Денежное обязательство

Каков порядок отражения в учете бюджетных обязательств и денежных обязательств по заработной плате? В чем заключается принципиальное отличие одного понятия от другого? В статье автор представил разъяснения по данным вопросам.

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Бюджетные обязательства принимаются получателями бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, другим правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ). При этом государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, казенное учреждение заключает и оплачивает в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Таким образом, заключение трудового договора (контракта) с работником казенного учреждения означает, что учреждение приняло на себя бюджетные обязательства по его исполнению.

В соответствии с п. 140 Инструкции № 162н, а также с учетом разъяснений Минфина, приведенных в Письме от 21.01.2013 № 02‑06‑07/155 «О порядке отражения обязательств в бухгалтерском учете организаций сектора государственного управления», к принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, в том числе принятые и неисполненные бюджетные обязательства прошлых лет, которые подлежат отражению в бюджетном учете в следующем объеме:

  • обязательства по выплате денежного содержания (денежного вознаграждения, денежного довольствия, заработной платы) работникам получателей средств соответствующего бюджета, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, – в объеме утвержденных ЛБО;
  • обязательства по оплате за счет средств соответствующего бюджета работникам, лицам, замещающим государственные должности РФ, государственным служащим, военнослужащим, иным категориям работников получателей бюджетных средств командировочных расходов (в том числе по выплате авансовых платежей), осуществлению иных выплат (суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году, – в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • обязательства по осуществлению за счет средств соответствующего бюджета обусловленных законодательством РФ выплат государственным (муниципальным) служащим, а также лицам, замещающим государственные должности РФ, работникам казенных учреждений, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (обладающим статусом военно­служащих, проходящих военную службу по призыву), лицам, обучающимся в государственных образовательных учреждениях (воспитанникам), предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году (публичные обязательства, не относящиеся к нормативным), – в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • обязательства по уплате обусловленных законодательством РФ обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (налогов, сборов, пошлин, взносов, включая обязательства по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, иных выплат), предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, – в сумме начисленных обязательств (платежей).

Денежные обязательства – это обязанность получателя бюджетных средств уплатить в бюджет, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в силу положений закона, иного правового акта, условий договора или соглашения (ст. 6 БК РФ). Следовательно, своевременная выплата заработной платы (денежного довольствия) является обязанностью казенного учреждения и данные обязательства переходят в разряд денежных обязательств.

Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих принятие обязательств, по перечню, установленному учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований финансового органа по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств (п. 318 Инструкции № 157н).

В бюджетном учете для отражения получателями бюджетных средств принятых учреждениями обязательств Инструкцией № 157н предусмотрены соответствующие счета аналитического учета (разд. 6 «Санкционирование расходов экономического субъекта»).

Номер счета Наименование счета
1 501 11 000 Доведенные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года
1 501 14 000 Переданные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года
1 501 15 000 Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года
1 503 14 000 Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года

В соответствии с Инструкцией № 162н бухгалтерией казенного учреждения в отчетном году будут сформированы по вышеприведенным счетам следующие бухгалтерские операции.

Дебет Кредит
Доведены до получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств, зарегистрированы изменения лимитов бюджетных обязательств 1 501 15 000 1 501 13 000
Приняты бюджетные обязательства на основании договоров 1 501 13 000 1 502 11 000
Приняты денежные обязательства на основании счетов 1 502 11 000 1 502 12 000
Исполнены денежные обязательства 1 302 00 830 1 304 05 000

Так, например, обязательства по выплате денежного содержания (денежного довольствия, заработной платы) работникам получателей средств соответствующего бюджета, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, принимаются к учету (отражаются по дебету счета 0 502 11 211) в объеме утвержденных ЛБО.

Исполнение денежных обязательств подтверждается платежными документами на списание денежных средств с лицевого счета организации и отражается на соответствующих счетах бюджетного учета: на счетах 1 302 11 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» и 1 304 05 211 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате».

Пример.

Годовой фонд оплаты труда за счет средств бюджета составляет 10 000 000 руб. Учреждение за ноябрь 2013 года начислило работникам заработную плату в размере 500 000 руб. Данные денежные средства на выплату заработной платы за вычетом НДФЛ были перечислены в кассу учреждения (465 000 руб.). Не полученная работником в дни выдачи заработная плата была отнесена на депонент и зачислена на лицевой счет организации (40 000 руб.). Работник обратился за заработной платой в декабре 2013 года. Цифры в примере условные.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Доведены до получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств 1 503 15 211 1 503 13 211 10 000 000
Приняты бюджетные обязательства, подлежащие исполнению за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств 1 501 13 211 1 502 11 211 10 000 000
Начислена работникам заработная плата 1 401 20 211 1 302 11 730 500 000
Приняты денежные обязательства 1 502 11 211 1 502 12 211 500 000
Поступили денежные средства в кассу учреждения 1 210 03 560

1 201 34 510

1 304 05 211

1 210 03 660

465 000
Выдана работникам заработная плата

(465 000 — 40 000) руб.

1 302 11 830 1 201 34 610 425 000
Отнесена неполученная заработная

плата на депонент

1 302 11 830 1 304 02 730 40 000
Сданы депонированные суммы на лицевой счет 1 210 03 560 7 201 34 610 40 000
Скорректирована сумма начисленных денежных обязательств (метод «красное сторно») 1 502 11 211 1 502 12 211 (40 000)
Зачислены депонированные суммы на лицевой счет 1 304 05 211 1 210 03 660 40 000
Поступили денежные средства в кассу учреждения для выдачи депонированных сумм 1 210 03 560

1 201 34 510

1 304 05 211

1 210 03 660

40 000
Выдана депонированная заработная

плата работникам учреждения

1 304 02 830 1 201 34 610 40 000
Приняты денежные обязательства 1 502 11 211 1 502 12 211 40 000

* * *

В заключение отметим, что информация о доведенных, принятых и исполненных бюджетных обязательствах находит свое отражение в отчетео принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128). Данную отчетную форму согласно п. 68 Инструкции № 191нучреждения, имеющие статус казенных учреждений, представляют своему главному распорядителю по итогам полугодия и года.

  • Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
  • Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
  • Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Вопрос 11. Понятие и взаимосвязь обязательств: расходных, бюджетных, денежных

Расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому, юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в
соответствующем финансовом году.

Денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

На стадиях составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета, исполнения бюджета происходит поэтапная трансформация расходных обязательств в бюджетные обязательства, а последних — в денежные обязательства, чем опосредуется процесс осуществления расходов бюджета в рамках названных стадий, характеризующийся изменением качественного состояния бюджетных расходов – от проекта расхода, к расходу, установленному в норме, и затем – к исполненному акту (собственно выплате денежных средств).

Расходное обязательство в бюджетном процессе это «инструмент», используемый для формирования проекта расходов бюджета на стадии составления проекта бюджета (расход-проект); бюджетное обязательство опосредует утверждение расходов в законе о бюджете на стадии рассмотрения и утверждения бюджета (расход-норма); денежное обязательство завершает процесс расходования на стадии исполнения бюджета и его исполнение является условием для того, чтобы реальные денежные средства поступили конкретному субъекту, имеющему право на их получение (расход-деньги).

Вопрос 12. Контрольные полномочия и полномочия по применению мер принуждения Федерального казначейства.

Контрольные полномочия Федерального казначейства:

· За непревышением ЛБО, распределенных ГРБС между ПБС, над утвержденными ЛБО;

· За непревышением бюджетных ассигнований, распределенных ГАИФ над утвержденными бюджетными ассигнованиями;

· За непревышением кассовых расходов ПБС над доведенными ЛБО;

· За непревышением кассовых выплат, осуществляемых АИФ над доведенными до них бюджетными ассигнованиями;

· За соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации;

· За наличием у ПБС документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

Полномочия по применению мер принуждения Федерального казначейства:

Полномочия финансовых органов и Федерального казначейства по применению бюджетных мер принуждения

1. Финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.

2. Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) применяет бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 настоящего Кодекса (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), в соответствии с решениями финансового органа об их применении.

Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение:

1. Нецелевое использование бюджетных средств

2. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита

3. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита

4. Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов

Вопрос 13. Органы фед. Казначейства выполняет следующие унции характеризующие содержание предварительного и текущего контроля

ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;

осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

Комментарий к статье 2

1. Раскрытие сущности понятий и категорий, используемых в том или ином

законе, посвященном отдельной группе правоотношений, нехарактерно для правовых

систем, основанных на кодифицированном законодательстве. Данный юридико-технический

прием скорее представляет типичную особенность англо-американского прецедентного

права. Однако, учитывая специфический характер Закона о банкротстве и то обстоятельство,

что целый ряд правовых понятий присущ исключительно данному Закону, в комментируемой

статье содержатся определения некоторых правовых категорий, которые нуждаются

в дополнительных пояснениях.

2. Понятие «несостоятельность (банкротство)» определяется путем указания

на его существенные черты. Во-первых, это неспособность должника удовлетворить

в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам, т.е. неспособность

рассчитаться по долгам со всеми кредиторами. Во-вторых, это неспособность

должника уплатить налоги в бюджет, страховые взносы в Пенсионный фонд и иные

обязательные платежи во внебюджетные фонды. В-третьих, состояние неплатежеспособности

должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после того

как арбитражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособности должника,

являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур, предусмотренных

Законом о банкротстве, либо должник добровольно объявит себя банкротом в порядке,

установленном Законом о банкротстве.

3. Понятие «должник», употребляемое в Законе о банкротстве, существенно

отличается по своему содержанию от традиционного подхода, принятого в гражданском

праве. Как известно, обычно данным термином обозначается сторона во всяком

гражданско-правовом обязательстве, которая должна совершить определенные действия

по требованию кредитора, как-то: передать товар, выполнить работу, оказать

услуги, уплатить денежную сумму и т.п. (ст.307 ГК РФ). По Закону о банкротстве

под должником разумеется обязанная сторона лишь в денежном обязательстве,

которая должна уплатить кредитору денежную сумму.

С другой стороны, Закон о банкротстве, говоря о должнике, не ограничивается

гражданско-правовым обязательством, имея в виду также обязанность по уплате

налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, т.е.

публично-правовую обязанность соответствующего лица. В связи с этим в число

должников, по смыслу Закона, о банкротстве может попасть и лицо, вовсе не

являющееся стороной в гражданско-правовом обязательстве, но признаваемое по

публичному праву налогоплательщиком (недоимщиком), плательщиком страховых

взносов в пенсионный фонд и т.п.

И в первом, и во втором случае в качестве должников могут быть признаны

лица (физические и юридические), находящиеся в состоянии просрочки в отношении

соответственно гражданско-правового обязательства или обязанности по уплате

обязательных платежей.

4. Денежное обязательство представляет собой разновидность гражданско-правового обязательства, предметом которого является уплата кредитору должником денежной суммы. Основанием возникновения денежного обязательства, как правило, является

договор. Практически все гражданско-правовые договоры (за исключением договора

дарения, безвозмездного пользования имуществом и некоторых других) носят возмездный

характер, т.е. обязанности одной стороны по передаче товаров, выполнению работ

или оказанию услуг противостоит обязанность контрагента по встречному представлению,

в том числе и путем уплаты определенной денежной суммы. По такому принципу

сконструированы все договоры, применяемые в коммерческих отношениях: купли-продажи,

аренды, подряда, перевозки и т.д. Более того, в имущественном обороте действует

презумпция возмездности всякого гражданско-правового договора (п.3 ст.423

ГК РФ). Вместе с тем к денежным обязательствам могут быть отнесены только

те возмездные договоры, которыми в качестве встречного представления за товары,

работы, услуги предусмотрена уплата денежных сумм.

Денежное обязательство может возникнуть и по иным, помимо договора, основаниям,

предусмотренным ГК РФ (п.1 ст.8). В частности, к недоговорным видам денежного

обязательства относятся обязательства вследствие причинения вреда (деликтные

обязательства). Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также

вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном

объеме лицом, причинившим вред (ст.1064 ГК РФ). Денежный характер могут приобретать

и обязательства вследствие неосновательного обогащения, суть которого заключается

в том, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами

или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за

счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно

приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) (ст.1102

ГК РФ).

5. Понятие «обязательные платежи» объединяет налоги, сборы, страховые

и иные взносы, а также другие обязательные платежи, подлежащие внесению в

бюджет и во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный

фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования

Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской

Федерации и др.

6. В качестве руководителя должника, являющегося организацией (юридическим

лицом), разумеется, во-первых, единоличный исполнительный орган юридического

лица (генеральный директор, директор, управляющий); во-вторых, лицо, которое

хоть и не является исполнительным органом юридического лица, но в силу закона

или учредительных документов выступает от его имени. Например, на государственном

или муниципальном унитарном предприятии отсутствуют как исполнительные, так

и представительные органы, а вся компетенция по управлению делами унитарного

предприятия сосредоточена в руках его директора (генерального директора),

который вправе действовать от имени унитарного предприятия без доверенности.

В эту категорию («руководитель должника») не попадают лица, также действующие

от имени юридического лица в силу полномочия, основанного на доверенности,

т.е. письменного уполномочия, выдаваемого одним лицом другому лицу для представительства

перед третьими лицами (ст.185 ГК РФ).

7. Среди всех кредиторов по денежным обязательствам Закон о банкротстве

выделяет т.н. конкурсных кредиторов. В их число не попадают учредители (участники)

юридического лица, которые являются кредиторами по отношению к этому юридическому

лицу по обязательствам, связанным с таким участием, а также граждане, перед

которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью.

По смыслу Закона о банкротстве, статус кредиторов по денежным обязательствам,

не включаемых в круг конкурсных кредиторов, совершенно различен. Если учредители

(участники) юридических лиц лишены права предъявлять какие-либо требования

к должнику в процессе его банкротства, то требования граждан по обязательствам

вследствие причинения вреда жизни и здоровью, напротив, признаются привилегированными,

подлежащими удовлетворению (в случае конкурсного производства) в первую очередь

(п.2 ст.106 Закона) и не поддающимися действию моратория (в случае внешнего

управления) (п.5 ст.70).

Юридический смысл выделения в Законе о банкротстве категории конкурсных

кредиторов заключается в том, что из числа всех кредиторов должника по денежным

обязательствам только конкурсные кредиторы наделены правом на обращение в

арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (п.2 ст.11 Закона);

на участие в собрании кредиторов с правом голоса (п.1 ст.12); на представление

их интересов комитетом кредиторов (п.1 ст.16).

8. Досудебная санация, строго говоря, не относится к числу процедур,

применяемых при банкротстве должника, а представляет собой финансовую помощь

должнику — юридическому лицу со стороны собственника его имущества, учредителей

(участников) в размере, достаточном для погашения денежных обязательств должника

и его обязанностей по уплате обязательных платежей (ст.27). Цель досудебной

санации — предупредить банкротство должника и восстановить его платежеспособность.

9. Наблюдение — новая для российского законодательства процедура банкротства,

которая вводится арбитражным судом, как правило, с момента возбуждения дела

о банкротстве должника и прекращается с принятием решения арбитражного суда

по существу дела: о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства

либо об отказе в удовлетворении заявления о признании должника банкротом или

определения арбитражного суда о введении внешнего управления, или определения

о прекращении производства по делу, в том числе в связи с заключением мирового

соглашения.

Введение процедуры наблюдения преследует две цели: обеспечить сохранность

имущества должника до рассмотрения дела арбитражным судом и определить (в

предварительном порядке) финансовое состояние должника с точки зрения наличия

шанса восстановления его платежеспособности.

На период наблюдения вводятся определенные ограничения полномочий органов

юридического лица по распоряжению его имуществом. Вместе с тем, в отличие

от иных процедур банкротства (внешнее управление, конкурсное производство),

руководитель юридического лица — должника не отстраняется от должности. Контроль

за сохранностью активов должника обеспечивается обязанностью его органов по

предварительному согласованию определенных сделок с имуществом с временным

управляющим.

На временного управляющего возлагается также задача анализа финансового

состояния должника, результаты которого должны быть доведены до сведения кредиторов

(на их первом собрании) и арбитражного суда.

10. Закон о банкротстве 1992 г. предусматривал две самостоятельные, т.н.

реорганизационные, процедуры, применяемые в целях восстановления платежеспособности

должника: внешнее управление и санация. Правоприменительная практика показала,

что санация в качестве самостоятельной процедуры практически не использовалась.

По существу же санация представляла собой выполнение третьими лицами обязательств

должника перед его кредиторами, что является одним из возможных способов исполнения

всякого гражданско-правового обязательства (ст.313 ГК РФ) и не нуждается в

излишней регламентации. По смыслу данного понятия, оно означает финансовое

оздоровление, осуществление которого вполне укладывается в рамки процедуры

внешнего управления, которая отличается значительной спецификой и действительно

требует детального регулирования. Поэтому новый Закон о банкротстве использует

термин «судебная санация» как понятие, раскрывающее содержание процедуры внешнего

управления.

Отказался Закон о банкротстве также от представления о процедуре внешнего

управления как о реорганизации должника, поскольку это вносило путаницу как

в законодательство, так и в практику его применения, ибо в гражданском праве

понятие «реорганизация» традиционно применяется для обозначения одной из форм

прекращения юридических лиц, сопровождающегося универсальным правопреемством

по его обязательствам.

Внешнее управление (судебная санация) — специальная процедура банкротства,

в рамках которой осуществляются меры по восстановлению платежеспособности

должника: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств;

ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества должника; исполнение

обязательств должника третьими лицами и т.д. Осуществление этих мер в соответствии

с Законом о банкротстве возложено на специально назначаемого для этого арбитражным

судом внешнего управляющего. При этом руководитель должника отстраняется от

выполнения своих обязанностей.

11. Конкурсное производство — наиболее традиционная процедура банкротства,

в рамках которой осуществляется ликвидация должника — юридического лица, а

также производится распределение имущества всякого должника среди его кредиторов

в порядке очередности удовлетворения их требований, установленной Законом

о банкротстве.

12. Арбитражный управляющий — обобщенное понятие, обозначающее одного

из центральных участников дела о банкротстве должника. По Закону о банкротстве,

это физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя,

имеющее, как правило, лицензию на этот специфический вид деятельности и назначаемое

арбитражным судом для проведения процедур банкротства: наблюдения, внешнего

управления, конкурсного производства. В зависимости от того, проведение какой

процедуры возлагается арбитражным судом на арбитражного управляющего, определяется

круг полномочий последнего, что находит выражение и в его названии: для проведения

наблюдения назначается временный управляющий; внешнего управления — внешний

управляющий; конкурсного производства — конкурсный управляющий.

13. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов одно из основных

условий, обеспечивающих возможность восстановления платежеспособности должника

в период внешнего управления, поскольку денежные средства, предназначенные

для расчетов с кредиторами, могут использоваться внешним управляющим для осуществления

мер, направленных на улучшение финансового состояния должника.

14. Представитель работников должника не является лицом, участвующим

в деле о банкротстве, и стало быть не пользуется процессуальными правами таких

лиц, но он признается лицом, участвующим в арбитражном процессе (ст.30, 31

Закона).

Денежное обязательство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *