Договор на участие в тендере, образец

Заявка на участие в торгах — это документ, который подтверждает согласие участника на участие в тендере (запросе предложений, аукционе, запросе котировок). Требования к оформлению и содержанию заявки установлены в 44-ФЗ и 223-ФЗ в зависимости от того, в рамках какого закона проводится закупка. Также в зависимости от выбранного способа проведения торгов, заявки подразделяются на аукционную и конкурсную.
Конкурсная заявка участника закупки должна включать в себя:

  • Письмо об участии на официальном бланке.
  • Ценовое предложение.
  • Анкета участника.
  • Документы, установленные заказчиком.

Аукционная заявка включает в себя:

  • Первую часть заявки.
  • Вторую часть заявки.

Для того чтобы Вы имели наиболее полное представление о том как должна быть составлена заявка на участие в торгах, мы подготовили для Вас образец заявки на участие в торгах, который прошел проверку и может использоваться в качестве шаблона.
Образец заявки на участие в торгах можно скачать ниже.
Если Вам требуется помощь специалистов, то юристы Группы Компаний «Ценный Контракт» окажут полный спектр услуг в области конкурентных закупок.
Заказчикам: С услугами для заказчиков можно ознакомиться в этом разделе.
Поставщикам: С услугами для поставщиков можно ознакомиться в этом разделе.
Обучение: С услугами учебного центра можно ознакомиться в этом разделе.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2015 г. N 13АП-5271/15 (ключевые темы: заявка на участие в аукционе — техническое задание — наименование места происхождения товара — промышленный образец — патент)

26 сентября 2016

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2015 г. N 13АП-5271/15

г. Санкт-Петербург

28 апреля 2015 г.

Дело N А56-57778/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2015 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Борисовой Г.В.

судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.

при участии:

от заявителя: не явились- извещены (уведомление N 24776);

от заинтересованного лица: Кудряшова К.И. по доверенности от 12.05.2014;

от третьего лица: не явились-извещены ( уведомление N 24778, 24779);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по лыжным гонкам» на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2014 по делу N А56-57778/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое

по заявлению Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по лыжным гонкам»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

третье лицо: 1) Индивидуальный предприниматель Дмитриев Сергей Викторович 1) ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;

о признании недействительным п.2 решения и предписания антимонопольного органа

установил:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по лыжным гонкам» (194362, Санкт-Петербург, ул.Шишкина, д.30, ОГРН 1037800006089, далее- СПб ГБОУ ДОД «СДЮСШОР по лыжным гонкам», учреждение) обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д.13, лит.А, ОГРН 1027809242933, далее- антимонопольный орган) о признании недействительными п.2 решения от 08.08.2014 по делу N 44-1484/14 и предписания от 08.08.2014 по делу N 44-1484/14 об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов» и индивидуальный предприниматель Дмитриев Сергей Викторович.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных СПб ГБОУ ДОД «СДЮСШОР по лыжным гонкам» требований отказано, в связи с правомерным вынесением антимонопольным органом в оспариваемой части решения и предписания от 08.08.2014 по делу N 44-1484/14.

Не согласившись с решением суда, учреждение направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт по тем основаниям, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее-Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) не содержит требований к объему и содержанию данной инструкции, оставляя за заказчиком право на разработку, детализацию и утверждение данного документа. По мнению учреждения, направляя заявителю предписание о необходимости повторного проведения аукциона, антимонопольный орган вмешивается в его оперативно-хозяйственную деятельность.

Представители учреждения и третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

Представитель УФАС по Санкт-Петербургу в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу учреждения без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.

Выслушав представителя антимонопольного органа, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как видно из материалов дела, СПб ГБОУ ДОД «СДЮСШОР(заказчик) по лыжным гонкам» разместило 03.07.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0372200215814000038) на выполнение работ по ремонту кровли административного здании и тренерских домиков. Начальная (максимальная) цена контракта 4 266 008,53 рублей.

Индивидуальным предпринимателем Дмитриевым С.В. была подана заявка на участие в открытом аукционе. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 25.07.2014 аукционной комиссией заказчика заявка Дмитриева С.В. (защищенный номер 8373448) отклонена, предпринимателю было отказано в допуске к участию в открытом аукционе N 0372200215814000038 по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации об электронном аукционе, а именно, отсутствие предложения о поставке красной краски в пункте 9 заявки на участие в аукционе по параметру «цвет».

01.08.2014 предприниматель Дмитриев С.В. направил в УФАС по Санкт-Петербургу жалобу(вх. N 17481) на действия аукционной комиссии заказчика — СПб ГБОУ ДОД «СДЮСШОР по лыжным гонкам» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

08.08.2014 УФАС по Санкт-Петербургу приняло решение по делу N 44-1484/14 о признании жалобы Дмитриева С.В. необоснованной (пункт 1). Однако в пункте 2 решения указало на нарушение аукционной комиссией заказчика пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, выразившегося в отсутствии в документации об аукционе инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, а именно, сведений о конкретных показателях товара, соответствующих требованиям, установленным заказчиком в приложении N2 к техническому заданию части III документации об аукционе.

Во исполнение пункта 3 названного решения антимонопольным органом выдано предписание от 08.08.2014 по делу N 44-1484/14 об устранении СПб ГБОУ ДОД «СДЮСШОР по лыжным гонкам» нарушений законодательства о закупках, которым предложено в срок до 08.09.2014 устранить нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 (пункта 3 части 3 статьи 66) Закона N44-ФЗ, с этой целью

-отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона N 0372200215814000038;

-вернуть участникам аукциона, поданные ими заявки на участие в аукционе N 0372200215814000038;

-внести изменения в документацию об аукционе, приведя ее в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;

Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;

-провести аукцион (извещение N 0372200215814000038) в соответствии с законодательством о контрактной системе.

СПб ГБОУ ДОД «СДЮСШОР по лыжным гонкам», не согласившись с пунктом 2 названного решения и предписанием УФАС по Санкт-Петербургу, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных СПб ГБОУ ДОД «СДЮСШОР по лыжным гонкам» требований, оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьей 3 Закона N 44-ФЗ под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном названным Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных названным Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Статьей 6 Закона N 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Из материалов дела следует, что учреждением в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ проводился открытый аукцион в электронной форме (извещения N0372200215814000038).

В ходе проверочных мероприятий по жалобе участника аукциона предпринимателя Дмитриева С.В. антимонопольным органом установлено нарушение заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в отсутствии в документации об аукционе инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, в отношении сведений о конкретных показателях товара, соответствующих требованиям, установленным заказчиком в приложении N2 к техническому заданию части III документации об аукционе.

Суд, оценив материалы дела, сделал правильный вывод, что аукционной комиссией нарушен пункт 2 части 1 статьи 64 N 44-ФЗ.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 — 6 статьи 66 Закона N44-ФЗ и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 66 N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;

3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.

В соответствии с положениями пункта 3 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и пункта 3.1.3 части I документации об аукционе первая часть заявки, в том числе, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в техническом задании, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в техническом задании указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.

Согласно документации об электронном аукционе требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить его соответствие потребностям заказчика, установлены заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию части III документации об электронном аукционе.

Судом первой инстанции установлено, что в документации об аукционе отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе относительно указания определенных сведений о конкретных показателях товара, соответствующих требованиям, установленным заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию части III документации об аукционе.

Так, заказчиком в аукционной документации установлены требования к показателям товара, используемого для выполнения работ, из которых участнику размещения заказа при формировании заявки на участие в аукционе невозможно определить, какие именно показатели определены максимальными и минимальными значениями, диапазоном значений и какие показатели определяются значениями, которые не могут изменяться. При этом инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе также не установлено, какие из перечисленных характеристик материала необходимо указать в составе первой части заявки на участие в аукционе в качестве неизменяемых показателей. Некорректное составление инструкции, подтверждает тот факт, что из восьми заявок, поданных на участие в аукционе, допущено лишь две заявки, остальные шесть заявок отклонены от участия в аукционе до причине несоответствия указанной в них информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе.

Таким образом, УФАС по Санкт-Петербургу сделало обоснованный вывод о том, что аукционная документация не содержит инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, позволяющей ее заполнить надлежащим образом, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 (пункт 3 части 3 статьи 66) Закона N 44-ФЗ.

В обоснование апелляционной жалобы, СПб ГБОУ ДОД «СДЮСШОР по лыжным гонкам» указало, что Законом N 44-ФЗ не установлено конкретных требований к оформлению инструкции, исходя из чего, заказчик сам разрабатывает и утверждает инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе.

Между тем, Приложение N 2 к техническому заданию содержит раздел «Требования к содержанию и составу заявки. Инструкция по ее заполнению», из которого следует (дословно) «1. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

а) согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при проведении аукциона на выполнение работы;

б) согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара».

Далее перечислены требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить его соответствие потребностям заказчика.

С учетом требований технического задания в отсутствие надлежащей и понятной инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе невозможно установить реальную потребность заказчика в цвете краски. При этом, если согласиться с позицией заявителя, что в данном случае требовались оба цвета краски — «зеленая и красная», невозможно установить количество каждого цвета краски — «0,00765» для каждого цвета или «0,00765» всего (по 50% зеленой и красной краски).

В суде первой инстанции представитель учреждения не смог пояснить какое количество и какой краски требовалось заказчику для выполнения надлежащим образом вышеуказанного требования технического задания.

В отсутствие инструкции по заполнению заявки по данным пунктам технического задания невозможно установить, что требовалось указать в заявке — конкретные показатели значений в пределах минимального и максимального или диапазон значений.

Из представленной инструкции однозначно не следует, каким образом участнику размещения заказа необходимо заполнять заявку в зависимости от вида показателей, установленных заказчиком, в соответствии с потребностями заказчика; не указано, по каким позициям необходимо указывать диапазоны значений, по каким конкретные значения показателей, что не позволило участникам размещения заказа, надлежащим образом оформить заявки на участие в данном аукционе.

С учетом вышеизложенного, вывод УФАС по Санкт-Петербургу о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 (пункт 3 части 3 статьи 66) Закона N 44-ФЗ подтверждается материалами дела. Следовательно, оспариваемые решение антимонопольного органа от 08.08.2014 по делу N44-1484/14 о нарушении законодательства о закупках в оспариваемой части (пункт 2) и предписание от 08.08.2014 по делу N44-1484/14 об устранении нарушений законодательства о закупках являются законными и обоснованными.

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и объективно оценил обстоятельства дела, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы СПб ГБОУ ДОД «СДЮСШОР по лыжным гонкам» не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 декабря 2014 года по делу N А56-57778/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по лыжным гонкам»- без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Г.В. Борисова

Судьи

И.Б. Лопато
А.Б. Семенова

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Если вы задаетесь вопросом «Как провести анализ конкурентов на практике?», то вам обязательно стоит прочитать данную статью. С помощью подготовленного нами примера анализа конкурентов вы сможете оценить конкурентоспособность своей компании. В данный пример конкурентного анализа включены 10 базовых шагов, которые должны быть обязательно сделаны при анализе конкурентной среды компании. В конце статьи вы найдете удобный шаблон с таблицами, который поможет структурировать всю полученную в ходе работы информацию.

Предварительные работы

Перед тем как перейти к сравнительному анализу конкурентов, проведите ряд предварительных работ. Во-первых,
четко определите своих конкурентов (см. методику «Выбираем конкурентов правильно»). Во-вторых, определите цели конкурентного анализа, чтобы не анализировать «лишнюю» информацию, которая не даст ответа на необходимые вопросы. В-третьих, проведите опрос потребителей на рынке для формирования понимания о том, какие представления целевая аудитория имеет о вашем товара и о товарах конкурентов, оцените уровень знания и лояльности.

Проводите анализ конкурентов в первый раз?

Рекомендуем прочитать статью «Важные моменты конкурентного анализа предприятия», в которой содержится вся необходимая информация об основных этапах и принципах анализа конкурентного окружения компании.

Итак, приступим к анализу.

№1 Оцените общий уровень внутриотраслевой конкуренции

Чем интенсивнее уровень конкуренции в отрасли:

  • тем быстрее изменяется рыночная среда
  • тем важнее мобильность и быстрая реакция на изменения
  • тем выше уровень требуемых затрат, квалификации персонала и ожидания от продукта
  • тем сложнее найти свободную рыночную нишу и успешную конкурентную стратегию
  • тем выше риски снижения долгосрочной прибыли
  • тем выше уровень развития и насыщения рынка

На первом этапе конкурентного анализа определите количество игроков, темп роста рынка, динамику появления товарных групп и новых товаров в отрасли. Выводы на данном этапе должны быть сделаны относительно интенсивности конкуренции, перспективах ее ужесточения и прогнозах изменения рынка на ближайшие 3 года. Для проведения такой оценки можно воспользоваться следующей таблицей анализа конкурентов.

Данные по приведенным показателям лучше собирать за 3- 5 лет, но при отсутствии такой информации достаточно будет 1-2 лет. Цель: явно понять тренд и правильно сделать прогнозы будущего положения рынка.

№2 Постройте карту конкурентов

Карта конкурентов поможет выделить тех игроков, которые являются движущими компаниями рынка, определяют правила игры в отрасли и могут стать примером успешных решений и стратегий.

Карту построить просто, достаточно определить по каждому конкуренту долю рынка и темп роста продаж:

Какие выводы можно сделать из полученной информации? Составить характеристику по каждому конкуренту. Конкуренты с высокой долей рынка и высокими темпами роста задают правила игры на рынке. Конкуренты с отрицательными или невысокими темпами роста могут служить хорошим источником для роста бизнеса. Конкуренты с высокими темпами роста могут рассказать об успешных техниках продаж.

№3 Проведите сравнительный анализ портфеля

Определите портфель конкурентов и сравните его с портфелем Вашей компании. Обязательно отметьте ключевые направления бизнеса каждого игрока (в таблице ключевые направления бизнеса — розовые ячейки):

Ключевые направления бизнеса — товарные категории, обеспечивающие самую высокую долю продаж и долю прибыли

Определите хиты продаж конкурентов по каждой товарной категории и подготовьте сравнительный анализ каждого «хита» конкурента с вашим товаром. Обязательно отметьте ключевые свойства продуктов.

Оценку свойств удобнее проводить по 5-ти бальной шкале, где 0 баллов — отсутствие свойства, а 5 баллов — лучшее предложение на рынке

Наиболее верный способ получения правдивой оценки товаров Вашей компании и конкурентов: опрос потребителей и проведения слепых тестов (без упаковки и возможности идентифицировать товар с производителем) Выраженность свойств удобнее всего представить в виде «многоугольника характеристик товара»:

№4 Проведите сравнительный анализ цен

Распределите всех конкурентов по основным ценовым сегментам: низко-ценовой, средне-ценовой, высоко-ценовой и премиум сегменты.

Выявите крайние ценовые границы конкурентов и основной ценовой диапазон, в котором конкурент ведет свой бизнес: определите самую низкую цену, самую высокую цену и среднюю цену продаж.

№5 Проведите сравнительный анализ дистрибуции продукта

Сначала выявите ключевые каналы продаж товаров (например: гипермаркеты, супермаркеты, магазину у дома, рынки, аптеки, прямые каналы продаж, интернет). Затем оцените качество выкладки вашего товара и товаров конкурирующих фирм. Потом оцените долю полки продуктов.

№6 Определите позиционирование всех игроков на рынке

На данном этапе конкурентного анализа важно даже не само позиционирование товара каждого конкурента, а скорее сложившееся восприятие потребителей, а оно основано практически всегда на следующих критериях:

  • известный — не известный
  • дорогой-дешевый
  • качественный — некачественный
  • специализированный — обычный
  • прямое назначение продукта или ключевая выгода

Такое восприятие проще всего отразить на карте восприятий:

Также соберите информацию об ключевых клеймах (или обещаниях) конкурентов, об известности Вашей компании на рынке и уровне лояльности к ней.

№7 Оцените методы продвижения и рекламные бюджеты

Данная информация потребуется для формирования правильной конкурентной и медиа стратегии. Собирать информацию можно подробно с указанием точных бюджетов, охвата и интенсивности поддержки; или кратко с описанием формата и особенностей размещения рекламного сообщения.

Анализ методов прямого продвижения:

Анализ BTL-программ: позволит составить работающие конкурентоспособные предложения для покупателей

Не забудьте собрать и проанализировать макеты рекламных сообщений, они дадут ответ на вопрос о ключевых клеймах и стратегиях убеждения потребителей.

№8 Опишите ключевого потребителя конкурентов

Описать целевую аудиторию помогут демографические, поведенческие и психографические критерии сегментирования.

№9 Оцените технологический уровень конкурентов

Для разработки конкурентных стратегий очень важно понимать технологические возможности конкурентов, их возможности в достижении низкого уровня затрат, доступа к ресурсам, уровень квалификации кадров и финансовые возможности.

№10 SWOT анализ оценка конкурентных преимуществ

Последним этапом конкурентного анализа рынка является составление краткого SWOT анализа по каждому конкуренту. Нет необходимости делать подробный анализ, достаточно указать 1-2 тезиса по каждому пункту SWOT анализа.

Когда SWOT анализ готов, оцените конкурентное преимущество вашей компании и основных конкурентов, в этом вам поможет наша методика анализа конкурентных преимуществ с готовым примеромГотовые решения

У нас есть готовый шаблон, с помощью которого вы с легкостью сможете применить теоретические знания данной статьи на практике. Скачать шаблон для проведения конкурентного анализа можно в разделе «Полезные шаблоны по маркетингу».

Договор на участие в тендере, образец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *