Должностная инструкция дефектолога

I. Общие положения

1. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов.

2. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее дефектологическое образование(без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 20 лет; свыше 20 лет)

4. Учитель-дефектолог должен знать:

4.1. Конституцию Российской Федерации.

4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.

4.3. Конвенцию о правах ребенка.

4.4. Возрастную и специальную педагогику и психологию.

4.5. Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии.

4.6. Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников).

4.7. Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности.

4.8. Программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии.

4.9. Новейшие достижения дефектологической науки.

4.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

5. Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно (директору ; учреждения иному должностному лицу)

6. На время отсутствия учителя-дефектолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Учитель-дефектолог:

1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).

2. Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.

3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников).

4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

5. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки.

6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

7. Ведет необходимую документацию.

8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

9. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

10. Реализует образовательные программы.

11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

12. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.

13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

14. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

III. Права

Учитель-дефектолог вправе:

1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя учреждения).

5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Учитель-дефектолог несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Типовой образец
УТВЕРЖДАЮ
___________________________________ (инициалы, фамилия)
(наименование организации, пред- ________________________
приятия и т.п., его организационно- (директор или иное долж-
правовая форма) ностное лицо, уполномо-
ченное утверждать долж-
ностную инструкцию)
» » ____________ 20__г.
м.п.
Должностная инструкция
учителя-дефектолога
______________________________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)
» » ______________ 20__г. N_________
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
I. Общие положения
1.1. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов.
1.2. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее
высшее дефектологическое образование ____________________________________
________________________________________________________________________.
(без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы
не менее __________ лет)
1.3. Назначение на должность учителя-дефектолога и освобождение от
нее производится приказом директора учреждения по представлению
________________________________________________________________________.
1.4. Учитель-дефектолог должен знать:
— Конституцию Российской Федерации;
— законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и региональных
органов управления образованием по вопросам образования;
— конвенцию о правах ребенка;
— возрастную и специальную педагогику и психологию;
— анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
— методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии
обучающихся (воспитанников);
— нормативные и методические документы по вопросам профессиональной
и практической деятельности;
— программно-методическую литературу по работе с обучающимися
(воспитанниками), имеющими отклонения в развитии;
— новейшие достижения дефектологической науки;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности
и противопожарной защиты;
— основы доврачебной медицинской помощи.
1.5. Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно ________________
(руководителю учреждения,
________________________________________________________________________.
иному должностному лицу)
1.6. Во время отсутствия учителя-дефектолога (отпуск, болезнь и пр.)
его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя
учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет
ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на
него обязанностей.
1.7. ______________________________________________________________.
II. Должностные обязанности
Учитель-дефектолог:
2.1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию
отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).
2.2. Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и
степень выраженности имеющегося у них дефекта.
2.3. Комплектует группы для занятий с учетом психологического
состояния обучающихся (воспитанников).
2.4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению
отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
2.5. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями,
посещает занятия и уроки.
2.6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их
заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи
детям, имеющим отклонения в развитии.
2.7. Ведет необходимую документацию.
2.8. Способствует пониманию развития и функционирования общества в
целом и отдельных составляющих его социальных систем, формированию общей
культуры личности обучающихся, осознанному выбору и освоению
профессиональных программ.
2.9. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства
обучения в рамках государственных стандартов.
2.10. Реализует образовательные программы.
2.11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников),
соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта,
и несет ответственность за их реализацию.
2.12. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников),
содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о
правах ребенка.
2.13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
2.14. Участвует в деятельности методических объединений и других
формах методической работы.
2.15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
2.16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты.
2.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период
образовательного процесса.
2.18. _____________________________________________________________.
III. Права
Учитель-дефектолог имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия,
касающимися его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на
рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности
учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности
работников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в
деятельности учреждения недостатков.
3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от
структурных подразделений и специалистов информацию и документы,
необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных
подразделений к решению задач, возложенных на него (если это
предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с
разрешения руководства).
3.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.6. ______________________________________________________________.
IV. Ответственность
Учитель-дефектолог несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных
трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.4. ______________________________________________________________.
Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_____________________________.
номер и дата документа)
Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
» » _____________ 20__г.
СОГЛАСОВАНО:
Начальник юридического отдела
(инициалы, фамилия)
_____________________________
(подпись)
» » ________________ 20__г.
С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия)

Итак, дефектолог- в узком понимании этого термина, коррекционный педагог, который работает с детьми с нарушением интеллекта, слуха, зрения, речи. Я остановлюсь на функциональных обязанностях дефектолога, который занимается с детьми с ЗПР.

Так же как и логопед, дефектолог развивает, корректирует речь детей. Но, особо отмечу, что в основе его работы лежит коррекция и развитие и других психических процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания).

В начале учебного года данный специалист проводит диагностику:

— уровня развития психических процессов;

— особенностей познавательной деятельности;

— уровня сформированности представлений о себе и окружающем мире;

— уровня сформированности элементарных математических представлений.

По результатам диагностики составляются индивидуальные планы развития, планы специально организованных занятий, формируются подвижные группы с учетом актуального уровня развития детей. Здесь отмечу, что в отличие от логопеда, дефектолог заполняет не речевую карту, а диагностическую карту развития ребенка с ЗПР.В остальном документация та же.

Дефектолог проводит индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, перечень занятий тот же как и у логопеда плюс занятия по формированию элементарных математических представлений.

Так же в функциональные обязанности этого специалиста входит отслеживание динамики развития детей, консультирование родителей, которым даются необходимые рекомендации. Дефектолог участвует в психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного учреждения, консультирует педагогов о применении специальных методов и технологий, направляя их деятельность на развитие психических процессов детей, участвует в методических объединениях и семинарах, организует коррекционно-развивающее пространство группы и кабинета.

Должностная инструкция дефектолога

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *