Деловое лидерство

Признаки

О наличии в группе системы лидерства свидетельствует признание большинством ее членов авторитета какого-либо человека.

Эта личность принимает решения, организует деятельность, несет ответственность. Основные характерные признаки лидера:

  1. Дальновидность. Он умеет прогнозировать развитие событий и убеждать других в правильности выбранной стратегии.
  2. Вдумчивость. Он всегда подходит к решению любых проблем спокойно и рассудительно, без суеты и поспешных выводов.
  3. Умение разбираться в людях. Он понимает сущность человека, свойственные индивиду слабые и сильные стороны. Это помогает объективно оценивать способности каждого и максимально грамотно использовать эти способности в общем деле.
  4. Активность. Подобная позиция очень сложна в эмоциональном плане, поскольку ответственность всегда является источником стресса. Руководитель должен быть вынослив физически и психологически, только в этом случае возложенная на него ноша будет посильной.
  5. Решительность. Неудачи не становятся поводом для отказа от своих идей, а воспринимаются как полезные уроки на пути достижения поставленных задач.

    Столкновение с трудностями не смущает, а лишь стимулирует искать пути их преодоления.

  6. Последовательность. Люди комфортно чувствуют себя только в том случае, когда окружающая их действительность предсказуема и стабильна. Именно умение выстраивать соответствие между выбранными стратегиями, используемыми приемами и достижением ожидаемых результатов является залогом доверия членов группы. Непоследовательность и изменчивость вожака всегда становятся причиной разрушения любых сообществ.
  7. Справедливость. Коллектив или социальная группа будет доверять тому, кто одинаково относится ко всем окружающим его людям без исключения. Наличие любимчиков и приближенных всегда приводит к ухудшению психологического климата в любой группе.
  8. Холодный ум. Часто приходится принимать решения мгновенно для спасения общей идеи, но они могут ущемлять права отдельных людей. Нередко нужно жертвовать меньшим, чтобы не потерять большее. Лишняя эмоциональность и мягкость не идут на пользу лидеру, который всегда должен руководствоваться рациональными соображениями.

О причинах конфликтов в организации и способах их предупреждения читайте .

Формальный и неформальный

Все специалисты склоняются к делению лидеров на два типа: формальный и неформальный.

Формальный (номинальный) — занимающий определенный социальный статус или должность человек, в соответствии с которыми он наделяется определенными властными полномочиями.

Это руководители различного уровня: начальники отделов, заведующие, директора и т.д. Такие люди несут персональную ответственность за ошибки, допущенные их коллективом. Их задачей является организация работы, достижение поставленных целей.

Неформальный (реальный) — человек, которого уважают и ценят все члены группы не из-за его статуса или положения, а из-за присущих ему моральных качеств. Такая личность обладает умом, харизмой, обаянием.

Это всегда сильный и позитивный человек, который внушает окружающим уверенность и спокойствие. Он способен оказать влияние на членов группы и направить их деятельность.

В чем разница?

Формальный лидер всегда действует в рамках тех полномочий, которыми его наделили. Если его профессиональные качества соответствуют занимаемой должности и дополняются высокими моральными характеристиками, то такой руководитель может иметь действительную власть над коллективом.

Если же уровень его профессионализма не вызывает доверия подчиненных или личные качества мешают установлению положительного психологического климата в коллективе, то функция вожака остается лишь номинальной.

Члены группы будут подчиняться такому человек только в рамках исполняемых ими обязанностей, но ни о каком признании авторитета здесь речи идти не будет.

Неформальный лидер обладает способностью оказывать влияние на остальных членов группы благодаря своим деловым и личностным качествам.

В трудовом коллективе реальными представителями власти, как правило, являются опытные специалисты с высоким уровнем знаний своих обязанностей.

Кроме профессионализма эти люди демонстрируют уверенность в себе, надежность, ответственность. Также они всегда обаятельны, общительны, справедливы. Такой неформальный авторитет обладает гораздо большей властью, чем реальный руководитель.

Это объясняется тем, что в организации с полноправным действующим руководителем, пользующимся уважением подчиненных, неформальный лидер в принципе не может появиться.

Формальное и неформальное лидерство — что это значит и в чем разница:

Особенности номинального лидера

Подобной личности свойственны следующие особенности:

  1. Появляется и исчезает в зависимости от обстоятельств. Это происходит во время различных преобразований, кризисов и т.д. Например, смена формального руководства может привести как к появлению роли реального лидера, так и к отмене необходимости в ней. Также может происходить и смена самих вожаков в зависимости от сложившихся обстоятельств.
  2. Может эффективно взаимодействовать с другими лидерами. Нередко в социальной группе есть несколько людей, который занимают ключевые позиции. При этом их сферы влияния никак не пересекаются, а совместные усилия направляются на достижение общей цели.

    Именно такое эффективное взаимодействие часто дает по-настоящему значимые результаты.

  3. Предан общему делу. Координирует действия членов группы для достижения поставленных задач. Заинтересован в целостности коллектива и в эффективности его деятельности. Свое влияние и авторитет применяет не с целью достижения личных интересов, а исключительно с целью решения общих задач.
  4. Внутренне любит манипулировать людьми. Какие бы благие намерения не руководили действиями неформального вожака, он выбирает свою позицию не случайно. Это всегда человек, которому нравится иметь власть над другими людьми и оказывать влияние на ход событий. По этой причине нередко реальные лидеры в глубине души мечтают стать формальными руководителями, поскольку это наделит их официальными полномочиями.

Роль реального лидера

Реальный лидер может выполнять несколько разных ролей:

  1. «Дирижер». Выполняет задачу, поставленную перед ним руководством, не стремящимся к излишнему демократизму. Выстраивает отношения в коллективе в соответствии с заданным ему начальством курсом. Для него важно осознавать собственную значимость благодаря испытываемой руководством потребности в его помощи.

    Отличается исполнительностью и дружелюбием, благодаря чему медленно, но верно движется по карьерной лестнице.

  2. «Рубаха-парень». Общительный и обаятельный человек, который легко втирается в доверие к отдельным представителям коллектива. При помощи позитивного настроя, которым заражает других людей, настраивает коллег на выполнение изначально нудных и рутинных задач с энтузиазмом. Испытывает удовольствие от ощущения, что находится с руководителями на одном уровне.
  3. «Серый кардинал». Скрытный и немного занудный человек, который предпочитает действовать тихо и эффективно. Он с удовольствием находится формально на вторых ролях, прекрасно осознавая реальную важность своего положения. Подобная тайная власть доставляет ему удовольствие. Обращает внимание на мелочи и нюансы, благодаря чему всегда находит подход к любому человеку. Прекрасный манипулятор и первоклассный стратег.
  4. «Бунтарь». Выбирает свою позицию негласного лидера только из-за желания влиять на массы с целью организации бунта. Цель его деятельности заключается в постановке условий, борьбе за права ущемленных и других агрессивных действиях, никак напрямую не связанных с реальными целями группы. Он борется ради самой борьбы, а конечная цель вторична.

Когда неформальный становится помехой?

В ситуации, когда неформальный лидер обретает слишком большую власть, возникает серьезная угроза потери влияния у реального руководителя. Особенно если руководитель изначально не пользуется доверием коллектива.

Начинают ставиться под сомнение решения и распоряжения начальника, что подрывает его авторитет. Разгорается борьба за власть, в которую вовлекаются остальные члены группы.

В итоге психологический климат в коллективе нарушается, дисциплина разлагается. Все это приводит к значительному снижению мотивации к труду, потере интереса к работе.

Обычно активное противостояние руководству оказывают люди, которые занимают незаслуженно низкое положение (по их личному убеждению).

Например, нередко опытные специалисты в возрасте не желают подчиняться молодому начальнику и настраивают против руководства коллектив.

В подобной ситуации начальнику необходимо попытаться наладить обратную связь с коллективом, чтобы исключить дальнейшее укрепление позиции «неформала».

Таким образом, позиция лидера является ключевой в любой социальной группе. В зависимости от особенностей своего положения он может быть формальным или неформальным.

Наша интересная группа Вконтакте:

СТРЕМЛЕНИЕ К ЛИДЕРСТВУ

⇐ ПредыдущаяСтр 66 из 71

В любой организации или обществе занять место лидера и удержаться на нем весьма нелегко. За лидерство почти всегда идет напряженная и ожесточенная борьба. И только люди, в наибольшей мере овладевшие нужными качествами, поднимаются на вершину в любой сфере жизни.

Различные человеческие стремления требуют развития различных качеств лидера. Так, качества, необходимые для командования армией во время войны, отличаются от качеств, нужных для руководства университетом. Качества же, требуемые для организации малого предприятия, сильно отличаются от тех, что нужны для руководства огромной корпорацией.

Все, что потребуется

До некоторой степени, лидерство является «ситуативным». Дело в том, что качества успешного руководителя определяются очень многими факторами. Речь идет о подчиненных, целях, конкурентах, социальных, культурных, политических и экономических условиях, в которых находится лидер в данный момент. Изменение одного из этих факторов влечет за собой изменения качеств лидера, необходимых для достижения успеха.

Первой из известных исследований проблемы лидерства была История Пелопонесской войны, написанная древнегреческим историком Фукидидом в 600 году до н. э. Всего же до нашего времени дошло примерно 3 300 подобных работ, описавших более 50-ти различных качеств, которыми должен обладать лидер. При этом только несколько из этих качеств объединяют лидеров, пользовавшихся уважением даже через много лет после ухода на покой. Есть лишь одно качество, которое фигурирует во всех исследованиях по проблемам лидерства и лидеров. Им является четкое представление своего будущего. Лидеры обладают таким представлением, а простые люди — нет.

В любой организации или обществе занять место лидера и удержаться на нем весьма нелегко. За лидер­ство почти всегда идет напряженная и ожесточенная борьба. И только люди, в наибольшей мере овладевшие нужными качествами, поднимаются на вершину в лю­бой сфере жизни.

Различные человеческие стремления требуют разви­тия различных качеств лидера. Так, качества, необходи­мые для командования армией во время войны, отлича­ются от качеств, нужных для руководства университе­том. Качества же, требуемые для организации малого предприятия, сильно отличаются от тех, что нужны для руководства огромной корпорацией.

Все, что потребуется

До некоторой степени, лидерство является «ситуа­тивным». Дело в том, что качества успешного руководи­теля определяются очень многими факторами. Речь идет о подчиненных, целях, конкурентах, социальных, куль­турных, политических и экономических условиях, в ко­торых находится лидер в данный момент. Изменение одного из этих факторов влечет за собой изменения ка­честв лидера, необходимых для достижения успеха.

Первой из известных исследований проблемы лидер­ства была История Пелопонесской войны, написанная древнегреческим историком Фукидидом в 600 году до н. э. Всего же до нашего времени дошло примерно 3 300 подобных работ, описавших более 50-ти различ­ных качеств, которыми должен обладать лидер. При этом только несколько из этих качеств объединяют ли­деров, пользовавшихся уважением даже через много лет после ухода на покой. Есть лишь одно качество, которое фигурирует во всех исследованиях по проблемам лидер­ства и лидеров. Им является четкое представление сво­его будущего. Лидеры обладают таким представлением, а простые люди – нет.

Развитие привычки к представлению

Чтобы укрепить характер и развить в себе лидерские качества, вам необходимо привыкнуть к созданию чет­ких мысленных образов. Вы должны взять себе за пра­вило планировать свое будущее на несколько лет впе­ред. Вы должны четко представлять, чего хотите дос­тичь, а также как именно будет выглядеть ваш успех.


Предлагаю вам полезное упражнение, помогающее развить привычку к представлению. Представьте, что вы взмахнули волшебной палочкой и избавились от ог­раничения ваших возможностей. Создайте в воображе­нии идеальный образ своего будущего – совершенного во всех отношениях. Отпустите мысли на волю. Пред­ставьте, что вы не ограничены во времени, деньгах, воз­можностях или способностях. Теперь вы можете все.

Может быть, иногда вы представляете себе дом своей мечты, который вы бы построили, имея безразмерный бюджет. Точно так же представьте себе «будущее вашей мечты», в котором вы бы обладали неограниченными способностями и возможностями. Чем яснее ваше пред­ставление о будущем, тем легче вам будет вдохновлять других людей работать с вами для воплощения мечты в реальность.

Будьте лучшим в том, что делаете

Если вы хотите, чтобы ваша компания достигла значи­тельных результатов, вы должны видеть ее в будущем «самой лучшей». Определите качества ваших товаров или услуг, которые являются важными и ценными для ваших клиентов. После этого направьте всю энергию и творче­ство на достижение наилучших результатов в этой сфере деятельности. Привычка думать о том, как сделать ваше дело самым лучшим в своей отрасли, просто необходима дальновидному лидеру. Без такого стремления к совер­шенству крупные компании и частные предприниматели работают весьма неэффективно.

Смелость идти вперед

Вторая привычка, наиболее часто встречающаяся у великих людей и лидеров всех уровней, которую вы должны развить, – это привычка к смелости. У многих людей есть волнующие надежды, мечты и представле­ния о будущем. Но только некоторые имеют смелость пойти на риск, чтобы эти мечты стали реальностью.

Главной составляющей смелости является желание взяться за дело и работать для достижения своей цели, не имея гарантий успеха. Смелость постоянно требует, чтобы вы рисковали временем, деньгами, эмоциями и другими ресурсами. Она требует от вас принять воз­можность потерь, невезения, препятствий, трудностей и временных неудач.

В то же время, без неудач невозможно добиться ус­пеха. По сути, они являются обязательным его услови­ем. Вы сможете достичь успеха только после того, как потерпите ряд неудач, а затем проанализируете их при­чины. Чем раньше вы потерпите первую неудачу на пу­ти к цели, тем раньше этой цели достигнете.

Секрет успеха

Однажды молодой журналист Артур Гордон задал основателю компании IBM Томасу Дж. Уотсону вопрос: «Мистер Уотсон, как можно быстро добиться успеха?»

Уотсон ответил очень мудро: «Если вы хотите быстрее добить­ся успеха, необходимо удвоить процент ваших неудач. Успех лежит на противоположной стороне неудачи».

Иногда вам может показаться, что неудачи приходят к вам го­раздо чаще, чем успех. К каждой новой цели, которой вы пы­таетесь достичь, можно применить один из законов Мэрфи: «Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случа­ется. Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше всего, причем случится она в самый неподхо­дящий момент и обойдется дороже всего».

Первый вывод, который можно сделать из закона Мэрфи, та­ков: «Мэрфи был оптимистом!»

Преодоление страхов

Чтобы выработать привычку к смелости, вы должны действовать смело всякий раз, когда это необходимо. Американский философ и поэт Ральф Уолдо Эмерсон сказал, что самый важный урок он усвоил, будучи моло­дым человеком: «В любой ситуации нужно делать то, че­го вы боитесь». После этого он пришел к такому выводу: «Если вы сделаете это, ваш страх непременно умрет».

Вы вырабатываете в себе привычку к смелости, когда не боитесь делать то, что вас пугает. И наоборот, вы раз­виваете в себе привычку к трусости, сознательно избе­гая вещей и людей, которых боитесь. Возьмите себе за правило спокойно смотреть своим страхам в лицо и пре­одолевать их. Всегда делайте то, что вызывает у вас ис­пуг, и не бойтесь иметь дело с любыми людьми и ситуа­циями. Каждый раз, когда вы побеждаете испуг, растет не только ваша смелость, но также самооценка и само­уважение. Вы становитесь более сильным и уверенным в себе человеком.

В конце концов, регулярно делая пугающие вас вещи (даже когда вам очень хочется избежать этого), вы пере­стаете бояться чего бы то ни было. Вы осознаете, что ли­дерам приходится преодолевать свои страхи практиче­ски каждый день. Это подобно езде на автомобиле в час пик – очень неудобно и неприятно, но от этого никуда не деться.

Основные стили и модели лидерства: особенности, эффективность в разных ситуация

В современном менеджменте существуют разные типы лидерства. Их классифицируют по стилям, типу деятельности, направленности их влияния и т. д.

Лидерство может принимать разные формы

Точного определения понятия «лидерство» нет. Одни говорят, что это способ влияния и управления, другие – умение одного человека мотивировать других усердно работать. Прежде всего лидерство сочетает в себе:

  • силу характера;
  • волю к победе;
  • прекрасный дар убеждения;
  • активное стремление к успеху;
  • готовность нести ответственность за действия других;
  • умение взаимодействовать с людьми и т. д.

Преимущества лидерства в том, что оно дает свободу действий, уважение со стороны других людей, радость от занятия любимым делом. Оно обеспечивает духовный, личностный рост. Дает человеку удовлетворение и самоуважение, потому что люди ему доверились, уверенность в своих возможностях и силах.

Лидерство проявляется в разных сферах жизни – политике, бизнесе, спорте. Это часть семейной жизни, т. к. в семье всегда должен быть лидер. Особенно важно лидерство в экстремальных ситуациях, т. к. только организующее начало (лидерство) может привести в итоге к контролю над ситуацией.

Лидер может иметь как позитивное, так и негативное влияние

Типы лидеров

Лидер – человек, который способен к анализу реальной ситуации и принятию быстрых решений. Часто от его действий зависит судьба всей команды. Он умеет распределять обязанности и функции, знает, кого и как мотивировать.

Но лидеры бывают разные по типу характера, осуществляемых действий и т. д. Поэтому их классифицируют по разным критериям.

Классификация по Э. де Боне

Британский психолог Э. де Боне в качестве критерия использует роли, которые выполняют руководители-лидеры в коллективе. По его классификации, виды лидеров существуют такие:

  1. Ведущие за собой. Это те, кто любят принимать даже сложные и рискованные предложения. Они соглашаются нести ответственность за работу сотрудников. Обычно такие люди обладают врожденными лидерскими навыками.
  2. Генераторы идей. Ориентируются на свои и командные задачи. Наперед изучают ситуацию и возможные риски. При принятии решений руководствуются не только своими знаниями и опытом, но и полагаются на интуицию. Их идеи креативны, необычны и не соответствуют стандартам, что часто позволяет решить тяжелые задачи.
  3. Продавцы идей. Эти лидеры предприимчивы и креативны, имеют творческий тип мышления. Но часто им тяжело предпринять кардинально новые действия. Обычно они принимают решения на базе чужих идей, но перестраивают их под особенности своей команды.
  4. Синтезаторы. Их особенность – умение выделять главное среди второстепенного и ненужного. Прежде чем что-либо предпринять, перечитывают множество литературы, знакомятся с разными идеями других людей. Они постоянно улучшают свои навыки управления людьми.
  5. Разъяснители. Способны быстро и легко объяснять сложные вещи. Отлично умеют доносить важную информацию до членов команды.
  6. Реакторы. Быстро реагируют на изменения, умеют подстраиваться под условия рынка. Активно и конструктивно критикуют действия других людей, когда уверены, что те поступают неправильно. Дают дельные, хорошие советы. В результате делают этих людей своими последователями.
  7. Коммуникаторы. Их преимущество – любят общаться с людьми. Могут найти подход даже к особо сложному клиенту или сотруднику. Знают основы манипулирования. Умеют слушать и слышать. Способны проводить коучинг-сессии.
  8. Исследователи. Умеют быстро и качественно обрабатывать информацию. Следят за тенденциями рынка, активно внедряют новые системы управления. Любят анализировать факты, проводить эксперименты.
  9. Следопыты обладают способностью к самостоятельным действиям. Могут долго изучать действия конкурентов, прежде чем принять решение. Прислушиваются к советам других, но внедряют то, что считают самым лучшим и эффективным.
  10. Хранители информации. Умеют собирать информацию, знают, где ее можно найти и как использовать.

Классификация по функциям

Характеристика стилей лидерства по преобладающим функциям делит лидеров на подвиды. Среди них есть такие:

  1. Организаторы групп или толпы. Прежде чем что-то делать, они составляют детальный план. Всегда знают последовательность решений. Умеют быстро налаживать контакты с другими людьми. Лучше всего подходят для организации мероприятий или рабочих целей в небольших группах. Получают признание благодаря постоянному оптимизму и вере в свою команду. Им доверяют, т. к. они практически всегда предлагают самый лучший выход из ситуации.
  2. Творцы. Являются представителями наиболее рационального типа лидера. Характеризуются высоким уровнем активности, энергичности. Всегда знают, что им нужно и каким образом этого добиться. Умеют преодолевать барьеры. Создают сплоченный, дружный коллектив. Способны сформулировать актуальную проблему так, чтобы заинтересовать в ее решении остальных.
  3. Борцы. Отличаются силой воли, крепким характером и уверенностью в своих силах. Им не страшны никакие преграды. Умеют моментально принимать важные решения. Всегда готовы атаковать, отстаивать личные и коллективные интересы. Единственный минус лидера-борца – он не всегда способен наперед предусмотреть последствия своих действий, часто импульсивных.
  4. Дипломаты. Предпочитают с коллегами иметь доверительные отношения. Выбирают мягкий способ влияния. Активно задействуют навыки манипуляции, если нужно достичь важных целей. Пребывают в курсе всех событий. О своих планах рассказывают редко, пока не добьются желаемого. Умеют за короткий промежуток времени провести успешные переговоры даже с трудными по типу характера людьми.
  5. Последний тип лидеров – утешители. Эти люди всегда готовы поддержать, помочь, что-то посоветовать. Им важна атмосфера в коллективе, поэтому они активно работают в этом направлении. Утешителям присуща вежливость, понимание, сочувствие, доброта и сопереживание.

Тип лидера, его характеристика и примеры

Типология стилей лидерства

Ситуация в мире постоянно меняется, что требует изменения типов лидерства и управления. Поэтому на сегодняшний день их существует большое количество. Но основные типы лидерства классифицируют по стилю, характеру и содержанию деятельности.

По К. Левину (или по стилю)

Одной из самых популярных концепций остается типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы XX столетия немецким психологом Куртом Левиным. Каждый вид лидерства имеет свои формальные и содержательные характеристики. Формальные определяют приемы и способы управления. Содержательные характеризуют решения, которые предлагаются лидером и принимаются группой.

Директивный

Другое название – авторитарный стиль лидерства. Основан на принципах оглашения четких, точных, коротких команд, кратко и по сути. Не теряет время зря на длительные рассуждения, а быстро и эффективно действует. Может озвучивать угрозы или запреты, если участник команды делает что-то не по плану.

У него весьма неприветливый тон. Похвалы делает редко, эмоции и просьбы игнорирует. Ставит четкие критерии оценки. Это облегчает работу с командой, т. к. коллеги точно знают, что от них требуется и какое последует наказание за несоблюдение правил.

Авторитарный тип лидерства отличается детальным планированием объемов работы группы на краткий промежуток времени. Дальнейшие перспективы рассматривают по результатам поточной деятельности.

Директивный стиль руководства эффективен в таких случаях:А

  • в кризисных ситуациях;
  • когда ставятся конкретные задачи от высшего руководства;
  • когда любая инициатива является наказуемой (нужно только придерживаться установок руководителей высшего ранга);
  • в общении с некомпетентными, медлительными сотрудниками.

Авторитарный стиль руководства неэффективен в тех случаях, когда нужно принять неординарное решение. В этом случае действует правило: чем сложнее задача, тем ниже эффективность этого стиля управления.

Он также неэффективен в долгосрочной перспективе. Не подойдет для творческого коллектива, где ценится оригинальность идей и особенность каждого сотрудника.

Стили лидерства: авторитарный, демократичный и либеральный

Демократический

Один из лучших стилей руководства. Демократический стиль лидерства предполагает тактичное поведение, объективность по отношению к сотрудникам и коллегам. Для такого лидера важен человеческий фактор, он часто идет на уступки.

Демократический тип лидерства имеет свои особенности:

  1. Постоянный обмен информацией. Для этого лидера важно, чтобы сотрудники были в курсе всех событий. Но делится он той частью информации, которую считает важной. Любит устраивать совещания, где проводит мозговой штурм. Ему важно, чтобы сотрудники не боялись и умели обмениваться информацией.
  2. Совещание на демократических принципах. Во время беседы высказаться может каждый желающий, а лидер озвучит свое мнение лишь в конце. Лидер знает, как разговорить сотрудника-молчуна или угомонить слишком активного подчиненного. Он терпелив, толерантен и с уважением воспринимает идеи других, даже если они полностью противоречат его суждениям. Умеет слушать. Если начинает кого-то критиковать, то делает это аккуратно и конструктивно.
  3. Привлекает сотрудников к принятию решений. При демократическом стиле управления руководитель считает себя частью команды, а не отдельным ее элементом. Он часто устраивает нечто наподобие референдума, где на его решение может повлиять каждый сотрудник.
  4. Очень ценит чужой труд. За отличную работу обязательно награждает своих подчиненных. Это проявляется в материальном или моральном стимулировании.

В психологии считают этот тип управления самым лучшим, т. к. сотрудники редко пребывают в стрессовом состоянии. Они менее подвержены раздражительности, депрессиям, тревожным состояниям.

Демократическая модель руководства особенно эффективна в командах, где сотрудники узкоспециализированы и являются настоящими профессионалами своего дела. Часто бывает, когда руководитель не знает, какой тип управления использовать, он отдает предпочтение демократическому.

Не следует внедрять этот стиль лидерства в коллективах, где сотрудники не заинтересованы в развитии компании. Они отличаются некомпетентностью, плохим осведомлением о положении дел на предприятии или нуждаются в постоянной мотивации. Другое обстоятельство, когда демократический метод руководства будет недейственным – кризисная ситуация, когда времени на длительные обсуждения нет.

Попустительский, или пассивный

Эта модель руководства отличается отсутствием похвал подчиненных. Между руководителем и сотрудниками формируются сугубо деловые отношения. В некоторых ситуациях активно используется делегирование основных полномочий между работниками разных отделов или должностей.

Другие концепции, на которых основан пассивный стиль управления:

  • лидер есть, но его не видно(руководитель сам по себе, сотрудники – сами по себе);
  • отсутствие интереса к успехам друг друга;
  • работники сами обсуждают и принимают решения;
  • психологический климат в коллективе неблагоприятный, что негативно сказывается на результатах деятельности творческих людей;
  • в команде редко занимаются вопросом мотивации.

Такой стиль руководства не имеет положительных качеств. При нем качество и объемы работы будут низкими. Сплоченность коллектива отсутствует. Инициатива сотрудников не ценится — ее никто не принимает во внимание.

По характеру деятельности

Согласно этому критерию выделяют такие стили лидерства, как универсальный и ситуативный. Универсальный, его еще называют эталонным, предполагает, что человек одинаково действует в разных ситуациях. Ситуативный – действия руководителя напрямую зависят от конкретной ситуации.

Универсальный

Его основная цель – блестящее исполнение работы. Такие руководители сами подают подчиненным пример качественной работы.

Они стремятся к исполнению работы, не всегда желая взаимодействовать с коллегами. Дружбу заводят лишь с теми, общение с кем может принести какую-то выгоду.

Такие руководители хотят, чтобы сотрудники работали так же усердно, но очень боятся доверять им сложные задачи. Могут доделывать за ними какую-то работу. Они не вмешиваются в работу подчиненных, пока те сами об этом не попросят.

Создают условия, в которых сотрудники смогут максимально хорошо проявить себя. Могут требовать выдающихся достижений. Если подчиненный не может справиться с какой-то задачей, то ему дают другое задание.

Придерживаясь такого типа руководства, менеджеры всегда поддерживают высокий уровень профессионализма. Они демонстрируют себя высококомпетентным сотрудником и мотивируют работников становиться такими же.

Универсальный, или эталонный, стиль управления будет эффективен в таких ситуациях:

  • основные работники являются высококлассными специалистами;
  • ситуация кризисная, но не критическая ;
  • нужно руководить работой какого-то одного отдела;
  • подчиненные целеустремленные, инициативные;
  • необходимо добиться быстрого развития организации;
  • нужно повысить профессиональный уровень особенно перспективных работников.

Его лучше не применять, если компания находится на грани банкротства или при резком снижении успешности деятельности. Такой стиль руководства лучше не задействовать, если менеджер сам не может справиться со своими обязанностями.

Универсальные лидеры ориентированы на достижение цели

Ситуативный

В этом случае руководитель ориентируется на конкретную ситуацию. Он узнает особенности организации труда разных групп подчиненных, а если коллектив небольшой (до 15 человек), то их черты характера. Отдает предпочтение работе с подчиненными, которые находятся на одном уровне развития.

Возможные ситуации:

  1. Низкий уровень подготовленности работников. Требуется введение жестких правил, оглашение четких установок. Подчиненным конкретно объясняется, что от них требуется и даются советы, как этого достичь. Ведется контроль буквально за каждым шагом сотрудников, что позволяет максимально быстро выявить возможную проблему. Если подчиненный ошибся осознанно, его наказывают. Если он старался и успешно исполнил поставленную задачу, его следует похвалить и наградить.
  2. Второй, или средний, уровень развития сотрудников. Отличается тем, что у работников уже есть стимул работать и желание развиваться, но нет достаточного опыта для качественного исполнения всех заданий. В этом случае применяется наставнический подход, когда руководитель помогает работникам, дает рекомендации. Контроль за исполнением задач постоянный и очень жесткий. В коллективе постепенно приобретают ценность психологические аспекты. Но даже в этом случае лидер не забывает давать четкие поручения и требует точного исполнения всех задач.
  3. Третий уровень коллективной сплоченности подразумевает наличие дружеской атмосферы в коллективе, отличной организации труда, профессионального опыта. Руководитель и сотрудники – это одна команда, объединенная общаей целью. Сотрудники несут большую ответственность за свои действия. Инициативность приветствуется и поощряется.
  4. Четвертый уровень характеризуется очень сплоченной командой, где сотрудники умеют распределять обязанности, а лидер только руководит процессом. В таком случае полномочия начальника могут возлагаться на работников, когда в этом возникнет необходимость.

По М. Веберу

М. Вебер видел в лидере жесткого, авторитарного человека, который любит отдавать приказы. В основе его типологии лежит понятие «авторитет».

Он выделяет такие стили лидерства: традиционный, рационально-легальный, харизматичный.

  • Традиционный стиль основывается на соблюдении традиций, привычек. Вебер считает, что отношения между лидерами и последователями основываются на личной преданности последних своему руководителю отчасти в силу традиции, отчасти в силу произвола лидера, которому позволительная свобода действия, основывающаяся на традиции.
  • Рационально-легальный стиль основывается на разумности, законности порядка избрания лидера. Действия лидера всегда контролируются законодательными актами, нормативами. Креативность и индивидуальность при таком типе управления не учитываются и не применяются.
  • Харизматичное лидерство основано на вере в личность, ее индивидуальность. При избрании лидера учитываются его особенности, профессиональные навыки, необычные черты характера. Такой лидер очень важен в кризисных ситуациях. Он способен мобилизовать множество людей для достижения общих целей. Такими лидерами были Ленин, Сталин, Ф. Кастро.

Три типа лидерства по М. Веберу)

Лидерство ассоциируется с руководящей должностью. Однако лидер и руководитель часто не один и тот же человек.

Проявления лидерства достаточно разнообразны. Попытки классифицировать столь сложное явление обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков.

Основные стили лидерства классифицируются по нескольким критериям:

  • по содержанию деятельности;
  • по стилю руководства;
  • по характеру деятельности.

>Что собой представляет авторитарный стиль лидерства

Слабые стороны автократического стиля руководства

Безусловно, автократический стиль управления характеризуется целым рядом слабых сторон и ограничений.

Прежде всего, данный стиль управления не гарантирует масштабного эффекта в долгосрочной перспективе. Дело в том, что в этой модели руководитель принимает оперативные решения, не давая при этом подчиненным воспользоваться своим потенциалом и накопить достаточно опыта для собственного лидерского становления.

Авторитарный лидер, как правило, не дает возможности учиться на своих ошибках, что в конечном итоге приводит к снижению производительности. Привыкнув получать приказы и четко реагировать на них, работники теряют инициативность и уверенность в возможности принятия собственных решений. У сотрудников нет времени на развитие в себе навыков думать независимо. В результате целые коллективы становятся неспособны управлять рабочим процессом при малейшей потере контакта со своим руководителем.

Еще одним аспектом, играющим негативную роль, является враждебность. Враждебность, растущая среди работников, воздействует на атмосферу в коллективе гораздо больше, чем это может показаться на первый взгляд. Известное выражение гласит, что взаимоотношения в коллективе являются связующими звеньями успеха. Несмотря на то, что рабочим коллективам с автократическим управлением удается легко добиться результатов в краткосрочной перспективе, они склонны к проявлениям большей агрессивности и разобщенности в связи с низким уровнем вовлеченности в процессы управления. Согласно статистическим исследованиям в коллективах с авторитарной моделью лидерства уровень враждебности 30 раз больше, чем в командах с демократическим стилем управления.

Еще один недостаток этой модели тесно связан с личностью руководителя. Слабый руководитель, обладающий низкой управленческой квалификацией, только ухудшит бизнес ситуацию. И в такой ситуации расцветает пышным цветом, то что сотрудники называют простым словом — самодурство. С другой стороны, руководитель, обладающий высокой квалификацией, будет, скорее всего, стремиться переключить на себя основное бремя ответственности и активно вмешиваться во все процессе. Подобное стремление в долгосрочной перспективе может привести к перенапряжению сил и созданию синдрома микро-менеджмента.

Не следует забывать и о мотивационном аспекте. Не секрет, что людям больше нравится, когда их мотивируют, чем когда им приказывают, поскольку первое означает больший уровень доверия и вовлеченности. В результате многие из подчиненных, получающих приказы, испытывают недостаток мотивации и личного участия, что в особенности касается творческих и высококвалифицированных работников. При директивном стиле управления сотрудники лишком зависят от руководителя, они лишены возможности проявить свои способности, что, вероятно, является самым серьезным недостатком данного стиля лидерства. Кроме этого, у членов коллектива вместо веры в собственные возможности и инициативу может выработаться зависимость от руководителя.

Деловое лидерство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *