Что проверяет ростехнадзор?

Кого проверяет Ростехнадзор

Учитывая объем контрольных функций и полномочий, Ростехнадзор может явиться с проверкой практически на любое предприятие с целью мониторинга соответствия деятельности нормам действующего законодательства. При этом наибольшее внимание орган уделяет контролю деятельности предприятий атомной и энергетической сферы, а также опасным промышленным объектам.

№ п/п Сфера контроля Ростехнадзора Кого проверяет Ростехнадзор
1 Ядерная и радиационная безопасность Под контролем Ростехнадзора находятся предприятия атомной промышленности (атомные станции, исследовательские ядерные установки), а также организации, которые выступают потребителями атомной энергии. Также орган осуществляет учет ядерных материалов и радиоактивных веществ.
2 Энергетическая безопасность В целях осуществления контроля за соблюдением норм законодательства в сфере энергетики, Ростехнадзор вправе проверить практически любое предприятие, которое использует электроооборудование либо занимается строительством и проектировкой зданий с использованием энергетических объектов.

3

Промышленная безопасность

Реализуя мероприятия по соблюдению промышленной безопасности, орган проводит проверки:

  • предприятий горной, металлургической, угольной промышленности;
  • объектов нефтегазового комплекса;
  • промышленных объектов, отнесенных к категории опасных;
  • организаций, которые в своей деятельности используют грузоподъемное оборудование и подъемные сооружения.
4 Безопасность строительства Ростехнадзор контролирует деятельность застройщиков, а также архитектурных, проектных, инженерно-изыскательных организаций на предмет соответствия их деятельностью установленным требованиям безопасности строительства.

Читайте также статью ⇒ «Как подать жалобу в Роспотребнадзор».

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Когда Ростехнадзор проводит проверки

В целях контроля соблюдения действующего законодательства в сфере атомной, технической и энергетической безопасности, Ростехнадзор проводит проверки организаций, предпринимателей, физических лиц. По виду организации контроля проверки могут быть проведены планово и внепланово, по форме реализации контрольных мероприятий проверки могут предусматривать выезд инспектора (выездная проверка) либо подразумевать проверку документов предприятия на рабочем месте инспектора (документарная проверка).

Плановые и внеплановые проверки

Ростехнадзор проводит плановые проверки организаций и предприятий согласно утвержденному графику. Орган не вправе осуществлять плановые контрольные мероприятия чаще одного раза в 3 года. Информация о сроках проведения плановых проверок юридических лиц является общедоступной, с графиком плановых проверок на 2018 год можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной службы (http://www.gosnadzor.ru/activity/control/plans/).

Ростехнадзор вправе явиться на предприятия с внеплановой проверкой при наличии одного из следующих оснований:

  1. Жалоба от населения. Любой гражданин вправе обратиться с жалобой в Ростехнадзор на предмет нарушения организацией норм охраны труда, закона о защите окружающей среды, иных положений и норм, контроль за соблюдением которых возложен на Ростехнадзор.
  2. Проверка исполнения предписания. В случае если по результатам предыдущей проверки (плановой или внеплановой) Ростехнадзор выявил нарушения и выдал предписание об их устранении, то по истечению установленного срока инспектор вправе посетить предприятие с внеплано с целью проверки исполнения предписания.
  3. Авария на предприятии. Основанием для внепланового визита инспектора Роспотребнадзора может послужить авария на предприятии либо иное внештатное событие, которое повлекло за собой причинение вреда окружающей среде, здоровью сотрудникам, создало угрозу безопасности для проживающих рядом граждан.

В каждом из случаев документальным основанием для внеплановой проверки является соответствующее постановление, подписанное руководителем территориального органа Ростехнадзора.

В ходе проверки инспектор Ростехнадзора может совершать следующие действия:

  • запрашивать документы для проверки, осуществлять выемку документов для проведения последующей экспертизы;
  • осматривать производственные, офисные, складские и прочие помещения, оборудования, иные производственные объекты;
  • проводить допросы руководства и сотрудников организации.

В 2018 году Ростехнадзором введены проверочные листы, которые фиксируют список вопросов, задаваемых ответственным лицам предприятия в ходе проверки. Всего органом утверждено 50 чек-листов установленной формы, которые применяются в зависимости от сферы деятельности проверяемого предприятия.

Проверочный лист Ростехнадзора с общий списком вопросов по безопасности производства можно скачать здесь ⇒ Проверочный лист Ростехнадзора (общие требования промбезопасности).

Проверочный лист Ростехнадзора для АЗС можно скачать здесь ⇒ Проверочный лист Ростехнадзора для АЗС.

Ниже мы подробно рассмотрим, что именно проверяет Ростехнадзор во время плановых и внеплановых контрольных мероприятий.

Проверка документов

На начальном этапе Ростехнадзор запрашивает следующие документы для проверки:

  • уставные документы предприятия;
  • локальные нормативные акты, регулирующие порядок использования электрооборудования, грузоподъемных механизмов, прочих производственных объектов (в том числе опасных);
  • положение об охране труда;
  • сертификаты на применяемое оборудование, электроприборы, т.п.;
  • лицензии (если деятельность предприятия подлежит лицензированию);
  • документы об опасном производственном объекте (при наличии такового): регистрация в реестре, разрешение на ввод в эксплуатацию, лицензия на использование;
  • документы о проведенных мероприятиях по технике безопасности (Журнал инструктажей по технике безопасности);
  • журнал учета аварий;
  • журнал техобслуживания оборудования;
  • договор страхования риска ответственности;
  • трудовые договора с сотрудниками, которые привлечены к работе с вредными условиями труда либо на опасные производственные объекты.

В ходе проверки Ростехнадзор вправе запросить прочие документы в пределах собственных полномочий, при необходимости – произвести их выемку для последующей проверки или проведения экспертизы на подлинность.

Контроль эксплуатации опасных производственных объектов

После проверки документов инспектор осуществляет непосредственную проверку объектов, а именно:

  • производственного оборудования;
  • условий труда;
  • помещений.

Осмотр оборудования вправе осуществлять только инспектор, ФИО которого указано в приказе на проведение инспекции. Цель осмотра – удостоверение соответствия объекта установленным нормам безопасности, проверка оборудование на исправность, подтверждение правильности эксплуатации объекта.

Проверка исполнения предписаний

Если речь идет о внеплановой проверке по истечению срока действия исполнения предписания, то Ростехнадзор инспектирует предприятия не предмет устранения выявленных ранее нарушений. При этом за инспектором закрепляется право проведения дополнительной проверки иных объектов, кроме тех, по которым ранее выявлены нарушения. Также инспектор вправе запросить любые документы, в соответствие с полномочиями Ростехнадзора.

После окончания проверки инспектор Ростехнадзора составляет акт установленного образца, передает его для ознакомления представителю организации. В случае, если предприятие не согласно с результатами проверки, описанными в акте, либо считает выданное предписание о нарушениях необоснованными, то представитель организации вправе обжаловать его, оформив соответствующее заявление в Ростехнадзор.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Функции и обязанности Ростехнадзора

Перечислим конкретные функции Ростехнадзора:

  1. Контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике.
  2. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов.
  3. Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
  4. Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии.
  5. И еще 10 функций. Полный перечень рекомендуем посмотреть на официальном сайте «Госуслуги».

Обязанности Ростехнадзора:

  1. Лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
  2. Лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.
  3. Лицензирование деятельности в области использования атомной энергии.
  4. Ведение реестра деклараций промышленной безопасности.
  5. Лицензирование деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.
  6. Выдача разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии.
  7. И еще 12 видов обязанностей, с которыми вы можете ознакомиться на том же официальном сайте «Госуслуги».

Отметим, что еще несколько лет назад часть экологической документации согласовывалась в Ростехнадзоре. С 2010 года Ростехнадзор передал часть функций Росприроднадзору (Федеральная служба по надзора в сфере природопользования). В частности, Росприроднадзору были переданы функции выдачи разрешений на:

  • выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (кроме радиоактивных веществ — функция Ростехнадзора на данный момент);
  • трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;
  • ввоз, вывоз и транзит через территорию РФ ядовитых веществ.

Более того, к полномочиям Росприроднадзора отнесено ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.

Документы при проверке

Цитата

Александр Катышков пишет:
полный перечень документов при проверке ОПО органами (кран, газопровод)?

Приказ Минприроды РФ от 30.10.2008 N 280 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.01.2009 N 13148)
45.13. При проведении проверок должностным лицом, осуществляющим контроль и надзор в области промышленной безопасности, для изучения и анализа запрашиваются у поднадзорной организации документы, установленные требованиями промышленной безопасности (Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность), в том числе:

учредительные документы и документ о государственной поднадзорной организации в качестве юридического лица — для юридического лица;
свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя — для индивидуального предпринимателя;
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
документы, подтверждающие наличие у поднадзорной организации на праве собственности или на ином законном основании опасного производственного объекта;
официальные издания Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов;
разрешение на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта;
проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта и изменения к ней;
лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта;
заключения экспертизы промышленной безопасности;
декларации промышленной безопасности;
договоры страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
документы по укомплектованности штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
документы по допуску к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
документы по проведению подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
документы по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
эксплуатационная документация, сертификаты или декларации соответствия, разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах, в том числе приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
документы по проведению диагностики, испытаниям, освидетельствованию сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
документы по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц;
распоряжения и предписания Ростехнадзора и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями, и документы по их выполнению;
мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями или документы об аттестации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников;

документы по учету, техническому расследованию, анализу и профилактике причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами промышленной безопасности, иными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности.
При необходимости указанная документация или ее часть в копиях может быть приобщена к материалам проверки. В этом случае в акте проверки делается соответствующая отметка. При отказе руководителя проверяемого объекта или уполномоченного им должностного лица, индивидуального предпринимателя предоставить документацию, необходимую для оценки соблюдения требований промышленной безопасности, также делается отметка в акте проверки.

Проверки Ростехнадзора: встречаем во всеоружии

«К нам едет ревизор… ЧТО ДЕЛАТЬ?» – с такой почти классической фразы начал телефонный разговор один из наших клиентов. Он рассказал, что через неделю к нему должны прибыть инспекторы Ростехнадзора с выездной плановой проверкой, и попросил разъяснить ряд важных для каждого владельца ОПО моментов. Когда и на каком основании может проводиться проверка опасного производственного объекта? Какие документы будет проверять Ростехнадзор? Что грозит организации при выявлении нарушений норм и правил промышленной безопасности? На эти вопросы мы постараемся дать развернутые ответы в рамках этой статьи.
Итак, если ваша организация осуществляет:

  • проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию ОПО;
  • изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО;
  • транспортировку опасных веществ на ОПО;

то, согласно нормам Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности…», Ростехнадзор может периодически проводить на вашем предприятии плановую (для ОПО 1-3 кл. опасности) и внеплановую (для всех классов ОПО) проверку. Надзорные мероприятия направлены на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных законодательством РФ в области промышленной безопасности.
Предметом проверок Ростехнадзора является (п. 4 статьи 16 ФЗ №116):

  • соблюдение обязательных требований промышленной безопасности;
  • соответствие установленным требованиям промбезопасности используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов;
  • соблюдение требований обоснования безопасности (если деятельность на ОПО осуществляется с применением обоснования безопасности).

Плановые проверки ФСЭТАН проводятся на основании ежегодных планов, которые утверждаются руководителем территориального управления Ростехнадзора и размещаются на официальном сайте ведомства в сети Интернет (как правило, это файл в формате Excel, который можно скачать в любое удобное время).
Основанием для проведения внеплановых проверок могут выступать (п. 7 статьи 16 ФЗ №116):

  • Истечение срока исполнения поднадзорной организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений обязательных требований промышленной безопасности.
  • Поступление в Ростехнадзор обращений и заявлений от граждан, юридических лиц или ИП; информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и СМИ о возникновении: 1) угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства; 2) угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 3) фактов причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства.
  • Приказ (распоряжение) руководителя Ростехнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требований прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Проверка может проводиться только должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе Ростехнадзора (его территориального органа) о проведении проверки. В документе указываются основания для проверки, срок и цель, объем мероприятий по проверке, а также указания для инспекторов. После завершения проверки инспекторы Ростехнадзора обязаны составить Акт проверки в двух экземплярах. Акт составляется по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.
Полномочия проверяющего органа, порядок и сроки проведения проверки, обязанности контролеров и другие детали изложены в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Исполнение Ростехнадзором государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности подробно описано в Административном регламенте, который утвержден Приказом Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280.
Когда ожидать проверку Ростехнадзора
Согласно п. 5 статьи 16 ФЗ №116 основанием для включения организации в реестр ежегодных плановых проверок является истечение 1 года (для ОПО I-II кл. опасности) и 3-х лет (для ОПО III кл. опасности) со дня:

  • принятия решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта ОПО, в том числе используемых при эксплуатации ОПО зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов;
  • регистрации ОПО в реестре Ростехнадзора;
  • окончания проведения последней плановой проверки.

Предприятие уведомляется о проведении в отношении него плановой проверки не менее чем за 3 дня до начала контрольных мероприятий. В адрес поднадзорной организации направляется копия распоряжения или приказа руководителя (зам. руководителя) Ростехнадзора заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
С внеплановой проверкой все иначе. Ростехнадзор может инициировать ее в любое время, имея на то достаточные основания (см. п. 7 статьи 16 ФЗ №116). Поднадзорная организация (юр. лицо или ИП) уведомляется о такой проверке не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. При этом если в Ростехнадзор поступило заявление (обращение) о фактах нарушения обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, оборудования, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным и т.д., предварительное уведомление поднадзорной организации не допускается (п. 9 статьи 16 ФЗ №116).
Срок проведения плановой и внеплановой проверки составляет не более чем 30 рабочих дней. В исключительных случаях срок проведения надзорных мероприятий может быть продлен руководством Ростехнадзора, но не более чем на 20 рабочих дней (п. 10 статьи 16 ФЗ №116).
Какие документы будет проверять Ростехнадзор
Скачайте Перечень основных документов

, которые проверят инспекторы Ростехнадзора в ходе проведения плановой/внеплановой проверки (в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…» и иных нормативных актов в сфере промышленной безопасности, включая технические регламенты, федеральные нормы и правила).
Ростехнадзор также может проверить иные специализированные документы, приказы, журналы, графики, которые определяются спецификой ОПО и указаны в ФНП по типам объектов, технических регламентах, других нормативно-правовых актах. При выездной проверке специалисты ведомства проведут осмотр, визуальный анализ оборудования и его частей на предмет исправности, надежности и эксплуатационной безопасности.
По результатам проверки инспекторы Ростехнадзора делают вывод (составляют акт) о наличии/отсутствии на ОПО поднадзорной организации нарушений норм и правил промышленной безопасности.
Ростехнадзор выявил нарушения: что грозит организации?
Если в ходе проверки Ростехнадзор выявил на ОПО нарушения требований промышленной безопасности, он выдает поднадзорной организации предписание об устранении этих нарушений с указанием конкретных сроков.
Кроме того, предприятие, его руководитель и иные должностные лица привлекаются к административной ответственности согласно статьям 9.1, 9.19 главы 9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде следующих штрафов и иных наказаний:
1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензирования деятельности на ОПО влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан (физических лиц) – от 2000 до 3000 рублей;
  • на должностных лиц (например, генеральный директор, главный инженер) – от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
  • на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 4000 до 5000 рублей;
  • на должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет;
  • на юридических лиц – от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности (нарушение, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей) или грубое нарушение условий лицензирования деятельности на ОПО (например, отсутствие или ненадлежащее оформление Лицензии – неверное наименование, неправильно указаны виды деятельности) влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц (например, генеральный директор, главный инженер) – от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • на юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

4. Эксплуатация ОПО, за исключением стадии ввода в эксплуатацию, без договора на обязательное страхование ОПО влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.

Предупрежден – значит вооружен
Помните, проверка Ростехнадзора – это не тяжкое бремя, которое выпадает на долю владельца ОПО. Это индикатор безопасности опасного производственного объекта. Пусть вы эксплуатируете ОПО уже 20 лет. И ни разу за этот период не было даже намека на серьезную аварию. Но жизнь переменчива, и всегда есть человеческий фактор.
Поэтому, чтобы избежать санкций со стороны Ростехнадзора и сохранить надежность вашего объекта:
1. Своевременно и в полном объеме получайте, разрабатывайте, бережно храните разрешительные, нормативно-технические документы для ОПО, инструкции и регламенты, графики и журналы, приказы и акты. И доводите каждое положение каждого документа до всех сотрудников вашей организации.
2. Поддерживайте в исправном состоянии технические устройства (их составные части), здания и сооружения на ОПО, своевременно проводите их осмотр и диагностику, техническое освидетельствование и экспертизу.
3. Следите за изменениями в законодательстве по промышленной безопасности, своевременно вносите коррективы в документы, переоформляйте разрешения, лицензии.
4. Следите за качеством работы персонала, своевременно проводите его обучение и аттестацию.
Эксплуатируя ваш ОПО в рамках закона, вы вносите вклад не только в промышленную, но и в нашу общую безопасность.

Большинство объектов, которые контролирует Ростехнадзор, относится к промышленности, строительству, энергетике. Однако существует много причин, по которым проверяющие могут прийти в учебное заведение. И к этому надо быть готовым.

Когда в учебное заведение могут прийти проверяющие В настоящее время Ростехнадзор (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) действует на основании Положения, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401. Помимо этого Положения проверяющие используют в работе и другие нормативные документы, в числе которых особое место занимает Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Итак, если исходить из этих документов, то образовательное учреждение может быть проверено на предмет того, как оно соблюдает требования по эксплуатации и обслуживанию:
– электроустановок и электрических сетей (за исключением бытовых);
– тепловых установок и сетей (например, школьных котельных);
– отдельных видов оборудования, в том числе учебного, представляющего повышенную опасность (это касается в первую очередь учреждений среднего и высшего профессионального образования).
Кроме того, в ведении проверяющих находится и строительный надзор (постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54). Так что если учебное заведение ведет строительство или реконструкцию, например, учебных корпусов, то появление контролеров из Ростехнадзора вполне возможно.
Проверяющим также позволено оценивать техническое состояние различного рода подъемных устройств (в первую очередь лифтового оборудования). Кроме того, Ростехнадзор осуществляет ряд специальных функций, в частности, по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Какие виды проверок существуют Особенности проверок Ростехнадзора в зависимости от вида надзора определяются различными правовыми актами. Так, например, строительный надзор помимо Градостроительного кодекса РФ осуществляется на основании специального Положения, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54.
Ростехнадзор, как и все прочие контролирующие ведомства, при проверках обязан руководствоваться Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Сами проверки могут быть плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Предстоящую проверку Ростехнадзор должен согласовать с прокуратурой. При этом особо оговорен случай, когда предметом проверки является соблюдение учреждением требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В этом случае плановая проверка может проводиться чаще, чем раз в три года (ст. 9 Закона № 294-ФЗ).
Основания для внеплановой проверки перечислены в статье 10 Закона № 294-ФЗ. Так, поводом для нее может послужить информация об угрозе или причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде и т. д. Также Ростехнадзор внепланово может проверить то, как учреждение исправило нарушения, выявленные в ходе плановой проверки.
Проводить внеплановую проверку можно только с разрешения прокуратуры. Правда, в отдельных случаях (например, если причинен вред жизни или здоровью граждан) контролеры могут самостоятельно приступить к проверке, лишь известив об этом прокуратуру.
Ход проверки Назначать проверку может руководитель территориального органа Ростехнадзора либо его заместитель. В распоряжении о проверке оговариваются основания, сроки, цели предстоящей проверки, виды и объем контрольных мероприятий, список привлекаемых экспертов. Перед началом проверки контролеры обязаны ознакомить руководителя или иное должностное лицо учреждения с этим распоряжением. Также проверяющие должны предъявить свои служебные удостоверения. Если у контролеров отсутствует хотя бы один из этих документов, то их можно не пускать не территорию учреждения.
Также стоит учесть, что сотрудники Ростехнадзора не имеют права проводить проверку, если при этом отсутствуют руководитель учебного заведения или иные должностные лица.
Руководителю учреждения не обязательно присутствовать при проведении проверки. Это можно поручить любому должностному лицу или уполномоченному представителю учреждения.
В свою очередь руководство учебного заведения обязано представить контролерам все необходимые документы, связанные с целями проверки, обеспечить доступ на свою территорию и к используемому оборудованию.
Выездная проверка проводится по местонахождению учебного заведения и (или) по месту фактического осуществления деятельности. К примеру, многие вузы имеют несколько учебных корпусов, зачастую расположенных по различным адресам. В подобном случае проверка проводится как по местонахождению самого вуза, указанному в его уставе, так и по местонахождению его обособленных кафедр.

В первую очередь контролеры займутся проверкой затребованных документов. Так, к примеру, если речь идет об энергоустановках, то контролеры могут проверить, как ведется техническая документация (например, специальные журналы, в которых фиксируются параметры работы конкретной установки), а также наличие у обслуживающего персонала соответствующих допусков и т. п. Далее оценивается состояние зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования транспортных средств и т. д.
Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней. Продлить проверку контролеры вправе, если, например, требуется сложное длительное исследование или экспертиза.
Отметим, что органы Ростехнадзора вправе привлекать к проведению выездной проверки экспертов, которые не состоят с учебным заведением в гражданско-правовых и трудовых отношениях. Также к проверке могут привлекаться различные экспертные организации.
Результаты проверки В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть немало статей, производство по которым находится в компетенции Ростехнадзора. Так, к примеру, статья 9.11 предусматривает ответственность за нарушение правил пользования топливом и энергией и неправильное использование соответствующего оборудования и установок.
Поэтому если будет выявлено нарушение, подпадающее под административную ответственность, то контролеры вправе составить об этом протокол, который в дальнейшем может стать основанием для привлечения учебного заведения и его руководства к ответственности. Также Ростехнадзор вправе приостановить деятельность учебного заведения, если, например, выявлена реальная угроза здоровью и жизни граждан.
По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений передается руководителю учебного заведения или иному должностному лицу под роспись (ст. 16 Закона № 294-ФЗ). Если по каким-то причинам должностное лицо не подписывает акт, то он высылается по почте с уведомлением о вручении. Сведения о проведенной проверке должны быть внесены должностными лицами Ростехнадзора в специальный журнал учета проверок, вести который – обязанность учебного заведения. Учебное заведение, привлеченное к административной ответственности, вправе обжаловать соответствующее постановление в арбитражном суде.
Важно запомнить
Итак, контролеры должны вручить руководителю учебного заведения или иному должностному лицу распоряжение о проверке и предъявить свои удостоверения. Без этого их можно не пускать на территорию. Срок проверки не должен превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок проверки может быть увеличен еще на 20 рабочих дней. Плановую проверку Ростехнадзор обязан согласовать с прокуратурой и не имеет права проводить ее чаще, чем раз в три года. Внеплановая проверка также должна проходить с разрешения прокуратуры, но в исключительных случаях этого не требуется. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений передается руководителю учебного заведения или иному должностному лицу под роспись. Если по каким-то причинам должностное лицо не подписывает акт, то он высылается по почте с уведомлением о вручении.

Что проверяет ростехнадзор?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *