Что такое осмотрительность

Содержание

Доказательства должной осмотрительности

Компания предъявила НДС к возмещению, на что получила отказ налоговых органов. Начались долгие судебные разбирательства, и дело дошло до Верховного суда… С документацией было все в порядке, ни единого «ляпа» ни суд, ни налоговики не нашли: счета-фактуры отражены в книге покупок, операции оприходованы на счетах бухгалтерского учета, к счетам-фактурам представлены товарные накладные, транспортные накладные, акты об оказанных услугах. Плюс ко всему, компания проявила должную осмотрительность.

Доказательства компании в проявлении должной осмотрительности:

  1. Контрагент был создан и зарегистрирован в 2007 году, т.е. задолго до заключения договора с заявителем;
  2. До заключения договора и в период работы контрагент представлял компании:
    • Договоры аренды и субаренды нежилых помещений;
    • Копии паспортов генеральных директоров;
    • Бухгалтерская (финансовая) отчетность;
    • Приказ о вступлении в должность генерального директора;
    • Протокол учредительного собрания о создании Общества и о назначении генерального директора;
    • Свидетельство о постановке на налоговый учет;
    • Устав;
    • Выписки из ЕГРЮЛ;
  3. Фотографии офиса;
  4. Деловая переписка с контрагентом, в которой отображены обстоятельства знакомства и начало работы, закупки, погрузки и выгрузки товаров, т.е. реальность хозяйственных операций.

Выбор контрагента был обусловлен также тем, что сотрудничество с ним было выгодно, в первую очередь, возможностью отсрочки платежа. Другие же потенциальные поставщики требовали предоплату в размере 30-50%.

Контрагент – «фирма-однодневка»? Так я же проверял…

Однако налоговый орган увидел в контрагенте признаки «обнальной» конторы:

  • Контрагент отсутствует по месту регистрации и по адресу, указанному в транспортных накладных;
  • Не имеет склада;
  • Не имеет штата кладовщиков, менеджеров, грузчиков, позволяющего осуществлять деятельность по оптовой торговле.

Но факты перевесили документальные доказательства по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности этой «фирмы-однодневки»… А это и пояснительная записка, договор, счета-фактуры, товарные накладные, книги покупок и продаж, карточки бухгалтерских счетов, платежные поручения, транспортные накладные, доверенности на водителей, осуществляющих перевозки, налоговая декларация за спорный период, содержащая сведения о реализации товара.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что компания проявила должную осмотрительность при выборе контрагента, а сделка имеет разумную экономическую цель. А доводы налоговиков были отклонены. Налоговиков такой поворот событий не устроил, и начались разбирательства, дошедшие до Верховного суда.

Кому же нужна «должная осмотрительность»?

Верховный суд поддержал налоговиков. Это Определение ВС РФ №305-КГ16-4155 от 20.07.2016. И решил, что целью взаимодействия компании с контрагентом было получение необоснованной налоговой выгоды. Был создан фиктивный документооборот с использованием номинальных поставщиков товаров и услуг, не принимавших реального участия в сделках, а использовавшихся для увеличения стоимости и, соответственно, увеличения размера налоговой выгоды. Чем руководствовался ВС:

  • На основании п. 3, 4, 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 суд определил, что «имело место составление комплекта документов, не соответствующего реальным хозяйственным операциям»; компания «на момент составления документов обладала всей информацией в отношении товара, которую получала из иных, не связанных со спорными контрагентами, источников; документы являются преднамеренно составленными, не соответствуют реальным операциям и направлены на получение необоснованной налоговой выгоды»;
  • Контрагент не имел сотрудников, складов, транспортных средств, необходимых для реального выполнения операции;
  • Контрагент не нес расходов, характерных для реальной хозяйственной деятельности (оплата ГСМ, аренда гаражей, заработная плата водителям, грузчикам). В транспортных накладных указан адрес склада, который фактически отсутствует.

Получается, что проявление должной осмотрительности не имеет абсолютно никакого значения? Или нужно еще более тщательно исследовать своего контрагента на предмет выявления признака обнальной конторы… В НК РФ не прописано понятие «должной осмотрительности». Помимо Постановления Пленума ВАС РФ №53, есть еще ряд писем и приказов ФНС и Минфина, касающихся этой темы, в которых прописаны рекомендации по выявлению обнальных контор и проявлению должной осмотрительности. Только ведь бизнесмены не налоговики – у них нет ни той сноровки, которая свойственна сотрудникам фискальной службы в методах обнаружения обнальщиков, ни технологий…

Письма Минфина и ФНС, касающиеся проявления должной осмотрительности и выявления недобросовестных контрагентов:

  1. Письмо Минфина России от 17.12.14 №03-02-07/1/65228. «…наличие «массового» учредителя (участника), «массового» руководителя, отсутствие организации по адресу регистрации, отсутствие персонала, отсутствие налоговой отчетности либо ее представление с минимальными показателями, наличие численности организации в составе 1 человека, отсутствие собственных либо арендованных основных средств, транспортных средств свидетельствует о наличии «фирмы-однодневки»;
  2. Приказ ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ (в редакции приказов ФНС России от 14.10.2008 №ММ-3-2/467, от 22.09.2010 №ММВ-7-2/461@, от 08.04.2011 №ММВ-7-2/258@, от 10.05.2012 №ММВ-7-2/297@). Утверждены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок;
  3. Письмо ФНС России от 11.02.2010 №3-7-07/84. О проявлении должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов. Так контрагента можно проверить через:

  • сведения, содержащиеся в учредительных документах юридического лица, и документах, подтверждающих внесение записи в госреестры;
  • сведения, содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • сведения о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений и т.д.
  • Письмо ФНС Росси от 17.10.12 №АС-4-2/17710. ФНС рекомендует проверять:
    • Документы, подтверждающих полномочия руководителя компании-контрагента (его представителя), копии документа, удостоверяющего его личность;
    • Информацию о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей и т.д.;
  • Письмо ФНС России от 16.03.2015 №ЕД-4-2/4124. «Наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении какого-либо контрагента подтверждает только факт его государственной регистрации в установленном порядке и не может автоматически являться достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента». И далее «…даже в случае представления налоговой отчетности контрагентами ее достоверность, а также реальность осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности можно подтвердить только после проведения выездной налоговой проверки».
  • Что говорят юристы?

    Я обратилась к налоговым специалистам компании «Туров и Партнеры» с вопросом: «Как же все-таки быть компаниям? Как доказывать, например, реальность услуг, которые были предоставлены год назад и имели разовый характер? Как еще проявлять эту «должную осмотрительность»?…


    Мария Морозова

    Юрист и налоговый консультант «Туров и Партнеры»:

      В законе не прописано понятие «должной осмотрительности». Непонятно, что подразумевает это понятие, и налоговики этим пользуются, подгребая туда все подряд. Если вы вообще не проявляете должную осмотрительность, то маловероятно доказать реальность сделки. Если же вы все-таки ее проявляете, то вы можете выиграть суд. Но, опять же, не факт – все зависит от квалификации юриста… Чем больше документов вы предъявите в пользу реальности сделки, тем выше у вас вероятность выиграть суд. Чтобы доказать реальность сделки, нужно по максимуму собирать доказательства: хранить аудиозаписи, переписку, видеозаписи, фотографии, свидетельские показания (как вашей компании, так и контрагента).


    Наталья Брылева

    Юрист и налоговый консультант «Туров и Партнеры»:

      К проявлению должной осмотрительности относится не просто получение выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и все… Например, можно вдобавок запросить у контрагентов договор аренды (например, аренды склада), чтобы удостовериться, что контрагент может хранить товар. Сбор «досье» на контрагента – это основа. Не надо надеяться, что из-за этого сбора информации с вас снимут все претензии. Конечно, обязательна реальность сделки. А это и показания свидетелей, привлечение экспертов.

      Что касается данного судебного дела: мы никогда не знаем, как расценит суд все доказательства, и какую позицию займет… Наличие нескольких признаков необоснованной налоговой выгоды – и суд вынес решение в пользу налоговиков.

      На самом деле список «должной осмотрительности», например, в одной компании, с которой я работала, включает 18 пунктов. Причем, половину из этих пунктов могут не предоставить, т.к. они составляют коммерческую тайну. А вообще, как показывает практика, сейчас компании нормально относятся к тому, что друг у друга запрашивают документы и прочие данные для проявления должной осмотрительности. Главное, вести реальную деятельность, правильно оформлять все документы, вести грамотно бухгалтерию и чтобы сотрудники работали на постоянной основе и могли подтвердить факт совершения любой сделки, даже 2-летней давности.

    Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

    Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

    Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

    «Должная осмотрительность» при выборе контрагента. Что изменилось с появлением в НК РФ в 2017 году ст. 54.1?

    Инна Тимошенко

    Ведущий юрист ООО «Сибирская Юридическая Компания»

    специально для ГАРАНТ.РУ

    Понятие «должной осмотрительности» введено в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53). Несмотря на то, что четкого понятия «должной осмотрительности» не содержит ни указанное постановление, ни какой-либо другой источник права, «должная осмотрительность» активно использовалась налоговыми органами и судами в случаях, когда речь шла об обоснованности вычета по НДС и включении расходов в состав затрат при расчете налога на прибыль.

    В Постановлении № 53 проявление «должной осмотрительности» рассматривается как один из критериев отсутствия получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

    На практике под проявлением «должной осмотрительности и осторожности» понимается использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей для получения и проверки информации о контрагенте.

    Быстро оценить благонадежность контрагента, проанализировать перспективы сотрудничества и свести к минимуму финансовые, налоговые и репутационные риски поможет «Экспресс проверка» в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ.

    Оставить заявку

    В августе 2017 года была введена в действие ст. 54.1 Налогового кодекса, в определенной степени изменившая подход к методам проверки и оценки добросовестности налогоплательщика.

    При этом в рекомендациях ФНС России по применению ст. 54.1 НК РФ было указано, что новая статья не кодифицирует правила, сформулированные правоприменительной практикой, в частности, содержащиеся в Постановлении № 53, а представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами с учетом основных аспектов сформированной до этого судебной практики (письмо ФНС России от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@).

    ФНС России рядом писем по разъяснению применения ст. 54.1 НК РФ указала налоговым органам и налогоплательщикам на то, что:

    • в ст. 54.1 НК РФ перечислены конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением и определены условия, которые должны быть им соблюдены для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам;
    • формальные претензии к контрагентам при отсутствии фактов, опровергающих реальность совершения контрагентом сделок, не являются самостоятельным основанием для отказа в учете расходов и в налоговых вычетах по сделкам;
    • ст. 54.1 НК РФ не содержит понятие «непроявление должной осмотрительности»;
    • ст. 54.1 НК РФ не предусматривает для налогоплательщика негативные последствия за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев;
    • при проведении налоговых проверок после введения ст. 54.1 НК РФ не должны применяться понятия, отраженные в Постановлении № 53, включая понятие «должной осмотрительности», «недобросовестности налогоплательщика»;
    • при проведении налоговых проверок после введения ст. 54.1 НК РФ налоговые органы должны правильно квалифицировать выявленные обстоятельства, ссылаясь на конкретный пункт указанной статьи (письмо ФНС России от 16 августа 2017 г. № СА-4-7/16152@, письмо ФНС России от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@). После появления таких разъяснений у отдельных налогоплательщиков закономерно возник вопрос: «А стоит ли теперь так тщательно проверять и оценивать контрагента в целях исключения рисков негативных налоговых последствий при изменившемся подходе, касающемся оценки добросовестности налогоплательщика?»

    Отметим, что судебная практика за истекший календарный год со дня введения в действие ст. 54.1 НК РФ практически не дает ответа на этот вопрос, поскольку основной массив налоговых споров по проанализированной практике касается налоговых проверок, проводимых (камеральных) или назначенных (выездных) до августа 2017 года. По таким спорам суды продолжают руководствоваться положениями и понятиями, содержащимися в Постановлении № 53.

    Однако ответ на указанный вопрос можно усмотреть из разъяснений ФНС России по отдельным обращениям налогоплательщиков (письмо ФНС России от 28 декабря 2017 г. № ЕД-4-2/26807, письмо ФНС России от 18 мая 2018 г. № ЕД-4-2/9521@). Так, при ответе на вопросы об оценке добросовестности налогоплательщика при проведении налоговых проверок, налоговая служба кроме очередных разъяснений о том, что ранее введенные в практику понятия «должной осмотрительности» и «недобросовестности налогоплательщика» при проведении после вступления в силу ст. 54.1 НК РФ налоговых проверок не применяются, все же со ссылкой на ст. 102 НК РФ указала на размещение с 1 июня 2018 года на официальном сайте ФНС России сведений о деятельности налогоплательщиков в форме открытых данных – о среднесписочной численности работников, об уплаченных организацией суммах налогов и сборов, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это, по мнению налоговиков, предоставит налогоплательщикам дополнительную возможность оценки рисков при проверке контрагента.

    Указанные разъяснения подтверждают, что проверка контрагента и проявление необходимой осмотрительности перед заключением сделки не потеряли своей актуальности, только немного поменяли цель и последствия проверки.

    Налогоплательщику стоит, как и ранее, проявлять осмотрительность при выборе контрагента, но не с целью доказать впоследствии налоговому органу или суду сам факт его проверки, а для того, чтобы убедиться, что контрагент является добросовестным лицом, ведет реальную деятельность и с ним можно заключить договор без риска негативных налоговых последствий.

    Руководствуясь ст. 54.1 НК РФ, налоговые органы должны будут проверять реальность выполнения сделки контрагентом, поэтому налогоплательщику стоит перед сделкой самостоятельно убедиться, что контрагент располагает необходимыми возможностями и ресурсами для выполнения принятых на себя обязательств по сделке.

    Указанная проверка будет полезна и с точки зрения исключения гражданско-правовых рисков по исполнению потенциальным контрагентом договора.

    Организовать проверку контрагентов можно путем использования специальных профессиональных программ и сервисов.

    Кроме указанных действий, минимизирующих или исключающих и налоговые, и гражданско-правовые риски, рекомендую не пренебрегать и иными, дополнительными способами своей финансовой защиты, а именно, использовать в договорных правоотношениях инструменты гарантий (заверений об обстоятельствах (ст. 431.2 Гражданского кодекса) или возмещения потерь (ст. 406.1 ГК РФ), позволяющие компенсировать понесенные в будущем убытки и (или) потери, связанные с отказом в вычетах по НДС или непринятии в состав расходов соответствующих затрат в связи с недобросовестностью контрагента.

    В настоящее время формируется положительная судебная практика по применению таких гражданско-правовых способов защиты от проблемных контрагентов в сфере налоговых правоотношений.

    Характеристики требований

    Требование достоверности означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. В бухгалтерском учете это требование выражается в сплошной и непрерывной регистрации всех фактов хозяйственной деятельности в хронологическом порядке.

    Важным условием для выполнения данного требования является решение самой организации о степени раскрытия отчетной информации. Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, она имеет право включать в отчетность дополнительные показатели и пояснения.

    Требование нейтральности означает, что при формировании отчетной бухгалтерской информации должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей при игнорировании интересов других. К тому же формирование информации в угоду одних, как правило, налоговых органов, приводит к ее искажению с точки зрения экономического реального состояния дел организации.

    Требование целостности связано с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность данных о всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

    Требование последовательности, закрепляемое учетной политикой организации, означает постоянство избранных способов (методов) от одного отчетного периода к другому. Изменения принятых способов допускаются в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности, что подлежит обязательному подтверждению обоснованности каждого такого изменения.

    Существенной информацией признаются данные бухгалтерской отчетности, без знания которых невозможна достоверная оценка пользователями имущественного и финансового состояния организации. Для выполнения этого требования показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, в случае их существенности должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно.

    В приказе Минфина РФ № 67 н раскрывается принцип существенности
    Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов.

    В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности данные по каждому конкретному показателю должны показываться как минимум за два года – за предыдущий и отчетный. При этом если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период по ряду причин, то данные предшествующего периода подлежат корректировке с последующим раскрытием в пояснительной записке с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

    Требование своевременности означает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и составляемой на его основе отчетности. Для исполнения требования своевременности утвержденный учетной политикой организации документооборот и порядок обработки учетной информации должны обеспечивать формирование в установленные законодательством сроки полной и достоверной отчетности.

    Требование осмотрительности означает большую готовность к признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. Установленный нормативными документами по бухгалтерскому учету порядок позволяет признавать и принимать к учету только отвечающие установленным правилам и документально подтвержденные доходы и активы. При формировании расходов возможно создание объявленных в учетной политике резервов под предстоящие расходы, например, резервы на устранение возможного брака, на ремонт основных средств, на проведение сезонных работ и в других аналогичных случаях.

    Требование приоритета содержания над формой подразумевает порядок, при котором отражение в учете фактов хозяйственной деятельности должно осуществляться исходя, прежде всего, из экономического содержания фактов и условий хозяйствования, и только потом из правовой формы их оформления.

    Например, если организация приобрела по договору купли-продажи непригодное для эксплуатации здание, приняла его по акту приемки-передачи, зарегистрировала в установленном для объектов недвижимости порядке в государственном бюро регистрации и оплатила продавцу, данная сделка тем не менее должна быть завершена в учете на стадии капитальных вложений, поскольку принятый по акту объект не может быть введен в эксплуатацию, без соответствующей реконструкции для приведения его в состояние, пригодное для эксплуатации.

    Поэтому до завершения всех необходимых работ и ввода в эксплуатацию, затраты на приобретение этого здания будут являться фактически объектом незаконченных капитальных вложений, а потому должны отражаться в отчетности в составе незавершенного строительства.

    Требование непротиворечивости обеспечивает тождество учетных записей относительно объектов учета на счетах, в учетных регистрах и соответствующей отчетности. Например, в рамках финансового учета это означает, что информация первичных документов идентична соответствующим записям в регистрах бухгалтерского учета, данные аналитического учета соответствуют данным синтетического учета и правильно отражены в соответствующих формах финансовой отчетности. В соответствии с данным требованием аналогично должна быть обеспечена преемственность информации первичных документов, регистров учета и отчетности.

    Требование рациональности предполагает оптимальную структуру организации учетной работы и учетного аппарата, исходя из условий хозяйствования, объемов организации и экономической целесообразности. В тех случаях, когда информация бухгалтерского учета по конкретным объектам удовлетворяет потребности налогового учета в полном объеме, нет смысла вводить для этих целей дополнительные налоговые регистры, что не противоречит ст. 313 НК РФ.

    Если Вам понравилась статья, возможно, Вас также заинтересует материал «Американские сайты для заработка»

    20. Какие требования предъявляются к учетной политике

    Учетная политика предприятия — совокупность принятых организацией способов ведения бухгал­терского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности).

    Учетную политику предприятия разрабатывают самостоятельно на основе установленных общих правил бухгалтерского учета.

    Учетная политика должна быть неизменной в течение длительного времени, своевременно доведена до налоговых органов и отвечать ряду требований.

    К способам ведения бухгалтерского учета (согласно ПБУ 1/08) относятся:

    • способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости акти­вов;

    • приемы организации документооборота, инвентаризации;

    • способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

    Учетная политика предприятия формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08 в дейст­вующей редакции и утверждается руководителем.

    Каждая организация должна в пределах установленных законодательством способов и приемов сама определять применяемые методы и способы (например, отражения в учете закупок, транспорти­ровки, хранения и реализации товаров и др.).

    Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Измене­ние учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Феде­рации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разра­ботки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения усло­вий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Учетная политика (согласно ПБУ 1/08) должна обеспечивать:

    • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности — всех хозяйственных операций (требование полноты);

    • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности; невозможно ускорить либо задержать регистрацию на счетах бухгалтерского учета операций (требование своевременности);

    • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств (потерь и пас­сивов), чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

    • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

    • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

    • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия — экономное ведение бухгалтерского учета (требование рациональности).

    Требования при выборе учетной политики:

    • постоянство учетной политики в течение длительного периода;

    • регламентация принципов учетной политики действующей нормативной базой;

    • извещение внешних потребителей информации об изменениях в учетной политике. Основные направления учетной политики указаны в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и ПБУ 1/08.

    Требования к учетной политике

    В п. 6 ПБУ 1/2008 изложены требования, которые должна обеспечить учетная политика, то есть учетный процесс должен быть построен таким образом, чтобы он обеспечивал выполнение данных требований. Первое требование — требование полноты, которое подразумевает, что должна быть обеспечена полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности организации. Требование полноты должно проявляться в том числе через порядок формирования базы первичных учетных документов, которая необходима для отражения всех фактов хозяйственных операций в бухгалтерском учете: на счетах учета в системном учете и на забалансовых счетах. Второе требование к учетной политике — это требование своевременности. Его суть в своевременном отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. Третье требование, которое должна обеспечивать учетная политика, — это требование осмотрительности. Оно подразумевает большую готовность организации к признанию в бухучете расходов и обязательств, чем возможных доходови активов. И примером практического применения требования осмотрительности, осторожности является обязанность организации создавать оценочные резервы.

    >Систематизация бухгалтерии

    04.09.2018 | Комментариев нет

    Главная — Консультации

    Требование о представлении документов не пришло по почте

    По итогам I квартала текущего года мы представили в налоговую декларацию по НДС, в которой налог заявлен к возмещению. Проблема в том, что наш офис расположен в промзоне, и почта нас обслуживает абы как. В итоге, письмо из ИФНС о представлении документов для камеральной проверки до нас так и не дошло. Зато из инспекции уже позвонили и сказали, что отправили нам требование более месяца назад, и оно к ним вернулось с пометкой «адресат не найден». Они настаивают на том, чтобы мы сдали «уточненку», в которой налог должен быть заявлен к начислению. Иначе, говорят, выпишут штраф за каждый непредставленный документ. Как же нам быть? Выполнить их просьбу мы никак не можем — за отчетный период заключалась всего лишь одна сделка, а текущие расходы «перекинуть» на другой квартал не представляется возможным.

    Требование о представлении документов, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней с даты его направления. Об этом говорится в п.

    Истребование документов: позиция налоговых органов и взгляд из зала суда

    1 ст. 93 Налогового кодекса. В Письме от 6 мая 2011 г. N 03-02-07/1-159 Минфин России разъяснил, что указанный срок не ставится в зависимость от фактической даты получения налогоплательщиком данного требования. На сбор документов отводится 10 дней с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК). При этом опоздание чревато штрафом по ст. 126 Налогового кодекса, который составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ.
    Вместе с тем в вашей ситуации все не так плачевно. Судя по тому, что вы рассказали, вашей вины в неполучении требования как таковой нет. В соответствии с той же ст. 93 Налогового кодекса налоговики вправе отправить требование по почте заказным письмом только после того, как используют иные способы доставки данного сообщения — лично руководителю организации или его уполномоченному представителю либо в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Поскольку инспекторы до вас все же дозвонились, получается, что они имели возможность известить вас о необходимости получить требование. В вашу пользу сыграет также и то, что организация расположена по своему юридическому адресу. То есть ревизоры не смогут сослаться на то, что вы их не уведомили, к примеру, о переезде. В то же время вы никак не могли представить им запрашиваемые документы, не получив требование, в котором они перечислены. Таким образом, вам следует обратиться в инспекцию, дабы его все-таки получить. Если же после сдачи вами документов инспекция их пересчитает и выпишет штраф по ст. 126 Налогового кодекса, то данное решение следует обжаловать.
    Обратите внимание, в соответствии со ст. 101.4 Налогового кодекса при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, налоговики должны составить акт. Причем в данном случае это событие никак не может пройти мимо вас. Вам дается 10 дней на то, чтобы направить свои возражения. На рассмотрение акта вас обязательно должны пригласить. Поскольку вашей вины во вменяемом вам правонарушении нет, то решение, скорее всего, будет вынесено в вашу пользу. Советуем вам не пускать дело на самотек. Поскольку в работе почты имеются очевидные проблемы, лучше регулярно самим наведываться в инспекцию или связаться с инспектором по телефону. По большому счету ситуацию еще вполне можно разрулить. Если вы сдали декларацию 20 апреля, то «камералка» должна закончиться только 20 июля. Но чтобы уложиться в этот срок, следует запрашиваемые налоговиками документы представить как можно раньше.

    Налоговые проверки

    Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 — основа для составления учетной политики предприятия.

    Требование осмотрительности предполагает следующее.

    Активы не должны быть завышены – это предусматривает:

    — отражение прибыли, реально выявленной на конец отчетного периода:

    — необходимость в образовании определенных резервов, в том числе резервов предстоящих расходов и платежей, но только предусмотренных нормативными документами РФ. Best UK Reside Casinos And The Finest Live Games click this here casinotechnologies.org

    Издержки и пассивы не должны быть занижены – необходимо учесть все ожидаемые обязательства и потенциальные убытки, возникшие за отчетный или за предыдущие финансовые годы.

    3. Приоритет содержания перед формой. Указанное требование предусматривает отражение организацией в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. В том случае, если организация в силу национального законодательства не может руководствоваться при отражении отдельных хозяйственных операций экономическими соображениями, она освещает последствия этого в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

    4. Требование непротиворечивости.

    Что делать, если пришло письмо из налоговой: читаем и отвечаем правильно

    Это требование заключается в соблюдении тождества данных:

    — аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца;

    — показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;

    — экономического содержания аналогичных статей бухгалтерской отчетности на конец предыдущего отчетного периода и на начало текущего отчетного периода.

    5. Последовательность применения учетной политики. Предполагается, что принятые учетные решения применяются последовательно от одного года к другому.

    6. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

    7. Допущение имущественной обособленности предприятия. Имущества и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других юридических лиц.

    8. Требование рациональности. Рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия.

    Подводя итоги, хочется еще раз обратить внимание собственников, руководителей и бухгалтеров организаций на богатство выбора элементов учетной политики и возросшие требования к документированию хозяйственных операций.

    Формальное отношение к подготовке ежегодного приказа по учетной политике организации может привести к убыточности ее деятельности и негативным налоговым последствиям.

    Перейти на страницу: 1234

    Главная — Статьи

    Встречная проверка: проверяем и отвечаем на полученное требование о представлении документов (информации)

    Наверное, каждый бухгалтер хотя бы раз получал от налоговиков требование о представлении документов (информации) в рамках встречной проверки (Статья 93.1 НК РФ). Безусловно, подготовка документов отвлекает от текущей работы, поэтому есть соблазн на него не отвечать. А бывает, что запрашиваемые документы содержат информацию, которую вам не хотелось бы раскрывать инспекторам. Давать или не давать документы? Если вы не боитесь штрафа за непредставление документов (информации) (Статья 129.1 НК РФ) и готовы отстаивать свою позицию при необходимости даже в суде, наша статья для вас. Мы расскажем о том, на что стоит обратить внимание в полученном требовании, чтобы либо отсрочить момент представления документов, либо вообще их не представлять.

    Внимание! Если налоговики решат, что вы необоснованно не представили документы (информацию) по требованию, вас оштрафуют на 5000 руб. (Пункт 1 ст. 129.1 НК РФ). Если же вы в течение года еще раз откажетесь исполнять требование, то штраф увеличится до 20 000 руб. (Пункт 2 ст. 129.1 НК РФ).

    Вспомним главное

    Требование выставляет ваша ИФНС на основании поручения инспекции контрагента (Пункт 3 ст. 93.1 НК РФ). При этом к требованию инспекторы должны приложить копию поручения (Пункт 4 ст. 93.1 НК РФ). Правда, иногда налоговики забывают это делать. И в подобной ситуации один из судов посчитал, что такое нарушение процедуры истребования документов не ущемляет прав организации (Решение АС Свердловской области от 26.03.2008 по делу N А60-1140/2008-С10), а соответственно, нет оснований для непредставления документов.

    В рамках встречной проверки у вас могут попросить представить как документы, так и информацию (Пункты 1, 2 ст. 93.1 НК РФ).
    При этом, если ранее вы представляли какие-либо документы, повторно представлять их не нужно (Пункт 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ). И хотя в НК РФ речь идет о документах, представленных ранее в ходе ваших выездных или камеральных проверок, налоговики стараются не запрашивать у вас даже то, что вы представляли уже в рамках встречных проверок. Ведь согласно их внутренним регламентам представленные вами документы сканируются и заносятся в единую базу (по всем ИФНС). И когда у инспекторов возникает необходимость в этих документах, они просто запрашивают в системе хранения их скан-образы.

    Обсуждаем с руководителем
    Непредставление документов (информации) налоговикам при «встречке» может испортить взаимоотношения с контрагентом. Ведь отказ представлять документы, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут «прибыльные» расходы.

    Если налоговики не проводят камеральную или выездную проверку вашего контрагента, но им нужны данные о ваших взаимоотношениях (обычно это связано с предпроверочной работой в отношении этого контрагента), то инспекторы могут истребовать информацию по интересующей их сделке (Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ). И, так как в НК РФ нет разъяснений, что же подразумевается под информацией, вы имеете право сами решить, в каком виде вам ее удобнее представить, например:
    (или) написать письмо, описав условия сделки;
    (или) просто представить документы по этой сделке.
    Кстати, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» контрагента: скорее всего, его ждет выездная проверка.

    Истребование документов по статье 93 НК РФ

    Российский, д. 66б
    ИНН 0276603129/КПП 027601001

    Инспекции ФНС России
    по г. Электросталь
    144000, г. Электросталь,
    Больничный проезд, д. 3

    В ответ на ваше требование от 22.05.2012 N 15/1058 в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО «Круг» (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как был нарушен порядок истребования документов, установленный п. п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ.

    Ситуация 2.В качестве основания, по которому у вас требуют документы, указано проведение ВНП в отношении вашего контрагента
    Не пожалейте времени и уточните у контрагента, действительно ли у него проходит проверка. Если он не подтвердит эту информацию, можете отказать налоговикам. А если вас оштрафуют за непредставление документов, обращайтесь в суд. Так, например, один из судов признал штраф неправомерным (Постановление ФАС ПО от 06.09.2011 по делу N А72-8582/2010), в частности, потому, что налоговики запросили документы в связи с ВНП, хотя сама проверка началась только через 7 месяцев.
    Но мы советуем быть особо осторожными. Ведь на момент поступления к вам требования контрагент может еще не знать, что у него назначена проверка. А может и целенаправленно ввести вас в заблуждение, например если в своем учете он отразил ваши с ним взаимоотношения не совсем достоверно. Если же вы стопроцентно уверены, что ВНП у контрагента не проводится, ваш отказ налоговикам может выглядеть так.

    В ответ на ваше требование о представлении документов от 07.06.2012 N 09/9431 в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО «Круг» (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как в ходе телефонного разговора с генеральным директором ООО «Круг» Песковым Ю.А. выяснилось, что решение о проведении выездной проверки должностным лицам данной организации не вручалось и ВНП в отношении ООО «Круг» в настоящее время не проводится, а следовательно, вышеуказанное требование не соответствует положениям п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

    Ситуация 3.Вас просят представить информацию по сделке, которую нельзя идентифицировать на основании требования
    Запрашивая у вас информацию о взаимоотношениях с контрагентом без назначения у него проверки, налоговики должны указать, какая конкретно сделка их интересует (Пункты 2, 3 ст. 93.1 НК РФ). Но на практике часто бывает, что они это не отражают, а просто указывают период, за который хотят получить информацию. Тогда можете написать налоговикам подобное письмо.

    В ответ на ваше требование о представлении информации от 07.06.2012 N 09/9431 в связи с проведением мероприятий налогового контроля в отношении ООО «Круг» (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как запрашивается информация по взаимоотношениям за период с 2009 г. по 2011 г. и определить, по какой конкретно сделке необходимо представить сведения, невозможно.

    А если налоговики вас за это оштрафуют, суды будут на вашей стороне (Постановления ФАС МО от 30.04.2009 N КА-А40/3266-09; ФАС ЗСО от 29.12.2010 по делу N А27-4698/2010).
    Ситуация 4.Проводится камеральная проверка деклараций вашего контрагента, а у вас запросили документы за период, превышающий налоговый (отчетный) период по декларации
    Например, налоговики проверяют в рамках камеральной проверки декларацию по НДС вашего контрагента за I квартал 2012 г. Однако в ходе встречной проверки просят вас представить счета-фактуры, выставленные в период с 2010 г. по I квартал 2012 г., ведь, по мнению Минфина, в законодательстве отсутствует ограничение по периоду, за который могут быть запрошены документы (Письмо Минфина России от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519). Если ваши операции с проверяемым контрагентом «чистые», отдайте налоговикам документы за тот период, за который они просят. Если же все документы представлять не хочется, уточните у вашего контрагента, какие из выставленных ему счетов-фактур относятся к периоду, проверяемому камерально, и представьте именно их (Постановление ФАС ЦО от 09.08.2010 по делу N А68-13557/09). Представляя документы частично, вы можете дополнить свое сопроводительное письмо следующей записью.

    Запрашиваемые в связи с проведением камеральной проверки декларации по НДС за I квартал 2012 г. ООО «Круг» (ИНН 5053513901/КПП 505301001) счета-фактуры N 105 от 09.04.2010, N 229 от 30.08.2010 не могут быть представлены, так как по информации, полученной от главного бухгалтера ООО «Круг» Сосновой З.А., данные документы не относятся к проверяемому периоду.

    Ситуация 5.Перечень документов в требовании не совпадает с перечнем в поручении
    Потратив время на сверку перечней в требовании и в поручении, вы обезопасите себя от представления лишних документов. Ведь встречная проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагента (Пункт 1 ст. 93.1 НК РФ), а значит, инспекторы именно той ИФНС и решают, какие документы им нужны. Однако вы можете обнаружить, что ваши инспекторы «подправили» перечень истребуемых документов:
    (или) в поручении документов указано больше, чем в требовании. Представляйте документы, указанные только в требовании. Ведь вы обязаны исполнить именно его (Пункт 5 ст. 93.1 НК РФ). Если инспекторы из вашей ИФНС что-то забыли включить в требование, ничего страшного — они выставят новое, на основании которого вы и представите не запрошенные первоначально документы;
    (или) в требовании указано больше документов, чем в поручении. Например, вашим налоговикам очень нужен какой-нибудь договор, но у них нет законных оснований затребовать его у вас. Поэтому они попытаются добыть этот документ не совсем законным способом. Несмотря на то что вы обязаны исполнить требование, представлять документы, которых нет в поручении, не надо. И налоговики не вправе штрафовать за это (Постановление ФАС УО от 27.01.2012 N Ф09-8983/11). Отказываясь представлять документы, отсутствующие в поручении, в письме напишите следующее.

    Запрашиваемый в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО «Круг» (ИНН 5053513901/КПП 505301001) договор купли-продажи N 17-к от 27.11.2009 не может быть представлен, так как в поручении ИФНС России по г. Электростали от 01.06.2012 N 12-11/5022, на основании которого выставлено требование о представлении документов от 07.06.2012 N 09/9431, данный договор не указан.

    Когда бухгалтеры ошибочно полагают, что требование можно не исполнять

    Иногда бухгалтеры считают, что имеют полное право не представлять документы по требованию. Но на самом деле они заблуждаются.
    Ситуация 1.Запрашиваемый документ датируется периодом, превышающим 3 года, предшествующие проверке
    Например, при проведении в 2012 г. ВНП вашего контрагента за 2010 — 2011 гг. налоговики просят вас представить конкретный договор, заключенный с ним в 2008 г. В этой ситуации вам придется дать налоговикам то, что они хотят, но только при условии, что данный договор действовал в течение проверяемого периода (то есть в 2010 — 2011 гг.) (Подпункт 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).
    Но это касается только тех случаев, когда указаны реквизиты необходимых налоговикам документов. Если же в требовании указан просто период (например, 2008 — 2011 гг.), вы можете не представлять документы за 2008 г., так как этот период выходит за рамки 3 лет, подлежащих проверке. Однако так поступать мы советуем только в тех случаях, когда контрагент подтвердит вам, что он не представлял уточненку за 2008 г. (Пункт 4 ст. 89 НК РФ).
    Ситуация 2.Вы получили требование по «встречке» в тот момент, когда приостановлена ваша ВНП
    Документы по встречной проверке в этом случае вам придется представить. Ведь в период приостановления налоговикам запрещается истребовать у вас документы исключительно в рамках вашей ВНП (Пункт 9 ст. 89 НК РФ). А здесь получается, что инспекторы просят документы не для себя, а для своих коллег, проверяющих вашего контрагента. То есть в рамках этого требования проверяют не вас, а его. А соответственно, ограничение по истребованию документов на эту ситуацию не распространяется.

    * * *

    Способы отказать налоговикам в представлении документов есть, но их применение не всегда проходит безболезненно. Поэтому решите для себя, что вам удобнее: дать то, что просят инспекторы, или попробовать отстоять свою позицию. И напоследок хотим вам посоветовать: если требование составлено с нарушением, не игнорируйте его полностью, лучше письменно объясните налоговикам (со ссылкой на НК) причину своего отказа.

    Что такое осмотрительность

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *