Декларация по экологии

Содержание

Плата за НВОС: заполняем декларацию

Ключевые вопросы

Лица, обязанные вносить плату

Порядок определения платежной базы

Порядок представления декларации о плате за НВОС и ее форма

Комментарии по заполнению декларации

Представление декларации и внесение платы

Корректировка декларации

Ставки платы и коэффициенты

2017 г. несет с собой множество нововведений в природоохранном законодательстве. Одна из сфер, подвергшихся изменениям, — плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС).

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) заложены основы платы за НВОС. Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ плата за НВОС взимается за следующие его виды:

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Лица, обязанные вносить плату

Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

В свете работ по постановке на учет объектов, оказывающих НВОС, Росприроднадзор подготовил ряд разъяснений, согласно которым вопросы исчисления и взимания платы за НВОС не связаны напрямую с определением объекта, оказывающего НВОС. Однако как поступать объектам, которые признаны не оказывающими НВОС, пока неизвестно.

Порядок определения платежной базы

Порядок определения платежной базы регулируется ст. 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Платежной базой для исчисления платы за НВОС является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Порядок представления декларации о плате за НВОС и ее форма

Порядок представления декларации определяется ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ, а также пока еще проектом Приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».

Структура декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Титульный лист.
Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет.
Раздел 1. Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами.
Раздел 1.1. Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при непревышении интегрального показателя сжигания.
Раздел 1.2. Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при превышении интегрального показателя сжигания.
Раздел 2. Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Раздел 3. Расчет суммы платы при размещении отходов производства и потребления.
Раздел 3.1. Расчет суммы платы при размещении твердых коммунальных отходов.

Комментарии по заполнению декларации

По каждому субъекту Российской Федерации лицами, обязанными вносить плату, представляется отдельная декларация.

Каждая страница декларации, представляемой лицом, обязанным вносить плату, на бумажном носителе после слов «достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» должна быть подписана исполнителем (с указанием должности, фамилии, имени и отчества) с указанием даты подписания.

Раздел 1

При заполнении раздела 1 указываются:

• категория объекта, оказывающего НВОС;

• наименование объекта, оказывающего НВОС;

• код объекта, оказывающего НВОС;

• адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

• номер, дата выдачи и срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В разделе 1 представляются данные по стационарным источникам и конкретным веществам, отходящим от каждого источника.

Раздел 1.1

При заполнении раздела 1.1 указываются:

• категория объекта, оказывающего НВОС;

• наименование объекта, оказывающего НВОС;

• код объекта, оказывающего НВОС;

• адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

• номер, дата выдачи и срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• метод расчета (агрегирования или дифференциации) интегрального показателя сжигания (рассеивания) попутного нефтяного газа (далее — ПНГ);

• объем добычи ПНГ (млн м3);

• объем сжигания ПНГ (млн м3);

• объем использования ПНГ (без учета технологических потерь) (млн м3);

• технологические потери (млн м3);

• уровень использования ПНГ (%).

Раздел 1.2

Раздел 1.2 заполняется лицом, обязанным вносить плату, осуществляющим выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании ПНГ в объемах, которые превышают предельно допустимое значение показателя сжигания (Zпр), либо при отсутствии системы измерений и учета объемов ПНГ по каждому стационарному источнику (факельной установке, установке рассеивания) объекта, оказывающего НВОС.

Предельно допустимое значение показателя сжигания на факельных установках и (или) рассеивания ПНГ (Zпр ≤ 5 %) и особенности расчета платы определяются Постановлением Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа» (в ред. от 17.12.2016).

При заполнении раздела 1.2 указываются:

• категория объекта, оказывающего НВОС;

• наименование объекта, оказывающего НВОС;

• код объекта, оказывающего НВОС;

• адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

• номер, дата выдачи и срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• метод расчета (агрегирования или дифференциации) интегрального показателя сжигания (рассеивания) ПНГ;

• объем добычи ПНГ (млн м3);

• объем сжигания ПНГ (млн м3);

• объем использования ПНГ (без учета технологических потерь) (млн м3);

• технологические потери (млн м3);

• уровень использования ПНГ (%).

Раздел 2

Раздел 2 заполняется лицом, обязанным вносить плату, имеющим выпуски сточных и (или) дренажных вод в водные объекты и их части, по каждому выпуску объекта, оказывающего НВОС.

При заполнении раздела 2 указываются:

• категория объекта, оказывающего НВОС;

• наименование объекта, оказывающего НВОС;

• код объекта, оказывающего НВОС;

• адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

• номер, дата выдачи и срок действия разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Раздел 3

Раздел 3 заполняется по каждому объекту, оказывающему НВОС, объекту размещения отходов (далее — ОРО) отдельно.

При наличии у лица, обязанного вносить плату, объекта, оказывающего НВОС, и ОРО, не принадлежащих данному лицу, раздел 3 заполняется отдельно по объекту, оказывающему НВОС, и ОРО.

Все операции с отходами отражаются в расчетах за тот отчетный период, в котором данная операция была отражена в учете в соответствии с установленным порядком.

При заполнении раздела 3 указываются:

• категория объекта, оказывающего НВОС;

• наименование объекта, оказывающего НВОС;

• код объекта, оказывающего НВОС;

• адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

• информация о категории объекта (не заполняется в случае, если объект, оказывающий НВОС (ОРО), не принадлежит лицу, обязанному вносить плату);

• реквизиты документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (дата выдачи, номер, срок действия, кем выдан);

• для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) — характеристика представленной за отчетный период отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (направлена почтовым отправлением/в электронном виде), а также реквизиты данной отчетности;

• наименование ОРО;

• регистрационный номер (в случае его присвоения) ОРО;

• адрес местонахождения ОРО;

• характеристика ОРО (включен/не включен в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО); не оказывает НВОС).

В случае если ОРО не оказывает НВОС, что подтверждается решением территориального органа Росприроднадзора об исключении НВОС данного объекта, направленным в адрес лица, эксплуатирующего ОРО, указываются реквизиты такого решения.

Раздел 3.1

Раздел 3.1 заполняется региональными операторами по обращению с ТКО, операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их захоронению, по каждому объекту, оказывающему НВОС, ОРО отдельно.

При заполнении раздела 3 указываются:

• категория объекта, оказывающего НВОС;

• наименование объекта, оказывающего НВОС;

• код объекта, оказывающего НВОС;

• адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

• информация о категории объекта (не заполняется в случае, если ОРО не принадлежит лицу, обязанному вносить плату);

• наименование ОРО;

• регистрационный номер (в случае его присвоения) ОРО;

• адрес местонахождения ОРО;

• характеристика ОРО (включен/не включен в ГРОРО; не оказывает НВОС).

В случае если ОРО не оказывает НВОС, что подтверждается решением территориального органа Росприроднадзора об исключении НВОС данного объекта, направленным в адрес лица, эксплуатирующего ОРО, указываются реквизиты такого решения.

Представление декларации и внесение платы

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением СМСП, вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.

Не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего НВОС, декларацию о плате за НВОС.

Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного п. 3 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ.

К заполненной декларации прилагаются следующие документы:

• документ, подтверждающий полномочия лица, обязанного вносить плату, на осуществление действий от его имени — в случае, если декларация подается уполномоченным представителем лица, обязанного вносить плату;

• реестр (перечень) объектов и документов, подтверждающих освоение средств на осуществление природоохранных мероприятий, учитываемых при корректировке размеров платы — в случае, если лицо, обязанное вносить плату, осуществляло в отчетном году корректировку ее размера.

Варианты представления декларации:

Вариант представления

Дата приема

В форме электронного документа, подписанного электронной подписью, представленного посредством информационно-телекоммуникационных сетей

Дата отправления по информационно-телекоммуникационным сетям

В форме электронного документа, представленного по информационно-телекоммуникационным сетям через оператора системы электронного документооборота

Дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки

На бумажном носителе — при отсутствии технической возможности подачи декларации в форме электронного документа

Отметка территориального органа Росприроднадзора о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления

При приеме декларации конечным результатом являются:

1) в случае представления декларации лицом, обязанным вносить плату, лично:

а) проставление должностным лицом территориального органа Росприроднадзора, осуществляющем прием, отметки о приеме декларации и даты ее приема;

б) сообщение в устной форме об отказе в приеме декларации;

2) в случае представления декларации по почте:

а) регистрация декларации в территориальном органе Росприроднадзора;

б) уведомление об отказе в приеме декларации, направленное заявителю по почте;

3) в случае представления декларации в форме электронного документа по информационно-телекоммуникационным каналам связи:

а) регистрация декларации на веб-портале приема отчетности Росприроднадзора;

б) уведомление об отказе в приеме декларации (сообщение об ошибке).

При наличии хотя бы одного из следующих оснований в приеме декларации будет отказано:

• представление декларации не по установленной форме (установленному формату);

• отсутствие в составе декларации приложений;

• отсутствие в декларации, представленной на бумажном носителе, подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, печати лица, обязанного вносить плату (в случае, если в соответствии с законодательством лицо, представляющее декларацию, должно иметь печать);

• отсутствие в декларации о плате, представленной в форме электронного документа, электронной подписи лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным лица, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений.

Корректировка декларации

При обнаружении в декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы платы, лицо, обязанное вносить плату, обязано внести необходимые изменения в декларацию и представить уточненную декларацию.

При обнаружении лицом, обязанном вносить плату, в представленной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы платы, лицо, обязанное вносить плату, вправе включить необходимые изменения в декларацию и представить уточненную декларацию.

При этом уточненная декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Если уточненная декларация представляется до истечения срока подачи декларации, она считается поданной в день подачи уточненной декларации.

Уточненная декларация представляется по форме, действовавшей в отчетный период, за который вносятся соответствующие изменения.

Уточненная декларация представляется в случаях:

• ошибок, в т.ч. технических, приводящих к занижению суммы платы;

• несоответствия размеров платы, указанных в первичной декларации, фактически оказанному НВОС;

• несоответствия примененных ставок платы и коэффициентов в первичной декларации;

• несоответствия размеров платы, указанных в первичной декларации, фактически оказанному НВОС, выявленному при проведении мероприятий по контролю, проверке результатов производственного контроля, отчетности, представления подтверждающих документов в целях применения понижающих коэффициентов, установленных законодательством об охране окружающей среды, при исчислении платы за размещение отходов, зачета фактически понесенных затрат на природоохранные мероприятия и реализацию проектов по полезному использованию ПНГ.

Максимальный срок представления уточненной декларации по плате составляет три года с момента фиксации даты приема первичной декларации.

Ставки платы и коэффициенты

Ставки платы утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее — Постановление № 913).

В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к проведению мероприятий по снижению НВОС и внедрению наилучших доступных технологий (далее — НДТ) при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы с 01.01.2020 будут применяться следующие коэффициенты:

• коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте, оказывающем НВОС;

• коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

• коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

• коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

• коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;

• коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

• коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

В целях стимулирования юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС при исчислении платы за НВОС при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

• коэффициент 0 — при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);

• коэффициент 0,3 — при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на ОРО, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;

• коэффициент 0,5 — при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;

• коэффициент 0,67 — при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;

• коэффициент 0,49 — при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;

• коэффициент 0,33 — при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

Подробнее см.: Сорокин Н.Д. Впереди — внесение платы за НВОС // Справочник эколога. 2016. № 12. С. 62–75 (прим. редакции).

Обратите внимание: Минприроды России разработало проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения».

regulation.gov.ru/projects#npa=18765

Подробнее см.:

– Хотиенко С.И. Программа ПЭК и отчет о результатах ПЭК: актуальные требования // Справочник эколога. 2016. № 8. С. 53–62;

– Нельзикова Е.А. Коротко о ПЭК: 5 насущных вопросов // Справочник эколога. 2016. № 8. С. 63–67 (прим. редакции).

regulation.gov.ru/projects#npa=20202

На момент подписания номера в печать Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» находится на регистрации в Минюсте России.

ГРОРО ищите здесь:

Постановлением № 913 признано утратившим силу в том числе Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».

Анализ Постановления № 913 см.:

– Бабич М.Е. Ставки платы за НВОС: новое регулирование // Справочник эколога. 2016. № 10. С. 56–59;

Декларация о воздействии на окружающую среду

Актуально на: 22 февраля 2019 г.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые ведут свою деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (п. 1 ст. 31.2 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

Отнесение организаций (ИП) к объектам I, II, III, IV категории, определенных в ст. 4.2 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, происходит согласно критериям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029.

Организациями (ИП), отнесенными к объектам II категории, оказывающим умеренное негативное воздействие на окружающую среду, декларация о воздействии на ОС представляется 1 раз в 7 лет при условии, что технологические процессы их основного производства, а также качественные и количественные показатели выбросов загрязняющих веществ в стационарные источники не меняются (п. 6 ст. 31.2 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

Декларация о воздействии на окружающую среду 2019

Форма декларации о воздействии на окружающую среду, а также порядок ее заполнения утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 509.

Образец декларации о воздействии на окружающую среду можно скачать по

Данная декларация о воздействии на окружающую среду представляется, начиная с 1 января 2019 года (п. 4 Приказа Минприроды России от 11.10.2018 N 509, Письмо Минприроды России от 30.11.2018 N 12-50/09939-ОГ).

  • в территориальные органы Росприроднадзора — в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
  • в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — в отношении иных объектов.

В настоящее время Законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ не предусмотрены первичные сроки представления декларации о негативном воздействии на окружающую среду. При этом законодатели планируют установить обязанность по первичному представлению декларации в срок до ближайшего завершения срока действия разрешительной природоохранной документации (разрешения на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) (Письмо Минприроды России от 30.11.2018 N 12-50/09939-ОГ).

В случае, если декларация за негативное воздействие не будет представлена или будет сдана с опозданием, а также будет содержать искаженную информацию, компании (ИП) грозит штраф (ст. 8.5 КоАП РФ, п. 9 ст. 31.2 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):

  • на граждан в размере от 500 рублей до 1 000 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 3 000 рублей до 6 000 рублей;
  • на юридических лиц в размере от 20 000 рублей до 80 000 рублей.

Декларация о плате за негативное воздействие

Организации и предприниматели, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду согласно п. 1 ст. 16.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (за исключением отнесенных к объектам IV категории), обязаны ежегодно представлять декларацию о плате за негативное воздействие, не позднее 10 марта следующего года (п. 2, 5 ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Форма декларации о плате за негативное воздействие и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3.

Подробнее о том, кто именно сдает декларацию, в каком составе, а также о порядке заполнения декларации о плате за негативное воздействие читайте в статье.

Декларации

Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию

Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года

Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию,

будучи созвана в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 года,

подтверждая Декларацию Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 года1 и стремясь развить ее,

преследуя цель установления нового, справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми,

прилагая усилия для заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы окружающей среды и развития,

признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома,

провозглашает, что:

Принцип 1

Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Принцип 2

В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

Принцип 3

Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.

Принцип 4

Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Принцип 5

Все государства и все народы сотрудничают в решении важнейшей задачи искоренения бедности — необходимого условия устойчивого развития — в целях уменьшения разрывов в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира.

Принцип 6

Особому положению и потребностям развивающихся стран, в первую очередь наименее развитых и экологически наиболее уязвимых стран, придается особое значение. Международные действия в области окружающей среды и развития должны быть также направлены на удовлетворение интересов и потребностей всех стран.

Принцип 7

Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли. Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государства несут общую, но различную ответственность. Развитые страны признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учетом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей среды, и технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают.

Принцип 8

Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.

Принцип 9

Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития благодаря углублению научного понимания путем обмена научно-техническими знаниям и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и новаторские технологии.

Принцип 10

Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан — на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность использовать судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства судебной защиты.

Принцип 11

Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты, цели регламентации и приоритеты должны отражать экологические условия и условия развития, в которых они применяются. Стандарты, применяемые одними странами, могут быть неуместными и сопряженными с необоснованными экономическими и социальными издержками в других странах, в частности в развивающихся странах.

Принцип 12

Для более эффективного решения проблем ухудшения состояния окружающей среды государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая привела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать односторонних действий по решению экологических задач за пределами юрисдикции импортирующей страны. Меры в области охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны, насколько это возможно, основываться на международном консенсусе.

Принцип 13

Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба. Государства оперативным и более решительным образом сотрудничают также в целях дальнейшей разработки международного права, касающегося ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции.

Принцип 14

Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживать или предотвращать перенос и перевод в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека.

Принцип 15

В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

Принцип 16

Национальные власти должны стремиться содействовать интернализации экологических издержек и использованию экономических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен, в принципе, покрывать издержки, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование.

Принцип 17

Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые могут оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и которые подлежат утверждению решением компетентного национального органа.

Принцип 18

Государства немедленно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам.

Принцип 19

Государства направляют государствам, которые могут оказаться затронутыми, предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о деятельности, которая может иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли.

Принцип 20

Женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие необходимо для достижения устойчивого развития.

Принцип 21

Следует мобилизовать творческие силы, идеалы и мужество молодежи мира в целях формирования глобального партнерства, с тем чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить лучшее будущее для всех.

Принцип 22

Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития.

Принцип 23

Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены.

Принцип 24

Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать, при необходимости, в деле его дальнейшего развития.

Принцип 25

Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.

Принцип 26

Государства разрешают все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Принцип 27

Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в выполнении принципов, воплощенных в настоящей Декларации, и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.

1 Доклад конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среде, Стокгольм, 5-16 июня 1972 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.73. II. А. 14), глава 1.

  1. Общая информация о декларации о воздействии на окружающую среду
  2. Критерии отнесения объекта к II категории
  3. Что должна содержать ДВОС
  4. Какая информация содержится в форме декларации
  5. Расчет нормативов допустимых выбросов
  6. Расчет нормативов допустимых сбросов
  7. Порядок определения ПДВ и НДС
  8. Сроки разработки и согласования декларации для объектов II категории
  9. Штрафы за несвоевременную подачу декларации или ее отсутствие
  10. Словарь терминов

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ вышел четыре года назад, и все это время длится переходный период от старой системы экологического нормирования к новым принципам. За это время большинству объектов негативного воздействия на окружающую среду (объекты НВОС) были присвоены категории в соответствии с их воздействием на окружающую среду.

1. Общая информация о декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС)

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) “Об охране окружающей среды”
Статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, – объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты IV категории.

Критерии категорий регламентированы Постановлением Правительства России № 1029 от 28.09.15 г. Согласно критериям ко второй категории относятся объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие.

2. Критерии отнесения объекта II категории

В данную группу включаются:

  • объекты по обеспечению электроэнергией, газом и паром;
  • объекты по добыче руды драгоценных и других металлов;
  • по металлургическому производству;
  • по производству стекла, керамики, фарфора, цементного клинкера, извести, силикатного кирпича;
  • по сбору и обработке сточных вод с очисткой;
  • по производству бумаги и картона, текстильных изделий, кожи;
  • по производству продуктов (мясо, масла и жиры, молочная, овощная, фруктовая продукция);
  • объекты птицеводства и свиноводства, разведения КРС;
  • объекты с использованием гальванических процессов и органических растворителей;
  • объекты с ядерными установками и добыче урана и тория, с радиационными источниками и пунктами хранения ядерных материалов, по хранению и уничтожению химического оружия;
  • трубопроводы газа и нефти;
  • объекты производства графита, газа, сырой нефти, асбеста, по складированию нефти и нефтепродуктов, пестицидов и агрохимикатов;
  • объекты по обращению с отходами (некоторые виды);
  • объекты с расплавом минеральных веществ;
  • крупные речные и морские порты, крупные аэропорты, объекты инфраструктуры железной дороги.

Все перечисленные объекты относятся к II категории при условии использования определённого оборудования либо с определёнными производственными мощностями. Если мощность выше или ниже указанной – объект относится к другой (I или III) категории.

Воздействие на окружающую среду объектов II категорий должно быть задекларировано. В соответствии с Федеральным законом № 219-ФЗ, внесшим изменения в статью 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС) представляется в бумажном виде или электронном виде с ЭЦП. Для объектов, подлежащих федеральному уровню надзора, декларация подается в Росприроднадзор, для регионального уровня надзора – в уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ. Уровень надзора определяется в соответствии с требованиями постановления Правительства России от 28 августа 2015 г. N 903.

3. Что должна содержать ДВОС

Согласно требованию закона, ДВОС должна содержать следующие данные:

  • наименование, организационно-правовая форма и адрес юридического лица, ФИО индивидуального предпринимателя-собственника объекта НВОС;
  • код объекта НВОС;
  • вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции;
  • информация о реализации природоохранных мероприятий;
  • данные об авариях и инцидентах за предыдущие семь лет;
  • декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
  • информация о программе ПЭК.

Одновременно с подачей ДВОС представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. Декларация представляется один раз в семь лет при условии, что технологические процессы, качественные и количественные характеристики выбросов и сбросов неизменны. Если изменения произошли до истечения 7 лет, необходимо сначала актуализировать сведения об объекте НВОС, получить новое свидетельство на объект, а затем подать обновленную ДВОС. Порядок актуализации законодательно не утвержден, рекомендации по ее проведению содержатся в Письме Росприроднадзора от 16 марта 2017 г. №АС-03-04-36/5287.

Форма ДВОС и порядок ее заполнения и подачи должны быть утверждены уполномоченным органом власти. Приказом № 509 от 11.10.18 г. Минприроды форма ДВОС утверждена и представлена на регистрацию в Минюст. Согласно данному приказу, в случае изменения характеристик технологических процессов, источников выбросов внесение изменений в ДВОС проводится одновременно с актуализацией сведений об объекте НВОС.

Кстати!

В опубликованном ранее проекте приказа о форме и порядке подачи ДВОС содержалось указание на то, что она представляется не позднее завершения срока действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух или разрешения на сброс, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах II категории. То есть, согласно проекту приказа, разработанные ранее проекты ПДВ и НДС можно было не выбрасывать. Как теперь трактовать нормы законодательства в части срока действия утвержденных нормативов и разрешений – неясно.

4. Какая информация содержится в форме декларации

В утвержденной форме декларации содержится вся информация в соответствии с приведенными выше требованиями федерального закона. Согласно приказу, форма содержит следующие таблицы и формы:

  • Виды и объем производимой продукции за 20__ год – Данные о видах и объемах продукции приводятся на основании данных бухгалтерского учета. Наименования и коды продукции приводятся в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
  • Информация о реализации природоохранных мероприятий
  • Данные об авариях, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__- 20__ годы
  • Данные об инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__- 20__ годы – Таблицы заполняются на основании сведений «Журнала учета аварий, происшедших на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений» и «Журнала учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах», заполняемых в соответствии с приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480.
  • Масса или объем выбросов загрязняющих веществ – Раздел заполняется юридическими лицами и ИП, осуществляющими деятельность, оказывающую негативное воздействие на атмосферный воздух. Информация будет почерпнута из результатов инвентаризации источников выбросов ЗВ. Нормативы ПДВ будут определяться с учетом рассеивания веществ и непревышения ПДК на нормируемых территориях. Перечень веществ, подлежащих государственному нормированию, утвержден распоряжением Правительства РФ № 1316-р от 08.07.15 г.
  • Масса сбросов загрязняющих веществ – Раздел заполняется лицами, деятельность которых оказывает негативное воздействие на водные объекты. Данные сведения будут браться на основе расчета нормативов допустимых сбросов в водные объекты . Масса сбросов веществ в тоннах в год производится суммированием сбросов в тоннах в месяц, а указанная концентрация веществ в мг/м3 является максимальной за год.
  • Масса или объем образовавшихся и размещенных отходов – Раздел обязаны заполнить лица, деятельность которых связана с образованием и (или) размещением отходов. Фактически любая хозяйственная деятельность приводит к образованию отходов, поэтому данный раздел будет заполняться всеми лицами, обязанными подать декларацию. Информация об обращении с отходами будет поступать из сводных данных учета движения отходов согласно Приказу Минприроды России от 01.09.2011 N 721.

Нормативы образования отходов не будут рассчитываться в составе ДВОС. Декларируемые количества образующихся и размещаемых отходов будут являться, очевидно, фактическими их количествами за последний год. Согласно Федеральному закону № 219-ФЗ, расчет нормативов образования отходов будет производиться только в рамках получения комплексных экологических разрешений. Напомним, что для объектов II категории природопользователи по желанию имеют право подать заявку на получение КЭР.

Номенклатура отходов должна быть приведена в соответствие с Федеральным классификационным каталогом отходов. Образование отходов в год приводится равным максимальному количеству образовавшихся отходов конкретного наименования за период действия декларации (7 лет). Отходы можно размещать только на объектах, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

По сравнению с проектом декларации, в утвержденной ее форме присутствует новый раздел:

  • Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов.
    В данном разделе показываются не фактические, а декларируемые на будущие годы количества образования и размещения отходов. Хотя однозначных разъяснений на этот счет в приказе не дано.
  • Информация о программе производственного экологического контроля
    Программа ПЭК составляется на основании требований приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74. Данный раздел ДВОС содержит сведения о дате утверждения программы ПЭК, о государственном органе представления отчета по программе и о дате последнего представленного отчета.

Согласно требованиям федерального закона и приказу № 509, декларация содержит следующие приложения:
Приложение 1. Расчет нормативов допустимых выбросов.
Приложение 2. Расчет нормативов допустимых сбросов.

5. Расчет нормативов допустимых выбросов

Приказ о форме декларации и порядке ее заполнения не содержит конкретных указаний по расчету нормативов выбросов и сбросов. Данные указания будут включены в состав иной нормативной документации. Так, в августе 2018 года разработан проект Приказа Минприроды России “Об утверждении Методов определения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух”. До сей поры расчет показателей выбросов в атмосферный воздух осуществлялся в соответствии с Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987). Однако Рекомендации сильно устарели, поэтому для расчета использовалось более современное Методическое пособие по аналитическому контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (Санкт-Петербург, НИИ Атмосфера, 2012 г). Пособие не является НПА, и его можно считать лишь рекомендациями по разработке, что приводило к отсутствию универсальных требований по разработке нормативов в рамках работы по нормированию выбросов (проекты ПДВ). Проектом об утверждении методов предлагается установить новую единую методику расчета величин допустимых выбросов.
Методика основана на определении нормативов выбросов с учетом рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Таким образом, чтобы подтвердить, что рассчитанные в рамках приложения к ДВОС нормативы выбросов не будут оказывать вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, простого расчета качественно-количественных параметров выбросов будет недостаточно. Необходимо пройти полный путь, аналогичный работе по разработке проекта ПДВ в привычном виде.

Этапы составления приложения в ДВОС:

1) Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ
Инвентаризация источников проводится собственниками данных стационарных источников выброса. Недавно был зарегистрирован в Минюсте Приказ Минприроды России от 07.08.2018 N 352 “Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки”, который заменяет “Инструкцию по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу” (утв. Госкомприроды СССР, 1991 г.). Новый приказ вступает в силу через 6 месяцев после его официального опубликования. Согласно приказу, инвентаризации подлежат только вещества из перечня, утверждённого Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р “Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды”. В ходе инвентаризации определяется количество источников выбросов, их тип, режимы работы, номенклатура выбрасываемых веществ и масса (объем) выбросов в граммах в секунду и в тоннах в год.

2) Расчет рассеивания загрязняющих веществ
При определении допустимых выбросов используются методы расчетов рассеивания выбросов ЗВ в атмосферном воздухе, утвержденные Приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273 “Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе”. Расчет проводится с учетом фонового загрязнения. При этом приземные концентрации веществ не должны превышать установленные ПДК и ОБУВ на территориях с нормируемыми показателями (жилая зона, зоны рекреации и т.д.) в соответствии с “СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы”.

При определении ПДВ для объекта НВОС учитываются, в том числе показатели выбросов от проектируемых, строящихся, реконструируемых и (или) вводимых в эксплуатацию источников выбросов на объекте НВОС на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации в соответствии с этапами строительства (ввода в эксплуатацию) этих объектов.

3) Определение величин допустимых выбросов. В случае если нормативы допустимых выбросов не могут быть достигнуты, разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды. План мероприятий включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц. Срок реализации плана мероприятий не может превышать семь лет и не подлежит продлению. Минприроды в мае 2018 г. предложен Проект Приказа Минприроды России “Об утверждении правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности”, проект пока не утверждён. На период реализации мероприятий предусмотрено установление временно допустимых выбросов.

4) Оформление результатов расчета НДВ
Проект «Методов определения нормативов…» содержит указание на то, что рассчитанные НДВ, очевидно, в составе ДВОС, будут переданы на рассмотрение в территориальные органы Роспотребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии СанПиН 2.1.6.1032-01 “Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест”. Таким образом, без платной санитарно-эпидемиологической экспертизы вновь не обойтись.

6. Расчет нормативов допустимых сбросов

В части расчета нормативов допустимых сбросов новых нормативно-правовых актов не разработано. На сегодняшний день для расчета НДС используется методика, утверждённая Приказом от 17 декабря 2007 года N 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей». Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ с учетом Перечня загрязняющих веществ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. N 1316-р.

НДС определяется на основе соответствия воды установленным нормативам качества воды для питьевого, хозяйственно-бытового, рыбохозяйственного водопользования. Величины НДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных, в том числе дренажных вод на допустимую концентрацию загрязняющего вещества. Утверждение нормативов сбросов сейчас устанавливается на основании требований Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 “О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей”.

7. Порядок определения ПДВ и НДС

Порядок установления нормативов выбросов утвержден Постановлением Правительства РФ от 2 марта ‎2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него». В октябре 2018 г. разработан проект постановления «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183 и от 23 июля 2007 г. № 469». Проект направлен на приведение указанных постановлений в соответствие требованиям Федерального закона от 21 июля 2014 г. ‎№ 219-ФЗ. В частности, проектом предусматривается утверждение новой редакции Положения о нормативах допустимых выбросов, временно разрешенных выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух в составе Постановления № 183 и Положения о нормативах допустимых сбросов, временно разрешенных сбросах веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей в составе Постановления № 469.

Согласно проекту изменений, расчет НДВ и НДС производится для объектов II категории в составе приложений к ДВОС. Рассчитанные нормативы при условии их единовременного достижения и своевременного представления ДВОС будут являться нормативами воздействия. Нормативы не подлежат утверждению, выдача разрешений на выбросы и сбросы после подачи ДВОС для объектов II категорий не предусмотрена. Единственное исключение – если нормативы не могут быть достигнуты сразу. В данном случае выдается разрешение на ВРВ и ВСВ после подачи заявки в соответствии с установленной формой, при этом, как сказано выше, разрабатывается поэтапный семилетний план мероприятий по достижению НДВ и НДС.

8. Сроки разработки и согласования декларации для объектов II категории

В связи с абсолютной новизной и беспрецедентностью данной природоохранной документации спрогнозировать срок составления ДВОС сложно. Так как декларация состоит из трех разделов («воздух», «вода», «отходы»), соответственно, можно отталкиваться от сроков проведения инвентаризации источников выбросов и проведения расчета рассеивания и определение НДВ (достигает 3 месяцев), прибавив к этому получение разрешения на пользование водным объектом (до 40 календарных дней) и определение НДС (около 1 месяца). Помимо этого необходимо заполнить непосредственно формы декларации (около 2 недель), а также представить их на санитарно-эпидемиологическую экспертизу и затем на рассмотрение в ТУ Роспотребнадзора (около 2 месяцев). Таким образом, примерный срок работ по составлению ДВОС с приложениями и ее согласования доходит до 8 месяцев.

Заказать услугу

9. Штрафы за несвоевременную подачу декларации или ее отсутствие

Штраф предусмотрен КоАП РФ, статья 8.5:
КоАП РФ Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

10. Словарь терминов

Нормативы допустимых выбросов (НДВ) – нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками;

Нормативы допустимых сбросов (НДС) – нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.

Приложение 1. Декларация о воздействии на окружающую среду

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе MS-Excel и образец ее заполнения

Приложение 1
к приказу Минприроды России
от 11.10.2018 года N 509

Форма

ДЕКЛАРАЦИЯ о воздействии на окружающую среду _________________________________________________________________________ код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду _________________________________________________________________________ наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) _________________________________________________________________________ индивидуального предпринимателя _________________________________________________________________________ организационно-правовая форма юридического лица _________________________________________________________________________ место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя Код основного вида экономической деятельности: ________________. Наименование основного вида экономической деятельности: ________________________________________________________________________, Декларация составлена на ___ листах, количество приложений ___. В случае изменения в течение семи лет с даты подачи Декларации о воздействии на окружающую среду (далее — Декларация) технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников, в Декларацию будут внесены изменения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Исполнитель, ответственный за представление Декларации ________________________________________________________________________. должность, фамилия, имя, отчество (при наличии), телефон, факс, адрес электронной почты

Руководитель юридического лица /

индивидуальный предприниматель

«__» _________________ 20__ г.

М.П. (при наличии)

——————————

1Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4524).

2 Классы опасности загрязняющих веществ в составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.12.2017 N 165 «Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» (зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2018, регистрационный N 49557) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.05.2018 N 37 (зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2018, регистрационный N 51367).

3 Соответствует максимальной концентрации за год.

4 Расчет в т/год производится суммированием т/мес.

——————————

Как заполняется экологическая декларация

В мире имеется всего три разновидности сертификации с экологической точки зрения. Требования к каждой из них регламентированы в рамках международных стандартов класса ИСО (14021) для первого типа, (14024) для второй категории и 14025 для третьей разновидности.

Все эти декларационные формы имеют между собой колоссальные различия по параметрам оценки, степенью вовлеченности в данный процесс независимых (сторонних) лиц.

Значение документа

В отношении предпринимателей чаще всего используется третий тип декларационного документа. Он предполагает соблюдение норм по производимой продукции (Environmental Product Declaration, EPD). Базируется такая форма декларирования на сведениях оценивания и аналитики в отношении полного цикла жизни продукции.

По сути, это объективный отчет, затрагивающий те или иные экологические характеристики продукта. Сюда же можно отнести и производственный процесс, повторное применение и утилизацию.

Описание этого явления обеспечивается посредством стандарта ИСО 14025. В его текстовой части в обязательном порядке предусматривается осуществление проверочных мероприятий силами независимых аккредитованных специалистов.

Немаловажную роль играет последующая регистрация декларации в базе международных отношений.

В такой детальной информации обычно нуждаются профессионалы, исполняющие свои непосредственные функции в каких-либо узких сферах:

  • архитекторы;
  • люди, занимающиеся проектированием;
  • производители строительных материалов.

В соответствии с опытом международной практической картины складывается следующая ситуация. Если организация стремится к принятию участия в рыночных отношениях, работающих по принципу B2B, например, в проектах по озеленению территорий, которые сертифицируются на базе систем LEED или BREEAM, наибольшее количество возможностей дает как раз декларационный документ третьего типа.

На мировых рыночных пространствах в данной нише все более популярным признается EPD, однако механизм составления этой бумаги не изучен до конца, а поэтому может вызывать определенные сложности.

Практика показывает, что процесс сертификации в данном направлении осуществляется в рамках нескольких этапов.

  1. Определение стратегии PCR, т. е. выявление категории продуктовых единиц. Необходимо определение базовых правил и требований касательно той или иной продуктовой группы.
  2. Мероприятия по подготовке отчетной документации в соответствии с жизненным циклом LCA.
  3. Составление декларационной бумаги.
  4. Проведение оценивания составленного образца силами независимого аудитора, прошедшего процедуру аккредитации.

Если не соблюден хотя бы один принцип, и проигнорировано хотя бы одно из условий, документ не может называться как EPD.

Несмотря на трудности, с которыми приходится сталкиваться в процессе оформления бумаги, предприниматели идут на этот шаг, т. к. присутствие экологической декларации наделяет их многочисленными преимуществами:

  • оказание помощи в результативной работе по выбору высококачественных сырьевых ресурсов;
  • содействие формированию комфортной и безопасной окружающей среды;
  • возможность активного применения сервисами PR;
  • предоставление данных об экологических достижениях предприятий.

К большому сожалению некоторых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и самостоятельно занятых граждан, на территории России закрепленного в этом вопросе регламента не имеется.

Невзирая на это, экологическая составляющая деятельности по-прежнему играет масштабную роль в ходе выбора приоритетных стратегий и тактик развития.

Кому положено заполнять

Установлена действующая форма документа, заполняемого в ходе негативного воздействия на окружающую среду. Правительством был издан Приказ №3 от 09.01.2017. В рамках этого документа утверждена базовая форма декларации. Этот документ разработан в рамках п. 6 ст. 16.4 ФЗ №7 от 10.01.2002 г.

В соответствии с приказным документом эта бумага включает в себя сведения о платежной основе предприятия, а также о формах и видах его негативного воздействия на окружающую обстановку.

Перечень лиц, за которыми закрепляется непосредственное обязательство по составлению и сдаче документа, указан в ФЗ №7 от 10.01.2002 г.

Это все ЮЛ и ИП, которые обеспечивают ведение деятельности, оказывающей влияние на состояние окружающей среды. Воздействие носит отрицательный характер и требует составления отчетности на объектах, которые относятся к категории повышенной опасности.

Объекты, приписанные к 4-й категории, оказывают минимально вредное влияние, поэтому их владельцы обязуются оформлять отчеты о работы и вносить сбор за НВОС.

В помощь предпринимателям, чтобы те могли понимать и осознавать категорию, к которой относится объект, создан документ правительственного плана – Постановление №1029 от 28.09.2015.

Объекты первой категории:

  • предприятия, осуществляющие добычу нефтяных ископаемых;
  • отрасль металлургов;
  • производство химической направленности;
  • компании, обеспечивающие захоронение производственных отходов;
  • работы со сточными водами;
  • древесно-целлюлозная сфера;
  • производство продуктов питания.

Объекты второй категории воздействия:

  • обеспечение природным газовым ресурсом и электрической энергией;
  • литейное производство чугуна, проведение обработки металлов черного цвета;
  • промышленность стекольного типа;
  • керамическая отрасль;
  • текстиль;
  • производство продуктов питания;
  • эксплуатирование установок ядерного образца;
  • определенные направления химической промышленности;
  • ЖД и автотранспорт.

Также есть ряд элементов третьей категории. Это все остальные направления, которые не вошли в первые две группы.

Наряду с этим существует четвертая категория, представители которой наделяются правом не платить взнос и не сдавать отчетность вовсе.

К ее представителям относятся следующие организации:

  • если в них отсутствуют выбросы загрязняющих элементов;
  • если производится использование оборудования в целях проведения исследований и разработок;
  • масса выброса укладывается в значение 10 т в годовой период.

Все эти условия необходимо соблюдать одновременно. Обязательство по сдаче данного отчета отсутствует у организаций, сотрудники которых осуществляют деятельность в офисе. Но если компания должна сдавать отчет и этого не сделает, ее руководству придется заплатить внушительную сумму штрафа.

Порядок и сроки сдачи

В соответствии с действующими нормами законодательства сдача декларационной бумаги должна быть предоставлена в территориальный отдел, принадлежащий уполномоченному органу, не позже, чем 10-е марта.

В 2018 г. этот срок был признан законным. Но поскольку дата «выпадала» на субботу, министерство природы принимало документ заблаговременно. Закон (ст. 193 ГК РФ) гласит, что если последний день срока является нерабочим, производится его перенос на первые рабочие сутки. А это свидетельствует лишь о том, что отчет без штрафа можно было предоставить до 12 марта 2018 г.

Предъявление отчетности – не разовая, а ежегодная обязанность организаций. Делается все это в электронной форме с применением электронной визы-автографа. Есть несколько практических ситуаций, в которых разрешено осуществлять сдачу документа на бумаге:

  • если данные предполагают обязательное внесение платы;
  • в случае, когда годовой размер вносимой суммы составляет 25 т. р. и меньше;
  • если у лица, имеющего обязательство по внесению платы, не имеется технической возможности для подключения к «всемирной паутине».

Образец документа

Текст составленного законодателем приказного документа гласит, что в ходе негативного воздействия на окружающую среду необходимо заполнить документ по образцу, а он включает в себя внесение следующих данных:

  • титульный лист (форма расчетных операций по суммарной величине платы, по каждому из видов вредного воздействия и элементов платежной базы, наименование органа-получателя и лица-плательщика);
  • приложение, связанное с расчетными операциями по платежной базе;
  • реестр (список) документации, которая способствовала бы подтверждению факта освоения средств на проведение мероприятий по охране окружающей среды;
  • отксерокопированные версии платежных поручений в адрес бюджета РФ.

На документе требуется постановка подписей со стороны руководителя и главного бухгалтера.

Это происходит на титульном листе. Что касается прочих разделов документа, предприниматели обязуются осуществлять их заполнение только в том случае, если для этого имеется определенный набор сведений, и законом закреплена соответствующая необходимость.

Таким образом, сохранение экологической обстановки в благоприятном виде – непосредственная обязанность каждого предприятия. Чтобы все было сделано в соответствии с законом, требуется обеспечение грамотного заполнения документа.

Подробнее о работе с экологической декларацией смотрите ниже на видео.

Декларация по экологии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *