Cvp анализ

Анализ «затраты-объем-прибыль» направлен прежде всего на оценку влияния различных уровней деятельности на финансовые результаты предприятия.

В любом бизнесе, да и вообще в жизни, ретроспективный взгляд — прекрасная вещь. Если бы только мы могли заглянуть в хрустальный шар и точно узнать, сколько клиентов собираются купить наш продукт, мы бы принимали идеальные бизнес- решения и получали максимальную прибыль.

Возьмем, к примеру, ресторан. Если бы его владельцы точно знали, сколько клиентов будет приходить каждый вечер, а также количество и тип блюд, которые они будут заказывать, они бы могли сделать так, чтобы сотрудников было ровно столько, сколько нужно, и чтобы на кухне не оставалось отходов. В реальности, такие решения, как формирование штата работников и закупка продуктов, приходится принимать на основании приблизительной оценки, причем эта оценка чаще всего основывается на прошлом опыте.

Хотя информация управленческого учета не способна заменить хрустальный шар, она весьма полезна для поиска ответов на вопросы о последствиях различных решений. Один из самых важных вопросов, на который необходимо ответить еще до начала бизнеса – это «Сколько товара нужно продать, чтобы добиться безубыточности?». При этом под «безубыточностью» мы подразумеваем простое покрытие всех наших расходов без получения прибыли.

Данный тип анализа называется анализом «затраты-объем-прибыль» (или CVP- анализом). Цель данной статьи – рассмотреть некоторые простые расчеты и графики, относящиеся к этой части программы курса «Управлению эффективностью бизнеса», а также допущения, которые лежат в основе анализа безубыточности.

Цель анализа «затраты-объем-прибыль»

Анализ «затраты-объем-прибыль» прежде всего направлен на оценку влияния различных уровней деятельности на финансовые результаты предприятия. Причина особого внимания к объему реализации заключается в том, что в краткосрочной перспективе цена реализации, а также затраты на материалы и оплату труда обычно известны с определенной степенью точности. Объем реализации спрогнозировать сложнее, поэтому в краткосрочной перспективе рентабельность часто зависит именно от него. Например, компания A знает, что цена реализации продукта X в конкретном году будет составлять примерно $50, а переменные затраты на его производство – $30.

Таким образом, с некоторой степенью уверенности можно сказать, что маржинальная прибыль на единицу продукта (цена реализации за вычетом переменных затрат) составит $20. Компания А также несет постоянные затраты в размере $200,000 в год, что, опять же, довольно легко спрогнозировать. И тем не менее, на вопрос «Получит ли компания прибыль в этом году?», мы ответим «Не знаем». Не знаем, потому что нам неизвестен объем реализации за год. При этом, однако, мы можем определить, какой объем реализации должен быть достигнут, чтобы компания получила прибыль. Тут-то и начинается CVP анализ.

Методы расчета точки безубыточности
В точке безубыточности общая выручка равна общим затратам, то есть нет ни прибыли, ни убытков. Существует три метода определения точки безубыточности:
(1) Метод уравнений
На многочисленные вопросы, касающиеся «затрат-объема-прибыли» нам поможет ответить простая математика.

Известно, что общая выручка определяется путем умножения цены реализации единицы продукта (USP) на количество проданных единиц (Q). Общие затраты включают, во-первых, постоянные затраты (FC), а во-вторых, переменные затраты (VC). Общие переменные затраты определяются путем умножения переменных затрат на единицу продукта (UVC) на общее количество единиц (Q). Любое превышение общей выручки над общими затратами приводит к получению прибыли (P). Представив эту информацию в виде простого уравнения, мы получаем технику ответа на вопросы CVP-анализа. Продемонстрируем это на примере компании A.

Общая выручка – общие переменные затраты – общие постоянные затраты = прибыль.
(USP x Q) – (UVC x Q) – FC = P
($50Q) – ($30Q) – $200,000 = P

Примечание: в данном случае используются общие постоянные затраты, а не постоянные затраты на единицу продукта, поскольку постоянные затраты на единицу продукта будут меняться в зависимости от объема производства.

Таким образом, будет неправильно использовать постоянные затраты на единицу продукта, так как величина этих затрат зависит от объема производства. Что касается цены и переменных затрат на единицу, предполагается, что эти показатели остаются неизменными в краткосрочной перспективе при любом объеме производства, и, следовательно, могут быть использованы.

Вернемся к нашему уравнению. Приравняем прибыль (P) к нулю, чтобы выяснить, сколько единиц продукта нам нужно продать, чтобы достичь безубыточности:

($50Q) – ($30Q) – $200,000 = 0
$20Q – $200,000 =0
$20Q = $200,000
Q = 10,000 единиц

Уравнение позволило получить ответ. Если компания А продаст менее 10,000 единиц продукта, то понесет убытки. Если компания продаст ровно 10,000 единиц, то у нее не возникнет ни прибыли, ни убытка, а если продаст более 10,000 единиц, то получит прибыль.

(2) Метод маржинальной прибыли
Во втором подходе нам понадобятся некоторые знания в области алгебры, чтобы переписать приведенное выше уравнение с учетом маржинальной прибыли. Маржинальная прибыль равна общей выручке за вычетом общих переменных затрат. Маржинальная же прибыль на единицу продукта (UCM) – это цена единицы продукта (USP) минус переменные затраты на единицу (UVC). Следовательно, формула из первого метода теперь выглядит следующим образом:

Применяем этот подход к компании А:

UCM =$20, FC = $200,000 и P = 0.
Q = FC
UCM
Q = $200,000
$20

Таким образом, Q = 10,000 единиц

(3) Графический метод
Графический метод предполагает, что общие затраты и общая выручка отображаются в виде прямых на графике. Показатели в денежном выражении (выручка, затраты, прибыль) откладываются по оси Y, а количество продукта – по оси X. Точка пересечения прямых, отражающих общие затраты и выручку, представляет собой точку безубыточности. Величина прибыли или убытка при разных уровнях производства и реализации продукции представлена расстоянием между прямыми общих затрат и общей выручки. На Рисунке 1 показан типичный график безубыточности для компании А. Участок между прямыми постоянных затрат и общих затрат представляет собой переменные затраты.

В качестве альтернативы можно построить график маржинальной прибыли. Хотя в рамках курса «Управление эффективностью бизнеса» данному вопросу не уделяется особого внимания, рассмотреть его будет довольно полезно. Упомянутый выше график очень похож на график безубыточности, единственное отличие состоит в том, что вместо прямой постоянных затрат откладывается прямая переменных затрат.

Следовательно, участок между прямыми переменных и общих затрат представляет собой постоянные затраты. Преимущество этого подхода состоит в том, что он делает акцент на маржинальной прибыли, поскольку она представлена участком между прямыми, отражающими общую выручку и общие переменные затраты. Для компании А график представлен на Рисунке 2.

Наконец, можно построить график «прибыль-объем», который подчеркивает влияние изменения объема реализации на прибыль (Рисунок 3). Эта тема является одной из ключевых в программе курса «Управление эффективностью бизнеса», поэтому в данной статье мы поговорим об этом подробнее.

Определение объема реализации, необходимого для достижения целевой прибыли

Помимо определения точки безубыточности существуют и другие базовые расчеты, которые тоже нужно понимать. Например, руководство компании может желать узнать, сколько продукции надо продать, чтобы достичь целевой прибыли.

Пример 1
Компания А хочет получить прибыль $300,000. Объем реализации, необходимый для получения этой прибыли, можно определить с помощью любого из трех методов, описанных выше. При использовании метода уравнений в уравнение надо подставить не нулевую прибыль, а прибыль в размере $300,000:

UCM = $20, FC = $200,000 и P = $300,000.

Q = FC + P
UCM
Q = $200,000 + $300,000
$20

Таким образом, Q = 25,000 единиц.

Наконец, ответ можно получить при помощи графика, хотя этот метод менее удобен, чем два предыдущих. Прибыль будет равна $300,000, то есть отрезок между прямыми общей выручки и общих затрат составит $300,000, поскольку этот отрезок представляет собой либо прибыль (после точки безубыточности), либо убыток (до точки безубыточности).

График маржинальной прибыли показывает участок между линиями переменных и общих затрат, который представляет собой постоянные затраты. Преимущество этого подхода состоит в том, что он делает акцент на маржинальной прибыли.

Это не самый быстрый метод, поэтому на экзамене прибегать к нему не рекомендуется.

Запас прочности
Запас прочности показывает, насколько объем реализации может снизиться до того, как возникнет убыток. Иными словами, это превышение бюджетной реализации над реализацией в точке безубыточности. Давайте снова обратимся к компании A в качестве примера и предположим, что бюджетный объем реализации составляет 20,000 единиц. Запас прочности в единицах товара можно найти следующим образом:

Бюджетный объем реализации – объем реализации в точке безубыточности = 20,000 – 10,000 = 10,000 единиц.

Кроме того, этот показатель можно рассчитать в процентах, как это обычно делается:

(Бюджетный объем реализации – объем реализации в точке безубыточности)/бюджетный объем реализации

Для компании А это будет (10,000/20,000) x 100 = 50%.

Наконец, запас прочности можно рассчитать в виде выручки от реализации следующим образом:

(Бюджетный объем реализации – объем реализации в точке безубыточности) х цена реализации = 10 000 x $50 = $500 000.

Доля маржинальной прибыли в выручке
При анализе безубыточности для одного продукта может быть полезно (а для ассортиментного ряда просто необходимо) определить, сколько центов с каждого доллара выручки идет на покрытие постоянных затрат. Это называется долей маржинальной прибыли в выручке (или коэффициентом C/S). Когда продукт только один, данный показатель можно рассчитать либо путем деления совокупной маржинальной прибыли на совокупную выручку от продаж, либо путем деления маржинальной прибыли на единицу продукта на его цену:

Для компании A: ($20/$50) = 0.4
Когда продуктов несколько, средневзвешенный коэффициент C/S рассчитывается по формуле:

Совокупная маржинальная прибыль/совокупная выручка от продаж

Средневзвешенный коэффициент C/S можно использовать для расчета показателей CVP-анализа, т.е. точки безубыточности, запаса прочности и т. д.

Пример 2
Помимо Продукта X, описанного выше, Компания A также начинает производство Продукта Y. Имеется следующая информация о продуктах:

Cvp анализ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *