Добросовестность поставщика

Отсутствие в Реестре недобросовестных поставщиков

В реестр попадают те, кто отказался заключать выигранный контракт или грубо нарушил условия его исполнения. Мы писали подробно о Реестре недобросовестных поставщиков. В этой статье подчеркнем важные нюансы:

  • Раньше можно было самостоятельно декларировать отсутствие в РНП, и был был шанс, что заказчик не проверит эту информацию. Теперь ЭТП автоматически проверяют информацию и просто не пропустят заявку от участника из РНП.
  • В ЕИС отдельно ведется реестры по 44-ФЗ, по 223-ФЗ, по 615 постановлению правительства. Попав в один Реестр, еще можно участвовать в закупках по другому закону или в коммерческих торгах.
  • Если вы подали заявку не находясь в РНП, а во время исполнения контракта в него попали, это не повод расторгать контракт (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г. № 09АП-11847/2015-ГК по делу № А40-178922/14).

Обеспечение контракта

Заказчик устанавливает обеспечение контракта практически во всех конкурентных закупках:

  • от 5 до 30 % от НМЦ, если закупка на 50 млн руб. или меньше,
  • от 10 до 30 % от НМЦ, если закупка дороже 50 млн руб,
  • не меньше суммы аванса, если он установлен в закупке (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

Из этой суммы удерживают штрафы за некачественное неисполнение контракта и пени за срыв сроков. После того как контракт успешно исполнен, обеспечение возвращают.

Антидемпинговые меры

44-ФЗ разрешает снижать цену сколько угодно, но если пересечь порог в 25% от начальной цены, то придется дополнительно подтвердить свою добросовестность (ст. 37 № 44-ФЗ). Это называется антидемпинговыми мерами. В любых закупках, кроме закупок жизненно необходимых товаров, подтвердить добросовестность можно двумя способами:

  1. В закупках на любую сумму можно предоставить увеличенное в 1,5 раза обеспечение.
  2. В закупках дешевле 15 млн есть еще один вариант — предоставить обычное обеспечение плюс успешно исполненные госконтракты. Что учесть:
  • Заказчик примет информацию строго из реестра контрактов по 44-ФЗ.
  • Таких контрактов должно быть не меньше трех, а заключены они должны быть не позже трех лет до заключения текущего контракта.
  • Все они должны быть исполнены без штрафов и пеней.
  • Сумма минимум одного из контрактов должна быть не меньше 20% от суммы закупки, в которой нужно подтвердить добросовестность (ч. 3 ст. 37 44-ФЗ).
  • Объект закупки не важен. Например, вы можете выиграть закупку на ремонт, а подтверждать добросовестность контрактами на грузоперевозки.
  • Не получится подтвердить добросовестность «малыми закупками» у единственного поставщика (закупки до 300 или 600 тыс. руб.), так как заказчики не обязаны включать их в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 44-ФЗ).

Как узнать, что исполненный госконтракт есть в Реестре? На сайте госзакупок во вкладке Контракты и договоры можно найти любой контракт по названию заказчика, идентификационному номеру контракта и другим фильтрам.

Если не нашли контракта нет в Реестре, в первую очередь обратитесь к заказчику. Он обязан выкладывать информацию в Реестр за 7 дней после подписания акта приемки. За срыв сроков его ждет штраф.

В закупках товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продукты, лекарства, топливо и пр.) действует другое правило. Если победитель закупки опустил цену закупки на 25 % ниже НМЦ, он предоставляет заказчику обоснование этой цены. Например, гарантийное письмо от производителя, приходные документы, подтверждающие наличие товара на склада и другие документы (ч. 9 ст. 37 44-ФЗ).

Качественные критерии при оценке заявки

Акцент на качество

В конкурсе и запросе предложений заказчик может использовать в выборе поставщика нестоимостным критерии оценки — наличие опыта, рекомендаций, квалифицированных сотрудников и т.д.

Вес цены и качествазависит от закупаемых товаров, работ, услуг. Например, в закупке товаров нестоимостные характеристики могут «весить” не больше 30%, которые может получить участник за заявку. В строительстве — 20%, в создании государственных инфосистем — 70%.

Если участник не прикрепил к заявке документы, подтверждающие опыт, его не будут отклонять. Просто в этом критерии он заработает ноль баллов.

При расчете баллов за качество заказчик может использовать только те формулы и шкалу, которые прописаны в постановлении № 1085:

  1. Формула, которая учитывает наибольшее или наименьшее количество документов в составе заявки. В этом больше баллов зарабатывает тот, кто предоставил максимум контрактов, и остальные получают пропорционально меньше.
  2. Предельно необходимое (минимальное или максимальное) число квалификационных характеристик. Например, участник должен предоставить не меньше пяти исполненных контрактов, чтобы получить баллы по этому критерию. А максимум можно предоставить 10. Все что выше 10, все равно будет считаться как 10.
  3. Шкала. Это самый простой способ оценки. В нем каждый показатель попадает в диапазон и получает определенное количество баллов. Например, ноль контрактов — 0 баллов, 1-3 контракта — 5 баллов, 5-10 контрактов — 10 баллов.

Чем подтвердить добросовестность?

Необязательно показывать успешно выполненные контракта только из Реестра по 44-ФЗ. Это могут быть документы по 44-ФЗ, 223-ФЗ и коммерческим сделкам:

  • Копии договоров, которые отражают предмет договора и время, когда он был исполнен.
  • Копии актов приемки и документов об оплате, которые отражают объем работ.
  • Другие документы, которые подтверждают успешность выполнения работ.

В законе это четко не сказано, но арбитражные суды решают, что заказчик может требовать:

  • Соответствие предмету закупки. Если закупка на строительство, то и исполненные контракты должны быть на строительство.
  • Успешность поставки или работ. Заказчик вправе требовать договоры без нарушений по вине подрядчика.

Также по решению арбитражей заказчик не может требовать:

  • Наличие договоров на территории определенного региона.
  • Более узкую квалификацию, чем предмет проводимой закупки.
  • Исполненных контрактов на сумму больше чем 20% от объем текущей закупки. Например, если закупка на строительство школы за 74 млн, достаточно иметь один исполненный контракт примерно на 20 млн.

Разный вес у «справедливой” и «демпинговой”цены

44-ФЗ дает заказчику возможность уменьшать «вес” цены, которая на 25 % ниже максимальной. Если поставщик снизится больше, чем на 25%, то значимость цены будет равна всего 10 % от суммы величин значимости других критериев оценки заявок. Правда, это правило применяют только в конкурсах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы, а также оказание консультационных услуг (ч. 7-8 ст. 37 44-ФЗ).

Что хотят добавить?

В концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг сказано, что в госзакупки будут пускать только квалифицированных участников с опытом исполнения контрактов (распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 года № 117-р1).

  • Организацию детского досуга предлагают закупать только конкурсом с ограниченным участием. Сейчас закупки таких услуг проводят в виде аукционов, запросов котировок или запросов предложений, где главный критерий отбора победителя — цена путевки. В итоге страдает качество исполнения услуг.
  • Также хотят автоматизировать проверку поставщиков в реестре юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение.

Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.

Антидемпинг

Демпинг — это поставка товара на экспорт по цене ниже нормальной стоимости, то есть ниже цены на аналогичный товар при продажах на рынке страны-экспортера {исходя из этого определения, демпингом не может считаться продажа товара по цене, которая ниже цены продаж отечественного производителя, — именно эту ошибку в определении демпинга чисто делают российские бизнесмены).

Сам по себе демпинг в ВТО не запрещен. Введение антидемпинговых мер возможно только в том случае, если:

  • на основании жалобы промышленности страны-импортера проведено специальное расследование,
  • это расследование доказало наличие демпинга, который наносит или угрожает нанести материальный ущерб национальной промышленности или ведет к замедлению становления соответствующей отрасли.

Расследование обычно начинается в результате подачи местной промышленностью жалобы, в которой содержатся доказательства того, что предприятия члена ВТО продают свои товары на экспорт в данную страну по демпинговым ценам, то сеть но ценам, которые ниже, чем цены, устанавливаемые ими для продаж на своем рынке, или ниже средних издержек. В частности, в жалобе обычно приводятся данные о:

  • товаре, против которого возбуждено расследование, с описанием его физических свойств и технических параметров,
  • известных производителях,
  • известных импортерах товара в страну расследования, объеме импорта данного товара из страны демпинга, средних ценах продаж товара из страны демпинга, производственных мощностях предприятий в стране демпинга,
  • особенностях производственного процесса товара в стране демпинга.

Если орган расследования посчитает, что приведенных доказательств достаточно, то он откроет расследование.

После принятия решения о начале расследования должно быть опубликовано извещение о начале расследования.

Одним из наиболее важных факторов в антидемпинговых расследованиях является время. Предоставление информации строго ограничено по времени. Например, предоставление комментариев по суррогатной стране ограничивается 10-14 рабочими днями, заполненного вопросника- 30-40 рабочими днями. В некоторых странах эти сроки могут быть продлены на основе письменного мотивированного запроса предприятия. В других — любое продление исключается. Непредставление информации или ее позднее представление расценивается обычно как факт отказа от сотрудничества, что существенно снижает шансы на успех.

Информация по предмету расследования собирается органом расследования разными путями. Производителю или экспортеру товара обычно предлагается заполнить вопросник (в нем содержатся десятки вопросов по поводу экономической деятельности предприятия). Заполненный вопросник должен быть получен органом расследования через 37 дней после опубликования извещения о начале расследования или даты его направления (30 дней отводится на заполнение вопросника в соответствии с правилами ВТО, а 7 дней остается на пересылку). Орган расследования может предоставить отсрочку, но она обычно составляет не более недели, и необходимость в ее получении должна быть аргументирована.

Вопросник, как правило, содержит следующие разделы:

  • Общая информация по форме собственности и организационной структуре компании, данные об основных акционерах, данные о связанных компаниях.
  • Данные о товаре, который подпадает под расследование, и об остальном ассортименте продукции компании.
  • Данные о производственных мощностях и их использовании.
  • Данные по продажам продукции на внутреннем рынке.
  • Данные о финансовом состоянии и о издержках производства.
  • Данные по поставкам товара на экcпорт.
  • Дополнительные вопросы.

Проверочный визит обычно проводится органом расследования с выездом на предприятие с целью проверки данных, представленных в вопроснике.

После этого, как правило, проводятся слушания — встреча заинтересованной стороны с представителями органа расследования, во время которой заинтересованная сторона намеревается изложить перед органом расследования дополнительные аргументы в свою пользу. Иногда она может проводиться как с участием местной промышленности (жалобщиков), так и с участием представителей российских предприятий, и перерастает в этом случае в подобие судебного заседания, где обе стороны излагают свои аргументы и опровергают чужие. Слушания обычно проводятся до подготовки предварительных результатов расследования.

Промежуточные итоги расследования должны быть доведены до сведения всех заинтересованных сторон, и все стороны могут подготовить комментарии по всем данным и выводам органа расследования.

Окончательные итоги расследования должны быть опубликованы. В случае, если в ходе расследования доказан факт демпинга и ущерба от него для национальной промышленности, орган расследования как правило принимает решение о введении антидемпинговой пошлины, которая взимается в дополнение к обычной импортной пошлине и которая равна разнице между нормальной и демпинговой стоимостью товара.

Экспортер товара, обвиняемый в демпинге, может согласовать с органом расследования обязательства, которые могут предусматривать, например, установление минимальной цены экспортных продаж товара на рынок члена ВТО, который проводил расследование. В этом случае антидемпинговые пошлины не взимаются.

Антидемпинговые меры могут быть пересмотрены в случае:

  • изменившихся обстоятельств, когда сохранение меры на том же уровне не является более необходимым (пошлина может быть снижена или отменена), или, наоборот, когда мера не предотвращает демпинг и ущерб (пошлина может быть повышена). Такие пересмотры обычно называются interim review и начинаются не ранее чем через год после введения меры. Пересмотр начинается по требованию экспортеров, национальной промышленности или по инициативе органа расследования.
  • истечения мер (expiry review). Такой пересмотр может начаться к моменту прекращения периода действия меры, если существует угроза, что отмена меры приведет к возобновлению демпинга и ущерба. В результате пересмотра может быть принято решение об отмене меры или об се сохранении в том же виде. Корректировки меры, как правило, не допускаются. Пересмотр начинается по требованию национальной промышленности или органа расследования.
  • выхода на рынок новой компании (newcomer review). Такой пересмотр может начаться в случае, если на рынок страны, который защищен антидемпинговой пошлиной, вышла новая компания, которая ранее не поставляла на него товар, и которая не связана с компанией, в отношении продукции которой применяются меры.
  • поглощения (anti-absorption) и обхода (anti-circumvention). Этот пересмотр начинается по требованию национальной промышленности или органа расследования в случае, сели экспортер обходит антидемпинговые меры (например, через территорию третьей страны), или сели экспортер резко снизил экспортные цены и антидемпинговая пошлина не препятствует ущербу национальном промышленности. Пересмотр может привести к сохранению мер на том же уровне или к увеличению антидемпинговых пошлин.

По своему характеру пересмотры всех типов очень близки к обычному антидемпинговому расследованию. В некоторых странах разрешены не все типы пересмотров.

Субсидии

Понятие субсидий определяется в Соглашении ВТО по субсидиям и компенсационным мерам шире, чем только правительственные финансовые выплаты, осуществляемые посредством прямых переводов средств, «прощения» долгов, положений, касающихся поставок товаров в натуральном виде, либо других форм поддержки доходов или ценовой поддержки.

Субсидии подразделяются на «запрещенные», «дающие повод для разбирательства» и «не дающие повода для разбирательства».

Субсидии являются «запрещенными», если они (это положение не применяется к сельскохозяйственным субсидиям, регулируемым Соглашением ВTO no сельскому хозяйству):

  • обусловлены показателями экспортной деятельности»,
  • обусловлены предпочтительным использованием отечественных товаров перед импортными.

Субсидии являются «дающими повод для разбирательства» (это положение не применяется к сельскохозяйственным субсидиям, регулируемым Соглашением ВТО по сельскому хозяйству), если они вызывают негативные последствия, а именно:

  • ущерб национальной экономике или экономике другого члена ВТО,
  • «исчезновение» или ущемление выгод, прямо или косвенно затрагивающих интересы других государств-членов.

«Серьезный ущерб» может быть установлен, если субсидия имеет своим результатом:

  • вытеснение или препятствие импорту подобных товаров на рынок страны, использующей субсидию,
  • вытеснение или препятствие экспорту подобных товаров из одного государства-члена на рынок третьей страны,
  • значительное занижение цен, ценовую депрессию, подавление цен или нереализованные продажи подобных товаров в другие государства-члены, или
  • увеличение в масштабах мирового рынка доли какого-то отдельного субсидируемого первичного продукта или товара по сравнению со средней долей в предыдущие три года. Это не касается товаров, в отношении которых применяются другие международные договоренности (это приложение не применяется к товарам (как правило, сырьевым), в отношении которых действуют другие многосторонние торговые правила).

Соглашение предусматривает процедуры разрешения споров по «запрещенным» и «дающим повод для разбирательств» субсидиям с целью прекращения практики таких субсидий либо, если субсидирующее государство не желает отменить субсидии, разрешение па принятие адекватных контрмер членами организации, которые инициировали разрешение спора.

Субсидии являются «не дающими повода для разбирательства», если они:

  • не относятся к числу специфических, то есть их доступность не ограничивается конкретными фирмами,
  • подпадают под одну из трех следующих категорий помощи:
    — помощь на НИОКР, до 75% от стоимости НИОКР после начала производства, либо до 50% от стоимости НИОКР до начала производства;
    — помощь, оказываемая в общих рамках программ регионального развития;
    — помощь, призванная содействовать адаптации имеющегося оборудования к новым экологическим требованиям.

Компенсационные меры

Так же как и в случае с антидемпингом, эта мера направлена против импорта товаров по ценам ниже нормального уровня, если он вызывает или создает угрозу нанесения материального ущерба имеющимся отечественным предприятиям либо материально сдерживает развитие отечественной промышленности.

Процедуры аналогичны тем, что используются при антидемпинговых расследованиях. Они направлены на то, чтобы дать возможность соответствующим органам инициировать расследование с целью определения размера субсидии и причинно-следственной связи с материальным ущербом.

Расследования могут быть приостановлены или прекращены, если:

  • правительством государства-экспортера сознательно предпринимаются шаги с целью ограничить или ликвидировать субсидии,
  • экспортер соглашается на пересмотр цен, с тем чтобы устранить негативные последствия.

Компенсационные меры не могут действовать более пяти лет. Они могут быть отменены раньше, если расследование установит, что негативные последствия субсидированного ввоза более не проявляются.

Меры могут быть продлены на срок свыше пяти лет, если расследование установит, что их отмена приведет к продолжению, либо возобновлению субсидирования и нанесет ущерб.

Никакой товар не может быть предметом антидемпинговых и компенсационных мер одновременно и служить поводом для выплаты двух видов «компенсаций» (так как фактически цель субсидии — дать возможность экспортеру продавать на рынке по ценам, которые в просторечии именуются демпинговыми).

Из этой статьи вы узнаете:

  • Зачем подрядчику подтверждать свою надежность
  • Какие изменения в области подтверждения добросовестности поставщика начали действовать по 44-ФЗ в июле 2019
  • Как поставщик может подтвердить свою надежность
  • Что поставщику требуется сообщить в письме, подтверждающем его добросовестность

Как подтвердить добросовестность поставщика по 44-ФЗ? В условиях контрактной системы добросовестность участника закупки является одной из самых эффективных антидемпинговых мер. Самому поставщику это позволяет не увеличивать обеспечение, ведь сведения об исполненных им ранее обязательствах в реестре контрактов видны всем участникам закупки.

Чтобы подтвердить свою добросовестность, участнику закупки нужно заполнить соответствующую форму. Ее, а также полную информацию о других способах, вы найдете в нашей статье.

Что представляет собой добросовестность по 44-ФЗ

Объявляя тендер на закупки, заказчики, конечно, хотят сэкономить. Но, кроме того, для них важно, чтобы победитель мог выполнить свою работу на высоком уровне или предоставить продукцию хорошего качества.

Статья 37 44-ФЗ с 01.01.2019 теряет свою двусмысленность, если начальная максимальная стоимость договора составляет сумму до 15 000 000 рублей. Это означает, что поставщик должен иметь гарантию исполнения контракта в полтора раза больше или обеспечить его исполнение в однократном размере, доказав свою добросовестность.

Необходимо понимать, что теперь подрядчик не может просто подтвердить добросовестность, не подкрепляя её финансовыми средствами или банковской гарантией.

В ФЗ-44 были внесены поправки, которые вступили в силу с 01.07.2018. Уточняется, что такая антидемпинговая политика будет применяться в следующих случаях:

  • проведение открытого конкурса для поставщиков, которые прошли определенный отбор;
  • проведение конкурса из двух этапов;
  • проведение закрытого конкурса.

Кроме того, вышеупомянутые правила действуют для новых электронных закупок, а именно:

  • для открытых конкурсов в онлайн-формате;
  • для конкурсов с ограниченным участием в онлайн-формате;
  • для двухэтапной конкурсной программы в электронной форме.

Как поставщику подтвердить добросовестность по 44-ФЗ в этом случае? Предоставлять сведения о добросовестности необходимо таким же образом, как и при участии в электронном аукционе, то есть победитель конкурса должен направить сведения заказчику вместе с заверенным проектом договора.

Информация, подтверждающая добросовестность поставщика 44-ФЗ

Заказчик может понять, надежен ли поставщик, при наличии следующей информации:

1. Отсутствие поставщика в РНП

При отказе подписать привлекательный контракт участника вносят в этот реестр. Также в списке оказываются те, кто нарушил условия договора. Раньше поставщики сами заполняли декларацию отсутствия в РНП и заказчики не всегда могли проверить достоверность данных. Однако сегодня онлайн-сервисы делают такую проверку автоматически, поэтому подрядчик, который состоит в реестре, не сможет подать заявку на конкурс.

2. Обеспечение контракта

Большинство существующих сегодня вариантов закупок в формате конкурса позволяют поставщику устанавливать обеспечение контракта. Согласно ч.6 ст 96 44-ФЗ, если сумма закупки до 50 000000 рублей, то обеспечение может составлять от 5 до 30 % НМЦ, если больше 50 млн – 10-30 % от НМЦ или же равна авансу, если он предусмотрен договором.

Обеспечение возвращается после завершения контракта. Не забывайте, что если услуги будут оказаны поставщиком ненадлежащим образом или же не в срок, то он обязан будет выплатить из суммы обеспечения штраф или пени.

3. Меры против демпинга

44-ФЗ позволяет снижать цены, но рекомендуется придерживаться суммы в пределах 25 % от НМЦ. В противном случае поставщику нужно будет подтвердить свою добросовестность, что само по себе является способом регулирования демпинга.

Почти все виды закупок, кроме тех, что связаны с товарами первой необходимости, требуют от исполнителя подтверждения надёжности.

Как поставщику подтвердить добросовестность по 44-ФЗ СМП? Для этого не всегда нужно предоставлять благополучно завершенные контракты из Реестра по 44-ФЗ. Достаточно будет показать документы по 44-ФЗ и 223-ФЗ или по коммерческим торгам:

  • Копии соглашений, в которых прописан предмет договора и срок исполнения.
  • Копии актов приемки выполненных работ и других документов, подтверждающих оплату, в них должен быть указан объем оказанных услуг.
  • Прочие бумаги, которые являются доказательством успешно завершенных контрактов.

Хотя в законодательстве об этом говорится размыто, по решению Арбитражного суда заказчик вправе требовать от подрядчика соблюдение следующих условий:

  • Выполненные работы должны соответствовать предмету нынешней закупки. Например, если заказ в сфере строительства, то и завершенные договоры обязаны быть на строительство.
  • Контракты не должны иметь нарушений со стороны поставщика.

Если арбитражные суды принимают соответствующее решение, заказчик не имеет права требовать от подрядчика:

  • Более узкой специализации, чем сфера проводимого тендера.
  • Контрактов, которые выполнялись в конкретном регионе.

Антидемпинговым мерам не подчиняются тендеры на поставку продуктов питания, лекарств, топлива и оказания скорой медицинской помощи. В этом случае если конкурсант снижает стоимость больше чем на 25 %, то он обязан сопроводить заявку гарантийным письмом от производителя или же другими бумагами, которые могут подтвердить возможность исполнения договора по предложенной им цене.

Читайте также: «Обеспечение исполнения контракта заказчиком: от предоставления до возврата»

Антидемпинговые меры также не практикуются, если условиями конкурса не предусмотрено обеспечение исполнения контракта.

Как подтвердить добросовестность поставщика по 44-ФЗ с 01.07.2019

Данные, необходимые для подтверждения добросовестности поставщика, можно взять из ЕИС, а точнее из реестра контрактов, которые заключались с государственными заказчиками. Все сделки должны быть успешно завершены, то есть иметь статус «Исполнение прекращено».

Как поставщику подтвердить добросовестность по 44-ФЗ? Нужно доказать, что им было выполнено хотя бы одно из условий:

  • В течение года до подачи заявки поставщик благополучно закрыл не менее 3 контрактов. Штрафы при этом отсутствуют.
  • За два года до подачи заявки поставщик не менее 4 раз становился победителем конкурса и успешно выполнил все контракты. Только 25 % из них имеют штрафные санкции.
  • В течение 3 лет до участия в данном тендере поставщик завершил 3 и более контрактов, штрафов нет.

Каждое из этих условий предполагает, что минимум в одном контракте сумма не была меньше 20% от предложенной поставщиком цены в текущем тендере. Кроме того, участнику не нужно подтверждать факт завершения контрактов в аналогичной сфере, то есть предмет выполненной ранее сделки может быть каким угодно.

Чтобы принять участие в тендере, бумаги, доказывающие надежность исполнителя, должны подаваться вместе с заявкой. Однако как поставщику подтвердить добросовестность по 44-ФЗ, если нет контрактов? Заказчик может подписать сделку, только если поставщик предоставит обеспечение, в 1,5 раза превышающее указанную в контракте сумму. А если в соглашении есть пункт об авансе, то размер обеспечения должен быть не меньше этой цифры.

Если демпинг цен происходит во время электронного тендера, от участника требуется не только предоставить заверенный подписью контракт по нынешней закупке, но и подтвердить свою добросовестность.

Заказчик или же комиссия тендера проверяют указанную информацию в реестре контрактов. Если будут выявлены неточности в предоставленных данных или обнаружится, что они поддельные, поставщик устраняется от участия в конкурсе. Если же заявка была подана на аукцион, то исполнитель признается нарушившим условия сделки и сведения об этом оформляются в протокол ЕИС. Тогда право заключить контракт получает следующий по цене конкурсант. На него распространяется та же политика антидемпинга, в случае, если он предлагает цену, сниженную от НМЦК на 25 % и больше.

Как поставщик предоставляет информацию, чтобы подтвердить свою добросовестность по 44-ФЗ в 2019 году

Желающие принять участие в конкурсе должны подтвердить в заявке свою надежность. Если это аукцион, то необходимо предоставить заверенный проект контракта. Действия заказчика варьируются исходя из ситуации.

  1. Комиссия конкурса выявила, что данные о добросовестности являются поддельными.

    В этом случае заявка поставщика отклоняется, и комиссия делает пометку в протоколе. Обязательно указывается причина отказа. После подписания протокола от заказчика требуется в течение 1 рабочего дня сообщить участнику конкурса об отклоненной заявке.

  2. Победитель конкурса не подтвердил в заявке добросовестность.

    Как поставщику подтвердить добросовестность по 44-ФЗ, если нет контрактов? Заявка принимается при условии, что участник предоставит обеспечение контракта, которое по размеру превосходит первоначальную сумму в 1,5 раза. Только в этом случае заключается соглашение. Если есть условия об авансе, то обеспечение должно быть не меньше этой суммы.

  3. Участник не подал сведения о добросовестности или комиссия выявила недостоверность указанной информации.

    Поставщика объявляют уклонившимся от сделки и оформляют это в виде протокола, который подписывают и в течение одного дня публикуют в ЕИС. Заказчик может заверить контракт подписью, только если вторая сторона сможет подтвердить свою надежность достоверными данными. Когда такая информация отсутствует, поставщик вправе предоставить по контракту обеспечение.

В законодательстве отсутствуют четкие правила о том, как должна быть оформлена такая информация. По этой причине предъявляемые бумаги могут быть составлены произвольно.

Читайте также: «Банковское обеспечение исполнения контракта: особенности и нюансы получения»

Требуя от подрядчика подтверждения добросовестности, законодательство имеет в виду предоставление сведений из реестра контрактов. Это открытые данные, доступные для любого пользователя. Другими словами, поставщику не нужно собирать какие-либо документы, а достаточно лишь продемонстрировать обобщенную информацию из реестра.

Сведения о надежности могут быть оформлены в любом виде. Например, как декларация, гарантийное или информационное письмо.

Как бы ни была представлена информация о надежности, она должна содержать:

  • наименование заказчика и его индивидуальный номер налогоплательщика;
  • реестровый номер завершенного контракта;
  • стоимость контракта;
  • предмет договора;
  • дату заключения контракта и срок его исполнения;
  • указание на штрафные санкции, если они были.

Советуем собирать все документы не накануне заключения контракта, а заблаговременно. Участника, который не успел вовремя предоставить все бумаги, комиссия может занести в реестр ненадежных исполнителей.

Об антидемпинговых мерах говорится в статье 37 Закона 44-ФЗ. Их суть в направленности против намеренного снижения цены. Чтобы участники с умыслом не занижали стоимость контракта, борясь с конкурентами, для них придумали дополнительные шаги. Что именно требуется от победителя закупки, зависит от начальной стоимости контракта.

Если она составляет более 15 млн руб. и снижена на 25%, участник должен предоставить обеспечение в 1,5 раза больше, чем от него требуется по закупочной документации. Если НМЦК менее 15 млн руб. и уменьшена более чем на 25%, победитель должен внести обеспечение, увеличенное в полтора раза, или направить информацию, подтверждающую добросовестность. Обратите внимание: с 2018 года помимо сведений о добросовестности участник также должен предоставит обеспечение, указанное в документации. Раньше этой фразы в ст. 37 в №44-ФЗ не было, нововведения стали действовать после вступления в силу Федерального закона от 27.12.2018 №502-ФЗ.

Какими бумагами подтвердить

Вся необходимая информация берется из реестра контрактов. Напомним, он размещен в ЕИС. Представленные участником сведения должны подтверждать один из следующих фактов:
— исполнение в течение 1 года до проведения закупочной процедуры как минимум 3 контрактов без штрафов и нареканий;
— исполнение в течение 2 лет как минимум 4 контрактов, 75% из которых были исполнены без претензий со стороны заказчика;
— исполнение в течение 3 лет минимум 3 контрактов без нареканий.

Эти сведения могут быть использованы в качестве подтверждения добросовестности по 44-ФЗ, только если цена хотя бы одного из контрактов составляет не менее 20% от текущей. К бумагам, подтверждающим добросовестность участника, относятся также копии исполненных контрактов. Как именно подавать информацию о добросовестности, зависит от вида закупочной процедуры. Если это конкурс, сведения включаются в состав заявки. В случае с аукционом данные передаются заказчику вместе с подписанным проектом контракта. Если победитель вовремя не предоставляет подтверждением своей добросовестности или подает ложные данные, это может стать поводом для признания его уклонистом. А это прямой путь в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года. Также в ст. 37 говорится, что если предметом контракта выступает товар, необходимый для нормального функционирования скорой помощи, в том числе лекарства и топливо, участник должен предоставить заказчику обоснование своей цены. Что это может быть? Гарантийное письмо, составленное компанией-производителем, или бумаги, подтверждающие, что товар у поставщика в наличии. Подойдут также другие документы и расчеты, доказывающие, что участник сможет исполнить контракт.

Как участник предоставляет информацию о добросовестности

Участники конкурса предоставляют информацию о добросовестности в составе заявки, участники аукциона — с подписанным проектом контракта. При этом заказчик действует в зависимости от ситуации. Конкурсная комиссия установила, что информация о добросовестности недостоверна. Комиссия отклоняет заявку и вносит информацию в протокол рассмотрения и оценки заявок. В протоколе указывают причину, по которой заявку отклонили. Комиссия подписывает протокол, и в течение следующего рабочего дня заказчик уведомляет участника о том, что заявку отклонили.

Участник конкурса не предоставил информацию о добросовестности в составе заявки. Заказчик не отклоняет заявку участника, но заключает контракт только после того, как победитель предоставит увеличенное в 1,5 раза обеспечение контракта. При этом, если заказчик предусмотрел в контракте аванс, победитель предоставляет обеспечение, размер которого не меньше аванса.

Участник аукциона не предоставил информацию о добросовестности или аукциона комиссия установила, что информация недостоверна. Участника признают уклонившимся. Комиссия оформляет решение протоколом. Протокол подписывают и в течение следующего рабочего дня размещают в ЕИС. Об этом сказано в частях 4 и 5 статьи 37 Закона №44-ФЗ, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2016 года №-Ф06-9551/2016, решении Самарского областного суда от 8 ноября 2016 года №21-2087/2016. Заказчик подписывает контракт только после того, как победитель предоставит информацию о добросовестности или обеспечение. Об этом сказано в части 2 статьи 37 Закона №44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 8 ноября 2016 года №Д28и-2911.

Письмо о добросовестности для заказчика

Как должно выглядеть письмо о добросовестности поставщика по 44-ФЗ? В законе об этом не говорится. Суть документа в том, что поставщик емко рассказывает об исполненных контрактах. Письмо с информацией о добросовестности по 44-ФЗ удобно оформлять в виде таблицы с разбивкой по годам и следующими столбцами:

Рекомендуем готовить бумаги заранее, а не перед самим подписанием контракта, поскольку на него дается ограниченное время. Если участник не успеет передать документы в срок, он рискует оказаться в реестре недобросовестных поставщиков.

Добросовестность по 44-ФЗ — это характеристика участника закупки, которая позволяет заказчику принять решение о заключении с ним государственного контракта даже в случаях, когда участник значительно снижает его стоимость относительно НМЦК. Подтвержденная добросовестность свидетельствует, что потенциальный подрядчик надежен и у него есть необходимый опыт.

Когда нужно подтверждать добросовестность

Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает несколько способов определения начальной цены, которыми госзаказчики пользуются, подготавливая закупку. Каждый из этих способов ориентирован на то, чтобы установить адекватную цену закупаемого товара, работы или услуги, которая соответствует рыночным условиям. Если в ходе процедуры потенциальный контрагент существенно, на 25 % и более, снижает заявленную НМЦК, это вызывает сомнение в его надежности.

Скачать образец подтверждения добросовестности по 44-ФЗ

Законодатель требует от госзаказчика применять в таких ситуациях антидемпинговые меры: если НМЦК превышает 15 млн рублей, участник закупки обязан предоставить обеспечение контракта, в полтора раза превышающее установленный документацией о закупке размер. Если НМЦК не превышает 15 млн рублей, у участника есть выбор:

  • предоставить обычное обеспечение, одновременно доказав добросовестность участника закупки по 44-ФЗ;
  • предоставить полуторное обеспечение исполнения своих обязательств по будущей сделке с заказчиком.

Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки 44-ФЗ, должна быть истребована заказчиком в случае сильного снижения цены закупки при проведении: конкурсных процедур, в том числе в электронной форме и аукционов.

Что является подтверждением добросовестности

Как подтвердить добросовестность поставщика по 44-ФЗ, разъясняет ч. 3 ст. 37 44-ФЗ. Подрядчик признается благонадежным, если в реестре контрактов имеется информация о том, что им было заключено и исполнено без применения к нему неустоек:

  • не менее трех госконтрактов за последний год;
  • не менее четырех госконтрактов за последние два года — при таком варианте допустимо, чтобы по четверти контрактов подрядчику выставлялись неустойки;
  • не менее трех госконтрактов за последние три года.

Цена хотя бы одной из исполненных подрядчиком сделок с государственными заказчиками должна составлять не менее 20 % от предлагаемой подрядчиком в рамках текущей процедуры. Если проводится бумажный конкурс, информация об опыте и исполнительности потенциального подрядчика подается заказчику единым пакетом документов с заявкой на участие. Если речь идет об электронном конкурсе или аукционе, информация предоставляется заказчику одновременно с подписанием контракта.

Как оформить подтверждение добросовестности

Говоря об обосновании надежности подрядчика, законодатель указывает на предоставление информации, которая содержится в реестре контрактов. Это общедоступный информационный источник. От поставщика не требуются какие-либо специальные документы, необходимо только обобщить и предоставить заказчику сведения из реестра. Форма такого обобщения законодательно не установлена: оно может быть подано в виде декларации, гарантийного или информационного письма в произвольном виде. Каким бы документом подрядчик ни оформлял информацию о своих опыте и надежности, в нем следует указать:

  • реестровый номер исполненного контракта;
  • наименование и ИНН заказчика;
  • цену;
  • предмет;
  • срок заключения и срок исполнения обязательств;
  • указание на наложенные неустойки, если таковые имели место.

Как образец подтверждения добросовестности можно использовать форму информационного письма.

Скачать

Информация, предоставленная участником закупки, проверяется заказчиком. Если в ходе проверки заказчик выявит недостоверность предоставленных сведений, в случае бумажного конкурса заявка участника будет отклонена, а если речь идет об электронном конкурсе или аукционе — контракт подписан не будет, а подрядчика признают уклонившимся от заключения.

Грядущие изменения в законодательстве

На подписи у президента лежит законопроект, который существенно изменяет 44-ФЗ, в частности, порядок применения антидемпинговых мер и правил подтверждения добросовестности:

  1. Основанием для применения антидемпинговых мер скоро станет не только снижение на 25 % и более общей цены закупки, но и единиц отдельных товаров, работ, услуг.
  2. Существенно сократится количество вариантов для участников закупок доказать свою благонадежность: все без исключения подрядчики должны будут предоставлять информацию о не менее чем трех контрактах, исполненных за последние три года.
  3. По контрактам, заключенным по результатам процедур с существенным снижением цены, станет невозможным авансирование.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
В гарантийном письме добросовестность исполнителя госконтракта подтверждает только производитель. Решение Хабаровского УФАС № 224 от 09.07.2018 по делу № 7-1/373
Участнику достаточно указать реестровый номер контракта, а заказчик не может требовать большего в документации о закупке. Письмо Минфина № 24-06-08/64068 от 02.10.2017

Добросовестность поставщика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *