Договор перевозки топлива

При перевозке груза третий — лишний

(Кто за это платить будет?)

Диспетчер отказал в оплате перевозок и сказал, что он ничего не должен. Что делать?

Поводом для появления данного материала послужило просто-таки массовое обращение за помощью абсолютно разных людей из разных уголков необъятной родины по одному и тому же вопросу: неплатежи, как привлечь агента-табуретку. Толи это нынешний кризис так повлиял, толи просто звезды так сложились, но во избежание полного тромбофлебита моего почтового ящика я решил разложить этот, казалось бы, элементарный вопрос по полочкам.

Суть большинства вопросов сводилась к следующему (цитата одного из многих писем): «Мы перевозчики, и у нас заключен долгосрочный договор перевозки с Диспетчером, который в рамках этого договора путем отправки заявки и получения нашего подтверждения уже длительное время заказывал у нас перевозки, а потом расплачивался с нами. Но недавно диспетчер отказал нам в оплате 2-х последних перевозок и сказал, что он нам ничего не должен. Что делать?».

Прежде чем ответить на этот извечный вопрос, необходимо разобраться в сути происходящего и начнем с договора.

Договор перевозки, организации перевозки и т.д.

Согласно требованиям п.1 Статьи 785 ГК РФ под договором перевозки принимается реальный договор, т.е. заключаемый путем вручения груза отправителем перевозчику. Договор перевозки груза возмездный и двусторонний, его сторонами являются перевозчик и отправитель. В п.2 Статьи 785 ГК РФ указано на документы, подтверждающие заключение договора перевозки: транспортная накладная. Транспортная накладная и другой соответствующий ей по назначению документ подтверждают заключение договора перевозки, т.е. вручение груза перевозчику. В обязанности перевозчика по договору перевозки груза также входит подача грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом) или договором, исправных транспортных средств в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В противном случае отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств. Обязанностью грузоотправителя является своевременная подготовка груза к перевозке и соблюдение сроков погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транспортные средства.

Наряду с договором перевозки груза, когда предметом договора является доставка конкретного груза в пункт назначения и выдача его получателю, Кодекс определяет и в определенной степени регулирует договоры организации перевозок и договоры между транспортными организациями и грузовладельцами. Согласно требованиям Статьи 798 ГК РФ по договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Условиями договора об организации перевозки являются: объемы, сроки и порядок предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки; порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. К числу договоров об организации перевозки, широко применяемых на практике на автомобильном транспорте, относятся годовые договоры.

В нашем случае Договор перевозки с Диспетчером, а что везет этот диспетчер или на чем он это что-то везет? Ничего и не на чем. Он третье лицо, а третий – лишний.

Противоречие

Согласно Статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Но при этом согласно Статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Договор можно назвать как угодно. Можно обозвать договором на предоставление логистических услуг, на обслуживание xxxPL провайдером и т.д., но суд будет квалифицировать этот договор не по названию, а по сути предмета договора, и применять к нему правила, установленные законом и иными правовыми актами.

По своей сути данный договор с Диспетчером можно классифицировать как агентский договор, по которому Диспетчер выступает агентом перевозчика и представляет его интересы, но параллельно этот же диспетчер представляет интересы и грузоотправителя по другому договору. И тут наступает противоречие.

Дело в том, что согласно п.3 ст.182 ГК РФ представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства. А согласно п.2 ст.184 ГК РФ одновременное коммерческое представительство разных сторон в сделке допускается с согласия этих сторон и в других случаях, предусмотренных законом. При этом коммерческий представитель обязан исполнять данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя. Иными словами Диспетчер обязан согласовать с грузоотправителем заключение агентского договора с перевозчиком (и наоборот).

Согласно п.3 ст.184 ГК РФ коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний — также и доверенности. Согласно п.4 ст.184 ГК РФ особенности коммерческого представительства в отдельных сферах предпринимательской деятельности устанавливаются законом и иными правовыми актами. В действующем законодательстве на сегодняшний день этот вопрос не регламентирован.

Итого необходимо письменное согласие от всех сторон, т.е. трехсторонний договор, что на самом деле неприемлемо для самого Диспетчера, ибо пропадает основной его стимул к выстраиванию подобной схемы – сокрытие истинных сумм платежей от своих принципалов.

Все в суд?

И так, мало того, что данный Диспетчер нарушает действующее законодательство, представляя одновременно обе стороны, он еще и спокойно уходит от ответственности. Процедуру такого ухода наглядно демонстрирует решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 января 2008 г. N А65-29489/2007.

Согласно материалам дела, между истцом (перевозчиком) и ответчиком (диспетчером) были подписаны договора-заявки, содержащие все необходимые сведенья. В подтверждение факта того, что услуги по перевозке по договорам-заявкам были исполнены, суду были представлены товарно-транспортные накладные, содержащие подписи уполномоченных лиц грузоотправителя и грузополучателя, скрепленные печатями этих юридических лиц. По мнению суда, детальный анализ представленных товарно-транспортных накладных показывает, что в них отсутствуют какие-либо указания на то, что перевозка осуществлялась именно в рамках указанных договоров-заявок. Также в них отсутствует и указание на то, что уполномоченное должностное лицо ответчика приняло оказанную истцом услугу. В отсутствии доказательств, объективно подтверждающих факт принятия оказанных услуг по перевозке уполномоченными работниками ответчика, суд пришел к выводу о недоказанности истцом наличия основанных на законе отношений истца с ответчиком в целях осуществления перевозки груза в рамках исполнения представленных истцом договоров-заявок. При таких обстоятельствах истцу в иске о взыскании долга и процентов за пользование чужими денежными средствами было отказано.

Иными словами отсутствие упоминания и подписи этого диспетчера в транспортной накладной в графе «грузоотправитель» привело к тому, что перевозчик не смог получить свои деньги за выполненную перевозку. Диспетчер совершенно законно отказался от обязательств и сослался на то, что перевозка была выполнена перевозчиком по прямому договору с грузовладельцем.

К сожалению, подобная ситуация, когда перевозчик берет перевозку у агента, широко распространена. Фактически заключая договор перевозки с грузоотправителем, перевозчик получает оплату от третьего лица, но при этом трехсторонний договор не заключает. Эта порочная совковая норма, по которой за оплату перевозки отвечало третье лицо, указанное в транспортном разделе (на оборотной стороне) ТТН в графе «Заказчик (плательщик)»* без заключения трехстороннего договора не действует.

——————————

*В утвержденной форме товарно-транспортной накладной ТТН (1-Т) в строке «Плательщик», которая находится над товарным разделом (на лицевой стороне), указывается грузополучатель в случае оплаты им стоимости груза и грузоотправитель во всех остальных случаях (п.6 Статьи 15 УАТиГНЭТ). Заполнение данной графы не является строго обязательным, и если нет достоверной информации на момент отправки груза, ее лучше не заполнять (прочерк).

А кто платить будет?

Согласно п.4 ст.2 УАТиГНЭТ грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной, согласно п.1 ст.8 УАТиГНЭТ заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Согласно п.1 Статьи 785. ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Таким образом обязанность произвести оплату за выполненную перевозку лежит на грузоотправителе.

Если перевозку заказывал грузополучатель, то данная перевозка должна выполняться в рамках договора ТЭД. В этом случае в ТТН в графе «Грузоотправитель» должен быть указан сам Экспедитор, либо стоять фраза следующего содержания: «Экспедитор от имени и по поручению Клиента по доверенности № дата» Указанная доверенность в обязательном порядке должна прилагаться к транспортной накладной (напомним, в соответствии с п.2 статьи 802 ГК РФ клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей). ТТН должна быть подписана представителем экспедитора.

За оплату перевозки несет ответственность лицо, заключившее договор перевозки, которое указано в транспортной накладной в графе «грузоотправитель» и подписавшее ее.

А диспетчер? А диспетчер как колобок от всех ушел, в том числе и от перевозчика. Не зря в народе таких диспетчеров называют «агентами-табуретками» или «экспедитор-сэкспедитор».

Что делать?

Для всех, кто уже попал или попадет в такую же ситуацию, предлагаю следующий алгоритм «Что делать?»:

Выставлять счет за перевозку тому, кому вы ее оказывали по закону, с кем заключали договор перевозки, т.е. грузоотправителю. Если не оплатят, то есть несколько вариантов дальнейшего развития.

1. Подавать в суд на грузоотправителя по поводу неоплаты выполненной работы. Если грузоотправитель ее уже оплатил этому агенту-табуретке, то они будут вынуждены предоставить документы, подтверждающие эту оплату. С материалами дела подаете новый иск против агента-табуретки с учетом вновь открывшихся обстоятельств, либо привлекаете этого агента-табуретку соответчиком по данному делу.

2. Если Вы добровольно получите от грузоотправителя все документы, подтверждающие его оплату, а также его заказ перевозки у агента-табуретки, то можно подать новый иск против этого диспетчера с учетом вновь открывшихся обстоятельств.

3. Если грузоотправитель не оплачивал перевозку, либо ссылается на то, что оплачивать не должен по договору купли-продажи, то независимо от этих объяснений продолжаете требовать через суд именно с него оплату за выполненную работу. Его дальнейшие разбирательства с покупателем или с этим диспетчером его личное дело.

Возражения типа «с грузоотправителем нет договорных отношений» или «они мне перевезли за спасибо» категорически не принимаются, ибо согласно п. 3 ст. 424 ГК РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

И еще. Очень хорошо при обосновании в суде тех или иных сумм неоговоренных в договоре использовать так называемые «правила перевозчика» опубликованные в интернете. Делаете сайт где-нибудь на бесплатном домене третьего уровня и размещаете там основные ставки и другие тарифы, например на простой или за прием груза в мелких транспортных единицах (покоробочно). Данная норма является диспозитивной и действует, если в договоре не оговорено иное. Не забудьте в бланк счета добавить в реквизиты адрес этого сайта.

Кстати, пока готовил материал, звонит мне один грузовладелец и на жизнь жалуется, типа перевозчики с него денег хотят, а он все деньги уже давно перечислил подобному агенту-табуретке. Читаю его договор с этой табуреткой, а там «информационные услуги по подбору транспорта и организации перевозки»…

Как работать?

Так как работает весь цивилизованный мир – заключать договор перевозки через агента перевозчика и перечислять деньги напрямую перевозчику. А взаиморасчеты перевозчика и агента должны быть по агентскому договору, по которому перевозчик (принципал) будет выплачивать агентское вознаграждение агенту сам.

Владислав Артамонов

Статья опубликована в журнале «Логистика и управление»

ДОГОВОР № ж-14

г. Окуловка «15» сентября 2014 г.

ООО «Топливопродажа» в лице генерального директора Бензинова Ю. Л., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Перевозчик», с одной стороны, и ООО «Люкс-Сервис» в лице генерального директора Зотова А. К., действующего на основании устава, именуемое в дальнейшем «Клиент», с другой стороны, заключили договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Предметом настоящего договора является доставка Перевозчиком вверенного ему Клиентом груза в пункт назначения и выдача его уполномоченному на получение груза лицу (Клиенту), а также оплата Клиентом в установленном объеме услуг перевозки груза.

1.2. Права и обязанности сторон по настоящему договору определяются Уставом автомобильного транспорта РФ, Кодекса, Гражданского кодекса и действующим законодательством РФ.

2. Условия перевозок

2.1 Перевозки осуществляются Перевозчиком на основании заявок Клиента. В заявку входит следующая информация: наименование груза, наименование пунктов загрузки и разгрузки, время прибытия к пунктам загрузки и разгрузки, а также способ слива и тип соединения (тип муфт, длина шланга). Заявки предоставляются в письменном виде, по телефону или факсу не позднее чем за 24 часа до начала загрузки. В иных случаях Перевозчик не гарантирует выполнение заявки точно в указанный срок и не несёт ответственность за несвоевременное выполнение заказа.

2.2. Основанием для получения у Клиента груза к перевозке с материальной ответственностью Перевозчика является путевой лист, заверенный печатью Перевозчика, при предъявлении водителем-экспедитором документа, удостоверяющего личность, и доверенности.

2.3. Перевозчик обязан:

— определить тип и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок груза в зависимости от объема и характера грузов;
— подать транспорт в пункт погрузки в состоянии, пригодном для перевозки данного типа груза и отвечающем всем нормам и требованиям;
— нести ответственность за сохранность в пути всего перевозимого груза;
— доставить груз в пункт назначения согласно графику заявки и сдать его грузополучателю или уполномоченному на получение груза лицу.

2.4. Клиент обязан:

— заранее подготовить груз к перевозке (оформить перевозочные документы, пропуска на право проезда к месту погрузки и выгрузки, проч.);
— обеспечить своевременное и надлежащее оформление в установленном порядке путевых листов и 3 (трёх) экземпляров товарно-транспортных накладных, производить отметку фактического времени прибытия и убытия подвижного состава из пунктов погрузки / выгрузки;
— представить Перевозчику на предъявленный к перевозке груз товарно-транспортные накладные установленной формы, являющиеся основными перевозочными документами, по которым производится прием груза к перевозке, перевозка и сдача его грузополучателю.
Грузы без товарно-транспортных накладных к перевозке не принимаются;
— содержать подъездные пути и погрузочно-разгрузочные площадки в пунктах погрузки и выгрузки в исправном состоянии, обеспечивающем в любое время безопасность движения автомобиля; обеспечить освещение мест мест загрузки\выгрузки и подъездных путей к ним при работе в ночное время; иметь необходимые для погрузки и выгрузки приспособления и вспомогательные материалы.
— при сливе иметь устройства заземления и средства пожаротушения.

2.5. Оформление товарно-транспортных накладных производится по паспортным данным автоцистерны и тарировочной таблице, предоставленными Перевозчиком.

3. Дополнительные условия

3.1. По письменному согласованию сторон в настоящий договор могут быть внесены изменения и (или) дополнения.

4. Расчеты за перевозки

4.1. Размер оплаты за перевозку грузов определяется на основании протокола согласования цены и включает НДС.

4.2. Причитающиеся Перевозчику суммы за перевозку груза оплачиваются Клиентом посредством оплаты счета в размере 100% стоимости рейса сразу после погрузки автомашины.

4.3. Основанием для выписки счетов служат товарно-транспортные накладные, а за пользование автотранспортными средствами, оплачиваемыми по временному тарифу, данные путевых листов, заверенные Клиентом.

4.4. Перевозчик имеет право изменить стоимость услуг с учетом происходящих инфляционных процессов (в т.ч. удорожания энергоносителей) при условии письменного согласования с Клиентом.

5. Ответственности сторон и порядок разрешения споров

5.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему договору стороны несут взаимную ответственность в пределах, предусмотренных Уставом автомобильного транспорта РФ, Гражданским кодексом и действующим законодательством РФ.

5.2. В случае несвоевременного перечисления Клиентом денежных средств Клиент перечисляет пеню в размере 0,1% за каждый день просрочки от суммы, указанной в счете и подлежащей перечислению за оказанные Перевозчиком услуги.

5.3. В случае неисполнения Перевозчиком заявки клиента Перевозчик уплачивает Клиенту штраф в размере 10% стоимости груза, указанного в заявке.

5.4. Ответственность за недовозы несет перевозчик только в том случае, если факт недовоза доказан в присутствии водителя.

5.5. Перевозчик не несёт ответственности за качество перевозимого топлива.

5.6. По всем вопросам, не нашедшим своего решения в тексте и условиях настоящего договора, но прямо или косвенно вытекающим из отношений сторон по нему, затрагивающих имущественные интересы и деловую репутацию сторон договора, имея в виду необходимость защиты их охраняемых законом прав и интересов, стороны договора будут руководствоваться нормами действующего законодательства РФ.

5.7. Споры, по которым между сторонами не было достигнуто соглашение, разрешаются в соответствии с действующим законодательством РФ в Арбитражном суде г. Н. Новгорода.

6. Срок действия договора

6.1. Срок действия настоящего договора составляет 12 месяцев с момента его подписания.

6.2. Если за 30 календарных дней до окончания действия договора ни одна из сторон в письменном виде не уведомит другую сторону о расторжении, то договор считается продленным на тех же условиях на тот же срок.

6.3. Настоящий договор подлежит досрочному расторжению в случаях:
— по письменному согласованию сторон;
— по инициативе одной из сторон при уведомлении другой стороны за 30 календарных дней до предполагаемой даты расторжения.

7. ФОРС-МАЖОР

7.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая свои обязательства по договору при выполнении его условий, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (форс-мажор), т. е. чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств при конкретных условиях конкретного периода времени. К обстоятельствам непреодолимой силы стороны настоящего договора отнесли такие явления стихийного характера, как: (землетрясение, наводнение, удар молнии, извержение вулкана, сель, оползень, цунами и т. п.), температуру, силу ветра и уровень осадков в месте исполнения обязательств по договору, исключающих для человека нормальную жизнедеятельность; мораторий органов власти и управления; забастовки, организованные в установленном законом порядке, и другие обстоятельства, которые могут быть определены сторонами договора как непреодолимая сила для надлежащего исполнения обязательств.

9. Прочие условия

9.1. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.

9.2. В случаях, не предусмотренных настоящим договором, стороны руководствуются действующим гражданским законодательством.

9.3. Все приложения, соглашения, протоколы, прилагаемые к настоящему договору, являются правомочными, имеют юридическую силу и являются неотъемлемой частью настоящего договора.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ЗАЯВКА К ДОГОВОРУ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ПЕРЕВОЗКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

№ / ОТ » » 2014

Заявка: № 5 от 3 апреля 2014

МАРШРУТ: Окуловка — Перестово

СТОИМОСТЬ: 18300 Руб.

ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ

АДРЕС ЗАГРУЗКИ

ДАТА И ВРЕМЯ ЗАГРУЗКИ

КОНТАКТ

ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЬ

АДРЕС РАЗГРУЗКИ

ДАТА И ВРЕМЯ РАЗГРУЗКИ

КОНТАКТ

НАИМЕНОВАНИЕ ГРУЗА

ТИП КУЗОВА

МАССА, Т.

МЕСТО, ШТ.

ЗАГРУЗКА/РАЗГРУЗКА

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ

1500 руб. за каждый час простоя, загрузку или выгрузку груза более 3 часов. Штраф 1 500 руб за каждый дополнительный час на загрузке или выгрузке, опоздание на загрузку или разгрузку более чем на 3 часа, 5% от стоимости перевозки.

ВЫДЕЛЕННЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

ТЯГАЧ
ПРИЦЕП
ВОДИТЕЛЬ (ФИО)
ПАСПОРТ
МОБ. ТЕЛ.

Перевозчик: Клиент:

ООО «Топливопродажа» ООО «Люкс-Сервис»

ИНН/КПП: / ИНН/КПП: ______________/____________

Приложение № 2

ООО «Топливопродажа», именуемое далее «Перевозчик, в лице Бензинова Ю. Л. , действующего на основании Устава, с одной стороны, и ООО «Люкс-Сервис», именуемое далее «Клиент», в лице Ярова Б. П., действующего на основании Устава, с другой стороны, составили настоящее Приложение о нижеследующем:

ВАЖНО! За допуск к управлению автомобилем водителя, лишенного прав, предусмотрен штраф в размере ( ст. 12.32 КоАП РФ):

  • 20 000 руб. — для ответственного должностного лица;
  • 100 000 руб. — для организации и индивидуального предпринимателя.

Если работник контролирует сопроводительную документацию, оформляет приемо-сдаточную документацию, то необходимо заключать трудовой договор с водителем-экспедитором. В таком случае не лишним будет составить и подписать договор о полной материальной ответственности, т.к. работа экспедитора входит в Перечень из Постановления Минтруда России N 85 от 31 декабря 2002 г.

Должностная инструкция

Приведенное выше не исчерпывает всех возможных обязанностей водителя. Правильным будет для каждой организации вынести свои требования к нему в должностную инструкцию.

Обратите внимание, что с 14 июня 2016 года действуют Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287). Т.е. при разработке должностной инструкции необходимо учесть и этот документ.

Если организация занимается перевозками крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, то нужно заключать трудовой договор с водителем грузового автомобиля, имеющим рабочий стаж не менее пяти лет. При этом, как минимум, один последний год стажа ему нужно проработать в качестве водителя автомобиля такой категории. Среди важных требований к лицам, которые перевозят опасные грузы, отметим запрет на управление автомобилем для тех, кто в течение последнего года был лишен прав.

Как определить характер работы водителя-дальнобойщика, исходя из предлагаемых статьей 57 ТК РФ вариантов: он подвижной, разъездной или в пути?

Если подвижной характер работы понимать, как частые передислокации работников или оторванность от постоянного места жительства, а работу в пути, как осуществление трудовой функции в процессе движения транспортного средства (например, проводник в поезде, кондукторы на междугородних автобусах, экспедиторы), то работа водителя-дальнобойщика, скорее, разъездная, т.к. у сотрудника нет неподвижного рабочего места и большая часть рабочего времени проходит в разъездах. От того, как охарактеризовать работу сотрудника, зависит возможность возмещения расходов в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ.

Обозначая режим рабочего времени и времени отдыха водителя в трудовом договоре, можно сослаться на Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, составленное с учетом Приложения к Приказу Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 и утвержденное работодателем. В нем подробнее определено, из чего состоит рабочее время водителя, как часто в течение рабочей смены он обязан отдыхать, как суммируются эти интервалы, какие возможности отдыха есть у работника, если окончание маршрута выпадает на выходной день, кому надо сообщать об этом и пр. Также в этом пункте указывается информация о том, нормированным или ненормированным является рабочий день, какие предусмотрены ежегодный оплачиваемый и дополнительный отпуска.

Условия труда. Рабочим местом водителя является кабина автомобиля, гараж, стоянка. Работодатель предоставляет технически исправное транспортное средство. Насколько будет комфортно в нем работать и при необходимости отдыхать, зависит и от работника в том числе. О том, какие меры безопасности надо соблюдать в начале работы, при движении, после окончания движения, что нужно проверить, что отключить на рабочем месте, как закрепить автомобиль на стоянке и прочее, вряд ли стоит указывать в самом трудовом договоре, достаточно сделать отсылку на Положение об охране труда, в котором будут содержаться все эти подробности, и ознакомить сотрудника с этим Положением под подпись.

Условия оплаты труда водителей также имеют ряд особенностей. В контракте необходимо указать систему оплаты труда, принятую у работодателя (повременная, сдельная и бестарифная и пр., с надбавками, доплатами). Как правило, водители находятся на повременной оплате труда, при которой их основная заработная плата состоит в выплате тарифной ставки (оклада) за месяц, исходя из присвоенного им тарифного разряда (оклада) и в зависимости от того, полностью или нет отработана норма рабочего времени за месяц. Во всех случаях тарифная ставка (оклад) за полностью отработанный рабочий месяц должна быть не менее минимального размера оплаты труда. Оплата труда водителей может быть организована также и на сдельной основе, при которой заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, пройденных километров и т.п.) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении. Бестарифной считается оплата, когда заработок работника зависит от конечных результатов работы структурного подразделения, в котором он работает, или всего предприятия и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.

В структуру оплаты труда включаются и дополнительные выплаты в виде доплат и надбавок, например:

  1. доплата за сверхурочную работу;
  2. доплата за работу в ночное время;
  3. надбавка за классность;
  4. доплата за разделение рабочего дня на части.

В договоре может быть оговорена доплата за совмещение профессий. Например, если заключен контракт с водителем-экспедитором, или сотрудник готов сам ремонтировать закрепленный за ним автомобиль. На основании ч.1 ст. 168.1 ТК РФ дальнобойщикам работодатель возмещает следующие расходы, связанные со служебными поездками, при условии, что эти расходы обоснованы в соответствующем ЛНА и документально подтверждены:

  • расходы на проезд;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
  • иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Карта для тахографа — это важно

Составив и согласовав с работником трудовой договор, подписав приказ о приеме, личную карточку, НЛА, мы вроде бы закончили оформление документов на сотрудничество с дальнобойщиком. Если у кандидата есть карта водителя и она подходит для тахографа, установленного в транспортном средстве, то он может приступать к выполнению своих обязанностей. В случае если его карта не подходит к вашим тахографам или ее вообще нет, начать работать новый сотрудник сможет в лучшем случае через месяц, т.к. на ее изготовление в специализированной организации уходит некоторое время. Управление транспортным средством без карты грозит административной ответственностью:

  1. по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ:
    • штраф на водителя составляет от одной тысячи до трех тысяч рублей;
    • на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  2. по ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, т.к. нельзя отследить ненарушение водителем установленного режима труда и отдыха, штраф — от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Поскольку в административном праве действует презумпция виновности, то никто не будет на дороге разбираться, по какой причине происходит нарушение. Подтверждение этому можно найти в Постановлении Ярославского Областного суда от 28 сентября 2015 г. N 4А-410/2015. Поэтому без карты для тахографа работника отпускать в рейс нельзя.

Договор перевозки топлива

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *