Дисциплинарная ответственность работников прокуратуры



В статье автором анализируются особенности дисциплинарной ответственности работников прокуратуры, а также проблемы привлечения к дисциплинарной ответственности.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, работники прокуратуры, дисциплинарный проступок, служебные обязанности.

Key words: the disciplinary responsibility, the prosecutors, a disciplinary misconduct, state service duty.

Служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» .

Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры регулируются Трудовым кодексом РФ , ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» , ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Работники органов и организаций прокуратуры, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения по их вине своих служебных обязанностей и совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника, могут быть подвергнуты определенным дисциплинарным взысканиям .

Общие положения о видах дисциплинарных взысканий и порядке их применения содержатся в статьях 192 и 193 Трудового кодекса РФ, который предусматривает следующие дисциплинарные взыскания:

‒ замечание;

‒ выговор;

‒ увольнение по соответствующим основаниям.

Приведенный перечень является закрытым. Однако, федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены другие дисциплинарные взыскания.

Так, в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перечень дисциплинарных взысканий расширен и предусматривает следующие виды (ст. 57 Закона):

‒ замечание;

‒ выговор;

‒ предупреждение о неполном должностном соответствии;

‒ увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» — «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Закона.

В свою очередь, дисциплинарная ответственность работников прокуратуры регулируется специальным законодательством. В статье 41.7 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к работникам органов и организаций прокуратуры, дополнен строгим выговором, понижением в классном чине, лишением нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», лишением нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», предупреждением о неполном служебном соответствии.

Следовательно, специальным Законом о прокуратуре перечень дисциплинарных взыскания для работников органов и организаций прокуратуры существенно расширен по сравнению с трудовым законодательством.

Заметим, что ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» разграничивает основания привлечения к дисциплинарной ответственности работников прокуратуры:

1) неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей,

2) совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.

Возможность привлечения работника к дисциплинарной ответственности за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, является важной особенностью Закона о прокуратуре. Такое основание дисциплинарной ответственности можно объяснить повышенными требованиями к сотрудникам прокуратуры как федеральным государственным служащим.

Следовательно, законодатель официально закрепил, что нарушение моральных и нравственных норм работниками прокуратуры влечет за собой дисциплинарную ответственность. Указанная позиция воспринята и судебной практикой.

По нашему мнению, отсутствие в законе определения проступка, порочащего честь прокурорского работника, а также примерного их перечня, порождает трудности привлечения работников к ответственности либо же вообще невозможности ее применения, поскольку речь идет об оценочных понятиях. Таким образом, то, что для одного человека является аморальным и безнравственным, не всегда является таковым для другого.

Однако, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 17.07.2012 № 1316-О, использование в норме оценочных понятий не свидетельствует о неопределенности ее содержания, поскольку разнообразие фактических обстоятельств делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе, а использование законодателем оценочной характеристики преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций. Суд при рассмотрении дела обязан выяснить все обстоятельства, в том числе дать оценку проступку прокурорского работника с учетом, в частности, того, что государственные служащие в рамках своей профессиональной служебной деятельности обеспечивают исполнение полномочий органов государственной власти и что публичное выражение ими, в том числе в средствах массовой информации, суждений и оценок, имеющих смысл возражения или порицания, может не только затруднить поддержание отношений служебной лояльности и сдержанности, но и подорвать авторитет государственной власти и тем самым создать препятствия или сделать невозможным эффективное осуществление органами государственной власти своих полномочий, а следовательно, лишить государственную службу ее конституционного и практического смысла .

С нашей точки зрения проблемным также является вопрос выбора вида дисциплинарного взыскания. На этот счет можно согласиться с мнением М. Б. Добробаба о том, что в виду морального характера таких видов дисциплинарных взысканий как замечание, выговор (строгий выговор), предупреждение о неполном должностном соответствии представляется сложно установить их принципиальные различия в воздействии на правонарушителя .

В свою очередь вопрос о том, какое именно дисциплинарное взыскание подлежит применению, в каждом конкретном случае решается прокурором самостоятельно. Однако, увольнение в отличие от иных видов дисциплинарных взысканий может быть применено только в установленных законом случаях.

В связи с отсутствием в законе определения понятий «замечание» и «выговор», следует считать, что замечание является менее строгой мерой дисциплинарной ответственности в отличие от выговора.

Увольнение из органов прокуратуры представляет собой самую строгую меру дисциплинарной ответственности, которая может быть применена к работнику прокуратуры.

Как было отмечено выше, Законом о прокуратуре предусмотрены также специальные меры дисциплинарной ответственности. В юридической литературе вполне справедливо отмечается, что такая мера дисциплинарной ответственности как понижение в классном чине, либо совсем не применяется, либо применяется в единичных случаях. Действующие нормативные акты, регламентирующие прохождение службы в прокуратуре, не закрепляют механизма его реализации. В связи с чем, предлагается исключить данный вид дисциплинарной ответственности из перечня, приведенного в ст. 41.7 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» .

Законом о прокуратуре также предусмотрен порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности. Так, лишение нагрудных знаков «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации» и «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» как видов дисциплинарных взысканий может быть произведено только Генеральным прокурором РФ.

Нельзя не учитывать также, что дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни работника либо в период его пребывания в отпуске, а также позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — двух лет со дня его совершения. Налагается дисциплинарное взыскание непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.

Заметим, что п. 9 ст. 41.7 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» также предусматривает возможность применения особой процедуры привлечения работников прокуратуры к дисциплинарной ответственности. Такая процедура предусматривает, что работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет. При этом, отстранение от должности производится по распоряжению руководителя органа или организации прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность.

Итак, вопросу дисциплинарной ответственности работников прокуратуры посвящена статья 41.7 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», которая содержит основания и порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности. Следует признать, что указанная статья не лишена недостатков, что на практике вызывает проблемы ее применения. Считаем, что требует законодательного закрепления определение проступка, порочащего честь прокурорского работника, и закрепление примерного перечня таких проступков в целях защиты прав прокурорских работников и единообразия судебной практики.

Литература:

Втянутым в судебную тяжбу с сотрудником прокуратуры троим инспекторам ГИБДД из Смоленска грозит четыре года колонии общего режима и лишение званий по обвинению в превышении должностных полномочий. Такое наказание для них требует заместитель прокурора Московского района Твери Евгений Андрианов. Необходимость столь сурового наказания он объясняет тяжестью преступления, которое, по его мнению, совершили инспекторы ГИБДД при обращении с сотрудником прокуратуры, обладающим особым статусом. При возникновении любых конфликтных ситуаций гаишники не имеют права применять к ним силу или задерживать, но 8 августа 2016-го года получилось иначе.

Реклама

Тогда наряд из трех сотрудников ГИБДД вечером остановил для проверки тонированный автомобиль Volkswagen Passat, которым управлял прокурор Александр Семенников. Лобовое стекло его Volkswagen Passat было оклеено защитной пленкой. Гаишники, представившись, потребовали у автомобилиста его удостоверение и документы на машину, параллельно сообщив, что сделают замеры уровня тонировки. Все происходящее снималось на видеокамеру, которая, скорее всего, была закреплена на одном из инспекторов. После пререканий гаишники обвинили водителя в невыполнении законных требований сотрудника полиции, заломали ему руки и привезли в отделение. Там-то, как они утверждают, и выяснилось, что они имели дело с «неприкосновенным» для них сотрудником прокуратуры, а их действия подпадают таким образом под серьезную статью. Так, согласно ч. 3 ст. 286 УК России, максимальное наказание за такое преступление предполагает до 10 лет лишения свободы, однако

гособвинитель учел, что у всех подсудимых — Андрея Федоренкова, Алексея Полтавина и Игоря Садотенкова – положительные характеристики. Кроме того, обвинение учло, что у инспекторов есть малолетние дети и близкие родственники, нуждающиеся в уходе по состоянию здоровья.

Версия инспекторов ГИБДД

О прениях сторон в ходе очередного слушания «Газете.Ru» рассказал адвокат обвиняемых Ярослав Охнич. Как утверждает защитник, сотрудники ГИБДД продолжают настаивать на своей невиновности: задержанный ими человек, который впоследствии оказался гособвинителем Александром Семенниковым не представлялся, удостоверения не предъявлял, а продемонстрировал лишь два «пластика»: водительское удостоверение и документы на машину. Сотрудники ГИБДД, утверждает он, применили силу, не зная, с кем имеют дело и в итоге стали жертвами клановых связей в регионе: так, мать Семенникова, Галина Кива, является судьей Смоленского областного суда кассационной инстанции. Поэтому, чтобы избежать конфликта интересов, слушание дела перенести в Тверь.

Как заявил в интервью местному СМИ один из подсудимых Игорь Садотенков, инспекторы «однозначно правы».

«Поведение этого высокопоставленного парня, не знаю, как можно оправдать. Было обычное дежурство, ночью заметили тонированную машину, остановили, водитель отказался представлять документы, мы ему объяснили санкции, которые предусмотрены за неповиновение сотруднику полиции, предложили без применения физической силы пройти к нам в автомобиль. За все это время он ни разу не упомянул, кто он, что он, лишь обозначил, что у него есть какое-то удостоверение. Когда я спросил, кто он, он объяснить не мог, наверное, еще не выучил свою должность. После этого применили к нему физическую силу, доставили в райотдел, туда же приехала его мать-судья, стала нам угрожать», — сказал он.

Как утверждает Садотенков, мама прокурора говорила, что посадит сотрудников ГИБДД «Требовала видео удалить. Как я удалю, если это единственное подтверждение, — заявил инспектор».

Версия обвинения

Однако, согласно показаниям самой Галины Кива, которые она дала в ходе закрытой служебной проверки прокуратуры Смоленской области, инспекторы, якобы, изначально были уверены, что им за их действия ничего не грозит и их прикроет начальство.

«Сын стоял рядом, разглядывал что-то на столе, — публикует показания Кива издание «Tverigrad.Ru». — При этом он жаловался на головокружение. Я спросила: «Вы служебной проверки не боитесь?».

На что Садотенков и Федоренков стали хвастаться, что они ничего не боятся, у них все схвачено, потому что все проверки в отношении них хорошо заканчивались. Это сын ее пусть боится, что последний день работает».

После, как рассказала Кива, ее сын, Александр Семенников, спрашивал у Садотенкова, зачем тот испортил его водительские документы, помял их, поставили метку на них в области глаза.

«А Федоренкова он спрашивал, зачем инспектор разбил его телефон, не дал позвонить прокурору, чтоб доложить о случившемся?». Те отвечали: «А ты попробуй теперь докажи». Кроме того, Семенников просил их подтвердить в ее присутствии, что показывал им служебное удостоверение. Согласившись с ним, Садотенков сказал:

«А теперь вы объясните своему сыну, что мы никогда в этом не признаемся. Нам разъяснили, чем это может грозить. Нас трое, мы будем говорить одно, а он другое».

Также, как утверждает мать сотрудника прокуратуры, инспектор Садотенков попросил ее поговорить с сыном, чтобы тот не говорил, что показывал свое служебное удостоверение. «Ну объясните вы ему, зачем ему признаваться, что он козырял своим служебным удостоверением? Мы не признаемся, и что про него говорить станут», — сказал мне Садотенков. — Я обещала подумать. Позвонила сыну и рассказала, о чем меня просят сотрудники ДПС, но он сказал, что своего решения не изменит».

Семенников, в свою очередь, попросил суд компенсировать ему моральный вред, оценив его в 900 000 рублей. В своем слове он рассказал о своих «нравственных страданиях» и о том, что публичным задержанием и конвоированием в наручниках гаишники нанесли вред его репутации прокурорского работника и подорвали авторитет. Еще потерпевший рассказал, как его очерняет в своих репортажах пресса, считая, что ее на заседания привлекают обвиняемые. Также Семенников хочет компенсировать свои судебные издержки в 123 860 рублей. После заседания он сказал, что считает реальное лишение свободы для своих обидчиков заслуженным и даже чрезмерно мягким. Адвокаты инспекторов ГИБДД же сегодня не были готовы выступить. Они захотели также оценить сегодняшнюю речь Семенникова о своих нравственных страданиях и включить эту оценку в свои выступления перед судьей. Поэтому продолжение прений отложили на пятницу, 27 октября.

Ранее свою версию развития событий рассказал «Газете.Ru» сам Семенников, который утверждает, что служебное удостоверение наряду ГИБДД он показал еще до начала съемки и, следовательно, к нему должен был применяться особый порядок.

29. Дисциплинарная ответственность прокурора

За нарушение своего долга, проступки, порочащие честь работника прокуратуры, за пренебрежение своими обязанностями или ненадлежащее их исполнение каждый прокурорский работник может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, которое избирается и налагается руководителями учреждений и органов прокуратуры.

Основные виды дисциплинарных взысканий:

1. Замечание, выговор, строгий выговор.

2. Понижение в классном чине.

3. Лишение знаков отличия «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации».

4. Вынесение предупреждения о неполном служебном соответствии.

5. Увольнение из органов прокуратуры.

Замечания, выговоры, строгие выговоры имеют право налагать на провинившегося прокурорского работника любые вышестоящие прокуроры – районные, городские и выше. Также районные, городские и приравненные к ним прокуроры обладают правом увольнять тех работников, которые ими же были назначены на должность.

Все дисциплинарные взыскания имеют право налагать на назначаемых ими работников прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним, а также ректоры образовательных и научных учреждений, подведомственных прокуратуре. Исключением является лишение знака «Почетный работник прокуратуры РФ», которое может применяться исключительно с согласия Генерального прокурора. Также требуется санкция Генерального прокурора в том случае, когда в качестве дисциплинарного взыскания руководителями прокуратур избирается увольнение работника, награжденного знаком «Почетный работник прокуратуры РФ».

Генеральный прокурор наделен правом налагать все перечисленные выше дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарное взыскание должно налагаться немедленно после обнаружения проступка, по крайней мере не позднее одного месяца с момента выявления нарушения. Если с момента совершения проступка до дня его обнаружения прошло более 6 месяцев (2 лет – при обнаружении в ходе ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности), взыскание не накладывается.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

В Верховном Суде Российской Федерации рассматривался спор о правомерности привлечения акционерного общества к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП за неисполнение требований прокурора. Одним из таких требований было привлечение к дисциплинарной ответственности работников, виновных в допущенных обществом нарушениях воздушного законодательства, которые были выявлены в ходе прокурорской проверки (постановление ВС РФ от 2 августа 2019 г. № 57-АД19-40).

Как будет оформляться акт прокурорской проверки, в ходе которой выявлены нарушения, узнайте в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Суд признал, что в этой части бездействие организации не являлось нарушением. Действительно, в силу положений ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности. В то же время согласно ст. 192 Трудового кодекса за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания. Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является именно правом, а не обязанностью работодателя. В связи с этим содержащееся в представлении прокурора императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц не является законным, а неисполнение обществом указанного требования не образует состава правонарушения.

Отметим, что ВС РФ и ранее неоднократно принимал аналогичные решения.

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.

Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.

Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.

В соответствии со статьей 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Аналогичные специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (далее – СППК) созданы на уровне субъектов Российской Федерации.

Организационное и методическое руководство деятельностью СППК в регионах осуществляет управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а оперативное руководство работниками таких подразделений – лично прокуроры субъектов Российской Федерации.

В состав управления входят: отдел по надзору за исполнением федерального законодательства; отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; организационно-аналитический отдел; старшие прокуроры управления с дислокацией в федеральных округах страны, реализующие надзорные полномочия в отношении государственных органов окружного и межрегионального уровня.

Такое построение призвано обеспечить самостоятельную централизованную структуру в рамках единой прокуратуры Российской Федерации, призванную обеспечить комплексный подход к противодействию коррупции и устойчивую к возможному давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти. Установленные для работников подразделений гарантии независимости позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции, невзирая на уровень проверяемого органа.

В целях повышения гарантий независимости и самостоятельности таких подразделений для их работников предусмотрена не только особая процедура их назначения на должность и освобождения от должности, но и специальный порядок привлечения таких прокурорских работников к дисциплинарной ответственности.

Назначение на должность производится после тщательного изучения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации личности кандидата, который должен иметь не менее пяти лет стажа работы в прокуратуре, обладать необходимыми профессиональными качествами и безупречной репутацией. Отбор кандидатур происходит на заседании специальной комиссии. Состав комиссии в Генеральной прокуратуре Российской Федерации утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации, возглавляет ее Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. На региональном уровне такие комиссии возглавляют прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур.

Все отобранные прокурорские работники как на региональном, так и на федеральном уровне назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только с согласия его первого заместителя.

Основными функциями специализированных подразделений органов прокуратуры по противодействию коррупции являются:

  • мониторинг и анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции и выработка предложений по его совершенствованию;
  • выявление коррупционных проявлений в деятельности различных государственных органов и органов местного самоуправления и проведение по ним соответствующих проверок;
  • возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования, в том числе в отношении юридических лиц, по фактам коррупционных правонарушений;
  • участие в рассмотрении дел судами, обжалование решений, приговоров, определений и постановлений судов;
  • оценка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц на коррупциогенность (антикоррупционная экспертиза);
  • осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;
  • поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией;
  • участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными структурами других стран и международными организациями.

С учетом мероприятий, определенных Национальным планом противодействия коррупции на 2016–2017 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 147, приоритетными направлениями надзора в сфере противодействия коррупции являются:

  • соблюдение федеральными государственными органами требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе об организации работы по противодействию коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед этими федеральными государственными органами;
  • соблюдение лицами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы (в том числе получившими отрицательное решение комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов), ограничений при заключении ими после увольнения с государственной или муниципальной службы трудовых и гражданско-правовых договоров;
  • соблюдение органами субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
  • соблюдение лицами, замещающими должности категории «руководители» в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органах, требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, а также о контроле за соответствием расходов их доходам;
  • соблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также при осуществлении закупок лекарственных средств и медицинской техники для обеспечения государственных нужд и организации оказания медицинской помощи гражданам.

Дисциплинарная ответственность работников прокуратуры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *