Cmr

Отправляясь из завода на склад, каждый перевозчик берёт с собой определенные документы, сопровождающие груз и дающие право работнику передвигаться по определённому маршруту. Некоторые из них, в частности, регламентируют сотрудничество поставщика продукции с автотранспортной компанией.

Российский водитель, занимающийся транспортировкой грузов за пределы своей страны, должен обладать документами, которые легитимируют деятельность в рамках белорусского законодательства. Выполняя международные автомобильные перевозки, следует соблюдать свод требований, касающихся технического оборудования, особенностей груза, юридического состояния водителя и компании-перевозчика. Если вы направляетесь из России в Беларусь, то вам понадобятся следующие документы:

  • международная товарно-транспортная накладная (CMR);
  • товарно-транспортная накладная (ТТН);
  • лицензия на перевозку опасных грузов;
  • путевой лист;
  • договор на оказание услуг по транспортировке;
  • товарные сертификаты.

Украинский закон также обязывает владельца транспортного средства иметь при себе упомянутые выше бумаги. Кроме того, автомобильный перевозчик должен перемещать товар согласно договору, заключённому с заказчиком. Взаимное сотрудничество подразумевает подписание бумаги о перевозке груза. Эта процедура необходима для подтверждения права доставки продукции в пункт назначения.

Примечательно, что парламентом Украины путевой лист был отменён в 2011 году. Уже более 3 лет работники ГАИ не имеют полномочий требовать от водителя данный документ. Тем не менее, запросить его, в случае необходимости, имеют право налоговые органы.

Основные и дополнительные акты

Стоит учитывать, что подписание товарно-транспортной накладной (ТТН) не является достаточным основанием для предпринимательства. Документ имеет силу только в рамках своего целевого предназначения и, соответственно, не продлевает срок действия истёкшего договора о транспортировке.

Перевозка оплаченного груза оформляется договором о фрахтовании. Заполнение каждой графы накладной ТТН-1 осуществляется в последовательном порядке. Список сведений идёт согласно своему номеру. Человек записывает реквизиты, раскрывающие информацию об участниках сотрудничества: грузоотправителе, грузополучателе и заказчике перевозки (плательщике).

Путевой лист – основной документ, отражающий хозяйственную деятельность. Он содержит медицинское освидетельствование и печать осмотра технического состояния. Маршрут следования, сведения об автомобиле и водителе указываются в ТТН грузоотправителем. Этот документ создается в четырех экземплярах, заверяется оригинальными печатями и распределяется следующим образом между сотрудниками:

  • первый образец – грузополучателю;
  • второй – грузоотправителю;
  • третий и четвёртый – водителю.

Товарно-транспортные накладные бывают нескольких видов. Основная – это типовая межотраслевая форма № 1-Т. Она действует в отношении большей части товаров России. Имеются и другие специализированные бланки ТТН, которые помогают совершать операции, связанные с отправкой-приемом зерна, животной, молочной и плодово-ягодной продукции. Все эти документы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 29.09.1997 № 68.

Перемещение грузов по СНГ и ЕС

Важным условием международных сообщений по Украине, России и Беларуси является CMR-страхование. Данная функция подразумевает ответственность компании-перевозчика, находящегося в стране, присоединившейся к Конвенции о договорах международной дорожной перевозки грузов (КДПГ).

Транспортировка по регионам СНГ выполняется на основании МДП и TIRа (transportinternationalroad). Акты МДП и TIR функционируют в наших странах почти 40 лет и являются наиболее популярными международными транспортными договорённостями. Кстати, содержание бумаг дало впоследствии развитие для иных транзитных систем, функционирующих сегодня за пределами Евразии.

Каждая страна имеет свои правила перевозок. В частности, в зоне Евросоюза водитель имеет право транспортировать груз без TIRа. В том случае, если фура выезжает из ЕС, перевозчик должен оформить TIR и CMR. Доставка груза в СНГ сопровождается бумагами, которые имеют различные сведения:

  • стоимость груза;
  • таможенный код ТНВД;
  • наименование товара;
  • маршрут следования.

Организация международных перевозок сборных грузов — это оформление товаросопроводительных документов, экспортных деклараций (EX1) и транзитных гарантий (Т-1, книжки МДП). Быстрая доставка грузов автомобильным транспортом из Евросоюза в Украину, Беларусь и Россию осуществляется благодаря гибкой автоматизированной системе, которая даёт возможность узнать о времени отправки и доставки продукции.

CMR: трудности перевода

Общепринятое в России название международной накладной – CMR – стало производным от французского наименования «Convention relative au contrat de transport international de Marchandise par Route», что в нашей стране называется «Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов», или Конвенцией КДПГ. Аббревиатура традиционно расшифровывается по французскому варианту. В других странах эта расшифровка может быть понятной не всегда, поскольку в разных языках накладная CMR называется по-разному: Frachtbief – по-немецки, Vrachtbrief – по-голландски, Consignment Note – по-английски и т.д.

В данном случае, одно из русских сокращений «СМР» следует отличать от аналогичной аббревиатуры «строительно-монтажных работ». Поскольку для употребления сокращения в значении «международной товарно-транспортной накладной» в русском языке иногда выбирается фонетический вариант «Си-Эм-Эр», это приводит к совпадению аббревиатур. Однако при необходимости передать русское звучание аббревиатуры CMR, во избежание путаницы, целесообразнее использовать более распространённую форму ЦМР, а в написании придерживаться принятого в практике грузоперевозки обозначения CMR.

Сама конвенция, давшая название документу, была принята в Женеве в 1956 году. После вступления в действие в 1958 году она претерпела ряд изменений (в 1978 году), которые, помимо прочего, касались страхования груза и алгоритма возмещения ущерба. В КДПГ представлено определение базовых понятий (при необходимости – со ссылкой на другие Конвенции, в которых, например, устанавливается, что такое транспортное средство), а также прописаны правила для участников международной автоперевозки, включая права и обязанности перевозчика. Там же определены основные требования к CMR.

Обязательно ли оформление накладной CMR?

В статье 4 третьей главы Конвенции указывается, что «договор перевозки устанавливается накладной», при этом, её потеря или ошибочное заполнение на действительности самого договора не отражаются. Возможно, это стало причиной поверхностного формального отношения некоторых отправителей, перевозчиков или даже представителей таможни к CMR как к ключевому документу международных перевозок, без которого ни одна международная автомобильная грузовая отправка не обходится. Но в соответствии со статьёй 9 Конвенции именно накладная является доказательством условий договора. А поскольку в подписавших Конвенцию государствах она имеет приоритет перед национальным транспортным законодательством, в случае международных судебных разбирательств и разрешения споров накладная станет опорным документом для вынесения решения. При этом она, конечно, должна содержать подписи перевозчика, отправителя или штампы, а также соответствовать другим требованиям.

Конвенция применяется ко всем возмездным договорам о перевозке грузов автотранспортом в случаях, когда указанные в договоре пункт принятия к отправке и пункт получения находятся в разных государствах, если хотя бы одно из этих государств подписало Конвенцию. На практике, применительно к CMR, это означает, что документ необходим, если соблюдены 4 условия:

  1. Транспортировка груза производится посредством автомобильного транспорта.
  2. Перевозка осуществляется не безвозмездно – за вознаграждение (оплату).
  3. Пункты загрузки и выгрузки расположены на территориях разных стран.
  4. Резиденты, подписавшие договор, должны представлять хотя бы одно государство, ратифицировавшее КДПГ.

Транспортная накладная становится, по сути, документальным подтверждением трёхстороннего соглашения между участниками транспортировки на условиях Конвенции.

Требования, предъявляемые к международной транспортной накладной

Различными статьями КДПГ устанавливаются требования как к содержанию товарно-транспортной накладной в части внесения обязательных данных и дополнительных сведений, так и к количеству необходимых экземпляров документа.

Сведения, содержащиеся в накладной

К основной информации, которая должна содержаться в накладной, согласно Конвенции, относятся сведения:

  • о месте и времени (дате) составления документа,
  • о месте и времени (дате) принятия груза,
  • о месте доставки груза,
  • об отправителе, транспортном агенте и получателе с указанием их имён и адресов,
  • о характере груза (в общепринятом обозначении) и о типе упаковки, а, в случае транспортировки опасных грузов, – о характере опасности в признанных обозначениях,
  • о количестве мест груза с указанием их номера и разметки и о весе брутто,
  • о расходах, связанных с перевозкой, куда включаются не только стоимость перевозки, но и все дополнительные расходы (в том числе – таможенные пошлины и сборы),
  • о таможенных формальностях в виде инструкций, которые необходимо выполнить для соблюдения требований таможни.

Кроме того, в обязательном виде на CMR-накладной должно присутствовать указание о соблюдении условий грузоперевозки требованиям Конвенции.

Однако, помимо обязательных сведений, накладная, в случае необходимости, может содержать и дополнительные данные:

  • о расходах, принимаемых на свой счёт отправителем,
  • о величине наложенного платежа, сумма которого должна быть возмещена при передаче груза,
  • о заявленной стоимости товара и о величине дополнительной ценности при доставке,
  • о сроке, который дополнительно может понадобиться для осуществления перевозки,
  • о списке (перечне) переданных перевозчику документов.

Данные правила определяют не максимальный, а минимальный объём содержания накладной. Помимо указанных данных, стороны могут вносить в документ любое необходимое для эффективного взаимодействия указание.

Так, например, по регламенту перевозчик обязан проверять и внешнее состояние, и упаковку, и маркировку, и размер груза, а также точность внесённых в накладную данных о количестве перевозимых мест. Но не всегда это представляется возможным осуществить. Тогда перевозчик может записать в накладную оговорки. При этом он должен их не только назвать, но и обосновать. Подобным образом указываются и обосновываются оговорки, касающиеся всех перечисленных выше параметров. В случае, когда нельзя сразу удостовериться в соответствии принятого груза документальным данным, письменные оговорки необходимо делать, поскольку Конвенция предусматривает презумпцию соответствия груза. Это значит, что без вписанных оговорок в случае разбирательства, суд будет исходить из того, что число мест, внешнее состояние груза, размеры, маркировка и другие параметры соответствовали при отправке документальным данным.

Отдельно к накладной присоединяются и переходят в распоряжение перевозчика документы от отправителя, которые необходимы для пересечения таможни. Сам перевозчик за полноту этих документов не отвечает (это зона ответственности отправителя). Но для осуществления транспортировки без проблем важно, чтобы данные в исходных документах между собой, а также со сведениями, вписанными в CMR, соотносились абсолютно чётко. Недопустимы расхождения между сведениями в CMR и информацией:

  • в инвойсе – предоставляемом продавцом документе, в котором, согласно международной коммерческой практике, для покупателя перечисляются товары (услуги), их цена и количество;
  • в упаковочном листе – сопровождающем товар документе, составленном в виде описи с наименованием ТМЦ, количества, веса и других параметров;
  • в книжке МДП (Международных Дорожных Перевозок), или Carnet TIR, представляющей собой альбом с отрывными листами, применяемый для ускорения и облегчения пересечения границы за счёт перевозки грузов в контейнерах или кузовах, опломбированных сотрудниками таможни.

В отношения порядка заполнения бланка самой международной накладной (CMR) дополнительные разъяснения даны в специальном Письме Федеральной таможенной службы РФ.

Количество экземпляров

В Конвенции указывается, что международная накладная составляется в трёх экземплярах, каждый из которых имеет статус оригинала. Разделение на экземпляры отправителя, получателя и перевозчика иногда закрепляется цветом бланка (розовым, жёлтым и зелёным соответственно). Цветовая дифференциация этих вариантов документа не принципиальна. Важнее, чтобы все заинтересованные стороны имели в своём распоряжении оригинал документа: отправитель, перевозчик и получатель. По факту прибытия груза в пункт назначения, получателю выдаётся его экземпляр накладной, в ответ на что получатель выписывает расписку в принятии.

Нередко, даже при перевозке груза одним автомобилем, предусмотрительно распечатывают больше экземпляров, чтобы не возникал вопрос, где взять CMR, если вдруг один экземпляр транспортной накладной решит оставить у себя таможня, что на практике случается регулярно. (В некоторых странах необходимо предоставлять экземпляр накладной для тарифного контроля). Для таможенных органов желательно иметь на руках три подписанных (заверенных) экземпляра.

Как правило, два своих экземпляра везёт с собой и перевозчик. Один из них становится подтверждением факта успешной доставки и, как следствие, – основанием для произведения взаиморасчётов и оплаты труда. Второй, прикрепляясь к путевому листу, сохраняется в целях учёта.

Если транспортировка груза предполагает несколько получателей, то накладная по этим же принципам заполняется для каждого отдельного получателя. В Конвенции (статья 5, п. 2) прописаны и условия, при которых перевозчик или отправитель может потребовать составления отдельных накладных на каждую группу, если:

  • перевозятся различные грузы,
  • перевозятся различные партии одного вида грузов,
  • грузы перевозятся различными автомобилями.

Предусмотрительные отправители и перевозчики обычно пользуются этим правом и стремятся к тому, чтобы количество экземпляров накладных соответствовало числу единиц транспорта (помимо тех экземпляров, принадлежность которых определена иными требованиями),

Сейчас ряд сайтов (например, http://5g.su/cmr) предлагают формы для заполнения CMR онлайн. После завершения работы с накладной готовый документ отправляется в виде Excel-файла на электронную почту для распечатки в любом необходимом количестве.

Подпись на документе

Все оригиналы должны быть подписаны отправителем и перевозчиком. Характерно, что требования в части подписи ориентированы на законодательства страны, являющейся местом отправки груза (местом составления накладной). Если законодательство позволяет, подписи могут быть даже отпечатаны в типографии. Эквивалентом подписи может выступать и штемпель отправителя и перевозчика.

CMR — сокращенная аббревиатура названия конвенции на французском языке Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route.

К услугам наших клиентов наличие собственного современного автопарка контейнеровозов, в котором каждая машина оборудована рацией и мобильной связью. Это позволяет осуществлять постоянный контроль над передвижением Вашего груза и способствует существенной оптимизации временных и финансовых затрат.
Что такое CMR?

CMR — товарно транспортная накладная для оформления международных грузоперевозок. Является документов доказывающим факт заключения договора на автомобильную перевозку груза. В накладной CMR указывается отправитель, получатель, место происхождения груза, место доставки, вес, описание, маршрут и способ перевозки, стоимость доставки. По сути CMR содержит всю информацию что и коносамент, но в отличие от последнего. CMR не является товаро-распорядительным документом.

Кто оформляет CMR?

Заполнением накладной занимается отправитель груза, на основании инструкций и указаний, которые он получает от транспортно — экспедиторской компании, он же несет солидарную ответственность за правильность заполнения CMR.

Накладная CMR заполняется как минимум в трех оригиналах и подписывается отправителем и перевозчиком.

Первый экземпляр передается отправителю (красная часть)
Второй экземпляр сопровождает груз (голубая часть)
Третий экземпляр остается у перевозчика (зеленая часть)
Накладная СМР может заполняться только шариковой ручкой, либо с использованием оргтехники.

Конвенция была подписана в Женеве 19 мая 1956 года, и была ратифицирована большинством европейских государств. На основании Конвенции, Международным союзом автомобильного транспорта был разработан стандарт CMR накладной. Графы в накладной прописаны на трех языках, это гарантирует что документ принимается и признается по всей Европе, при прохождении полицейского и таможенного контроля.

Графа 1 Отправитель — указывается полное наименование отправителя груза (если груз отправляется по поручению другой фирмы, то после наименования грузоотправителя указывается наименование поручителя: «by order», «on behalf»). Одно из наименований обязательно должно быть указанно в инвойсе (ввиду того, что продавцом груза может быть как грузоотправитель, так и поручитель). Также указывается полный юридический адрес отправителя.
Графа 2 Получатель — указывается полное наименование получателя груза и почтовый или юридический адрес. В случае отправки груза в адрес таможенного брокера делается примечание «для фирмы ________»

Графа 3 Место разгрузки груза — указывается адрес доставки груза после произведенной таможенной очистки. При наличии заполненной графы 3 перевозчику, независимо от страны принадлежности, разрешается перемещаться по территории России без каких-либо других товарно-транспортных документов.
Графа 4 Место и дата погрузки груза — указывается город, страна и дата погрузки.

Графа 5 Прилагаемые документы — указываются документы прилагаемые к CMR (инвойс, TIR Carnet, сертификаты и др.).
Графы 6-9 — указываются количество грузовых мест, наименование груза и род упаковки. Все данные этого раздела должны точно соответствовать данным, указанным в инвойсе и упаковочном листе.

При большом количестве наименований возможно указание объединенного названия со ссылкой «расшифровку смотри в инвойсе».

При наличии большого количества наименований желательно указывать расшифровку веса по каждому коду ТН ВЭД. При контейнерных перевозках количество транспортных мест должно соответствовать данным, указанным в морском коносаменте.
Графа 10 Статистический код — указываются коды ТН ВЭД по каждой группе товаров.
Графа 11 Вес брутто — указывается вес брутто, заявленный в инвойсе. При контейнерных перевозках данная графа должна соответствовать данным, указанным в морском коносаменте.
Графа 12 Объем — заполняется обычно в случае перевозки сборных грузов. В остальных случаях — необязательно.

Графа 13 Указания отправителя — указываются полные реквизиты таможенного терминала, на который должен быть доставлен груз для таможенной очистки.
Графа 14 Возврат — заполняется при контейнерных перевозках. Указывается адрес контейнерного депо, куда должен быть возвращен контейнер после таможенной очистки и разгрузки груза.
Графа 15 Условия оплаты — указываются условия поставки товара по ИНКОТЕРМС.
Графа 16 Перевозчик — указываются полные реквизиты транспортной компании (владельца TIR Carnet или таможенного перевозчика).
Графа 17 Последующий перевозчик — заполняется в случае, если перевозка осуществляется с перегрузом с одного транспортного средства на другое. Обычно указываются реквизиты агента (экспедитора), который контролирует данную перевозку.
Графа 18 Оговорки и замечания перевозчика — могут быть указаны любые замечания или уточнения перевозчика относительно груза (качество упаковки, температурный режим и др.).
Графа 22 Прибытие под погрузку — указываются точное время и дата прибытия транспортного средства под погрузку.
Графа 24 Прибытие под разгрузку — указываются точное время и дата прибытия транспортного средства под разгрузку.

CMR – международная накладная, оформляется при перевозках по Европе, содержит информацию об отправителе, получателе, виде груза и его весовых параметрах. При пересечении границ государств в накладной делаются соответствующие отметки, при доставке груза в указанное место грузополучатель расписывается в получении груза.

Правила перевозок с использованием Карнет – Тир регулируются «Положением о порядке применения таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП Карнет-Тир» (Конвенция МДП, 1975г.)

Ниже представлен образец международной накладной CMR.

Ещё читают:
Документы, необходимые при международной перевозке
Документы, необходимые при таможенном оформлении

12.05.2017 А. Гордон

Какое количество экземпляров CMR накладной оформлять

Если в одной машине разные партии или одна партия товара в разных машинах

Кто заполняет CMR-накладную при отправке груза

Накладная CMR при отправке в Казахстан

Оформление CMR-накладной подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), Женева 19 мая 1956 года).

При отправке грузов с территории России в государства ЕАЭС (Казахстан, Киргизию, Армению и Белоруссию) имеет место экспорт и экспортерам целесообразно оформить именно CMR накладную. Дело в том, что объединение экономического пространства государств ЕАЭС и отмена таможенного и иного вида оформлений при перемещении грузов между государствами не объединило государства в единое государства и не отменило государственные границы между ними. Перевозка грузов с территории одного государства участника договора о ЕАЭС на территорию другого является международной перевозкой грузов и регулируется правилами вышеназванной конвенции. Что требует оформления CMR накладных.

При трансграничных поставках мы всегда рекомендуем оформление документов не оставлять на усмотрение партнера, и закрепить в тексте договора состав, форму и порядок оформления документов. Это позволит согласовать и обеспечить оформление документов с учетом особенностей национального законодательства каждой из сторон договора поставки.

Какое количество экземпляров CMR накладной оформлять?

CMR-накладная оформляется в виде бланка. Количество бланков определяется в каждом конкретном случае от условия договора, но в любом случае, согласно Конвенции, не может быть менее 3-х: 1 — для грузоотправителя, 2 – для грузополучателя, 3 – для перевозчика. Причем, все экземпляры оформляются при отправке, и перевозчик получает не менее 3-х.

По общему правилу одна страница CMR-накладной остается у грузоотправителя при отправке груза после передачи груза грузоперевозчику (водителю, экспедитору), остальные экземпляры сопровождают груз.

Одна страница CMR-накладной передается водителем (экспедитором) получателю груза.

Две страницы накладной с подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и получателя груза остаются у перевозчика для расчетов с заказчиком-плательщиком перевозки (прилагается к счету за перевозку) и учета оказанных транспортных услуг (прилагается к путевому листу).

При совершении таможенных операций таможенным органам передается не менее трех страниц CMR-накладной, заверенных подписями и печатями (штампами) отправителя груза и подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора).

При перевозке грузов в адрес нескольких получателей CMR-накладная заполняется на каждого получателя груза.

При получении доставленного груза грузополучатель заполняет соответствующие графы всех экземпляров CMR-накладной (графа №24) о получении груза. Один экземпляр накладно остается у грузополучателя, второй предназначен для грузоотправителя и один остается у перевозчика. Из них два последних перевозчик забирает после доставки.

В тех случаях, когда перевозится в одном транспортном средство разные партии, или груз следует на разных транспортных средствах, а так же в иных случаях, например для таможенных целей, количество экземпляров CMR-накладной может быть увеличено. Например при экспорте из Белоруссии требуют оформить 6 экземпляров, из России – 3.

Таким образом, при согласовании количества оформляемых экземпляров CMR накладной мы рекомендуем пользоваться простым правилом:

Количество страниц CMR-накладной, имеющих подписи и печати (штампы) отправителя, подписи представителя перевозчика (водителя, экспедитора), должно быть достаточным для осуществления международной автомобильной перевозки грузов с учетом применяемой отправителем юридической схемы международного контракта и способа организации перевозки.

Как минимум, страницы CMR-накладной предназначаются для грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика и накладная оформляются не менее чем на 3-х страницах.

Дополнительные страницы накладной могут потребоваться: для экспедитора, для таможенных и других органов, для иных целей сторон договора.

Рекомендуем заранее выяснить какое количество страниц CMR накладной потребуют госорганы соответствующих государств, например, для таможенных целей при экспорте из Белоруссии требуется 6 страниц CMR накладной, при экспорте из России — 3.

Заполнение CMR-накладной производится уполномоченными лицами стороны договора поставки и определяются условиями этого международного контракта на поставку товаров. Целесообразно этот вопрос согласовать в тексте договора. В зависимости от условий (схемы) поставки груза принимать участие в поставке могут поставщик, грузоотправитель, перевозчик, экспедитор, грузополучатель, покупатель. Соответственно CMR накладную могут оформлять разные лица.

При заполнении международных товарно-транспортных накладных нужно руководствоваться Женевской Конвенцией. Так же можно руководствоваться информацией Федеральной Таможенной Службы РФ (письмо от 02.05.2012 N 04-30/22006) согласно которому CMR-накладные Белорусских поставщиков оформляются по следующим правилам:

Заполнение CMR-накладной при отправке груза

  1. При отправке груза заполняются графы 1 — 15, 21, 22 CMR-накладной.
  2. В графах 1, 2 указываются наименование, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.
  3. В графе 3 указываются страна и место назначения (разгрузки) груза. В графе 4 указываются страна, место и дата принятия груза к перевозке.
  4. Графа 5 содержит перечень прилагаемых документов.
  5. В графе 6 указываются знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов.
  6. В графе 7 указывается количество мест груза.
  7. В графе 8 указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и так далее). Вид тары может указываться сокращенно.
  8. В графе 9 указывается наименование груза.
  9. В графе 10 указывается код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
  10. В графе 11 указывается вес брутто в килограммах (вес груза с упаковкой), а в графе 12 указывается объем, занимаемый грузом, в кубических метрах (если груз измеряется в кубических метрах).
  11. При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов со сведениями о них в соответствии с графами 6 — 12 CMR-накладной прилагать к CMR-накладной.

В этом случае в графах 6 — 12 CMR-накладной необходимо указывать сведения о прилагаемых документах (наименование, номер, дата), в которых содержатся необходимые сведения о товарах, а в соответствующих прилагаемых к CMR-накладной документах должна содержаться ссылка на эту CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.

  1. Графа 13 содержит указания отправителя о наименовании, адресе и других реквизитах таможни, где будут совершаться таможенные операции.

В нижней части графы 13 CMR-накладной может указываться объявленная стоимость груза.

  1. В графе 14 указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.
  2. В графе 15 указываются условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс) в действующей редакции.
  3. В графе 21 указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.
  4. Фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в графе 22 CMR-накладной и заверяются отправителем подписью (с расшифровкой) и штампом.

Заполнение CMR-накладной перевозчиком (экспедитором)

Перевозчик заполняет графы: 16-18, 23, 25-29 CMR-накладной

  1. Графа 16 заполняется перевозчиком и содержит реквизиты перевозчика (наименование, адрес, факс и другое).
  2. В графе 17 заполняются реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.
  3. Перевозчик имеет право вносить в графу 18 оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.

Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 года, если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация соответствовали указанному в CMR-накладной.

  1. Перевозчиком в графе 23 проставляются дата и номер путевого листа, по которому осуществляется перевозка груза, фамилии водителей, выполняющих перевозку, штамп организации перевозчика или наименование перевозчика и для подтверждения факта приема грузов к перевозке от отправителя — подпись водителя (экспедитора), принявшего груз (с расшифровкой подписи).
  2. В графе 25 записываются государственные номера тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку.
  3. В графе 26 записываются марки и модели тягача и полуприцепа.
  4. В графах 19, 27, 28, 29 указывается информация (при ее наличии) о применяемом тарифе, стоимости перевозки согласно тарифным расстояниям и стоимости дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и так далее).

Заполнение CMR-накладной по прибытии груза (грузополучателем)

Получатель заполняет графу 24 CMR-накладной во всех экземплярах, прибывших с перевозчиком.

Заполнить CMR-накладную от имени грузополучателя может только полномочный представитель грузополучателя.

В графе 24 получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.

Материально ответственное лицо получателя ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп), которыми удостоверяется факт приема груза.


Для международных перевозок используется товарно-транспортная накладная особой, международной формы (CMR). Составляется она в трех экземплярах, подписанных отправителем груза, а также перевозчиком. Отдельные страны требуют дополнительный экземпляр для тарифного контроля.
Если груз везут несколько машин, или в одной машине – несколько разных грузов, количество экземпляров документов определяется числом машин или видов груза. Перевозка опасных грузов должна отражаться в накладной: упоминается вид опасности и меры безопасности.
Принимая груз, перевозчик внимательно его проверяет и только тогда подписывает накладную, на втором экземпляре проставляя собственное имя с адресом. Если CMR-накладная не имеет никаких отметок перевозчика, это считается подтверждением того, что на момент приемки груза перевозчиком он был внешне исправен.
Международная транспортная накладная CMR содержит типовые данные, как и российские документы – информацию об отправителе и перевозчике, месте принятия груза и адресе его доставки с наименованием получателя. Кроме того, указывается характер груза и упаковки его, связанные с перевозкой платежи (таможенные и иные), инструкции по прохождению таможни.
Если на груз оформляется накладная CMR, бланк может также содержать указания о запрете перегрузки, стоимость груза, сумму оплаты во время сдачи груза, а также инструкции о страховании груза, ожидаемый срок перевозки и список документов, полученных перевозчиком.
Заполнение CMR-накладной производится по определенным правилам.
П.1 – данные отправителя груза и координаты контактного лица отправителя на случай возникновения вопросов по дороге.
П.2 – данные получателя груза и координаты для связи на случай появления вопросов или при поиске офиса в стране назначения.
П.3 – адрес и телефон разгрузки, не всегда совпадающий с адресом получателя (филиал или магазин).
П.4 – дата и место погрузки.
П.5 – список приложенных документов – сертификатов качества, ветеринарных, карантинных и т.д.
П.6 – обозначения по ДОПОГ, если груз представляет собой опасность.
П.7 – количество мест данного груза. Чаще всего грузы перевозят на поддонах, и перевозчику удобнее всего, если в данном пункте будет указано число поддонов – тогда их совсем несложно пересчитать.
П.8 – вид упаковки – ящики или картонные коробки, мешки, бочки и т.п.
П.9 – название груза.
П.10 – классификационный код груза.
П.11 – вес брутто.
П.12 – объем груза в кубометрах.
П.13 – указания грузоотправителя, данные контракта (номер и дата), данные лицензии на вывоз. Эти документы должны уже быть на таможне или передаются перевозчиком в конверте. Поэтому в этой графе и изображен конверт. В нижней части этого же пункта приводится стоимость груза, которая объявлена.
П.14 – приводится госномер полуприцепа, если его возвращают из-за границы.
П.15 – условия оплаты поставляемого товара в соответствии с контрактом.
П.16 – данные перевозчика (обычно штамп).
П.17 – данные следующего перевозчика, если их несколько.
П.18 – отметки перевозчика о состоянии груза и упаковки. Если эти отметки отсутствуют, значит, перевозчик принял груз в полном порядке. Отметки проставляются в первом экземпляре и за счет самокопирующей бумаги остаются на всех экземплярах. Первый экземпляр документа остается у отправителя, и впоследствии перевозчик уже не имеет права делать новые пометки в остальных экземплярах.
П.19 – заполняет отдел расчетов, или он остается не заполненным.
П.20 – особые условия перевозки: температура в холодильной камере, ограничение скорости движения, если груз опасный и т.д.
П.21 – название населенного пункта, в котором была составлена CMR, и дата составления.
П.22 – время начала и завершения погрузки, заверенное штампом. Здесь же указывается номер путевого листа, проставляется штамп предприятия, перевозящего груз, и фамилия водителя.
П.23 – подпись водителя, подтверждающая, что он договор на перевозку подписал, и что условия данного договора его устроили.
П.24 – время начала и окончания разгрузки. На третьем-четвертом экземплярах документа проставляются отметки о получении груза. Если во время сдачи груза проверка веса и количества мест выявила недостачу, или груз был поврежден либо испорчен, об этом проставляются соответствующие отметки во втором-четвертом экземплярах накладной. Одновременно составляется акт разгрузки или получения, где отмечается количество груза, испорченного или недостающего. Подписывают акт грузополучатель, перевозчик и представитель торговой палаты или таможни.
П.25 – госномера тягача и полуприцепа, перевозивших груз.
П.26 – марки и модели тягача и полуприцепа.
Пункты 27,28 и 29 оставлены для заполнения отделом расчетов.

Артём Богданов

Cmr

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *