Для повышения работоспособности

В этой теме вы узнаете о разработке оптимальных режимов труда, нормировании труда, оптимизации процесса обучения и т.д., а также о:

Функциональном состоянии человека и его видах;

  • Об утомлении, диагностике утомления по объективным и субьективным параметрам. Разработка оптимальных режимов труда и отдыха, адекватная организация производственного процесса и условий его протекания, нормирование труда, профилактика и лечение профессиональных заболеваний, подбор и расстановка кадров, оптимизация процесса производственного обучения вот далеко не полный перечень важнейших практических проблем, разрешение которых невозможно без привлечения данных о специфике и особенностях различных функциональных состояний работника.

    В качестве примеров традиционно исследуемых видов функциональных состояний следует назвать утомление, монотонию, напряженность и различные формы стресса.

    Наиболее существенными для выявления специфики функционального состояния являются показатели деятельности различных отделов центральной нервной системы, сердечно — сосудистой, дыхательной, двигательной, эндокринной и др. систем.

    Для разных состояний характерны определенные сдвиги в протекании основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоциональной сферы.

    Состояние человека невозможно представить в виде простого изменения в функционировании какой-либо одной системы организма. Оно является сложной системной реакцией индивида.

    Так, например, для состояния утомления характерны совершенно определенные сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой системы. При воздействии интенсивной и продолжительной нагрузки увеличиваются энергетические потребности организма, что неизбежно приводит к увеличению скорости и объема кровотока. По мере развития утомления в первую очередь наблюдается снижение силы сердечных сокращений. Необходимые для выполнения работы скорость и объем кровотока в течение некоторого времени могут поддерживаться за счет возрастания частоты сокращений и повышения тонуса сосудов. Поэтому диагностически значимыми для состояния утомления являются не сами по себе симптомы увеличенной частоты сердечных сокращений, повышенного артериального давления и изменения минутного объема крови в их непосредственном количественном выражении, а направление и величина сдвигов этих показателей и соотношений между ними.

    ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ человека есть комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые определяют выполнение производственных действий.

    Попытки описания, а тем более оценки функционального состояния человека вообще, безотносительно к тому виду реальной деятельности, в процессе которой оно возникает и эффективность которой определяет, не может привести к успеху. Главным критерием, на основании которого выводы относительно изменения функционального состояния можно считать правомерными, является снижение или повышение эффективности выполнения отдельных действий или всего трудового процесса. Критически важными при этом оказываются не только выраженные изменения в количественных показателях производительности труда, но и качественные изменения в характере и способах выполнения работы.

    Между определением функционального состояния и главным критерием его оценки — т.е. эффективностью деятельности пользователя — имеется определенное противоречие. Оно состоит в богатстве и многообразии включаемых в функциональное состояние психических и физиологических процессов и относительной скудности и односторонности главного критерия его оценки. Конечно, лабораторный эксперимент позволяет использовать для диагностики функционального состояния большое число дополнительных аппаратных методик: электрокардиографию, электроэнцефалографию, миограммы и т.п. Однако, практика компьютеризации вынуждает отказаться от громоздких лабораторных методов. В то же время остро ощущается необходимость в надежных методах измерения не только эффективности деятельности пользователя, но и психологических и психофизиологических причин ее изменений.

    Показано, что ухудшение функционального состояния пользователя компьютера в значительной мере определяется сбоями в когнитивной (познавательной) сфере человека. Нарушаются некоторые процессы переработки зрительной информации: увеличивается инерционность следа памяти, затрудняется его кодирование в кратковременной памяти, ухудшается доступ в долговременную память, нарушаются семантические преобразования. Для того чтобы не допускать все эти нарушения, их надо своевременно выявлять. Если этого удастся достигнуть, откроется новая страница в разработке так называемых адаптивных пользовательских интерфейсов, изменяющих режим работы в зависимости от функционального состояния пользователя.

  • Виды функциональных состояний человека
  • Исходным представлением для большинства современных исследователей является идея о существовании некоторого упорядочения множества состояний. Изменения состояния человека могут быть представлены в виде подвижной точки внутри этого множества. Однако его содержание описывается с помощью разных понятий, разрабатываемых на основе конкретных аспектов изучения проблемы.

    В физиологических исследованиях анализ функциональных состояний чаще всего ведется в терминах теории активации. В наиболее общем смысле под АКТИВАЦИЕЙ понимается степень энергетической мобилизации, необходимой для реализации того или иного поведенческого акта.

    Своим успехом понятие активации обязано, прежде всего, активационной теории и данным относительно деятельности неспецифического образования головного мозга — ретикулярной формации. Ее функционирование непосредственно определяет уровень активированности различных физиологических систем организма и, следовательно, играет ведущую роль в регуляции функциональных состояний.

    Традиционным стало изучение динамики работоспособности и утомления. Чаще всего встречается определение утомления как временного снижения работоспособности под влиянием нагрузки. При этом принципиально различны физическое и умственное утомление, утомление острое и хроническое.

    Существует проблема различения утомления и других состояний, также связанных с динамикой работоспособности. Так, выделяются три близких, но не тождественных состояния, приводящих к снижению эффективности работы — утомление, монотония и психическое пресыщение. Если утомление можно охарактеризовать как естественную, связанную с нарастанием напряжения реакцию, прежде всего, на продолжительность выполняемой работы, то два других состояния являются следствиями однообразия деятельности, выполняемой в специфических условиях (бедность внешней среды, ограниченное поле работы, несложные стереотипные действия и т.п.).

    Различия между этими состояниями проявляются как в поведении, так и в характере субъективных переживаний, им сопутствующих. Для монотонии основной тенденцией в сдвигах наблюдаемых параметров является постепенное снижение активности протекания соответствующих процессов. Для утомления, напротив, характерно нарастание напряженности в деятельности различных систем и рост рассогласования между отдельными показателями.

    В зависимости от типа нагрузки выделяются различные виды утомления, в наиболее общем виде — умственное и физическое. Если для первого характерным являются изменения в сенсомоторной сфере и сопутствующие им субъективные ощущения, то второму типу в большей степени присущи симптомы психического истощения, в первую очередь сдвиги в восприятии, памяти, внимании и мышлении.

    В течение много лет ученые стремятся определить и по возможности измерить утомление вследствие различных факторов производственной среды. Имеется большое число исследований, описывающих причинные связи утомления человека и особенностей его труда и производственной среды. Некоторым удалось описать практические ситуации связи утомления и индивидуального поведения в труде. Однако полной системы связей между отдельными аспектами трудовой деятельности и производственной средой пока не создано.

    Большинство методов исследования идут в двух направлениях: изучение объективных показателей деятельности в ответ на определенные задания и профессиональные ситуации, и изучение субъективных показателей.

    Объективные методы выделяют составные части трудового задания и описывают «человеческий фактор» на каждой фазе или компоненте задания. Эти методы могут соответствовать задаче изучения утомления в том случае, когда компоненты утомления определены точно, и имеется масштаб, в соответствии с которым измерение интенсивности утомления возможно. Однако, и в определении этого масштаба еще достаточно проблем и, прежде всего, когда сами исследователи пытаются выделить внешние, объективные величины, связанные с утомлением.

    Следует сказать, что человек в состоянии самостоятельно, «изнутри» описать характер и интенсивность собственного утомления. Это используется в субъективных методах. От испытуемого требуют описать собственное состояние, опираясь на вопросники. Первая проблема состоит в том, чтобы правильно формулировать вопросы. Для этого нужны ясные представления о компонентах производственной нагрузки. Кроме того, вопросы должны быть понятны, однозначны и точны настолько, чтобы они помогали работнику ясно оформить свое мнение.

    Техника субъективного опроса используется достаточно часто во многих отраслях. Тем не менее, не существует единого опросника, способного надежно сравнить степени нагрузки и утомления в различных видах труда. Невозможно пока сравнительное изучение различий в утомлении при выполнении одного и того же трудового задания разными способами; например, при новом способе организации деятельности или при внедрении технических новшеств.

    Каждый человек имеет в соответствии со своей физической и психической конституцией определенные возможности и границы в производительности. И если не принимать во внимание эти возможности и границы наряду с организационными и техническими аспектами труда, то возникает феномен перенапряжения и переутомления. Каждый из нас по-разному реагирует на изменения в организационной и технической структуре труда. Любое новшество может влиять по-разному на разных людей. Многое зависит и от отношения к труду, его престижности, а также от личной мотивации работающего.

    Когда анализируют напряженность в конкретном виде труда, прежде всего, пытаются выяснить, какие личностные, профессиональные или внешние факторы и в какой мере несут за это ответственность. Только после этого возможны обоснованные предположения, способные оптимизировать работу.

    Сначала пытаются установить вид испытываемого человеком утомления, затем степень утомления и способ влияния утомления на трудовое задание, а также обстоятельства, в большей или меньшей степени способствующие развитию утомления. Кроме того, важно изучение личности работника и его отношения к делу.

    Объективные и субъективные реакции человека отчетливо проявляются в трех аспектах:

    1. в индивидуальном опыте, т.е. в личном мнении, субъективных высказываниях;
    2. в величине и изменениях продуктивности труда (в изменении числа ошибок, величине производительности и ее стабильности);
    3. в физиологических реакциях; например, ЭЭГ-активности, частоте дыхания, пульса и т.п.

    Сначала исследователи пытались выделить критерии физического и психического утомления, основываясь на этих трех категориях реакций. При этом проблема состояла в том, что не существовало достаточно надежного и качественного метода общего описания этих реакций. А потребность в таком методе росла пропорционально тому, как выяснялось, что многие ситуации падения производительности и даже отказы неразрывно связаны именно с психологическими аспектами труда.

    В.С.Магун. Два типа соотношения продуктивности труда и удовлетворенность работой. Социологические исследования . N 4. С. 64-71 (1983)

    С первого взгляда вопрос «как улучшить спермограмму» выглядит довольно странным. Ведь обычно мужчинызадумываются над тем, как улучшить свою сексуальную жизнь или поднять потенцию, а качество спермы на это никак не влияет. Но именно такой вопрос появляется у мужчин, которым поставили диагноз «мужское бесплодие», связанное с патоспермией (то есть связанное с отклонениями показателей эякулята от нормы).

    В обычной жизни такие изменения количества или качества спермы роли не играют и мужчины зачастую даже не подозревают, что у них что-то не в порядке. Но когда семейная пара решает завести малыша – вот тут и оказывается, что «мужская сила» и способность к зачатию не являются синонимами. Сложности с зачатием испытывает каждая пятая пара и половина этих случаев связана с мужским фактором. У мужского бесплодия может быть достаточно много причин, но нарушения сперматогенеза – наиболее частая проблема.

    Именно поэтому ключевой анализ при обследовании и лечении бесплодия у мужчин – спермограмма, то есть анализ мужской семенной жидкости, позволяющий оценить качество и жизнеспособность половых клеток.

    Расшифровка спермограммы

    Оценка эякулята проводится по макро- и микроскопическим параметрам.

    Макроскопические показатели включают следующие понятия:

    • объем – в норме 2-6 мл;
    • цвет – белый с легким сероватым или желтоватым оттенком;
    • кислотность – в норме 7,2 – 8,0;
    • характерный запах;
    • вязкость – растяжение капли спермы с помощью пипетки не превышает 20 мм;
    • разжижение – происходит не более, чем за 60 минут.

    Микроскопические показатели определяют параметры клеточного состава эякулята:

    • количество – в 1 мл спермы в норме содержится не менее 20 млн половых клеток;
    • подвижность специалист оценивает по 4 группам: от самых быстрых до полностью неподвижных (категории a, b, c, d), активных сперматозоидов должно быть более 50%;
    • количество сперматозоидов с правильным морфологическим строением – не менее 14% от общего количества (в анализе спермограммы по Крюгеру — так называемые строгие критерии Крюгера — подробно анализируется каждый сперматозоид: оценивается внешний вид и все необходимые параметры. К норме относят только идеальный сперматозоид);
    • склеивание и скопления клеток – в норме отсутствуют;
    • лейкоциты – не более 1 млн в 1 мл спермы;
    • эритроциты – в норме отсутствуют.

    Ориентироваться на результаты спермограммы следует только в том случае, если были соблюдены правила подготовки и анализ был выполнен квалифицированным эмбриологом. Именно квалификация эмбриолога и использование мощных микроскопов – залог достоверности результата анализа. Иногда пациенты уже после выявления в анализе отклонений понимают, что режим подготовки был нарушен, или обращаются к нашим специалистам с сомнительным результатом анализа, выполненного в сетевой лаборатории. Тогда мы рекомендуем исследование переделать.

    Как правильно подготовиться к исследованию

    Чтобы получить наиболее достоверные результаты, перед забором биологического материала рекомендуется придерживаться таких правил:

    • половое воздержание перед сдачей анализа должно продлиться 3-4 дня;
    • за 4 суток до назначенной даты необходимо полностью отказаться от спиртных напитков;
    • за 3-4 дня до исследования стоит отказаться от приема горячей ванны, посещения сауны и бани;
    • за 3-4 дня до анализа надо постараться избегать стрессовых ситуаций. Если этого сделать не удалось и Вы перенесли сильный стресс, отложите диагностику на несколько дней;
    • проведение анализа стоит отложить на 3-7 дней, если недавно Вы перенесли болезнь с повышением температуры тела.

    В случае, когда Вы принимаете постоянно какие-либо препараты или недавно прошли курс лечения, например, антибиотиками, это может повлиять на результаты анализа, поэтому обязательно предупредите об этом медицинский персонал.

    Непосредственно перед сдачей спермограммы желательно выспаться, хорошо позавтракать, спланировать день таким образом, чтобы в клинике не спешить и не беспокоиться о срочных делах.

    Как сдавать спермограмму

    Получают биологический материал для проведения спермограммы путем мастурбации. Метод прерванного полового акта не используется, так как в семенной жидкости могут присутствовать следы микрофлоры влагалища, а также среда во влагалище может влиять на подвижность сперматозоидов в зависимости от дня менструального цикла. В крайне редких случаях для забора спермы можно использовать специальный медицинский презерватив. Обычные презервативы применять нельзя, так как они содержат спермицидную смазку, которая подавляет активность половых клеток.

    Проводить забор биологического материала необходимо в стерильный контейнер. Это можно сделать как в клинике, так и в домашних условиях. Мы настоятельно рекомендуем первое, так как при этом будет исключено искажение результатов из-за погрешностей при транспортировке. Специалист-эмбриолог сразу сможет приступить к проведению анализа. В нашей клинике для Вас созданы комфортные условия, медицинский персонал всегда относится к пациентам внимательно и деликатно. Но если все же забор спермы проводится дома, доставить ее в лабораторию следует в течение 1 часа, соблюдая температуру 37˚С. Для этого можно использовать термостат или просто держать контейнер под мышкой.

    Общие рекомендации для улучшения спермограммы

    • исключить вредные привычки, поскольку все токсичные вещества повреждают половые клетки;
    • нормализовать режим дня: постараться высыпаться, проводить время на свежем воздухе, регулярно делать физические упражнения;
    • питаться регулярно, правильно и умеренно, обратить внимание на качество потребляемой пищи (в рационе обязательно должны быть сезонные овощи и фрукты, мясо, источники полиненасыщенных жирных кислот – растительные масла, орехи, жирные сорта морских рыб);
    • нормализовать массу тела за счет правильного питания и физической активности, т.к. возникающие при избыточном весе эндокринные и сосудистые изменения, а также малоподвижный образ жизни оказывают прямое негативное влияние на формирование сперматозоидов;
    • постараться уменьшить количество стрессов и перенапряжения;
    • пролечить очаги хронической инфекции (например, пораженные кариесом зубы);
    • обратиться к врачу-специалисту при наличии хронических заболеваний.

    Стараясь вести здоровый образ жизни, будьте осторожны со спортивным питанием: в ряде добавок содержатся гормональные препараты, со временем угнетающие нормальную функцию половых желез.

    Витамины и препараты для улучшения сперматогенеза

    Поскольку бывает сложно организовать сбалансированный рацион, учитывающий потребность во всех витаминах и микроэлементах, для мужчин были разработаны специальные витаминно-минеральные комплексы, компенсирующие недостаток наиболее важных веществ. Основные входящие в них компоненты:

    • Витамин В9 (фолиевая кислота) – не только улучшает морфологию сперматозоиодов, но и улучшает состояние сосудов и нервной системы;
    • Коэнзим Q10, селен, витамин Е, глутатион – это в первую очередь антиоксиданты, защищающие клетки от повреждений, нормализующие работу половых желез;
    • Цинк – необходим для синтеза половых гормонов;
    • L-карнитин – повышает двигательную активность сперматозоидов за счет обеспечения их энергией.

    Эти вещества позволяют улучшить параметры эякулята и увеличить шанс на зачатие. Поскольку разные комплексы содержат разные дозы и разные дополнительные элементы, их должен назначать специалист, подбирая препарат индивидуально для каждого пациента.

    Помимо этого, могут использоваться и другие препараты, назначаемые врачом урологом-андрологом при выявлении воспалительных, гормональных или иных причин ухудшения качества спермы.

    Рекомендации от врачей нашего центра

    Спермограмма позволяет узнать достаточно информации о работе репродуктивной системы мужчины и сделать вывод о возможности зачатия ребенка. Кроме того, анализ зачастую характеризует общее состояние здоровья мужчины. Лечение бесплодия у мужчин будет результативным только при точной диагностике, поэтому очень важно внимательно отнестись как к выбору места проведения спермограммы, так и к процессу подготовки к ней.

    Если выявлены отклонения от нормы, следует обследовать состояние половой системы. Лечение основных заболеваний приведет к улучшению показателей спермограммы. Если же отклонения незначительны, а нарушений в половой системе не выявлено, то для нормализации может быть достаточно скорректировать образ жизни. Это повысит эффективность лечения и при более серьезных отклонениях. Важно помнить: только строгое следование предписаниям специалиста способно привести к положительному результату.

    Если необходимо провести анализ эякулята, сделать это можно в Клинике Виталис. В нашей лаборатории работают специалисты с большим практическим опытом, постоянно повышающие свой профессиональный уровень, а результат можно получить уже через несколько часов.

    Почему при снижении работоспособности нужно принимать Элькар?

    Элькар – безрецептурный лекарственный препаратL-карнитина, улучшающий переносимость психоэмоциональных и физических нагрузок.

    Способность препарата повышать устойчивость к стрессам и улучшать физическую работоспособность, связана с его свойством повышать образование энергии в организме.

    Приём Элькара отличается высоким профилем безопасности, практически не имеет противопоказаний и побочных эффектов.

    Какие эффекты на организм оказывает Элькар при снижении работоспособности?

    • повышает образование энергии в организме из жиров
    • улучшает настроение, повышая выработку эндорфинов
    • повышает активность и устойчивость к стрессам
    • улучшает концентрацию внимания

    Как справиться с хронической усталостью?

    Статистика неумолима: все больше людей страдает от недостатка жизненной энергии. Рад бы все сделать, да не отпускают постоянная усталость, головная боль, расстройства сна…

    Синдром ли это хронической усталости или только подступы к нему? В любом случае страдает здоровье. У женщин первыми выходят из строя вегетососудистая и эндокринная системы, у мужчин — сердце, печень, снижается сексуальная активность. Уповать, «отдохну – пройдет», — не получается. Как правило, все кончается длительным лечением бесконечных болячек. Но стоит ли доводить до крайности?

    Особенности хронической усталости

    Острый недостаток энергии, которой при чрезмерно возрастающих нагрузках организму катастрофически не хватает, надо восполнять. Остается только понять, чем?

    Огромную роль в образовании энергии играет витаминоподобное вещество L-карнитин, содержащейся практически во всех органах и тканях. Без него, поступившие с пищей жирные кислоты — основные компоненты клеточного метаболизма, не попадут в клетку, а следовательно не выполнят возложенную на них природой работу – не «сгорят» и не дадут энергию. Роль переносчика жирных кислот, для последующей получении из них энергии и выполняет L-карнитин.

    Оказывается, у людей, обремененных симптомами хронической усталости, содержание левокарнитина в организме существенно ниже нормы. А если учесть, что его максимальные концентрации содержатся в мышцах, сердце, мозге, почках, печени, становится ясно, почему непомерные нагрузки сопровождаются повышенным сердцебиением, утомляемостью, снижением работоспособности…

    Естественный синтез L-карнитина, к сожалению, не способен решить проблему. И ликвидировать дефицит продуктами питания не реально. При постоянной усталости придется ежедневно съедать огромное количество мясных блюд(максимальное количество L-карнитина содержится в мясе). Самому большому гурману подобное не «по зубам». Однако выход есть!

    Лечение постоянной слабости

    При лечении постоянной слабости и усталости воспользуйтесь лекарственным препаратом метаболического действия Элькар (водный раствор левокарнитина). Он удобен в использовании, безопасен, практически не имеет противопоказаний, кроме индивидуальной непереносимости.

    Элькар можно приобрести в аптеке без рецепта. И все же выберите время и проконсультируйтесь с врачом. Обсудите с ним дозы и продолжительность курса лечения, исходя из индивидуальных потребностей вашего организма. Скажите «нет» хронической усталости! Вспомните, наконец, и о близких. Возможно, в Элькаре нуждаются все члены вашей семьи. Согласитесь, когда домочадцы здоровы, полны жизненных сил, и у самого работа спорится!

    Как принимать Элькар

    Внутрь за 30 мин до еды, дополнительно разбавляя жидкостью.

    При интенсивных психоэмоциональных и физических нагрузках, для повышения работоспособности, снижения утомляемости Элькар применяют от 0,75 г ( 2,5 мл) до 2,25 г (7,5 мл) 2-3 раза в день.

    Длительность приема составляет 1-2 месяца.

    Для того чтобы прием препарата показывал наибольшую эффективность, необходимо придерживаться данных рекомендаций:

    • Наибольшее повышение работоспособности происходит в интервале 2-6 часов после приема Элькар.
    • Элькар необходимо принимать за 30 мин до еды, так как содержащийся в нём L-карнитин, плохо всасывается при совместном приеме с пищей.
    • Регулярное использование Элькара является более эффективным, поскольку он накапливается при длительном применении.

    Работоспособность человека — это способность поддержания организма в оптимальном рабочем состоянии для максимизации вносимого вклада в результат рабочей системы благодаря физическому или информационному труду. Этот вклад отдельного работника в общий результат группы согласовывается при этом с требованиями к работоспособности, которые направляют эту группу и окружение, например, семью на его достижение.

    Требования к работоспособности человека имеют не только временное и количественное измерение; они охватывают также и блага поставленных результатов. При этом требования к работоспособности не всегда направлены на человека как часть рабочей системы, а на рабочую систему, в общем, с её биологическими, организаторскими, техническими и социальными компонентами.

    Требования к работоспособности противостоят предложению работоспособности рабочего, которое состоит из его работоспособности и готовности к труду.

    Работоспособность человека охватывает как максимальную работоспособность в кратком отрезке времени, так и не высокую длительную работоспособность, которой можно располагать на протяжении длительного времени. В общем говоря о работоспособности, речь идет об общем уровне располагаемых индивидуальных предпосылок работоспособности, которые могут быть применены для реализации требований к работоспособности. Работоспособность не является постоянной величиной. Она определяется многочисленными условиями, которые изменяются с течением времени, и могут взаимодействовать между собой. Сюда причисляют, например, конституцию тела, пол, опыт, основные способности, знания и приобретенные навыки.

    Работоспособность представляет производительную мощность человека, которой он может располагать. Эта формулировка не описывает в полной мере человеческое предложение работоспособности, поскольку это зависит от того, готов ли человек при данных условиях находится в состоянии применять эти способности полностью или частично. Готовность к труду обозначается как возможность или также готовность реализации этой производительной мощности.

    Профессиональная пригодность человека

    Профессиональная пригодность человека к проведению работы не постоянная, а переменная величиной, которая указывает, в зависимости от различных факторов влияния, значительное распределение. Это распределение может быть в одном случае интериндивидуальным, т.е. касаться различий между разными людьми; а также речь может идти и об интраиндивидуальном распределении, то есть о распределении признаков профессиональной пригодности одного и того же человека, но только в разные времена.

    Принятие во внимание как интериндивидуального, так и интраиндивидуального распределения весьма необходимо при организации рабочих заданий и рабочих процессов. Только в редких случаях, когда, например, проводятся мероприятия по организации труда для приблизительно одинаковых групп лиц, организатор труда может ориентироваться на средние значения. В иных случаях он должен учитывать распределительные области по признакам профессиональной пригодности или личностным признакам.

    Целый ряд признаков профессиональной пригодности зависит друг от друга, так, например, размер тела и длина рук, профессиональный опыт и возраст, как и силы тела и пол. Эти зависимости могут служить для того, чтобы уменьшить разброс различий работоспособности вследствие индивидуальных различий и, соответственно, изменений в признаках профессиональной пригодности. Так, например, малая сноровка может быть компенсирована большим рабочим опытом.

    Отдача от работоспособности человека зависит от работоспособности и готовности к труду. Работоспособность человека изменяется помимо прочего посредством упражнений и утомления. Тут же существуют автономные, то есть, не подчиняющиеся воле, механизмы регулирования, которые регулярно на протяжении дня переключают функцию тела из «рабочей фазы» в «фазу отдыха» и наоборот. Благодаря этим различным проявлениям человеку становиться возможным по его воле или несознательно приспосабливаться к различным ситуациям, добиваться результатов по возможности более экономно и защищать себя от перегрузок.

    Многие функции органов человека изменяются на протяжении дня, и эти изменения повторяются периодически в ритме на протяжении около 24 часов (23 — 26 часов). Сюда причисляют, например, кровяное давление и система кровообращения, температура тела, влажность кожи. Температура тела показывает, например, в первой половине дня, между 8 и 11 часами, её абсолютный максимум и достигает своего относительного минимума между 13 и 15 часами, а абсолютного минимума — на протяжении ночи, между 1 и 4 часами. Этот врождённый дневной ритм синхронизируется на 24-часовой ритм благодаря влиянию окружающей среды.

    Для такой синхронизации очень важными на ряду со сменой света и темноты являются, прежде всего, социальные установки времени такие, как установленное рабочее время, время для принятия пищи, время для возможных контактов между людьми и время для привычного проведения свободного времени. Эти отрезки времени относятся к дневному времени. Если все эти установки времени чередуются, человеческий организм может приспосабливаться к такому сдвигу.

    После длительного полёта, например, в США человеку требуется 14 дней, чтобы приспособиться к этому сдвигу времени. Если только некоторые установки времени меняют своё место по отношению к кривой дневного ритма, например, рабочее время при сменной работе, в то время как другие установки времени ритма смены света и темноты, как, например, рабочее время и время отдыха других лиц и членов семьи – останутся прежними, организм не сможет себя перестроить либо будет перестраиваться очень тяжело. Это положение вещей нужно учитывать при организации сменной и ночной работы.

    Организация труда должна учитывать процесс биологического дневного ритма. Наряду с кривой физиологической готовности к труду существуют области автоматической работоспособности, доступных воле резервов применения, а также недоступных воле экстренных резервов. Чем больше работающий перемещается из области автоматической работоспособности, которая позволяет ему проведение работы с минимальными затратами, в область допустимых резервов применения, тем выше будет находиться ожидаемая усталость.

    Второй существенный компонент готовности к труду — это психологическая готовность к труду, а также и трудовая мотивация. В определённых границах слабая физиологическая готовность к труду может быть заменена соответствующей сильной трудовой мотивацией.

    При повторяемом выполнении одинаковых или похожих работ это приводит к повышению работоспособности, которое проявляется в снижении напряженности работников, в уменьшении требуемого для работы времени и в улучшении качества работы. Практика включается, не зависимо от обучения работника.

    Упражнение, выполняемое сознательно или по плану, является составной частью процесса обучения. Практика происходит также неосознанно и может быть обозначена как спутник человеческой деятельности. Обучение и упражнения являются не механическими, а жизненными и развивающимися процессами.

    Колебания уровния работоспособности человека в условных единицах

    Изменения, связанные с течением практики, например, время выполнения, очень сильны в начале обучения и упражнения и со временем постепенно уменьшаются. Выигрыш от практики, как правило, также более высокий, это означает, что кривая практики на графике проходит тем более круче, чем ниже практика, которую человек привносит в свое рабочее задание на основе своей предыдущей деятельности (перенос практики). Производственный опыт и научные исследования показывают, что практический выигрыш в основном зависит от:

    • частоты выполнения деятельности и длительности практики,
    • профессиональной пригодности, которую приносит человек благодаря своим задаткам, способностям, и переноса практики со своей предыдущей деятельности,
    • уровня сложности методов труда и
    • методов практики.

    Рядом с «активной практикой» из-за повторяющегося выполнения могут быть введены такие методы практики, как «наблюдательная практика» (наблюдения) и «ментальная практика» повторяемое выполнение в уме рабочего цикла. Комбинация активной и ментальной практики ведет часто к выигрышам от практики.

    Достижение определенного времени выполнения, к которому часто прибегают на практике может быть уменьшено тем, что во время практики будут установлены паузы, и что интервалы практик не будут превышать определённой длины. Один раз перед работой появляется, возможно, практический стимул, который слабеет при длительности практики, а после паузы опять достигает определённой высоты. Большое значение имеет отдых во время пауз. Для планомерного обучения с целью как можно более короткого по времени обучения вытекает следующее: общее время практики разделить на отрезки небольшой длительности, которые будут разбавлены перерывами или деятельностями другого вида.

    Высокая умственная работоспособность влияет не только на успеваемость и обучаемость, но и помогает сохранить здоровье учащихся. Создание необходимых условий, способствующих повышению умственной работоспособности школьников, является одной из приоритетных задач образовательного процесса.

    Российские исследователи указывают на наличие трех уровней умственной работоспособности учащихся.

    Высокий уровень характеризуется длительной продуктивной деятельностью. Ученик вынослив, способен к длительным нагрузкам. В деятельность он включается сразу, ему не требуется время для подготовки к выполнению учебных заданий. Напряженная умственная работа приносит учащемуся не только успех, но и удовлетворение. Объем выполненных заданий за единицу времени по сравнению с другими учениками у него более высокий, а отвлекается он минимальное количество раз.

    Средний уровень умственной работоспособности характеризуется интенсивной деятельностью, которая осуществляется то лучше, то хуже. Как правило, если учебная деятельность организована занимательно, учащиеся работают продуктивнее. Но как только интерес падает, сразу снижаются произвольные процессы, школьники занимаются вполсилы, включаются не сразу, теряют время, ждут распоряжений. В старшем возрасте умственная деятельность может поддерживаться путем волевых усилий, высокого уровня саморегуляции.

    Низкий уровень умственной работоспособности проявляется в медленной врабатываемости, низком темпе выполнения заданий и недостаточной продуктивности. Снижается активность мозговых структур, отвечающих за энергетическое обеспечение психической деятельности. Если у старшеклассников эта активность может поддерживаться за счет волевых усилий, то у младших школьников не все процессы сформированы в достаточной степени. Ученик начинает черкать на бумаге, разговаривать, отвлекаться. Благодаря такому своеобразному отдыху осуществляется энергетическая подпитка мозга. При наличии жесткой дисциплины компенсация становится невозможной, возрастает вероятность развития утомления. Для учащихся с низким уровнем умственной работоспособности характерны нестабильность внимания, трудности со включением в деятельность, запоминанием и воспроизведением учебного материала, утомляемость .

    На развитие умственной работоспособности оказывают влияние внутренние и внешние факторы, способствующие как ее повышению, так и понижению. К внутренним факторам относятся: генетические, состояние здоровья, нарушения развития в раннем периоде, сформированность высших психических функций и др. К внешним – социокультурные, экологические, психолого-педагогические условия. В рамках психолого-педагогического фактора рассматриваются психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса.

    Необходимым условием сохранения умственной работоспособности на оптимальном уровне является учет ее динамики в процессе проведения учебного занятия. Закономерности динамики умственной работоспособности проявляются в том, что в начале учебного занятия у учащихся происходит врабатывание, затем наступает период устойчивой работоспособности и постепенное ее снижение, приводящее к утомлению.

    Период врабатывания характеризуется организацией произвольного внимания, напряжением. На этом этапе работоспособность невысокая, неустойчивая.

    Этап устойчивой работоспособности проявляется в концентрации внимания, сосредоточенности, продуктивности мышления. Он сменяется периодом компенсаторной перестройки, который характеризуется снижением внимания, темпа деятельности, отвлечениями на занятии.

    После этого наступает утомление. Первыми его признаками являются двигательное беспокойство, изменение почерка, повышенное количество ошибок, снижение темпа работы, а также ее качества. Утомление носит временный характер и проходит при смене видов деятельности или во время отдыха. Именно поэтому в ходе учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутки, которые снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение и позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой .

    Увеличению периода устойчивой работоспособности способствует рациональная организация учебного занятия. Педагогу в процессе проведения учебного занятия необходимо учитывать, что в среднем врабатывание происходит в течение 3–5 мин. Время зависит от возраста, состояния здоровья, самочувствия, индивидуально-типологических особенностей учащихся, функциональной зрелости организма. Врабатывание удлиняется у медлительных или ослабленных учащихся в 1,5–2 раза, сокращение данного периода приводит к эмоциональному напряжению, повышению тревожности у учеников.

    Функциональная зрелость влияет на продолжительность устойчивой работоспособности, высокую концентрацию внимания, отсутствие отвлечений. При рациональной организации учебного занятия продолжительность устойчивой работоспособности у младших школьников длится около 10–15 мин, у старшеклассников – 25–30 мин, затем происходит ее снижение. Если педагогические условия не соответствуют функциональным особенностям организма, то сокращается период устойчивой работоспособности, быстрее наступает утомление .

    Одним из необходимых условий рациональной организации учебного занятия является чередование различных видов деятельности . Для поддержания умственной работоспособности на оптимальном уровне необходимо переключать внимание учащихся с одного вида деятельности на другой, например переходить с чтения на письмо и др. Педагогу также следует учитывать, что частые смены видов учебной деятельности требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий, что способствует росту утомляемости и снижению умственной работоспособности. Чередование различных видов учебной деятельности должно происходить не чаще чем через 10 минут.

    Необходимо учитывать, что монотонность и однообразие также приводят к снижению умственной работоспособности и появлению утомления.

    При проведении учебного занятия учителю необходимо учитывать, что громкая речь вызывает возбуждение центральной нервной системы, учащиеся начинают повышать голос, что приводит к появлению шума и нарушению дисциплины. Этот фактор также вызывает состояние усталости вплоть до появления головной боли. Поэтому в процессе проведения учебного занятия педагогу необходимо контролировать громкость своей речи.

    Начало. Продолжение читайте в следующих публикациях.

    Список использованных источников

    Для повышения работоспособности

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *