Бухгалтерский учет 2018

С 2018 года для индивидуальных предпринимателей и организаций начинают действовать достаточно серьезные изменения в сфере ведения бухгалтерского и налогового учета. Чиновники разработали и утвердили ряд законопроектов, которые коснулись практически всех основных налогов, налоговой отчетности и положений по бухучету. Какие же изменения в работе ждут бухгалтеров в 2018 году?

Содержание

Введение новых стандартов

Начиная с 1 января 2018 г. в Российской Федерации начинают действовать 5 новых стандартов бухгалтерского учета, принятые Министерством финансов РФ еще 31.12.2016:

  • №256н «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» – устанавливаются понятия и термины, которые используются в бухгалтерском учете и оформлении отчетности.
  • №257н «Основные средства» (ОС) – определяется новая классификация и группировка объектов ОС, новые границы стоимости ОС и порядок расчета амортизации.
  • №258н «Аренда» – вводится разделение аренды на операционную и финансовую (неоперационную).
  • №259н «Обесценивание активов – определяются единые признаки обесценивания активов, их признание в бухучете и порядок отражения в отчетности.
  • №260н «Предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности – устанавливаются требования к составу, срокам, правилам сдачи отчетов и определяются данные, обязательные для публичного предоставления.

Важно! С 2018 г. вступает в силу только часть изменений в ведении бухгалтерского учета. Всего в течение 2019-2020 г. планируется утвердить еще 24 стандарта.

Порядок разработки новых правил бухгалтерского учета установлен приказом Министерства финансов РФ №170н от 31.10.2017. Грядущие изменения будут касаться правил формирования учетной политики, принципов формирования отчетов по движению денежных средств, алгоритмов отражения в отчетности условных активов, условных обязательств и др.

Нововведения в налоговом учете

На сегодня уже утверждены поправки к налоговому законодательству, которые будет необходимо учитывать бухгалтерам в 2018 году. Нововведения коснулись следующих налоговых платежей:

  • Налог на прибыль: расширен список доходов, которые разрешается не учитывать в процессе расчета данного налога, изменен порядок учета расходов на подготовку персонала и НИОКР, дополнен список организаций, которым разрешается пользоваться ставкой 0%.
  • Налог на имущество организаций: изменен порядок применения льгот и определены правила применения кадастровой стоимости.
  • НДС: дополнен список операций, которые освобождаются от уплаты НДС либо облагаются по ставке 0%, появится система tax free, ограничены права на вычет НДС и перечень необлагаемых операций.

Важно! Ожидаемые прогнозы по повышению ставки НДС до 22% не оправдались. Реформа перенесена на 2019 год.

  • НДФЛ: расширен перечень необлагаемых выплат, изменен порядок уплаты сборов с выигрышей от азартных игр и по определенным рублевым облигациям организаций России.
  • Страховые взносы: установлены лимиты для расчета взносов, определены виды деятельности, для которых возможно применение пониженных тарифов на упрощенной системе.
  • Налог на землю: разработан порядок расчета сумм сбора в случае изменения категории земли.
  • Транспортный налог: отменена часть повышающих коэффициентов, используемых для расчета суммы сбора для дорогих автомобилей.

Новые налоги

Новости налогового учета 2018 качаются не только стандартных, хорошо известных платежей, но и внедрения двух новых сборов:

  • Налога на дополнительные доходы – пилотного проекта, который придет на замену налогу на добычу полезных ископаемых. На первом этапе он будет распространяться на деятельность компаний по добыче нефти.
  • Курортного сбора – дополнительной платы, которую будут взимать с физических лиц (отдыхающих) санатории, дома отдыха, отели в 4 регионах РФ: Ставропольском и Краснодарском краях, на Алтае и в республике Крым. Он начнет действовать с 1 мая 2018 г.

Профессиональный стандарт

Среди новостей 2018 года для бухгалтеров – появление нового профессионального стандарта, разработанного Институтом профессиональных бухгалтеров (ИПБ). В нем прописаны требования, которые понадобятся на разных должностях. В их числе:

  • уровень образования;
  • опыт работы;
  • профессиональные навыки;
  • опыт;
  • круг обязанностей и задач.

Кроме ведения бухучета и сдачи отчетности от бухгалтеров требуется:

  • ведение отчетов о деятельности компаний с подразделениями;
  • ведение и сдача консолидированной финансовой отчетности;
  • оказание услуг в сфере бухучета;
  • владение навыками работы в учетных программах;
  • необходимость повышения квалификации.

На заметку! Самый простой вариант доказать соответствие стандарту – пройти проверку в одном из учебных центров, аккредитованных ИПБ.

Система штрафов

Одно из наиболее важных изменений для бухгалтеров в 2018 году – ужесточение штрафов за ошибки в ведении бухгалтерской и налоговой отчетности. При этом Министерством финансов выдвинута инициатива дифференцировать штрафы для бухгалтеров, которые числятся в коммерческих компаниях и бюджетных организациях. Для последних предусмотрены большие суммы штрафов. К примеру, подача недостоверной бухгалтерской отчетности будет стоить главбуху коммерческой организации максимум 10 000 руб., тогда как для бюджетников максимальная сумма составляет 50 000 руб. За налоговые правонарушения (например, неуплату страховых взносов) также планируется не только ужесточение штрафов, но и введение уголовной ответственности.

Дополнительно МинФином в сотрудничестве с ФНС разработаны правки для Налогового кодекса, которые позволят физическим и юридическим лицам оплачивать друг за друга штрафы. До 2018 года была предусмотрена возможность оплачивать за сторонние организации (и физических лиц) распространялась только на налоговые платежи и страховые взносы. Планируется, что данные изменения будут действовать, начиная со второго полугодия.

Видео о нововведениях:

Налоги: изменения 2018

Актуально на: 12 января 2018 г.

Изменений по налогам в 2018 году немало. Так что давайте обо все по порядку.

Изменения по налогу на прибыль – 2018

Главное новшество, касающееся налога на прибыль, – это введение инвестиционного налогового вычета (ст. 286.1 НК РФ). Он должен стимулировать организации и ИП к обновлению основных средств.

Среди других изменений нужно отметить:

  • новый порядок расчета резерва сомнительных долгов;
  • расширение списка затрат, признаваемых расходами на НИОКР;
  • уточнение правил применения повышающих коэффициентов амортизации;
  • корректировки в списке доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Так, доходом для целей налога теперь не признаются вклады в имущество общества, полученные от любых его участников (не путать с вкладами в уставный капитал, они освобождены от налогообложения по отдельному основанию). При этом вклад в имущество должен быть правильно оформлен с точки зрения ГК РФ (пп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ).

А изменения по ставкам налога на 2018 год коснулись только организаций отдельных категорий, к примеру, резидентов особых экономических зон. Для них ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, снижена с 3% до 2% (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ).

Изменения по страховым взносам

Сначала хорошая новость: тарифы страховых взносов не изменились (ст. 426 НК РФ), в том числе «на травматизм». А вот предельные базы выплат на одного работника увеличились и в 2018 году составляют (п. 4-6 ст. 421 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1378):

  • по взносам на ОПС – 1 021 000 руб.;
  • по взносам на ВНиМ – 815 000 руб.

Расчет по страховым взносам за 2017 год нужно сдавать по старой форме (Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@). Но список оснований, по которым расчет могут не принять, расширили (п. 7 ст. 431 НК РФ). То есть повысился риск несдачи расчета с первого раза.

Расчет по страховым взносам 2018: бланк

Вместе с тем, за I квартал 2018 года и последующие периоды, по всей вероятности, страхователи должны будут отчитываться по обновленной форме.

Упрощенцы, имеющие право на пониженные тарифы, в конце 2017 года вздохнули свободнее, т.к. благодаря поправкам коды видов деятельности в НК РФ стали такими же, как в ОКВЭД2. Это во многом решило вопрос о возможности применения пониженных тарифов при ведении таких видов деятельности упрощенцами, как ремонт судов и их техобслуживание, услуги туристических агентств и др. (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ).

Однако с 2018 года несколько изменились условия применения этих тарифов, а именно порядок расчета 70%-й доли доходов, полученных от льготного вида деятельности, в общем объеме доходов (п. 6 ст. 427 НК РФ). Подробнее об этом написано в статье «Гк».

Еще одно важное изменение заключается в том, что с этого года взносами на ОПС и ОМС облагаются все выплаты, начисленные по договорам об отчуждении исключительных прав и по лицензионным договорам, в соответствии с которыми физлица передают результаты своей интеллектуальной деятельности страхователю (пп. 3 п. 1, п. 4 ст. 420 НК РФ).

Налоги ИП: изменения 2018

Конкретно для ИП изменений в части налогов и взносов не так много. С 2018 года взносы предпринимателей за себя больше не зависят от МРОТ, но, как и прежде, устанавливаются в фиксированном размере (пп. 1,2 п. 1 ст. 430 НК РФ). В 2018 году ИП должны будут уплатить за себя:

  • взносы на ОПС – в сумме 26 545 руб.;
  • взносы на ОМС – в сумме 5 840 руб.

Зарплата и налоги: изменения в 2018 году

За реорганизованную компанию, не исполнившую свои обязанности в части представления отчетности по НДФЛ до окончания процедуры реорганизации, отчитаться должен ее правопреемник (п. 5 ст. 230 НК РФ). Речь идет в первую очередь о справках 2-НДФЛ и расчете 6-НДФЛ.

Поправки по НДФЛ 2018

Изменены правила обложения НДФЛ материальной выгоды, возникающей за счет экономии на процентах при пользовании физическим лицом заемными средствами, предоставленными по более низкой ставке. Так, к примеру, если заемщик и организация-заимодавец являются по отношению друг к другу работником и работодателем или взаимозависимыми лицами, то экономия на процентах подлежит обложению НДФЛ (пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ). Есть и другие случаи, когда с материальной выгоды надо исчислить налог.

Новый порядок установлен и для обложения НДФЛ процентов по облигациям российских организаций, которые обращаются на бирже, номинированы в рублях и были эмитированы после 01.01.2017. По ним теперь налог считается по правилам, аналогичным правилам обложения процентов по банковским вкладам (пп. 7 п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 214.2 НК РФ). До внесения поправок вся сумма дохода по облигациям облагалась НДФЛ.

Также по-новому облагаются НДФЛ выигрыши в азартных играх и лотереях. Порядок их обложения зависит от суммы выигрыша. Если сумма:

А вот с выигрышей и призов, полученных при проведении стимулирующих лотерей в целях рекламы, НДФЛ исчисляется в том же порядке, который действовал ранее.

Если гражданин задолжал работодателю или иной организации (банку, оператору сотовой связи и т.д.) и этот долг стал безнадежным, то организация вправе его списать. Но после списания исчислять НДФЛ с суммы долга или подавать сведения в ИФНС о невозможности удержания НДФЛ она больше не должна. Исключение предусмотрено для случаев, когда компания и должник являются взаимозависимыми лицами (пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ).

Новшества в части НДС

Если доля расходов на операции, не облагаемые НДС, не превышает 5%, то принять входной НДС к вычету организация сможет только по тем товарам, работам, услугам, которые используются и в облагаемой НДС-деятельности и в необлагаемой (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ). То есть с общих расходов. А НДС, приходящийся на товары, работы, услуги, используемые только в операциях, не облагаемых НДС, заявить к вычету нельзя.

Остальные поправки будут интересны лишь узкому кругу налогоплательщиков.

Имущественные налоги: изменения 2018

Обзор изменений по имущественным налогам 2018 года начнем с налога на имущество организаций. Давно обсуждаемая поправка о том, что льготы в отношении движимых основных средств могут быть применены, только если они установлены региональным законом, претворена в жизнь (п. 1 ст. 381.1 НК РФ). В первую очередь речь идет о льготе в отношении имущества, принятого к учету в качестве ОС с 2013 года, относящегося к 3-10 амортизационным группам (п. 25 ст. 381 НК РФ).

В итоге одни регионы полностью освободили такие ОС от налогообложения на 2018 год, другие ввели освобождение только для организаций, ведущих определенные виды деятельности, третьи установили более низкую ставку налога. Она, кстати, не может превышать 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

Также в НК внесены изменения в отношении жилых помещений, которые не учитываются на балансе организации в качестве ОС. Напомним, налог по ним считается исходя из кадастровой стоимости (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Так вот если стоимость такого имущества установлена и внесена в ЕГРН в течение календарного года, то за текущий год собственник должен платить налог (пп. 2.1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ). До внесения поправок налог можно было не платить, если на 1 января стоимость имущества не была определена. Поскольку в этом случае налог оказывался равным нулю (пп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Кроме того, с 2018 года организациям на ЕСХН нужно уплачивать налог на имущество в отношении имущества, которое не используется при производстве сельхозпродукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями (п.3 ст.346.1 НК РФ).

Что касается земельного налога, то в порядок его расчета также внесены поправки для ряда случаев. Речь идет о ситуации, когда в течение года, за который считается налог, кадастровая стоимость земельного участка поменялась по причине (п. 1 ст. 391 НК РФ):

  • изменения вида разрешенного использования участка;
  • перевода участка из одной категории земель в другую;
  • изменения площади участка.

Тогда сумма налога считается отдельно за период до изменения по старой кадастровой стоимости и отдельно за период после изменения по новой кадастровой стоимости. А полученные значения складываются.

Новые изменения по транспортному налогу в 2018 году

За 2018 год налог на дорогостоящее авто стоимостью от 3 до 5 млн. руб., которому не более 3 лет, нужно будет рассчитывать с учетом коэффициента 1,1 (п. 2 ст. 362 НК РФ). Раньше применяемый коэффициент зависел от возраста машины и мог принимать значение от 1,1 до 1,5. В отношении других дорогих автомобилей повышающие коэффициенты остались прежние.

Изменения налога при УСН в 2018 году

Есть новости и для упрощенцев. Во-первых, обновлена форма книги учета доходов и расходов. В ней появился раздел V «Сумма торгового сбора, уменьшающая сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН…» (Приказ Минфина России от 07.12.2016 N 227н). В этом разделе «доходные» упрощенцы должны указать сумму уплаченного торгового сбора. Некоторые изменения были внесены и в Порядок заполнения книги.

В-третьих, упрощенцы вправе не признавать в доходах вклады в имущество общества, полученные от участников общества, при условии соблюдения требований гражданского законодательства (пп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Еще одно нововведение касается объединений собственников недвижимости таких, как ТСЖ, ЖСК и др. Такие организации не должны включать получаемые ими платежи за коммунальные услуги, оказанные сторонними компаниями, в свои налогооблагаемые доходы (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Что изменилось в работе бухгалтера с 2018 года

С нового года вступили в силу многие НПА, внесшие коррективы в работу бухгалтеров. Рассказываем, что изменилось и сколько сил, времени и денег вам это будет стоить.

Новый 6-НДФЛ

Расчет 6-НДФЛ за 2017 год бухгалтеры обязаны сдать по новой форме. В новой форме при необходимости следует указать ИНН и КПП реорганизованных юрлиц, сведения о форме реорганизации. Также нужно будет использовать новые коды мест представления расчета.

Изменился для бухгалтеров и порядок заполнения расчета. Согласно поправкам, для крупнейших налогоплательщиков ИНН и КПП по месту нахождения организации следует указывать в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения (5 и 6 разряд КПП – «01»). Крайний срок сдачи расчета – 2 апреля 2018 года включительно.

Новая 2-НДФЛ

Обновление потребовалось, чтобы правопреемники преобразованных налоговых агентов смогли представить сведения о доходах физических лиц. Теперь в форме требуется указывать дополнительную информацию. Например, о форме реорганизации юрлица, а также об ИНН и КПП реорганизованных организаций.

Кроме того, в справке нужно использовать новые коды видов доходов и вычетов.

Наряду с этим часть информации из формы убрали. Так, в разделе 2 «Данные о физическом лице — получателе дохода» теперь не нужно заполнять поля, связанные с адресом места жительства, а в разделе 4 из состава налоговых вычетов исключены инвестиционные вычеты.

Декларация по земельному налогу

Чтобы отчитаться по земельному налогу за 2017 год, бухгалтеры должны воспользоваться бланком, утвержденным приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.

В новой декларации изменились штрих-коды, был сокращен ИНН и изменилась нумерация строк раздела 2. Из декларации исключили строки 090 – код налоговой льготы в виде не облагаемой налогом суммы и 100 – не облагаемая налогом сумма. Исключены положения, относящиеся к ИП, которые освобождены от обязанности сдавать декларацию.

В новой форме теперь не проставляют печать и не указывают код вида экономической деятельности (ОКВЭД). Для правильного заполнения руководствуйтесь контрольными соотношениями из письма ФНС от 13.07.2017 № БС-4-21/13656@.

Коэффициенты-дефляторы

Бухгалтеры, рассчитывающие налоги на ЕНВД и ПСН в 2018 году обязаны применять новые коэффициенты-дефляторы. Они установлены приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2017 № 579. Коэффициент К1, который корректирует показатель базовой доходности на ЕНВД, был увеличен. Теперь он составляет 1,868.

Также был увеличен коэффициент-дефлятор, используемый в целях применения ПСН. Теперь, рассчитывая потенциально возможный годовой доход ИП на патенте, нужно применять дефлятор, равный 1,481 (ранее — 1,425).

Фиксированные взносы

При расчете фиксированных взносов ИП бухгалтерам теперь не нужно ориентироваться на МРОТ. Это обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2018.

С нового года, если величина дохода ИП за год не превышает 300 000 рублей, то размер взносов за расчетный период составит 26 545 рублей. Если величина дохода превышает 300 000, то размер взносов составит 26 545 рублей плюс 1,0 % от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей.

Новые КБК

На 2018 год для бухгалтеров подготовили новые КБК.

В очередной раз перечень КБК был обновлен Приказами Минфина от 06.06.2017 № 84н и 09.06.2017 № 87н. Новые коды касаются акцизов и процентов с облигаций российских организаций, выпущенных в период с 01.01.2017 по 31.12.2021.

Акцизы по табачным изделиям следует платить по следующим новым КБК:

— 182 1 03 02360 01 0000 110 — электронные сигареты;

— 182 1 03 02370 01 0000 110 — жидкости с никотином;

— 182 1 03 02380 01 0000 110 — табак, который предназначен для потребления путем нагревания.

Для налога на прибыль с процентов по российским облигациям:

— 182 1 01 01090 01 1000 110 – налог на прибыль;

— 182 1 01 01090 01 2100 110 – для пеней;

— 182 1 01 01090 01 3000 110 – для штрафов.

Также отдельный код вводится и для курортного сбора. Напомним, курортный сбор установлен Федеральным законом от 29.07.2017 № 214-ФЗ. Сбор будет введен в ряде регионов не ранее 1 мая 2018 года. Его размер не будет превышать 50 рублей с одного туриста за сутки пребывания. В последующие годы он может быть повышен до 100 рублей.

Курортный сбор в 2018 году нужно будет уплачивать на следующий КБК:

— 000 1 15 08000 02 0000 140, где первые три цифры обозначают код администратора дохода.

Декларация по транспортному налогу

Отчитываться по транспортному налогу за 2017 год бухгалтерам следует по новой форме. Она утверждена приказом ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668. Декларация состоит из титульного листа и двух разделов. В них обозначают сумму налога к уплате и суммы налога по каждому автомобилю.

Главным образом изменения коснулись раздела 2 декларации. В нем теперь появились строки:

— год выпуска транспортного средства;

— код налогового вычета;

— сумма налогового вычета.

В новой форме можно учесть налоговый вычет, который уменьшает налог на сумму внесенной платы в системе «Платон». Заполняя декларацию, руководствуйтесь контрольными соотношениями. Они представлены в письме ФНС от 03.03.2017 № БС-4-21/3897@.

Напоминаем, крайний срок сдачи декларации – 1 февраля 2018 года.

Статистика

Отчитываться в Росстат в 2018 году бухгалтеры будут тоже по новым формам. Они утверждены, в частности, приказами Росстата от 21.06.2017 № 417, от 01.08.2017 № 509; от 21.08.2017 № 541; от 30.08.2017 № 562 и № 563; от 31.08.2017 № 564 и др. Среди новых форм: 15 годовых, 3 квартальных и 5 ежемесячных.

Обратите внимание на изменение порядка заполнения статистических форм П-1, П-2, П-3, П-4 и П-5(М). Новые указания по их заполнению утверждены приказом Росстата от 22.11.2017 № 772. Непредставление отчетности в статистику грозит серьезным штрафом. Он установлен ст. 13.19 КоАП РФ и может составить до 70 тыс. рублей. За повторное нарушение предусмотрен штраф до 150 000 рублей.

Чтобы не пропустить сроки сдачи статотчетности, можно пользоваться официальным сервисом Росстата — statreg.gks.ru. Здесь нужно будет заполнить поля «Тип уведомления», ИНН и ввести код. Система выдаст наименование организации и перечень статформ, которые ей необходимо сдать с указанием сроков сдачи.

Декларация по косвенным налогам

Начиная с отчетности за декабрь 2017 года, бухгалтеры должны применять обновленную форму декларации по косвенным налогам. Ее подают при импорте товаров в Россию из государств – членов Евразийского экономического союза. Новая декларация утверждена приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765.

В декларации теперь появился раздел 3. В нем нужно указывать код вида подакцизной продукции, для производства которой ввозится этиловый спирт. Также здесь указывают регистрационный номер извещения об уплате (об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза.

СЗВ-СТАЖ

В 2018 году бухгалтерам впервые предстоит направить в ПФР сведения о страховом стаже сотрудников по новой форме СЗВ-СТАЖ. Отчетность является годовой и подается она за 2017 год в отношении каждого сотрудника, работающего как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору. Форма отчетности установлена постановлением ПФР от 11.01.2017 № 3п.

Следует помнить, что те организации, где работает меньше 25 человек, могут отчитаться в ПФР на бумажном бланке. Если в организации работает 25 и больше сотрудников, отчетность нужно сдать исключительно в электронном виде. За несоблюдение электронной формы установлен штраф по ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 №27. Размер штрафа равен 1000 рублей.

Прием СЗВ-СТАЖ ПФР начал уже с января, крайняя дата сдачи сведений – 1 марта 2018 года. Если просрочить сдачу отчетности или допустить в ней ошибки, оштрафуют и бухгалтера, и организацию. Для организации величина штрафа равна 500 рублей за каждого сотрудника, по которому были допущены ошибки, или не были представлены сведения. Штраф для бухгалтеров и руководства предусмотрен ст. 15.33.2 КоАП РФ. Он составляет от 300 до 500 рублей.

Декларация по налогу на имущество организаций

За 2017 год имущественную декларацию нужно будет представить в ФНС по новой форме. Она установлена приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@. Декларацию по старой форме налоговики уже не примут.

В новой декларации поменялись штрих-коды, коды отчетных периодов, был сокращен ИНН, а также появился новый раздел 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости».

Новый раздел заполняют юрлица по недвижимости, указанной в разделе 2 расчета и облагаемой по среднегодовой стоимости.

Сдать декларацию нужно не позднее 30 марта 2018 года. Чтобы правильно ее заполнить, нужно ориентироваться на контрольные соотношения. Они опубликованы в письме ФНС от 25.05.2017 № БС-4-21/9902@.

Имущественные права и НИОКР

Бухгалтерам разрешено не учитывать в составе доходов имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные в ходе инвентаризации. Такое право гарантировал Федеральный закон от 18.07.2017 № 166-ФЗ, внесший поправки в статью 251 НК РФ. Новые правила касаются только имущественных прав, выявленных в период с 01.01.2018 года до 31.12.2019.

При этом бухгалтеры больше не обязаны направлять в ИНФС отчеты о НИОКР. С 1 января достаточно будет разместить эту информацию в ГИС. Но проинформировать налоговиков все же придется. Для этого бухгалтерии следует использовать утвержденную форму сведений, подтверждающих размещение отчета о выполненных НИОКР в государственной информационной системе.

Увеличение МРОТ

С 01.01.2018 года необходимо внести изменения в локальные нормативные акты в целях повышения заработков сотрудников до нового общефедерального показателя минимальной зарплаты. Это связано с тем, что с нового года Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ повысил МРОТ до 9489 рублей.

Если зарплата сотрудников окажется ниже МРОТ, работодатель понесет ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф по ней составляет для организаций от 30 000 до 50 000 рублей. Таким образом, предприятия, выплачивающие сотрудникам зарплаты в размере МРОТ, обязаны ее увеличить. Для этого бухгалтерии и руководству потребуется внести изменения в штатное расписание, издав соответствующий приказ.

Федеральные стандарты бухгалтерского учёта 2018 года для организаций государственного сектора

2018 год привнёс новые изменения в учёте и будет активным. Главным бухгалтерам нужно быть внимательными ко всем тонкостям перехода на новые стандарты. Следует обратить особое внимание на корректность ведения учёта в информационной базе и привести все дела в порядок. В противном случае ошибки и неточности чреваты штрафами и проверками.

В апреле 2015 года Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора (Приказ от 10.04.2015 № 64н).

По программе с 1 января 2018 года должны действовать десять стандартов. Однако вступление в силу трёх из них планировалось перенести с 2018 на 2020 год: Минфин России подготовил проект приказа о внесении в программу соответствующих изменений.

31 октября 2017 года Минфин России издал Приказ № 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора на 2017-2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″ и 25.11.2016 № 218н «О внесении изменения в приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″».

Стандарты вступают в силу поэтапно с 1 января 2018 года. Окончательный переход к применению запланирован на 2020 год. Параллельно будут вноситься изменения в действующие инструкции по ведению учёта и составлению отчётности, формы первичных учётных документов и регистров.

В настоящее время утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России пять стандартов:

  • «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчетности организаций государственного сектора» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н);
  • «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н);
  • «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н);
  • «Обесценение активов» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н);
  • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчётности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н).

Проекты других стандартов размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учёт и бухгалтерская (финансовая) отчётность государственного сектора», подразделе «Стандарты финансовой отчётности для государственного сектора».

Как было отмечено, изменения в учёте будут вводиться постепенно, в период с 2018 по 2020 год. Всего ожидается 29 новых стандартов. Нововведения влекут за собой ряд существенных изменений. Их цель ‒ повысить эффективность работы госучреждений.

Название стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора» говорит само за себя. Это базовый документ, который определяет единые требования к ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности в организациях госсектора:

  • основные правила (способы) ведения бухгалтерского учёта;
  • объекты бухгалтерского учёта, общие правила их признания (прекращения признания), оценку (денежное измерение) и методы оценки;
  • общие правила формирования сведений, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчётности, их качественные характеристики;
  • основные принципы (допущения) подготовки отчётности;
  • основные требования к инвентаризации активов и обязательств.

Организации госсектора должны применять стандарт при ведении бухгалтерского (бюджетного) учёта с 1 января 2018 года. Для составления отчётности положениями стандарта необходимо руководствоваться начиная с отчётности 2018 года. Отчётность за 2017 год представляется по старым правилам.

Положения стандарта применяются одновременно с другими утверждёнными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учёта и составления отчётности.

Чтобы понять суть грядущих изменений, изучение стандартов необходимо начать именно с концептуальных основ. Проанализируем положения документа. В чём заключаются принципиально новые подходы к формированию данных?

Глобальные изменения

Объекты учёта

Основные нововведения касаются объектов учёта. В стандарте впервые даны определения актива, обязательства, чистых активов, дохода, расхода.

Актив – это имущество (включая наличные и безналичные денежные средства), которое отвечает следующим условиям:

  • принадлежит учреждению и (или) находится в его пользовании;
  • контролируется учреждением в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
  • заключает полезный потенциал или экономические выгоды.

В определении актива используется ряд новых терминов. Полезный потенциал – это пригодность актива для использования в деятельности учреждения, обмена, погашения принятых обязательств. Использование имущества не обязательно должно сопровождаться поступлением денежных средств. Достаточно того, что оно служит для выполнения учреждением своих функций и достижения целей. Таким образом, актив характеризуется определёнными потребительскими свойствами.

Будущими экономическими выгодами признаются поступления денежных средств (их эквивалентов) в результате использования актива, например, арендные платежи.

О контроле над активом можно говорить, если учреждение вправе использовать актив (в том числе временно) для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод и может исключить или регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам. В целях учёта предполагается, что учреждение контролирует имущество, которое за ним закрепил собственник (учредитель).

Обязательство – это задолженность, погашение которой приведёт к выбытию активов, заключающих полезный потенциал или экономические выгоды. Обязательства принимаются к бухгалтерскому учёту, если они возникли в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения).

Разница между активами и обязательствами на определённую дату показывает величину чистых активов. Имущество, которым учреждение не отвечает по своим обязательствам, в расчеёт чистых активов не включается. Чистые активы могут принимать как положительное, так и отрицательное значение.

Доход – это увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчётный период (кроме поступлений, связанных с вкладами собственника, учредителя). Вкладом собственника (учредителя) является имущество, которое он передал учреждению (кроме денежных средств и их эквивалентов).

Расход – это снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчётный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств.

Исключение составляет изъятие имущества собственником (учредителем), за исключением денежных средств и их эквивалентов.

Разница между доходами и расходами представляет собой финансовый результат за отчётный период.

Доходы бюджетов учитывают администраторы, расходы – главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств.

Таким образом, при ведении отчётности за 2017 год на балансе могут числиться только активы. Но к 2018 году бухгалтерии учреждения необходимо разобрать разделение имущества на актив и не актив (рис. 2). То же самое должно произойти с дебиторской задолженностью, её нужно списать и убрать с баланса.

Признание объектов учёта

Объект принимается к бухгалтерскому учёту и (или) отражается в отчётности при одновременном соблюдении трёх условий:

  • объект соответствует установленному определению;
  • учреждение уверено в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с объектом;
  • стоимость объекта можно оценить.

Если стоимость объекта нельзя оценить, в бухгалтерском учёте он не признаётся, однако информация о нём раскрывается в пояснительной записке к отчётности.

Объект выбывает с балансового учёта на дату, когда хотя бы одно из перечисленных условий перестало соблюдаться.

Если доходы признаются в течение нескольких отчётных периодов, расходы, которые соответствуют этим доходам, должны быть распределены между теми же отчётными периодами.

Оценка объектов учёта

В стандарте введено новое понятие «справедливая стоимость». Она соответствует цене, по которой право собственности на актив переходит между независимыми сторонами сделки. Объекты учёта, которые необходимо оценивать по справедливой стоимости, и случаи её применения будут устанавливаться в стандартах, посвящённых этим объектам.

Справедливую стоимость активов и обязательств можно определить двумя основными методами:

  • рыночных цен – на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершённых без отсрочки платежа;
  • амортизированной стоимости замещения – рассчитывается как разница между стоимостью полного восстановления (воспроизводства) полезного потенциала актива или замены актива (в зависимости от того, какая из этих величин меньше) и суммой накопленной амортизации, рассчитанной на основе такой стоимости.

В качестве примера стоимости восстановления (воспроизводства) актива приведена стоимость восстановления здания в случае его разрушения. Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования. Например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком полезного использования.

Формирование данных для отчётности

В стандарте впервые сформулированы характеристики, которым должна отвечать информация в отчётности:

  • уместность (релевантность) – данные могут использоваться для финансовой оценки будущих событий и (или) для подтверждения и корректировки ранее сделанных выводов;
  • существенность – показатели влияют на решения пользователей;
  • достоверное представление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок) – отчётность включает все имеющиеся данные, которые отобраны объективно и сформированы в соответствии с нормативными правовыми актами;
  • сопоставимость – позволяет идентифицировать сходства и различия между такой информацией и информацией в других отчётах;
  • возможность проверки и (или) подтверждения достоверности данных (верификация) путём прямого подсчёта (например, при инвентаризации) или с использованием формул, моделей, других способов;
  • своевременность – доступность пользователям отчётности в период, когда информация может повлиять на принимаемые решения;
  • понятность – состав (содержание) и форма представления информации позволяют понять её смысл пользователям отчётности, обладающим необходимыми знаниями о деятельности учреждения.

В стандарте впервые закреплён принцип приоритета содержания над формой. Он означает, что информация об объектах бухгалтерского учёта, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с их экономической сущностью, а не только их правовой формой.

Юридическое и экономическое содержание фактов хозяйственной жизни может различаться или даже противоречить друг другу. Например, если говорить об имуществе, то с юридической точки зрения важен объём прав на это имущество: находится оно в учреждении на праве оперативного управления или взято в аренду, получено в безвозмездное пользование, на хранение, на комиссию.

С экономической точки зрения для признания имущества активом важны не права на него, а его полезный потенциал, способность приносить экономические выгоды и возможность контролировать объект.

Имущество может использоваться в деятельности учреждения для достижения его уставных целей, но не принадлежать на праве оперативного управления, а находиться в аренде. Возможна и обратная ситуация: имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления и числится на балансе, но непригодно к эксплуатации.

В настоящее время на балансе учреждения отражается только имущество, которое закреплено на праве оперативного управления. Имущество, полученное в возмездное или безвозмездное пользование, показывается на забалансовых счетах. Однако с 2018 года принцип представления информации в учёте и отчётности кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учёта сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчётности.

Применительно к операциям с имуществом это означает, что право пользования арендованными основными средствами будет отражаться пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учёта. Это закреплено и в федеральном стандарте «Аренда», который также вступает в силу с 1 января 2018 года.

К чему должны подготовиться сотрудники учреждений госсектора?

В первую очередь, нужно быть готовыми к тому, что будут вводиться новые счета и субсчета в единый план счетов, а также процесс заполнения документов немного изменится. Для этого необходимо с 2018 года загрузить новый ОКОФ и обновить редакцию.
Изменение в субсчетах единого плана счетов:

101.х3 «Инвестиционная недвижимость».

101.х7 «Биологические ресурсы».

В амортизации счёта 104 субсчета меняются аналогично!

НМА счёт 102 теперь будет подразделяться по видам:

102.х1 «Программное обеспечение и базы данных».

102.х2 «Оригиналы произведений».

102.х3 «Результаты НИР».

102.х9 «Прочие НМА».

А также добавляются счета:

111.00 «Права пользования имуществом».

114.00 «Обесценение активов».

Счёт 401.00 (Финансовый результат) добавляется:

401.11 «Доходы текущего финансового года».

401.18 «Доходы прошлых лет».

401.19 «Результат исправления ошибок по доходам».

Счёт 401.20 (Расходы текущего финансового года):

401.21 «Расходы текущего финансового года».

401.27 «Результат от оценки резервов».

401.28 «Расходы прошлых лет».

401.29 «Результат исправления ошибок по расходам».

Расширяется 120 (Доходы от собственности) КОСГУ, теперь он содержит перечень:

121 «Доходы от операционной аренды».

122 «Доходы от финансовой аренды».

123 «Природоресурсные (рентные) платежи».

124 «Проценты по депозитам».

125 «Проценты по заимствованиям».

126 «Проценты по иным финансовым инструментам».

127 «Дивиденды от объектов инвестирования».

128 «Доля в прибыли (убытке) объектов инвестирования».

129 «Доходы от участия в иных организациях».

12Т «Доходы от простого товарищества».

12К «Доходы от концессионной платы».
При начислении амортизации специалистам нужно быть внимательными, так как в связи с изменениями в учёте в 2018 году появятся ещё два подраздела начисления амортизации (рис. 7).

Стоит быть внимательными, так как только для БГУ используются два новых метода (метод уменьшаемого остатка и метод пропорционально объёму продукции). Доначисление амортизации, а также списание на забалансовые счета объектов ОС пока что не требуется.
Что касается инвентарных объектов, то единицей учёта, как известно, является инвентарный объект. К объекту ОС инвентарного объекта относятся всё то, что было ранее, и добавляется ещё один пункт «Комплекс объектов ОС». Это разнородные объекты, срок использования которых одинаков, а стоимость не является существенной. А в структурной части объекта ОС можно самостоятельно определить период поступления экономических выгод.
В связи с изменениями в учёте в 2018 году на весь комплекс нужно будет открывать только одну отдельную инвентарную карточку (0504031) при разнородных объектах ОС. Например, кабинет в государственном учреждении, в котором находятся стулья, столы, компьютеры. Все ОС будут учитываться как один инвентарный объект, в учёте для которого заводится одна инвентарная карточка.
Учёт доходов от аренды у арендодателя переходит на счёт 401.40 (Доходы будущих периодов), а счёт учёта прав пользования арендованным имуществом числится на счёте 111.00 (Права пользования имуществом) (рис. 8).

В заключение ещё раз отметим, что в статье рассмотрена лишь часть изменений, которые введены федеральными стандартами для организаций государственного сектора.

Утверждённые Минфином России федеральные стандарты, согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», являются одним из основных документов, регулирующих бухгалтерский учёт.

Вслед за федеральными должны быть утверждены отраслевые стандарты, а также рекомендации по их применению.

В настоящее время разработаны рекомендации по применению лишь части федеральных стандартов:

— Письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 «Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора ″Основные средства″»;

— Письмо Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 «Методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Аренда»».

Следовательно, несмотря на то, что с 1 января 2018 года федеральные стандарты вступят в силу, правильное и единообразное их применение не может быть обеспечено без утверждённых отраслевых стандартов и соответствующих рекомендаций.

Другими словами, бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений пока остаётся лишь следить за нормотворчеством Минфина России и ждать.

П. 36 Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

П. 47 Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

П. 54 Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

П. п. 66-72 Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (ФСБУ)

Согласно статье 4 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» федеральные стандарты бухгалтерского учета являются нормативным документом регулирования бухгалтерского учета. Для организаций государственного сектора (в том числе бюджетных и автономных учреждений) утверждаются отдельные федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора — это нововведенные положения для ведения бухгалтерского в учреждениях государственного сектора. Изменение учета в бюджетной сфере началось еще в 2018 году, в котором были введены первые пять федеральных стандартов бухгалтерского учета. В 2019 году ввели еще пять федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Порядок утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора

Разработанные в установленном порядке федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора утверждаются приказами Минфина РФ. В приказах Минфина РФ содержится наименование каждого утверждаемого стандарта и срок начала его действия.

Система нормативного регулирования учета и отчетности в государственном секторе

По завершении выполнения Программы разработки стандартов система нормативного регулирования учета и отчетности в государственном секторе будет иметь следующую четырехуровневую структуру:

I. Закон о бухгалтерском учете

II. Стандарты учета и отчетности государственного сектора

III. Документы Минфина, разъясняющие порядок применения документов второго уровня

IV. Внутренние документы субъектов общественного сектора

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, применяемые с 2018 года

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора, применяемые с 2018 года:

  1. Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора (утв. Приказом Минфина РФ № 256н от 31.12.2016).

  2. Основные средства (утв. Приказом Минфина РФ № 257н от 31.12.2016).

  3. Аренда (утв. Приказом Минфина РФ № 258н от 31.12.2016).

  4. Обесценение активов (утв. Приказом Минфина РФ № 259н от 31.12.2016).

  5. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности (утв. Приказом Минфина РФ № 260н от 31.12.2016).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, применяемые с начала 2019 года

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора, начиная с 2019 года сектора:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки (утв. Приказом Минфина РФ № 274н от 30.12.2017).

  2. События после отчетной даты (утв. Приказом Минфина РФ № 275н от 30.12.2017).

  3. Доходы (утв. Приказом Минфина РФ № 32н от 27.02.2018).

  4. Отчет о движении денежных средств (утв. Приказом Минфина РФ № 278н от 30.12.2017).

  5. Влияние изменений курсов иностранных валют (утв. Приказом Минфина РФ № 122н от 30.02.2018).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, применяемые с начала 2020 года

С 1 января 2020 года вступят в силу следующие федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора:

  1. «Информация о связанных сторонах», утвержден приказом Минфина России от 30.12.2017 № 277н;

  2. «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержден приказом Минфина России от 28.02.2018 № 37н;

  3. «Непроизведенные активы», утвержден приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н;

  4. «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержден приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н;

  5. «Долгосрочные договоры», утвержден приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н;

  6. «Концессионные соглашения», утвержден приказом Минфина России от 29.06.2018 № 146н;

  7. «Запасы», утвержден приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета и методология бухгалтерского (бюджетного) учета

В настоящее время силами Минфина ведется разработка полного набора федеральных стандартов бухгалтерского учета в секторе государственного управления. Согласно последней редакции Программы разработки стандартов утверждение федеральных стандартов бухгалтерского учета должно закончиться к 01.01.2021 года. По окончании данной работы принципы и требования бухучета будут приведены в соответствие с условиями деятельности субъектов бюджетной сферы в рыночной экономике. Инструментом реформирования выступают международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора.

Принятие федеральных стандартов бухгалтерского учета потребует внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных учреждений. Основные изменения будут заключаться в постепенном перемещении методологии бухгалтерского (бюджетного) учета из Инструкции по применению Единого плана счетов в федеральные стандарты бухгалтерского учета. Привычный План счетов бюджетного учета сохранится, но будет расширяться за счет дополнительных счетов и описания новых бухгалтерских проводок, необходимых для отражения учета объектов в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета.

Новая система российского бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора

Как видно из вышеуказанного перечня принятых федеральных стандартов бухгалтерского учета для государственного сектора: Минфин России вводит в действие федеральные стандарты, регулирующие бухгалтерский учет основных учетных объектов организаций негосударственного сектора (доходов, расходов, запасов, основных средств, нематериальных активов, финансовых активов, финансовых обязательств и вознаграждений работникам), а также формирование бухгалтерской отчетности данных организаций. Таким образом, создается новая система российского бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора.

Отметим, что все указанные стандарты являются очень востребованными и необходимыми для формирования реалистичной учетной и отчетной информации организаций негосударственного сектора.

Учет основных средств у бюджетников: что изменилось с 2018 года

Новые критерии основных средств

Федеральный стандарт не заменяет Инструкцию № 157н (в ред. от 27.09.17), а устанавливает основополагающие правила бухгалтерского учета в отношении основных средств (ОС). Два документа существуют параллельно, и в ближайшем будущем стоит ждать, что данная инструкция и детализирующие ее акты (№ 162н, 174н, 182н) будут скорректированы согласно положениям ФСБУ.
Одно из важнейших различий кроется в самом толковании термина «основные средства». С 1 января 2018 года в это понятие включаются не просто материальные объекты, а материальные ценности, которые являются активами. Это значит, что кроме стандартных требований к объекту появляется новое — обладать полезным потенциалом. Это означает, что объект можно использовать для выполнения государственных (муниципальных) функций или оказания услуг, погашения обязательств или обменивать на другие активы. Принять объект к учету как основное средство можно лишь в том случае, если его первоначальная стоимость надежно оценена.
Если эти критерии федерального стандарта не выполняются, то объект учитывается на забалансовом счете. Обратите внимание: условия об обязательной государственной регистрации права на недвижимое имущество в ФСБУ, в отличие от инструкции № 157н, нет.
Другое новшество — возможность отнести к основным средствам арендованные объекты или полученные в пользование на безвозмездной основе. Требования к таким ОС диктует ФСБУ «Аренда». Кроме того, как основные средства теперь следует учитывать и некоторые объекты имущества казны.
В то же время из категории основных средств вынесены сразу две группы объектов — биологические активы, если они служат для производства биопродукции, и предназначенная для продажи недвижимость. Многолетние насаждения сами по себе (не производящие биопродукцию) остаются в составе ОС. Для них, возможно, будет выделен отдельный бухгалтерский счет.
Актив культурного наследия признается ОС только в двух случаях: если есть возможность получить в будущем экономические выгоды или полезный потенциал, связанный с указанным активом, или если его полезный потенциал не ограничивается культурной ценностью. В иных случаях такой объект отражается на забалансовых счетах в условной оценке — 1 рубль.
В определении единицы учета и порядке принятия к учету ОС существенных различий немного. Стоит упомянуть о том, что ФСБУ вводит понятие «комплекс ОС», то есть позволяет рассматривать как инвентарную единицу объекты с равным сроком полезного использования и несущественной стоимостью.

Требования к оценке объектов

Федеральный стандарт не обошел стороной и оценку объектов основных средств. Он вводит новые термины, разграничивающие два типа возможных операций с объектами:

  1. Обменные операции — активы обмениваются на деньги или иные материальные ценности, в счет стоимости объекта могут быть учтена стоимость выполненных работ, оказанных услуг или прав на пользование активом. Такой обмен основан на рыночной стоимости объекта. При обменных операциях объект оценивается по размеру фактических затрат.
  2. Необменные операции — активы передаются на безвозмездной основе или за незначительные деньги. В данном случае первоначальная стоимость определяется, исходя из справедливой стоимости объекта.

Учредитель должен решить, как оценивать разные категории объектов, и выбор должен найти отражение в учетной политике учреждения.

Как сгруппировать объекты

Федеральный стандарт вводит новые принципы объединения основных средств. Вместо двух групп («Нежилые помещения» и «Сооружения») в новой классификации появилась одна — «Нежилые помещения (здания и сооружения)». Для библиотечного фонда, мягкого инвентаря, драгоценностей и ювелирных изделий в новой классификации тоже отдельных групп не нашлось, все эти счета переходят в группу «Прочие основные средства».

Вести учет по новым правилам в программе «Контур-Бухгалтерия Бюджет»

Зато выделена инвестиционная недвижимость — объекты недвижимости, их части или движимое имущество, предназначенные для сдачи в аренду. Бухгалтеру следует изучить, какие из объектов, которые числятся на счете 01, надо будет перевести в разряд ОС.

Инструкция № 157н (в ред. от 27.09.2017)

Федеральный стандарт «Основные средства»

0 10101 000 «Жилые помещения»

0 10101 000 «Жилые помещения»

0 10102 000 «Нежилые помещения»

0 10102 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения)»

0 10103 000 «Сооружения»

0 10103 000 «Инвестиционная недвижимость»

0 10104 000 «Машины и оборудование»

0 10104 000 «Машины и оборудование»

0 10105 000 «Транспортные средства»

0 10105 000 «Транспортные средства»

0 10106 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»

0 10106 000 «Инвентарь производственный и хозяйственный»

0 10107 000 «Библиотечный фонд»

0 10107 000 «Биологические ресурсы»

0 10108 000 «Мягкий инвентарь»

0 10109 000 «Драгоценности и ювелирные изделия»

0 10110 000 «Прочие основные средства»

0 10108 000 «Прочие основные средства»

Чтобы корректно учитывать ОС согласно обновленным группам, объекты необходимо переместить: исключить объекты из одной группы и включить в другую. Стоимость их при этом не меняется.

Основные средства между счетами переводятся разово, исходя из ситуации на начало января 2018 года, через счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Основание для перевода — бухгалтерская справка (форма 0504833).

Какой метод амортизации выбрать

С введением федерального стандарта расширился перечень методов начисления амортизации, тогда как Инструкция № 157н предлагала только линейный метод. Федеральный стандарт предложил еще варианты. Итого в распоряжении бухгалтера есть три метода начисления амортизации.

  1. Линейный метод. Он подразумевает начисление равных сумм амортизации ежемесячно во время всего срока полезного использования (СПИ). Чтобы рассчитать платеж, надо первоначальную стоимость объекта разделить на СПИ.
  2. Метод уменьшаемого остатка. Удобен для тех объектов, которые быстро устаревают или эксплуатируются в сложных условиях, в агрессивной среде. Метод позволяет провести ускоренную амортизацию, применяя к годовой сумме повышающий коэффициент от 1 до 3. За основу берется остаточная стоимость объекта (затраты на покупку и ввод в эксплуатацию за вычетом уже погашенных начислений на начало отчетного года), учитываются также норма амортизации исходя из СПИ и показатель износа.
  3. Метод расчета суммы амортизации пропорционально объему продукции. Метод хорош для объектов, для которых указан заложенный в них производственный потенциал (то есть понятно, сколько продукции объект сможет произвести за весь срок эксплуатации). Расчет опирается на фактический объем выпущенной продукции за отчетный период, помноженный на норму амортизации (первоначальная стоимость / предполагаемый объем продукции за срок полезного использования).

Метод амортизации учреждение вправе определить самостоятельно с учетом специфики видов деятельности, но основным критерием должна стать потенциальная экономическая выгода. Выбранный метод обязательно указывается в учетной политике.

Важно! Цель эксплуатации объекта может измениться, а значит, организация должна проверить, подходит ли выбранный метод начисления амортизации. Делать это надо в начале отчетного года. При необходимости метод можно сменить, при этом предыдущие начисления пересчитывать не надо.

Еще одно новшество: федеральный стандарт обязывает начислять амортизацию даже на те объекты, которые простаивают, временно не используются или подготовлены для дальнейшего списания. Исключение — объекты, остаточная стоимость которых сравнялась с нулем. Инструкция № 157н разрешала приостанавливать начисление амортизационных сумм в такие периоды.

Федеральный стандарт также сместил границы первоначальной стоимости для малоценных ОС. Объекты стоимостью до 10 000 рублей учитываются на забалансовом счете, амортизация на них не начисляется. Ранее действовал лимит в 3 000 рублей. Для объектов стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей амортизация равна 100% первоначальной стоимости в момент ввода в эксплуатацию. Особое правило для библиотечного фонда — сумма амортизации на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 000 рублей рассчитывается и начисляется в 100-процентном размере в момент ввода в эксплуатацию. Для объектов дороже 100 000 рублей суммы амортизации определяются согласно выбранному учреждением методу. Эта граница ранее была обозначена на уровне 40 000 рублей.

Что изменилось в отчетности

Разработчики федерального стандарта не обошли свои вниманием и вопросы отчетности. С 1 января 2018 года бухгалтер должен указывать балансовую стоимость активов, метод амортизации, накопленную амортизацию и многое другое. Важно отразить в отчетности изменения оценки объектов в отчетном периоде, которые повлияют на СПИ, и метод амортизации. Кроме того, необходимо представить сравнение остаточной стоимости объекта на начало и конец отчетного периода.

Вести бюджетный учет и формировать отчетность в программе «Контур‑Бухгалтерия Бюджет»

Сведения нужно готовить по всем группам ОС, это касается инвестиционной недвижимости, активов с нулевой остаточной стоимостью, простаивающих объектов и пр. До вступления в силу ФСБУ «Основные средства» учреждение включало отчетность сведения лишь по некоторым видам ОС.
Сейчас сведения о суммах отражаются в отчетности, но не по всем группам, которые перечислены в стандарте. Поэтому в ближайшее время ожидаем изменений в Инструкцию № 157н, связанных, в частности, со счетами 0 10100 000, а также появления новых строк в формах 0503168, 0503768, а также баланса 0503130, 0503730. Данные изменения будут отражаться в отчетности за 2018 год.

Как начать работу по новому стандарту

Чтобы грамотно внедрить ФСБУ, учреждение должно предпринять несколько шагов. И начать следует с инвентаризации, которая даст представление о состоянии остатков ОС для корректного учета и применения выбранного метода амортизации. Необходимо проверить имущество, которое учитывалось до 1 января 2018 года на счете 0 10100 000 на предмет соответствия стандарту. Получив данные об объектах, которые ранее отражались на забалансовых счетах или по каким-то критериям не входили в группу ОС, бухгалтер должен поставить на баланс по первоначальной стоимости.

Результаты инвентаризации стандартно отражаются в Инвентаризационной описи в разделе про нефинансовые активы (форма 0504087). Важно упомянуть, что объекты лизинга, долгосрочная аренда с правом выкупа, безвозмездное (бессрочное) пользование, иные арендные платежи относятся к НФА. Для этого приказом Минфина России от 17.11.2017 № 194н в форму описи введены дополнительные столбцы: статус объекта учета, целевая функция актива. Новые графы в описи появились и для объектов, которые после введения стандарта не соответствуют критериям актива. Они также вносятся в Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092).

Это нужно сделать, чтобы разделить ОС на группы, в том числе выделить объекты группы «Инвестиционная недвижимость» (сейчас они учтены по отдельной аналитике на счете 101 и за балансом на счетах 25 и 26).

В завершение хочется отметить, что реформа в бухучете бюджетной сферы и все сопутствующие изменения связаны со сменой ключевой задачи. Если ранее было важно выстроить контроль расчетов с бюджетом, то сейчас на первый план выступает оценка капитализации организаций и качества самих активов.

Обзор: «Основные изменения законодательства в 2018 году для бухгалтера бюджетной организации» (КонсультантПлюс, 2018)

Бесплатно подписаться на обзоры на сайте КонсультантПлюс ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В 2018 ГОДУ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Исключительные права на представленный материал принадлежат АО «Консультант Плюс». Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 07.12.2018.

  • Бухгалтерский и бюджетный учет и отчетность
    • Организации госсектора с 1 января применяют федеральные стандарты
    • С 1 июля вступил в силу новый ГОСТ по оформлению документов
    • Рекомендуемые нормы расхода ГСМ обновлены
    • У учреждений за I квартал стало меньше отчетности
    • Федеральным органам и подведомственным им учреждениям закупят ПО для бюджетного учета
    • Госорганы отчитываются о численности работников и расходах на зарплату по новым формам
    • Инструкция N 157н снова обновлена: на что обратить внимание бухгалтерам бюджетных организаций
    • Бюджетный учет: опубликовали связанные с федстандартами изменения, внесенные в Инструкцию N 162н
    • Минфин внес изменения в План счетов бюджетных учреждений
    • Автономные учреждения: изменены план счетов и инструкция по его применению
    • «Октябрьское» новое в Указаниях N 65н: расширена детализация статьи 230 КОСГУ
    • С 23 апреля действует новая редакция Указаний N 65н, но она мало что изменила в работе бюджетников
    • Инструкция N 162н по бюджетному учету: изменения, которые применяются с 8 декабря 2017 года
    • С 16 декабря действуют новые правила составления бюджетной отчетности
    • Изменяются правила составления бухотчетности для бюджетных и автономных учреждений
    • С 29 октября 2017 года действует обновленная Инструкция 157н
    • Для учреждений изменились инвентаризационные формы
    • С 2018 года расходы федеральных бюджетных и автономных учреждений санкционируют по-новому
    • Бюджетные и автономные учреждения должны вести бухучет по измененным правилам
    • Снова поправки к Указаниям N 65н: изменения в целевых статьях и новые главные распорядители с 31 июля
    • С 29 мая обновлено соответствие КВР и КОСГУ в Указаниях N 65н
    • С составления и исполнения бюджета на 2018 год действуют новшества в ЦСР и КВР
    • Изменения КОСГУ применяются с 1 января
  • Госзадание, план ФХД и смета на 2018 и 2019 годы
    • Минфин внес уточнения в правила заполнения основной таблицы плана ФХД
    • С 28 ноября 2018 года в БК РФ включено правило не предоставлять субсидии, если есть долг
    • При составлении бюджета на 2019 год нужно пользоваться новым порядком применения кодов бюджетной классификации
    • Федеральные казенные учреждения должны составить смету на 2019 год с учетом нового порядка Минфина
    • 95 новых форм обоснований для бюджетной сметы на 2019 год
    • Утверждена форма допсоглашения, которым расторгается соглашение о предоставлении субсидии из федбюджета
    • Правительство изменило срок утверждения госзадания
    • У федеральных бюджетных и автономных учреждений изменены формы госзадания и отчета о его выполнении
    • Региональные и муниципальные казенные учреждения составляют сметы по-новому
    • Бюджетные сметы на 2019 год придется составлять по новым правилам
    • На полмесяца раньше взыскали остатки целевых средств федеральных бюджетных и автономных учреждений
  • Составление и исполнение бюджета
    • Появились общие требования для продления срока, в который нужно исполнить бюджетные меры принуждения
    • Отменены ведомственные перечни государственных и муниципальных услуг
    • Для федеральных госзаказчиков приняты новые правила об авансах и сроках заключения контрактов
      • Авансирование
      • Временные рамки для заключения контрактов
  • Внутренний финансовый контроль и аудит
    • Внутренний финаудит: Минфин подготовил рекомендуемую форму соглашения о передаче полномочий
    • Минфин скорректировал подход к осуществлению внутреннего финансового аудита
    • Минфин уточнил свои рекомендации по проведению внутреннего финконтроля
    • Правительство закрепило предложенный Минфином «рисковый подход» во внутреннем аудите и финконтроле
  • НДФЛ и страховые взносы
    • Крайний Север: компенсация стоимости проезда в отпуск члена семьи работника теперь закреплена в НК РФ
    • С 21 июня уточнены правила назначения скидок к тарифу взносов на травматизм
    • Налоговики скорректировали 2-НДФЛ, правила ее заполнения и формат
      • Отличия обновленной формы 2-НДФЛ
      • Правила оформления 2-НДФЛ для правопреемника реорганизованного юрлица
    • ФНС обновила форму 6-НДФЛ, порядок ее заполнения и подачи, а также электронный формат
    • Список критических ошибок в РСВ расширился с 1 января 2018 года
    • С 1 января появились дополнительные коды для справок 2-НДФЛ
    • С 1 января действуют новые предельные значения базы для начисления страховых взносов
    • За 2017 год нужно было сдать новые формы отчетности по персонифицированному учету
    • Пилотный проект по взносам продлили, а с 1 июля в нем участвуют и новые регионы
    • Пилотный проект по взносам: при оформлении пособий в 2018 году пользуйтесь новыми бланками
    • Пилотный проект ФСС: с 29 января для оформления пособий нужно использовать новые реестры
    • Со 2 января просить о финансировании расходов на сокращение травматизма нужно по обновленной форме
    • Минтруд уточнил порядок финансового обеспечения предупредительных мер за счет взносов на травматизм
      • Спецодежда, спецобувь и другие СИЗ
      • Изменения для организаций, отнесенных к опасным производственным объектам
    • Правила подачи 2-НДФЛ и 6-НДФЛ при реорганизации появились в НК РФ с 2018 года
  • Другие налоги и налоговые проверки
    • Новые правила расчета пеней действуют с 27 декабря
    • Налоговики с 30 августа могут замораживать счет из-за несвоевременно сданного расчета по взносам
    • С 30 августа стало меньше способов вернуть старую налоговую переплату
    • Возмещение НДС можно получать быстрее
    • Конкретизировали, что именно нужно контролировать при повторной выездной проверке
    • Инспекторы обязаны вручать копию протокола допроса свидетелю
    • Инспекция повторно затребовала документы — ответьте, когда и куда вы их уже подавали
    • С 3 сентября стало больше времени для представления налоговикам документов по конкретной сделке
    • Стало проще понять, что нашли инспекторы при допмероприятиях налогового контроля
    • Юрлица могут узнать из региональных законов, есть ли льгота по налогу на имущество в 2018 году
    • Раздельный учет по НДС с 2018 года обязателен, даже если соблюдается правило 5 процентов
    • При заполнении декларации по транспортному налогу за 2017 год нужно пользоваться новым бланком
    • По некоторым дорогим автомобилям с 1 января снизился коэффициент для расчета транспортного налога
    • Декларацию по земельному налогу за 2017 год нужно подать по новой форме
  • Госслужба и трудовые отношения
    • Правительство утвердило перенос выходных в 2018 году
    • Премия руководителя федучреждения должна зависеть от выполнения квоты по приему инвалидов
    • С 29 октября нужно изменить трудовые договоры с руководителями муниципальных и государственных учреждений
    • Правительство определилось, сколько федеральных госслужащих должно пройти обучение в 2018 году
    • С 3 августа для дисциплинарного взыскания за коррупцию достаточно доклада кадровиков
    • Дисциплинарная ответственность за коррупционные нарушения: срок давности стал трехлетним
    • Военнослужащие обязаны сдавать полис ОМС
    • С 5 июня вступило в силу дополнительное ограничение времени управления автомобилем
    • С 1 мая МРОТ равен прожиточному минимуму
    • С 10 апреля сокращено число ограничений для сроков больничных по уходу за детьми
    • С 18 апреля при приеме на госслужбу нужно использовать единую методику, установленную правительством
    • С 1 января на 4% подняли зарплату работникам федеральных учреждений и органов
    • С 2018 года у федеральных служащих выросла зарплата
    • Сведения о работниках и служащих, уволенных из-за утраты доверия, попадут в реестр
    • В единой системе госслужбы будут размещать сведения из личных дел гражданских служащих
    • Определено, как проверить электронное заявление на замещение вакансии госслужащего
    • Инспекторы труда с 1 января проверяют работодателей с помощью чек-листов
    • Если работодатель избегает заключать трудовые договоры, к нему придут с внеплановой проверкой
    • В 2018 году нужно было впервые разместить в Интернете данные о зарплате руководителя учреждения
    • Правительство определило правила обмена данными для оформления электронных больничных
    • Правило об индексации с 1 февраля детских пособий сохранилось
    • Зарплатные проекты бюджетников должны быть переведены на банковские карты «Мир» с 1 июля
    • Оформлять выдачу работникам смывающих средств стало удобнее
  • Статистическая отчетность
    • Формы для отчета об условиях труда, численности и зарплате работников обновлены
    • Обновлены правила заполнения статформы N 4-ТЭР
    • Сведения о производстве и отгрузке товаров, оказании услуг нужно подавать по новой статформе
    • Организации должны подавать статданные об инвестициях по новым формам
    • За 2017 год нужно было отчитаться о составе затрат на рабочую силу по новой форме
    • С 2018 года статформы о зарплате отдельных категорий работников в социальной сфере и науке обновились
    • Отдых и оздоровление детей: организации должны отчитаться в Росстат по новой форме и в новый срок

Открыть полный текст документа

Бухгалтерский учет 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *