Что проверяет обрнадзор

Если плановая проверка превращается в аврал…

Система управления устроена так, что администрации школы зачастую выгодно использовать внешний контроль как шоковый стимул для педагогов

Проверка, конечно, не стихийное бедствие. Однако желание пугать учителей этими самыми проверками в руководителях неистребимо.
Нам пришло письмо, мы публикуем фрагмент из него.
«Простите, что беспокоим, но у меня и моих коллег возникли некоторые вопросы. Дело в том, что у нас ожидается министерская проверка после майских праздников. Сказали, что планирование должно быть написано на 35 недель учебного года, а у нас – на 34, как говорили осенью. Сейчас переделываем кто во что горазд. Еще будут проверять рабочие программы с 5 по 9 класс. Там должно быть отражено обучение по новым стандартам, а мы еще не приступили к работе по ним. Не работая, мы должны показать новое на уроках. Проверять же будут тщательно, даже фотографируя тетради учеников. Опять же неясно, обязательно ли выполнять работу над ошибками после каждой отметки? В контрольных тетрадях конечно же обязательно, а вот в простых? Об этом мы не нашли в документах ничего, а спрашивают. Еще ломаю голову над созданием Положения о сетевой форме реализации образовательных программ – завуч срочно попросила. Еще…».
Остановимся. Существуют нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и осуществление ведомственного контроля. Зайдем на сайт управления образованием, которому школа подведомственна, и без труда найдем в годовом плане мероприятий ведомственного контроля за деятельностью государственных учреждений означенную школу – да, она поставлена на апрель. В самом деле, кто же в мае идет в школу с проверками, когда аттестация на носу. Тут первое нарушение. Второе: проверка – плановая, ожидаемая, администрация школы готовилась ее принять, но почему-то не поставила в известность учителей. Наоборот, создана стрессовая ситуация, когда в конце года надо срочно подчищать и переделывать документы, а то и создавать новые в отсутствие понятных требований и критериев.
«Министерская проверка!», «Увидят и сфотографируют всё!» – тут не то что по новым стандартам заработаешь, любое положение составишь, тут китайский язык за пару дней выучишь.
Создавая ситуацию аврала, школьная администрация ловит сразу двух зайцев. Мобилизует ресурсы учителей на решение задач, которые стоят в перспективе, и контролирует уровень дисциплинированности и лояльности коллектива.

В 2018 году Рособрнадзор проверит работу директоров школ

А проверка – что? Она оценивает соответствие работы учреждения требованиям законодательства. Вовсе не количество работ над ошибками в тетради ученика.

Приложение 2

к приказу КОиН

№341 от «02» июня 2008 г.

Примерный план — задание

комплексной проверки деятельности образовательных учреждений по соблюдению законодательства в области образования.

1. Деятельность муниципального образовательного учреждения в части:

1.1. Соблюдения законодательства РФ и ХМАО-Югры в области образования:

соответствие учредительных документов (уставов, договоров между учредителем и образовательным учреждением), локальных актов образовательного учреждения действующему законодательству Российской Федерации в области образования; своевременностью внесения изменений и дополнений в них.

1.2. Соблюдения лицензионных нормативов (п. 7, 17, 19 ст. 33, Закона Российской
Федерации «Об образовании», Положение о лицензировании образовательной
деятельности).

1.3. Выполнения общих требований к организации образовательного процесса и
содержанию образования (ст. 14,15 ЗРФ «Об образовании»)

1.4. Обеспечения государственных гарантий права граждан на получение общедоступного
и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования:

— учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании»);

— закрепление Уставом ОУ права учащихся на доступность и адаптивность образования (ст. 5,6 Федерального закона «Об образовании»), форм педагогической поддержки, оказываемой неуспевающим учащимся;

— прием граждан в образовательное учреждение (ст. 16, 10 ЗРФ «Об образовании»);

— отчисление обучающихся из общеобразовательного учреждения, поддержка обучающихся и воспитанников из социально незащищенных семей (ст. 5, 19, 29, 31, 50 Закона Российской Федерации «Об образовании», Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);

— организация профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании несовершеннолетних (ст. 14 Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);

учет, устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

1.5. Исполнения федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных требований (ст.7, п.

Надзор и контроль в сфере образования

17 ст. 29 ФЗ «Об образовании»). Общая и качественная успеваемость в сравнении за 3 года, готовность к школе для ДОУ. Общая и качественная успеваемость выпускников школы по результатам ЕГЭ за 3 года в 11 классах и по новой форме в 9-х классах. Качество подготовки учащихся.

1.6. Организация внутришкольного (внутриучрежденческого) контроля за реализацией
факторов, влияющих на повышение качества образования.

1.7. Соблюдения порядка хранения, учета и выдачи документов государственного образца

о6 образовании.

1.8. Соблюдения требований к оформлению и выдаче документов об образовании:

— порядок допуска учащихся к итоговой аттестации;

— порядок проведения экспертизы и утверждения аттестационных материалов для проведения экзаменов по выбору;

— порядок награждения выпускников;

— ведение книг учета и выдачи документов об образовании, классных журналов, личных дел учащихся, алфавитной книги.

1.9. Соответствие нагрузки обучающихся и воспитанников санитарным правилам и
нормам, в части расписания занятий.

1.10. Работа с обращениями граждан (ЗРФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

1.11. Организация платных образовательных услуг.

2. Обеспечение условий, необходимых для осуществления образовательного
процесса:

2.1. Обеспеченность ОУ оборудованными учебными кабинетами (полный анализ
материально-технического обеспечения ОУ);

2.2. Обеспеченность учебного процесса учебно-методической литературой (%);

2.3. Обеспечение школы и ДОУ высококвалифицированными кадрами (в %), их образовательный ценз. Соответствие образования учителей и воспитателей занимаемой должности.

2.4. Система повышения квалификации педагогических кадров (п. 16 ст.29 ФЗ «Об
образовании»:

— Организация курсовой подготовки по проведению ЕГЭ;

— Организация курсовой подготовки воспитателей и учителей-предметников по информационным технологиям; Использование Интернет учителями предметниками;

— Наличие положений о повышении квалификации; Эффективность курсовой подготовки воспитателей и учителей:

— Применение на практике новых технологий, новых знаний, полученных на курсах;

— Организация мониторинга эффективности применения в образовательном процессе полученных знаний, воспитателями и учителями на курсах;

— Анализ деятельности ОУ по повышению квалификации и аттестации педагогических кадров.

2.5. Деятельность школьной библиотеки (должностная инструкция библиотекаря, план
работы, анализ формирования заказа на учебную литературу, оснащенность
библиотеки в соответствии с современными требованиями);

3. Организация деятельности ОУ по реализации приоритетного
национального проекта «Образование»:

3.1. Наличие нормативно-правовых актов федерального, регионального, муниципального
и школьного уровней;

3.2. Наличие план — сетки по исполнению решений по реализации национального проекта
«Образование» в ОУ и контроль за его выполнением;

3.3. Наличие пакета документов:

— Документ о наличии органа самоуправления (устав ОУ);

— Документ о назначении (выдвижении) руководителя органа самоуправления;

— Протокол собрания коллектива органа самоуправления по выдвижению ОУ и кандидатур педагогов на участие в конкурсе;

— План информационной работы руководителя ОУ среди родительской общественности и педагогов;

— Протоколы заседаний методических объединений, педагогических советов, Советов учреждения, управляющих советов по выдвижению кандидатур для участия в проекте.

3.4. Организация контроля по осуществлению новых функций классного руководителя:

— отражение новых функций классного руководителя в программе воспитательной работы школы;

— наличие справок по итогам ВШК в части осуществления новых функций классными руководителями;

— контроль обоснованности выплат вознаграждения (наличие реестра классных руководителей и приказов, утверждающих реест кл.руководителей; — сводная информация по выплатам за истекший период текущего учебного года);

— наличие плана у каждого классного руководителя, оценка его содержания;

наличие пакета документов (протоколы), отражающих качество работы с

родителями;

— анализ деятельности классного руководителя;

— организация деятельности школы по повышению уровня воспитательной работы.

4. Создание условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников:

4.1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей.

4.2. Организация режима работы образовательного учреждения. (Сменность, комплектование, расписание учебных и факультативных занятий; организация обучения в 1 классе, объем домашнего задания; организация перемен). Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий — результаты.

4.3. Формирование здорового образа жизни обучающихся через систему воспитательной работы. Роль педагогических советов в создании условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Организация работы с детскими коллективами; система работы с родителями.

4.4. Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. (Нормативно-правовое обеспечение; организация работы ПМПк; организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими заключения ПМПК; содержание диагностической, профилактической, методической работы психологической службы; организация консультативной деятельности специалистов; психологическая поддержка одаренных детей; организация внутриучрежденческого контроля).

4.5. Организация обучения на дому. (Нормативно-правовое обеспечение; расписание учебных занятий; учебный план; журналы учета проведенных занятий; личные дела обучающихся на дому; организация внутриучрежденческого контроля).

4.6. Создание условий для медицинского обслуживания детей в образовательном учреждении. (Нормативно-правовое обеспечение; организация контроля выполнения СанПиН; обеспеченность медикаментами; обеспеченность медицинских кабинетов оборудованием; организация профилактических медицинских осмотров; организация мониторинга состояния здоровья обучающихся и воспитанников). Лицензирование медицинских услуг.

4.7.Организация процесса физического воспитания в образовательном учреждении. (Организация работы групп ЛФК; организация занятий спецмедгруппы; организация спортивно-массовой работы; организация врачебно-педагогического контроля за преподаванием физической культуры).

4.8.Создание условий для питания обучающихся и воспитанников (утвержденные списки детей льготной категории, наличие подтверждающих документов; ведение документации на пищеблоке в соответствии с требованиями). Организация питания в размере 21 рубль для всех учащихся и льготным категориям обучающихся питание в размере 62 рубля.

4.9.Организация работы логопедического пункта. (Нормативно-правовое обеспечение; расписание занятий; комплектование групп для занятий на логопедическом пункте; организация внутришкольного контроля).

4.10. Организация работы по охране труда. (Выполнение требований СанПиН к учебным кабинетам); выполнение требований по охране труда, пожарной безопасности, антитеррористической защищенности ОУ; выполнение предписаний государственных органов надзора).

5. Создание условий для демократизации и обновления содержания воспитания в образовательных учреждениях:

5.1.Выполнение Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (формирование банка данных по детям «группы риска», планирование работы и контроль за занятостью детей этой категории);

5.2.Внутриведомственное взаимодействие с социальными партнерами;

5.3.Развитие инновационных форм ученического самоуправления. Нормативно-правовая основа деятельности детского движения, организация обучающего курса для лидеров школьного самоуправления;

5.4.Программное сопровождение воспитательной работы;

5.5.Организация дополнительного образования (материально-техническое обеспечение кружковых объединений, организация работы кружков по здоровому образу жизни, спортивному направлению).

Хроника событий

Ю. В.

Проверка в образовательном учреждении: что необходимо знать директору школы и заведующему ДОУ

ЛЪШНА,

директор МОУ «Ворошиловская ООШ»

Полтавского района Омской области

Должность руководителя предполагает огромную ответственность за все образо­вательное учреждение: педагогический коллектив, учеников, а самое главное — за исполнение требований законодательств Российской Федерации в области образования. Довольно часто в образовательных учреждениях проводятся различные проверки с целью контроля (надзора) за соблюдением законодательства. Контролю подвергается:

■ основная деятельность образовательного учреждения (учебная, воспитательная, научная);

■ его хозяйственная (материально-техническая) деятельность;

■ финансовая деятельность (включая платные образовательные услуги);

■ соблюдение трудового законодательства;

■ соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и др.

Контроль и надзор за исполнением законодательства РФ и контроль качества образования и подготовки выпускников осуществляет Рособрнадзор. О том, как проходила проверка Рособрнадзора в наглей школе, хочется рассказать коллегам.

О проверке отдела контроля качества образования департамента контроля и надзора в области образования, лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений Омской области Министерства образования Омской области, которая пройдет сентябре 2010 года, я узнала еще в феврале, на совещании директоров в Комитете образования.

За 10 дней до проверки в школу позвонил главный специалист отдела и сообщил о том, что с 6 по 10 сентября будет проведена плановая тематическая документарная проверка деятельности школы.

Распоряжение о проведении проверки и запрос о предоставлении документов были получены по почте. В Распоряжении были указаны:

■ его номер, дата издания и наименование органа государственного контроля;

■ фамилия, имя, отчество и должность лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю;

■ даты начала и окончания проверки и перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Также в Распоряжении были отражены цели, задачи и предмет проводимого контроля, а также правовые основания их проведения, в т. ч. нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

Так, нам предстояло пройти плановую тематическую документарную проверку соответствия деятельности школы требованиям законодательства Российской Федерации в области образования о проведении промежуточной и государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы начального общего и основного общего образования. В запросе о предоставлении документов для проведения плановой тематической документарной проверки просили предоставить следующие документы:

1) копию лицензии на образовательную деятельность;

2) копию свидетельства о государственной регистрации образовательного учреждения;

3) копию приказа о назначении директора учреждения;

4) устав учреждения (с изменениями и дополнениями);

5) учебные планы на 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;

6) локальные акты учреждения, регламентирующие организацию и проведение промежуточной и государственной (итоговой) аттестации выпускников;

7) классные журналы 4-х, 8-х, 9-х классов за 2008/2009 учебный год, 1-х, 5-х, 9-х классов за 2009/2010 учебный год;

8) календарно-тематические планы по предметам федерального компонента учебного плана учреждения;

9) экзаменационные материалы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов;

10) аналитические материалы по результатам контроля промежуточной и итоговой аттестации и выполнению программ за 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;

11) приказы (книги приказов) по обучающимся и основной деятельности за 2009 и 2010 годы;

12) протоколы педагогических и методических советов с сентября 2008 года;

13) план работы учреждения за 2009/2010 учебный год;

14) календарный учебный график (режим работы образовательного учреждения) за 2009/2010 учебный год.

Также было указано, что в срок до 7 сентября необходимо предоставить вышеперечисленные документы в Департамент.

Шестого сентября я отвезла документы в отдел контроля качества образования и сдала их специалисту, уполномоченному произвести проверку. Уже 10 сентября он пригласил меня для подписания Акта о результатах плановой тематической документарной проверки деятельности школы, который был составлен в 2 экземплярах. В акте указывались сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, их характере.

Через 10 дней по почте было прислано Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в нем был указан срок (до 25 ноября), к которому необходимо представить отчет об исполнении предписания и устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, с приложением заверенных копий подтверждающих документов. После того как я к указанному сроку отправила отчет об исполнении предписания, по почте было прислано Уведомление о рассмотрении отчета, в котором сообщалось, что предписание считается исполненным.

Анализируя ход проверки, я установила, что она проходила в строгом соблюдении Методических рекомендаций по выездным и камеральным проверкам, которые приведены в письмах Рособрнадзора от 04.06.2008 № 01-251/09-01 и от 04.07.2008 № 01-298/09-01.

Типичные нарушения

  • Информация о количестве проведенных контрольно-надзорных мероприятий и типичных нарушениях, выявленных в ходе проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих основные и дополнительные образовательные программы, в 2017 году
  • Типичные нарушения законодательства об образовании, выявленные в ходе проверок общеобразовательных организаций, расположенных на территории Нижегородской области, в первом полугодии 2017 года
  • Информация о типичных нарушениях законодательства об образовании, выявленных в 2017 году в ходе проверок образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы
  • Информация о типичных нарушениях законодательства РФ, выявленных в ходе проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в период с января по июнь 2017 года
  • Информация о типичных нарушениях законодательства об образовании, выявленных в ходе проверок дошкольных образовательных организаций Нижегородской области в 2016 году
  • Перечень типичных нарушений, выявляемых при проведении проверок в 2016 году
  • Информация о типичных нарушениях, выявленных в ходе проверок образовательных организаций в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования, за 9 месяцев 2016 года
  • Информация о типичных нарушениях, выявленных по результатам проверок образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, за 9 месяцев 2016 года
  • Информация о типичных нарушениях, выявленных по результатам проверок образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, за 9 месяцев 2016 года
  • Информация о типичных нарушениях, выявленных по результатам проверок образовательных организаций, реализующих основные программы профессионального обучения, за 9 месяцев 2016 года
  • Информация о типичных нарушениях, выявленных по результатам проверок профессиональных образовательных организаций, за 9 месяцев 2016 года
  • Типичные нарушения, выявленные при осуществлении контроля качества в профессиональных образовательных организациях в период с января по апрель 2016 года
  • О соблюдении единых требований осуществления образовательной деятельности в профессиональных образовательных организациях Нижегородской области
  • Информация о результатах проверок профессиональных образовательных организаций
  • Информация о нарушении требований по созданию и ведению сайта образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в сети «Интернет» за II полугодие 2014 года и январь-февраль 2015 года
  • Информация о типичных нарушениях, выявленных при проведении проверок образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы за II полугодие 2014 года и январь-февраль 2015 года
  • Информация о результатах проверок муниципальных образовательных организаций дополнительного образования и выявленных нарушениях требований законодательства об образовании в 2014 году
  • Информация о типичных нарушениях при формировании основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС начального общего образования, выявленных в результате проверок образовательных организаций
  • Информация о типичных нарушениях, выявленных при проверках дошкольных образовательных учреждений с 01..06.2014 по 31.12.2014

Глава 14. Фронтальная проверка

Ольга Коваленко-Левонович

Глава четырнадцатая. ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

— Нужно профсоюзное собрание созывать! – шумела в учительской начальной школы Клавдия Ивановна, — Я понимаю, включили в план проверки географа и математика, но Ирину-то, Витальевну зачем?! По закону, не имеют права устраивать фронтальную для молодого специалиста, не проработавшему в школе трех лет! А Ирина – второй год в школе! – и старая учительница с шумом захлопнула журнал.

Проверка нагрянула в лице трех дам. Четвертым был шофер, и в тот же вечер, изрядно выпивший, шатался по селу в обнимку с Олегом Степановичем.

Рано утром две деловитые инспекторши, ароматные, в модных костюмах, прошествовали в классы. Одна к старенькому географу, другая в кабинет к математичке, которая, и без того громогласная, от волнения стала говорить еще громче.

Третья дама из районного управления образованием, методист со стажем, коренастая, с фиолетовыми кудрями на голове, неторопливо ступила в начальную школу. Скользнула взглядом по молоденькой учительнице, что застыла у стены, и потребовала у Галины Гавриловны журнал и тетради третьего класса. Сомова со всех ног бросилась исполнять распоряжение.

Маленькая школа притихла, как перед грозой. Пока шли уроки, проверяющая закрылась в учительской, закопалась в бумаги. Она черкала что-то у себя в блокноте, и строгое, сосредоточенное выражение не сходило у нее с ее болезненно-одутловатого лица.

Мрачная Клавдия Ивановна и смятенная Ирина Витальевна старались из своих классов не выходить, даже на переменах. Зато Галина Гавриловна находила повод за поводом, чтобы заглянуть в учительскую, подобострастно интересовалась у гостьи, не нужно ли ей чего.

Уроки закончились, и фиолетовая дама, поджав лиловые губы, пригласила учителей начальной школы в опустевший класс.
Сама методист заняла место за столом, Ирина легко поместилась за партой второклассников, Галина Гавриловна, откинув крышку, тоже втиснулась за парту. Клавдия Ивановна принесла для себя стул из своего класса.
— Так… — зловеще уронила методист, и разбор того, как молодая учительница ведет документацию, начался.

Ошибок (довольно мелких, а то и вовсе не ошибок, как сказала потом Клавдия Ивановна) Фиолетовая дама навыискивала немало. Дотошно учла все неточности в ведении журнала, в тетрадных записях учеников. Уроки подследственная учительница вела с отклонениями от нормы, а уроки трудового обучения – вообще по неведомой, самовольной программе. Отсутствие необходимых материалов – не повод, чтобы искажать учебный процесс! На уроках рисования предлагала фантастические, не имеющие отношения к программе темы! Что это еще за церкви и купола? Нет такого в программе, и быть не может!

Больше всего досталось Ирине Витальевне за минутки чистописания. Учительница додумалась ставить за три строчки отдельную оценку!

Довод Клавдии Ивановны, что почерк детей после этого заметно улучшился, был отметен, как несущественный.
— Не положено! – припечатала Фиолетовая.

Ирина Витальевна зашлась в слезах, а Галина Гавриловна посмотрела на нее торжествующе, с видом: «говорила я тебе в свое время, не послушала!» Клавдия Ивановна сидела темнее тучи, неодобрительно поглядывая на Сомову. На проверяющую она старалась не смотреть. А когда выходила из класса, довольно отчетливо обронила:
— Не разбор, а избиение младенцев…

Дома Ирина, опухшая от слез, с головной болью, пролежала до вечера. Слышала, как взволнованно бубнят мужские голоса у Суркова. Только глубокой ночью заставила она себя встать и заняться планами. Впереди были открытые уроки.

… Уроки прошли, как во сне. Дети косились на тетку, что устроилась на стуле рядом с последней партой, и наперебой тянули руки. Дисциплина была сверхидеальной. Хронический непоседа Артем на каждой перемене делал по десять кругов по ограде, чтобы разрядиться. Потом, будто набрав в рот воды, весь урок сидел, притаившись. Только черные глазенки поблескивали.

Неля Лапина никогда не говорила так четко и красиво. Старались все. И у Ирины Витальевны снова набегали слезы на глаза. Уже не от обиды и страха, их будто смыло бессонной ночью, а от любви и благодарности к своим ученикам.

Четвертый урок методист велела отменить и оставить ее наедине с детьми. Ирина Витальевна приходила в себя в учительской, положив руки на стол и уронив на них голову, совершенно без сил.

Наконец в коридоре зашумели, затопали. Методист вошла с блеском в очах, помолодевшая.
— Так! – произнесла она торжественно, — Сегодня в пять, пожалуйста, на общее совещание. Не опоздайте.
Каблуки ее, оббитые железом, застучали по пустому коридору.

Хотя Ирина поспала часок после обеда, в голове у нее шумело. Ее слегка морозило.
Класс, в который входили взбудораженные учителя, показался Ирине едва знакомым, хотя бывала она тут не один раз.

Когда все расселись, явилась перед учителями Зоя Тимофеевна, в каком-то балахоне. После нее выступали инспекторши. Хвалили математичку, зря она так нервничала. Географа пожурили за отставание по программе, одобрили за оформление класса и географической площадки.

Совещание шло ровно, пока не выступила сцену Фиолетовая. Речь ее была не слишком длинной, но очень эмоциональной, и четко делилась на две части.

В первой методист, не переводя дыхания, перечислила все упомянутые ранее недостатки. Перед второй сделала паузу, будто переключилась на другой канал.

— Но! Вы бы видели, как эта молодая учительница ведет уроки! Как ее любят дети!

Service Temporarily Unavailable

Они говорят о ней взахлеб! Оказывается, — Фиолетовая посмотрела в бумажку, — Ирина Витальевна ходит с ними в походы, играет на переменах, ведет кукольный театр, проводит выставки. Дети показали мне свои работы, сделанные на уроках трудового обучения. Таких у старшеклассников в районном Доме детского творчества нет! Учитель с выдумкой, творчески относится к занятиям. На уроках применяется система сигнальных карточек, она…

Что-что? Какая система? Ирина широко открыла глаза. Она впервые в жизни слышала, по каким передовым технологиям она, оказывается, работает. Все делалось ею интуитивно, на ощупь, чтобы детям было понятно и интересно, а это, оказывается, разработки Шаталова, Амонашвили и прочих.… Уф, Ирину больше не знобило, напротив, стало жарко.
Ирина глянула мельком на Гарцеву, что сидела у стены. Та, слушая доклад, подалась вперед, по ее лицу и шее гуляли багровые пятна…

Совещание закончилось, к Ирине стали подходить учителя. Приплясывал рядом Юрич, приобняла Клавдия Ивановна. Ирина чувствовала себя именинницей. Она заставила себя не смотреть в сторону окна, около которого стоял Игорь. Смотрит ли он в ее сторону, не смотрит ли совсем – не нужно знать. Хватит ей на сегодня потрясений.

Подробности Родительская категория: Общее образование Категория: Школа Опубликовано: 01 сентября 2017 Просмотров: 1543

Публикуем Письмо Рособрнадзора от 04.08.2017 № 05-375 «О направлении Методических рекомендаций по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в рамках федерального государственного надзора в сфере образования».

При осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования проводится проверка:

  • соответствия локальных нормативных актов законодательству об образовании;
  • соблюдения прав участников образовательных отношений при реализации образовательных программ;
  • соблюдения требований законодательства об образовании, регулирующих право на занятие педагогической деятельностью;
  • соблюдения требований законодательства об образовании при приеме, переводе и отчислении обучающихся;
  • соблюдения требований законодательства об образовании при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • соблюдения требований законодательства об образовании при проведении государственной итоговой аттестации;
  • соблюдения требований законодательства об образовании при заполнении, учете и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов;
  • соблюдения требований законодательства об образовании при оказании платных образовательных услуг;
  • соблюдения требований к структуре и содержанию официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В приложении к методическим рекомендациям приведен перечень требований, установленных законодательством РФ, выполнение которых подлежит обязательной проверке при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования в отношении организаций, а также указание на предмет проверки данного требования в зависимости от задачи проверки.

План по подготовке к Обрнадзору

План по подготовке документов к плановой выездной проверке по государственному контролю (надзору) в области образования в МБОУ СОШ №5

Мероприятие по подготовке документов к плановой выездной проверке по государственному контролю (надзору) в области образования

Приказ по подготовке документов к плановой выездной проверке по государственному контролю (надзору) в области образования в МБОУ СОШ №5

Составление перечня документов для достижения целей и задач проведения проверки

Приказ

по муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению

средняя общеобразовательная школа №5 города Дюртюли

муниципального района Дюртюлинский район

Республики Башкортостан

от 17 ноября 2017 г. № 13/р

О подготовке к плановой проверке Комитета по надзору и контролю в сфере образования

На основании плана-графика выездной проверки МБОУ СОШ №5 (апрель, 2018 г.)

приказываю:

  1. Заместителю директора по УР Заниной И.П.:

— привести в соответствие с необходимыми требованиями общешкольную документацию по учебной работе (образовательные программы, локальные акты, приказы и пр.);

— проконтролировать корректное заполнение учителями школы журналов, учебных планов и пр.;

— подготовить документацию по проведению внутришкольной аттестации учителей (положение, протоколы, решения);

— упорядочить работу по внутришкольному контролю (планы, график посещения уроков администрацией);

— привести в соответствие образовательную программу начального образования;

— проверить на соответствие книгу выдачи аттестатов и школьные журналы;

— разместить на школьном сайте novoschool.ru необходимую документацию по учебной работе согласно приказа Рособрнадзора № 785 от 29.10.2017 г.

  1. Заместителю директора по ВР Юринской Н.Н.:

— привести в соответствие с необходимыми требованиями общешкольную документацию по воспитательной работе (план работы школы, план перспективного развития, координационный план работы с учреждениями дополнительного образования, документацию по работе с родительской общественностью, протоколы родительских собраний, попечительского совета; план работы с состоящими на учете КДН и ЗП; локальные акты; должностные обязанности; расписание кружков и секций; оформление школы);

— разместить на школьном сайте novoschool.ru необходимую документацию по воспитательной работе согласно приказа Рособрнадзора № 785 от 29.10.2017 г., контролировать своевременное обновление новостей на сайте;

  1. Учителю информатики Каримовой С.А. своевременно размещать необходимые материалы на школьном сайте.

  2. Учителям школы:

— привести в соответствие с единой рекомендуемой формой рабочие программы;

— проконтролировать корректное заполнение журналов, их соответствие записям в дневниках и тетрадях учащихся;

— подготовить планы уроков в соответствии с рекомендуемой формой;

— подготовить дневники классных руководителей;

— подготовить оформление кабинетов;

  1. Секретарю Мироновй А.Р.:

— личные дела педагогических работников;

— номенклатура дел;

— алфавитная книга записи обучающихся;

— книга приказов по движению обучающихся за последние два года;

— личные дела обучающихся;

— проверить на соответствие должностные обязанности каждого работника школы;

— привести в соответствие с необходимыми требованиями оформление приказов, подписи ответственных.

  1. Контроль над исполнением данного приказа оставляю за собой

Директор школы: В.Р. Файзиева

Перечень документов для достижения целей и задач проведения проверки:

Перечень документов

Срок

Ответственные (должности) для подготовки документов

Устав образовательной организации.

Декабрь

Директор

Лицензия на осуществление образовательной деятельности с приложением.

Декабрь

Директор

Свидетельство о государственной аккредитации образовательной организации.

Декабрь

Директор

Документы, подтверждающие:

а) оборудованность учебных помещений;

б) обеспеченность образовательной деятельности библиотечно-информационными ресурсами;

в) укомплектованность штатов.

Декабрь

Завед. кабинетами

Библиотекарь

Директор

Документы, подтверждающие закрепление права:

а) свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления муниципальной собственностью;

б) свидетельство о государственной регистрации права на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком по месту нахождения образовательной организации.

Декабрь

Директор

Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Декабрь

Директор

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Декабрь

Директор

Программа развития образовательной организации.

Декабрь

Заместитель директ. по УР

Образовательные программы (основные и дополнительные), разрабатываемые и реализуемые образовательной организацией самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин, модулей.

Декабрь

Заместители директора

Локальные акты, регулирующие деятельность образовательной организации, с приложением их перечня.

Декабрь

Директор

Номенклатура дел

Январь

Делопроизводитель

Статистические отчеты о работе образовательной организации (форма №ОШ-1) за последние два года.

Январь

Заместители директора

Штатное расписание, тарификационный список.

Январь

Заместители директора

Личные дела педагогических работников.

Январь

Делопроизводитель

Правила внутреннего распорядка.

Январь

Директор

Должностные инструкции работников образовательной организации.

Январь

Директор

Алфавитная книга записи обучающихся.

Январь

Делопроизводитель

Книга приказов по движению обучающихся за последние два года.

Январь

Делопроизводитель

Личные дела обучающихся.

Январь

Делопроизводитель

Документы, подтверждающие разрешение учредителя на прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования, не достигших возраста шести лет шести месяцев или достигших возраста восьми и более лет.

Февраль

Директор

Книга приказов по основной деятельности за последние два года.

Февраль

Директор

Календарный учебный график.

Февраль

Директор

Учебные планы образовательной организации за последние два года.

Февраль

Директор

Учебно-воспитательные планы за последние два года.

Февраль

Директор

Расписание уроков, звонков, кружков.

Февраль

Директор

Классные журналы за последние два года.

Февраль

Заместители директора

Пакет документов по организации обучения на дому (приказ, учебный план, расписание, журналы).

Февраль

Заместители директора

Протоколы заседаний педагогического совета за последние два года.

Февраль

Заместители директора

Протоколы общешкольных родительских собраний за последние два года.

Февраль

Заместители директора

Документы, отражающие деятельность органов самоуправления образовательной организации.

Февраль

Заместители директора

Документы по организации предоставления платных образовательных услуг.

Февраль

Директор

Документы о создании в образовательной организации необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских организаций, контроля их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Февраль

Директор

Документы, отражающие создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, работников образовательной организации:

а) акты готовности образовательной организации к новому учебному году за последние два года;

б) акты-разрешения на проведение занятий в учебных кабинетах, мастерских, спортивном зале;

в) акты испытаний спортивного оборудования;

г) санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности.

Февраль

Директор

Списки детей в возрасте от шести лет шести месяцев и семилетнего возраста, проживающих в микрорайоне, включающих детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в других образовательных организациях, не охваченных обучением в прошлом году.

Март

Заместители директора

Списки детей в возрасте от 6 до 18 лет, подлежащих обязательному обучению в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования, детей, не получающих общее образование.

Март

Заместители директора

Списки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательной организации.

Март

Социальный педагог

Списки семей, находящихся в социально опасном положении.

Март

Социальный педагог

Материалы по профилактике правонарушений и коррекции девиантного поведения обучающихся.

Март

Социальный педагог

Документы по организации обучения в специальных (коррекционных) классах (личные дела обучающихся, организационно-распорядительные документы органа местного самоуправления, образовательной организации, образовательные программы, учебные планы и т.д.).

Март

Заместитель директор

Материалы по вопросам продолжения образования выпускниками, получившими аттестаты об основном общем образовании и оставившими образовательную организацию (за последние два года).

Март

Директор

Что будет проверять Рособрнадзор. Вышел новый приказ

79 нормативных правовых актов Рособрнадзора – возможно ли в этом разобраться или хотя бы ориентироваться?

12 апреля был опубликован приказ № 461 Рособрнадзора «Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования».

Говоря кратко, ничего существенного вроде бы не произошло. Если существует государственный надзор в сфере образования, то, соответственно, должен быть и перечень документов, содержащих требования, которые оцениваются при проведении надзорных мероприятий, и этот перечень должен периодически актуализироваться, что, собственно, 12 апреля 2019 года в очередной раз случилось. Но тут есть несколько нюансов, на которых мы хотели бы заострить внимание.

Перечень, утвержденный приказом, содержит 4 федеральных закона, 5 постановлений правительства РФ и 70 нормативных правовых актов и документов федеральных органов исполнительной власти. В нем присутствуют как давно утвержденные и действующие документы, так и недавно появившиеся, в том числе приказы Минпросвещения и Рособрнадзора, утверждающие единое расписание и продолжительность проведения ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ по каждому предмету.

Следует отметить, что некоторые акты из утвержденного перечня относятся исключительно к сфере высшего образования, но даже если их исключить, директорам школ и их заместителям необходимо знать и применять на практике гигантский массив нормативных документов, разобраться с которым досконально под силу лишь юристу.

Тут важно понимать, что перечень – это только федеральное законодательство, а есть еще региональный и муниципальный уровни, а также документы, которые носят разовый характер: внезапные проверки, опросы, тесты, тематические уроки и пр.

Происходит это все в ситуации, когда директора школ в России – мы писали об этом ранее – не имеют, как правило, специальной подготовки. Результаты исследования TALIS показывают, что российские директора довольно редко проходят подготовку к работе до вступления в должность (6,5 % против 26,5 % в среднем по странам – участницам исследования).

Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая в январе этого года на Гайдаровском форуме, говорил о необходимости введения механизма усовершенствования законодательства для решения проблемы избыточных требований контрольно-надзорных органов к бизнесу. Но, к сожалению, сфера школьного образования осталась вне пределов внимания премьера, хотя, как мы видим, зарегулированность для нее так же характерна.

По мнению редакции ActivityEdu, задача Рособрнадзора, уполномоченного контролировать и надзирать, состоит не только в постоянном увеличении числа актов и документов, которыми должны руководствоваться образовательные организации, и даже не в банальном формировании их списка, а в первую очередь в стремлении донести до участников образовательного процесса простые и понятные правила функционирования системы, создании таких правил игры, которые позволят руководителям качественно выполнять свою работу.

«Регуляторная гильотина» необходима не только бизнесу: образование очень нуждается в унификации законодательства, уменьшении нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу. Кроме того, считаем, что в стране необходимо создавать систему, которая позволит обучать руководителей образовательных организаций, готовить их к вступлению в должность.

Все это позволит сделать наше образование понятнее и проще, даст возможность избежать ошибок, штрафов и наказаний, которые возникают из-за банального незнания, выведет директоров образовательных организаций из состояния постоянного стресса от нависшего дамоклова меча наказания, а также избавит Рособрнадзор от необходимости проведения множества проверок.

Что проверяет обрнадзор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *