Дисквалификация генерального директора

Нарушения законодательства о труде

Сегодня в период кризиса распространенным нарушением является сокращение численности или штата работников организации, проводимое некорректными способами. Работников заставляют писать заявления по собственному желанию либо увольняют без предупреждения за два месяца, лишают соответствующих выплат, гарантированных статьями 178 и 180 ТК РФ.

Нарушением также является предоставление отпуска без сохранения заработной платы, который работодатели навязывают работникам.

Одно из самых распространенных нарушений трудового законодательства — невыплата заработной платы в сроки, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором или коллективным договором. Например, заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца (ст. 136 ТК РФ), а в действительности в период кризиса в лучшем случае заработную плату выплатят один раз в месяц, а то и вообще задержат на месяц-другой.

Статья 140 ТК РФ гласит, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения. Но и здесь работодатель, не спешит распрощаться с работником законно.

Большое количество нарушений связано с оформлением трудовых отношений. Часто не заключаются трудовые договоры (ст. 67 ТК РФ); содержание приказов о приеме на работу не всегда соответствуют условиям трудового договора (ст. 68 ТК РФ) или вообще работника не знакомят с приказом (ст. 68 и 193 ТК РФ); устанавливается испытание при приеме на работу лицам, которые в силу ст. 70 ТК РФ освобождены от него; необоснованно заключаются срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ) и пр.

Не все работники мирятся с таким положением, многие обращаются в государственную инспекцию труда, прокуратуру, суд и успешно отстаивают свои права.

Ответственность, предусмотренная за нарушение трудового законодательства

Статьей 419 ТК РФ предусмотрена дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), следует понимать совершение должностным лицом именно такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5). Например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного работника, а позднее — при увольнении другого работника.

Что такое дисквалификация?

Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дисквалификация применяется:

  • к лицам, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
  • членам совета директоров;
  • лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судом. Однако следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года с того дня, которым оканчивается исполнение постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6. КоАП РФ).

Так, Государственный инспектор труда 10 февраля 2009 г. вынес постановление о назначении административного наказания за невыплату заработной платы работникам в отношении генерального директора ООО «Ромашка» Сидорова А. П., то есть должностного лица. Спустя два месяца государственным инспектором труда снова выявлено аналогичное нарушение в организации. Учитывая, что генеральный директор уже подвергался по этому основанию административному наказанию в виде штрафа, соответственно, теперь он может быть дисквалифицирован согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Производтво по делу о дисквалификации

Производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ могут инициировать должностные лица государственной инспекции труда в форме протокола или прокурор в виде постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Данные документы являются основными для принятия решения по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного правонарушения.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

К тому же должностные лица при составлении протокола об административном правонарушении обязаны разъяснить участникам производства по делу их права и обязанности, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, и сделать соответствующую запись в протоколе.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ст. 23.1 и 28.8 КоАП РФ).

Постановление о дисквалификации

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении суд выносит постановление (решение) о назначении административного наказания в виде дисквалификации либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Копия постановления о дисквалификации (вступившего в законную силу) направляется судом в Министерство внутренних дел РФ и в министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации по месту вынесения постановления.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил, что решение о назначении наказания в виде дисквалификации считается приведенным в исполнение с момента его вступления в законную силу (пункт 4 Информационного письма от 24.10.2006 № 115 «О некоторых вопросах, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях»). С указанного момента дисквалифицированное лицо не вправе осуществлять деятельность по управлению юридическим лицом.

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 14.23. Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом

1. Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия —

влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 33.11 КоАП РФ исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом, то есть дисквалифицированное лицо должно быть уволено по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Заключая трудовой договор с новым руководителем, уполномоченное лицо должно запросить в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц, информацию о наличии у нового руководителя дисквалификации (см. пример). Порядок получения информации из реестра дисквалифицированных лиц определен Инструкцией о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах (утверждена приказом МВД России от 22.11.2006 № 957).

Реестр дисквалифицированных лиц

Реестр дисквалифицированных лиц (далее — реестр) формируется и ведется Министерством внутренних дел РФ и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах (пункт 2 постановления Правительства РФ от 11.11.2002 № 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц»).

В реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья Кодекса РФ об административных правонарушениях), наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • дата начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалификационных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить ее за плату в виде выписок о конкретном лице.

Непосредственное исполнение запросов на получение информации из реестра в отношении конкретных лиц осуществляется главным информационным аналитическим центром МВД России и информационными центрами МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. Необходимо также отметить, что срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет не более пяти дней с даты получения указанными центрами соответствующего запроса.

Запросы, направляемые с нарушением предъявленных требований, возвращаются заявителю без исполнения.

Вопрос в тему

Весьма распространена ситуация, когда один и тот же человек является руководителем нескольких юридических лиц. В связи с этим возникает вопрос: может ли руководитель быть привлечен к административной ответственности за аналогичное правонарушение, если он уже привлечен к административной ответственности как должностное лицо (руководитель) другого юридического лица?

Статья 5.27 КоАП РФ наступление административной ответственности не ставит в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом в одной организации или они совершены в разных организациях в силу полномочий должностного лица. Руководитель, привлеченный к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда в одной организации, а затем в течение одного года совершивший аналогичное нарушение, являясь руководителем в другой организации, по нашему мнению, может быть привлечен к ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ вне зависимости от указанных выше обстоятельств.

Директорские шалости. Что нужно знать о дисквалификации директора

опубликовано: 18.11.2016

Не всегда руководство принимает советы юристов к сведению. Несколько дней задержки заработной платы или новый адрес компании, могут обернуться неприятностями. Дисквалификация генерального директора не самая распространенная, но опасная санкция. Последствия дисквалификации почувствует не только руководитель, но и компания. Чтобы компания не осталась без руководителя, а сделки компании не сорвались, важно обратить внимание на основные аспекты дисквалификации.

Несмотря на то, что дисквалифицировать может только судья и только при повторном правонарушении, вероятность попасть в черный список увеличивается с каждым промахом. Ситуация усугубляется тем, что руководитель отвечает за действия сотрудников: бухгалтер забыл вовремя выплатить отпускные или расчет, инженер по охране труда не предупредил о нарушениях законодательства, финансовый директор вовремя не уведомил о первых признаках банкротства.

Дисквалификация грозит директору увольнением и проблемами с трудоустройством, а компания будет испытывать трудности с контрагентами и государственными органами.

Дисквалифицировать можно не только директора

Дисквалификация выражается во временном лишении физического лица права замещать должности, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, управлять юридическим лицом (п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ). В круге лиц, попадающих под действие данной санкции, могут оказаться не только директора, но и другие лица из органов управления компании. Особый интерес представляет лишение физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица.

Возможно вас заинтересуют: Услуги по исполнению полномочий единоличного исполнительного органа.

КоАП РФ не раскрывает понятие «исполнительный орган управления юридического лица», но указывает должностных лиц юридического лица, в отношении которых может быть применена дисквалификация. К таким лицам относятся:

  • должностные лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
  • члены совета директоров (наблюдательного совета).

Важно понимать, что к организационно-распорядительным функциям относятся: руководство трудовым коллективом компании; формирование кадрового состава и определение трудовых функций работников; организация порядка работы; приме- нение мер поощрения или награждения; наложение дисциплинарных взысканий и т.п.

Административно-хозяйственные функции включают: полномочия лица по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах юридического лица; решения о начислении заработной платы, премий; осуществление контроля за движением материальных ценностей; определение порядка хранения, учета и контроля за расходованием материальных ценностей.

Статус органов юридического лица определяется в соответствии с положениями ГК РФ (ст. 53), федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, учредительными документами такого юридического лица. Некоммерческие организации могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Полномочия членов совета директоров и содержание статуса единоличного исполнительного органа определяются положениями Федерального закона от 08.02.1998 No 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон No 14-ФЗ). Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Иногда уставом общества решение этих вопросов относится к компетенции совета директоров.

Возможно, вас заинтересует: Подготовка правового заключения.

К органам юридического лица не относятся его обособленные подразделения — представительства и филиалы, они не могут быть наделены правомочиями юридического лица (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Руководители филиалов не являются должностными лицами, входящими в органы управления компании. Директор филиала фактически является руководителем структурного подразделения компании. Получается, что дисквалификация может применяться в отношении достаточно широкого круга лиц, занимающих должности в органах управления юридического лица. К ним могут относиться единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа, члены совета директоров.

Лишение специального права — это не дисквалификация

Дисквалификацию следует отличать от лишения специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ

Термин дисквалификация применим только к конкретным субъектам, обладающим специальным правовым статусом. Дисквалификация направлена на запрет, связанный с конкретным специально-правовым статусом, который не доступен другим лицам.

А лишение специального права направлено на запрет, связанный с использованием общедоступного специального права физических лиц. Примером общедоступного права является право на управление автомобилем. Мера наказания, предусмотренная ст. 47 УК РФ, включает в себя две разновидности наказания: запрет заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью и запрет занимать должности на государственной или муниципальной службе.

Указанные меры являются схожими, но различаются по источнику закрепления, основаниям (уголовные или административные), сроку, порядку и субъектам применения. Дисквалификация является более узкой мерой наказания по сравнению с мерой, закрепленной в ст. 47 УК РФ, а также может быть применима только в качестве основного вида наказания, но не в качестве дополнительного, как это предусмотрено положениями УК РФ.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применялись органами судебной власти ранее. Эта санкция содержалась в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР, утвержденными постановлением Наркомата юстиции РСФСР от 12 декабря 1919 года. Статьей 25 Руководящих начал по уголовному праву РСФСР определено наказание в виде отрешения от должности и воспрещения занимать ту или иную должность или исполнять ту или иную работу. В дальнейшем ст. 32 УК РСФСР 1922 года закреплен такой вид наказания, как увольнение от должности. В силу положений Основ уголовного законодательства Союза ССР 1958 года судами активно применялась такая мера, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Вас могут заинтересовать: Услуги юристов по трудовым спорам.

Термин дисквалификация впервые введен в состав административных мер воздействия и, безусловно, является новеллой в законодательстве как СССР, так и России. Вместе с тем в настоящее время законодатель применяет дисквалификацию с особой осторожностью, относя ее к небольшому числу составов административных правонарушений.

В КоАП РФ количество составов, в которых при- меняется дисквалификация, равно 74. Для сравнения приблизительное количество таких составов в 2013 году составляло 54, а в 2010 — 30. Это обусловлено попыткой законодателя постепенно внедрить применение дисквалификации в системе мер административного наказания.

Судебная практика показывает, что чаще всего дисквалификация применяется по ст. 5.27 (нарушение трудового законодательства) и ст. 14.25 КоАП (нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). В последнее время прослеживаются воля законодателя, направленная на расширение круга составов, по которым применяется дисквалификация. В большинстве случаев ответственность в виде дисквалификации применяется при повторном правонарушении по одному и тому же составу. Такой подход отвечает принципу разумности и гуманности по отношению к нарушителю.

Дисквалифицировать может только судья Для дисквалификации должностного лица необходим целый ряд факторов, эта мера может применяться только при повторном правонарушении. Мера наказания назначается судьей. Постановление о дисквалификации подлежит немедленному исполнению. При наличии дисквалификации у сотрудника компании необходимо грамотно оформить прекращение трудовых отношений. Информацию о дисквалифицированных лицах необходимо вносить в реестр дисквалифицированных лиц.

Положениями КоАП РФ установлен порядок дисквалификации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Постановление (решение) о дисквалификации подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу (ч. 2 ст. 31.2 КоАП РФ и ч. 1 ст. 318 АПК РФ). Постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности. Для того чтобы исполнить постановление о дисквалификации, необходимо прекратить договор (контракт) с дисквалифицированным сотрудником (ст. 32.11 КоАП РФ).

ТК РФ показывает, что сотрудник (в том числе руководитель), подвергшийся дисквалификации, должен быть уволен. Прекратить трудовой договор можно, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 83 ТК РФ).

Работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Информация о дисквалифицированных лицах вклю- чается в реестр дисквалифицированных лиц. Формирует и ведет реестр Федеральная налоговая служба Российской Федерации (п. 1.2 Регламента Федеральной налоговой службы РФ, утвержденного приказом ФНС России от 17.02.2014 No ММВ-7-7/53@). Поэтому при приеме на работу всегда можно выявить лицо, которое является дисквалифицированным.

Вас могут заинтересовать: Услуги по банкротству физических лиц.

Чаще всего дисквалифицируют за задержку зарплаты и недостоверные сведения

По ст. 5.27 КоАП РФ

Руководитель акционерного общества ранее привлекался к ответственности по ст. 5.27. Должностное лицо не обеспечило своевременную выплату заработной платы сотрудникам. Второй протокол инспектора по тому же основанию был составлен до истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. То есть одно и то же правонарушение было совершено дважды. Судья привлек руководителя общества к административному наказанию в виде дисквалификации сроком на 1 год 6 месяцев (постановление Тульского областного суда от 05.06.2015 No 4а-147/2015).

По ст. 14.25 КоАП РФ

Руководитель исполнительного органа управляющей компании общества дважды представлял недостоверные сведения в налоговый орган. Сведения представлялись при регистрации изменений сведений о юридическом лице.

Компания меняла адрес. Налоговая провела осмотр помещения по указанному руководителем адресу. Юридическое лицо по указанному адресу отсутствовало.

Представленные гарантийные письма и договор не могли подтвердить объективную возможность собственника помещения предоставить юридическим лицам помещения в соответствии с гарантийными письмами. Руководитель управляющей компании был привлечен к административной ответственности в виде дисквалификации (постановление Астраханского областного суда от 03.02.2016 по делу No 4а-5/2016).

За банкротство могут дисквалифицировать

Неправомерные действия при банкротстве компании тоже могут явиться основанием для лишения статуса руководителя. Данное основание приобретает популярность. Государственные органы и заинтересованные лица все чаще обращаются в суд для применения мер дисквалификации. Значительный интерес представляет собой практика применения дисквалификации в качестве меры наказания по ч. 8 ст. 14.13 КоАП РФ, введенной в действие с 29.12.2015 Федеральным законом от 29.12.2015 No 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Если должник признан банкротом из-за действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица несут субсидиарную ответственность по обязательствам компании (п. 4 ст. 10 ФЗ от 26.10.2002 No 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Возможно вас заинтересует: Банкротство юридических лиц.

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан банкротом вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии обстоятельств: если контролирующее лицо не выполняет определение суда о субсидиарной ответственности или определение суда о возмещении убытков.

По результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности в виде возмещения убытков выносится определение. Данное определение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

В определении о привлечении указанных лиц к субсидиарной ответственности указывается размер их ответственности, в определении о взыскании причиненных должнику убытков — размер взыскиваемых убытков. На основании определения выдается исполнительный лист (п. 7 ст. 10 ФЗ от 26.10.2002 No 127-ФЗ «О несостоя- тельности (банкротстве)». Частью 8 ст. 14.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностных лиц службы за неисполнение определений арбитражного суда о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. Правом по составлению протоколов об административных правонарушениях по данному правонарушению обладают налоговые органы. Арбитражный суд по результатам проведенной налоговым органом проверки сможет дисквалифицировать лиц, ответственных за исполнение решения суда.

Сейчас налоговые органы начали активно обращаться в арбитражные суды с требованием о применении мер дисквалификации директоров компаний в соответствии с ч. 8 ст. 14.13 КоАП РФ. По обращениям государственных органов арбитражными судами принимаются положительные судебные постановления.

Вас может заинтересовать: Представительство в арбитражном суде.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. Руководитель общества своевременно не обратился в арбитражный суд с заявлением о признании общества несостоятельным (банкротом). Своим бездействием руководитель нарушил ст. 9 ФЗ от 26.10.2002 No 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». По заявлению конкурсного управляющего руководитель был привлечен к субсидиарной ответственности в пользу компании (определение АС Пермского края от 10.04.2015 по делу No А50-23478/2013).

МИФНС обратилась в суд с требованием о привлечении к административной ответственности руководителя компании по ч. 8 ст. 14.13 КоАП РФ. Суд назначил руководителю наказание в виде дисквалификации сроком на один год (решение АС Пермского края от 08.04.2016 по делу No А50-3686/2016). Аналогичная ситуация рассматривается судом по делу No А36-2584/2016.

Дисквалификация руководителя компании все чаще применяется в качестве меры административного наказания. Стоит отметить, что судебная практика, связанная с дисквалификацией руководителя, в том числе по новым административным составам, расширяется. Поэтому лучше принять превентивные меры, которые исключат возможностьдисквалификации руководителя. Важно, чтобы такой инструмент, как дисквалификация, не стал помехой в нормальной деятельности компании, не блокировал ее.

Комплексная правовая поддержка вашего бизнеса: Абонентское юридическое обслуживание.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

«Отдел кадров», 2009, N 1

Дисквалификация руководителя организации

Статья 419 ТК РФ предусматривает возможность применения за нарушение трудового законодательства не только специфических видов наказаний, свойственных трудовому праву (выговор, увольнение с работы и иные дисциплинарные взыскания), но и привлечения виновных к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. В последнее время широкое применение получило административное наказание в виде дисквалификации. Что такое дисквалификация, к кому она может применяться и за какие правонарушения, расскажем в данной статье.

Понятие дисквалификации

Статья 3.11 КоАП РФ устанавливает такую меру наказания, как дисквалификация, которая заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дисквалификация может быть применена к:

— лицам, осуществляющим организационно-распорядительные функции (например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий) <1>;

— лицам, осуществляющим административно-хозяйственные функции (например, управление и распоряжение имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организации и ее подразделений, принятие решений о начислении заработной платы, премий, определение порядка хранения и движения материальных ценностей) <2>;

— членам совета директоров;

— индивидуальным предпринимателям;

— арбитражным управляющим (лицо, назначенное арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

<1> Постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 06.02.2007 N 7).

<2> Там же.

Обобщив весь перечень, можно сказать, что дисквалификация может быть применена к физическим лицам (руководителю или иному лицу, участвующему в управлении организацией, действующему на основании доверенности), действующим в организациях любой формы собственности, являющихся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судом. Если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (административное расследование), в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда, если дополнительных действий не проводится — мировым судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Срок давности привлечения к данному виду ответственности установлен не позднее года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — года со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Основания применения дисквалификации

Дисквалификация может быть применена к руководителю только в том случае, если она предусмотрена в санкциях статей КоАП РФ. В частности, предусмотрена возможность дисквалификации за следующие правонарушения:

— нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27);

— фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);

— неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);

— ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);

— совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22);

— представление в ИФНС документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25);

— невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства (ст. 19.5).

Рассмотрим подробнее нарушения законодательства о труде и охране труда, предусмотренные ст. 5.27 КоАП РФ:

— отсутствие локальных нормативных актов или при их наличии содержание условий, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством;

— нарушение оформления трудовых отношений (не заключаются письменные трудовые договоры, как требует ст. 67 ТК РФ, несвоевременное ознакомление работников с приказами, в частности, о привлечении к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ));

— несоблюдение порядка ведения и хранения трудовых книжек <3> (не производятся записи о приеме на работу, отсутствуют журналы учета и движения трудовых книжек и вкладышей к ним и т.д.);

— необоснованное заключение срочных трудовых договоров при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность заключения на неопределенный срок, подмена трудовых договоров гражданско-правовыми;

— непредставление ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд;

— невыплата командировочных, компенсаций, окончательного расчета или неполная их оплата;

— выдача заработной платы один раз в месяц, расчетные листки не выдаются.

<3> Установлен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках».

Заметим, что количество норм трудового законодательства, которые может нарушить руководитель, очень велико и даже за незначительное нарушение инспектор ГИТ может поставить вопрос о дисквалификации. Обычно все-таки сначала руководителя привлекают к административной ответственности в виде штрафа.

Чаще всего перед судом ставится вопрос о дисквалификации за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Согласно п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда.

Не стоит думать, что, если аналогичные правонарушения совершены за время работы в разных организациях, руководителя нельзя дисквалифицировать. Кодекс об административных правонарушениях наступление ответственности не ставит в зависимость от места работы руководителя — главное, что оно совершено в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6).

Процедура дисквалификации

При обнаружении нарушений норм трудового законодательства первым делом органы, осуществляющие контроль (в нашем случае Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда), составляют протокол об административном правонарушении.

Внимание! Поступившие из правоохранительных, государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, а также сообщения и заявления юридических и физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, могут послужить поводом для возбуждения дела об административном правонарушении (ст. 28.1 КоАП РФ).

Протокол является основным документом, на основании которого судом может быть принято решение о дисквалификации. Его составляют немедленно при выявлении правонарушения в силу ст. 28.2 КоАП РФ. Необходимо обратить внимание на заполнение протокола. В нем должны быть указаны:

— дата и место его составления;

— должность, фамилия и инициалы лица, его составившего, а также лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

— фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (при их наличии);

— место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение.

Лицо, составившее протокол, в соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ должно его направить на рассмотрение в суд в течение трех дней с момента составления. По результатам рассмотрения дела судья выносит постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу.

Исполнение постановления суда

Статья 32.11 КоАП РФ устанавливает порядок исполнения постановления о дисквалификации, в соответствии с которым оно должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. Таким образом, постановление суда о дисквалификации является поводом для расторжения трудового договора с руководителем (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Если работодатель не исполнит решение суда, то его могут привлечь к уголовной ответственности в соответствии со ст. 315 УК РФ — в виде штрафа до 200 000 руб. или иного наказания, предусмотренного данной статьей.

N
записи

Дата

Сведения о приеме на
работу, переводе на
другую постоянную
работу, квалификации,
увольнении (с указанием
причин и ссылкой на
статью, пункт закона)

Наименование,
дата и номер
документа, на
основании
которого
внесена
запись

число

месяц

год

Открытое акционерное

общество «Эдельвейс»

ОАО «Эдельвейс»

Трудовой договор

Приказ от

прекращен в связи с

дисквалификацией

N 75-к

работника, пункт 8

части первой статьи 83

Трудового кодекса

Российской Федерации.

Менеджер по персоналу

Шевцова

М.П.

В этом случае расторгать трудовой договор можно, если нельзя перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ч. 2 ст. 83 ТК РФ).

Если же дисквалифицированное лицо продолжает работать после вступления в силу постановления суда, то его можно привлечь к ответственности в силу ст. 14.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

Как проверить нового руководителя?

Прежде чем заключить трудовой договор с новым руководителем, необходимо запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица, претендующего на данную должность. Данное действие нас обязывает выполнить п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ.

Вся информация о дисквалификации физических лиц хранится в реестре дисквалифицированных лиц <4>, который ведется МВД России и МВД, УВД и ГУВД субъектов РФ. Порядок предоставления сведений определен Инструкцией о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утвержденной Приказом МВД РФ от 22.11.2006 N 957 «Об утверждении Наставления по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц и Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах».

<4> Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц».

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой и содержит следующие сведения:

— фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;

— в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;

— дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ), наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;

— срок дисквалификации;

— даты начала и истечения срока дисквалификации;

— наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;

— сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;

— основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;

— дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

Такие сведения предоставляются заинтересованным лицам за плату — 100 руб. Срок предоставления сведений, содержащихся в реестре, составляет пять дней с даты получения соответствующего запроса. Приведем образец запроса.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Начальнику ИЦ ГУВД │

│ по Нижегородской области │

│ —————————│

│ (наименование субъекта РФ) │

│ │

│ ЗАПРОС │

│ │

│ Общество с ограниченной ответственностью «Эдельвейс» │

│——————————————————————————│

│ (полное наименование организации) │

│ │

│ 603157, Нижний Новгород, ул. Коминтерна, д. 155 │

│——————————————————————————│

│ (место регистрации юридического лица) │

│ 525801985012 │

│——————————————————————————│

│ (ИНН юридического лица) │

│ │

│ 603157, Нижний Новгород, ул. Коминтерна, д. 155 │

│——————————————————————————│

│ (фактический адрес юридического лица) │

│ │

│ в лице Алексеевой Нины Николаевны │

│——————————————————————————│

│ (ФИО) │

│ │

│ 2299 N 123456, выдан Ленинским УВД г. Н. Новгорода 15.02.2000 │

│——————————————————————————│

│ (серия, N паспорта, когда и кем выдан) │

│ г. Н. Новгород, пл. Комсомольская, д. 3, кв. 26 │

│——————————————————————————│

│ │

│ протокола внеочередного собрания участников общества│

│действующий на основании —————————————————-│

│ (наименование документа) │

│ │

│с ограниченной ответственностью «Эдельвейс» от 05.12.2008 N 7 │

│——————————————————————————│

│ │

│ Прошу сообщить информацию о наличии сведений в отношении │

│ Рылеева Сергея Павловича │

│——————————————————————————│

│ (настоящая фамилия, в скобках имевшиеся ранее, имя, отчество) │

│_____________________________________________________________________________│

│ │

│ 05.04.1975 с. Топориха Пензенской области │

│——————- года рождения, уроженца ———————————│

│ (число, месяц, год) │

│_____________________________________________________________________________│

│ (полные сведения о месте рождения) │

│ │

│в Реестре дисквалифицированных лиц. │

│ Квитанция о перечислении в федеральный бюджет платы за предоставление│

│информации, содержащейся в Реестре, и копия документа, подтверждающего│

│полномочия получения информации, прилагаются. │

│ │

│ выдать на руки,-направить-в-ОВД-по-месту-регистрации-. │

│Информацию прошу ————————————————————│

│ (ненужное зачеркнуть) │

│ 18 декабря 8 Алексеева │

│»—» ———— 200 — г. ——————│

│ (подпись) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Запрос необходимо делать и потому, что заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом влечет наложение штрафа на организацию в размере до 100 000 руб. (ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).

Если же организация заключила трудовой договор с руководителем, который оказался дисквалифицированным, такой договор подлежит прекращению ввиду нарушения установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора по п. 11 ст. 77 ТК РФ. При этом необходимо учитывать, что, если правила заключения трудового договора были нарушены по вине самого работника вследствие представления им подложных документов, трудовой договор с таким работником расторгается по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ <5>.

<5> Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Л.В.Куревина

Эксперт журнала

«Отдел кадров»

Подписано в печать

Дисквалификация генерального директора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *