Доклад на тему познавательно речевое развитие дошкольников

УДК 373.24

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ

© Ольга Евгеньевна КОНДРАШИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра информатики и информационных технологий, e-mail: kondrashina_oe@mail.ru

Рассматриваются современные проблемы развития речи детей дошкольного возраста через призму таких аспектов, как ценность, фактор изменения личности, процесс, результат.

Ключевые слова: развитие речи; дети; ценность речи; личность; процесс развития речи; результат работы.

Важнейшие сферы человеческой жизни не могут обойтись без речи. Чем совершеннее человек владеет речью, тем активнее он развивается в выбранных им сферах деятельности. Все это можно отнести и к дошкольникам. Овладение речью является непременным фактором полноценного развития ребенка. Если ребенок плохо владеет речью, он не может четко и ясно выразить свою мысль, что непременно отразится на его успехах в обучении. По мере обогащения сознания растет и овладение речью. Дошкольник развивается всесторонне, у него расширяется потребность выражать свои мысли, передавать накопленный опыт, делится знаниями. Ведущую роль в этом процессе играет деятельность. Различные ее виды (учебный процесс, игра, труд, бытовая деятельность) заключают в себе разнообразные потенциальные педагогические возможности. Самую значимую роль в процессе становления речи играет общение.

В условиях современного начального образования появилось множество новых тенденций, заставивших нас задуматься над состоянием речевой подготовки детей в детском саду. В настоящее время младшие школьники сталкиваются с большим числом предметов, которые сильно отличаются от игровой обстановки в детском саду. Обучение требует от ребенка использования таких навыков, как хорошо развитая грамотная связная речь и большой лексический запас. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

В дошкольном возрасте освоение речи как средства общения является центральной

линией развития ребенка, т. к. речь меняет его отношение к окружающей действительности, выводя из ситуационной зависимости. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деятельность. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

При подготовке ребенка к школе, как считает Ф.А. Сохин, выдвигается следующая задача в обучении языку: «…формирование осознанного лингвистического отношения к языку, к речи, как особой действительности, чтобы сама речь, как особая действительность и ее элементы (звукопроизношение, лексический состав, грамматическая правильность и последовательность изложения) стали предметом его осознания, его сознательной деятельности» . Этому способствует речевое общение детей на занятиях.

Процесс становления и развития сознания и самосознания происходит также во время общения. В исследованиях ученых показано, что решающую роль в процессе обогащения детского сознания, в приобретении ребенком новых умений и навыков играет именно общение. Они считают, что речь первоначально играет роль средства коммуникации, а позже становится орудием мышления и средством регуляции поведения ребенка.

Одним из важнейших условий развития речи, а также усвоения сложившейся в обществе системы оценок является непосредственно общение ребенка со взрослым. Это не говорит о том, что речь — это подражание чужим словам или запоминание определенных штампов. Это говорит о том, что речь ребенка развивается в живом, непосредственном общении с взрослым, ребенок включается в диалог, причем не только словесно, но всеми своими действиями, мыслями, чувствами. Именно в этом общении начинает формироваться способность к самосознанию и самооценке. Формирование этих способностей, а также способностей взаимооценки и взаимоконтроля предполагает овладение определенными речевыми действиями, входящими в состав речевой деятельности.

В настоящий момент образная, богатая различными синонимами, дополнениями и описаниями речь — большая редкость среди детей дошкольного и преддошкольного возраста. Мы можем выделить типичные проблемы развития речи дошкольника:

— бедность речи, недостаточность словарного запаса;

— односложность речи, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

— неумение логически обосновывать свои утверждения и выводы;

— отсутствие навыков культуры речи;

— бедность диалогической речи, неумение грамотно построить беседу, сформулировать вопрос и дать на него развернутый ответ;

— неспособность построить монолог, например, описательный рассказ или рассказ по серии сюжетных картинок, сложности при пересказе текста.

Способом решения данной педагогической проблемы мы видим некоторую подго-

товку взрослых в развитии речи их детей, в объяснении им сущности и содержания развития речи дошкольников. Анализ этих аспектов поможет им понять тот путь, по которому им надо двигаться для успешной речевой подготовки их детей к школе.

По нашему мнению, раскрыть многогранность понятия «речевое развитие дошкольников» поможет аспектный подход. Рассмотрим следующие аспекты содержательной трактовки понятия «речевое развитие» как ценности, как фактора изменения личности, как процесса, как результата. Понять сущность речевого развития как сложного, многопланового, целостного явления можно только в единстве перечисленных аспектов.

Условное разделение используется нами с целью акцентирования внимания на различных сторонах речевого развития по мере исследования его сущностных характеристик и их реализаций на практике.

Чтобы понять сущность развития речи дошкольников, необходимо подходить с позиции ее ценности для каждого человека в отдельности и для общества в целом, а также проследить процесс ее развития и результат.

Сначала разберемся, что есть сущность развития речи. Сущность — это то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств . Как основные свойства речи выделяют:

— содержательность — количество выраженных стремлений, чувств и мыслей, их значительность и соответствие действительности;

— понятность — совокупность знаний слушателя в той области, к которой относится речь собеседника;

— выразительность — эмоциональная насыщенность речи, от нее зависит, будет ли речь яркой и насыщенной или вялой и бледной;

— воздейственность — состоит в умении влиять на чувства, мысли и волю других людей.

Ценностную характеристику речевого развития рассмотрим с трех позиций как ценности государственной, общественной и личностной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В смысле ценности государственной необходимо отметить, что речь, являясь одним из основных видов человеческой деятельно-

сти, представляет собой культурную ценность, обладающую универсальным характером. Развивая речь дошкольников, мы передаем им бесценный опыт поколений.

Каждое высказывание человека воспринимается как раскрытие его опыта, характера, намерений и чувств. Без умения организовывать мысль посредством слова человек не может рассуждать и развиваться в социально организованное существо. Взаимосвязь психики и речи неоспорима. Вызывающие и направляющие речь побуждения влияют и на слушателя, и на оратора, так же как человеческий характер и мысль. Искусство правильно излагать свои мысли помогает воздействовать не только на конкретного человека, но и на общество в целом. В этом заключается ценность речевого развития с точки зрения общества. Речевое общение -важнейший способ реализации социальных связей и отношений и способ реализации деятельности, опосредующей разнообразные виды социального взаимодействия между людьми . Человек, как существо социальное, развивается через общение. В межличностную систему общения он включается с самого рождения. «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно быть человеком в общении с людьми» . Г.М. Андреева, И.С. Кон, Л.Г. Буева и другие исследователи считают, что навыки коммуникации формируются и развиваются с раннего возраста, что выражается в потребности общения и желании установления межличностных контактов.

Рассматривая речевое развитие с точки зрения ценности личности, можно сказать, что работы многих ученых (Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.) показывают, что даже в самой примитивной, непосредственно-эмоциональной форме общение приводит к установлению связей с окружающими людьми, следовательно, оно имеет прямое отношение к развитию личности ребенка. По мнению А.Н. Леонтьева, общение — это первый компонент того «ансамбля», или «целостности» общественных взаимоотношений, который и составляет сущность личности . Речь -универсальное средство общения, границы и сферы которого неизменно расширяются. Развивая речь, ребенок открывает в себе

мощный канал интеллектуального, духовного становления личности, что является необходимым условием социальной активности каждого человека. Речь — это зеркало общего культурного уровня того, кто ею пользуется.

Таким образом, рассмотрение ценностного аспекта позволило сформулировать главную цель речевого развития дошкольника — формирование базы для всестороннего развития личности, облегчающей вхождение в современный социум и комфортное проживание в нем; формирование готовности к здоровой, полноценной жизнедеятельности в современных условиях и участию в ее преобразовании; формирование способности к самореализации на основе удовлетворения личностных, общественных и государственных потребностей в условиях соответствия учебно-образовательной профессиональноориентированной среды учебных заведений изменяющемуся социуму.

Для реализации главной цели — речевого развития дошкольников — необходимо решить ряд задач:

1) создание развивающей речевой среды, которая должна учитывать возрастные особенности детей, уровень их речевого развития, а также интересы и способности детей;

2) развитие всех компонентов речи и, как следствие, развитие связной речи — диалогической и монологической. Решение данной задачи должно иметь интегрированный характер, т. к. все компоненты речи развиваются в тесной связи друг с другом;

3) обмен опытом между педагогами внутри детского сада, а также за его пределами;

4) формирование мотивации у детей к высказыванию, а также слушанию сверстников, выявление ошибок в речи и их исправление;

5) создание материально-технической базы для полноценного развития речи детей.

Для поиска путей решения перечисленных задач рассмотрим речевое развитие дошкольников как фактор изменения личностных качеств. В процессе речевого развития важное значение имеют такие качества, как внимательность, коммуникативность и по-знавательность. Внимание — произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности . В контексте нашей работы необходимо пояс-

нить, что в данном случае подразумевается направленность на речь окружающих взрослых, а также сверстников. В случае выявления ошибок в речи они требуют обязательного исправления. Дети старшего дошкольного возраста должны следить за правильностью своей речи, а также внимательно слушать речь своих друзей и при необходимости доброжелательно исправлять их неточности или ошибки. Коммуникация способствует расширению познаний во многих сферах деятельности ребенка, поскольку расширяется круг его общения.

Речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как процесс, который и в содержательном, и в организационном аспекте зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов. Понимание сущности речевого развития дошкольников как процесса, по нашему мнению, имеет большое значение для повышения его эффективности. Необходимо проследить последовательность стадий этого процесса, обосновать внутреннюю закономерность перехода одной стадии в другую, показать, как формируется конечный результат речевого развития дошкольников, а также влияние речевого развития на личность будущего школьника.

В этом смысле можно говорить о техно-логизации речевого развития дошкольников. Принимая во внимание то обстоятельство, что все социальные, в т. ч. и педагогические, процессы носят вероятностный характер, мы в качестве меры организованности этого процесса использовали объединение временных этапов, связанных между собой составляющими процесса — «прядями, вплетающимися» в общую структуру целого.

Процесс овладение речью как средством общения у детей происходит в три основных этапа: 1) довербальный; 2) возникновение речи; 3) развитие речевого общения.

При рассмотрении данных этапов речевого развития особое внимание можно уделить коммуникативному фактору как решающему условию появления и развития речи у детей. Коммуникативный фактор показывает, что лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к ребенку, заставляет ребенка овладеть речью, поэтому перед ребенком возникает особая разновидность коммуникативной задачи — понять об-

ращенную к нему речь и произнести вербальный ответ.

Можно выделить несколько условий развития потребности в общении взрослого с ребенком:

1) первое условие, достаточное для первого полугодия жизни ребенка, — это внимание и доброжелательность;

2) во время овладения произвольным хватанием появляется нужда в сотрудничестве и понимании взрослого;

3) потребность в уважительном обращении взрослого. Она зарождается на фоне познавательной деятельности детей, которая сориентирована на установление чувственно не воспринимаемых связей в физическом мире. Ребенок стремится к сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в коллективном обсуждении проявлений физического мира;

4) овладение детьми правилами и нормами поведения порождает последнее условие развития потребности в общении — потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым, что позволит ему использовать их как руководство в его поступках.

Главный фактор речевого развития ребенка — умение и желание общаться с окружающими его людьми. Существование речи не сводится только к выражению мыслей и эмоций. Можно просто поддержать приятный разговор. Не приходится сомневаться в том, что хорошо будет разговаривать тот ребенок, с которым много разговаривают взрослые. Именно взрослые помогают ребенку научиться разговаривать, и именно от них зависит, насколько правильно он будет это делать.

Результат развития речи зависит от многих причин, но прежде всего — от социальной среды, обеспечивающей ребенку речевое общение. С точки зрения Л.П. Федоренко, для нормального развития связной речи детей, а следовательно, для развития их интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая их речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями, развивающим потенциалом. Развивающий потенциал определяется богатством речи окружающих, активностью ре-

бенка в процессе обучения языку, его способности к обучению .

1. Подготовка детей к школе в детском саду / под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., 1977.

2. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

3. Дризде Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Алтунина И.Р. Видеотренинг по развитию коммуникативных способностей: теория и методика. Комсомольск-на-Амуре, 1996.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова. М., 1983.

6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. М., 1997.

7. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1989. С. 153-168.

Поступила в редакцию 26.10.2012 г.

UDC 373.24

Педагогический совет

Тема: «Познавательное развитие дошкольников»

Цель: систематизация знаний педагогов по познавательному развитию дошкольников, совершенствование педагогического мастерства.

План проведения:

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета;
  2. Об итогах тематического контроля;
  3. Теоретическая часть «Познавательное развитие дошкольников»;
  4. Деловая игра;
  5. Конкурс для педагогов
  6. О разном.

Предварительная работа:

  1. Проведение тематического контроля;
  2. Анкетирование педагогов;
  3. Повторение материала по данной проблеме;

Материал: наглядный: высказывание «Познай себя», структура модели, таблица «Учебно-дисциплинарная и личностно-ориентированная модель обучения», название тем игры «Пятью пять».

Раздаточный: синие и зелёные карточки.

Ход педсовета

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета: подобрать фонотеку стихов, рассказов по темам недели до 1 декабря. Решение
  2. Итоги тематического контроля. Зачитываю справку. Решение.
  3. Теоретическая часть

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе, она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Считается, что познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание возможно благодаря процессом ощущения, восприятия, а так же памяти, которая хранит эту информацию. К основным формам абстрактного мышления отнесены понятия, суждения и умозаключения

Познание – приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира. Познать – постигнуть, приобрести знание о чем-либо, о ком-нибудь.

Познание – это сложное образование, в котором можно выделить два компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Сюда относятся:

  1. что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания;
  2. как получает ребёнок информацию, т.е. речь идёт о способах познания и средствах познания;
  3. как ребёнок перерабатывает информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и т.д.

Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить у ребёнка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. У взрослых и детей отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему – либо только при наличии о нём знаний, представлений, опыта. У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них отношение – первично, а информация вторична. Они всегда готовы познавать то к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно

В течение жизни человека процесс познания проходит разные этапы развития. Так любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, которая помогает ему на первых порах адаптироваться к новым условиям жизни. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, которое проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире

Познавательная самостоятельность имеет три составляющие: мотивационный компонент (осознанное побуждение для выполнения целенаправленной деятельности); содержательно-операционный (владением ребёнком системой ведущих знаний и способов обучения); волевой (волевые усилия, которые необходимо приложить обучающимся для разрешения учебной задачи в ходе познавательной деятельности).

Основные требования к организации активного учения следующие: чтобы программный материал становился предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребёнка; чтобы средства активизации обеспечивали не общую, постоянную активность обучаемых на занятии, а активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

Средства активизации тогда достигнут необходимого результата, когда отбор их будет осуществляться в соответствии с конкретной целью каждого этапа познания, и они будут воздействовать на каждый компонент обучения.

Познавательная активность позволяет ребёнку с интересом воспринимать и понимать окружающий мир, т. к. познавательная активность детей напрямую зависит от того насколько правильно подобрано содержание активизации познавательной активности.

Важный компонент активизации, влияющий на познавательную активность – это наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации. Дьяченко О. М. считает, что в содержании активизации познавательной активности входят регулярно проводимые с детьми занятия, которые стимулируют активное познание нового.

Воспитатели знакомят с особенностями познавательного развития дошкольников своей возрастной группы.

Подвожу итог.

В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:

  1. знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
  2. установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;
  3. удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
  4. формированию положительного отношения к миру.

Достигнутый к 4 годам уровень психического развития позволяет ребёнку сделать ещё один важный шаг в познавательном развитии – дети 4 -5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это сложное занятие для маленького ребёнка, но очень приятное и интересное. Более того, он испытывает желание разобрать «завалы» полученных знаний о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребёнок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребёнка

На 5-ом году жизни у детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям. Ведь интерес к какому-либо объекту пробуждает в ребёнке желание больше узнать о нём.

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, тем успешнее будет для него начало школьного детства.

Игра «Пятью пять»

Правило игры: Каждой команде по очереди предлагается выбрать дну из тем. Затем ведущий задаёт вопрос из данного сектора. Время на обдумывание 15 секунд. Ответ от имени всей микрогруппы даёт один из участников, при этом помните, что в слове правильного ответа должно быть только пять букв. При неправильном ответе вопрос переходит к следующей команде.

Познавательному развитию детей способствуют такие формы организации обучения, которые учитывают их возрастные возможности, а также предусматривают варианты решения познавательных задач, что позволяет каждому ребёнку реализовать свои индивидуальные способности. Дети постепенно овладевают новыми способами действия, ошибки при этом неизбежны. Педагог должен с пониманием и уважением относиться к поискам правильного пути.

На занятиях и в повседневной жизни педагог сообщает детям знания о разных сторонах окружающего мира. Передавая эти знания, педагог стремится не только расширять их объём, но и вызывать интерес к самому процессу познания, воспитывая любознательность. Для этого очень важно побуждать детей к тому, чтобы они почаще задавали вопросы «кто такой?», «что такое?», «почему?», «а что дальше?». Ведь познавательный интерес становится основной мотивацией, движущей детьми, способствующей заниматься, внимательно слушать рассказы и объяснения педагога, а затем и самому стремится к поиску ответов на бесконечные «почему?»

Так формируется умственная активность, и вместе с ней – волевое усилие, сосредоточенность, способность преодолевать трудности в овладении знаниями, в запоминании информации и умение активно использовать приобретённые знания в самостоятельной деятельности.

Особая работа проводится с детьми, проявляющими скованность, неуверенность на общих занятиях, в присутствии сверстников. Находясь «один на один» с педагогом, ребёнку легче преодолеть свой недостаток, а педагогу, в свою очередь, вступить в общение с ним. В таком свободном общении и ребёнок становится активнее, и педагогу легче поддержать его.

Таким образом, расширение знаний является средством формирования любознательности, побуждающей к умственной активности, которая становится мотивом к появлению настойчивости, сосредоточенности, развитию интереса к процессу обучения.

Формирование устойчивых познавательных интересов

Развитие познавательных интересов у дошкольников

Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей — наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.

Мотивация – совокупность всех мотивов, побуждающих к достижению цели.

Как подчёркивают многие педагоги и психологи, развивать положительное отношение к познанию, познавательный интерес к окружающей действительности нужно уже в дошкольном возрасте. Это может осуществляться через поощрение присущей детьми любознательности, связанной потребностью в новых впечатлениях. Проявляться детская любознательность может в форме многочисленных детских вопросов. Отвечая на задаваемые детьми вопросы, поощряя их возникновение, можно постепенно перевести детскую любознательность в стойкую потребность в узнавание нового, которая сможет в дальнейшем направлять деятельность ребёнка.

Одним из путей специализации целенаправленного развития любознательности детей может являться, например, создание условий для детского экспериментирования (Н. Н. Подьяков). Наблюдая на практике проявление различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к их открытию, обнаружение общего в конкретных проявлениях действительности.

Полезно с точки зрения развития интереса детей расширение их представлений об окружающем с помощью художественной литературы, наблюдений, специальных бесед.

Всё это создаёт базу для дальнейшего углубления знаний. Ведь интерес как раз и возникает там, где у ребёнка уже есть какие – то знания, но они ещё недостаточны, неточны, их очень мало, и новые сведения об окружающем дополняют ранее известное.

Ещё одну возможность появления познавательного интереса содержат регулярно проводимые с детьми занятия.

Необходимость положительного отношения ребёнка к познавательной задаче – условие развития познавательных интересов. Поэтому взрослый, ставя перед собой цель развития познавательной мотивации, познавательных интересов детей, должен сделать ситуацию, в которую включена познавательная задача, осмыслённой для них, а, следовательно, создать условия для положительного эмоционального отношения к ней.

Конкурс «Смекалистых»

  1. что общего между Шерлоком Холмсом, И. Сталиным и Р. Хасбулатовым. (трубка);
  2. сплюснутый квадрат. (ромб)
  3. скрипичный, водяной, замочный …(ключ)
  4. общее между деревом, книгой и венгерской музыкой? (Лист)
  5. балерина и курильщик. Что общего? (пачка)
  6. учёный, увидевший насквозь всё человечество? (Рентген)
  7. постоянный обитатель крыши, швед по национальности. (Карлсон)
  8. русский государь, в чьё правление у нас появились салфетки за обеденным столом. (Пётр 1).
  9. Какой узел нельзя развязать? (железнодорожный)
  10. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (якорь).

Проверка домашнего задания

Каждой команде разработать план-конспект познавательного занятия на тему: «Улицы нашего посёлка», «Моя семья». Потом провести это занятие с командой соперников.

По итогам педсовета можно сделать вывод: в младшем возрасте воспитатель – источник информации; в старшем – создаёт условия и руководит познавательной деятельностью.

Познавательная самостоятельность имеет три составляющие:

Доклад на тему познавательно речевое развитие дошкольников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *