Бухгалтерский учет в НПФ

Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение в негосударственных пенсионных
фондах

Негосударственный пенсионный фонд осуществляет бухгалтерский учет и ведет отчетность в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Особенности порядка осуществления бухгалтерского учета операций фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Фонд обязан при осуществлении бухгалтерского учета не допускать смешения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений.

Фонд ведет учет средств пенсионных резервов, средств пенсионных накоплений и соответствующих выплат отдельно по негосударственному пенсионному обеспечению, отдельно по обязательному пенсионному страхованию и отдельно по профессиональному пенсионному страхованию.

Фонд обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам негосударственного пенсионного обеспечения в течение трех лет начиная со дня исполнения своих обязательств по пенсионному договору.

Фонд обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам накопительной части трудовой пенсии в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти — в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Фонд представляет в уполномоченный федеральный орган один раз в год заключение по результатам актуарного оценивания, проводимого актуарием. Указанное заключение является неотъемлемой частью годового отчета фонда.

Отчетным годом фонда является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Фонд представляет годовой отчет о своей деятельности в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом.

Форма отчетности фонда и требования к осуществлению отчетности устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Фонд обязан публиковать годовой отчет о своей деятельности в периодической печати не реже одного раза в год.

В негосударственных пенсионных фондах бухгалтерский учет ведется в соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 19 декабря 2000 года №110н «Об утверждении указаний об отражений в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению», утвердившим Указания об отражении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению.

Полученный (начисленный) доход от использования средств пенсионных резервов отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами учета денежных средств, счетом 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Рассмотрим отражение бухгалтерских операций по учету пенсионных взносов и пенсионных резервов и накоплений:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
51 72 Поступление пенсионных взносов;
72 96 Формирование пенсионных резервов и пенсионных накоплений за счет пенсионных и страховых взносов;
84 96 Формирование пенсионных резервов и пенсионных накоплений за счет доходов от размещения пенсионных резервов и накоплений;
86 96 Формирование пенсионных резервов и пенсионных накоплений за счет целевых взносов;
79 51 Размещение пенсионных резервов и накоплений по договору доверительного управления;
58 51 Размещение пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов самостоятельно;
79, 76 91 Начисление доходов от размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений;
96 74 Начисление пенсий, выкупных и наследуемых сумм;
74 68 Удержание налога на доходы физических лиц с начисленных выплат;
74 50,51 Фактические выплаты участникам и вкладчикам фонда.

Для обобщения информации негосударственных пенсионных фондов о состоянии средств, предназначенных для обеспечения уставной деятельности фонда, используется счет 86 «Целевое финансирование», субсчет «На покрытие расходов фонда». Все расходы фонда на ведение уставной деятельности обобщаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». По дебету счета 26 отражаются расходы, связанные с оформлением пенсионных договоров, размещением пенсионных резервов, с осуществлением управления фондом, и другие виды расходов, включаемые в смету, которая обязательно должна быть утверждена советом фонда.

Рассмотрим отражение операций в бухгалтерском учете при использовании счета 86 «Целевое финансирование»:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
51 86 Поступление целевых взносов от вкладчиков;
72 86 Отчисление пенсионных взносов не более 3%;
84 86 Отчисление от доходов от размещения пенсионных резервов не более 15%;
84 86 Отчисление от доходов от инвестирования пенсионных накоплений не более 15%;
84 86 Поступление дохода от использования имущества фонда;
86 26 Списание расходов фонда на ведение уставной деятельности.

На основании статьи 32 Закона №75-ФЗ бухгалтерский учет и отчетность фонд осуществляет и ведет в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Особенности порядка осуществления бухгалтерского учета операций фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 года №43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99″ негосударственные пенсионные фонды, которые являются юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и которые получили лицензию на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению должны сдавать отчетность, формы которой утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 21 февраля 2001 года №15н «О формах бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов»:

— Бухгалтерский баланс по форме №1-НПФ;

— Отчет о прибылях и убытках по форме №2-НПФ;

— Отчет о движении средств целевого финансирования и резервов по форме №3-НПФ;

— Отчет о движении денежных средств по форме №4-НПФ;

— Приложение к Бухгалтерскому балансу по форме №5-НПФ;

— Отчет о целевом использовании полученных средств по форме №6-НПФ.

До вступления в силу главы 25 НК РФ налогообложение прибыли НПФ определялось в соответствии с Законом Российской Федерации> от 27 декабря 1991 года №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Статьей 1 этого закона плательщиками налога на прибыль являлись предприятия и организации осуществляющие предпринимательскую деятельность. Учитывая то, что в соответствии с пунктом 8 статьи 25 Закона №75-ФЗ деятельность фондов по размещению средств пенсионных резервов не относится к предпринимательской, доход, полученный от размещения пенсионных резервов, не являлся объектом обложения налога на прибыль.

После вступления в силу главы 25 НК РФ у НПФ в целях налогообложения доход, полученный от размещения пенсионных резервов, определяется в соответствии со статьями 295, 296 НК РФ.

Статья 295 НК РФ требует, чтобы доходы от размещения пенсионных резервов и доходы, полученные от уставной (в том числе и предпринимательской) деятельности фонда, учитывались раздельно. Чтобы определить, с какой суммы нужно заплатить налог, из доходов нужно вычесть понесенные расходы. Здесь существует ряд особенностей.

Так, рассчитывая налог на прибыль с доходов от размещения пенсионных резервов, нужно учитывать следующее. Налогом облагается лишь разница между доходом, который получен от размещения пенсионных резервов, и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и суммы размещенного резерва. Такой порядок определен статьей 295> НК РФ. Причем в пункте 7.1.3 Приказа Минфина Российской Федерации от 20 декабря 2002 года №БГ-3-02/729 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» уточнено, что сумма размещенных пенсионных резервов в отчетном периоде определяется так. Складывают половину суммы размещенных пенсионных резервов на 1-е число отчетного периода и на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом. К этой сумме прибавляют величину размещенных резервов на каждое 1-е число всех остальных месяцев отчетного периода. А полученный результат делят на число месяцев отчетного периода.

Доход негосударственного пенсионного фонда, рассчитанный исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, считают следующим образом:

Д = Р x С x Кд : 365,

где Д — доход негосударственного пенсионного фонда, рассчитанный исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; Р — сумма пенсионных резервов за отчетный период; С — ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; Кд — количество дней отчетного периода, в течение которого ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации оставалась постоянной.

Статья 296 НК РФ обязывает Негосударственные пенсионные фонды раздельно учитывать не только доходы, которые связаны с размещением пенсионных резервов, но и соответствующие расходы. К таким расходам относят:

— вознаграждения, уплачиваемые управляющей компании, депозитарию, брокерским конторам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг;

— средства, истраченные на хранение, ремонт и оценку имущества, в которое размещены пенсионные резервы;

— отчисления, учитываемые в составе расходов, на покупку имущества, которое необходимо для уставной деятельности НПФ.

Пример.

Доход негосударственного пенсионного фонда «Гермес» за первое полугодие 2003 года — 1 130 000 рублей А сумма расходов, связанная с размещением резервов, составила 187 600 рублей Предположим, что сумма пенсионных резервов за этот же период — 6 400 000 рублей Рассчитаем доход НПФ «Гермес» исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В 2003 году ставка рефинансирования несколько раз менялась. Это нужно учесть при расчете дохода. Размер ставок такой:

— с 1 января по 16 февраля (47 дней) — 21 процент;

— с 17 февраля по 20 июня (124 дня) — 18 процентов;

— с 21 июня по 30 июня (10 дней) — 16 процентов.

Таким образом, доход будет равен:

(6 400 000 рублей x 21% x 47 дней : 365 дней) + (6 400 000 рублей x 18% x 124 дня / 365 дней) + (6 400 000 рублей x 16% x 10 дней : 365 дней) = 592 482 рубля.

Следовательно, налогооблагаемый доход негосударственного пенсионного фонда «Ариадна» равен 349 918 рублей (1 130 000 — 592 482 — 187 600).

В статье 27 Закона №75-ФЗ сказано, что за счет доходов от размещения резервов чаще всего пополняют сами резервы. Также часть дохода можно направить на покрытие расходов, связанных с обеспечением деятельности фонда. Правда, здесь есть одно ограничение: на эти цели можно израсходовать не более 15 процентов доходов, полученных от размещения резервов.

Пример.

За 2004 год нераспределенная прибыль негосударственного пенсионного фонда «Парус», которая получена от размещения пенсионных резервов, составила 2 000 000 рублей.

Правилами фонда установлено, что на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью фонда, можно направить 15 процентов полученных доходов. Оставшаяся часть доходов пошла на пополнение резерва покрытия пенсионных обязательств.

В бухгалтерском учете НПФ «Парус» сделаны следующие записи:

Корреспонденция счетов Сумма, рублей
Дебет Кредит
84 86 субсчет «На покрытие расходов фонда» 300 000 направлена нераспределенная прибыль на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью фонда (2 000 000 рублей x 15%)
84 96 субсчет «Резервы предстоящих расходов» 1 700 000 направлена нераспределенная прибыль на пополнение страховых резервов (2 000 000 — 300 000)

На основании статьи 27 Закона №75-ФЗ покрытие расходов, связанных с обеспечением деятельности фонда, осуществляется за счет имущества, которое предназначено для обеспечения уставной деятельности фонда, и дохода, полученного от размещения пенсионных резервов и за счет инвестирования средств пенсионных накоплений.

Статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) определены доходы, которые не учитываются при определении налоговой базы налогоплательщиков.

Целевые поступления, направленные на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные вышеуказанными получателями по назначению, не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих организаций, определены в пункте 2 статьи 251 НК РФ. Налогоплательщики, получившие целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов),> полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном НК РФ.

В пункте 2 статьи 251 НК РФ поименованы виды целевых поступлений, которые не учитываются при определении налоговой базы некоммерческими организациями при выполнении ими условий для их получения. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими ус>тавной деятельности отнесены:

— совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов (подпункт 5 пункта 2 статьи 251 НК РФ);

— пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда (подпункт 6 пункта 2 статьи 251 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 295 НК РФ к доходам, полученным от уставной деятельности негосударственных пенсионных фондов, кроме доходов, предусмотренных статьями 249 и 250 Кодекса, в частности, относятся отчисления от дохода от размещения пенсионных резервов, направленных на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, осуществляемые в соответствии с законодательством о негосударственных пенсионных фондах.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 296 НК РФ к расходам, связанным с получением дохода от размещения пенсионных резервов фондов, кроме доходов, утвержденных в статьях 254-269 НК РФ (с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о НПФ), относятся расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, включая вознаграждения управляющей компании, депозитария, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Отчисления от дохода от размещения пенсионных резервов, направленных на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, учитывается в составе выручки от реализации товаров, работ, услуг негосударственного пенсионного фонда.

К расходам, связанным с получением дохода от размещения пенсионных резервов фондов, относятся расходы по оплате труда работников фонда.

За счет вышеуказанных поступлений, являющихся выручкой от реализации товаров, работ, услуг, осуществляются расходы связанные с обеспечением уставной деятельности, в том числе по оплате труда работников фонда.

Следовательно, расходы по оплате труда работников НПФ учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в расходах, связанных с производством и реализацией.

Статьей 17 Закона №75-ФЗ установлено, что имущество предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, формируется и за счет благотворительных взносов, а также и других законных поступлений.

НПФ должны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (признанных) в рамках целевых поступлений, и доходов (расходов), связанных с производством и реализацией товаров, работ, услуг, имущественных прав, внереализационных доходов и расходов, а также других доходов — безвозмездно полученных средств.

При определении налоговой базы для целей налогообложения прибыли принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 НК РФ. Расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными и при этом произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Средства, которые направлены на содержание фонда (кроме средств, указанных в подпунктах 5,6 пункта 2 статьи 251 НК РФ) считаются безвозмездно полученными и учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ как внереализационные доходы.

При этом безвозмездно полученные средства при определении налоговой базы по налогу на прибыль не могут уменьшаться на расходы, связанные с содержанием и ведением

уставной деятельности, а также на расходы от деятельности, связанной с производством и реализацией товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внериализационные расходы, связанные с осуществлением коммерческой деятельности.

В соответствии со статьей 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Пунктом 3 статьи 236 НК РФ определено, что указанные в пункте 1 статьи 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Учитывая вышеизложенное, заработная плата работников фондов подлежит обложению >единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Более подробно с вопросами, касающимися негосударственного пенсионного страхования, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Негосударственное пенсионное страхование».

Бухучет расчетов по страховым взносам

Начисляя зарплату, бухгалтер одновременно должен рассчитать и страховые взносы во внебюджетные фонды. На каких счетах бухучета их отражать? Относительно взносов на соцстрахование ответ можно найти в приказе Минздравсоцразвития России1. А по поводу взносов в ПФР и фонды обязательного медстрахования пока никаких рекомендаций чиновников нет. Разберемся с этим вопросом самостоятельно.

Для расчетов с фондами обязательного соцстрахования Инструкцией к плану счетов бухгалтерского учета2 рекомендован счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Необходимость его применения следует закрепить в бухгалтерской учетной политике в рабочем плане счетов3. К счету 69 откройте субсчета:
69-1 «Расчеты по социальному страхованию» — для учета расчетов по взносам в ФСС России;
69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» — для учета расчетов по взносам в ПФР;
69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» — для учета расчетов по взносам в федеральный и территориальный фонды медстрахования.
К этим субсчетам откройте субсчета второго порядка. Так, для раздельного учета взносов на страхование по временной нетрудоспособности и по «травме» субсчет 69-1 разбейте на два субсчета:
69-1-1 «Расчеты с ФСС России по страховым взносам»;
69-1-2 «Расчеты с ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний».
Для учета взносов в ПФР по финансированию страховой и накопительной частям пенсии субсчет 69-2 разбейте на субсчета:
69-2-1 «Расчеты с ПФР по страховой части трудовой пенсии»;
69-2-2 «Расчеты с ПФР по накопительной части трудовой пенсии».
Расчеты с федеральным и территориальным фондами обязательного медстрахования проводите на субсчетах, открытых к счету 69-3:
69-3-1 «Расчеты с ФФОМС»;
69-3-2 «Расчеты с ТФОМС».

Отражаем взносы в учете…

Суммы страховых взносов следует отражать по кредиту субсчетов, открытых к счету 69, и дебету тех же счетов бухучета, по которым начислена зарплата, облагаемая ими. Так, по персоналу, занятому в основном производстве, страховые взносы отражают по дебету счета 20 «Основное производство», во вспомогательном — по дебету счета 23 «Вспомогательное производство»; по управленческому персоналу — по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы», по работникам непроизводственной сферы — по дебету счета 91-2 «Прочие расходы». Если ваша организация занимается торговлей, то учет взносов следует вести на счете 44 «Расходы на продажу».
Начислять взносы нужно в последний день каждого месяца. Как мы сказали выше, порядок отражения взносов в ФСС России установлен приказом Минздравсоцразвития России4. По этому документу на субсчете 69-1-1 компания должна отражать, помимо взносов, также суммы начисленных, выплаченных и возмещенных из ФСС России пособий по болезни; беременности и родам; суммы единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия по уходу за ребенком; социального пособия на погребение. Эти пособия начисляют по дебету субсчета 69-1-1 и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Сумму пособия по «травме» начисляют по дебету субсчета 69-1-2 и кредиту счета 70.
Перечисленные во внебюджетные фонды страховые взносы отражают по дебету субсчетов счета 69 и кредиту счета 51 «Расчетный счет». Если же организация получает деньги от ФСС России в счет возмещения расходов на соцстрахование, то проводка будет обратной.

Пример
В январе 2010 г. зарплата сотрудника А.И. Иванова, занятого в основном производстве, составила 30 000 руб. Работнику В.И. Смирнову, работающему в непроизводственном подразделении, в этот месяц выплатили: зарплату в размере 25 000 руб., пособие по болезни — 6000 руб., в т. ч. пособие за первые два дня, оплачиваемое за счет организации, — 2000 руб. Оба сотрудника организации родились раньше 1967 г.
Компания не имеет права на применение пониженных ставок взносов, поскольку применяет общий режим налогообложения. Следовательно, тарифы страховых взносов у фирмы следующие:

  • в ПФР — 20%, в т. ч. 14% — на страховую часть трудовой пенсии и 6% — на накопительную.
  • в ФСС России по страховым взносам — 2,9%;
  • в ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний — 0,2%;
  • в ФФОМС — 1,1%;
  • в ТФОМС — 2,0%.

Согласно учетной политике организации зарплата работников основного производства отражается на счете 20 «Основное производство», а выплаты непроизводственному персоналу — на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Кроме того, к счету 69 открыты соответствующие субсчета.
Рассчитаем суммы страховых взносов за январь 2010 г. База по работнику А.И. Иванову составляет 30 000 руб., а по В.И. Смирнову — 25 000 руб.
Таким образом, взносы будут начислены в следующих суммах.
1. По А.И. Иванову — сотруднику производственного подразделения.

  • в ПФР на страховую часть трудовой пенсии: 30 000 руб. x 14,0% = 4200 руб.;
  • в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии: 30 000 руб. x 6,0% = 1800 руб.;
  • в ФСС России по страховым взносам: 30 000 руб. x 2,9% = 870 руб.;
  • в ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний: 30 000 руб. x 0,2% = 60 руб.
  • в ФФОМС: 30 000 руб. x 1,1% = 330 руб.;
  • в ТФОМС: 30 000 руб. x 2,0% = 600 руб.

Далее бухгалтеру компании следует отразить в учете начисление и уплату страховых взносов. Необходимо сделать следующие записи:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70
— 30 000 руб. — начислена заработная плата;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69-1-1
— 870 руб. — начислены страховые взносы в ФСС России;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69-1-2
— 60 руб. — начислены взносы в ФСС России на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69-2-1
— 4200 руб. — начислены взносы в ПФР на страховую часть трудовой пенсии;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69-2-2
— 1800 руб. — начислены взносы в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69-3-1
— 330 руб. — начислены взносы в ФФОМС;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69-3-2
— 600 руб. — начислены взносы в ТФОМС;
ДЕБЕТ 69-1-1 КРЕДИТ 51
— 870 руб. — перечислены страховые взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России;
ДЕБЕТ 69-1-2 КРЕДИТ 51
— 60 руб. — перечислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
ДЕБЕТ 69-2-1 КРЕДИТ 51
— 4200 руб. — перечислены страховые взносы в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии;
ДЕБЕТ 69-2-2 КРЕДИТ 51
— 1800 руб. — перечислены страховые взносы в ПФР на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
ДЕБЕТ 69-3-1 КРЕДИТ 51
— 330 руб. — перечислены страховые взносы в ФФОМС;
ДЕБЕТ 69-3-2 КРЕДИТ 51
— 600 руб. — перечислены страховые взносы в ТФОМС.
2. По В.И. Смирнову — работнику непроизводственного подразделения.

  • в ПФР на страховую часть трудовой пенсии: 25 000 руб. x 14,0% = 3500 руб.;
  • в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии: 25 000 руб. x 6,0% = 1500 руб.;
  • в ФСС России по страховым взносам: 25 000 руб. x 2,9% = 725 руб.;
  • в ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний: 25 000 руб. x 0,2% = 50 руб.
  • в ФФОМС: 25 000 руб. x 1,1% = 275 руб.;
  • в ТФОМС: 25 000 руб. x 2,0% = 500 руб.

В течение месяца должны быть сделаны следующие записи:
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 70
— 25 000 руб. — начислена заработная плата;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 70
— 2000 руб. — начислена сумма пособия по болезни за счет средств организации;
ДЕБЕТ 69-1-1 КРЕДИТ 70
— 4000 руб. — начислена сумма пособия по болезни за счет средств ФСС России;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69-1-1
— 725 руб. — начислены страховые взносы в ФСС России;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69-1-2
— 50 руб. — начислены взносы в ФСС России на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69-2-1
— 3500 руб. — начислены взносы в ПФР на страховую часть трудовой пенсии;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69-2-2
— 1500 руб. — начислены взносы в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69-3-1
— 275 руб. — начислены взносы в ФФОМС;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69-3-2
— 500 руб. — начислены взносы в ТФОМС;
ДЕБЕТ 69-1-2 КРЕДИТ 51
— 50 руб. — перечислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
ДЕБЕТ 69-2-1 КРЕДИТ 51
— 3500 руб. — перечислены страховые взносы в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии;
ДЕБЕТ 69-2-2 КРЕДИТ 51
— 1500 руб. — перечислены страховые взносы в ПФР на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
ДЕБЕТ 69-3-1 КРЕДИТ 51
— 275 руб. — перечислены страховые взносы в ФФОМС;
ДЕБЕТ 69-3-2 КРЕДИТ 51
— 500 руб. — перечислены страховые взносы в ТФОМС.

Расходы компании на соцстрахование (4000 руб.) за январь 2010 г. превышают начисленные страховые взносы (725 руб.). Поэтому за этот месяц организация не платила взносы на соцобеспечение в ФСС России.

…и включаем в расходы

Начисленные страховые взносы компания может в полном объеме списать в уменьшение облагаемой прибыли5. Данное правило также действует в отношении тех сумм взносов, которые начислены на выплаты, не учитываемые при налогообложении прибыли6. Подробнее об учете взносов с «неприбыльных» выплат мы писали в «АБ» N 1, 2010 на стр. 38.
Взносы включают в состав прямых, косвенных либо прочих расходов. Это зависит от того, как отражено вознаграждение, с которого они были рассчитаны. Следует помнить, что перечень прямых и косвенных затрат компания должна прописать в налоговой учетной политике7. Такое деление должно быть экономически оправдано8. Например, фонд оплаты труда работников, непосредственно участвующих в производственной деятельности, и начисленные на него страховые взносы включают в состав прямых расходов. Затраты же по оплате труда управленческого персонала и начисленные с них взносы являются расходами косвенными.
Страховые взносы, отраженные в составе прямых расходов, списывают в уменьшение облагаемой прибыли по мере реализации продукции, в стоимости которой они учтены9. Если же взносы относят к расходам косвенным, то учитывать их при расчете налога на прибыль следует сразу в момент начисления10. Это правило действует, например, в отношении торговых компаний. Поскольку заработная плата и страховые взносы с нее у подобных фирм являются косвенными расходами11.

Автор статьи:
Е.Н. Подлипалина,
эксперт журнала

Экспертиза статьи:
А.И. Матросова,
главный бухгалтер «БВТ Группа»

1 приказ Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 N 908н

2 утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н

3 п. 4 ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н

4 приказ Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 N 908н

5 подп. 7 п. 1 ст. 272 НК РФ

6 письмо Минфина России от 19.10.2009 N 03-03-06/2/197

7 п. 1 ст. 318 НК РФ

8 письма Минфина России от 26.01.2006 N 03-03-04/1/60, ФНС России от 18.11.2005 N ММ-6-02/960

9 абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ

10 абз. 1 п. 2 ст. 318 НК РФ

12 абз. 3 ст. 320 НК РФ

Международные стандарты и отчетность НПФ

Отчетность негосударственных пенсионных фондов (НПФ) начиная с 2015 года должна составляться на основе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Такая обязанность возложена на НПФ ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ.

Представляемая НПФ в отчетности информация должна отвечать определенным требованиям, основное из которых — полезность для пользователей при принятии ими эффективных экономических решений. Для этого содержащиеся в отчетности данные должны быть:

  • понятными (исключающими избыточные и акцентирующими существенные отчетные данные);
  • уместными (своевременными и имеющими ценность для прогнозирования);
  • надежными (не содержащими существенных ошибок и искажений);
  • сопоставимыми (обладающими возможностью аналитики тенденции изменения показателей).

Инициатором перехода НПФ на отчетность по международным стандартам является Банк России, который продвигает эту концепцию на протяжении последних 1,5 десятков лет. Перевод отчетности НПФ на МСФО — элемент реформы пенсионной системы.

В совокупность мероприятий по переходу НПФ на отчетность по МСФО входит в том числе внедрение нового плана счетов и отраслевых стандартов бухучета и отчетности для НПФ на основе международных норм. Об этом расскажем в следующем разделе.

Новые требования к отчетности НПФ

Банком России утверждено положение «Отраслевой стандарт бухучета “Порядок составления бухгалтерской (финансовой отчетности) негосударственных пенсионных фондов”» от 28.12.2015 № 527-П. В силу данный стандарт вступит с 01.01.2017 (но не ранее вступления в силу приказа Минфина России о признании утратившим силу приказа Минфина России «Об особенностях бухгалтерской отчетности НПФ» от 10.01.2007 № 3н).

Согласно действующему в настоящее время приказу № 3н годовая бухотчетность НФП состоит:

  • из бухгалтерского баланса НПФ;
  • отчета о прибылях и убытках НПФ;
  • приложений к вышеуказанным отчетам;
  • пояснительной записки.

В положении № 527-П предусматриваются 2 группы отчетов НПФ, созданных в форме:

  • НКО (некоммерческой организации);
  • АО (акционерного общества);

Состав годовой отчетности НПФ в форме НКО

Набор отчетов НПФ в форме НКО следующий:

  • баланс НПФ;
  • отчет о целевом использовании средств (ОЦРС) НПФ;
  • приложение к балансу и ОЦРС;
  • отчет о финансовых результатах (ОФР) НПФ;
  • отчет о движении денежных средств (ДДС), предназначенных для обеспечения уставной деятельности НПФ;
  • отчет о потоках денежных средств (ПДС) НПФ;
  • примечания.

О требованиях к отчетности НКО см. в статье «Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций в 2015 году».

Состав годовой отчетности НПФ в форме АО

Несколько иначе по сравнению с НКО выглядит совокупность годовых отчетов НПФ в форме АО:

  • баланс НПФ;
  • ОФР НПФ;
  • приложения к балансу и ОФР;
  • примечания.

В качестве приложений к балансу и ОФР в положении № 527-П названы:

  • отчет об изменениях собственного капитала НПФ;
  • отчет о потоках денежных средств НПФ.

О значении отечественных стандартов в составлении отчетности коммерческими фирмами см. в статье «ПБУ 4/99 — бухгалтерская отчетность организации (нюансы)».

Субъекты рынка коллективных инвестиций

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за 2018 год

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за 2018 год

Информационное сообщение от 01.04.2019 «О применении сценариев стресс-тестирования финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов»

Сценарий стресс-тестирования финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за II квартал 2018 года

Информационное сообщение от 24.01.2019 «О применении установленных главой 10 Положения Банка России от 28.12.2017 № 626-П требований к финансовому положению лиц, имеющих право распоряжаться более 10 процентами акций (долей) некредитной финансовой организации»

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за II квартал 2018 года

Сценарий стресс-тестирования финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за I квартал 2018 год

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за I квартал 2018 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за 2017 год

Сценарий стресс-тестирования финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов

Приказ Банка России от 14.06.2018 № ОД-1474 «Об утверждении сценариев стресс-тестирования финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов»

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за III квартал 2017 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за III квартал 2017 года

Сценарии для проведения негосударственным пенсионным фондом стресс-тестирования в соответствии с Указанием Банка России от 4 июля 2016 года № 4060-У

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за II квартал 2017 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за II квартал 2017 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за I квартал 2017 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за I квартал 2017 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за IV квартал 2016 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов по итогам 2016 года

Методика стресс тестирования негосударственных пенсионных фондов

Сценарии для проведения негосударственными пенсионными фондами стресс тестирования в соответствии с Указанием Банка России от 4 июля 2016 г. № 4060-У

Обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг за III квартал 2016 года

Положение Банка России от 01.03.2017 № 580-П «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, случаев, когда управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных накоплений, вправе заключать договоры репо, требований, направленных на ограничение рисков, при условии соблюдения которых такая управляющая компания вправе заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, дополнительных требований к кредитным организациям, в которых размещаются средства пенсионных накоплений и накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, а также дополнительного требования, которое управляющая компания обязана соблюдать в период действия договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии»В настоящий момент Положение № 580-П проходит государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за III квартал 2016 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за III квартал 2016 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за II квартал 2016 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за II квартал 2016 года

Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам 2015 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за I квартал 2016 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за I квартал 2016 года

Информационное сообщение от 14.06.2016 «Об установлении уровня рейтинга долгосрочной кредитоспособности для целей инвестирования средств пенсионных накоплений»

Информационное сообщение от 31.12.2015 «О порядке определения общего количества некредитных финансовых организаций, необходимого для получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации на финансовом рынке в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам III квартала 2015 года

Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам II квартала 2015 года

Вниманию участников информационного обмена – участников рынка коллективных инвестиций!

С 01.10.2015 негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов необходимо использовать актуальную версию Программы-анкеты подготовки электронных документов версии 2.16.3 (далее – Программа-анкета) (сборка 1.2.91.3 от 30 сентября 2015 г.).

В Программу-анкету (сборка 1.2.91.3 от 30 сентября 2015 г.) внесены следующие изменения:

  • добавлен раздел «Отчетность об операциях с денежными средствами (Указание № 3719-У), содержащий новую форму отчетности (форма 0420001 «Информация о видах и суммах операций с денежными средствами некредитных финансовых организаций». Данная форма введена в действие Указанием Банка России от 09.07.2015 № 3719-У «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами».

Программа-анкета (сборка 1.2.91.3 от 30 сентября 2015 г.) для указанных участников информационного обмена доступна для загрузки на сайте Банка России в разделе «Финансовые рынки / Личные кабинеты и отчетность / Отчетность субъектов рынка коллективных инвестиций / Программы для работы с электронными документами / Программа-анкета подготовки электронных документов (отчетность участников рынка коллективных инвестиций)», а также в Личном кабинете участника финансового рынка.

Перед установкой актуальной версии Программы-анкеты необходимо удалить с Вашего компьютера все ранее установленные версии Программы-анкеты (Пуск – Панель управления – Программы и компоненты)

Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам I квартала 2015 года

Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам 2014 года

Информационное сообщение от 29.10.2014 «О требованиях по составлению, представлению и публикации годовой консолидированной финансовой отчетности»

Объявление о приеме заявок саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих на включение в Список саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и Список арбитражных управляющих соответственно

Информационное письмо Банка России от 21.01.2015 № 06-54/355 «Об инвестировании средств пенсионных накоплений»

Информационное письмо Банка России от 25.09.2014 № 06-52/7617 «О некоторых вопросах, связанных с реорганизацией негосударственных пенсионных фондов»

Информационное письмо Банка России от 22.09.2014 № 015-57/7564 «О предоставлении отчетности управляющими компаниями и специализированными депозитариями – участниками отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений»

Информационное письмо Банка России от 26.08.2014 № 06-54/6883 «О совмещении деятельности по управлению (доверительному управлению) активами акционерного инвестиционного фонда и доверительному управлению паевым инвестиционным фондом с деятельностью в качестве застройщика»

Информационное письмо Банка России от 26.08.2014 № 06-54/6884 «О размещении средств пенсионных накоплений на счетах в кредитных организациях»

Информационное письмо Банка России от 20.08.2014 № 015-54/6729 «О порядке приема к учету специализированными депозитариями первичных документов»

Информационное письмо Банка России от 18.08.2014 № 015-54/6666 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за деятельностью субъектов рынка коллективных инвестиций в Банке России»

Информационное письмо Банка России от 15.08.2014 № 06-57-2/6659 «О предоставлении отчетности и уведомлений»

Информационное письмо Банка России от 16.07.2014 № 06-54/5737 «О представлении в Банк России ходатайства о вынесении Банком России заключения о соответствии негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц»

Информационное письмо Банка России от 09.04.2014 «О передаче средств пенсионных накоплений при исполнении заявлений застрахованных лиц о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд»

Информационное письмо Банка России от 28.02.2014 № 50-02/7024 «О реорганизации негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями»

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за 2017 год

Бухгалтерский учет в НПФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *