Бюджетный учет

Источник: Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение»

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Периодические издания также могут выпускаться в иных формах, например, в электронном виде, размещаться на съемных носителях и т. д. Периодические издания могут приобретаться для комплектации библиотечного фонда, а также с иной целью. О порядке учета периодических изданий расскажем в данной статье.

Заключаем договор по подписке периодических изданий

Распространение периодических печатных изданий по подписке осуществляется по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.11.2001 № 759 (далее – Правила № 759).

Согласно п. 3 данных правил договор подписки на периодическое печатное издание заключается подписчиком (заинтересованным учреждением) с распространителем. В договоре подписки сторонами оговариваются наименование подписываемого издания, подписной период, цена подписки, периодичность выхода подписки, а также иные условия. В договор подписки может быть включено условие доставки периодического печатного издания подписчику.

Заключение договора подписки государственными (муниципальными) учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством РФ о закупках, а именно:

а) казенные учреждения при выборе поставщика периодических изданий (распространителя) и заключения договора с ним обязаны руководствоваться Федеральным законом № 44-ФЗ;

б) автономные учреждения – Федеральным законом № 223-ФЗ;

в) бюджетные учреждения – в следующем порядке:

– если подписка осуществляется за счет средств субсидий, то следует учитывать положения Федерального закона № 44-ФЗ;

– если подписка осуществляется за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, или за счет грантов, то бюджетное учреждение вправе руководствоваться Федеральным законом № 223-ФЗ, при условии размещения им до 01.04.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Положения о закупках.

Отметим, что согласно пп. 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки товаров (работ, услуг) на сумму меньше 400 000 руб. библиотеки, другие учреждения культуры, а также образовательные учреждения вправе не использовать конкурентные способы определения поставщика, то есть осуществить закупку у единственного поставщика. При этом должно соблюдаться следующее условие: совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более 20 млн руб. в год.

Также согласно пп. 4 п. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ учреждение вправе заключить с единственным поставщиком договор подписки на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., если совокупный годовой объем таких закупок не превышает 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более 50 млн руб. в год. Стоит отметить, что указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.

Учет периодических изданий, приобретаемых для комплектации библиотечного фонда

Учет внутри библиотеки. Периодические издания, поступающие в целях пополнения библиотечного фонда, как и другие предметы, входящие в состав библиотечного фонда, подлежат учету в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 08.10.2012 № 1077 (далее – Порядок № 1077).

Напомним, что внутрибиблиотечный учет включает в себя регистрацию поступления документов в библиотечный фонд, их выбытия из фонда, итоговые данные о величине (объеме) всего библиотечного фонда и его подразделов, стоимость фонда (п. 1.2 Порядка № 1077).

Единицами учета таких периодических изданий, как газеты, являются годовой комплект и название. При этом как одно название учитывается комплект газет, образующих отдельную единицу с отличительным заглавием. При изменении заглавия новой учетной единицей считается издание, если изменение внесено в первые пять слов заглавия (п. 2.1 Порядка № 1077).

Однодневные (разовые) газеты учитываются в экземплярах (номер, выпуск) и названиях. Отдельно изданные периодические приложения к газетам, имеющие индивидуальное заглавие и собственную нумерацию, учитываются самостоятельно (п. 3.1.4 Порядка № 1077).

Журналы и продолжающиеся издания учитываются в экземплярах и названиях. Экземпляром считается номер, том, выпуск, изданные по отдельности, а также комплект номеров, томов, выпусков, переплетенных в один блок издательством. Как отдельные названия учитываются (п. 3.1.3 Порядка № 1077):

  • периодические приложения к журналам, выходящие самостоятельно, имеющие индивидуальное заглавие и собственную нумерацию;
  • каждая серия продолжающегося издания, имеющая индивидуальное заглавие и собственную нумерацию выпусков;
  • каждый самостоятельный том (выпуск) продолжающегося издания.

Периодические издания, поступающие в электронном виде, как правило, также учитываются в экземплярах и названиях (п. 3.4 Порядка № 1077).

Поступление периодических изданий в основном осуществляется путем подписки. Принимаются издания по первичным учетным документам (накладная, акт), включающим список поступлений.

Оценка стоимости периодических изданий, поступающих в библиотеку на временное хранение, не производится (п. 4.2 Порядка № 1077).

Как и другие объекты библиотечного фонда, периодические издания, поступающие в библиотеку, подлежат суммарному и индивидуальному учету. Суммарный учет заключается в регистрации поступивших изданий в регистрах суммарного учета или электронных регистрах (п. 4.3 Порядка № 1077).

Индивидуальный учет периодических изданий ведется в регистрационной картотеке периодических изданий, предназначенной для учета каждого названия и каждого экземпляра, или в автоматизированной базе данных. Для периодических изданий в качестве регистрационных номеров могут использоваться любые идентификационные номера: системный номер в автоматизированной базе данных, регистрационный (порядковый) номер записи в регистрационной картотеке (п. 4.4.2 Порядка № 1077).

Выбытие периодических изданий из библиотечного фонда происходит в связи с их физической утратой или частичной либо полной утратой потребительских свойств. Списание документов из библиотечного фонда оформляется актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144), в котором отражаются сведения о количестве и общей стоимости исключаемых документов, указывается причина исключения и направление выбытия исключаемых документов. К акту прилагается список исключаемых периодических изданий (п. 5.2, 5.3 Порядка № 1077).

Списанные печатные периодические издания могут быть направлены в пункты вторичного сырья либо уничтожены непосредственно библиотекой (п. 5.7.1 Порядка № 1077).

Итоги движения (поступления и выбытия) периодических изданий подводятся в книге суммарного учета библиотечного фонда (или другом регистре суммарного учета, принятом в библиотеке) на основании данных суммарного учета о поступлении и выбытии документов (п. 6.1 Порядка № 1077).

Первичные учетные документы, подтверждающие факт поступления периодических изданий, а также акты о списании исключенных периодических изданий, передаются в бухгалтерию для включения объектов в учет библиотечного фонда или исключения из него (п. 4.9, 5.2 Порядка № 1077).

Бухгалтерский учет. В соответствии с п. 377 Инструкции № 157н для учета периодических изданий (газет, журналов и т. п.), приобретаемых для комплектации библиотечного фонда, используется забалансовый счет 23 «Периодические издания для пользования». Учет на данном счете ведется в условной оценке: один объект (номер журнала, годовой комплект газеты) – один рубль.

Выбытие периодических изданий с забалансового счета 23 отражается на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного первичным учетным документом (актом приема-передачи, актом на списание, иным актом). Аналитический учет по счету ведется по объектам учета в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (п. 378 Инструкции № 157н).

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), расходы по подписке на периодические и справочные издания, в том числе для читальных залов библиотек, с учетом доставки подписных изданий, если она предусмотрена в договоре подписки, следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги» КОСГУ.

Библиотека (бюджетное учреждение) в целях пополнения библиотечного фонда заключила договор на подписку ежемесячного журнала на 2-е полугодие 2014 года. Полная стоимость подписки (6 номеров) составляет 300 руб. (50 руб. за номер). Расходы на подписку оплачиваются за счет субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете библиотеки данные операции отразятся следующим образом:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Оплачена подписка журнала на 2-е полугодие 2014 года 4 206 26 560 4 201 11 610 300
Отражены расходы на подписку журнала на момент поступления очередного номера (ежемесячно) 4 109 60 226 4 302 26 730 50
Одновременно поступивший номер журнала принимается к забалансовому учету (ежемесячно) 23 1
Зачтен ранее перечисленный аванс на сумму поступившего номера журнала 4 302 26 830 4 206 26 660 50

В какой момент в бухгалтерском учете отражаются расходы на подписку газет, включаемых в состав библиотечного фонда, а также принимаются к учету сами газеты? Согласно действующему законодательству и в целях внутрибиблиотечного учета и бухгалтерского учета единицей учета газет является годовой комплект (п. 2.1 Порядка № 1077, п. 377 Инструкции № 157н). То есть, в отличие от журналов, газеты принимаются к учету не отдельными номерами, а годовым комплектом.

Поскольку полный годовой комплект газеты учреждение-подписчик получает только в конце года, принять его к учету, а также отнести в расходы полную стоимость подписки оно сможет только в конце года.

Вместе с тем, по мнению автора, учреждение вправе самостоятельно установить и закрепить в учетной политике иной порядок принятия к учету таких периодических изданий, как газеты. Например, принять за единицу учета газет не годовой комплект, а номер газеты или установить периодичность отражения расходов на подписку газет в сумме поступивших номеров газеты за месяц или за квартал.

Учет периодических изданий, приобретаемых в иных целях

Согласно Указаниям № 65н расходы на приобретение периодических изданий, приобретенных не для пополнения библиотечного фонда (например, бухгалтерские, кадровые и правовые журналы) также относятся на подстатью 226 «Прочие услуги» КОСГУ.

В бухгалтерском учете расходы на подписку таких периодических изданий отражаются по кредиту счета 0 302 26 000 (730) «Расчеты по прочим работам, услугам» и дебету счетов:

– 0 401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги»;

– 0 106 60 (70, 80) 226 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» в части прочих работ, услуг.

Для учета самих периодических изданий, приобретаемых не для пополнения библиотечного фонда, бухгалтерского счета не предусмотрено. Вместе с тем, государственным (муниципальным) учреждениям предоставлено право вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета. Таким образом, в целях обеспечения сохранности периодических изданий, не включаемых в библиотечный фонд, учреждения праве самостоятельно ввести забалансовый счет для их учета.

Учреждение культуры (автономное учреждение) за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, оформило годовую подписку ежемесячного журнала по делопроизводству, необходимого для ведения хозяйственной деятельности учреждения. Стоимость одного номера журнала – 70 руб. Согласно условиям договора подписки учреждение осуществляет предоплату в сумме полной стоимости годовой подписки (840 руб.). В связи с непредвиденными обстоятельствами учреждение было вынуждено отказаться от трех последних номеров журналов. Стоимость недополученных журналов, за которые ранее была внесена предоплата, возращена учреждению на лицевой счет. Согласно учетной политике учреждения периодические издания, приобретенные не для пополнения библиотечного фонда, учитываются на дополнительном забалансовом счете 27.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отразятся следующим образом:

Правила ведения бухучета в бюджетных организациях

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Счета учета в государственных организациях

Итоги

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Автономные (АУ)

Бюджетные (БУ)

Казенные (КУ)

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Вид деятельности

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2–3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

Расчетные счета

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

Владение имуществом

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Распоряжение имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для любой недвижимости;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственность
по
обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5–6 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Источник финансирования

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Об особенностях бюджетной бухотчетности читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую».

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
  • приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
  • приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н содержит перечни КБК на 2020 год, а приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н утвержден порядок применения КОСГУ с 01.01.2019. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

  • основные средства в разрезе различных групп и видов;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • производственные запасы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • расходы.

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

  • денежные средства с указанием мест их хранения;
  • финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
  • дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
  • авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190–209 (приказ № 183н), пп. 161–180 (приказ № 174н), пп. 131–150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Номер разряда счета

1–17

19–21

24–26

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета по КОСГУ

Увидеть расшифровку номера счета на примере можно .

С разрядами 18–26 все однозначно, значения для разрядов 19–26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1–9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.

Для заполнения разрядов 1–17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы, расходы, источники. В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.

Номер разряда КБК (кода расходов)

1–3

4–5

6–7

8–12

13–17

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

группа

подгруппа

элемент

Приложение 2 к указаниям № 85н

Приложение 3 к указаниям № 85н

Приложение 4 к указаниям № 85н

Чтобы определить знаки 1–17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:

Номер разряда счета АУ или БУ

1–2

3–4

5–14

Соответствующий номер разряда КБК

4–5

6–7

На месте разрядов 5–14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.

Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1–17 переносятся разряды 4–20 КБК (либо разряды 1–17 КБК переносятся на место разрядов 1–17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.

О ведении бухучета в КУ подробнее читайте в материале «Правила ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях».

Итоги

Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.

Об утверждении Правил ведения бюджетного учета

Сноска. Утратил силу приказом Министра финансов РК от 16.11.2009 N 495 (порядок введения в действие см. п. 4).

В соответствии со статьей 119 Бюджетного кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила ведения бюджетного учета.
2. Признать утратившими силу приказы Министра финансов Республики Казахстан согласно приложению к настоящему приказу.
3. Комитету казначейства Министерства финансов Республики Казахстан (Саткалиева В.А.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его последующее опубликование в официальных средствах массовой информации в установленном законодательством порядке.
3. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2005 года.

Министр

Утверждены
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 14 декабря 2004 года N 445

Правила ведения бюджетного учета

1. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан (далее — Бюджетный кодекс) и определяют порядок ведения бюджетного учета исполнения республиканского и местных бюджетов.
Уполномоченные органы по исполнению бюджета осуществляют ведение бюджетного учета в соответствии с настоящими Правилами.
Бюджетный учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о бюджетных операциях посредством их непрерывного документального учета.
Бюджетный учет представляет собой бухгалтерский учет исполнения бюджетов, осуществляемый на кассовой основе, при котором операции отражаются на счетах способом двойной записи в соответствии с планом счетов.
Бюджетный учет охватывает все операции, связанные с финансированием администраторов бюджетных программ и движением денежных средств на контрольном счете наличности республиканского и местных бюджетов и обеспечивает характеристику состояния бюджета в процессе его исполнения.
Данные бюджетного учета являются основой составления отчетности по исполнению бюджета.
Ответственность за организацию бюджетного учета несет руководитель уполномоченного органа по исполнению бюджета. Руководитель создает необходимые условия для правильного ведения бюджетного учета и обеспечивает неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к бюджетному учету, требований руководителя структурного подразделения по бюджетному учету уполномоченного органа по исполнению бюджета в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.
2. Руководители структурных подразделений по бюджетному учету уполномоченного органа по исполнению бюджета в своей работе руководствуются Бюджетным кодексом и законодательством Республики Казахстан по бухгалтерскому учету.
3. Руководитель структурного подразделения по бюджетному учету уполномоченного органа по исполнению бюджета обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых уполномоченным органом по исполнению бюджета операций по исполнению бюджета, составление в установленные сроки отчетов об исполнении бюджетов.
4. Руководителю структурного подразделения по бюджетному учету уполномоченного органа по исполнению бюджета запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим бюджетному законодательству Республики Казахстан и нарушающим финансовую дисциплину.
5. При ведении учета руководитель структурного подразделения по бюджетному учету уполномоченного органа по исполнению бюджета устанавливает служебные обязанности для работников соответствующих структурных подразделений по бюджетному учету с тем, чтобы каждый работник знал свои обязанности и нес ответственность за их выполнение.

2. Документы учета

6. Все учитываемые структурным подразделением по бюджетному учету уполномоченного органа по исполнению бюджета операции должны быть оформлены документами, установленными настоящими Правилами.
Документы учета, связанные с исполнением бюджетов в уполномоченных органах по исполнению бюджета, подписываются руководителем уполномоченного органа по исполнению бюджета или его заместителем и руководителем структурного подразделения по бюджетному учету уполномоченного органа по исполнению бюджета, а во время его отсутствия лицом, уполномоченным осуществлять учет. Без этих подписей документы считаются недействительными и к исполнению не принимаются. Запрещается подписывать документы без заполнения в них необходимых реквизитов.
7. Поступающие первичные документы, подвергаются тщательной проверке как по форме (наличие всех реквизитов и подписей), так и по содержанию (законность операций, правильность арифметических подсчетов и т.д.), после чего принимаются к исполнению и учету.
8. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета ежедневно формирует форму 5-34 «Отчет об остатках на счетах» и отчетные формы по поступлениям и расходам.
Местный уполномоченный орган по исполнению бюджета ежедневно получает от обслуживающего органа Казначейства форму 5-34 «Отчет об остатках на счетах» и отчетные формы по поступлениям и расходам.

3. Регистры учета исполнения бюджетов

9. Учет операций по исполнению бюджетов ведется в следующих учетных регистрах:
книга «Журнал — главная» по форме 1-ф согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
книга учета выданных разрешений по форме 2-ф согласно приложению 3 к настоящим Правилам;
книга учета бюджетных кредитов по форме 3-ф согласно приложению 4 к настоящим Правилам;
мемориальный ордер согласно приложению 5 к настоящим Правилам.
Регистры учета на предстоящий год должны быть подготовлены не позднее 31 декабря текущего финансового года.

4. Записи в учетных регистрах

10. В книге «Журнал-главная» объединяются хронологические и систематические записи по субсчетам бухгалтерского учета исполнения бюджетов.
При открытии книги на новый финансовый год по первой строке записываются суммы остатков по субсчетам за истекший год. Суммы актива баланса записываются в дебет, а суммы пассива — в кредит соответствующих субсчетов книги.
Остатки на начало года по отдельным субсчетам должны соответствовать записям на начало года в регистрах аналитического учета.
Записи в книгу «Журнал-главная» производятся на основании мемориального ордера и приложенных к нему документов, являющихся основанием для его заполнения.
Общая сумма мемориального ордера записывается с начала в графу «Сумма по мемориальному ордеру», а затем отдельно в дебетовую и отдельно в кредитовую графы одного или нескольких субсчетов.
Мемориальные ордера до записи в учетных регистрах нумеруются с номера один в последовательном порядке за каждый месяц в отдельности.
В книге «Журнал-главная» подсчитывается общий итог оборотов за месяц, и выводятся по всем субсчетам дебетовые или кредитовые остатки на начало следующего месяца. При этом сумма оборотов за месяц, а также сумма остатков на начало следующего месяца по дебету всех субсчетов должна быть равна соответственно сумме оборотов или остатков по кредиту всех субсчетов. Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам, как по дебету, так и по кредиту должна быть равна итогу по графе «Сумма по мемориальному ордеру».
Основанием для составления баланса (приложение 6 к настоящим Правилам) служат суммы остатков, выведенные в книге «Журнал-главная».
11. В книге учета выданных разрешений уполномоченными органами по исполнению бюджета учитываются с помесячным распределением сводный план финансирования по обязательствам и внесенные в него в установленном порядке изменения (графы 3-15), а также операции по выдаче разрешений (графы 16-28).
Книга учета выданных разрешений ведется в соответствии с Единой бюджетной классификацией Республики Казахстан.
12. В книге учета бюджетных кредитов учитываются полученные и выданные бюджетные кредиты.
В первой части каждой страницы книги записываются суммы выданных и полученных бюджетных кредитов по срокам их погашения.
Во второй части соответствующей страницы книги записываются операции по суммам, выданным, полученным и погашенным бюджетным кредитам.
По окончании месяца выводятся итоги оборотов за данный месяц и с нарастающим итогом с начала года.
13. Исправление ошибок, обнаруженных в записях учетных регистров за текущий год, производится в следующем порядке:
обнаруженная ошибка за данный отчетный период до момента представления баланса, не требующая изменения мемориального ордера, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и надписания над зачеркнутым, в необходимых случаях, новых правильных сумм и текста. Каждое исправление подтверждается подписями лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления;
обнаруженная ошибочная запись до момента представления баланса, вызванная ошибкой в мемориальном ордере, в зависимости от ее характера, исправляется дополнительным мемориальным ордером. Также исправляются ошибки во всех случаях, когда они обнаружены в записях учета за тот отчетный период, за который баланс уже представлен.
14. По окончании отчетного года, перед составлением баланса в регистрах учета просчитываются и сверяются итоги оборотов по субсчетам.
В случае выявления расхождений, перед составлением баланса, вносятся исправления в регистры отчетного года (путем исправительной записи).

5. Хранение первичных документов, учетных регистров и
отчетов по исполнению бюджетов

15. По истечении каждого отчетного месяца все мемориальные ордера вместе с относящимися к ним документами должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за три месяца в одну папку.
На обложке надписывается: наименование уполномоченного органа по исполнению бюджета, название и порядковый номер папки (дела), отчетный период — год и месяц, начальный и последний номера мемориальных ордеров, количество листов в деле.
16. Сохранность первичных документов, учетных регистров, отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает руководитель структурного подразделения по бюджетному учету уполномоченного органа по исполнению бюджета.
Документы должны храниться в запирающихся шкафах, в строгом порядке, под ответственность руководителя структурного подразделения по бюджетному учету уполномоченного органа по исполнению бюджета.
Документы и регистры за текущий год должны храниться отдельно от документов за прошлые годы.

6. План счетов бухгалтерского учета в уполномоченных органах по
исполнению бюджета, содержание и характеристика счетов

17. Для учета операций по исполнению бюджетов уполномоченными органами по исполнению бюджета применяется следующий план счетов:

Номера
счетов

Наименование
счетов

Номера
суб
счетов

Наименование
субсчетов

Денежные средства

Бюджетный счет

Расходы

Расходы бюджета

Поступления

Поступления бюджета

Расчеты

Расчеты по недостачам

Расчеты по размещению
во вклады (депозиты)
в Национальном Банке
Республики Казахстан
временно свободных
бюджетных денег
республиканского и
местных бюджетов

Внутренние расчеты

Результаты

Результаты исполнения
бюджета

Забалансовые
счета

Выданные разрешения

Бюджетные кредиты

Задолженность
субъектов
республиканскому
бюджету по бюджетным
кредитам

Государственный
внешний долг

Государственный
внутренний долг

Правительственный
резерв

Кредиты,
предоставленные
Правительству
Республики Казахстан
по
межправительственным
соглашениям

Корреспонденция счетов по операциям исполнения бюджетов приведена в приложении 1 к настоящим Правилам.

7. Учет операций по исполнению бюджета

18. На субсчет N 010 «Бюджетный счет» счета N 01 «Денежные средства» зачисляются поступления республиканского и местных бюджетов, формируемые за счет налоговых и других поступлений, определенные статьями 46 , 47, 48, 49 Бюджетного кодекса.
С субсчета N 010 «Бюджетный счет» осуществляются расходы республиканского и местных бюджетов, предусмотренные статьями 50 , 51, 52 и 53 Бюджетного кодекса.
Уполномоченные органы по исполнению бюджета на основании формы 5-34 «Отчет об остатках на счетах» проверяют входящие и исходящие остатки на контрольном счете наличности (далее — КСН) и обороты за день. При этом, по дебету оборотов отражаются поступления и восстановление кассовых расходов, по кредиту — кассовые расходы и возвраты поступлений. Обороты проверяются на основании отчетных форм по поступлениям и расходам.
При выявлении расхождений формы 5-34 «Отчет об остатках на счетах» с отчетными формами по поступлениям и расходам, уполномоченным органом по исполнению бюджета проводится работа с органами Казначейства до полного выяснения причин возникновения расхождений и их устранения. При этом, суммы расхождений учитываются на субсчете 063 «Внутренние расчеты».
По окончании месяца местными уполномоченными органами по исполнению бюджета производится сверка с территориальными органами Казначейства по поступлениям, кассовым расходам и остаткам средств на КСН и составляется акт сверки на отчетную дату.
19. На субсчете N 020 «Расходы бюджета» счета N 02 «Расходы» учитываются кассовые расходы республиканского и местных бюджетов.
На сумму произведенных кассовых расходов за каждый день производится запись по дебету субсчета N 020 «Расходы бюджета» и кредиту субсчета N 010 «Бюджетный счет». При восстановлении кассовых расходов производится запись по дебету субсчета N 010 «Бюджетный счет» и кредиту субсчета N 020 «Расходы бюджета», на основании отчетных форм по расходам.
По окончании финансового года до заключения счетов текущего учета должны быть сделаны записи на списание в дебет субсчета N 020 «Расходы бюджета» всех расходов бюджета на основании проверенных отчетов администраторов бюджетных программ.
20. На субсчете N 040 «Поступления бюджета» счета N 04 «Поступления» учитываются поступления республиканского и местных бюджетов, включая поступления официальных трансфертов, а также возврат излишне уплаченных, ошибочно или неправильно поступивших сумм в бюджеты.
По поступлениям бюджета уполномоченными органами по исполнению бюджета отражаются также зачисленные на счета бюджетов остатки бюджетных денег прошлого года.
Поступления отражаются по дебету субсчета N 010 «Бюджетный счет» и кредиту субсчета N 040 «Поступления бюджета», на основании отчетных форм по поступлениям.
На суммы возвращенных поступлений уполномоченными органами по исполнению бюджета производится запись по дебету субсчета N 040 «Поступления бюджета».
21. На субсчете N 061 «Расчеты по недостачам» счета N 06 «Расчеты» учитываются суммы недостач, хищений денежных средств, подлежащие возмещению в установленном законодательством порядке.
В дебет субсчета N 061 «Расчеты по недостачам» относятся суммы выявленных недостач, хищений денежных средств на бюджетном счете, при этом кредитуется субсчет N 010 «Бюджетный счет».
В кредит субсчета N 061 «Расчеты по недостачам» записываются суммы, поступившие на бюджетный счет в возмещение причиненного ущерба, при этом дебетуется субсчет N 010 «Бюджетный счет».
При списании выявленной суммы недостач, хищений денежных средств на расходы бюджета производится запись по дебету субсчета N 020 «Расходы бюджета» и кредиту субсчета N 061 «Расчеты по недостачам».
22. На субсчете N 062 «Расчеты по размещению во вклады (депозиты) в Национальном Банке Республики Казахстан временно свободных бюджетных денег республиканского и местных бюджетов» счета N 06 «Расчеты» учитываются временно свободные бюджетные деньги республиканского и местных бюджетов, размещенные центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета во вклады (депозиты) в Национальном Банке Республики Казахстан.
При передаче временно свободных остатков денег республиканского и местных бюджетов во вклады (депозиты) производится запись по дебету субсчета N 062 «Расчеты по размещению во вклады (депозиты) в Национальном Банке Республики Казахстан временно свободных бюджетных денег республиканского и местных бюджетов» и кредиту субсчета N 010 «Бюджетный счет».
При частичном или полном возврате денег производится запись по дебету субсчета N 010 «Бюджетный счет» и кредиту субсчета N 062 «Расчеты по размещению во вклады (депозиты) в Национальном Банке Республики Казахстан временно свободных бюджетных денег республиканского и местных бюджетов».
23. На субсчете N 063 «Внутренние расчеты» счета N 06 «Расчеты» учитываются суммы несоответствия данных формы 5-34 «Отчет об остатках на счетах» с отчетными формами по поступлениям и расходам.
На сумму расхождений с отчетными формами по поступлениям производится запись по дебету субсчета N 040 «Поступления бюджета» и кредиту субсчета N 063 «Внутренние расчеты», а по расходам — по дебету субсчета N 063 «Внутренние расчеты» и кредиту субсчета N 020 «Расходы бюджета», на основании письменной информации, представленной органами Казначейства о причинах возникновения расхождений, с указанием сумм расхождений.
Уполномоченными органами по исполнению бюджетов при получении от органов Казначейства подтверждения о прохождении через КСН возвратов неправильно или излишне поступивших доходов производится запись по дебету субсчета N 063 «Внутренние расчеты» и кредиту субсчета N 040 «Поступления бюджета», а по кассовым расходам — по дебету субсчета N 020 «Расходы бюджета» и кредиту субсчета N 063 «Внутренние расчеты».
По субсчету N 063 «Внутренние расчеты» сальдо не выводится. В книге Журнал-главная и в балансе по данному субсчету по дебету показывается сумма расхождений по расходам, по кредиту — сумма расхождений по поступлениям.
24. По окончании финансового года перед составлением годового отчета структурным подразделением по бюджетному учету уполномоченного органа по исполнению бюджета проверяется достоверность данных всех балансовых счетов.
25. Субсчет N 090 «Результаты исполнения бюджета» счета N 09 «Результаты» предназначен для определения результатов исполнения бюджетов. По окончании финансового года на этом счете отражаются суммы поступлений и расходов. Результаты определяются путем списания в конце года в кредит субсчета N 090 «Результаты исполнения бюджета» остатка по субсчету N 040 «Поступления бюджета», а дебет субсчета N 090 «Результаты исполнения бюджета» остатка по субсчету N 020 «Расходы бюджета».
После списания поступлений и расходов бюджета на субсчет N 090 «Результаты исполнения бюджета» закрываются субсчета N 040 «Поступления бюджета» и N 020 «Расходы бюджета».
Полученный кредитовый остаток по субсчету N 090 «Результаты исполнения бюджета» является результатом исполнения бюджета.
26. Свободные остатки бюджетных средств остаются на субсчете N 090 «Результаты исполнения бюджета».
Свободные остатки бюджетных средств местных бюджетов, не подлежащие изъятию в вышестоящий бюджет, остаются на субсчете N 090 «Результаты исполнения бюджета», в соответствии со статьей 91 Бюджетного кодекса.
27. Учет на забалансовых субсчетах ведется по простой системе, без соблюдения способа двойной записи и имеет только дебетовый остаток.
28. На забалансовом счете N 110 «Выданные разрешения» учитываются суммы разрешений, выданных центральным и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета.
29. На забалансовом счете N 120 «Бюджетные кредиты» учитываются бюджетные кредиты, выданные из республиканского бюджета и полученные бюджетами областей, города республиканского значения и столицы, а также бюджетные кредиты, выданные областными бюджетами бюджетам районов (городов областного значения).
30. На забалансовом счете N 130 «Задолженность субъектов республиканскому и местным бюджетам по бюджетным кредитам» ведется учет задолженности субъектов по республиканскому и местным бюджетам по ранее выданным кредитам.
31. На забалансовом счете N 140 «Государственный внешний долг» уполномоченным органом по исполнению бюджета ведется учет государственного внешнего долга Республики Казахстан.
32. На забалансовом счете N 150 «Государственный внутренний долг» уполномоченным органом по исполнению бюджета ведется учет сумм государственного внутреннего долга.
33. На забалансовом счете N 160 «Правительственный резерв» уполномоченным органом по исполнению бюджета ведется учет данных по правительственному резерву.
34. На забалансовом счете N 170 «Кредиты, предоставленные Правительству Республики Казахстан по межправительственным соглашениям» уполномоченным органом по исполнению бюджета учитываются кредиты, предоставленные Правительству Республики Казахстан по межправительственным соглашениям.

Приложение
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 14 декабря 2004 года N 445

Перечень
приказов Министра финансов Республики Казахстан,
подлежащих признанию утратившими силу

1. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 24 июня 1998 года N 288 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения местных бюджетов в финансовых органах» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 590).
2. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 25 июня 1999 года N 323 «Об утверждении изменений и дополнений к Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения местных бюджетов в финансовых органах» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 858).
3. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 18 декабря 2003 года N 430 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 24 июня 1998 года N 288 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения местных бюджетов в финансовых органах, зарегистрированного за N 590» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 2654, опубликован в Официальной газете № 5 от 31 января 2004 года).

Приложение 1
к Правилам ведения
бюджетного учета

Корреспонденция счетов по операциям исполнения бюджетов

N
п/п

Содержание
операций

Номера субсчетов
_______
по
дебету

Номера
суб-
счетов
_______
по
кредиту

Основание записи по операциям исполнения бюджетов

1. Операции по расходам

Списание
кассовых
расходов
бюджета

отчетные
формы по
расходам

Списание выявленной суммы недостач, хищений денежных средств на расходы бюджета

решение
суда

2. Операции по поступлениям

Поступления в бюджет

отчетные формы по поступлениям

3. Операции по расчетам

Суммы выявленных недостач, хищений денежных средств

акт
проверки

Погашение недостач, хищений денежных средств

платежный документ

Размещение во вклады (депозиты) в Национальном Банке Республики Казахстан временно свободных бюджетных денег республиканского и местных бюджетов

счет к оплате

Частичный или полный возврат денег, размещенных во вклады (депозиты) в Национальном Банке Республики Казахстан

платежный документ

Отражение суммы расхождений по поступлениям

информация органов Казначейства о причинах возникновения расхождений по поступлениям

Отражение суммы расхождений по расходам

информация органов Казначейства о причинах возникновения расхождений по расходам

Списание суммы расхождений по поступлениям

подтверждение органов Казначейства о прохождении через контрольный счет наличности возврата неправильно или излишне поступивших доходов

Списание суммы расхождений по расходам

подтверждение
органов Казначейства о прохождении
через контрольный счет наличности кассовых расходов

4. Операции по годовому заключению счетов

Списание на счет «Результаты исполнения бюджета»

а) поступлений за отчетный финансовый год

мемориальный ордер

б) произведенных в отчетном году кассовых расходов

мемориальный ордер

Приложение 2
к Правилам ведения
бюджетного учета

Книга Журнал-главная
на 200_ год

Месяц Форма 1-ф

(в тенге)

Дата

N
МО

Сумма
по
ордеру

Субсчет N

Субсчет N

Субсчет N

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Остатки
на 01.__200_

Итого
оборотов

Остатки
на 01.__200_

(продолжение таблицы)

Субсчет N

Субсчет N

Субсчет N

Субсчет N

Сумма
по
дебету

Сумма
по
кре
диту

Дебет

Кре
дит

Дебет

Кре
дит

Дебет

Кре
дит

Дебет

Кре
дит

Руководитель структурного подразделения по бюджетному учету
уполномоченного органа по исполнению бюджета _________ подпись

Приложение 3
к Правилам ведения
бюджетного учета

Книга учета выданных разрешений
на 200_ год

___________________________________ форма 2-ф
Наименование уполномоченного органа
по исполнению бюджета

___________________________________ код бюджетной классификации

(в тенге)

Дата

Номер доку-
мента

Сводный план финансирования по
обязательствам и их изменения

в том числе по месяцам

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

(продолжение таблицы)

Сводный план финансирования по обязательствам и их изменения

в том числе по месяцам

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Итого

Разрешения (забалансовый счет 110)

в том числе по месяцам

ян-
варь

фев-
раль

м
а
р
т

ап-
рель

м
а
й

и
ю
н
ь

и
ю
л
ь

ав-
густ

сен-
тябрь

ок-
тябрь

ноябрь

де-
кабрь

И
т
о
г
о

Руководитель структурного подразделения по бюджетному учету
уполномоченного органа по исполнению бюджета _________ подпись

Приложение 4
к Правилам ведения
бюджетного учета

Кредит: срок погашения _________ Сумма _______________

(в тенге)

Дата

N мемо-
риаль-
ного
ордера

Содер-
жание
операций

Кредиты, выданные
(погашенные) из бюджета

Де-
бет

Кре-
дит

Остаток

Де-
бет

Кре-
дит

Руководитель структурного подразделения по бюджетному учету
уполномоченного органа по исполнению бюджета _________ подпись

Приложение 5
к Правилам ведения
бюджетного учета

Мемориальный ордер N____

запись за » » _______________ 200 год

Основание (ссылка
на документы или
содержание записи)

По дебету
субсчета

Коды

По кредиту
субсчета

Коды

Сумма

Приложение на ____ листах

Руководитель структурного подразделения по бюджетному учету
уполномоченного органа по исполнению бюджета _________ подпись

Приложение 6
к Правилам ведения
бюджетного учета

Баланс
исполнения ____________ бюджета
на ______________ ______ г.

Наименование __________________________________
(республика, область, город, район)

Периодичность________________________
Единицы измерения______________ тенге

Актив

Пассив

Номер
суб-
счета

Наимено-
вание
субсчета

код строки

на начало отчет. года

на отчет. дату

Номер суб-
счета

Наимено-
вание
субсчета

Код стро
ки

на начало отчет. года

на отчет. дату

Бюджетный счет

Поступления
бюджета

Расходы бюджета

Внутренние
расчеты

Расчеты по недостачам

Результаты
исполнения
бюджета

Расчеты по размещениям во вклады (депозиты) в Национальном Банке Республики Казахстан временно свободных бюджетных денег местных бюджетов

Внутренние расчеты

Баланс

Баланс

Забалансовые
счета

Выданные
разрешения

Бюджетные
кредиты

Задолженность
субъектов
республи-
канскому и местным
бюджетам по
бюджетным кредитам

Государ
ственный внешний долг

Государ
ственный внутренний долг

Прави
тельст
венный резерв

Кредиты, предоста
вленные Правите
льству Республики
Казахстан по межправи-
тельственным соглашениям

Руководитель уполномоченного органа по исполнению
бюджета____________________________________

Руководитель структурного подразделения по бюджетному учету
уполномоченного органа по исполнению
бюджета________________________________________________

Бюджетный учет. Особенности и общие принципы

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.
Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.
Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными.
Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.
Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета.
Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.
Такая система учета и называется бюджетным учетом.

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ.
Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению, принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.
Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов, включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.
Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.
Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 — занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.
Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей статье.
Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.
Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ.

Система Главбух для бюджетных организаций

Преимущества БСС «Система Главбух» для бюджетных организаций

Защита от санкций

Бухгалтерская справочная система «Система Главбух» предоставляет готовые решения по вопросам учета и налогообложения. Все рекомендации подкреплены ссылками на нормативно-правовые документы и бланки форм, которые бухгалтеры используют в ежедневной работе. Материалы написаны понятным языком и содержат наглядные примеры, советы экспертов, анализ рисков и предостережения от ошибок. Единая официальная точка зрения по вопросам учета и налогообложения от представителей министерств и ведомств позволяет избежать ошибок и защититься от санкций.

Специализация на вопросах бюджетной сферы

БСС «Система Главбух» для бюджетных учреждений предназначена исключительно для бухгалтеров бюджетной сферы. Это дает возможность уделить даже самым незначительным вопросам максимум внимания. А Вам не придется вручную отсеивать лишнюю информацию.

Простота обращения

Для работы в Системе не требуется специфических знаний и навыков. Для установки и обновления БСС «Система Главбух» для бюджетных учреждений бухгалтеру не нужно обращаться к техническим специалистам или консультантам компании.

Поиск предельно прост – в поисковой строке вопрос можно задать простым языком, Система поймет Вас! Также существует альтернативный поиск через каталоги.

Если же в течение 15 минут Вы не нашли ответ, который Вас удовлетворил бы, на помощь придет эксперт БСС «Система Главбух» для бюджетных учреждений. У эксперта на компьютере появляется предупреждение о том, что Вам необходима помощь, и он тут же готовит для Вас ссылки на необходимые материалы. Буквально через пять минут на Вашем компьютере появляется подсказка со ссылками на рекомендации, которые помогут решить Вашу задачу. Услуга доступна в рабочие дни с 9 до 18 часов по московскому времени.

Всесторонняя поддержка

При покупке доступа к БСС «Система Главбух» для бюджетных учреждений клиент получает сертификат на бесплатную экспертную поддержку в области бюджетного учета и налогообложения.
Наиболее сложные проблемы, возникающие в деятельности бюджетной организации, можно решить, если обратиться к экспертам «Горячей линии» БСС «Система Главбух» для бюджетных учреждений. Если Вы не можете найти необходимые рекомендации или нормативные документы, обращайтесь к нашим экспертам!

Наши эксперты в течение 24 часов помогут составить для Вашей организации индивидуальную подборку материалов по указанному Вами вопросу. Индивидуальная подборка материалов составляется квалифицированными экспертами и включает в себя:

  • эксклюзивные авторские рекомендации «Системы Главбух»;
  • материалы профессиональных изданий (в т. ч. статьи журналов «Главбух», «Учет в бюджетных учреждениях» и отраслевых изданий);
  • нормативно-правовые акты и другие документы, выпущенные государственными ведомствами (письма, разъяснения и т. д.).

Подборка материалов гарантированно содержит ответ на заданный вопрос.

Удобство и актуальность

БСС «Система Главбух» представлена в виде интернет-версии. Это позволяет работать в Системе с любого компьютера, имеющего доступ к Интернету. Обновление интернет-версии производится ежедневно, позволяя пользователю оперативно узнавать об изменениях в законодательстве. Найти оптимальное решение рабочей проблемы очень легко, к тому же для этого предусмотрено несколько способов: поисковая строка и различные каталоги. Материалы являются актуальными на конкретный период времени и не противоречат друг другу.

Экономия

Система дает неограниченный и абсолютно бесплатный доступ к базе нормативно-правовых документов. Платить придется только за рекомендации, которые содержат однозначные, единственно верные ответы на любой вопрос по учету и налогообложению.

БСС «Система Главбух» для бюджетных учреждений содержит постоянно пополняемый архив всех номеров журналов «Главбух», «Учет в бюджетных учреждениях» и отраслевых изданий начиная с 2006 года. Электронные версии новых номеров появляются одновременно с выходом печатных изданий.

По всем вопросам, связанным с приобретением и использованием БСС «Система Главбух», Вы можете обращаться по телефонам наших представительств или партнеров или отправить письмо через форму обратной связи.

Бюджетный учет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *