Что проверяет трудовая инспекция

Нормативные акты, регламентирующие деятельность инспекции

Деятельность трудовой инспекции определяется и регламентируется:

  • частью 1 статьи №353 Трудового Кодекса (ТК) РФ;
  • Положением о Федеральной службе по труду и занятости №324 от 30.06.2004 года;
  • Постановлением Правительства №156 от 06.04.2004 года;
  • Типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом №678н от 01.07.2009 года;
  • Регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Роструда №211 от 11.09.2007 года;
  • Женевской Конвенцией №81 от 11.07.1947 года, ратифицированной в России Федеральным Законом (ФЗ) №58 от 11.04.1998 года;
  • ФЗ №294 от 26.12.2008 года;
  • ФЗ №59 от 02.05.2006 года.

Трудовая инспекция – централизованная система, состоящая из федерального органа и его региональных подразделений, иначе называемых государственными инспекциями. Деятельностью инспекции на федеральном уровне руководит главный государственный инспектор труда РФ. Полномочия главного федерального инспектора регламентируются ст. 353 ТК, также как и деятельность всей системы инспекций.

О том, какие документы проверяет трудовая инспекция при проверке читайте .

Стандартные методы, используемые в работе

Основными методами деятельности инспекции по труду являются плановые и внеплановые проверки различных организаций. Плановый надзор – это инспекции, проводимые 1 раз в 2 года. Исключения составляют только что образованные компании, они не подлежат проверке первые 3 года деятельности. Внеплановые ревизии проводятся на основании заявлений граждан.

Проверка по соблюдению трудового законодательства практически никогда не назначается в отношении конкретного работника, поскольку установить неправомерность (или правомерность) действий работодателя по отношению к отдельному работнику (или группе работников) можно, лишь изучив документы предприятия в целом.

Поэтому трудовые инспекторы, как правило, назначают комплексные проверки и запрашивают всю документацию, которая так или иначе связана с соблюдением работодателем прав и законных интересов работников.

После проведение проверки любого типа инспекторами составляется акт. Данный документ должен содержать:

  • наименование проверяемой организации;
  • выявленные нарушения трудового законодательства (или указание на их отсутствие);
  • меры, которые необходимо предпринять для устранения допущенных отступлений от установленных норм;
  • сведения о мерах наказания при имеющихся нарушениях (предупреждение, штраф);
  • сведения об инспекторах, проводивших проверку;
  • даты начала и окончания инспекции.

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке? Подробности по ссылке https://otdelkadrov.online/4023-osobennosti-plan-proverok-trudovoi-inspektsii

Полномочия трудовой инспекции и ее основные задачи

Проверка соблюдения нормативов трудового законодательства начинается с предъявления руководству проверяемой компании стандартного документа. Данный документ содержит описание цели конкретной ревизии, полное наименование проверяемой компании, данные инспектора и сроки проведения.

При совершении проверки инспекторы имеют право выполнять определенные действия, регламентированные нормативными актами трудового законодательства. Это Федеральные Законы №90-ФЗ от 20.06.2006 года, №242 от 18.07.2011 года, №421 от 28.12.2013 года, №206 от 24.07.2009 года, №157 от 22.07.2008 года.
Сотрудники инспекции наделены определенными полномочиями и вправе выполнять следующее:

Справка Функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, с нормами трудового права, осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Роструд располагает территориальными органами для более оперативной обработки обращений граждан. Это уполномоченные на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации. Сейчас Федеральной службы по труду и занятости располагает 82 государственными инспекциями труда.

  • осуществлять надзор за соблюдением норм трудового законодательства;
  • устраивать ревизионные проверки в любое время;
  • изучать мнение работников компании при помощи проведения устного опроса;
  • инспектировать документы по сотрудникам и компании в целом, делать их копии. Документы, которые могут проверять инспекторы:
    • учредительный пакет документов,
    • коллективный договор,
    • штатное расписание,
    • табели (журналы) учета рабочего времени,
    • зарплатные ведомости,
    • трудовые договоры с сотрудниками и их трудовые книжки,
    • документы по охране труда;
  • осуществлять надзор за расследованием причин произошедших несчастных случаев на производстве или же выяснять обстоятельства происшествий самостоятельно;
  • анализировать причины травм на производстве и разрабатывать меры их профилактики;
  • вести контроль за начислением и выплатой пособий по социальному страхованию при несчастных случаях на производстве или в связи с нетрудоспособностью за счет денежных средств работодателя;
  • проводить правовое информирование работников об их трудовых правах;
  • проверять жалобы граждан на несоблюдение трудовых прав работодателем, выявлять допущенные нарушения и принимать меры по их устранению;
  • инициировать государственную экспертизу условий труда с целью предоставления работникам компенсаций за вредные условия производства;
  • в случае необходимости, проверяющие вправе приостанавливать деятельность организации в целом или некоторых ее подразделений;
  • отстранять от трудовой деятельности сотрудников, нарушивших трудовое законодательство;
  • отстранять от работы граждан, не имеющих знаний по соблюдению норм безопасности на производстве;
  • выписывать руководству компании административные штрафы;
  • при необходимости – отправлять необходимую информацию в органы власти, прокуратуру, судебные инстанции.

О том, как пожаловаться в трудовую инспекцию анонимно больше информации .

Подробно про проверки госинспекции труда

Законодательная база Российской Федерации

отменен/утратил силу Редакция от 12.07.2002 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Минтруда РФ от 29.02.2000 N 65 (ред. от 12.07.2002) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа приказ, положение
Принявший орган минтруд рф
Номер документа 65
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 12.07.2002
Номер регистрации в Минюсте 2171
Дата регистрации в Минюсте 28.03.2000
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был.
  • (в ред. от 29.02.2000 — «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 15, 10.04.2000
  • «Российская газета», N 86, 04.05.2000)
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Минтруда РФ от 29.02.2000 N 65 (ред. от 12.07.2002) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.07.2002 N 149)

1. Общие положения

1.1. Государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации (далее — государственная инспекция труда), являющаяся территориальным органом Министерства труда и социального развития Российской Федерации по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, образована в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.99 N 1035 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда», на базе государственной инспекции труда по субъекту Российской Федерации, подведомственной Рострудинспекции.

1.2. Государственная инспекция труда входит в состав федеральной инспекции труда — единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.

(в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.07.2002 N 149)

1.3. Государственная инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Минтруде России, Положением о федеральной инспекции труда и настоящим Положением.

1.4. Государственная инспекция труда по вопросам, отнесенным к ее компетенции, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры, федеральными надзорами, органами налоговой полиции и инспекции, государственной экспертизы условий труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, другими органами, выполняющими надзорные и контрольные функции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей, другими государственными и общественными организациями.

1.5. Государственная инспекция труда является юридическим лицом, имеет счета в банках и других кредитных учреждениях и органах федерального казначейства, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки по образцам, утвержденным Минтрудом России.

1.6. Финансирование расходов на содержание государственной инспекции труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруду России по разделу «Государственное управление и местное самоуправление», в пределах утвержденной Минтрудом России сметы расходов на содержание государственной инспекции труда.

1.7. Имущество государственной инспекции труда является федеральной государственной собственностью и закрепляется за ней на праве оперативного управления.

2. Основные задачи и функции государственной инспекции труда

2.1. Основной задачей государственной инспекции труда является осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

(в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.07.2002 N 149)

2.2. Государственная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие основные функции:

1) осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также на других территориях и местностях, определенных соответствующими решениями главного государственного инспектора труда Российской Федерации в отношении зон деятельности организаций, выходящих за территорию данного субъекта Российской Федерации (железнодорожный, воздушный и водный транспорт, спецстроительство и т.д.);

2) расследует в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализирует их причины и разрабатывает предложения по предупреждению таких случаев;

3) рассматривает в соответствии с законодательством Российской Федерации дела об административных правонарушениях;

4) информирует соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

5) участвует в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) обобщает и анализирует опыт применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

7) ведет прием граждан (в том числе на территории организаций), рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав;

8) готовит и представляет в установленном порядке в Минтруд России отчеты о результатах деятельности инспекции, доклады и обзоры о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

(в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.07.2002 N 149)

3. Права и обязанности должностных лиц государственной инспекции труда

3.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица государственной инспекции труда:

руководитель государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда в субъекте Российской Федерации;

заместитель руководителя государственной инспекции труда — заместитель главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (по правовым вопросам);

заместитель руководителя государственной инспекции труда — заместитель главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (по охране труда);

начальники отделов и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), являющиеся главными государственными инспекторами труда по соответствующим направлениям (отраслям, группам отраслей) государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

главные государственные инспекторы труда и государственные инспекторы труда (по правовым вопросам и по охране труда).

(в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.07.2002 N 149)

3.2. Указанные в пункте 3.1 настоящего Положения должностные лица имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно — правовой формы;

2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности;

5) привлекать к административной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.

(в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.07.2002 N 149)

3.3. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда, наряду с правами, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, имеют право:

1) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

2) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

3) требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников;

4) запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда;

5) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, при условии уведомления об этом работодателя (его представителя);

6) приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

3.4. Руководитель государственной инспекции труда наряду с правами, указанными в пунктах 3.2 и 3.3 настоящего Положения, имеет право:

1) приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

2) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.

3.5. Должностные лица государственной инспекции труда, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов и руководствуются только Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

обязаны сохранять государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателям (их представителям) и другим должностным лицам организаций сведений о гражданах, обратившихся к ним с заявлением, жалобой или иным обращением, если авторы обращений требуют этого;

несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за противоправные действия или бездействие.

Решения указанных должностных лиц могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности и (или) в судебном порядке.

(в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.07.2002 N 149)

3.6. Порядок проведения проверок должностными лицами и органами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», другими федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

(в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.07.2002 N 149)

4. Организация деятельности государственной инспекции труда

4.1. Государственную инспекцию труда возглавляет руководитель государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда в субъекте Российской Федерации.

4.2. Руководитель государственной инспекции труда:

осуществляет руководство государственной инспекцией труда на основе единоначалия и несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на нее задач и функций, надлежащую реализацию предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей, в том числе в части достоверности отчетной информации, соблюдения норм о финансово — хозяйственной деятельности;

осуществляет взаимодействие с руководителем государственной инспекции труда — главным государственным инспектором труда в субъекте Российской Федерации, на которого возложены сводно — аналитические, информационные, контрольные функции и ответственность за обеспечение взаимодействия с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, представляет ему сводно — аналитическую и иную информацию по вопросам осуществления надзорно — контрольной деятельности;

обеспечивает надлежащее исполнение приказов, распоряжений и указаний Минтруда России, руководства федеральной инспекции труда;

издает приказы и дает указания в пределах своих полномочий, организует проверку их исполнения;

является распорядителем финансовых средств, выделяемых на содержание государственной инспекции труда, в установленном порядке представляет на утверждение проекты смет расходов и обеспечивает их соблюдение;

утверждает штатное расписание в пределах установленных Минтрудом России структуры, численности и сметы расходов государственной инспекции труда;

назначает на должность и освобождает от должности работников государственной инспекции труда (кроме заместителей руководителя государственной инспекции труда), организует повышение их профессиональной квалификации, принимает меры по соблюдению ими законности, служебной и исполнительской дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, решает вопросы их поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности, а также другие вопросы, связанные с прохождением ими государственной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе;

утверждает положения о структурных подразделениях государственной инспекции труда, должностные обязанности работников и другие локальные нормативные акты;

представляет без специальной доверенности права и законные интересы государственной инспекции труда в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях, других организациях;

обеспечивает соблюдение норм делопроизводства, сохранность документов и их передачу на хранение в территориальный орган Росархива в установленном порядке;

в пределах своих полномочий организует выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне;

выполняет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями вышестоящих органов.

(в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.07.2002 N 149)

4.3. Руководитель государственной инспекции труда имеет заместителей: заместителя главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (по правовым вопросам), заместителя главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (по охране труда), главного бухгалтера (при установленной численности работников государственной инспекции труда более 50 человек).

4.4. Руководитель государственной инспекции труда назначается на должность Министром труда и социального развития Российской Федерации, заместители руководителя государственной инспекции труда — заместителем Министра — главным государственным инспектором труда Российской Федерации. Назначение указанных должностных лиц осуществляется по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе.

(в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.07.2002 N 149)

4.5. На должность руководителя государственной инспекции труда назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж государственной службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет.

На должности заместителя руководителя государственной инспекции труда — заместителя главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) и главных государственных инспекторов труда (по правовым вопросам) — назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет; на должности государственных инспекторов труда (по правовым вопросам) — лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет.

На должности заместителя руководителя государственной инспекции труда — заместителя главного государственного инспектора труда (по охране труда) и главных государственных инспекторов труда (по охране труда) назначаются лица, имеющие высшее образование и стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет; государственных инспекторов труда (по охране труда) — лица, имеющие высшее образование и стаж работы по специальности не менее трех лет.

4.6. Должностные лица, имеющие право осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют удостоверения единого образца, установленного Минтрудом России, и подписанные заместителем Министра — главным государственным инспектором труда Российской Федерации, а также личную печать с указанием полного наименования должности, включая наименование государственной инспекции труда, фамилии и инициалов.

Другие работники государственной инспекции труда имеют удостоверения по образцу, утвержденному руководителем государственной инспекции труда, и подписанные им.

(в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.07.2002 N 149)

4.7. Государственная инспекция труда осуществляет государственную бухгалтерскую, статистическую и иную (в том числе ведомственную) отчетность, утвержденную в установленном порядке.

Что проверяет трудовая инспекция

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *