Деятельность некоммерческих организаций

Статьи и выступления

  • Совместительство и совмещение: в чем разница? Четкие определения и применение на практике
  • Какой пакет документов выдавать работнику при увольнении Точный перечень: кто их готовит и как их правильно выдать
  • Когда выплачивают средний заработок и как его посчитать Нюансы расчета заработной платы на время отпуска, командировки и в ряде других ситуаций
  • Риск-ориентированный подход при проверках трудовой инспекцией Как определяется и изменяется категория риска, когда применяется подход
  • Ошибки, допускаемые при оформлении и заключении трудового договора Что учесть при составлении текста договора? Можно ли разработать шаблон договора для работников различных категорий? Какие меры ответственности грозят работодателю?
  • Дисциплинарный проступок и виды взыскания Можно ли применить к работнику дисциплинарное взыскание за грубость с клиентом?
  • Понижение в должности: возможные причины и особенности оформления В каких случаях работодатель может законно перевести работника на нижестоящую должность. Каков алгоритм действий. Какие документы необходимы в различных ситуациях
  • Легитимно ли отсутствие печатей в трудовых книжках работников, и как в таком случае заверять внесенные в них записи
  • Как заменить неиспользованный отпуск компенсацией Когда и в какой последовательности предоставлять работнику не использованные им ежегодные отпуска? Может ли работник настаивать на выплате, если продолжает работать в организации? В каких случаях замена отпуска компенсацией недопустима? Надо ли удерживать с суммы компенсации НДФЛ и начислять на нее страховые взносы?
  • Факсимиле на трудовых договорах и соглашениях о совмещении Допускается ли использование факсимиле вместо собственноручной подписи
  • Больничный во время отпуска Должен ли работник уведомлять работодателя о болезни в период отпуска? Что правильнее – продлевать отдых или переносить? Кто решает этот вопрос и как оформить перенос? В каких ситуациях отпуск не подлежит переносу или продлению даже при наличии больничного?
  • Неполное рабочее время по желанию работника или работодателя Когда и каким образом может устанавливаться такой режим работы и на что обратить внимание работодателю
  • Трудовой договор с директором: когда и как заключать (или нет) Основания для заключения. возможные риски и ограничения
  • Индексация зарплаты — право или обязанность Ответы на типовые вопросы и судебная практика
  • Оплата труда сотрудников: на что следует обратить внимание Учитываем нормы закона в трудовом договоре и локальных нормативных актах
  • Творческий работник: особенности трудовых отношений Труд креативных специалистов по ТК РФ. Нормативное регулирование и примеры договоров
  • Заемный труд: нюансы и примеры Некоторые вопросы, возникшие у бизнеса. Необходимость аккредитации. Заемный труд внутри группы
  • Несчастный случай на производстве: что делать работнику и работодателю Какие происшествия являются несчастными случаями и какие последствия влекут
  • Сокращение штата: какие меры предпринимать? Как не допустить ошибок при проведении и избежать трудовых споров
  • Встречный иск в трудовом споре Кто, когда, кому и зачем предъявляется и к чему приводит
  • Второе гражданство при оформлении на работу Имеет ли значение наличие двойного гражданства для трудовых отношений?
  • Увольнение руководителя организации ее собственником Мотивы для увольнения и иммунитет. Судебная практика и правовая обоснованность
  • Вносим изменения в положение о командировках работников Командировочное удостоверение и другие документы в новом формате
  • Нестандартные ситуации по оплате труда Примеры из судебной практики и нормы законодательства
  • Долгосрочные вознаграждения работникам: обязательства и учет Порядок учета и отражения в финансовой отчетности по МСФО
  • Суммированный учет рабочего времени Порядок и последовательность введения в организации
  • Незаконное увольнение Проблемы доказывания морального вреда
  • Компенсация работы в выходной и нерабочий праздничный день Процедура предоставления дополнительного дня отдыха или выплаты
  • Обучение сотрудников: оформление и отражение в учете Отдельные аспекты учета расходов при различных системах налогообложения
  • Срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника Прием на работу сотрудника, замещающего другого работника
  • Использование японской этнопсихологической модели управления персоналом Японский менталитет и соответствие менеджмента и менталитета
  • Делегирование полномочий Аргументы за и против передачи части прав и обязанностей
  • Вопросы организации дистанционной работы Особенности оформления и обеспечения дистанционных работников
  • Материальная ответственность работника Основные аспекты и типичные нарушения законодательства о труде
  • Надомный труд: особая категория работников Как правильно оформить и расторгнуть трудовые отношения
  • Режим конфиденциальности в сфере системы оплаты труда в компании Правовые способы защиты систем оплаты труда
  • Особенности трудовых отношений с руководителем организации Практика применения трудового законодательства
  • Дивидендная схема экономии зарплатных налогов и сборов Преимущества и распространенные ошибки при детализации и внедрении
  • Бухгалтерский аутсорсинг Сущность, преимущества и недостатки, особенности оформления договора
  • Особенности оформления краткосрочных командировок Какие документы необходимо оформить в случае такой поездки и какие выплаты произвести работнику. Как правильно решить вопрос налогообложения
  • Ученический и трудовой договоры Способы оформления, особенности использования и выплаты стипендии
  • Доверенность Область применения, форма и реквизиты, основные заблуждения и мифы, связанные с выдачей
  • Работа у ИП и физических лиц Основные особенности регулирования труда
  • Эксплуатация работодателем имущества сотрудника Особенности оформления и выплат компенсации
  • Работник на сезон Специфика сезонных работ, регулирующие нормы и особенности оформления трудовых отношений
  • Экономическая безопасность Мошенничество на разных уровнях — выявление и тактика защиты
  • Лизинг персонала: порядок оформления отношений Наиболее распространенный способ юридического оформления
  • Защита персональных данных Организационно-распорядительная документация и требования Федерального Закона
  • Увольнение по соглашению сторон Альтернатива сокращению штата — один из самых простых и быстрых способов увольнения: документооборот, выплаты и их налогообложение
  • Работа в ночное время Вопросы организации и оформления, кого можно и нельзя привлекать к работе в ночное время, специфика расчета оплаты труда и налогообложения
  • Коллективные договора как средство управления в конфликтных ситуациях Возможные пути устранения конфликтов между профсоюзами и руководством компании
  • Процедура увольнения в практике кадровой службы Общие принципы увольнения сотрудников, возможные проблемы и пути их решения
  • Увольнение и трудовые споры | окончание статьи Юридические аспекты увольнения сотрудника компании
  • Кадровое делопроизводство и финансовые риски работодателя Некоторые ошибки работодателей, которые могут привести к штрафам и другим финансовым потерям
  • Правовые аспекты предоставления работникам компенсационного пакета Бонусы, льготы, другие виды компенсаций — с какими законами сталкивается работодатель
  • Методы управления дисциплиной труда Юридические аспекты вознаграждений и наказаний, применяемых работодателем
  • Коммерческая тайна и предпринимательство Охрана коммерческой тайны: законодательство и юридические детали
  • Об авторских правах на произведения, созданные в порядке служебного задания Защита прав работодателя и права работника

Установление пределов специальной правоспособности

Вопрос о содержании специальной правоспособности некоммерческих организаций и о средствах обозначения контуров правоспособности некоммерческой организации является далеко не праздным. От его постановки и разрешения зависит многое, в частности, правомерность совершения некоммерческой организацией коммерческих сделок.
Вопрос о пределах правоспособности некоммерческих организаций разобьем на следующие подвопросы.

  1. Достаточно ли указать в уставе НКО лишь «цель» создания организации либо следует указать не только «цель» ее создания, но и «предмет» ее деятельности?
  2. Необходимо ли конкретное перечисление всего многообразия «видов деятельности» такой орга низации?

В юридической литературе на этот счет нет единого мнения, и это не случайно. Действительно, в одном месте в ГК РФ содержится упоминание о «цели деятельности», «цели деятельности и видах деятельности» (п. 1 ст. 49 ГК РФ), а в другом месте о «предмете и цели де ятельности», «предмете и определенной цели деятельности» юридического лица (п. 2 ст. 52 ГК РФ).
В пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1997 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в числе сведений, которые должны быть в обя зательном порядке отражены в учреди тельных документах некоммерческой организации, называются «предмет и цель деятельности» такой организации.
А в пункте 1 статьи 24 того же закона объем правоспособности некоммерческой организации может быть определен только одним из вышеназванных критериев – «целями» деятельности некоммерческой организации.
В Федеральном законе от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» мы находим указание законодателя на то, что общественные объединения могут создаваться «для защиты общих интересов и достижения общих целей» их членов, а также для содействия реализации прав и законных интересов граждан (ст. 3). Далее этот закон отмечает, что цели общественного объединения подлежат закреплению в уставе (ст. 5).
Такая непоследовательность, а точнее небрежность, имеющая место в законодательной практике, и породила в конечном счете, разноречивые мнения по поводу оптимальности выбора средств для определения объема правоспособности некоммерческой организации.
Само собой разумеется, что необходимость включения в уставные документы положения о «цели и предмете» деятельности некоммерческой организации не подвергается сомнению, ибо тем самым выполняется одно из императивных предписаний законодателя. Отсутствие в учредительных документах любого из названных компонентов, упомянутых в пункте 2 статьи 52 ГК РФ и в пункте 3 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», является основанием для вывода о несоответствии учредительных документов требованиям законности.
Тем не менее при проведении научного исследования феномена «специальной правоспособности некоммерческих организаций» нельзя только пассивно следовать за теми или иными постулатами, содержащимися в законе. И, постоянно ссылаясь на букву закона, кивать головой в знак согласия, говоря при этом: «Да, да, это именно так и есть, потому что законодатель так сказал!». Действительно, пусть, даже законодатель прав, но разве
это допущение не нуждается в соответствующем научном обосновании? А такого обоснования в современной науке гражданского права, как уже было сказано, обнаружить не удается, как, впрочем, и опровержения.
Дело в том, что для обоснования необходимости применения критериев «цели и предмета» или только «цели» деятельности для уяснения объема правоспособности некоммерческой организации необходимо выйти за границы традиционного знания о гражданско-правовых явлениях и встать на методологические позиции деятельностного подхода, рассмотреть содержание категории «деятельность».
Прежде всего попытаемся дать ответ на вопрос: что следует понимать под категорией «деятельность», а затем — под категорией «деятельность некоммерческой организации»?
К сожалению, даже при самом поверхностном знакомстве с имеющейся научной литературой убеждаешься, что содержание понятия «деятельность» до сих пор остается малоизученным, что имеются многочисленные точки зрения по интересующему нас вопросу о том, что следует понимать под «деятельностью», какова ее структура. В общем, в настоящий момент достаточно трудно найти ясное и вместе с тем общепринятое определение этого сложного термина. В этом, впрочем, нет ничего удивительного, подобное можно наблюдать сплошь и рядом — почти с каждым философским и правовым понятием дело обстоит почти точно так же.
Если суммировать сказанное в философской литературе по поводу деятельности и деятельностного подхода, то можно акцентировать внимание на следующих положениях:
во-первых, человеческая деятельность представляет собой активное воздействие субъекта на предмет (объекты, процессы реального мира) деятельности;
во-вторых, деятельностью является не только активное, но и целенаправленное воздействие субъекта на объект деятельности. Деятельность в этом смысле есть всегда реализация той или иной цели;
в-третьих, в структуру всякой деятельности принято включать цель, средства и ее результат;
в-четвертых, деятельность представ ляет собой единство двух сторон: внешней и внутренней. Внутренняя сторона деятельности содержит в себе идеальное в виде цели. Внешняя сторона находит свое выражение посредством средств и результата деятельности.
Теперь можно попытаться сформулировать искомое определение. Деятельность некоммерческой организации – это ее физическая активность (состоящая из отдельных действий, предмета и средств деятельности), направленная на реализацию уставных целей. Важнейшим критерием, позволяющим отличать одну деятельность от другой, является различие в целях деятельности. Все остальное может совпадать, а именно:
предметы, средства, характер активности, последствия отдельных действий, но если цели деятельности разные, то мы имеем дело с двумя различными деятельностями. По этой причине законодатель устанавливает непременное требование об указании в учредительных документах некоммерческой организации на цель деятельности такой организации.
Другим критерием, подлежащим обязательному отражению в учредительных документах некоммерческих организаций, что следует из пункта 2 статьи 52 ГК РФ, является предмет деятельности.
Сначала ответим на вопрос: можно ли «предмет деятельности» отождествлять с «видами деятельности» юридического лица?
На наш взгляд, «предмет деятельности» некоммерческих организаций не может отождествляться с «видами деятельности» по следующим соображениям. Во-первых, предмет деятельности некоммерческой организации – это то, на что направлена эта деятельность. Если предметом такой деятельности являются «виды деятельности», то, следовательно, на них и должна быть направлена деятельность некоммерческой организации, но тогда получается, что предметом своей деятельности некоммерческая организация имеет свою же деятельность.
Такое определение предмета деятельности некоммерческой организации является тавтологичным, т. е. определяет то же через то же и тем самым не несет никакой новой информации об употреблении изучаемого термина. Выходит то, что называется в логике circulus vitiōsus – порочная ошибка, состоящая в том, что в определение скрытым образом вводится само определяемое понятие. Правильнее было бы назвать такие «виды деятельности» не «предметом», а «средствами деятельности». Средства деятельности – это то, при помощи чего достигается результат, конечная цель всякой деятельности. Терминологическая неясность, имеющая место в ГК РФ, а также в федеральных законах, должна быть устранена, и вместо понятийного ряда «цель и предмет деятельности некоммерческой организации» должна появиться более точная формулировка, отражающая специфику правового статуса такой организации, а именно: «цель и средства деятельности некоммерческой организации».
Конечно, для некоторых некоммерческих организаций сама их деятельность может стать предметом их деятельности.
Это касается тех случаев, когда речь идет, например, о саморегулируемых организациях арбитражных управляющих, товариществах собственников жилья, разного рода ассоциациях.
Предметом деятельности таких некоммерческих организаций является как их деятельность по воспроизводству, совершенствованию своей собственной структуры, функционирования, так и
иная деятельность. Так, ассоциация может иметь предметом своей деятельности:
обеспечение постоянной связи учредителей;
осуществление совместной деятельности членов Ассоциации в следующих направлениях (далее следует указание, в каких направлениях);
оказание консультативных услуг членам Ассоциации;
координация практической деятельности членов Ассоциации и т.д.1 Но и в рассматриваемых случаях, когда деятельность некоммерческих организаций непосредственно оказывается сосредоточенной на процессах внутренней самоорганизации, предмет ее деятельности не сводится только к ней. Он гораздо шире, деятельность некоммерческой организации по-прежнему остается обращенной также на предметы, явления, процессы внешней реальности.

Продолжение статьи читайте в журнале «Некоммерческие организации» № 1 / 2007

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/

>

Правоспособность и предмет деятельности некоммерческой организации

В науке гражданского права принято различать общую (универсальную) и специальную правоспособность. Общая правоспособность юридического лица означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности.

Юристы компании «Георг» окажут консультативную помощь по вопросам деятельности некоммерческой организации, приведут в соответствие с законом учредительные документы некоммерческой организации, представят интересы своих доверителей при проведении проверок Минюстом России по ПК.

Консультацию по интересующему вопросу Вы можете получить в любое удобное для Вас время. Для того чтобы задать свой вопрос специалисту, позвоните по телефону во Владивостоке 8 (4232) 48-74-25, воспользуйтесь e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или соответствующей формой на нашем сайте.

В науке гражданского права принято различать общую (универсальную) и специальную правоспособность. Общая правоспособность юридического лица означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Некоторые авторы определяют общую правоспособность как принадлежащее юридическому лицу субъективное право, содержание которого заключается в способности иметь любые гражданские права и обязанности, не запрещенные законом и соответствующие природе юридического лица2. Специальная правоспособность юридического лица предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

Анализ статей 49, 52 ГК РФ показывает, что общим принципом для коммерческих организаций является наличие универсальной правоспособности (за исключением унитарных предприятий)3. Для некоммерческих организаций ГК РФ устанавливает специальную правоспособность. Внутренне проявление специальной правоспособности находит свое отражение в учредительных документах некоммерческой организации, где фиксируется цель и предмет деятельности некоммерческой организации (п.2 ст.52 ГК РФ). Закон позволяет некоммерческой организации осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством и соответствующих целям деятельности этой некоммерческой организации (п. 1 ст. 24 ФЗ «О НКО»), что в свою очередь является внешним проявлением специальной правоспособности некоммерческой организации.

Все сделки, заключенные некоммерческой организацией, противоречащие целям и предмету деятельности, указанным в соответствии с требованиями закона в учредительных документах, являются ничтожными в силу ст. 168 ГК РФ.1. Однако на практике, если с целями, ради которых некоммерческая организация была создана, трудности понимания отсутствуют, то с предметом деятельности возникают сложности.

Во первых, предмет деятельности некоммерческой организации — это то на что направлена эта деятельность. Если предметом такой деятельности являются виды деятельности, то, следовательно, на них должна быть направлена деятельность некоммерческой организации, но, тогда получается, что предметом своей деятельности некоммерческая организация имеет свою же деятельность. Такое определение предмета деятельности является тавтологичным, т.е определяет то же через то же и тем самым не несет никакой новой информации об употреблении изучаемого термина. Выходит то, что в логике называют – порочная ошибка, состоящая в том, что в определении скрытым образом вводится само определяемое понятие. В этой связи оправдана позиция В. Н. Сидорова, который считает, что правильнее назвать «виды деятельности» не «предметом», а «средствами деятельности»2. Ведь средства деятельности это то, при помощи чего достигается результат, конечная цель всякой деятельности. Вместе с тем, с теоретической точки зрения понятие «предмет деятельности» можно трактовать как возможную «сферу деятельности» юридического лица3. Кроме того, на практике возникает вопрос, должен ли быть исчерпывающим (законченным) перечень видов деятельности поименованных в уставе некоммерческой организации или же допустима формулировка «иные виды деятельности».

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица – некоммерческой организации должны быть отражены предмет и цели его деятельности. Предметом деятельности некоммерческой организации является совокупность видов деятельности, посредством которых достигаются общественно-полезные цели, предусмотренные учредительными документами, и, следовательно, некоммерческая организация имеет право осуществлять только ту деятельность, которая закрепляется в ее учредительных документах и соответствует целям создания (специальная правоспособность). Формулировка «иные виды деятельности» наделяет формально некоммерческую организацию общей правоспособностью, что недопустимо для некоммерческой организации.

Следует заметить, что предмет деятельности НКО напрямую зависит от ее организационно-правовой формы. Так, некоммерческая организация созданная в форме общества взаимного страхования, предметом своей деятельности будет иметь страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов (п. 1 ст. 968 ГК РФ), предмет деятельности некоммерческого партнерства — оказание содействия своим членам, в осуществлении деятельности, направленной на достижение общественных благ ( п. 1 ст. 8 ФЗ «О НКО»). Ассоциации или союзы коммерческих организаций предметом деятельности имеют координацию предпринимательской деятельности членов таких ассоциаций или союзов либо защиту общих имущественных интересов (п. 1 ст. 11 ФЗ «О НКО»). В автономной некоммерческой организации предметом деятельности будет оказание общественно-полезных услуг неограниченному кругу лиц (п. 1 ст. 10 ФЗ «О НКО») и. т. д.

В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Понятие достижение целей, опять же не вызывает особых трудностей. Сложнее соотношение соответствия видов предпринимательской деятельности целям деятельности. Некоторые авторы понятие «деятельность, направленная на достижение целей, ради которых создана некоммерческая организация», а также «соответствие деятельности целям деятельности» относят к числу субъективных понятий и фактически сводят к тому, что соответствующая целям деятельности некоммерческой организации признается любая, не запрещенная законом деятельность, лишь бы доходы от такой деятельности направлялись на цели, предусмотренные учредительными документами некоммерческой организации1. Думается, что такая позиция вряд ли оправдана. Если исходить из указанной позиции то, к примеру, некоммерческая организация созданная в целях борьбы с алкогольной зависимостью граждан, вправе, осуществлять продажу алкогольной продукции, а денежные средства, вырученные от продажи направлять на цели, предусмотренные учредительными документами, т.е. на борьбу с алкогольной зависимостью граждан, что невозможно в силу прямого указания закона (п. 1 ст. 24 ГК РФ).

Представляется, что при установлении правоспособности некоммерческой организации и осуществлении, ею предпринимательской деятельности, следует буквально толковать п. 3 ст. 50 ГК РФ и, следовательно, некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность: лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствующую этим целям.

Только при наличии этих двух оснований можно говорить о том, что предпринимательская деятельность НКО не выходит за пределы ее правоспособности.

Кроме того, у НКО важно разграничивать предмет их уставной деятельности и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. Так, торговля не входит в предмет уставной деятельности религиозной организации. Однако право совершения сделок купли-продажи (к примеру, культового инвентаря) у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основной деятельности.1 Более того, налицо два условия: это необходимо для достижения целей, и данная деятельность соответствует этим целям.

Думается, что оптимальным решением проблемы получения некоммерческими организациями необходимых средств для осуществления общественно-полезной деятельности при одновременном сохранении ими гражданско-правового статуса является возложение ведения предпринимательской деятельности на специально учрежденные для этой цели, самостоятельные в правовом и хозяйственном отношениях коммерческие организации. Действующее Российское законодательство не предусматривает на этот счет запретов, и на практике многие организации, имеющие, довольно узкий объем специальной правоспособности, создают разнообразные юридические лица, предоставляя им возможность заниматься любыми видами деятельности. В законодательстве некоторых зарубежных государств данный вопрос разрешен однозначно для всех видов юридических лиц, хотя и по-разному в разных странах. Во Франции создаваемые юридическими лицами объединения с общей экономической целью вправе заниматься только той деятельностью, которая является продолжением деятельности их участников, тогда как швейцарское законодательство таких ограничений не содержит.

Поиск юридических вакансий, резюме юристов на LAWRU.RU

1. Теория государства и права предмет, функции. Предмет теории государства и права

1 7 8 9 10 11 12 13 14 18
46. Правовая доктрина как источник права.
В юридической науке до сих пор не уделено пристального внимания сущности и значению доктринальных, научных представлений о праве в рамках духовной жизни России и правосознания общества. Вместе с тем, правовая доктрина как система господствующих в обществе представлений о праве способна не только отражать юридическую действительность, но и творчески преобразовывать все части правовой системы общества – правосознание, правотворчество, правореализацию и позитивное право.
Необходимость познания природы правовой доктрины определяется формально-юридическими причинами. Во-первых, в России продолжаются споры учёных относительно понятия и системы источников права. Более того, споры усугубляются тем, что до сих пор не принят федеральный закон «Об источниках права», который бы установил виды и иерархию источников права в России, в том числе определил роль правовой доктрины в правовой системе.
Во-вторых, в России среди принимаемых государством нормативно-правовых актов появились Доктрины (Военная Доктрина, Экологическая Доктрина, Доктрина информационной безопасности и др.), место которых в иерархии источников права не устанавливается позитивным правом.
В-третьих, согласно статьям 1191 Гражданского Кодекса РФ, ст. 116 Семейного Кодекса РФ 1995 г., ст. 14 Арбитражно-процессуального Кодекса РФ 2002 г. – содержание норм иностранного права, регулирующего отношения с иностранным элементом устанавливается в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. Статья 38 Статута Международного Суда Организации Объединённых Нации к источникам права, которые применяет Международный Суд, относит доктрины наиболее квалифицированных специалистов в области публичного права». Иными словами, российское право признаёт правовую доктрину источником международного частного, процессуального и международного публичного права.
В-четвёртых, остается неопределённым значение и место правовой доктрины в системе источников российского права в условиях её фактического применения правотворческими и правоприменительными органами.
Существуют различные подходы к определению правовая доктрина. С точки зрения этимологии слова доктрина, по мнению большинства филологов, понимается как учение, теория и происходит от латинского слова «docere» – учить. Но, ряд исследователей находит исконнорусские корни в слове доктрины, так как происхождение его ведёт от слова «дошлый» дошедший до чего-либо своим умом. В философской литературе доктрину определяют как концепцию, теорию, объясняющую мир.
В российском законодательстве с начала 90 – х гг. XX столетия появился новый, ранее неизвестный российскому праву правовой акт – Доктрина, который утверждается Указом Президента Российской Федерации и определяется как система принципов, целей и задач политики государства в определённой области. Правовая доктрина – это система идей о праве, выражающих определённые социальные интересы и определяющих содержание и функционирование правовой системы и непосредственно воздействующих на волю и сознание субъектов права, признаваемых в качестве обязательных официально государством путём ссылки на труды авторитетных знатоков права в нормативно-правовых актах или юридической практикой в силу их авторитета и общепринятости.
Можно выделить характерные для неё признаки – это системность, рациональность, абстрактность, отражение действительности.
По своей юридической природе правовая доктрина в рациональной форме отражает правовую действительность и обладает регулятивными возможностями по идеологическому, воспитательному воздействию на волю и сознание субъектов права с целью убеждения их в необходимости определённых типов правомерного поведения. Воплощением регулятивной функции правовой доктрины является то, что последняя является источником права и выступает формой выражения и закрепления правовых норм.
Правовая доктрина выступает объективированным источником права во всех правовых системах мира в силу следующих причин. Во-первых, формальная определённость правовой доктрины достигается с помощью письменной формы выражения произведений юристов и известности неписаной доктрины среди профессиональных юристов и субъектов права. Во-вторых, общеобязательность правовой доктрины вытекает из авторитетности, уважения к учёным-юристам в обществе, а также общепринятости и общепризнанности работ правоведов в юридическом корпусе и обществе. В-третьих, реализация правовой доктрины обеспечивается государственным санкционированием в нормативно-правовых актах или судебной практике.
В современной России правовая доктрина является источником права в силу её фактического признания как общепринятой и авторитетной при создании и реализации права, а также формально-юридического закрепления как: источника права международного частного и публичного права.
Её способами выражения выступают: принципы права, юридические дефиниции, доктринальное толкование норм права, юридические конструкции, правила разрешения юридических коллизий, правовые аксиомы, презумпции, сентенции, правила составления и оформления юридических актов, правовые догмы, правовые преюдиции, правовые позиции.
Правовые доктрины можно классифицировать:
— по форме выражения – письменные и неписьменные;
— по отношению к религии -религиозные и светские;
— по сфере действия – международные и национальные;
— в зависимости от способа санкционирования – обязательные и рекомендательные;
— по содержанию – воспроизводящие другие источники права и непосредственные, имеющие самостоятельное юридическое значение;
— в зависимости от круга создателей – персонифицированные и коллективные;
— по распространению – универсальные и частные;
— формам внешнего проявления – проекты нормативно-правовых актов, заключения по вопросам толкования и применения права в конкретных случаях, труды учёных, признанных обязательными государством при разрешении юридических споров.
Действие правовой доктрины в юридической практике связано с наличием следующих обстоятельств:
— возникновение пробелов, противоречий, неопределённости в позитивном праве;
— общепринятостью доктринальных взглядов в корпорации юристов и обществе;
— авторитетностью и духовно-культурными основаниями правовой доктрины.
Способами санкционирования правовой доктрины выступают: придание произведениям юристов обязательности в нормативно-правовых актах; ссылка на доктринальные произведения юристов при принятии решения по конкретному юридическому делу судебными органами и другими органами применения права; включение правовой доктрины в текст нормативно-правового акта. Отсутствие государственного одобрения правовой доктрины не означает её невозможности фактического действия как источника права.
Свойствами правовой доктрины как источника права являются достоверность, обоснованность, общепринятость, гибкость, доступность для субъектов права и правоприменителей, авторитетность, добровольность действия, индивидуальность, прогностические и регулятивные качества. Правовая доктрина обладает рядом недостатков – абстрактность и обобщённость языка, опасность отражения правовой доктриной узкосоциальных интересов и корпоративных притязаний, рационализмом и возможными ошибками в осмыслении права.
От других источников права правовую доктрину можно отграничить по следующим критериям: по форме выражения правовая доктрина выступает неписаным источником права, тогда как нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор имеют письменное выражение; создателями правовой доктрины выступают лица, сведущие в праве, знатоки права, в то время как нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, юридический прецедент, судебная практика формируются органами государственной власти, а правовой обычай складывается в фактической жизни всего общества; правовой доктрине присущ абстрактный, общий характер в отличие от казуистичности, конкретности судебной практики, правового прецедента и правового обычая; правовая доктрина, как и правовой обычай, реализуется субъектами права добровольно, на основе убеждения в авторитетности, обшепринятости докринальных положений, тогда как иные источники права соблюдаются преимущественно пол угрозой применения мер государственного принуждения; правовая доктрина складывается целенаправленно корпорацией юристов, а правовой обычай формируется стихийно обществом; процесс создания правовой доктрины носит длительный характер и не подчиняется процессуальным правилам; правовая доктрина отличается своеобразными способами приобретения общеобязательности – признанием государством в нормативно-правовых актах обязательности определённых идей или работ юристов, применение судебными органами трудов знатоков права в качестве правовой основы дела при принятии решений, фактическом действии правовой доктрины в силу её соблюдения субъектами права.
47. Правовые акты негосударственных организаций: понятие, виды.
Предприятие — это разновидность организации, созданной собственником для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Их можно разделить по организационно-правовой форме и по отраслевой производственно-технологической специализации.
По организационно-правовой форме различаются:
полное товарищество;
товарищество на вере;
общество с ограниченной ответственностью;
общество с дополнительной ответственностью;
акционерное общество;
производственный кооператив;
потребительский кооператив;
унитарные предприятия и др.
По отраслевой производственно-технологической специализации принято выделять:
промышленные предприятия (заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.);
сельскохозяйственные предприятия (фермерские хозяйства, крестьянские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы и артели, рыболовецкие артели, предприятия переработки сельскохозяйственной продукции и др.);
строительные предприятия (строительные и строительно-монтажные объединения, например строительные управления; строительные предприятия, в том числе строительные комбинаты; строительные кооперативы; дорожно-строительные предприятия; мостостроительные поезда и др.);
транспортные предприятия (железные дороги, отделения железных дорог, станции, депо, товарные склады, ремонтные предприятия железнодорожного транспорта; пароходства, порты, ремонтные предприятия водного транспорта; объединения гражданской авиации, аэропорты, авиационные отряды, ремонтные и другие предприятия гражданской авиации; автотранспортные объединения, автопредприятия, автокомбинаты, авторемонтные предприятия; объединения и предприятия трубопроводного транспорта и др.);
предприятия связи (узлы связи, почтамты, почтовые отделения, телеграфы, телефонные узлы, автоматические телефонные станции, компании сотовой телефонной связи, пейджинговые компании и др.);
предприятия торговли (универмаги, гастрономы, универсамы, иные магазины, торговые базы и склады, овощные базы, хладокомбинаты и др.);
предприятия общественного питания (столовые, кафе, рестораны, закусочные, буфеты, бары и др.);
жилищно-коммунальные предприятия (жилищно-эксплуатационные конторы, дирекции по эксплуатации зданий, комендатуры, гостиницы, общежития, ремонтно-эксплуатационные предприятия, дорожно-ремонтные предприятия, котельные, теплоэнергоцентрали, энергосети и др.);
другие виды предприятий.
По общему правилу предприятия не входят в систему каких-либо отраслевых органов исполнительной власти в качестве их составных элементов. Исключения составляют предприятия отдельных отраслей, органично связанные между собой технологически в едином производственном процессе. Например, отдельные предприятия железнодорожного транспорта находятся в иерархическом подчинении органов системы Федерального агентства железнодорожного транспорта, осуществляющих по определенным вопросам оперативное руководство этими предприятиями.
В соответствии со ст. 121 ГК РФ коммерческим организациям разрешается по договору между собой создавать объединения в форме союзов или ассоциаций, являющихся некоммерческими организациями. Союзы и ассоциации создаются в целях координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, а также представления и защиты их общих имущественных интересов. Более четкой структурированной формой объединения юридических лиц и управления ими являются финансово-промышленные группы. Их статус регулируется Федеральным законом «О финансово-промышленных группах». Входящие в объединения коммерческие организации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Предприятия независимо от видов собственности и организационно-правовых форм обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правовой режим природопользования, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья работников предприятий, населения и потребителей продукции, антимонопольное законодательство и т. д. Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением этого законодательства и при наличии соответствующих нарушений могут вмешиваться в деятельность организаций, применять необходимые меры административного принуждения.
Предприятие создается его собственником. Учредительным документом предприятия является устав или учредительный договор. Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица1. Для осуществления отдельных видов деятельности предприятию необходимо получение специального разрешения государства — лицензии. Ликвидация предприятия производится по решению его учредителей либо их органа; по истечении срока, на который оно было создано; по решению суда (в случае признания его банкротом, деятельности, запрещенной законом, недействительной регистрации и др.). Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий осуществляет специальный государственный орган — Федеральная антимонопольная служба.
Административно-правовой статус предприятия определяется не только нормами административного права, но и нормами гражданского, трудового, финансового, муниципального и других отраслей права. И с этих позиций, в частности, имеются существенные различия в административно-правовом статусе государственных и негосударственных предприятий.
Государственные предприятия являются собственностью государства, поэтому и влияние государства на их деятельность больше, чем на негосударственные предприятия. Так, соответствующие государственные органы выступают учредителями государственного предприятия; определяют предмет и цели его деятельности; утверждают устав; управляют госпредприятием; назначают на должность и освобождают от должности их руководителей; в установленных случаях доводят государственные заказы; реорганизуют и ликвидируют государственные предприятия. Некоторые виды деятельности разрешены только государственным предприятиям, например производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ.
По смыслу ГК РФ государственное предприятие является унитарным. Государство передает государственным предприятиям свою собственность: на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. При этом государственные предприятия второго типа, так называемые казенные предприятия (фабрики, хозяйства), обладают меньшей степенью хозяйственной самостоятельности по сравнению с государственными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.
Собственник имущества унитарного предприятия:
принимает решение о создании унитарного предприятия;
определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения;
принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия;
формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;
утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством РФ.
Собственник имущества казенного предприятия помимо этого вправе:
изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель действует от имени предприятия без доверенности, представляет его интересы, совершает сделки от имени унитарного предприятия, утверждает его структуру и штаты, осуществляет прием на работу сотрудников предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы и др.
Административно-правовой статус негосударственных предприятий также имеет свои особенности. Такие предприятия действуют в пределах административно-правового режима, характерного для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением. Влияние государства на данные предприятия более ограничено, чем на государственные.
Роль государства заключается в создании административно-правового режима, связанного с регистрацией, лицензированием, налогообложением, и контроле за соблюдением этого режима. В вопросы направления работы предприятия (его профиля), организации управления, персонального состава руководителей и во многие другие проблемы деятельности предприятия государство не вмешивается (за исключением особых случаев, установленных законодательством). По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами.
В негосударственных коммерческих организациях устанавливается и действует система органов внутреннего управления и контроля. Так, например, согласно ст. 103 ГК РФ высшим органом в акционерном обществе является общее собрание акционеров. К его исключительной компетенции относится: изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала; избрание совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии; образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий (если уставом решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров); утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков; принятие решения о реорганизации или ликвидации общества.
Статьей 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров отнесено более 20 вопросов. Для общего руководства деятельностью общества и для решения вопросов, кроме отнесенных к исключительной компетенции общего собрания, создается коллегиальный орган. Это совет директоров (наблюдательный совет). Руководство текущей деятельностью общества или кооператива осуществляет как единоличный исполнительный орган, так и совместно с ним коллегиальный исполнительный орган. Предусмотрено участие (по договору) управляющей организации или управляющего.
Одним из каналов управления компаниями является участие представителей государства в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности. Отраслевые федеральные органы исполнительной власти представляют кандидатуры для назначения их представителями государства. Правительство РФ назначает представителей государства в акционерных обществах из числа руководящих работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, крупных хозяйственных структур и др. Обеспечивается в установленном порядке избрание этих лиц в совет директоров акционерного общества. В отдельных случаях предусматривается введение института арбитражного управляющего (в условиях банкротства) и временной администрации для кредитных организаций.
На каждом предприятии есть система структурных подразделений, предназначенных для выполнения организационно-управленческих и нормативно-информационных функций. Это различные службы, управления, отделы. Организация управления предприятием предполагает четкую схему действий всех его работников. Разрабатываемые в организации должностные инструкции и характеристики, регламенты заседаний, нормативные документы, определяющие распорядок работы, порядок подготовки передачи информации, принятия решений и др., служат достижению этой цели.
Коммерческие организации наделяются широкими правами для осуществления своей деятельности и могут принимать не противоречащие законодательству решения по всем экономическим, производственным и социальным вопросам. Задачи, возникающие в процессе реализации функций организации, разрешаются путем подготовки, принятия и исполнения локальных актов. В каждой коммерческой организации принимается несколько видов локальных актов. Их использование предопределяется статусом организации и ее внутренней структурой. Не случайно локальные акты нередко характеризуются в законодательстве как внутренние документы. Но при этом должна обеспечиваться своеобразная иерархия локальных актов, основным среди которых является устав коммерческой организации.
В уставе определяются цели и предмет деятельности коммерческой организации; ее структура, компетенция, организация управления; порядок реорганизации и ликвидации и многое другое. В уставе, в частности, закрепляются виды локальных актов, издаваемых организацией, основания их принятия и круг разрешаемых вопросов, органы или должностные лица, принимающие акты.
Традиционно для решения задач, стоящих перед предприятием, принимаются следующие виды локальных актов:
комплексные акты по основным вопросам (целевые комплексные программы и т. п.);
положения;
инструкции;
приказы директора (иного руководителя) предприятия;
указания директора (иного руководителя) предприятия, его заместителей, главного инженера;
распоряжения директора (иного руководителя) предприятия, его заместителей, главного инженера;
указания и распоряжения руководителей структурных подразделений предприятия;
приказы, указания и распоряжения директоров (иных руководителей) заводов-филиалов;
совместные решения администраций и общественных организаций;
протоколы совета бригадиров предприятия;
протоколы совета мастеров предприятия;
указания начальников отделов и служб предприятия;
распоряжения начальников цехов;
решения административно-общественных комиссий;
документы, принятые на собрании трудового коллектива;
решения совета трудового коллектива;
договоры (хозяйственные договоры) и др.
Учреждение — это разновидность организации, образованной собственником для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществления управленческих, социально-культурных и административно-политических функций. К учреждениям, создающим социальные ценности непроизводственного характера, относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения и др. Учреждения, осуществляющие управленческие функции, — аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т. д.
В зависимости от вида выполняемой ими социально-культурной или административно-политической деятельности различаются учреждения:
здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулаторные медицинские консультации и др.);
образования (школы, гимназии, лицеи, детские сады, курсы, колледжи, институты, университеты и др.);
культуры (дома и дворцы культуры, дома творчества, театры, кинотеатры, филармонии, концертные залы, библиотеки, музеи, выставки и др.);
науки (научно-исследовательские институты, лаборатории, научные центры, экспериментальные и испытательные полигоны, опытные производства, научные станции и др.);
иностранных дел (посольства, консульства, торговые представительства) и др.;
другие виды учреждений.
Как уже отмечалось выше, учреждение представляет собой вид некоммерческой организации. Оно не является собственником имущества и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Различия между предприятиями и учреждениями заключаются в результатах их основной деятельности: первые производят материальные блага и получают прибыль; вторые создают ценности в основном непроизводственного характера или осуществляют управленческие функции. В реальной действительности такое разделение достаточно условно, так как нередко деятельности предприятий сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и наоборот, учреждения часто выполняют работу, свойственную предприятиям.
Эти обстоятельства делают во многом похожими административно-правовые статусы предприятий и учреждений. Учредительным документом на создание учреждения являются устав или положение. Так же, как и предприятие, учреждение подлежит государственной регистрации, а на осуществление некоторых видов деятельности необходимо получение лицензии (например, на образовательную, медицинскую и др.).
Однако в отличие от предприятий некоторые учреждения подлежат государственной аттестации и аккредитации. Например, образовательные учреждения проходят аттестацию один раз в пять лет. Для того чтобы образовательное учреждение имело право выдавать своим выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании, оно должно иметь от государства (в данном случае от Федерального агентства по образованию) свидетельство о государственной аккредитации. Государственная аккредитация гарантирует качество образовательных услуг не ниже требований государственного стандарта.
Государственные учреждения имеют большую зависимость от государства, чем негосударственные. На работу учреждений, в том числе и негосударственных, влияние государства сильнее, чем на деятельность предприятий. Государство обеспечивает проведение единой политики во всех учреждениях, относящихся к той или иной сфере, например в области образования, медицины, культуры и др.
В учреждениях, как правило, издаются следующие акты:
положения;
инструкции;
приказы директора (иного руководителя) учреждения;
указания директора (иного руководителя) учреждения, его заместителей;
распоряжения директора (иного руководителя) учреждения, его заместителей;
указания и распоряжения руководителей структурных подразделений учреждения;
приказы, указания и распоряжения руководителей филиалов учреждения;
совместные решения администрации и общественных организаций;
документы, принятые на собрании трудового коллектива;
решения совета трудового коллектива;
договоры (хозяйственные договоры и др.).
1 7 8 9 10 11 12 13 14 18

Правовые акты негосударственных организаций: понятие, виды.

На каждом предприятии есть система структурных подразделений, созданных для выполнения организационно-управленческих и нормативно-информационных функций. Это разные службы, управления, отделы. Организация управления предприятием подразумевает четкую схему действий всех его работников. Разрабатываемые в организации должностные аннотации и свойства, регламенты заседаний, нормативные документы, определяющие распорядок работы, порядок подготовки передачи инфы, принятия решений и др., служат достижению данной цели.

Коммерческие организации наделяются широкими правами для воплощения собственной деятельности и могут принимать не противоречащие законодательству решения по всем экономическим, производственным и соц вопросцам. Задачки, возникающие в процессе реализации функций организации, разрешаются методом подготовки, принятия и выполнения локальных актов. В каждой коммерческой организации принимается несколько видов локальных актов. Их внедрение предопределяется статусом организации и ее внутренней структурой. Не случаем локальные акты часто характеризуются в законодательстве как внутренние документы. Но при всем этом обязана обеспечиваться типичная иерархия локальных актов, главным посреди которых является утомившись коммерческой организации.

В уставе определяются цели и предмет деятельности коммерческой организации; ее структура, компетенция, организация управления; порядок реорганизации и ликвидации и почти все другое. В уставе, а именно, закрепляются виды локальных актов, издаваемых организацией, основания их принятия и круг разрешаемых вопросцев, органы либо должностные лица, принимающие акты.

Обычно для решения задач, стоящих перед предприятием, принимаются последующие виды локальных актов:

комплексные акты по главным вопросцам (мотивированные комплексные программы и т. п.);

положения;

аннотации;

приказы директора (другого управляющего) компании;

указания директора (другого управляющего) компании, его заместителей, главенствующего инженера;

распоряжения директора (другого управляющего) компании, его заместителей, главенствующего инженера;

указания и распоряжения управляющих структурных подразделений компании;

приказы, указания и распоряжения директоров (других управляющих) заводов-филиалов;

совместные решения администраций и публичных организаций;

протоколы совета бригадиров компании;

протоколы совета мастеров компании;

указания начальников отделов и служб компании;

распоряжения начальников цехов;

решения административно-общественных комиссий;

документы, принятые на собрании трудового коллектива;

решения совета трудового коллектива;

договоры (хозяйственные договоры) и др.

Учреждение — это разновидность организации, образованной собственником для сотворения соц ценностей в основном непроизводственного нрава, также для воплощения управленческих, социально-культурных и административно-политических функций. К учреждениям, создающим социальные ценности непроизводственного нрава, относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения и др. Учреждения, осуществляющие управленческие функции, — аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т. д.

В зависимости от вида выполняемой ими социально-культурной либо административно-политической деятельности различаются учреждения:

здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулаторные мед консультации и др.);

образования (школы, гимназии, лицеи, детские сады, курсы, колледжи, университеты, институты и др.);

культуры (дома и дворцы культуры, дома творчества, театры, кинозалы, филармонии, концертные залы, библиотеки, музеи, выставки и др.);

науки (научно-исследовательские университеты, лаборатории, научные центры, экспериментальные и испытательные полигоны, бывалые производства, научные станции и др.);

иностранных дел (посольства, представительства, торговые консульства) и др.;

остальные виды учреждений.

Как уже отмечалось выше, учреждение представляет собой вид некоммерческой организации. Оно не является собственником имущества и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Различия меж предприятиями и учреждениями заключаются в результатах их основной деятельности: 1-ые создают материальные блага и получают прибыль; 2-ые делают ценности в основном непроизводственного нрава либо осуществляют управленческие функции. В настоящей реальности такое разделение довольно условно, потому что часто деятельности компаний сопутствует выполнение отдельных функций, соответствующих для учреждений, и напротив, учреждения нередко выполняют работу, свойственную компаниям.

Эти происшествия делают во многом схожими административно-правовые статусы компаний и учреждений. Учредительным документом на создание учреждения являются утомившись либо положение. Так же, как и предприятие, учреждение подлежит гос регистрации, а на воплощение неких видов деятельности нужно получение лицензии (к примеру, на образовательную, мед и др.).

Но в отличие от компаний некие учреждения подлежат гос аттестации и аккредитации. К примеру, образовательные учреждения проходят аттестацию один раз в 5 лет. Для того чтоб образовательное учреждение имело право выдавать своим выпускникам документы муниципального эталона о соответственном образовании, оно обязано иметь от страны (в данном случае от Федерального агентства по образованию) свидетельство о гос аккредитации. Муниципальная аккредитация гарантирует качество образовательных услуг не ниже требований муниципального эталона.

Муниципальные учреждения имеют огромную зависимость от страны, чем негосударственные. На работу учреждений, в том числе и негосударственных, влияние страны посильнее, чем на деятельность компаний. Правительство обеспечивает проведение единой политики во всех учреждениях, относящихся к той либо другой сфере, к примеру в области образования, медицины, культуры и др.

В учреждениях, обычно, издаются последующие акты:

положения;

аннотации;

приказы директора (другого управляющего) учреждения;

указания директора (другого управляющего) учреждения, его заместителей;

распоряжения директора (другого управляющего) учреждения, его заместителей;

указания и распоряжения управляющих структурных подразделений учреждения;

приказы, указания и распоряжения управляющих филиалов учреждения;

совместные решения администрации и публичных организаций;

документы, принятые на собрании трудового коллектива;

решения совета трудового коллектива;

договоры (хозяйственные договоры и др.).

Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 2860. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций

Базовым нормативно-правовым актом в сфере регулирования некоммерческих организаций является Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», который вслед за Гражданским кодексом дает определение некоммерческих организаций, вводит новые организационно-правовые формы некоммерческих организаций, регулирует права и обязанности некоммерческих организаций в гражданских и административно-правовых отношениях. Этот документ распространяется на все некоммерческие организации, которые создаются и действуют на территории Российской Федерации за некоторыми исключениями, установленными федеральными законами.

Термин «некоммерческая организация» получает в законодательстве России все более широкое применение. На сегодняшний день, по оценкам автора, он содержится более чем в 40 законодательных актах.

В настоящее время сформировалась система нормативно- правовых актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций.

В научной литературе классифицируется обширный круг нормативных правовых актов, имеющих отношение к некоммерческому сектору по предмету регулирования, на:

  • 1. Нормативные правовые акты, определяющие правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации различных форм и видов некоммерческих организаций. К таким актам следует отнести, например: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ г. «Об общественных объединениях»; Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»; Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и другие.
  • 2. Нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в определенной области некоммерческой деятельности и особенности правового положения некоммерческих организаций, осуществляющих эту деятельность. К таким актам можно отнести: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительности и благотворительных организациях», Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и т.д.
  • 3. Нормативные правовые акты, определяющие порядок и особенности финансирования деятельности некоммерческих организаций. К ним относятся: Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»; Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и ряд других.

Действующий Закон «О некоммерческих организациях» непосредственно определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Закон регулирует отношения с участием некоммерческих организаций как юридических лиц. Таким образом, общественные объединения и другие структуры, созданные для осуществления деятельности, не преследующей в качестве основной цели извлечение прибыли, но не являющиеся юридическими лицами, не могут быть признаны в соответствии с Законом некоммерческими организациями и не являются субъектами регулируемых им отношений.

Как отмечается в п.2 ст.1 Закона, он применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Более того нормы данного Закона, в определенной части, или в целом, не распространяют свое действие на отдельные виды некоммерческих организаций.

Обозначенный выше Закон не распространяется на потребительские кооперативы.

Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами. В частности можно выделить:

  • — Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 22 мая 1995 г. — №21. — Ст.1930.
  • — Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 16 июля 2001 г. — № 29. — ст. 2950.
  • — Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» Федеральный закон от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности в благотворительных организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 14 августа 1995 г.- №33. — ст. 3334.
  • — Федеральный закон от 20 июля 2000 г. №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» Федеральный закон от 20 июля 2000 г. №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 24 июля 2000 г. — №30. — Ст.3122. в ст.20 закрепляющий, что союзы (ассоциации) общин малочисленных народов являются некоммерческими организациями.

Отдельно урегулировано правовое положение Фондов — Федеральным законом от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 11 мая 1998 г. — №19. — Ст. 2071..

Действует и ряд других законодательных актов:

  • — Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. №211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. №211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 20 декабря 1999 г. — №51. — Ст.6286..
  • — Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (с изм. и доп. от 22 ноября 2000 г.) Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 20 апреля 1998 г. — №16. — Ст.1801. и некоторые другие федеральные законы.

Понятие и виды некоммерческих организаций. Правовое регулирование их деятельности.

Некоммерческая организация, согласно п.1 ст.46 Гражданского кодекса, – это организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.Главы 4 Гражданского кодекса предусматривает следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций: потребительские кооперативы; общественные и религиозные организации; благотворительные и иные фонды; учреждения; объединения юридических лиц (ассоциации, союзы). Однако согласно п.3 ст.46 Гражданского кодекса данный перечень остается открытым, т.е. законодательством может предусматриваться создание некоммерческих организаций в других организационно-правовых формах. Например, товарищество собственников, согласно Закону «О совместном домовладении»

Правовое положение некоммерческих организаций определяется:

Гражданским кодексом Российской Федерации, который определяет основные положения создания, деятельности, реорганизации и ликвидации юридических лиц, в том числе и некоммерческих организаций.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях», который, согласно ст. 1 определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирова­нии и использования имущества некоммерческих организаций.

Кроме того, следует учитывать, что Федеральный закон «О некоммерческих организациях» занимает как бы промежу­точное положение между Гражданским кодексом Российской Федерации и специальными законами, регулирующими отдель­ные виды некоммерческих организаций. Этим определяются его особенности, связанные с тем, что:

во-первых, нормы, содержащиеся в данном Законе, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ (ст. 3 ГК РФ);

во-вторых, данный Закон является общим по сравнению со специальными законами, регулирующими правовой статус не­коммерческих организаций отдельных видов, а, следовательно, он применяется только в части, не противоречащей специаль­ному закону и только субсидиарно (дополнительно) к специ­альному закону.

В настоящее время, впредь до издания специальных законов, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» является основным законом, определяющим правовое положение таких некоммерческих организаций как некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, фонды, объедине­ния юридических лиц (ассоциаций и союзов).

Федеральным законом «О сельскохозяйственной коопера­ции», определяющим правовое положение сельскохозяйствен­ных потребительских кооперативов.

В зависимости от вида деятельности, в соответствии с этим законом (ст. 4), сельскохозяйственные потребительские коопе­ративы могут быть следующих видов:

перерабатывающие;

сбытовые (торговые);

обслуживающие;

снабженческие;

садоводческие;

огороднические;

животноводческие.

Федеральным законом «Об общественных объединениях», который, в соответствии со ст. 2, распространяет свое действие на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также ком­мерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов и ассоциаций.

Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», регулирующим обществен­ные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональ­ных союзов, их объединений (ассоциаций)’, первичных профсо­юзных организаций (ст. 1 Закона).

Сфера действия данного закона определена ст. 4, согласно которой его действие распространяется на все профессиональ­ные организации, находящиеся на территории Российской Фе­дерации, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международ­ными договорами Российской Федерации.

Законом РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». В соответствии с данным законом торгово-промышленная палата определяется как негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей, имеющая целью содействие развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в ми­ровую хозяйственную систему, формирование современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры.

Федеральным законом «О товариществах собственников жи­лья»‘, в соответствии с которым определяется правовой статус, по­рядок создания, ликвидации и реорганизации товариществ собст­венников жилья — некоммерческих организаций, формы объеди­нения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиу­ме, владения, пользования и распоряжения общим имуществом.

Кроме того, правовое положение некоммерческих органи­заций регулируется целым рядом законодательных актов, опре­деляющих особенности некоммерческих организаций в зависи­мости от вида осуществляемой деятельности. К таким законам, например, относятся:

-Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании»;

-Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

-Федеральный закон «О высшем и послевузовском профес­сиональном образовании»;

-Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»;

-Федеральный закон «О библиотечном деле»;

-Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Фе­дерации и музеях в Российской Федерации»;

Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Вместе с тем, данный перечень не является исчерпывающим.

Какими законами и нормативными актами деятельность индивидуального предпринимателя регулируется в России

Любая деятельность, направленная на извлечение денежных средств, должна быть должным образом зарегистрирована. С такой деятельности лицо, будь оно физическим или юридическим, должно отчислять налоги в государственный бюджет и страховые взносы в различные внебюджетные фонды. А коль такая деятельность регистрируется государственными органами – налоговыми, пенсионными – то и регулируется она государственными законами и актами.

Деятельность индивидуального предпринимателя регулируется, прежде всего, статьями Гражданского кодекса. Именно этот кодекс определяет статус физического лица в предпринимательстве. Статья 23 обозначила, что гражданин, может зарегистрироваться в качестве ИП без образования юрлица. Выступает в бизнесе под персональным именем, отвечает по обязательствам личным имуществом. В этом же документе, в 21 статье указано, что будущий предприниматель должен достичь определённого возраста – 18 лет, или получить дееспособность вследствие вступления в брак (эмансипации). ГК также обязует всех бизнесменов пройти регистрацию в ФНС.

Регистрируются предприниматели по правилам Закона № 129-ФЗ. В процессе регистрации ИП сталкивается с другим документом – Положением о порядке госрегистрации предпринимателей. Так как к предпринимательской деятельности применимы нормы регистрации юрлиц, то и регистрация проходит согласно правилам ГК. Эти документы устанавливают необходимость подачи заявления и уплаты госпошлины, а также предоставления необходимого перечня документов лицом, желающим стать предпринимателем. В процессе регистрации ИП имеют право свободно выбрать любой вид деятельности, кроме некоторых, установленных законом – космическая, фармацевтическая, реализация алкоголя и так далее. Некоторые виды коммерческой деятельности подразумевают получение лицензии (закон № 128-ФЗ «Про лицензирование»).

Деятельность индивидуального предпринимателя регулируется Налоговым кодексом. Его нормы позволяют предпринимателям использовать такие системы отчисления налогов: упрощённая, общая, патент, налог на вмененный доход. Обязательно указываются коды ОКВЭД, при выборе которых ИП сверяется с текстом Общероссийского классификатора таких кодов.

Далее, при изготовлении или реализации продукции в процессе деятельности могут пригодиться соответствующие сертификаты качества. Их присутствие у ИП регламентируется Законом №184-ФЗ, в котором речь идёт о техническом регулировании коммерческой деятельности предпринимателей.

Регистрация в ФНС предполагает последующую постановку на учёт в ПФ. Такое страхование на обязательной основе предусмотрено Законом № 167-ФЗ и распространяется на всех представителей бизнеса. Нормы закона обязуют предпринимателя вступить в правоотношения с Пенсионным фондом для регистрации и взятия на учёт для дальнейшего регулярного отчисления страховых взносов. Процедура регистрации в Пенсионном территориальном фонде выполняется исходя из положений Постановления Правления №98п. Если ИП выступает ещё и в статусе работодателя, то, согласно Постановлению Правления № 97п, ИП регистрирует каждого из своих работников. Приложением № 5 этого Постановления предпринимателю необходимо предоставлять документы:

-свидетельство, выданное при регистрации;

-паспорт;

-справка из ФНС о взятии на учёт;

-трудовые либо же гражданско-правовые договоры со штатными сотрудниками.

Деятельность индивидуального предпринимателя регулируется также некоторыми законами, защищающими интересы представителей бизнеса:

-«О защите конкуренции»;

-«О защите прав ИП при проведении государственных проверок»;

-«О таможенном регулировании».

Некоторые виды бизнеса регулируются отдельными статьями. К примеру, страховые компании могут руководствоваться статьями Закона, регламентирующего ведение и организацию страхового дела. Аудиторская бизнес-деятельность регулируется соответствующими статьями закона, так же как и банковская.

Деятельность ИП-работодателя регулируется Трудовым кодексом. Этот документ чётко прописывает норму ведения кадрового производства, независимо от того, сколько работников состоит в штате предпринимателя. Обязательным можно считать ведение трудовых книжек, составление приказов и заключение трудовых или гражданско-правовых договоров. ТК обязывает предпринимателя давать отпуска сотрудникам, вносить суммы страховых платежей и налогов в бюджет, соответствующим образом предупреждать об увольнении или сокращении.

Надо отметить, что все существующие законы приняты давно; в них вносятся только поправки и изменения. Закон «Про индивидуальную трудовую деятельность», принятый в далёком 1986 году, и по сей день является основой всего регулирования функционирования ИП. Гражданский и Налоговый кодекс можно считать основными нормами деятельности, но и различные нормативные акты, иногда даже не государственные, а региональные, упускать из виду нельзя. Поэтому крайне важно следить за всеми изменениями в правовом и юридическом регулировании бизнеса.

Гражданский кодекс, часть 1

(Текст кодекса в Гаранте, текст кодекса в Консультанте)

  • Статья 2: Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
  • Статья 18: Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Налоговый кодекс

А вот Налоговый кодекс предпринимателю нужно будет изучить досконально.

  • Текст части 1 Налогового кодекса в Гаранте, и в Консультанте.
  • Текст части 2 Налогового кодекса в Гаранте, и в Консультанте.

В статье 1 Налогового кодекса говорится, что «Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.» То есть кроме Налогового кодекса необходимо ознакомиться и с другими законами. Это следующие законы:

  • Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  • «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,
  • Федеральный закон «О защите конкуренции»
  • Закон о защите прав потребителей
  • Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • «О производственных кооперативах»,
  • «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
  • Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
  • Федеральный закон о рекламе,

а так же Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ:

  • Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен».

Среди этих законодательных актов есть узконаправленные, к примеру, только для ООО, ЗАО, но есть и общие – для всех предпринимателей, независимо от формы собственности.

Деятельность некоммерческих организаций

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *