Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке

Содержание

Будь готов к трудовой проверке

Порядок начисления и уплаты налогов проверяет только налоговая инспекция, а вот по вопросам трудового законодательства в организацию может прийти и прокуратура, и трудовая инспекция, и Роскомнадзор, и миграционная служба. Какие документы представить каждому проверяющему, сколько времени будет длиться проверка, правомерны ли претензии и как их исправить? Такие вопросы задает себе, наверное, каждый кадровик. Эти и другие ситуации, возникающие при трудовых проверках, разобрала Валентина Андреева, профессор кафедры трудового права Российской Академии Правосудия при ВС РФ, к. и. н. на очередном онлайн-семинаре, проводимом компанией «Гарант».

Журнал проверок в организации ранее никогда не велся, но сейчас перед плановой проверкой будет заведен. Будет ли это считаться нарушением, и если да, то какой штраф будет наложен?

С мая 2009 года все организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок (п. 8. ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее – Закон № 294-ФЗ). В него должностные лица государственных и муниципальных органов вносят данные по проведенной проверке: кто ее проводил, даты начала и окончания проверки, ее цели, задачи и предмет, правовые основания, выявленные нарушения и выданные предписания и прочее. Типовая форма журнала установлена законодательством (Приказ Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), а сам он должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью компании или ИП (п. 10 ст. 16 Закона № 294-ФЗ). Отсутствие такого журнала будет отражено в акте проверки, но штрафные санкции за такое нарушение не предусмотрены. Если организация самостоятельно, до прихода проверяющих устранила такое нарушение, то никаких претензий со стороны инспекторов быть не должно.

Что делать, если внеплановая проверка в отношении компании инициирована по анонимной жалобе? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право».

Оставить заявку

БЛАНКИ

Типовая форма журнала учета проверок

Другие бланки

Напомню, что такой журнал по сути больше нужен самой организации, чем проверяющим. Ведь в нем отражаются проведенные проверки и период, за который проверяли. У каждого проверяющего органа есть свои ограничения по периодичности проведения плановых проверок. Например, трудовая инспекция не может провести проверку, если не прошло три года с последней плановой. А если назначена проверка до истечения этого срока, то журнал поможет вам отстоять свои права и признать такую проверку недействительной.

НАША СПРАВКА

По трудовым вопросам организацию могут проверять:

  • Федеральная трудовая инспекция – один раз в три года (ст. 9 Закона № 294-ФЗ);
  • Генеральная прокуратура – один раз в три года (ст. 9 Закона № 294-ФЗ);
  • Роскомнадзор – один раз в три года (ст. 9 Закона № 294-ФЗ);
  • ФМС России – один раз в пять лет (п. 43 Административного регламента исполнения ФМС России, ее территориальными органами и МВД России, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. приказом ФМС России и МВД России от 1 августа 2013 г. № 338/587);
  • ПФ России и ФСС России – (ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Где в организации должен храниться журнал проверок: в кадрах, бухгалтерии или в секретариате?

Журнал проверок создается один на всю организацию вне зависимости от того кто проверяет: трудовая инспекция, Роскомнадзор, прокуратура или миграционная служба. Большой разницы, у кого он будет храниться, нет, но целесообразнее передать его секретарю. Срок хранения журнала – пять лет после его окончания (ст. 176 разд. 1.3 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, далее – Перечень типовых документов и сроков их хранения, утв. приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558).

В приказе о проведении проверки указан срок ее проведения – 40 часов. Как учитывать эти часы? Нужно ли учитывать при этом максимальный 20-дневный срок?

Срок проведения документарной или выездной проверки не может превышать 20 дней (п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). Однако если проверяется малое предприятие, то срок будет только 50 часов, а для микропредприятий – 15 часов (п. 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). В нашем случае проверяющие установили срок в 40 часов, и о днях здесь речь не идет. Для расчета часов используется график работы организации: если установлен восьмичасовой рабочий день, то проверяющие могут находиться не более пяти полных дней.

Зарплата сотрудникам начисляется на банковские карточки. При проведении проверки трудовой инспекцией проверяющие попросили подтверждение того, что сотрудникам выдаются расчетные листки. Какие документы должна предоставить компания?

В ТК РФ прописана обязанность работодателя при выплате зарплаты сотрудникам извещать их о составных частях зарплаты, о размерах дополнительных выплат и удержаний и об общей сумме, подлежащей выплате (ст. 136 ТК РФ). Роструд также напомнил, что расчетный листок должен выдаваться не позднее дня окончательного расчета с сотрудником за месяц даже в случае выплаты зарплаты на банковскую карточку работника (письмо Роструда от 18 марта 2010 г. № 739-6-1).

Чтобы подтвердить фактическую выдачу расчетных листков, в некоторых организациях их передают работникам под роспись с указанием даты выдачи. Однако такой вариант подойдет для небольших организаций, ведь хранить эти данные за несколько лет достаточно накладно.

По моему мнению компания может пойти и по более простому пути. Расчетные листки формируются на компьютере, но не распечатываются, а в локальном нормативном акте (например, положении об оплате труда) предусматривается возможность получить расчетный листок в день выплаты зарплаты, а также любой другой день за любой месяц в бухгалтерии при устном обращении сотрудника.

Вне зависимости от того, какой механизм использует компания, ей следует прописать его в справке-пояснении, которая предоставляется в ходе проведения проверки трудовой инспекцией.

ПОЗИЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПО Г. МОСКВЕ

В соответствии с ч. 1-2 ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

  • о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
  • о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы , оплаты отпуска, выплаты при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
  • о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
  • об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Из письма Роструда от 18 марта 2010 г. № 739-6-1 следует, что расчетные листки должны выдаваться при выплате заработной платы. Порядок выдачи расчетных листков, в том числе при перечислении зарплаты на банковскую карту, законодательством не определен. Данный порядок может быть установлен в локальном акте, определяющем форму расчетного листка.

В силу ч. 1, ч. 4 ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей-физлиц, не являющихся ИП, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормами трудового законодательства не установлена форма и порядок ознакомления работников с расчетными листками, однако, следует учитывать, что при отсутствии документов, подтверждающих выдачу расчетного листка, при обращении работника в суд с соответствующим исковым заявлением, работодателю необходимо будет представить доказательства, подтверждающие надлежащее исполнение обязанности, предусмотренной ст. 136 ТК РФ.

Какие документы смотрит трудовая инспекция при проверке размера выплачиваемой зарплаты?

Документы, подтверждающие размер выплачиваемой зарплаты, – это бухгалтерские документы: ведомости по начислению зарплаты – расчетная ведомость (форма № Т-51, утв. Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», далее – Постановление Госкомстата), платежная ведомость (форма № Т-53, утв. Постановлением Госкомстата) и расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49, утв. Постановлением Госкомстата); документы, подтверждающие факт перечисления зарплаты на карточки работников (платежные поручения) и трудовые договоры в части описания порядка начисления зарплаты.

БЛАНКИ

Форма № Т-51 «Расчетная ведомость»

Форма № Т-53 «Платежная ведомость»

Форма № Т-49 «Расчетно-платежная ведомость»

Другие бланки

Инспектор обязал компанию заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам с указанием конкретных чисел (дней) выплаты зарплаты. До этого была отсылка к правилам внутреннего трудового распорядка, в которых указывались конкретные дни выплаты зарплаты. Насколько правомерно требование проверяющего?

Инспектор был абсолютно прав, что заставил компанию заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам. Ведь компания нарушала нормы ТК РФ, в которых указано, что зарплата выплачивается один раз в полмесяца в день, указанный в коллективном договоре, трудовом договоре, в правилах внутреннего трудового распорядка (абз. 6 ст. 136 ТК РФ). В этой норме законодатель не предусмотрел вариативности: или в договоре, или в правилах. Здесь речь идет о том, что день выплаты зарплаты нужно указать и в трудовом, и в коллективном договоре, и в правилах внутреннего трудового распорядка.

Генеральный директор, когда уходит в отпуск, возлагает свои обязанности на другого сотрудника. При этом составляется служебная записка в отдел кадров о временном возложении обязанностей на сотрудника, приказ руководителя о возложении обязанностей с письменным согласием самого работника. При проведении проверки трудовой инспекцией, проверяющие сказали, что необходимо еще составлять и дополнительное соглашение к трудовому договору сотрудника, на которого эти обязанности возлагают. Правомерны ли их требования?

Да, требования проверяющих из трудовой инспекции правомерны. В этом случае нарушаются нормы ст. 60.2 и ч. 2 ст. 151 ТК РФ в которых указан порядок совмещения профессий и условия оплаты. Там также прописано, что «размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы». А значит, необходимо составлять дополнительное соглашение к трудовому договору в котором и прописывать размер оплаты за совмещение должностей.

Правда, есть и другой вариант. Если в компании обязанности директора, ушедшего в отпуск, выполняет один и тот же сотрудник, то можно в его трудовом договоре прописать все необходимые положения: в каком случае какие обязанности на него возлагаются и какая оплата за них причитается. Эти обязанности надо внести и в должностную инструкцию. В этом случае составлять дополнительное соглашение к трудовому договору уже не нужно. Также не нужно составлять и служебную записку, а в приказе о замещении директора нужно сослаться на положения трудового договора и должностной инструкции. В этом случае зарплата сотрудника на время замещения директора будет выплачиваться с доплатой согласно трудовому договору.

При приеме на работу на должность директора необходима справка об отсутствии дисквалификации. Где и кому ее можно получить?

Справку может получить любое заинтересованное лицо: как сам претендент на должность генерального директора, так и организация, разместившая вакансию, в любом отделении территориальной налоговой инспекции вне зависимости от места регистрации заинтересованного лица или того, о ком просят предоставить сведения (п. 2, п. 5 Порядка предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц, утв. приказом ФНС России от 6 марта 2012 г. № ММВ-7-6/141@, далее – Порядок). Для этого нужно составить запрос с указанием сведений как о запрашиваемом, так и о заинтересованном лице, а также контактные данные и способ получения ответа (п. 4 Порядка). Запрос можно или лично отнести в налоговую, или отправить по почте или заполнить специальную электронную форму на официальном сайте ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 5, п. 7 Порядка). В последнем случае он должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью лица, направившего запрос. Срок обработки запроса – не более пяти дней с момента получения (п. 13 Порядка). Если сведения запрашивает организация, то придется заплатить сумму в размере одного МРОТ – 100 руб. (п. 11 Порядка, п. 4 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц», ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»). Запрос сведений от физического лица в отношении самого себя бесплатный.

БЛАНКИ

Образец запроса на предоставление информации из реестра дисквалифицированных лиц для юридических лиц

Другие бланки

При увольнении работника личное дело сдается в архив. Могут ли документы, имеющие разные сроки хранения, хранится в одном личном деле?

Сроки хранения кадровой документации установлены в ст. 656 разд. 8 Перечня типовых документов и сроков их хранения. Несмотря на то, что в личном деле хранятся документы с разными сроками хранения, общий срок устанавливается по документу с наивысшим сроком (трудовой договор и другие) – 75 лет.

Что проверяет ГИТ при плановой проверке?

Надзорная деятельность трудовой инспекции направлена на обнаружение любых нарушений законодательства о труде и привлечение виновных в них лиц к ответственности. Для этого законом как раз и предусмотрена такая форма надзора, как проведение плановых и внеплановых проверок (ст. 356 ТК РФ).

Методические рекомендации (подп. 2.6 п. 2) выделяют комплексные и тематические плановые проверки ГИТ. Предмет первых — соблюдение трудового законодательства в целом (по основным институтам трудового права). Тематические проверки могут касаться определенного аспекта трудовых отношений, например:

  • их надлежащего оформления;
  • оплаты труда;
  • заключения коллективного договора;
  • рабочего времени и времени отдыха;
  • предоставления гарантий и компенсаций;
  • обеспечения средствами индивидуальной защиты;
  • оформления и расследования несчастных случаев на производстве;
  • соблюдения трудовых прав женщин и т. д.

На практике в планах в качестве цели проверки указывается «соблюдение законодательства о труде и об охране труда». Предугадать заранее, что именно будет интересовать инспекторов, вряд ли возможно.

ГИТ также вправе проверять выполнение предписаний об устранении нарушений и проведении мероприятий по их предотвращению, выданных по результатам ранее проведенных проверок.

Соблюдение работодателем условий локальных нормативных актов (ЛНА), коллективных и трудовых договоров прямо не включено в предмет проверок ГИТ. Но обязанность по их исполнению установлена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Поэтому проверки проводятся и в этой части.

Как узнать, когда будет плановая проверка ГИТ в 2018 году?

Как узнать, когда будет проверка трудовой инспекции? Сделать это можно 2 способами:

  • Во-первых, трудовые инспекции по субъектам РФ обязаны публиковать планы на официальном сайте в интернете (ч. 5 ст. 9 закона 294-ФЗ). Обычно план размещается в виде файла в формате Excel. Среди прочих сведений указывается и месяц начала проверки. Срок размещения — до 1 декабря года, предшествующего году проверки (п. 40 Регламента).
  • Во-вторых, в срок до 31 декабря каждого года сведения о проверках на будущий год включаются в единый сводный план проверок субъектов предпринимательства (ч. 7 ст. 9 закона 294-ФЗ).

На сайте Генеральной прокуратуры РФ имеется сервис, позволяющий выяснить наличие запланированных в отношении предприятия проверок (причем не только со стороны ГИТ). Для этого достаточно ввести хотя бы ИНН организации или предпринимателя. В результате будут показаны:

  • проверяющие органы;
  • предмет проверки;
  • месяц начала проверки;
  • срок проверочных мероприятий.

Конкретную дату начала проверки заранее узнать невозможно. Однако, согласно ч. 12 ст. 9 закона 294-ФЗ, о начале контрольных мероприятий предприятие уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения путем направления копии соответствующего приказа.

Периодичность планового контроля трудовой инспекции

Ранее проверки ГИТ проводились не чаще, чем 1 раз в 3 года. С февраля 2017 года при осуществлении надзора в сфере труда применяется риск-ориентированный подход (п. 17 Положения). Планы проверок на 2018 год были сформированы уже с учетом этого подхода.

Суть подхода в том, что всем организациям и предпринимателям присваивается определенная категория риска. Порядок ее присвоения урегулирован Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В зависимости от категории риска устанавливается частота проверок:

  • высокий — 1 раз в 2 года;
  • значительный — 1 раз в 3 года;
  • средний — 1 раз в 5 лет;
  • умеренный — 1 раз в 6 лет.

ВАЖНО! Плановые проверки предприятий с низким риском не проводятся. Если категория риска не была присвоена, предприятие считается обладающим низким риском.

Сведения о компаниях с первыми двумя категориями риска публикуются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости. Кроме того, любое предприятие может узнать свою категорию риска по письменному запросу в Государственную инспекцию труда. Ответ направляется в течение 15 рабочих дней с момента поступления запроса. Имеется возможность подать заявление об изменении категории риска.

В отношении предприятий, ведущих деятельность в сферах здравоохранения, электроэнергетики, образования и некоторых других, установлены особые сроки проверок вне зависимости от категории риска (см. ч. 9 ст. 26.1 закона 294-ФЗ; Перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944). Их могут проверять даже чаще, чем 1 раз в 2 года.

Принципы формирования плана проверок ГИТ

Исчерпывающий перечень оснований для проведения плановых проверок трудовой инспекции установлен в ч. 8 ст. 9 закона 294-ФЗ. Ими являются истечение обозначенных выше сроков со дня:

  • Регистрации организации или предпринимателя.
  • Окончания предыдущей плановой проверки.
  • Начала ведения предприятием определенных видов предпринимательской деятельности.

В случае проведения безосновательных проверок одновременно наступают следующие последствия:

  • результаты их недействительны;
  • виновные должностные лица подлежат административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 26.1 закона 294-ФЗ плановые проверки до конца 2018 года не проводятся в отношении субъектов малого бизнеса. Есть 2 исключения:

  1. Компании, для которых установлены особые сроки проверок (о них мы упоминали ранее).
  2. Предприятия, которые по итогам предыдущей плановой проверки, проведенной в течение 3 предшествующих лет, привлекались к административной ответственности за грубые нарушения законодательства либо понесли наказание в форме приостановления/отзыва лицензии, дисквалификации, приостановления деятельности.

Необоснованно включенные в план проверок субъекты малого предпринимательства имеют право подать заявление об исключении из этого плана.

Отметим, что наличие оснований для плановой проверки еще не означает, что компанию непременно включат в план. И если она не попала в утвержденный план, то включение ее туда в последующем не допускается. Исчерпывающие основания для корректировки плана содержатся в п. 41 Регламента. Касаются они лишь исключения из плана и изменения сведений о проверяемых.

Полномочия инспекторов при проведении проверок

Права государственных инспекторов труда закреплены в ст. 357 ТК РФ. Так, в рамках проверки они могут:

  • в любое время суток беспрепятственно посещать территорию любых работодателей (в том числе и физических лиц);
  • запрашивать у работодателей документы, объяснения и иную информацию;
  • отбирать для анализа образцы обрабатываемых и используемых веществ и материалов и т. д.

Кроме того, на основании ст. 12 Конвенции МОТ инспектора ГИТ могут задавать вопросы непосредственно персоналу предприятия.

Вместе с тем проверяющие должны неукоснительно соблюдать требования закона (ст. 358 ТК РФ). Работодателю необходимо изучить, какие обязанности и ограничения установлены для инспекторов. В случае нарушений следует обжаловать их действия. Так, пройти на территорию работодателя инспектора могут только при предъявлении служебных удостоверений и приказа о проверке (п. 47 Регламента).

Ограничения для проверяющих установлены в ст. 15 закона 294-ФЗ. Например, запрещено:

  • проводить проверку в отсутствие руководителя предприятия, предпринимателя, другого должностного лица или уполномоченных ими представителей;
  • запрашивать сведения, не относящиеся к предмету проверки;
  • распространять полученную в ходе проверки информацию, составляющую охраняемую законом тайну;
  • предлагать оплатить контрольные мероприятия;
  • требовать информацию до начала проверки и т. д.

Безосновательное воспрепятствование проверяющим или уклонение от проверки грозит работодателю штрафами по ч. 1 ст. 19.4 и/или ст. 19.7 КоАП РФ.

Какие документы может потребовать ГИТ?

Представители трудовой инспекции вправе требовать от работодателя любые документы, относящиеся к предмету проверки. Среди них:

  1. Устав организации, свидетельства о регистрации и о постановке на учет в налоговой инспекции, положение о филиале и т. д.
  2. Кадровые документы: трудовые и коллективные договоры, трудовые книжки, приказы, штатное расписание, табели учета рабочего времени и др.
  3. Локальные нормативные акты: об оплате труда, о персональных данных, командировках, правилах внутреннего трудового распорядка, об охране труда и т. д.
  4. Бухгалтерские документы, касающиеся начисления и выплаты заработной платы: платежные ведомости, лицевые счета, расчетные листки и т. д.
  5. Журналы инструктажей по технике безопасности, по учету несчастных случаев и пр.

ВАЖНО! Инспектора не имеют права запрашивать сведения, которые они могут получить в рамках межведомственного взаимодействия: сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, данные о состоянии расчетов по страховым взносам и т. д. (п. 8 ст. 15 закона №294-ФЗ, п. 51.1 Регламента).

Закон не устанавливает ограничений по периоду, за который проводится проверка. Вместе с тем возможно, что срок хранения документов истек и они были уничтожены. Тогда работодатель может не предоставлять эти документы, направив письменные объяснения о причинах их отсутствия. Отметим, что сроки хранения кадровых документов и прочих документов, относящихся к трудовым отношениям, установлены в перечне, утв. приказом Минкульта от 25.08.2010 № 558.

***

Плановые контрольные мероприятия ГИТ направлены на выявление, пресечение нарушений трудового законодательства и привлечение виновных к ответственности. Проверка может быть посвящена как общим институтам трудового права, так и специфическим. Узнать заранее, какие документы заинтересуют надзорный орган, невозможно. Работодателю рекомендуется ежегодно знакомиться с планом проведения проверок, чтобы встретить инспекторов во всеоружии.

Как узнать о выездной проверке в отношении вашей фирмы

Выездная проверка проводится непосредственно в вашем офисе. Но в редких случаях, когда налогоплательщик по разным причинам не может предоставить место для проверки, она может осуществляться в самой инспекции. Отметим, что это скорее исключение из правил и встречается очень редко.

В соответствии с законом, налоговики не обязаны предупреждать вас о том, что будет осуществлена проверка. Но на практике о предстоящих мероприятиях все-таки извещают.

Представитель налоговой может просто позвонить руководителю или главному бухгалтеру либо направить письмо в адрес компании.

Вы можете также узнать о проведении проверки самостоятельно, ничего противозаконного в этом нет.

По словам самих сотрудников ФНС, выездные проверки чаще всего грозят тем предпринимателям и компаниям, в деятельности которых ранее уже выявляли нарушения.

График выездных проверок нигде не публикуется, он носит конфиденциальный характер, а также может меняться на протяжении всего календарного года.

В любом случае на сайте ФНС можно ознакомиться с концепцией планирования, в которой отражены все критерии, по которым вы сможете проанализировать, ждать вам гостей из налоговой или нет.

А сейчас подробнее поговорим об уведомлении о выездной проверке.

Внеплановая проверка

Процедура проведения такой проверки особо не отличается от плановой. Есть только одно исключение.

Для того чтобы посетить вашу компанию внезапно, налоговикам не нужно ждать разрешения вышестоящей инстанции. Но и основания для подобного рода проверки должны быть вескими.

Например:

  • Деятельность вашей компании наносит ущерб здоровью людей;
  • Деятельность компании опасна для жизни окружающих;
  • Своей деятельностью организация наносит ущерб культурному наследию государства;
  • Вы не устранили нарушения, которые были выявлены ранее;
  • Есть требование прокуратуры о проведении внеплановой проверки.

Ситуации бывают такого характера, когда проверку нужно проводить экстренно, безотлагательно. Для этого в прокуратуру налоговики направляют извещение и в течение суток начинается проверка в отношении вашей компании.

Этапы осуществления

Любая проверка начинается с того, что принимается решение о ее проведении. Составляется специальный документ, который вам вручат по факту приезда инспекторов.

Будьте полностью готовы и к тому, что могут истребовать документацию, которая к главной причине приезда проверяющих отношения не имеет. Также налоговики могут осмотреть территорию, провести полную инвентаризацию.

Если возникнет необходимость, будут взяты на экспертизу образцы документации. Могут быть приняты и более радикальные решения, документы могут изъять в полном объеме.

Что касается сроков проведения, то минимум он составляет 2 месяца. Но проблема в том, что законодатель разрешает как продлевать ее, так и приостанавливать.

У инспектора есть полное право проводить проверку в течение полугода, а с приостановлением вообще до 9 месяцев. Если учитывать все нормы закона, то проверка может производиться 15 месяцев.

Далее рассмотрим, как проводится выемка документации при выездной проверке.

Порядок выемки документации

Для того чтобы это мероприятие было проведено, требуются серьезные основания.

В частности:

  • У налоговиков есть основания полагать, что вы скрываете или намеренно можете уничтожить документацию;
  • Чтобы проанализировать документацию, проверяющим нужны оригиналы, а не копии.

Кто может присутствовать при выемке:

  • Сотрудники вашей компании;
  • Понятые, не имеющие отношения ни к ФНС, ни к проверяемой организации;
  • Приглашенные специалисты.

Перед тем как изъять бумаги, проверяющий должен показать вам постановление и разъяснить ваши права и обязанности.

Затем предлагается отдать документацию добровольно. Если вы отказываетесь, изъятия пройдет принудительно. Если вы также отказываетесь открыть помещение, где хранятся документы, проверяющий может вскрыть его сам, при этом избегая повреждений запирающих механизмов.

Нельзя проводить это мероприятие в ночное время суток. Ночным временем считается период от 22.00 вечера до 6.00 утра. Каждый предмет упаковывается в присутствии участников выемки.

Как оформить

Изъятие бумаг производится на основе постановления.

В нем должны содержаться:

  • Дата и место его составления;
  • Фамилия и инициалы инспектора, с указанием должности;
  • Основания для изъятия;
  • Опись всех подлежащих изъятию бумаг.

Оформление результатов проверки проводится посредством протокола, в котором указывается вся информация о результатах мероприятия.

Если проверяющий явно нарушает требования закона, не молчите, а заявите об этом. Изъятие документации – случай исключительный, в остальных ситуациях – это превышение полномочий проверяющим лицом.

Как проводят проверку обособленного подразделения

Если у вашей компании есть подразделения, то проверяющие могут посетить и их, а не только главный офис.

Отметим, что обособленным подразделение считается, если:

  • Подразделение находится в другом городе либо регионе;
  • В подразделении должны быть рабочие места.

Филиалы могут проверять отдельно, а также в комплексе с общей проверкой фирмы.

Самостоятельная проверка проводится налоговой той территории, на которой это подразделение находится. При этом проверяться могут только филиалы и представительства компании.

Решение о проведении проверки также принимает руководитель регионального отдела ФНС либо его заместитель. Руководителя подразделения об этом уведомляют, а он должен подготовить необходимую документацию для проверяющих.

После проверки составляется акт, один экземпляр которого остается в подразделении, а копия направляется в ФНС.

В том случае, если по факту проверки выявлены нарушения, возникает закономерный вопрос: как исправить ситуацию и кто будет нести за это ответственность?

Ответ содержится в Налоговом кодексе: ответственность всегда несут юрлица и физлица. Но обособленное подразделение – не отдельное юрлицо, а значит вся ответственность ложится на плечи основного офиса.

Проведение проверки при ликвидации компании

Нередко не только мелкие, но и крупные компании не могут удержаться на плаву из-за кризисных явлений в экономике. В такой ситуации руководитель принимает решение провести ликвидацию компании.

При этом стоит знать, что ликвидация может осуществляться как в добровольном порядке, так и в принудительном.

Далее поговорим о том, как осуществляются выездные налоговые проверки, если компания находится в процессе ликвидации.

Основания для проверки

Чаще всего проверяют ООО. Представители налоговой выясняют, какие обязательства компания не выполнила и почему. Поэтому изначально, после принятия решения о ликвидации организация должна поставить в известность об этом налоговую инспекцию.

Важно то, что ФНС может и отказаться от проведения такой проверки, но в этом случае требовать от компании возврата неуплаченных средств инспекторы не смогут.

Запомните, что проверка – это право ФНС, а не обязанность.

Правила проведения

  • Вы должны предоставить инспекторам помещение, в котором они смогут проверять документацию;
  • Проверке подвергаются только документы за последние три года;
  • Если вы руководитель компании, то можете присутствовать на каждом этапе проверки.

На практике выездную проверку чаще всего проводят. Поэтому, если решили закрыть компанию, подготовьте всю необходимую документацию.

Как происходит обжалование решения по выездной налоговой проверке

Если вы не согласны с результатом проверки, у вас есть право его обжаловать.

Это происходит следующим образом: как только вы получите акт выездной проверки, у вас будет ровно месяц, чтобы предоставить в налоговую свои возражения. Для полноты картины прикладывайте документы, которыми вы можете эти возражения обосновать.

Ваши возражения рассмотрит руководитель той инспекции, которая осуществляла проверку вашей компании.

На рассмотрение у него есть десять дней. Этот срок он может и продлить, но не более, чем на 1 месяц. Также вы можете участвовать в рассмотрении лично.

Как только ваши возражения рассмотрят, будет вынесено решение.

Оно может быть следующим:

  • Вас привлекут к ответственности за нарушение налогового законодательства;
  • В привлечении будет отказано.

Кроме этого, обжаловать решение ФНС вы можете, обратившись в судебные органы.

В заключительной части нашего разговора хотелось бы привести несколько рекомендаций специалистов, рассказывающих о том, как предпринимателю правильно вести себя в ситуации, когда налоговые инспекторы приехали с проверкой к нему в офис.

Как предпринимателю вести себя в случае проверки

Запомните одну важную деталь: инспектор ФНС может прийти в ваш офис только с решением вышестоящего руководства, причем не допускается только указание фамилии руководителя, обязательна расшифровка.

Кроме этого, вам следует:

  • Попросить у инспектора перечень вопросов, которые имеются к вам. Это информация несекретного характера, поэтому вы имеете право ознакомиться с ней;
  • Постарайтесь дать разъяснения по всем нюансам, которые неясны для инспектора;
  • Внимательно относитесь к требованиям проверяющего, обдумывайте, какие последствия могут быть в будущем;
  • По возможности исправьте все мелкие недочеты;
  • Фиксируйте нарушения, которые допускают ревизоры;
  • Сохраняйте максимальное спокойствие, не стоит нервничать, а тем более грубить проверяющим.

Даже у самых законопослушных руководителей налоговые проверки вызывают состояние тихого ужаса. Штрафов и других негативных последствий боятся все.

Для того чтобы таких последствий не было, будьте всегда готовы к проверкам разного рода. Устраняйте вовремя недочеты, уплачивайте налоги, не пытайтесь скрыть доход и претензий к вашей компании у налоговых органов просто не будет.

Правило № 1. Не паниковать и вести себя нейтрально-добродушно

Каким бы банальным не казался данный совет, сдержанное и нейтральное поведение в ходе проверки поможет избежать ошибок, вызванных эмоциональным перенапряжением. Нужно понимать, что сотрудники проверяющих органов – простые люди, выполняющие свою работу. Они, разумеется, вам не друзья, но и врагами они также не являются.

Агрессивное поведение лишь отвлечет ваше внимание и не позволит контролировать ситуацию, что зачастую является залогом успеха. Умеренно добродушная беседа позволит вам выяснить прямую, а может быть, и косвенную цель проверки, что даст вам дополнительное время для планирования дальнейших шагов.

Правы вы или нет, но запомните навсегда – никогда не оказывайте сотрудникам проверяющих органов силового противодействия. Ни к чему хорошему это не приведет и может вылиться в ответственность по ст. 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»), вплоть до лишения свободы сроком в 10 лет. Если по вашему мнению в ходе проверки допускаются грубые нарушения закона, это может стать основанием для оспаривания результатов такой проверки и привлечения контролеров к ответственности. Смотрите в этой связи правило № 6.

Правило № 4. Отвечать на вопросы контролеров строго в рамках трудовой функции

Представители контролирующих органов любят задавать наводящие вопросы и выпытывать нужную им информацию. При этом отличным источником такой информации выступают сами сотрудники проверяемой компании, готовые делиться своими мыслями и догадками. Такая сговорчивость усугубляется стрессом и в итоге может дорого обойтись работодателю.

Поэтому важно, чтобы каждый работник отвечал только на те вопросы, которые непосредственно относятся к его трудовой функции, закрепленной в трудовом договоре и должностных инструкциях. Например, штатный программист по характеру работы не должны знать о том, с какой целью компанией приобретались прокатные станки и сколько они стоили. Даже если он догадывается, лучше всего ответить «Не уверен, это не входит в круг моих должностных обязанностей».

Разумеется, следует заблаговременно провести беседу с работниками, рассказать им, как стоит себя вести при общении с контролерами, успокоить тем, что ст. 307 УК РФ («Заведомо ложные показания») к ним неприменима и для верности грамотно оформить должностные инструкции работников. Более того, каждый работник компании всегда может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и отказаться свидетельствовать против себя и своих близких.

Правило № 5. Передавать документы только по описи

Все документы компании должны передаваться контролерам строго по акту приема-передачи. Такой акт должен содержать список всех передаваемых документов, с указанием количества страниц, а также обозначением того, передаются оригиналы или копии документов. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителями компании и контролирующего органа. Один экземпляр акта остается в компании. Это необходимо для того, чтобы в случае утери проверяющим органом копий вы смогли доказать, что они были переданы в ходе проверки.

Обратите внимание, что оригиналы документов подлежат изъятию в исключительных случаях. Например, налоговые органы вправе произвести выемку подлинников лишь в случае, если для осуществления контроля недостаточно копий, и у налогового органа есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ). При этом при изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. Такое же правило установлено для работников полиции (п. 1 ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Также помните, что документы, в отношении которых в компании установлен режим коммерческой тайны, могут изыматься только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). При правильном оформлении режим коммерческой тайны может «покрывать» значительный объем сведений, как минимум, например, клиентскую базу и внутренние производственные политики.

Правило № 6. Выявить, зафиксировать, обжаловать

Порядок и условия проведения проверок разнятся в зависимости от типа проверок (плановых или внеплановых, выездных или документарных), проверяющего органа и обстоятельств конкретного дела. Для информации, можете проверить, планируется ли в отношении вашей организации проведение плановой проверки в 2016 году в Едином реестре плановых проверок. В настоящем пункте затрону только внеплановые выездные проверки, поскольку в силу своей срочности и непредсказуемости к ним сложнее всего подготовиться.

За некоторыми исключениями, требующими незамедлительной реакции со стороны контролирующего органа, внеплановая выездная проверка должна быть согласована с органом прокуратуры. Такое требование распространяется на проверки Роскомнадзора, трудовой инспекции, Роспотребнадзора, МЧС и другие. Убедитесь, что данное согласие на проверку было заранее получено контролером.

Проводимая проверка должна относиться к полномочиям проверяющего органа. При этом сам орган не должен выходить за пределы, установленные специальными правилами для данного вида проверок. Например, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трёх лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Иначе говоря, если решение вынесено в 2016 году, то проверка может охватывать только периоды с 2013 по 2016 годы. При этом налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (пп. 4, 5 ст. 89 НК РФ).

О внеплановой выездной проверке проверяемое лицо должно быть предупреждено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Неисполнение данного требования является грубым нарушением закона. Однако следует отметить, что данное требование применяется далеко не ко всем видам внеплановых проверок. Налоговые органы и прокуратура, например, не обязаны предупреждать о выездных проверках.

Большинство проверок заканчивается составлением итогового документа: протокола или акта. Такие документы чрезвычайно важны, поэтому перед их подписанием убедитесь в том, что все изложенное в них соответствует действительности. Если вы считаете, что в ходе проверки были нарушены требования закона, а зафиксированные в протоколе или акте обстоятельства недостоверны, сделайте об этом запись в итоговом документе — не стесняйтесь. Помните, отказ от подписания хуже, чем подписание с детальным изложением всех нарушений и несогласий.

После подписания следует безотлагательно обратиться с жалобой в вышестоящие надзорные инстанции, а также в прокуратуру, изложить все обстоятельства, а также приложить заверенные копии подтверждающих доказательств.

СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПРОВЕРОК

По результатам ревизии, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства в сфере экономики, составляется акт. Результаты ревизии, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой.

Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей. Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:

— дату и место составления акта ревизии;

— кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);

— наименование темы ревизии;

— проверяемый период и сроки проведения ревизии;

— полное наименование и реквизиты ревизуемого объекта, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

— наименование вышестоящей организации, либо организации, производящей финансирование;

— сведения об учредителях;

— основные цели и виды деятельности организации;

— имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

— перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;

— лица, которые в проверяемый период имели право первой подписи на ревизуемом объекте и являлись главными бухгалтерами;

— сведения об устранении недостатков и нарушений, ранее выявленных контрольными органами;

— сведения об иных проверках на ревизуемом объекте за ревизуемый период и мероприятиях по устранению выявленных недостатков и нарушений.

В вводной части указывают способы документальной проверки, какие операции (кассовые, банковские, расчеты с подотчетными лицами и т.д.) проверены сплошным способом, а какие — выборочным. В последнем случае отмечают периоды, выбранные для проверки. Это необходимо для установления меры ответственности ревизора, если впоследствии окажется, что он не отразил в акте выявленные нарушения. Здесь также приводятся способы проведения инвентаризаций материальных ценностей, основных средств, а также расчетов с дебиторами и кредиторами и т.д. Заканчивается вступительная часть акта стереотипной фразой: «Настоящей ревизией установлено следующее ….», после чего следует изложение описательной части.

Назначение вводной части акта ревизии состоит в том, чтобы показать, как была организована документальная ревизия, и что собой представляет объект ревизии. Это имеет важное юридическое значение при использовании такого документа в качестве источника доказательства. В связи с этим содержание вводной части акта должно быть более или менее однообразно для всех ревизий, независимо от их характера, задач и целей.

Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.

Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии. Каждый раздел состоит из описательной части с указанием фактов конкретных нарушений, ссылок на подтверждающие документы, копии которых прилагаются к акту и кратких выводов.

Каждая ревизия — это отдельное самостоятельное исследование ревизора (или группы ревизоров). В акте ревизии излагаются результаты этого исследования. Следовательно, построение и содержание акта зависят от результатов ревизии, поэтому дать какие-то конкретные рекомендации о его содержании для всех случаев и всех предприятий (организаций) невозможно.

На основании материалов ревизии руководитель ревизионной группы составляет предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков. В акте ревизии ревизоры должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.

Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок документов и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.

Все записи в акте должны быть бесспорными, точными и неопровержимыми.

Акт ревизии оформляется таким образом, чтобы по каждому отраженному в нем факту можно было четко ответить на следующие вопросы:

— содержание нарушения со ссылкой на соответствующие законы, постановления правительства, приказы, ведомственные инструкции и другие нормативно-правовые документы;

— кто допустил нарушение (должность, фамилия, имя и отчество) и каким образом было отдано это распоряжение; когда и где допущено нарушение (дата или период времени, в котором было совершено нарушение, наименование службы или структурного подразделения — цех, склад и т.д.);

— каким способом совершено нарушение и чем оно вызвано (цель, причины, условия; в большинстве случаев ответ на этот вопрос может дать только расследование материалов ревизии следственными органами);

— последствия нарушения (размер причиненного материального ущер

ба).

В акт ревизии не должны включаться факты, основанные на заявлениях отдельных лиц и не подтвержденные документальными данными.

В акте ревизии не должны даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации, квалифицироваться их поступки, намерения и цели.

Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизоры должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии.

Такие же требования распространяются также и на справки к акту ревизии, готовящиеся каждым членом ревизионной группы.

В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.

Промежуточный акт подписывается ревизором, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемого объекта. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.

Кроме того, в актах проверки необходимо отразить случаи отказа ответственных лиц в допуске ревизионной группы на проверяемый объект, факты отказа от подписи подготовленных ими документов и случаи отказа предоставления запрашиваемых документов, их копий, необходимых справок в письменной форме, устных разъяснений, а также письменных объяснений по существу проверяемых вопросов. При наличии перечисленных фактов составляются акты об оказании противодействия проверке, о чем указывается в акте проверки.

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежащим образом оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).

Материалы ревизии предоставляют начальнику контрольноревизионного подразделения. На последней странице акта ревизии начальник контрольно-ревизионного подразделения либо его заместитель делает отметку «Материалы ревизии приняты», указывает дату и ставит подпись.

Результаты проведенной ревизии в установленном порядке докладываются с предложениями по принятию мер, направленными на устранение выявленных нарушений и возмещение причиненного ущерба.

Акт проверки

По общему правилу акт проверки инспектор составляет в двух экземплярах сразу после окончания проверки (ч. 1 и 4 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). В исключительных случаях на составление акта отводится три рабочих дня. Это возможно, если для составления документа необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний или экспертиз. Об этом говорится в части 5 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Форма акта утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

Акт должен содержать подробную информацию о проведенной проверке, а именно:

  • дату, время и место составления акта;
  • наименование территориальной трудовой инспекции, сотрудники которой проводили проверку;
  • дату и номер распоряжения (приказа) руководителя трудовой инспекции (его заместителя) о проведении проверки;
  • фамилию, имя, отчество и должность трудового инспектора, проводившего проверку;
  • наименование проверяемой организации (индивидуального предпринимателя);
  • дату, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом представителя проверяемой организации (индивидуального предпринимателя);
  • сведения о внесении записи о проведении проверки в журнал учета проверок либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием журнала проверок;
  • подпись трудового инспектора, проводившего проверку.

Такие требования к содержанию акта установлены в части 2 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Ответственность

За неисполнение в установленный срок предписания трудовой инспекции по ее заявлению суд может оштрафовать:

  • граждан на сумму от 300 до 500 руб.;
  • должностных лиц организации (например, ее руководителя) на сумму от 1000 до 2000 руб.;
  • организацию на сумму от 10 000 до 20 000 руб.

Кроме того, за подобное нарушение должностные лица организации могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет.

Это следует из совокупности положений части 1 статьи 19.5, части 1 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ситуация: что считать аналогичным правонарушением для целей привлечения к повторной ответственности за нарушения трудового законодательства?

Под аналогичным правонарушением, указанным в части 5 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует понимать совершение организацией или должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда. Например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее – при увольнении другого работника. Об этом говорится в пункте 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5.

Рассмотрение административного правонарушения

Протокол об административном правонарушении, составленный по итогам проверки, свидетельствует о возбуждении административного дела, которое подлежит рассмотрению (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Административные дела о нарушениях трудового законодательства рассматривают сами инспекторы, которые и проводили проверку (ч. 1 ст. 22.2, ч. 1, 2 ст. 23.12 КоАП РФ, абз. 13 ст. 357 ТК РФ). Срок рассмотрения – 15 календарных дней (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). В ряде случаев указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ). При этом на практике большинство дел о правонарушениях в сфере трудового законодательства рассматриваются в день составления протокола.

По итогам рассмотрения дела трудовой инспектор может вынести постановление:

  • о назначении административного наказания;
  • о прекращении производства по делу (если сочтет нарушение незначительным).

Об этом говорится в части 1 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Аналогичную позицию занимают и суды (см., например, постановление Тамбовского областного суда от 1 июля 2013 г. № 4-а-119).

Копия оформленного постановления вручается работодателю под расписку или высылается в его адрес по почте в течение трех календарных дней со дня вынесения (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Если организация не согласна с принятым постановлением, она может подать свои возражения. Подробнее об этом см. Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции.

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *