Для чего нужна комиссия по охране труда?

Новая редакция Ст. 218 ТК РФ

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Комментарий к Статье 218 ТК РФ

Статья 218 Трудового кодекса РФ определяет, что по инициативе работодателя и (или) по инициативе сотрудников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В состав такой комиссии входят как представители работодателя и представители профсоюза работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждено Приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2006 г. N 413.

Какие же вопросы находятся в введении комитета? Этот орган:

— рассматривает предложения работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;

— оказывает содействие работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда;

— участвует в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений;

— информирует работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охране труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

— доводит до сведения сотрудников организации результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

— рассказывает сотрудникам о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззараживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;

— содействует проведению предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдению медицинских рекомендаций при трудоустройстве;

— содействует своевременному обеспечению работников организации, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием;

— участвует в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в организации, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществления контроля за расходованием средств организации и ФСС России, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

— содействует работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

— готовит предложения по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников, созданию системы морального и материального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда и обеспечивающих сохранение и улучшение состояния здоровья;

— рассматривает проекты локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготавливает предложения по ним работодателю, профсоюзному выборному органу и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу.

Комитет вправе:

— получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственном травматизме и профессиональных заболеваниях, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;

— заслушивать на заседаниях комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;

— заслушивать на заседаниях комитета руководителей и других работников организации, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекших за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения по охране труда) по вопросам, находящимся в компетенции комитета;

— вносить работодателю предложения о поощрении работников организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

— содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.

Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Численность комитета определяется в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.

Выдвижение в комитет представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(-ых) органа(-ов) первичной(-ых) профсоюзной(-ых) организации(-ий), если он (они) объединяет(-ют) более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представителей работодателя — работодателем.

Состав комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.

Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета, как правило, является работодатель или его ответственный представитель, одним из заместителей является представитель выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем — работник службы охраны труда.

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемым им регламентом и планом работы.

Члены комитета должны проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств ФСС России (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в три года.

Члены комитета информируют не реже одного раза в год выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференцию) работников о проделанной ими в комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников организации вправе отзывать из комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим решением отзывать своих представителей из комитета и назначать вместо них новых представителей.

Обеспечение деятельности комитета, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным правовым актом организации.

Другой комментарий к Ст. 218 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда в организациях с численностью работников более 10 человек утверждены Постановлением Минтруда России от 12 октября 1994 г. N 64 (БМТ РФ. 1994. N 11). При разработке локальных положений о комитете (комиссии) по охране труда следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных представителей работников и осуществляет свою деятельность в целях сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников в области охраны труда.

Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета не рекомендуется избирать работника, который по служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда в организации или находится в непосредственном подчинении работодателя.

Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.

2. Постановлением Минтруда России от 17 января 2001 г. N 7 утверждены Рекомендации по организации кабинета труда и уголка охраны труда (БМТ РФ. 2001. N 2). Кабинет и уголок охраны труда создаются в целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Под кабинет рекомендовано выделить специальное помещение, которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстрированными и информационными материалами по охране труда.

Цитата (Вопрос-ответ от 21.11.2018 с сайта Роструда «Онлайн-инспекция»): Нужно ли проводить СОУТ организациям с численностью сотрудников один человек?
В организации я являюсь и учредителем и директором. Офис находится в арендуемом помещении по юридическому адресу (не по домашнему адресу учредителя). Нужно ли проводить СОУТ в данном случае? Если да, то как обеспечить комиссию в размере трех человек для проведения СОУТ?
Ответ:
Если Вы являетесь единственным человеком в организации, и в описанной Вами ситуации трудовых отношений (то есть в случае, когда директор предприятия является единственным учредителем предприятия и осуществляет деятельность на основании решения, а не трудового договора) не возникает, то проведение специальной оценки условий труда в таком случае не требуется. В любом случае за дополнительными разъяснениями по данному вопросу Вам следует обратиться в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Правовое обоснование:
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 вышеуказанного 426-ФЗ).
В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с п. 1. Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п. 5.16. вышеуказанного Положения Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

01-07-2020

Правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) регламентируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ. Согласно этому документу, данное мероприятие должно проводиться общими усилиями компании-работодателя и одной или несколькими организациями. Взаимодействие между ними выстраивается на основании договоренностей, закрепленных в договоре. При этом законодатель (ст. 19 ФЗ N 426-ФЗ) устанавливает ряд требований, которым должны отвечать организации, специализирующиеся в таком деле, как оказание услуг по специальной оценке условий труда. А именно:

  • в учредительную документацию должен быть внесен соответствующий код ОКВЭД;
  • штат должен включать минимум 5 сертифицированных сотрудников-экспертов, среди которых должен быть дипломированный специалист в области общей гигиены, гигиены труда или по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в структуре фирмы должна присутствовать специализированная испытательно-исследовательская лаборатория, аккредитованная в соответствии нормами действующего на территории РФ законодательства.

При этом важно отметить, что применить всецело указанные требования к организациям по проведению специальной оценки условий труда не представляется возможным, так как в настоящий момент действуют переходные положения. Согласно им, компании, успешно прошедшие аккредитацию в сфере оказания услуг по специальной оценке условий труда до вступления в силу ФЗ N 426-ФЗ, могут легитимно работать, используя ранее аккредитованную испытательно-исследовательскую лабораторию, но только до окончания 2018 года, включая 31 декабря.

Как и на каком основании компания может быть допущена к деятельности по СОУТ, особенности регистрации, приостановления и прекращения ее работы регламентированы постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда».

По состоянию на 16.11.2017 г. в Реестре организаций, проводящих СОУТ, находятся 495 записей. Данные компании действуют на территории всей России:

Центральный ФО 159
Уральский ФО 43
Сибирский ФО 57
Северо-Кавказский ФО 9
Северо-Западный ФО 47
Приволжский ФО 115
Крымский ФО 3
Дальневосточный ФО 12
Южный ФО 47
Не известно 3

Больше всего организаций, работающих в сфере предоставления услуг по спецоценке условий труда и производственному контролю, расположено на территории Москвы (72) и Санкт-Петербурга (26).

Требования к экспертам, проводящим СОУТ

Лица, которые хотят осуществлять профдеятельность в области спецоценки условий труда, равно как и организации должны отвечать 2 критериям: успешное прохождение аттестации и наличие сертификата эксперта. Экзамен соответствия представляет собой проверку знаний в форме тестирования. Процедура проводится в соответствии с правилами, зафиксированными в постановлении Правительства РФ от 03.07.2014 № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования».

Для того чтобы претендовать на получение сертификата эксперта, нужно:

  • иметь диплом о высшем образовании;
  • получить документ, подтверждающий прохождение допподготовки по курсу, программа которого включает изучение вопросов оценки условий труда. Обучение должно быть продолжительностью свыше 72 академических часов;
  • работать минимум 3 года в области оценки условий труда, в том числе аттестации рабочих мест по УТ.

Лица, имеющее право проводить СОУТ, указаны в специальном Реестре, который ведется Минтруда России. Сегодня в нем зарегистрировано 4 718 лиц.

Как выбрать исполнителя для спецоценки условий труда?

Для этого стоит обратить внимание на ряд факторов.

  • В область аккредитации компании-исполнителя должны входить те вредные и/или опасные производственные факторы, оценка которых должна проводиться на вашем предприятии.
  • Оборудование должно быть в исправном состоянии. Также обязательным условием является наличие свидетельств на используемые приборы.
  • Для того чтобы сделать правильный выбор и доверить проведение СОУТ компании, которая имеет все необходимые для этого лицензии и сертификаты, следует проверить наличие разрешения на оказание услуги по специальной оценке условий труда. Сделать это можно на сайте Единой общероссийской справочно-информационной системе по ОТ.
  • Предпочтительнее сотрудничать с компанией, которая является членом профильной саморегулируемой организации (СРО). Такие партнерства предъявляют более высокие требования к качеству своих услуг, дополнительно контролируют соблюдение всех отраслевых стандартов и законодательных норм.

ООО «Служба охраны труда и аттестации рабочих мест» отвечает всем перечисленным требованиям. Для получения более подробной информации звоните по телефону +7 (800) 777-32-72 или + 7 (499) 653-78-16.

Условия труда персонала: принципы и тенденции.

Условия труда — совокупность психофизиологических, санитарно-гигиенических и социально-психологических факторов трудовой деятельности, влияющих:

— на здоровье и работоспособность человека, на его отношение к труду;

— на эффективность производства, уровень жизни и развитие личности.

К условиям труда относятся:

— условия трудового процесса, включая технологию и формы организации труда;

— уровень экономичности используемых технических средств и оборудования;

— условия производственной сферы, микроэкология труда, складывающаяся под воздействием технологических режимов и общего состояния окружающей атмосферы;

— внешнее оформление и комфортность места работы;

— ориентация работников на самоохрану труда при повышении уровня культуры труда.

Условия труда непосредственно на рабочем месте, участке, в цехе представляют собой совокупность факторов (элементов) производственной среды, оказывающих влияние на работоспо­собность и здоровье человека в процессе труда.

Условия труда непосредственно на рабочем месте, участке, в цехе представляют собой совокупность факторов (элементов) производственной среды, оказывающих влияние на работоспо­собность и здоровье человека в процессе труда. Для удобства изучения условий труда совокупность факторов (элементов) подразделяется на следующие группы:

·санитарно-гигиенические, определяющие внешнюю производственную среду /микроклимат, состояние воздуха ,шум, вибрации, ультразвук, освещение, различные виды излучений, контакт с водой, маслом, токсическими и веществами и т.п., а также санитарно-бытовое обслуживание на производстве;

·психофизиологические, обусловленные конкретным содержанием трудовой деятельности, характером данного вида труда /физическая и нервная, психическая нагрузка, монотонность, темп и ритм труда/;

·эстетические, воздействующие на формирование эмоции работника /оформление оборудования, оснастки, производственной одежды, применение функциональной музыки и пр/;

·социально—психологические, характеризующие взаимоотношения в трудовом коллективе и создающие соответствующий психологический настрой работника с работодателем;

·режим труда и отдыха, обеспечивающий высокую работоспособность за счет уменьшения утомления.

Задачей научной организации труда в области условии труда является приведение всех производственных факторов в оптимальное состояние в целях повышения работоспособности и сохранения жизнедеятельности работников.

Важной предпосылкой организации работы по созданию благоприятных условий труда является объективная оценка их фактического уровня. Поскольку производственные условия труда рассматриваются с точки зрения их влияния на организм рабо­тающего человека, постольку оценка их фактического состояния должна основываться на учете последствий этого влияния. При этом очень важно наряду с анализом и оценкой отдельных эле­ментов (факторов), влияющих на формирование условий труда, учесть все многообразие воздействия производственной среды с помощью единого интегрального показателя.

61. Правовое обеспечение системы управления персоналом заключается в разработке и использовании средств юридического воздействия на работодателей и наемных работников с целью достижения эффективной деятельности организации, а также соблюдения прав и обязанностей сторон, обеспеченных законодательством.

Иными словами, к правовому обеспечению системы управления персоналом относятся все нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения.

Основными задачами правового обеспечения системы управления персоналом является:

  • правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателем и наёмным работником;

  • защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений;

  • соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства в области труда, трудовых отношений;

  • разработка и утверждение локальных нормативных актов организационного, организационно — распорядительного и экономического характера;

  • подготовка предложений об изменении действующих или отмена устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым, кадровым вопросам.

К правовому обеспечению системы управления персоналом, в первую очередь, относится трудовое законодательство, а также нормативные акты смежных областей, например, пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д.

Правовое обеспечение системы управления персоналом, осуществляется на двух уровнях:

  • акты центрального регулирования (на федеральное и региональное законодательство);

  • акты локального регулирования (разработка нормативных актов на уровне организации).

Акты локального регулирования трудовых отношений составляют нормативно- методическое обеспечение системы управления персоналом организации.

Функции правового обеспечения системы управления персоналом на уровне организации выполняются:

  • руководителем организации;

  • руководителем и сотрудниками кадровой службы;

  • юридической службой.

Основными нормативно-правовыми актами федерального уровня в области трудовых отношений являются:

  • Трудовой кодекс РФ;

  • Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях»;

  • Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»;

  • Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности»;

  • и другие нормативно-правовые акты.

Кроме того, трудовые отношения регулируются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами субъектов федерации (конституциями, законами), а также актами местного самоуправления, содержащими нормы трудового права. При этом все перечисленные нормативно-правовые акты не должны противоречить Трудовому кодексу РФ.

На основе законодательных актов разрабатываются внутрифирменные документы, создающие правовые рамочные условия для управления персоналом. К числу таких документов можно отнести трудовой договор.

Трудовой договор — соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом — это совокупность документов организационного, организационно-методического, организационно-распорядительного, технического, технико-экономического и экономического характера, а также нормативно-справочные материалы и прочие документы, утвержденные в установленном порядке компетентными органами или руководством организации. Нормативно- методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса управления персоналом. Оно состоит в организации разработки и применения методических документов, а также ведения нормативного хозяйства в системе УП. Ответственность за обеспечение системы управления персоналом нормативно- методическими документами несут соответствующие подразделения аппарата управления организации (отдел организации управления, юр. отдел).

Нормативно-методические материалы группируются по их содержанию. Различают 3 группы документов:

  1. нормативно-справочные документы;

  2. документы организационного, организационно-распорядительного и организационно-методического характера;

  3. документы технического, технико-экономического и экономического характера.

Нормативно-справочные документы содержат нормы и нормативы, необходимые при решении задач организации и планирования труда в сфере материального производства и управления. К ним относятся следующие:

Тарифно-квалификационный справочник — нормативный документ, предназначенный для тарификации работ и присвоения тарифно-квалификационных разрядов работникам на основе включенных в справочники тарифно-квалификационных характеристик.

Положение о персонале — документ, отражающий вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива, его взаимоотношений с администрацией, гарантированности занятости персонала и другие вопросы.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов — документ Госстандарта РФ, предназначенный для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих с учетом состава и распределением кадров:

  • по категориям персонала;

  • по уровню квалификации;

  • по степени механизации и условиям труда и др.

Документы организационного, организационно-распорядительного и организационно-методического характера. Документы этой группы регламентируют задачи, функции, права, обязанности подразделений и отдельных работников системы управления персоналом; содержат методы и правила выполнения работ по управлению персоналом. К этой группе документов относятся:

Должностная инструкция — документ, регламентирующий деятельность каждой должности и содержащий требования к работнику, занимающему эту должность.

Определение

Должностная инструкция разрабатывается специалистом службы управления персоналом, либо руководителем соответствующего структурного подразделения, либо самим работником совместно с непосредственным руководителем, подписывается руководителем подразделения или специалистом-разработчиком, утверждается первым руководителем организации, согласовывается с юристом, доводится до работника под расписку.

Типовая должностная инструкция состоит из следующих разделов:

  1. Общие положения.

  2. Функции.

  3. Должностные обязанности.

  4. Права.

  5. Ответственность.

Положение о подразделении — документ, регламентирующий деятельность структурного подразделения организации: задачи, функции, права, ответственность.

Типовая структура положения включает семь разделов:

  1. Общие положения.

  2. Задачи подразделения.

  3. Организационная структура подразделения.

  4. Функции подразделения.

  5. Взаимоотношения подразделения с другими звеньями организации;

  6. Права подразделения.

  7. Ответственность подразделения.

Правила внутреннего трудового распорядка — организационно- распорядительный документ, регламентирующий порядок приема, перевода и увольнения рабочих и служащих, основные обязанности рабочих и служащих, основные обязанности администрации, рабочее время и его использование, поощрения за успехи в работе, взыскания за нарушения трудовой дисциплины, внутриобъектный режим и организацию работы.

Штатное расписание — организационно-распорядительный документ, содержащий перечень наименований должностей постоянных сотрудников с указанием количества одноименных должностей и размеров должностных окладов. Штатное расписание утверждается собственником предприятия, руководителем или вышестоящим органом.

Документы технического, технико-экономического и экономического характера. Эти документы содержат правила, нормы, требования, регламентирующие стандарты всех категорий и видов технических и экономических аспектов функционирования системы управления персоналом. Нормы планировки помещений и рабочих мест, стандарты, технические установки, тарифные ставки, коэффициенты доплаты;

Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом —

создание условий для осуществления работы с документами, обращающимися в системе управления персоналом, в рамках полного цикла обработки и движения документов с момента их создания (или получения) работниками кадровой службы до завершения исполнения и передачи в другие подразделения.

Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом позволяет кадровой службе организации выполнять функцию документального оформления трудовых отношений.

Основными функциями по делопроизводственному обеспечению системы управления персоналом являются:

  • своевременная обработка поступающей и передаваемой документации;

  • доведение документации до соответствующих работников системы управления персоналом для исполнения;

  • печатание документов по кадровым вопросам;

  • регистрация, учет и хранение документов по персоналу;

  • формирование дел в соответствии с номенклатурой, утвержденной для данной организации; копирование и размножение документов по кадровым вопросам;

  • контроль за исполнением документов; передача документации по вертикальным и горизонтальным связям и др.

В зависимости от размеров организации делопроизводство может либо осуществляться непосредственно в одном подразделении (канцелярии, общем отделе, секретариате, отделе кадров и т.д.), либо быть рассредоточено по различным звеньям.

Виды документации по управлению персоналом — разделение всей кадровой документации на группы в зависимости от ее функционального назначения. Различают:

  • распорядительные документы: приказы, распоряжения и указания по вопросам работы с персоналом;

  • персональные документы: трудовые книжки, справки с места работы, автобиографии и др.

  • учетные документы: личные карточки Т-2, личный листок по учету и т.д.;

  • плановые документы: плановые задания по кадровым вопросам, заявки на молодых специалистов, плановые расчеты по численности, оплате труда и т.п.;

  • отчетно-статистические документы по численности, балансу рабочего времени, зарплате, производительности труда и т.д.

Весьма актуальной проблемой кадрового менеджмента является совершенствование документационного обеспечения службы управления персоналом.

Оформление трудовых отношений включает около 40 видов работ. Они могут быть сгруппированы в следующие 10 групп:

  1. Своевременное оформление приема, перевода и увольнений работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями и приказами руководителя предприятия.

  2. Учет личного состава, выдача справок о трудовой деятельности работников.

  3. Хранение и заполнение трудовых книжек.

  4. Подготовка материалов для представления персонала к поощрениям и награждениям, подготовка документов по пенсионному страхованию, а также для назначения пенсий работникам предприятия и их семьям в орган социального обеспечения.

  5. Работа по обновлению научно-методического обеспечения кадровой работы, ее материально-технической и информационной базы.

  6. Создание и обновление банка данных о персонале, представление нужной информации.

  7. Разработка должностных инструкций для работников (в том числе на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих).

  8. Формирование и ведение личных дел работников, внесение в них изменений.

  9. Подготовка материалов для квалификационных, аттестационных и конкурсных комиссий.

  10. Подготовка документов к сдаче в архив в связи с истечением срока их текущего хранения.

Трудовая деятельность сотрудника регулируется приказами о командировках, об отпусках, о переводе, об увольнении, о поощрениях и др. Проект приказа по личному составу подписывается руководителем организации, датируется и регистрируется. На приказе сотрудник, относительно которого он был издан, должен поставить свою визу («С приказом ознакомлен»), дату и подпись. С приказа снимают две копии — для личного дела и для бухгалтерии — и заверяют у секретаря или в отделе кадров.

Организация текущего хранения документов важна для их сохранности. Первые подлинные экземпляры подписанных руководителем организации приказов о приеме на работу, переводах, увольнениях формируются в отдельное дело за один календарный год. Внутри дела приказы располагаются в хронологическом порядке. Документы, явившиеся основанием для издания приказов, формируются в отдельное дело, где они расположены в хронологическом порядке. Отдельно формируются дела с приказами о предоставлении отпусков и взысканиях, с приказами о командировках со служебными записками — основаниям и для издания приказов.

Для чего нужна комиссия по охране труда?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *