутствие правоустанавливающих документов на жилье.
Устранение данного препятствия возможно лишь путем обращения в суд по месту нахождения недвижимого имущества с заявлением об установлении факта пользования или владения жильем. Для этого вам, во-первых, необходимо узнать, кому в настоящее время принадлежит данная квартира, т.к. нередко квартиры уже зарегистрированы на праве собственности за другими людьми. В таком случае необходимо обращение в Прокуратуру г. Грозного для проверки фактов приобретения квартиры другими людьми. Для того, чтобы выяснить принадлежность квартиры, вам необходимо письменно обратиться в предприятие «Крайтехинвентаризации», администрацию района, предприятие жилищного хозяйства г. Грозного. Если квартира числится за вами в настоящее время, то вы имеете право установить факт принадлежности квартиры на праве собственности в судебном порядке. Согласно ст.266 ГК РФ дела по заявлению граждан об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом рассматриваются судом по месту нахождения недвижимого имущества, т.е. вам необходимо обратиться с заявлением об установлении факта в районный суд г. Грозного. Заинтересованным лицом в данном деле будет являться администрация района г. Грозного. В качестве доказательств по данному делу вам необходимо представить ответы заинтересованных служб о невозможности восстановления правоустанавливающих документов, все имеющиеся у вас письменные доказательства принадлежности указанной квартиры и проживания в ней до даты выезда с ЧР, а также указать двух свидетелей, которые могут подтвердить данный факт. В соответствии со ст. 62 ГПК РФ суд, рассматривающий дело, при необходимости получения доказательств, находящихся в другом городе или районе, поручает соответствующему суду произвести определенные процессуальные действия. Таким образом, для опроса свидетелей, проживающих за пределами г. Грозного, суд рассматривающий дело подготовит судебное поручение об опросе свидетелей и направит для исполнения в суд по месту жительства свидетелей.
Предоставляется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 23 октября 2013 года № 273-п «О мерах социальной поддержки участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, прибывших в Омскую область».
Участник Государственной программы вправе обратиться за предоставлением пособия:
1) в 2020 году не позднее 31 декабря включительно, если он и члены его семьи прибыли в Омскую область с 1 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года включительно;
2) в 2021 году не позднее 31 марта включительно, если он и члены его семьи прибыли в Омскую область с 1 октября 2020 года по 30 ноября 2020 года включительно и не реализовали свое право в 2020 году или прибыли с 1 декабря 2020 года по 31 декабря 2020 года включительно.
Право на получение имеют:
— участник Государственной программы, имеющий свидетельство участника Государственной программы (далее — Свидетельство) с отметкой о постановке на учет в качестве участника Государственной программы в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области, выданное уполномоченным органом в стране его постоянного проживания или УМВД России по Омской области, и члены его семьи;
— участник Государственной программы, получивший временное убежище в Российской Федерации, имеющий свидетельство, выданное Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области, и члены его семьи.
Необходимые документы:
— заявление о предоставлении пособия по форме, утверждаемой Министерством;
— документы, удостоверяющие личность участника Государственной программы и каждого члена его семьи;
— свидетельство с отметкой о постановке на учет в качестве участника Государственной программы в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области;
— документы, подтверждающие принадлежность членов семьи участника Государственной программы к числу членов семьи;
— документы, подтверждающие место пребывания (жительства) на территории Омской области членов семьи участника Государственной программы;
— свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, выданное УМВД России по Омской области (иной документ, подтверждающий получение временного убежища на территории Российской Федерации, выданный УМВД России по Омской области) (для участника Государственной программы, получившего временное убежище в Российской Федерации)
— договор банковского счета или иной документ, содержащий реквизиты банковского счета (при желании участника Государственной программы получать пособие через кредитную организацию).
- Данная государственная услуга оказывается в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минтруда от 9 сентября 2014 года № 150-п «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, прибывшим в Омскую область, дополнительных мер социальной поддержки в виде единовременного подъемного пособия, единовременной денежной выплаты и компенсации расходов по договору найма (поднайма) жилого помещения»