Дорожные информационные системы

т

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ)

Участие автомобилей в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) наносит социально-экономический ущерб не только экономике страны, но и автотранспортным организациям (управлениям) федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (РФ), на балансах которых состоят эти автотранспортные средства (АТС). На примере органа исполнительной власти — Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), проведено сравнение со статистическими сведениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД МВД России) по совершению числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших человек с участием АТС в период с 2010 по 2016 гг. Для обеспечения безопасности дорожного движения (БДД) в ФСИН России создано Федеральное казенное учреждение «Управление автотранспорта» (УАТ) ФСИН России, в составе которого функционирует отдел обеспечения БДД, ведения документации и контроля за транспортом уголовно-исполнительной системы (УИС). Который обеспечивает организацию БДД в учреждениях и органах УИС, а также ведет учет ДТП и нарушений правил дорожного движения (ПДД) совершаемые водителями. Отделом разработан комплекс мероприятий, направленный на повышение организации БДД в территориальных органах ФСИН России. Одним из направлений, является использование современных информационных телематических систем (ГЛОНАСС и ЭРА-ГЛОНАСС) и технических устройств.

В статье описано использование систем ГЛОНАСС и ЭРА-ГЛОНАСС и технических устройств установленных на АТС ФСИН России.

В заключение статьи, автором предложены рекомендации по повышению эффективности использования информационных систем и технических устройств на автомобилях и в целом для ведомства. Использование которых, позволит повысить организацию БДД и транспортное обеспечение в учреждениях и органах УИС, а также снизить расходы из федерального бюджета.

DOI 10.24411/2072-8735-2018-10030

Подзоров Александр Викторович,

ФСИН России, Москва, Россия, a.v.podzorov@mail.ru

Ключевые слова: автотранспортное средство, безопасность дорожного движения, видеорегистратор, водитель, ГЛОНАСС и ЭРА-ГЛОНАСС, дорожно-транспортное происшествие, тахограф.

Информация об авторе:

Подзоров Александр Викторович, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), сотрудник, Москва, Россия

Для цитирования:

Подзоров А.В. Информационные системы, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения (на примере федеральной службы исполнения наказаний) // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2018. Том 12. №2. С. 41-45.

For citation:

У

Согласно статистических данных Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД МВД России) с 2010 по 2016 гг. в среднем за год произошло около 195 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибло почти 26 тыс. человек и около 246 тыс. человек получили ранения .

Участие водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия (ДТП) и/иди нарушении правил дорожного движения (ПДД) наносит социально-экономический ущерб не только экономике страны, но и автотранспортной организации. Это может привести к частичному нарушению работы или транспортного обеспечения автотранспортной организации и длительного восстановления автотранспортного средства (АТС) до технически исправного состояния.

Рассмотрим условия и причины, способствующие совершению ДТП и ПДД водительским составом в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) в период с 2010 по 2016 гг.

В настоящее время ведомство укомплектовано автомобильным транспортом на 82 % от установленной штатной численности. Состоит из пассажирского, грузового и специального подвижного состава (ПС), выполняющих перевозку пассажиров и грузов, в том числе проведение нетранспортных работ и/или операций. Ввиду использования различного ПС в ФСИН России требуется мастерство вождения автомобилем и навыки его управления, а также прохождение подготовки и переподготовки водителей для обеспечения безопасности дорожного движения (БДД).

Для снижения числа ДТЕ1 в ФСИН России создано подведомственное учреждение — Федеральное казенное учреждение «Управление автотранспорта» (УАТ) ФСИН России. Основными целями деятельности является :

— обеспечение ЬДД, повышение эффективности использования служебного транспортного средства (ТС) в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (УИС);

— учет ДТП с участием ТС ведомства.

В составе ФКУ УАТ ФСИН России функционирует отдел обеспечения БДД, ведения документации и контроля за транспортом УИС, на который возложена организация БДД автомобильного парка центрального аппарата ФСИН России, учреждений непосредственно подчиненных ведомству и главных управлений (управлений) в субъектах России.

По предоставленным ФКУ УАТ ФСИН России статистическим данным с 2010 по 2016 гг. было совершено 2993 ДТП с участием АТС ведомства. Сравним число совершенных ДТП водителями ведомства с общей динамикой в России {рис. 1).

210000 гоях» 100000 195000 190000 165000 190000 175000 170000 165000 160000 155000

20102011201г гон зом 2015 гош годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 ГОДЫ

Из рисунка 1 видно, что начиная с 2013 г. число ДТП в России за последние три года уменьшилось примерно на 26 тыс. случаев или 1!%. В ФСИН России динамика совершения ДТП выглядит иначе в сравнении с общероссийскими статистическими сведениями. Рисунок наглядно иллюстрирует устоявшеюся динамику совершения числа ДТП совершаемые водителями ФСИН России за последние пять лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее сравним количество пострадавших человек в ДТП с участием автомобилей в целом по России (рис. 2) и ФСИН России (рис. 3).

зооооо 250000 200000 150000 100000 50000 0

-Ранено, чел.

-1 ]ш~м&ло. чел.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 2. Число пострадавших человек с учатсием АТС в России в период с 2010 по 2016 гг.

60 50 40 30 20 10 о

— Ранено.

чел.

— Погибло, чел

2010 20] I 1012 2013 2014 2015 2016

Рис. 1. Динамика ДТП с 2010 по 2016 гг. в России (слева) и в ФСИН России (справа)

Рис. 3. Число пострадавших человек с участием АТС В ФСИН России с 2010 по 2016 гг

Согласно рис. 2, динамика снижения количества пострадавших и раненных человек в России с 2013 г. имеет тенденцию к уменьшению. В ФСИН России статистические данные показывают иную ситуацию (см. рис. 3). В ведомстве за указанный период времени было ранено 276 водителей и участников дорожного движения и 5! человек погиб.

Руководством ФКУ УАТ ФСИН России, территориальных органов и учреждений в субъектах России проводятся комплексы мероприятий, направленные на повышение степени защищенности участников дорожного движения от ДТП и их последствий.

Несмотря на проводимую работу, число совершения ДТП может зависеть от следующих факторов, таких как: техническое состояние АТС, профессиональная подготовка водителя и навыки его управления автомобилем, состояние дорож-транспортной инфраструктуры и недостаточный контроль лиц, отвечающих за организацию БДД и т.д.

Таким образом, для повышения уровня БДД в ФСИН России необходимо проводить целенаправленную подготовку водителей и вести детализированный учет совершения числа ДТП, что позволит выработать комплекс мероприя-

Т-Сотт Том 12. #2-2018

У

7ТЛ

т

Устройство вызова экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» — предназначено для передачи информации о ДТП или происшествии с автомобилем в экстренные службы сотового оператора, таких как: Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), ГИБДД МВД России и станцию скорой и неотложной медицинской помощи.

Определение местоположения АТС осуществляется с помощью спутников системы ГЛОНАСС или GPS.

Информация передается оператору экстренной службы в двух случаях:

а) в ручном режиме при помощи нажатия водителем специальной кнопки «SOS»;

б) в автоматическом режиме при отсутствии сигнала от автомобиля во время срабатывания системы ЭРА-ГЛОНАСС.

Система ЭРА-ГЛОПАСС используется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 395-Ф3 «О государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛ01IACC»»; постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»» и иными правовыми актами.

В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 9.12.201 Í г. № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»» АТС категории М и N, оснащаются системой ЭРА-ГЛОНАСС.

С 2017 года, все выпускаемые автомобили с заводов-изготовителей находящиеся в России и зарубежные, ввозимые fia территорию РФ должны быть оборудованы системой ЭРА-ГЛОНАСС.

В том числе, данной системой оборудованы автомобили ФСИ11 России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Использование технического средства — видеорегистратора. В последнее время все чаще водители и автотранспортные организации устанавливают на автомобиль видеорегистратор, что способствует соблюдению 11ДД и повышению Б ДД в о дител я м и.

Видеорегистратор — это устройство цифровой обработки и записи видео и аудио сигналов, поступающих с видеокамер. Основная его задача заключается в фиксировании обстоятельств совершения ДТП или происшествия с автомобилем.

Для доказательства материалов, полученных с помощью видеорегистратора, необходимо придерживаться следующих правил :

а) камера видеонаблюдения должна захватывать часть автомобиля;

б) фиксирование точной даты и времени записи в момент совершения ДТП, в соответствии с частью 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ;

в) для однозначной идентификации материалов, следует продемонстрировать в правоохранительные органы.

По имеющимся сведениям, использование в правоохранительных органах и судах материалов, полученных с видеорегистратора, позволило доказать не виновность в причастности совершения ДТП водителями, управляющими автомобилями ФСИ1! России.

Видеорегистраторы используются на автомобилях, осуществляющих перевозку осужденных и лиц, содержащихся под стражей в учреждениях территориальных органов ФСИН России.

Руководством ФКУ УАТ ФСИН России и территориальными органами ФСИН России отмечается только положительные результаты в использовании видеорегистраторов.

Помимо рассмотренных информационных технологий и технических средств, применяемых на АТС ФСИН России, в дополнение можно предложить применение тахографа.

Тахограф — контрольное устройство, устанавливаемое на борту АТС, предназначенное для регистрации скорости движения автомобиля, режима труда и отдыха водителя.

Принцип работы тахографа заключается в обработке электрических импульсов получаемых от датчика скорости, установленного на коробке переключения передач автомобиля и фиксации времени пройденного пути.

Как правило, тахографы применяются во всех видах транспортного сообщения.

Использование тахографов на АТС предусмотрено:

— Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»;

— постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»;

— приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных па транспортных средствах»;

— приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» и другими нормативными правовыми актами.

В настоящее время используются цифровые тахографы, обладающие высокой степенью надежности и защиты информации. Они способны передавать информацию по CAN-шипе автомобиля, в том числе записывать ее во встроенную память тахографа и на цифровую карту водителя. Указанный тахограф может содержать средство криптографической защиты информации и модуль системы ГЛОНАСС .

Использование тахографов давно введено в европейских странах. Специалисты отмечают , что использование тахографов позволяет:

а) уменьшить количество ДТП на 22% и ДТП со смертельным исходом на 55%;

б) снизить затраты на горюче-смазочные материалы на 15%;

в) повысить межаварийный пробег автомобиля в 2,5 раза.

Подводя итоги, можно сказать, что применение информационных технологий и устройств на АТС ФСИН России оправдано, и не зря используется, как один из основных направлений комплекса мероприятий, направленных на повышение организации БДД в учреждениях и органах УИС.

Па третьем этапе Концепции развития УИС РФ до 2020 года . — режим доступа: http://stat.gibdd.ru/, по состоянию на 11.12.2017 г.

6. Изусткин А.Е.. Полуэктов М.В., Моисеев Ю.И. Повышение эффективности эксплуатации автомобилей, оснащенных тахографами !! Проблемы функционирования транспорта: Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов к молодых ученных (с международным участием): в 2-х томах, Тюмень: ФГБОУ ВО ТИУ, 20-22 декабря 2016. С. 171-172.

7. Моисеев Ю.И. Перспективы применения тахографов с Гло-насс в Российской Фсдсранип // Вестник Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. 2013. №2 (71). С. 18-20.

8. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (ред. от 23 сентября 2015 г.): Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

INFORMATION SYSTEM FOR TRAFFIC SAFETY ASSURANCE (BASED ON EXAMPLE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE)

Alexander V. Podzorov, FSEP of Russia, Moscow, Russia, a.v.podzorov@mail.ru

5. White U. (2006). Forensic investigation of audio documents (procedural-forensic aspect). Forensic Expert, no. 4, рр. 21-24.

Дорожные информационные системы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *