Бюджетное учреждение

Вопрос: Статусом какого типа муниципальных учреждений должны наделяться ор­ганы местного самоуправления и органы местной администрации в качестве юридических лиц?

Ответ: В статье 6 Бюджетного кодекса РФ, в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3″0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Фе­дерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (му­ниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон № 83-ФЗ) устанавливается понятие «казенное учреждение». Оно определяется как государственное (муници­пальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функ­ций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Россий­ской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятель­ности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на осно­вании бюджетной сметы.

Из определения понятий бюджетных и автономных учреждений следует, что, в отличие от казенного учреждения, они не могут создаваться для исполнения госу­дарственных (муниципальных) функций (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ»Об автономных учреждениях»(в ред. Федерального закона № 83-ФЗ; далее -Федеральный закон № 174-ФЗ); ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. Федерального закона № 83-ФЗ; далее — Фе­деральный закон № 7-ФЗ)).

В соответствии с нормами ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» (далее-Федеральный закон 131-ФЗ) органы местного самоуправления, которые согласно Федеральному закону № 131 -ФЗ и уставу муниципального образования на­деляются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учре­ждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с феде­ральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ в целях приведения правово­го положения бюджетных и казенных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований в соответствие с требованиями законодательных актов, измененных данным Федеральным законом, ст. 30,31 и 33 Федерального закона № 83-ФЗ органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необхо­димо было до 1 декабря 2010 г. принять нормативные правовые акты, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действующих на дату принятия указанных нормативных правовых актов.

В силу абз. 2 ч. 2 ст. 41 Федерального закона 131 -ФЗ представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица дей­ствуют на основании общих для организаций данного вида положений Федерально­го закона № 131 -ФЗ в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) при­менительно к казенным учреждениям. Вместе с тем полагаем, что отсылка в данном абзаце на общие для организаций данного вида положения Федерального закона № 131 -ФЗ не влияет на статус указанных юридических лиц, поскольку этот вопрос регулируется ГК РФ и другими принятыми в соответствии с ним нормативными пра­вовыми актами.

Следовательно, представительный орган муниципального образования и мест­ная администрация как юридические лица могут наделяться статусом только казен­ных учреждений. Такие органы, зарегистрированные в качестве других типов муни­ципальных учреждений, должны быть преобразованы в казенные учреждения.

В соответствии с ч. 3 ст. 41 Федерального закона № 131 -ФЗ основаниями для го­сударственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим пред­ставительным органом муниципального образования. В данных положениях Феде­рального закона № 131 -ФЗ отсутствуют прямые указания о том, в какой организаци­онно-правовой форме должны создаваться указанные юридические лица в случае наделения органов местной администрации соответствующим статусом. В то же вре­мя, учитывая, что органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, органы местной администрации как юридические лица также должны приобретать статус казенных учреждений, поскольку они, как и в случае с органами местного самоуправ­ления, осуществляют исполнение муниципальных функций.

Следует отметить, что, приобретая статус юридического лица, органы местного самоуправления становятся самостоятельными субъектами отношений, регулируе­мых гражданским законодательством, но участвуют в них как казенные учреждения, а не как органы публичной власти. Статус казенного учреждения необходим для осу­ществления им собственной финансово-хозяйственной деятельности, участия в граж­данском обороте от своего имени для удовлетворения исключительно собственных материально-технических, организационных и иных потребностей. В то же время наличие такого статуса никак не влияет на объем и порядок реализации органами местного самоуправления властных полномочий и вопросы участия их в гражданских правоотношениях от имени муниципальных образований, а также на вопросы под­чиненности и подотчетности структурных подразделений местной администрации (органов местной администрации) и органов местного самоуправления.

Таким образом, принимая решения об учреждении органа местной админист­рации и утверждении положения о нем, представительный орган муниципального образования действует не как казенное учреждение от своего имени и в своих инте­ресах, а как орган власти, наделенный правом осуществлять определенные публич­но-правовые полномочия, в данном случае — в области формирования структуры местной администрации. В свою очередь данные решения будут являться основа­ниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц.

Журнал «Практика муниципального управления» № 4 2011

______________________________
Дата изменения: 12.03.2018 17:51

1. Основные положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по организации и проведению проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального автономного учреждения подготовлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта РФ и нормативно-правовыми актами муниципального образования.

1.2. Данные Методические рекомендации устанавливают нормы, основные правила и требования, которые должны выполняться контрольно-счетным органом муниципального образования при организации и проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального автономного учреждения.

1.3. Целью разработки данных методических рекомендаций является установление единых подходов, принципов и методов организации проверки муниципального автономного учреждения в условиях изменения правового положения учреждений.

1.4. Основные понятия, используемые в методических рекомендациях:

автономное учреждение – автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах);

учредитель автономного учреждения – муниципальное образование в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах);

план финансово-хозяйственной деятельности – документ автономного учреждения, который определяет цели деятельности учреждения (подразделения) в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом учреждения (положением подразделения);

виды деятельности учреждения (подразделения), относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения);

перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом (положением подразделения) к основным видам деятельности учреждения (подразделения), предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату;

показатели финансового состояния учреждения (подразделения) (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана);

субсидии автономному учреждению – денежные средства, предусмотренные муниципальным бюджетом для автономного учреждения на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ), а также на иные цели, связанные с основной деятельностью автономного учреждения.

2. Цели и задачи проверки

2.1. Цели проверки:

— определение правильности ведения расчетов и расходования средств при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в том числе целевое расходование субсидии на исполнение задания учредителя;

— определение правильности и полноты бухгалтерского учета;

— эффективность использования муниципальной собственности.

2.2. Проверяемые объекты:

— непосредственное автономное учреждение;

— учредитель автономного учреждения;

— предприятия и учреждения всех форм собственности, имеющие договорные отношения с автономным учреждением.

2.3. Основные вопросы проверки:

2.3.1. Наличие и соответствие учредительных документов действующему законодательству. Виды деятельности. Выполнение договорных отношений.

2.3.2. Исполнение Плана финансово-хозяйственной деятельности. Задание учредителя.

2.3.3. Целевое использование субсидии автономным учреждением.

2.3.4. Формирование комплекса платных дополнительных услуг в автономном учреждении.

2.3.5. Состояние бухгалтерского учета и отчетности.

2.3.6. Использование муниципальной собственности. Учет и движение нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, материальных запасов). Инвентаризация.

3. Наличие и соответствие учредительных документов действующему законодательству. Виды деятельности.

Основными нормативно – правовыми актами, регламентирующими деятельность автономных учреждений, являются:

— Бюджетный Кодекс Российской Федерации;

— Федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

— постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения»;

— Приказ министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 № 261″Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения»;

— распорядительный документ органа местного самоуправления о порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений;

— распорядительный документ органа местного самоуправления об утверждении порядка подготовки предложений о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных учреждений;

— распорядительный документ органа местного самоуправления об утверждении порядка и плана графика создания муниципальных автономных учреждений на базе существующих бюджетных учреждений.

В соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ создание автономного учреждения должно осуществляться в несколько этапов. В связи с этим, необходимо проверить, как на самом деле происходило создание автономного учреждения: соответствие сроков, наличие документов и пр. согласно закону об автономных учреждениях и муниципальному правовому акта об утверждении плана-графика создания автономных учреждений на территории муниципального образования.

Основные этапы:

— получение согласия муниципального учреждения на изменение типа учреждения;

— подготовка предложений о создании автономного учреждения по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения». Методические рекомендации по заполнению вышеуказанной формы утверждены Приказом министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 № 261 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения»;

— подготовка сведений об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением на праве оперативного управления;

— разработка и издание распорядительного документа о создании автономного учреждения;

— реализация обязательных мероприятий по созданию автономного учреждения: разработка устава, формирование наблюдательного совета, открытие счетов в банковских организациях.

Целью проверочного мероприятия на этом этапе должно стать определение законности, правомочности всех вышеуказанных действий. Соответствие разработанных документов законодательству.

4. Органы управления автономным учреждением

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяется уставом автономного учреждения в соответствии с данным законом и иными федеральными законами.

Согласно Уставу автономного учреждения управление учреждением осуществляют учредитель, Наблюдательный совет, Трудовой коллектив, Управляющий совет, Совет педагогов, директор.

На данном этапе необходимо проверить распределение функций между всеми органами управления автономного учреждения, издание соответствующих распорядительных документов, а также проследить непосредственное выполнение управляющими органами своих функций.

5. Исполнение Плана финансово-хозяйственной деятельности

Согласно п. 2 ст. 13 Закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» полномочие по утверждению Плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения предоставляется его руководителю. Согласно ст. 11 вышеуказанного Закона в компетенцию Наблюдательного совета входит рассмотрение проекта плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения и формирование заключения по данному проекту плана.

С 1 января 2012 года вступили в силу Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные приказом МФ РФ от 28.07.2010 №81н.

На сегодняшний день этим документом можно пользоваться в качестве основы для разработки Плана. Также необходимо проверить формирование плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального автономного учреждения в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов органов местного самоуправления по данному вопросу.

План финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения может состоять из следующих разделов:

1. Учетная карта автономного учреждения;

2. Общее описание;

3. Финансово-экономический план на год.

Раздел «Общее описание» может содержать в себе предмет, цели, задачи и виды деятельности учреждения, перечень дополнительных платных услуг, наличие лицензий и свидетельства о государственной аккредитации учреждения, информацию об органах управления.

Финансово-экономический план на год, как правило, содержит плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения.

Рекомендуем сравнить плановые показатели с фактически выделением и освоением средств субсидии и средств от приносящей доход деятельности. Данное сравнение позволит оценить качество планирования учреждением своей финансово-хозяйственной деятельности, а также оценить управленческие функции руководителя и Наблюдательного совета.

6. Муниципальное задание. Целевое использование субсидии автономным учреждением

6.1. Задание учредителя автономному учреждению

Задание учредителя должно соответствовать требованиям, установленным Порядком формирования задания учредителя для автономного учреждения, утвержденным распорядительным документом органа местного самоуправления.

Проверочной группе необходимо проверить соответствие показателей, заложенных в задание учредителя, фактическим данным, характеризующим объем оказания муниципальной услуги. Например, проверить соответствие среднегодового числа воспитанников, с данными о количестве детей, указанными в уставе автономного учреждения и определенными в лицензии.

6.2. Отчетность перед учредителем о выполнении задании

Виды отчетности, состав показателей и сведений, подлежащих включению в отчетность, сроки представления и формы отчетности учреждения перед учредителем должны быть определены муниципальным заданием учредителя. В соответствии с муниципальным заданием автономное учреждение, как правило, представляет учредителю:

— отчет об использовании субсидии (ежеквартально);

— отчет о достижении значений показателей, характеризующих объем и качество оказания муниципальной услуги (по окончании финансового года);

— отчет о выполнении требований к качеству муниципальной услуги (по окончании финансового года).

Обязанность учреждения своевременно представлять отчетность должна быть закреплена и в соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий между учредителем и учреждением.

Необходимо проверить по регистрационным документам учредителя и учреждения сроки предоставления отчетности (по входящим/исходящим номерам).

Кроме того, надлежит проверить единство подходов к формированию показателей отчетности. Для унификации форм отчетности, состав показателей целесообразно прописать в соглашении о предоставлении субсидии или в муниципальном задании. Тем самым, регламентировать порядок формирования отчетности автономного учреждения.

Кроме того, в ходе проверки надлежит проверить соответствие значений показателей, характеризующих объем оказания услуги, показателям, закрепленным в муниципальном задании. На основании чего делать вывод о качестве предоставляемых услуг.

Отчет о выполнении требований к качеству муниципальной услуги, оказываемой автономным учреждением, также подтверждает соответствие качества услуги установленным требованиям.

6.3. Субсидии автономному учреждению

В соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, порядком финансового обеспечения выполнения задания учредителя для автономного учреждения, утвержденным распорядительным документом органа местного самоуправления, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания автономного учреждения должно осуществляться в виде субсидий.

Соглашением между учредителем и автономным учреждением могут быть предусмотрены следующие виды субсидий:

— субсидия на оказание муниципальной услуги в установленных в задании объемах и в соответствии с утвержденными требованиями к качеству муниципальной услуги;

— субсидия на содержание недвижимого имущества и особо ценного имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного учреждением за счет средств выделенных ему на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (за исключением имущества, сдаваемого в аренду);

— субсидия на развитие автономного учреждения.

В данном вопросе особое внимание следует уделить исполнению п. 2.2. ст. 4 Федерального Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Данная норма устанавливает, что при сокращении объема субсидии должно осуществляться соответствующее изменение муниципального задания.

Согласно ст. 78.1 БК РФ субсидии предоставляются автономному учреждению с установлением порядков определения объемов и условий их предоставления. Тем самым, орган местного самоуправления должен разработать соответствующие правовые акты до предоставления субсидий. Таким образом, необходимо проверить наличие распорядительных документов и соблюдение всех условий и требований.

6.4. Направление средств субсидии.

В соответствии с БК РФ, Федеральным Законом об автономных учреждениях, заключенными соглашениями о порядке и условиях предоставления субсидий автономное учреждение вправе самостоятельно расходовать субсидии, соблюдая целевой характер расходования средств.

Основной целью направления средств субсидии должно являться своевременное и качественное предоставления муниципальной услуги.

Основные направления расходования средств содержаться в Плане финансово-хозяйственной деятельности.

Фактическое расходование средств должно осуществляться в соответствии с действующей в учреждении системой оплаты труда, заключенными договорами на выполнение работ (оказание услуг) и документами, подтверждающими возникновение денежных обязательств учреждения (актов выполненных работ, накладных, счетов-фактур), а также основными направлениями деятельности, содержащимися в Уставе учреждения.

Цель проверочного мероприятия на этом этапе, сопоставив основные направления расходования средств с фактическими расходами, выявить целевое (нецелевое) использование средств субсидии.

7. Формирование комплекса дополнительных платных услуг в автономном учреждении

Для формирования комплекса дополнительных платных услуг автономное учреждение разрабатывает Положение об организации дополнительных услуг в муниципальном автономном учреждении, которое утверждается руководителем учреждения и согласовывается либо с Управляющим советом, либо с Учредителем, либо с Наблюдательным советом.

Возможность предоставления платных услуг должна быть предусмотрена Уставом учреждения.

Платные услуги должны оказываться только по желанию потребителя на основании письменного заявления и договора.

Правила оказания платных услуг автономного учреждения регламентируются Гражданским Кодексом, Законом РФ «О защите прав потребителей», Постановлениями Правительства РФ об утверждении правил оказания платных услуг учреждениями, а также распорядительными документами органа местного самоуправления о порядке оказания автономном учреждением платных услуг.

Информация для потребителей платных услуг должна быть размещена в специальном месте, доступном для всех посетителей учреждения.

В договоре должна быть обязательно прописана цена за предоставляемые платные услуги, сроки и условия ее оплаты.

Размер оплаты может содержать перечень льготных категорий потребителей данных услуг.

Основными социально-экономическими последствиями создания автономного учреждения должны стать расширение перечня и качества услуг, рост профессиональной подготовки кадров и пр.

Таким образом, одним из социально-экономических последствий деятельности автономного учреждения, должно стать расширение качества и спектра предоставляемых платных услуг, а также увеличение числа получателей услуги.

Средства от приносящей доход деятельности поступают в полное распоряжение учреждения и могут направляться на дополнительную оплату труда сотрудников, развитие учреждения (в части мелких ремонтных работ и приобретения материальных запасов, на оплату командировочных). Решение о расходовании средств принимает руководитель учреждения. В случае крупных сделок – Учредитель.

8. Состояние бухгалтерского учета и отчетности.

8.1. Основные требования к ведению бухгалтерского учета автономным учреждением

Необходимо проверить ведение бухгалтерского учета в учреждении в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закона о бухгалтерском учёте).

Однако, согласно ст. 3 Закона о бухгалтерском учете, законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит не только из данного закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы бухгалтерского учета, но и других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Отдельными нормативными документами могут определяться специфические нормы для определенных видов организаций и учреждений. Таким законом для автономного учреждения является Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Пунктом 11 ст. 2 Закона об автономных учреждениях установлено, что автономные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. Пункт 13 ст. 2 Закона об автономных учреждениях содержит требование об открытости и доступности годовой бухгалтерской отчетности. Поскольку бухгалтерская отчетность составляется на основании данных бухгалтерского учета, автономные учреждения должны вести бухгалтерский учет даже в случае применения предусмотренной гл. 26.2 НК РФ упрощенной системы налогообложения.

Данные нормы должны быть отражены в Учетной политике автономного учреждения.

В соответствии с ПБУ 1/2008, утвержденным приказом Министерства РФ от 06.10.2008 № 106н (ред. от 18.12.2012 №164н) под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Данное ПБУ распространяется:

— на все организации в части формирования учетной политики;

— на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе в части раскрытия учетной политики.

В ходе проверочного мероприятия необходимо проверить полноту отражения всех финансово-хозяйственных операций в учетной политике учреждения, а также специфики автономного учреждения в части ведения бухгалтерского учета.

8.2. Касса, расчетные счета, финансовые вложения

Ведение кассовых операций должно осуществляться в соответствии с «Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации», утвержденным решением Совета Директоров Центрального Банка России 12 октября 2011 г. № 373-П (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 1.2 гл. I, пунктами 2.5. и 2.6. гл. II Положения все поступления и выдачи наличных денег в учреждении должны учитываться в кассовой книге. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена печатью и заверена подписями уполномоченного должностного лица.

Записи в кассовой книге должны вестись в 2-х экземплярах с помощью программного обеспечения и выводится на бумажном носителе. Вторые экземпляры листов являются отчетом кассира и брошюруются с расходными и приходными ордерами в отдельную папку «Касса».

Подчисток и неоговоренных исправлений в кассовой книге быть не должно.

Организация работы по ведению кассовых операций определена в главе 2. Положения, порядок приема наличных денег — в главе 3, порядок выдачи наличных денег — в главе 4, порядок ведения кассовой книги 0310004 — в главе 5.

В главе 6. прописано об обеспечении порядка ведения кассовых операций, что юридическое лицо обеспечивает организацию ведения кассовых операций, установленных Положением, в том числе:

внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег);

недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег;

хранение на банковских счетах в банках свободных денежных средств.

Порядок ведения кассовой книги кассир должен быть ознакомлен под расписку с Правилами ведения кассовых операций.

В соответствии с Положением о главных бухгалтерах, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 24.01.1980 г. № 59, главный бухгалтер не может являться кассиром. Данная норма предусмотрена только для субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ), согласно ст. 50 ГК РФ автономное учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, а в связи с этим не является малым предприятием.

В соответствии с п. 5. Порядка учреждение может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимита, установленного банком. Необходимо проверить соответствие лимита остатка кассы с фактическим наличием средств в кассе.

В соответствии с п. 21. Порядка ведения кассовых операций приходные и расходные кассовые ордера должны регистрироваться главным бухгалтером в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Приходные и расходные кассовые ордера должны заноситься в журнал в хронологическом порядке.

Автономное учреждение может открывать расчетные счета в кредитных организациях. Операции по расчетным счетам должны осуществляться в соответствии с банковским договором и Порядком ведения кассовых операций. Проверкой необходимо установить отсутствие нарушений условий договоров, а также соответствие бухгалтерского учета данным банковских выписок.

8.3. Расчеты с подотчетными лицами

Расчеты с подотчетными лицами должны осуществляться в соответствии с ГК РФ, БК РФ, Порядком ведения кассовых операций, утвержденным решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 года № 40 и иными нормативными и правовыми документами.

Порядок расчетов с подотчетными лицами должен быть отражен в учетной политике автономного учреждения, приказом руководителя должен быть утвержден список подотчетных лиц, с подотчетными лицами должны быть заключены договора о материальной ответственности.

8.4. Расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Расчеты с поставщиками и подрядчиками должны вестись в соответствии с ГК РФ и ТК РФ.

В ходе проверочного мероприятия надлежит рассмотреть заключенные договора, счета, счета – фактуры, акты выполненных работ, товарные накладные.

Учет расчетов должен осуществляться в разрезе бюджетной субсидии и внебюджетных доходов.

При проверке соблюдения договорных отношений и расчетов с поставщиками и подрядчиками могут быть установлены следующие нарушения и недостатки:

1. Не соблюдение письменной формы договора (нарушение ГК РФ).

2. В нарушение п. 1 ст. 708 ГК договоры могут не содержать такого существенного условия договора подряда как начальные и конечные сроки выполнения работ.

3. Могут быть установлены случаи не соблюдения сроков выполнения работ, установленные заключенными договорами.

4. Возможно не соответствие суммы договора фактической оплате (тем самым могут быть нарушены ст.ст. 424, 450, 451 и 452 ГК РФ).

8.5. Расчеты с персоналом по оплате труда.

В целях формирования единых подходов к регулированию заработной платы работников учреждения должно быть разработано Положение об оплате труда работников муниципального автономного учреждения.

Расчеты оплаты труда с персоналом должны вестись в карточках-справках по каждому сотруднику (форма по ОКУД 0504417). В карточках-справках указываются начисления и удержания, наименования начислений, расчетные листы подклеиваются к карточкам-справкам.

Заработная плата руководителя, как правило, утверждается распорядительным документом органа местного самоуправления.

В ходе проверочного мероприятия следует проверить правильность составления штатного расписания учреждения и формирования планового фонда оплаты труда.

9. Использование муниципальной собственности

В соответствии с п. 1. ст.3 Федерального закона от 24.07.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в действующей редакции) имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с распорядительным документом органа местного самоуправления.

Собственником имущества автономного учреждения является муниципальное образование в лице Учредителя.

В соответствии с п. 4. ст.3 Федерального закона от 24.07.2006 № 174-ФЗ учредителем одновременно с принятием решения о закреплении имущества за автономным учреждением принято решение об отнесении части имущества к категории особо ценного движимого имущества.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2006 № 174-ФЗ закрепляемое за автономным учреждением при его создании имущество должно быть достаточным для осуществления предусмотренной уставом деятельности.

На основании распорядительного документа органа местного самоуправления за муниципальным автономным учреждением должно быть закреплено следующее имущество:

— недвижимое;

— особо ценное;

— иное движимое.

При отнесении движимого имущества к категории особо ценного имущества учредителем должны применяться критерии, которые должны быть предусмотрены нормативным актом органа местного самоуправления.

Следует обратить особое внимание на объективность разделения имущества на особо ценное и иное движимое, при котором должно быть четко определено, без какого имущества осуществление автономным учреждением своей основной деятельности будет существенно затруднено.

В соответствии с п. 5 ст.3 Федерального закона от 24.07.2006 № 174-ФЗ учреждением должен вестись обособленный учет недвижимого имущества, закрепленного за автономным учреждением, а также особо ценного движимого имущества.

В соответствии с п. 3 ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в действующей редакции), ст. 4 Приказа Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (в действующей редакции) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» в учетной политике автономного учреждения должно быть отражено:

— порядок формирования первоначальной стоимости ОС;

— порядок определения сроков полезного использования ОС;

— применяемые способы амортизации по группам основных средств;

— формы бухгалтерских регистров по учету основных средств и сумм накопленной амортизации);

— порядок проведения инвентаризации и др.

Согласно постановлению Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 инвентарные карточки учета основных средств должны содержать полную информацию об объектах основных средств, в том числе: наименование, номер документа о вводе основного средства в эксплуатацию, местонахождение объекта основных средств, сумма начисленной амортизации и остаточная стоимость, краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств, позволяющая определить элементы, входящие в состав основного средства и достоверность начисления амортизации.

В целях проверки учета и сохранности материальных ценностей проверочной группе необходимо провести инвентаризацию материально-технических ценностей.

По результатам инвентаризации составляется акт о наличии/отсутствии расхождений.

Проверочное мероприятие по использованию муниципальной собственности должно служить ответу на вопрос о достаточности/недостаточности имеющегося имущества у автономного учреждения для осуществления его уставной деятельности.

Кроме того, в ходе контрольного мероприятия следует рассмотреть вопрос о наличии фактов сдачи помещений и оборудования коммерческим структурам в аренду. В случае выявления данных фактов проверить правильность возмещения арендаторами расходов по аренде, хозяйственному обслуживанию и другим расходам; проверить расчет арендной платы по договорам аренды, расчет по возмещению эксплуатационных расходов и своевременность поступления данных платежей. Согласно ст. 4 Федерального закона об автономных учреждениях в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Согласно п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально—культурных, научно—технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления за исключением казенных предприятий и автономных учреждений в целях Бюджетного кодекса РФ признаются бюджетными учреждениями (п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Признаки бюджетного учреждения:

  1. бюджетное учреждение является некоммерческой организацией;
  2. учредителем является РФ, субъект РФ либо муниципальное образование;
  3. основная деятельность бюджетного учреждения финансируется полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов, в которой должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как в виде бюджетных средств, так и от предпринимательской и иной деятельности. При исполнении сметы доходов и расходов бюджетное учреждение вправе самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников.

Бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств, на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода.

Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты либо займы у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, а также из бюджетов бюджетной системы РФ (п. 8 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. При этом бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (п. 9 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Собственник имущества бюджетного учреждения в соответствии с положениями ст. 120 ГК РФ несет субсидиарную ответственность по его обязательствам.

ВВЕДЕНИЕ

В нашем государстве существует большое количество предприятий, учреждений и организаций, которые финансируются за счет бюджетов разного уровня. Данные организации являются бюджетными, их развитие и существование напрямую зависят от своевременного и полного бюджетного финансирования.

Однако в наших жизненных реалиях никто не гарантирует полноту и своевременность перечисления бюджетных средств. Бюджетные организации постоянно ощущают острую нехватку денежных средств как на выплату заработной платы своему персоналу, так и на свое содержание. В результате этого происходит трансформирование бюджетных организаций с одной единственной целью — вписаться в действующую систему рыночных отношений. Вместо выполнения своих основных функций и предназначения, бюджетные организации вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью, так как средства, полученные ими от предпринимательской деятельности, крайне необходимы для подкрепления их бюджетного финансирования.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 6) бюджетное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физических и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы.

В бюджетную систему государства мобилизуется более половины финансовых ресурсов, создаваемых в стране. Эти средства в значительной мере проходят по сметам бюджетных организаций. Этим обуславливается большое значение финансов бюджетных организаций в экономике страны.

Подавляющая часть бюджетных организаций выполняет различные социальные функции. Поэтому от количества средств, предоставляемых из бюджетной системы этим организациям, от эффективности их использования зависит выполнение социальных задач, стоящих перед обществом.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы, предопределяет ее цель и задачи. Будем считать, что финансирование из бюджета на проведение текущей деятельности предприятия не является доходом предприятия, исходя из этого доходом бюджетной организации являются только доходы от предпринимательской деятельности.

Целью дипломной работы является изучение особенностей бюджетного и внебюджетного финансирования в бюджетных организациях, которые планируются на основании представленных планов ФХД.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— изучить по нормативным материалам и данным литературы основы бюджетного и внебюджетного финансирования в бюджетных организациях на современном этапе;

— определитьисточники бюджетного и внебюджетного финансирования в учреждениях непроизводственной сферы;

— охарактеризовать бюджетное учреждение выполнения практической части;

— выполнить анализ баланса исполнения сметы расходов и отчета об исполнении плана ФХД бюджетной организации.

— разработать комплекс рекомендаций по улучшению организации ведения бухгалтерского учета государственного учреждения и совершенствование бюджетного финансирования и контроля над расходованием бюджетных средств.

Практическая часть настоящей дипломной работы выполнена на базе ГБПОУ СО «УРАЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ «РИФЕЙ» – профессиональное училище, на базе которого еще и создана кадетская школа-интернат, осуществляющего деятельность для получения среднего образования воспитанников кадетской школы-интернат и учащихся – для получения начального профессионального образования.

1.1 Понятие и сущность бюджетных учреждений

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 6) бюджетное учреждение – этого государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физических и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы.1

Для бюджетной организации характерны следующие признаки:

1) учредителями организации должны быть органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.

2) в качестве цели создания бюджетной организации в учредительных документах могут быть указаны исключительно функции некоммерческого характера. В то же время указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы.

Основная масса бюджетных организаций осуществляет те или иные виды платной деятельности и получает таким образом средства, необходимые для своего развития. Однако полученные прибыли не является и не может являться целью бюджетной организации. А все самостоятельно заработанные ей средства должны быть направлены исключительно на расширение и развитие системы услуг, для предоставления которых она создана.

3) бюджетная организация обязательно должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.

Особенность данного признака заключается в следующем. Само по себе получение финансирования из бюджета еще не говорит о том, что данная организация является бюджетной. Бюджетные средства выделяются не только бюджетным организациям, но и коммерческим структурам – в многочисленных формах, начиная от закупки различных товаров в государственных и муниципальных целях и заканчивая предоставлением финансовой поддержки в виде дотаций, субсидий и т.п.

4) основой финансового планирования бюджетной организации является бюджетная смета. До начала финансового года бюджетная организация обязательно составляет этот документ, по истечении отчетного периода составляется отчет об исполнения сметы.2

Следует обратить внимание на то, что только сочетание всех перечисленных признаков вместе по отношению к одной структуре позволяет отнести организацию к бюджетам; каждый из названных признаков сам по себе не означает, что мы имеем дело с бюджетной организацией.

В целом правовой статус бюджетных учреждений определен нормами гражданского права и публичного права. В частности, его регламентация, как было показано, осуществляется Гражданским кодексом РФ, а также Бюджетным кодексом РФ. При этом положения Бюджетного кодекса конкретизируют статус бюджетных учреждений, определяют их отличия от других типов учреждений, но при этом существенно меняют характер осуществления гражданских правоотношений, когда их стороной выступает бюджетное учреждение. В данном случае в процесс реализации гражданско-правовых отношений включаются элементы публично-правового характера.3

Так, будучи стороной гражданских правоотношений, бюджетное учреждение придает этим отношениям специфический характер, что предполагает измененный порядок их осуществления, нежели тот, что предписан Гражданским кодексом РФ. В частности, при уменьшении объема финансирования бюджетное учреждение обязано предложить другой стороне внести изменения в условия договора. При несогласии партнера бюджетного учреждения по договору на изменение его условий, он может претендовать только на возмещение реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

Бюджетные учреждения, как и другие категории учреждений, создаются для целей некоммерческого характера, включая выполнение управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных аналогичных задач.

Посредством функционирования бюджетных учреждений государство и муниципальные образования реализуют свои функции в сфере воспитания и обучения, предоставления лечебной и социальной помощи и т.п. Признаками бюджетного учреждения, отличающими его от остальных категорий учреждений, выступают:

— создание его уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований;

— финансирование его за счет соответствующего бюджета или внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Важно отметить, что цели любого бюджетного учреждения совпадают с целями их учредителей, в конечном счете, государства. И те, и другие служат обществу, призваны оказывать населению полезные услуги. В лице бюджетных учреждений государство и муниципальные образования нашло способ реализации своих функций. Деятельность бюджетных организаций реализуется с целью обеспечения публичных интересов. В целом деятельность любого бюджетного учреждения, его функции определены в уставе, в котором можно выделить основную деятельность, направленную на реализацию целей создания учреждения, и неосновную деятельность, связанную с обеспечением основной деятельности. Неосновная деятельность бюджетного учреждения должна быть отражена в соответствующем законе либо в его учредительных документах. На ее осуществление не требуется получение специального разрешения. Доходы от этой деятельности принадлежат самому учреждению.4

По смыслу 298 статьи Гражданского кодекса РФ к числу неосновных видов деятельности может быть отнесена и предпринимательская деятельность, которая должна иметь вспомогательный характер. Но ее осуществление возможно только в соответствии со специальным нормативным актом или разрешением учредителя. В действующем законодательстве нет четкого определения порядка о том, какой должна быть предпринимательская деятельность в случае, если ее субъектами выступают бюджетные учреждения. Так обучение на платной основе бюджетным образовательным учреждением не считается предпринимательской деятельностью, однако сдача в аренду основных фондов, оказание посреднических услуг уже считается предпринимательской деятельностью. Ясно одно, что занятие предпринимательской деятельности не должно затруднять реализации бюджетным учреждением своих основных функций. Все бюджетные учреждения относятся к категории юридических лиц, имеющих специальную правоспособность, что предполагает возможность осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые прямо указаны в законе. Для бюджетных учреждений к таковым видам предпринимательской деятельности следует отнести сдачу в аренду помещений либо иных объектов основных фондов. Однако не каждая сделка с участием бюджетного учреждения может считаться предпринимательской деятельностью. Например, такой не может считаться договор о продаже с разрешения собственника какого-то объекта имущества, поскольку эта сделка, как правило, имеет разовый характер.5

В отличие от других типов учреждений, имущество бюджетных учреждений имеет такую имущественную организационную обособленность от казны, которая делает их в большей степени, зависимой от учредителя. Это проявляется в плане источников финансирования этих учреждений, поскольку в режим сметы доходов и расходов включаются все виды денежных поступлений: финансирование из бюджета и доходы от не основной деятельности. Так же, как и остальные виды учреждений, бюджетное учреждение не вправе использовать по своему усмотрению денежные средства, иное имущество, переданное учредителем. Это имущество может использоваться только для реализации целей, поставленных учредителем. В случаях, когда учреждение распорядилось имуществом вопреки воле собственника, оно может быть изъято из чужого владения, которое признается как незаконное. В качестве способа использования государственного или муниципального имущества бюджетные учреждения чаще всего получают от собственника этого имущества право сдавать его в аренду либо во временное владение, а также получать проценты по остаткам средств на счетах в банках и др.

Ресурсное обеспечение бюджетных учреждений предполагает использование нескольких каналов. В соответствии с особенностями деятельности бюджетных учреждений существуют свои особенности каждого способа их ресурсного обеспечения: бюджетное финансирование (полностью или частичное), получение доходов от неосновного для бюджетного учреждения вида деятельности, получение доходов от предпринимательской деятельности (при условии, что эта деятельность является легитимной). Бюджетные учреждения также вправе получать штрафные санкции и иные внереализационные доходы. Могут быть еще поступления в виде пожертвований, но, к сожалению, это редкое явление.

Помимо уставной деятельности, бюджетные учреждения вправе получать доходы в разовом порядке от продажи основных средств, иного имущества. Однако в случае осуществления разрешенных указанных сделок по продаже имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями, полученные доходы, согласно статье 43 Бюджетного кодекса подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.6

Исходя из целей создания бюджетных учреждений (предназначение их для выполнения функций публичного характера), к основному методу следует отнести финансирование из бюджетов или государственных внебюджетных фондов. В определенных случаях никаких других каналов ресурсного обеспечения, кроме бюджетных источников, не предусмотрено. Именно это форма денежного обеспечения является нормой, поскольку отвечает самой природе бюджетных учреждений. Этот вид юридических лиц создается не для получения прибыли, а для того, чтобы реализовывать расходы. Даже на осуществление некоторых видов неосновной деятельности, если это предписано учредителем, также подлежит выделять средства из бюджета.

Можно выделить два признака бюджетной организации, установленных законодательством.

Во-первых, основной целью деятельности некоммерческих организаций не может быть извлечение прибыли. Создаваться они могут в соответствии с ГК РФ и Законом «О некоммерческих организациях» для «достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ». Хозрасчетная деятельность допускается, но не в ущерб основной и с условием направления полученной прибыли на осуществление уставных задач.

Это требование сформулировано в статье 24 ГК РФ; «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».7

Можно утверждать, что бюджетные организации отвечают, во-первых, базовому признаку некоммерческих организаций — основная деятельность их не преследует цели получения прибыли.

Во-вторых, отсутствие распределения полученной прибыли между участниками достаточно очевидно и следует из сказанного. Бюджетные организации финансируются учредившим их собственником (РФ, субъектом РФ либо органом местного самоуправления) из соответствующего бюджета. Прибыль, полученная организацией, используется на достижение целей, определенных собственником, установленных изначально учредительными документами, и, таким образом, это не может быть простым дележом между участниками хозяйственной деятельности. 8

  1. Основные положения об учреждениях

  2. Государственные и муниципальные учреждения

  3. Частные учреждения

Понятие и основные положения об учреждении

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит в § 7 «Некоммерческие унитарные организации» Гражданского кодекса РФ целый раздел 2 «Учреждения» (статьи 12321 — 12323), в том числе — понятие и основные положения о основные положения об учреждении:

Статья 12321. Основные положения об учреждениях

(по состоянию на 01.07.2018)

  1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

  2. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

  3. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

  4. При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

  5. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 — 6 статьи 12322 и пунктом 2 статьи 12323 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

  6. Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

  7. По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

Комментарий к статье 12321 ГК

Из данного в статье 120 ГК понятия (которое ничего нового не содержит) следует, что учреждение — это унитарная (не имеющая членства) некоммерческая организация, созданная собственником гражданами и (или) юридическими лицами и преследующая управленческие, социально-культурные или иные цели некоммерческого характера.

Из приведенного понятия видно, что в отличие от иных видов некоммерческих организаций, учреждение:

  • может быть создано как публично-правовыми образованиями, так и любыми юридическими лицами и гражданами;

  • не обладает правом собственности на принадлежащее ему имущество;

  • закреплению переданного учреждению его собственником имущества посвящено специальное правило статьи 306 ГК.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Наименование учреждения должно содержать указание на характер их деятельности.

С учетом специальной правоспособности некоммерческих организаций (статья 49 ГК) и согласно статье 52 ГК в уставе учреждения должны определяться также и место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также предмет деятельности юридического лица.

Правоспособность учреждения, как любой другой некоммерческой организации, ограничена целью реализации функций некоммерческого характера, среди которых могут быть не только управленческие, социально-культурные, но и образовательные, спортивные и иные. Не случайно учреждения широко распространены в сфере образования: в их числе школы, высшие учебные заведения и т.д.

Создавая учреждения, собственник имущества преследует, как правило, цель обслуживания собственных потребностей. Так, выполняя свои функции в сфере образования, государство учреждает и финансирует школы, вузы; в сфере исполнения наказаний — колонии, изоляторы; в сфере обороны — воинские части и т.д.

Государственные и муниципальные (автономные бюджетные, казенные) учреждения

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит отдельную статью о государственных и муниципальных учреждениях:

Статья 12322. Государственное учреждение и муниципальное учреждение

(по состоянию на 01.07.2018)

  1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

  2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

  3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

  4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

  5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

  6. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения

  7. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. Автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

  8. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

  9. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

  10. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

Комментарий к статье 12322 ГК

По сути в ГК сведены все последние изменения, которые ранее были разбросаны по разным законам.

Все учреждения законодатель разделил на государственные, муниципальные и частные. В свою очередь, государственные и муниципальные — на автономные, бюджетные и казенные.

По целям деятельности учреждения можно разделить на:

  • органы управления;

  • благотворительные учреждения;

  • образовательные учреждения;

  • учреждения культуры (по видам деятельности подразделяются на музеи, библиотеки, театры и т.п.);

  • медицинские учреждения;

  • научные учреждения;

  • социальные учреждения.

Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку могут создаваться учреждения с иными целями деятельности.

Бюджетное учреждение является относительно новым типом учреждений. Его появление обусловлено тем, что существовавшая ранее в России система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и не отвечала современным требованиям, поскольку была чрезмерно затратной. По существу, органы публичной власти осуществляли содержание бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг, оплачивая их деятельность по смете. При этом бюджетные учреждения активно занимались предпринимательской деятельностью, оказывая дополнительные платные услуги, но не производя соответствующие отчисления в бюджет. Правовой статус доходов от такой деятельности не был четко определен.

Статус казенного учреждения, по сути, совпадает с закрепленным в ранее действовавшем законодательстве статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 г. всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет.

Автономия (от греч. autos — сам и nomos — закон) — самоуправление, в данном случае означает большую степень самостоятельности автономных учреждений в отличие от бюджетных и тем более казенных учреждений.

Автономному учреждению предоставляется большая свобода и имущественная самостоятельность. Автономному учреждению предоставляется также более широкая свобода в привлечении наряду с бюджетными иных средств за счет деятельности, не выходящей за рамки специальной правоспособности, а также в распоряжении указанными средствами. При этом в отличие от казенного учреждения его учредитель (собственник) не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.

Для бюджетных учреждений предлагается восстановить, а для автономных учреждений — ввести субсидиарную ответственность их учредителей (публично-правовых образований) по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда жизни и здоровью граждан, ибо при ее отсутствии граждане, здоровью или жизни которых был причинен вред, могут не получить удовлетворения своих обоснованных требований, поскольку реальная имущественная база самостоятельной ответственности бюджетного учреждения по действующему законодательству ограничена денежными средствами и малоценным движимым имуществом

Частное учреждение

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о частном учреждении:

Статья 12323. Частное учреждение

(по состоянию на 01.07.2018)

  1. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.

  2. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

  3. По обязательствам собственника частного учреждения взыскание может быть обращено на имущественный комплекс такого учреждения в целом, что в случае отчуждения имущественного комплекса влечет замену собственника-учредителя.

  4. Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Комментарий к статье 12323 ГК

Частным учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Статья написана и размещена 24 июня 2012 года. Дополнена — 05.01.2013, 16.05.2014

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2020

Полезные ссылки по теме «Изменения в Гражданский кодекс — Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ: Учреждения»

  1. Краткий обзор всех существенных изменений в ГК РФ

  2. Изменения в статьи 1 — 10 ГК РФ (Закон № 302-ФЗ от 30.12.2013):

  3. Изменения в статьи 48 — 12328 ГК РФ — положения о юридических лицах (Закон № 99-ФЗ от 05.05.2014)

  4. Изменения в Гражданский кодекс РФ, внесенные Законом № 100-ФЗ от 07.05.2013 и Законом № 142-ФЗ от 02.07.2013:

  • Объекты гражданских прав (статьи 128 — 136)

  • Ценные бумаги (статьи 142 — 1495)

  • Нематериальные блага и их защита (статьи 150 — 1522)

  • Сделки (статьи 1571 — 1651)

  • Недействительность сделок (статьи 166 — 181)

  • Решение собраний (статьи 1811 — 1815)

  • Представительство. Доверенность (статьи 182 — 1881)

  • Исковая давность (статьи 196 — 207)

  • Изменения в ГК РФ, внесенные Законом № 367-ФЗ от 21.12.2013 (статьи 334 — 3922 ГК)

  • Изменения в статьи 307 — 395 ГК РФ в части обязательственного права (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  • Изменения в общие положения о договоре (статьи 4291 — 4491) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  • Изменение и расторжение договора (статьи 450 — 453) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  • Создание организации

  • Юридическое лицо — понятие и виды

  • Подготовка и оформление документов для регистрации

  • Регистрация организации или ИП в налоговой инспекции

  • Постановка на учет юридического лица или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате

  • Открытие расчетного счета в банке

  • Регистрация изменений в уставе, учредительных документах, ЕГРЮЛ

  • Смена директора и внесение изменений в ЕГРЮЛ о его паспортных данных

  • Реорганизация юридического лица

  • Способы ликвидации организации

  • Tags: фонд, некоммерческая, унитарная, организация, унитарные организации, некоммерческие унитарные организации, государственные, муниципальные, частные, казенные, бюджетные, автономные

    Бюджетное учреждение

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *