Бухгалтерия в Германии

УЧЕТ в Германии

Все правила, регулирующие вопросы ведения учета и составления финансовой отчетности в Германии, содержатся в так называемом Торговом кодексе Германии (HGB: Handelsgesetzbuch). Вопросы изменения этого закона находятся в ведении немецкого Министерства юстиции. Необходимо отметить, что Торговый кодекс содержит полный объем требований, предъявляемых к индивидуальной финансовой отчетности, и основные требования, предъявляемые к консолидированной финансовой отчетности. Разработка дополнений и пояснений к основным правилам составления консолидированной отчетности, рекомендаций и создание новых, а также изменение старых стандартов – это прерогатива Немецкого комитета по стандартам финансовой отчетности (DRSC) (см. рисунок).

Особенности учета

В Торговом кодексе (далее – ТК) устанавливаются минимальные требования по ведению учета и составлению финансовой отчетности для всех компаний, осуществляющих коммерческую деятельность, возможные исключения из правил для юридических лиц, не превышающих определенных размеров деятельности (малый и средний бизнес), основные требования к консолидированной отчетности. Причем эти требования различаются в зависимости от величины предприятий, которые делятся на малые, средние и крупные.

Стандарты, разрабатываемые Немецким комитетом по стандартам финансовой отчетности, регулируют все вопросы консолидированной отчетности, не рассматриваемые в ТК. Как правило, эти стандарты касаются консолидированной финансовой отчетности, дополняют и детализируют требования ТК.

Комитет разработал следующие стандарты по консолидированной отчетности:
· отчет о движении денежных средств;
· сегментная отчетность;
· приобретение дочерних компаний;
· промежуточная отчетность;
· чистые активы и результат деятельности в консолидированной отчетности;
· раскрытие рисков в отчетности;
· отражение зависимых компаний в консолидированной отчетности;
· отражение совместных предприятий в консолидированной отчетности;
· отсроченные налоги;
· связанные стороны;
· нематериальные активы;
· пересчет валюты.

Классификация юридических лиц на малые, средние и крупные. Особенности составления отчетности

Требования к финансовой отчетности в Германии различаются в зависимости от величины предприятия.

Малыми считаются юридические лица, если:
· сумма валюты баланса (без учета накопленных убытков) составляет менее 4015 тыс. евро;
· сумма выручки за год не превышает 8030 тыс. евро;
· среднесписочная численность сотрудников за год не превышает 50 человек.

Средними считаются компании, если:
· сумма валюты баланса (без учета накопленных убытков) составляет менее 16 060 тыс. евро;
· сумма выручки за год не превышает 31 120 тыс. евро;
· среднесписочная численность сотрудников за год не превышает 250 человек.

Крупными являются компании, показатели которых превышают соответствующие показатели малых и средних компаний.

Малые предприятия могут публиковать отчетность в сокращенном виде, а также освобождаются от ряда общих требований относительно состава и глубины детализации финансовой отчетности, в частности от составления пояснительной записки. Так, они могут не формировать отчет о движении основных средств, отчет о движении денежных

Рисунок. Функции Немецкого комитета по стандартам финансовой отчетности

Немецкий комитет по стандартам финансовой отчетности (Deutsches Rechnungslegungs Standards Committee, DRSC, или German Accouting Standards Committee, GASC) — это независимая профессиональная организация, финансирующаяся за счет взносов ее членов, публикаций, спонсорских средств, предоставления лицензионных прав и т. д. Ее членами могут быть физические и юридические лица, имеющие соответствующий опыт и квалификацию: бухгалтеры, аудиторы, налоговые консультанты, адвокаты и соответствующие организации, которые способны обеспечивать выполнение задач Комитета. В состав Комитета входят: правление, Совет по разработке стандартов и Комитет по интерпретациям.

средств и отчет об основных результатах и перспективах деятельности, а также не перечислять крупных дебиторов и кредиторов.

Для средних компаний также существует ряд «послаблений», которые касаются как состава финансовой отчетности, так и ее содержания, сроков и объема публикации.

Компания, имеющая дочерние и зависимые компании, в общем случае должна составлять консолидированную финансовую отчетность. Однако материнская компания освобождается от составления консолидированной отчетности, если:

· сводная сумма валюты баланса (без учета накопленных убытков) составляет менее 19 272 тыс. евро;

· сумма выручки за год не превышает 38 544 тыс. евро;

· среднесписочная численность сотрудников за год не превышает 250 человек.

Обязательные документы в учете, ведение журналов, структура плана счетов

В Германии не существует общего плана счетов, нет четких предписаний относительно вида и структуры журналов хозяйственных операций, бухгалтерских книг и т. д. Каждая компания может определять состав, содержание плана счетов, журналов и аналитики исходя из своих конкретных потребностей. Однако существует ряд промышленных стандартов, образцов планов счетов и прочих норм, которыми предприятия пользуются для организации своего учета. Структура отчетности материнской компании также оказывает влияние на отчетность, учет, план счетов и аналитику дочерних компаний. Кроме того, часто программное обеспечение систем учета, используемое материнской компанией, распространяется и на дочерние компании, которые применяют и план счетов, и единую учетную политику, и аналитику, принятую в холдинге.

Представление собственного капитала и прибыли. Особенности учета доходов и расходов

Основные принципы учета в Германии, то есть правила признания, оценки и отражения фактов хозяйственной деятельности, достаточно близки к российским. Однако есть и небольшие отличия. Так, в Германии допустимым является использование двух методов составления отчета о прибылях и убытках: метода полных затрат по элементам затрат (Gesamtkostenverfahren) и метода функциональных затрат по статьям калькуляции (Umsatzkostenverfahrеn).

Раздел собственного капитала в пассивах баланса в основном соответствует привычной для отечественных бухгалтеров форме, за исключением специальных статей, в которых может отражаться прибыль, полученная при выбытии определенных активов, но необлагаемая налогом и поэтому невклю-ченная в отчет о прибылях и убытках. Цель данных статей – показать, что определенная часть прибыли не отражается в прибыли текущего периода, а возникает раньше в связи с ростом рыночной стоимости активов, вне сферы влияния руководства компании. Однако такая прибыль должна быть реинвестирована в активы компании.

Особенности составления периодической финансовой отчетности

В Германии нет официального требования составления промежуточной отчетности. Другими словами, теоретически компания обязана составлять отчетность лишь один раз в год. Однако на практике такое возможно нечасто, так как существуют требования бирж, акционеров, владельцев и банков о представлении отчетности не раз в год, а чаще, причем во все более короткие сроки. Поэтому Комитет по стандартам финансовой отчетности Германии недавно выпустил специальный стандарт по составлению промежуточной отчетности, ограничивающий такие требования.

Специфика отражения отдельных хозяйственных операций в учете

Основной подход к ведению учета и составлению отчетности в Германии – осторожность и ориентированность на пользователей финансовой отчетности (кредиторов), поэтому активы оцениваются скорее по наименьшей из возможных оценок, а обязательства – по наибольшей. Такая философия уходит корнями в 20-е годы прошлого столетия, времена экономического кризиса. Пользователи должны в первую очередь увидеть в финансовой отчетности максимум обязательств, которые может иметь предприятие, и минимум его активов. Если в итоге оказывается больше активов и меньше обязательств, то кредитор не рискует. Во всех областях учета немцы предпочитают «осторожную» оценку в отношении как активов, так и обязательств. Рассмотрим для примера оценочные резервы: они образуются в отчетности как на прогнозируемые убытки, так и на предстоящие расходы (например, на обязательный текущий ремонт оборудования). Первая группа резервов возникает, когда собственные обязательства по сделке на отчетную дату превышают возможные выгоды от сделки (даже если на момент заключения сделки такой ситуации еще не было). Резервы образуются и в случае, когда расходы по производству и реализации будущей продукции превысят экономическую выгоду от ее продажи. Такая ситуация может возникнуть при наличии длительного цикла изготовления продукции.

Особенности учета валютных и финансовых операций

Валютные операции учитывается по курсу на дату осуществления сделок, а курсовая разница, возникающая в момент платежа, учитывается в прибыли или убытке текущего периода. Учет инфляции немцам незнаком, поскольку в Германии темпы инфляции низкие. Он играет роль лишь в случае составления консолидированной отчетности, если дочерняя компания расположена в стране с гиперинфляцией.

Особенности учета основных средств компании. Методы оценки и переоценки ОС

Основные средства отражаются в отчетности по стоимости приобретения за вычетом накопленной амортизации. Переоценка основных средств обычно не производится, а альтернативного принципа учета, как по МСФО, нет. При долгосрочном падении рыночной стоимости основных средств ниже их остаточной стоимости обязательна уценка до уровня рыночной стоимости. При последующем повышении рыночной стоимости в определенных условиях возможна переоценка основных средств в рамках ранее произведенной уценки (то есть не выше изначальной остаточной стоимости с учетом расчетной амортизации за период произведенной уценки).

Большинство предприятий при составлении финансовой отчетности пользуются налоговыми нормами амортизации для упрощения составления финансовой и налоговой отчетности. Однако следует отметить, что налоговые нормы амортизации очень близки к реальным нормам и регулярно пересматриваются.

Годовой отчет. Штрафные санкции по отчетности

Годовая финансовая отчетность состоит из баланса, отчета о прибылях и убытках, пояснительной записки и отчета руководства о состоянии компании и перспективах ее развития. Последний представляет собой описание руководством предприятия основных фактов (внешних и внутренних), влияющих на развитие компании в отчетном периоде, а также раскрытие оценки перспектив развития в обозримом будущем. Данный отчет дополняет финансовую отчетность и должен предоставлять ее пользователям дополнительную к чисто финансовой информацию о наиболее вероятном развитии компании в ближайшее время.

Годовой финансовый отчет должен составляться до конца 5-го месяца года, следующего за отчетным, и публиковаться до конца 12-го месяца. Налоговую декларацию следует представлять до конца 9-го месяца, следующего за отчетным периодом.

Годовая отчетность всех компаний, за исключением малых, подлежит аудиту независимыми аудиторами.

Штрафные санкции за нарушения, связанные с составлением и представлением финансовой отчетности, различные – начиная от административных штрафов за непубликацию или опоздание с публикацией отчетности до 5 тыс. евро вплоть до лишения свободы сроком до трех лет и крупных денежных штрафов в случае искажения отчетности должностными лицами компании или ее аудиторами.

Специальные ограничения, накладываемые законодательством Германии на деятельность компаний

В Германии основой для определения дивидендов, выплачиваемых акционерам, и расчета налогов может служить только отчетность, составленная по национальным стандартам. Поэтому дочерние компании – резиденты Германии, отчетность которых консолидируется по МСФО или иным национальным стандартам на уровне материнской компании, все равно обязаны составлять финансовую отчетность по немецким стандартам (HGB). Исключением может быть случай, когда все акционеры дают согласие на то, чтобы компания не представляла индивидуальную финансовую отчетность по национальным немецким стандартам. Такое согласие должно даваться ежегодно, о чем необходимо указывать в консолидированной отчетности материнской компании. На практике подобные ситуации фактически отсутствуют.

Таким образом, если консолидированная отчетность холдинга составляется по МСФО либо иным национальным стандартам (если акционерами или головной компанией является резидент другой страны), дочерние компании вынуждены вести практически тройной учет: составлять индивидуальную финансовую и индивидуальную налоговую отчетности по немецким стандартам, а также отчетные формы для вышестоящей консолидированной отчетности. Такие отчетные формы в Германии имеют специальное название «HB II» (примерный перевод – вторая финансовая отчетность). Они могут быть составлены как по национальным стандартам с учетом отличной от материнской компании учетной политики, так и по МСФО, US GAAP, UK GAAP, российским либо иным стандартам в зависимости от требований материнской компании.

Компании в Германии теоретически имеют право выбора, какую индивидуальную финансовую отчетность публиковать – составленную по национальным стандартам или по МСФО. Однако на практике большинство компаний, не котируемых на биржах, составляют отчетность по немецким стандартам, поскольку основой для выплаты дивидендов и для налогообложения является финансовая отчетность по немецким стандартам, а МСФО достаточно сложны.

Как уже отмечалось, финансовая отчетность по национальным немецким стандартам является основой для расчета налогов, в частности налога на прибыль. Он исчисляется на основе показателей финансовой отчетности путем исключения невычитаемых расходов и необлагаемых доходов и включения определенных доходов и расходов, не учтенных в финансовой отчетности. Часть налогов, как, например, налог на имущество, имеют свои методы расчета и могут не основываться на показателях финансовой отчетности. Однако базовый принцип заключается в том, что финансовая отчетность является основой для расчета налогов. Более того, существует принцип двойной определенности, согласно которому определенные налоговые льготы можно использовать, только если данные методы применяются также в финансовой отчетности. Например, ускоренная амортизация основных средств признается в налоговой отчетности только тогда, когда она применяется и в финансовой отчетности.

Причина такого подхода в том, что индивидуальная финансовая отчетность составляется в основном средним и малым бизнесом. Здесь же речь идет именно о том, чтобы уменьшить нагрузку таких компаний и позволить им по возможности составлять единый пакет отчетности либо ограничить необходимые поправки до разумного минимума.

Германия и МСФО

Пока еще рано говорить о том, что европейские страны перешли на составление отчетности по МСФО. Однако процесс сближения национальной отчетности с МСФО развивается. Так, немецкое правительство пообещало освободить компании, составляющие отчетность по МСФО, от подготовки отчетности по национальным стандартам. Но в настоящее время компании освобождаются лишь от публикации отчетности по немецким стандартам (но составлять ее обязаны) в случае публикации отчетности по МСФО.

Очевидно, что в будущем круг компаний, обязанных составлять отчетность по МСФО, будет расширяться, но пока получается, что только часть всех компаний, подготавливающих финансовую отчетность для акционеров, кредиторов и иных пользователей, делает это в соответствии с МСФО. На это указывает и статистика: отчетность по МСФО в Германии составляют 1300–1400 котируемых, в большинстве своем крупных компаний.

Система учета и отчетности в Германии является объектом постоянных дискуссий. Их острота объясняется как раз тем фактом, что финансовая отчетность немецких предприятий находится в постоянном противоборстве интересов составления отчетности по международным стандартам, с одной стороны, и налоговой отчетности – с другой. Можно выделить следующие основные направления дискуссии в немецком профессиональном сообществе:

· необходимость и целесообразность дальнейшего сближения национальных стандартов с МСФО, то есть целесообразность сохранения национальных стандартов, в частности основополагающего принципа осторожности при составлении финансовой отчетности;
· возможное сближение с МСФО в части определения оценочных резервов не по наиболее худшему, а по среднему или возможной гамме сценариев развития, а также разрешение альтернативных методов отражения и оценки обязательств и оценочных резервов;
· возможное внедрение принципов МСФО, изложенных в стандартах IAS 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации» (Financial Instruments: Disclosure and Presentation), IAS 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» (Financial Instruments: Recognition and Measurement) и IFRS 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», в национальные стандарты (относительно справедливой стоимости финансовых инструментов);
· определение периметра консолидации – сокращение числа исключений от обязанности составления консолидированной отчетности, изменение определения «контроль над дочерней компанией» для целей консолидации;
· возможность введения основного и альтернативного методов оценки, по аналогии с МСФО.

Согласно общему мнению в Германии, составление финансовой отчетности по МСФО в нынешнем виде для малого и среднего бизнеса не эффективно и не нужно. Поэтому участию в обсуждении нового проекта стандарта МСФО для мелкого и среднего бизнеса уделяется особое внимание.

Особенности бухгалтерского учета в Германии (стр. 1 из 4)

ВВЕДЕНИЕ

Создание и совершенствование эффективных методов управления регулируемыми рыночными отношениями, разработка новых принципов налоговой политики, совершенствование отношений собственности и арендных отношений вызывают настоятельную необходимость совершенствования учета и отчетности на основе изучения и использования международного опыта. Рассмотрение развития международной системы учета стало чрезвычайно актуальным в связи с тем, что наступившие большие перемены в экономической и социальной жизни страны требуют серьезного изучения и использования множества фундаментальных положений, принятых в странах с развитой рыночной экономикой.

В качестве страны для анализа была выбрана Германия, так как она с 1973 года является членом Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), а следовательно, наиболее полно использует международные стандарты по ведению бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учёт в Германии имеет давние и самобытные традиции. Немцы и немецкая практика оказали в своё время существенное влияние и на формирование российской системы бухгалтерского учёта. В отличие от англо-американских стран в Германии, как и в России, бухгалтеры ориентированы на возможно более точное соблюдение норм законодательства, прежде всего, налогового. Это не в последнюю очередь связано с различиями правовых систем (германская система права основана на кодификации норм, англосаксонская система общего права – на прецедентах).В работе дается подробная характеристика системы и задач бухгалтерского учета, описываются принципы, критерии и процесс организации бухгалтерского учета, а также раскрываются особенности плана счетов, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Германии

1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ГЕРМАНИИ

Система бухгалтерского учета Германии имеет давние традиции и ориентирована, прежде всего, на четкое соблюдение норм принятого законодательства. Государство создает определенные общепринятые условия хозяйствования, которые обязательны для всех хозяйствующих субъектов и должны строго соблюдаться. Бизнес имеет тесные связи с банками, которые являются основными пользователями бухгалтерской отчетности и удовлетворяют финансовые запросы компаний. Среди западных учетных систем бухгалтерский учет Германии выделяется тесной взаимосвязью коммерческого и налогового учета, значительным проявлением формализма и консерватизма.

Как уже отмечалось, основными поставщиками капитала для немецких компаний являются не индивидуальные инвесторы, а крупные банки. С помощью собственных аудиторских фирм они устанавливают каноны предоставления финансовой информации. В качестве регуляторов, формирующих учетные стандарты и процедуры, традиционно выступают центральные власти государства.

Присущий Германии консерватизм уходит своими корнями в тридцатые годы двадцатого столетия. Политический режим национал-социалистов того времени был крайне заинтересован в единообразии и точности сформулированных норм ведения бухгалтерского дела, что облегчало осуществление общенационального контроля за экономическими ресурсами страны. Такие давние традиции непосредственного участия централизованных властей в формировании немецких бухгалтерских норм и законов объясняют наличие двух особенностей развития немецкой бухгалтерской практики. Это — активное государственное вмешательство в экономическую деятельность компаний и сильные традиции антииндивидуализма.

Главной организацией бухгалтерского сообщества в Германии с 1931 года является Институт присяжных аудиторов. Он занимается разработкой рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и подготовке отчетности. Однако официальным контролирующим органом при Министерстве экономики является аудиторская палата, а решение спорных методологических вопросов предоставляется Верховному Налоговому суду.

Впервые общепринятые бухгалтерские принципы были законодательно закреплены в 1937 году в Законе об акционерных корпорациях, который долгое время оставался единственным нормативным документом, регламентирующим бухгалтерский учет.

В 1985 году, после принятия Германией четвертой, седьмой и восьмой директивы Европейского Союза, правила подготовки и публикации бухгалтерской отчетности претерпели значительные изменения. Вступил в действие Закон о директивах по бухгалтерскому учету, были внесены коррективы в основной источник нормативного регулирования — Коммерческий (Торговый) кодекс, введены в действие законы, регулирующие деятельность предприятий различных форм собственности.

В 1998 году в связи с принятием новых директив Европейского Союза вводятся законы, касающиеся правил внедрения акционерными компаниями системы управления рисками и отражения последних в ежегодной отчетности, а также законодательно закрепляется право выбора принципов учета (немецких, международных IAS или американских GAAP) компаниями, акции которых котируются на бирже.

В соответствии с немецким хозяйственным правом бухгалтерский учет рассматривается как:

— информация для предпринимателя об имуществе, задолженности, прибыли, убытках, затратах и доходах;

— доказательство при судебных разбирательствах;

— отчет управляющих капиталом перед инвесторами;

— основа для определения налогов и финансового управления организациями;

— информация о кредитоспособности заемщиков и использовании кредитов.

Перед немецким бухгалтерским учетом ставится ряд следующих задач:

1) отражение всех изменений стоимости имущества и задолженности и установление актуального состояния этой стоимости;

2) точное определение прибылей и убытков предприятия в результате хозяйственной деятельности;

3) обеспечение калькуляции цен изделий путем обоснования необходимых данных;

4) предоставление сведений для контроля за хозяйственными процессами на предприятии и для выявления имеющихся резервов;

5) создание основы для точного исчисления налоговых платежей;

6) представление необходимых доказательств в случае правовых споров с банками;

7) формирование надежной основы для других разделов производственного счетоводства (расчета издержек, планирования, статистики).

Торговое и налоговое законодательство при ведении бухгалтерского учета предписывает соблюдать следующие принципы и критерии:

— полноту — запись всех без исключения хозяйственных операций;

— правильность содержания — записи хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета должны соответствовать их содержанию;

— временные разграничения — записи должны производиться в соответствии со временем совершения операций;

— ясность, наглядность, возможность проверки — бухгалтерский учет должен вестись таким образом, чтобы при осуществлении проверки его данные были наглядны и понятны третьим лицам;

— правильность формы — запрещение любого изменения первоначального содержания, например стирания, заклеивания и т.п.;

— хронологический порядок — запись хозяйственных операций должна производиться в порядке их совершения

2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

Организация бухгалтерского учета в Германии включает в себя следующие этапы:

1) Подготовка учетных документов;

2) Бухгалтерская запись;

3) Хранение документов.

Подготовка учетных документов заключается в систематизации документов по видам и хозяйственным операциям, проверке правильности содержания и сумм, порядковой нумерации и предварительной кодировке.

Порядок бухгалтерских записей в Германии определен требованиями Основ правильного ведения бухгалтерского учета и включает следующие этапы: указание вида и номера учетного документа; внесение пометки о произведенной бухгалтерской записи в учетный документ (как правило, проставление специального штампа), что позволят установить связь между бухгалтерскими записями и хозяйственными операциями.

На основании предварительной кодировки учетных документов хозяйственные операции в хронологическом порядке заносятся в мемориальные ордера. Здесь фиксируются дата, номер документа, описание операции (содержание бухгалтерской записи), сумма и бухгалтерская проводка.

Проводки составляются с учетом применения общепринятого в Германии в отличие от стран с англо-американской системой учета законодательно установленного плана счетов. Единая для предприятий всех форм собственности номенклатура счетов имеет ряд преимуществ:

— возможность точного представления всех существующих счетов предприятия;

— сравнимость аналогичных затрат и доходов как внутри отдельного предприятия, так и между другими предприятиями;

— возможность сравнения данных в международном масштабе (в рамках Европейского Союза);

— наличие общепринятой основы для применения современных эффективных методов ведения бухгалтерского учета с применением компьютерных технологий.

Номенклатура счетов построена в соответствии с принципом расчленения процессов производства продукции и ее использования. Она содержит 10 разделов, пронумерованных цифрами от 0 до 9, которые стоят на первом месте в номерах счетов. Разделы номенклатуры счетов также подразделяются на 10 групп, пронумерованных от 0 до 9 и занимающих второе место в номерах счетов. Группы номенклатуры делятся на 10 счетов и занимают третье место в номерах счетов. Счета аналогично подразделяются на 10 субсчетов (четвертое место в номерах счетов).

Предприятия в зависимости от отраслевой принадлежности, размера, правовой формы и специфики организации производства выделяют из общепринятой номенклатуры счетов необходимые счета и субсчета, формируя таким образом рабочие планы счетов.

Записи, произведенные в мемориальных ордерах, являются основой для записей в главной книге. Здесь непосредственно на предметных инвентарных и результатных счетах упорядоченно фиксируются все хозяйственные операции и указываются дата, номер документа, текст бухгалтерской записи, корреспондирующий счет, дебетовая или кредитовая сумма.

Бухгалтерский учёт в Германии для начинающих

В Германии существуют две основные формы бухгалтерского учёта: двойная система (Bilanzierung) и простая система (Einnahmen-Überschuss-Rechnung). Двойная система подразумевает дублированное исчисление прибыли:

  • с одной стороны путём составления баланса (Bilanz), т. е. противопоставление имущества предприятия источникам его финансирования,
  • с другой стороны путём составления расчёта прибыли и убытков (GuV – Gewinn- und Verlustrechnung), т. е. сопоставление доходов и расходов предприятия по принципу причин и момента их возникновения.

Простая система бухучёта является облегчённой формой двойной системы и заключается в механическом сложении всех входящих и выходящих платежей, связанных с деятельностью предприятия, независимо от причин их возникновения. Как в двойной, так и в простой системе бухучёта в конце года прибыль предприятия уменьшается на сумму годового износа основных средств предприятия (амортизационные отчисления).

Такие правовые формы как общество с ограниченной ответственностью (GmbH) или акционерное общество (AG), внесённые в торговый регистр, обязаны соблюдать двойную систему бухгалтерского учёта. Частные предприниматели без образования юридического лица и представители свободных профессий (например, врачи, инженера, деятели искусства, IT-специалисты, переводчики и т.п.) имеют право на ведение простой системы бухучёта. Частные предприниматели, годовой оборот которых два года подряд превысил 500.000 евро и годовая прибыль которых два года подряд привысила 50.000 евро также обязаны соблюдать двойную систему бухучёта.

Для правильной организации бухгалтерского учёта начинающему предпринимателю прежде всего необходимо открыть фирменный счёт в банке и завести кассовую книгу для учёта наличных платежей (для ГмбХ обязательно, для частных предпринимателей – по желанию). Каждая бухгалтерская запись (проводка) в журнале предприятия связана с определённой хозяйственной операцией, которая должна быть обязательно документирована на случай налоговой проверки. К основным документам, подтверждающим реальное осуществление хозяйственной операции (платеж, денежное поступление и пр.) относятся выставленные и полученные счета, квитанции, расписки, кассовые чеки, накладные и выписки из банковского счёта. Все квитанции собираются в одну папку и хронологически нумерируются по порядку. Стандартный срок хранения документов составляет 10 лет. Отсутствие соответствующих документов, подтверждающих ту или иную бухгалтерскую проводку, считается грубейшим нарушением правил ведения бухгалтерского учёта.

Одним из спорных вопросов, часто возникающем при налоговой проверке, является вопрос использования транспортных средств для нужд предприятия. Существует ряд предписаний, которые необходимо соблюдать в случае, если вы используете ваш автомобиль одновременно и для предприятия и в своих личных целях. Мы рекомендуем в данной ситуации преобрести путевую книгу (Fahrtenbuch) и прилежно вести её по крайней мере до того момента, пока вы не проясните вопрос необходимости её ведения со специалистом.

Если вы намереваетесь работать с персоналом, то возникает необходимость ежемесячного расчёта заработной платы, подоходного налога и взносов на социальное страхование для каждого работника. Следует различать работу с оплатой менее 400 € в месяц или менее 50 дней в году (освобождение работника от подоходного налога и социальных отчислений), работу с оплатой более 400 € но менее 800 € в месяц (пониженная ставка социальных отчислений для работника) и работу с оплатой выше 800 € в месяц (полное налогообложение и полные социальные отчисления).

Отчёт о подоходном налоге работников должен быть предоставлен в налоговую инспекцию (Finanzamt) до 10 числа следующего месяца и только в электронной форме. Отчёт о социальных отчислениях в больничую кассу (Krankenkasse) должен быть предоставлен не позднее чем за 3 рабочих дня текущего отчётного месяца и с 01.01.2006 тоже только в электронной форме. Для правильного расчёта заработной платы необходимо при начальной регистрации работника в электронной системе начисления зарплаты правильно перенести его данные с карты подоходного налога (Lohnsteuerkarte) и с паспорта социального страхования (Sozialversicherungsausweis).

Теоретически каждый предприниматель, обладающий начальными знаниями в области бухгалтерии, может вести бухучёт самостоятельно. Учитывать нужно, что законодательные предписания в отношении бухгалтерии и налогообложения год от года усложняются и бухгалтерское программное обеспечение должно постоянно обновляться, что связано с дополнительными расходами. Поэтому абсолютное большинство предпринимателей поручают ведение бухгалтерии специалистам.Тем самым предприниматель застраховывает себя от потенциальных ошибок в бухгалтерии и имеет возможность сконцентрироваться на организации основной работы предприятия. Кроме того специалисты помогут избежать канцелярского хаоса на начальном этапе и «запустить» предприятие. Свой собственный бухгалтер, работающий в штате фирмы, — роскошь, которую могут позволить себе как правило только крупные фирмы.

При выборе вашего бухгалтера необязательно ориентироваться на место его нахождения. На сегодняшний день средства коммуникации достигли такого уровня развития, что услуги могут буть оказаны из любой точки Германии без какого-либо ограничения. Всё, что от требуется от Вас – это своевременная пересылка бухгалтеру всех собранных за отчётный период квитанций. Первые два года предпринимательской деятельности отчёты по налогу на добавленную стоимость (Umsatzsteuer) должны составляться ежемесячно (следовательно, пересылка необходима 1 раз в месяц), по истечении двух лет частота отчётов устанавливается налоговой инспекцией (Finanzamt) по результатам работы за первые два года в зависимости от объёмов оборотов предприятия (ежемесячно или поквартально).

Палитра предложений по ведению бухгалтерии очень широка — адвокатские бюро, налоговые консультанты и даже имеющие некоторое представление о бухгалтерии домохозяйки, пополняющие таким образом семейный бюджет. К преимуществам ведения бухгалтерского учёта в адвокатском бюро можно отнести предоставление всех необходимых предпринимателю услуг «под одной крышей»: бухгалтерия, составление годовой отчётности, правовая и налоговая поддержка, инкассо-услуги и представление Ваших интересов в случае конфликтных ситуаций во всех судебных инстанциях.

3. Управленческий учет как основа контроллинга.

  • •Антикризисное управление. Спецглава «Контроллинг» Содержание
  • •1. Введение в контроллинг
  • •1.1. Сущность, задачи и функции контроллинга. Причины возникновения и основные этапы развития.
  • •Основные концепции контроллинга
  • •Основные этапы развития контроллинга
  • •1.2. Виды контроллинга. Сущность стратегического и оперативного контроллинга.
  • •Характеристика оперативного и стратегического контроллинга
  • •1.2.1. Стратегический контроллинг
  • •1.2.2. Оперативный контроллинг
  • •1.3. Структура и содержательная характеристика разделов контроллинга.
  • •2. Контроллинг направлений деятельности.
  • •2.1. Контроллинг в системе управления.
  • •2.2. Контроллинг маркетинга. Задачи контроллинга
  • •Основные инструменты контроллинга
  • •2.3. Контроллинг обеспечения ресурсами. Задачи контроллинга
  • •Инструменты контроллинга
  • •2.4. Контроллинг в области логистики. Задачи контроллинга
  • •Инструменты контроллинга
  • •2.5. Финансовый контроллинг. Задачи контроллинга
  • •Основные элементы финансового контроллинга
  • •3. Управленческий учет как основа контроллинга.
  • •3.1. Управленческий учет и его отличие от финансового учета. Задачи управленческого учета.
  • •Различия между финансовым и управленческим учетом
  • •3.2. Классификация методов учета затрат, используемых в системе контроллинга. Достоинства и недостатки различных методов управленческого учета.
  • •Краткая характеристика существующих систем управленческого учета
  • •3.3. Оценка методов управленческого учета затрат для решения задач контроллинга.
  • •4. Разработка бюджетов (бюджетирование) как инструмент оперативного контроллинга.
  • •4.1. Понятие бюджета. Цели и задачи бюджетов. Структура системы бюджетов на предприятии.
  • •Бюджет реализации
  • •Бюджет реализации
  • •Бюджет производства (производственная программа) и бюджет переходящих запасов
  • •Производственная программа и бюджет переходящих запасов готовой продукции
  • •Производственная программа и бюджет переходящих запасов незавершенной продукции
  • •Бюджет потребностей в материалах
  • •Подготовка к разработке бюджета потребности в материалах. Расход материалов, кг, по видам продукции
  • •Бюджет прямых затрат на оплату труда
  • •Бюджет общепроизводственных расходов
  • •Бюджет потребности в материалах
  • •Бюджет прямых затрат на оплату труда
  • •Бюджет общепроизводственных расходов
  • •Бюджет цеховой себестоимости
  • •Бюджет коммерческих расходов
  • •Бюджет общехозяйственных расходов
  • •Бюджет цеховой себестоимости продукции, тыс. Руб.
  • •Бюджет коммерческих расходов, тыс. Руб
  • •Бюджет общехозяйственных расходов, тыс. Руб.
  • •Бюджет прибылей и убытков
  • •Бюджет прибылей и убытков
  • •4.2. Виды бюджетов, их особенности. Гибкие и фиксированные бюджеты. Бюджетирование «с нуля».
  • •Достоинства и недостатки бюджетирования с «нуля»
  • •4.3. Сферы применения различных типов бюджетов. Достоинства и недостатки бюджетирования.
  • •Подходы к разработке бюджетов для различных типов центров ответственности
  • •Достоинства и недостатки бюджетирования
  • •5. Механизм реализации функции системы контроллинга.
  • •5.1. Организация службы контроллинга.
  • •5.1.1. Организация подразделения контроллинга.
  • •5.1.2. Профессиональные и личностные качества контроллера.
  • •5.1.3. Фазы и темпы внедрения контроллинга
  • •5.2. Практика применения контроллинга на прозводстве.
  • •Анализ предпосылок формирования системы контроллинга
  • •Проекты системы контроллинга
  • •Список используемой литературы
  • •Темы контрольно-курсовых работ

Управленческий учет (17)

Перспектива дальнейшего развития управленческого учета

Как это не парадоксально, но термин «управленческий учет» начинает постепенно утрачивать смысл.
Это объясняется, во-первых, тем, что он не используется во всех странах. Например, во Франции применяют термин «аналитическая бухгалтерия» (Comptabilite Analytique), а в Германии понятие «управленческий учет» намного уже, чем в англосаксонских странах. По содержанию аналогом американского управленческого учета в Германии является контроллинг. Поэтому в упомянутой публикации МФБ выражается сомнение о возможности дальнейшей эволюции управленческого учета.
Во-вторых, даже на родине управленческого учета — в США — с 2000 года учебники по управленческому учету начинают издаваться под названием «Управление затратами» (Cost Management).
Парадокс в том, что повышение роли управленческого учета привело к снижению необходимости в бухгалтерах-аналитиках. Сегодня требуются специалисты по управлению затратами. Такими специалистами могут быть бухгалтеры, инженеры, финансовые аналитики и другие работники, обладающие соответствующими знаниями и навыками, например, в области информационных технологий, принятия решений, презентаций и работы в команде, стратегического управления, анализа и т. д.
Вместе с тем возникает необходимость в новых подходах к калькулированию и анализу затрат. Такими подходами, в частности, являются калькулирование жизненного цикла, целевое калькулирование, сравнение с эталоном и другие методы, рассматриваемые в главе 9.
Таким образом, можно констатировать, что управленческий учет прошел четыре основные стадии: зарождение, формирование, развитие и интеграцию с другими функциями управления (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Эволюция управленческого учета

«… Ни одна из современных задач менеджмента не совпадает с общими положениями традиционной модели ведения учета… Неудовлетворенность высшего руководства данными, которые до нынешнего времени поставлялись информационными технологиями, спровоцировала начало новой — очередной — информационной революции. Специалисты по информационным технологиям, особенно руководители отделов информации на коммерческих предприятиях, быстро поняли, что их работникам не нужны данные бухгалтерского учета. Но, к сожалению, далеко не все работники информационных отделов осознают, что им требуется вовсе не увеличение объема данных, развитие информационных технологий или повышение быстродействия компьютеров. А требуется им новое определение понятия «информация», им необходимы новые концепции. Сегодня топ-менеджмент все чаще требует, чтобы эти концепции были сформулированы их традиционными поставщиками информации — работниками бухгалтерских отделов.»

Питер Ф. Друкер

Однако интеграция управленческого учета в систему управления повышает требования к компетентности бухгалтеров и гибкости информационных систем учета.

Развитие управленческого учета в СНГ

В СССР термин «управленческий учет» не использовался. Значительная часть показателей (финансовых и нефинансовых) текущей внутренней отчетности базировалась на данных оперативного, а не бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет был, по сути, финансовым учетом, направленным на контроль за сохранностью социалистической собственности и выполнением государственных планов. Вместе с тем данные бухгалтерского учета использовались также для управления с целью сокращения затрат и повышения рентабельности.
Эту функцию учета метко охарактеризовал писатель Д. Гранин в романе «Искатели»: «В шумных комнатах бухгалтерии, на столах, заваленных бумагами, где стояли длинные ящики картотек, щелкали костяшки счетов, трещали арифмометры, люди вели самую настоящую исследовательскую работу. Они изобретали средства, повышающие рентабельность. По неуловимым признакам выявлялись слабые места отдельных электростанций, и сразу же заботливая и грозная рука главного бухгалтера останавливала, предостерегала, показывала» .
В советские времена в публикациях отечественных авторов, посвященных зарубежному учету, управленческий учет рассматривался преимущественно с идеологических позиций, т. е. как средство повышения эксплуатации трудящихся и сокрытия прибылей капиталистами. Наиболее серьезным исследованием методов управленческого учета была в то время книга проф. Н. Чумаченко «Учет и анализ в промышленном производстве США», изданная в 1971 году .
В начале 90-х годов XX в. на русском языке был издан ряд учебников зарубежных авторов по управленческому учету и контроллингу (К.Друри, Ч.Хорнгрена и Дж.Фостера, Р.Энтони и Дж.Риса, Р.Манна, Э.Майера и др.).
Позже, благодаря ознакомлению с зарубежным опытом, были опубликованы учебники, пособия и монографии по управленческому учету украинских, российских и белорусских авторов, в частности М.Пушкаря (1995), С.Голова и В.Ефи-менко (1996), Л.Нападовской (1999), Ф.Бутынца, Л.Чижевской, Н.Герасимчука (2000), В.Ткача и Н.Ткача (1994), В.Палия (1997), Г.Карповой (1998), О.Николаевой и Т.Шишковой (1997), В.Ивашкевича (2003), Д.Панкова (1995), а также коллектива молдавских авторов (2000).
Развитие рыночных отношений в странах СНГ обусловило возрастание потребности в учетной информации, необходимой для управления предприятием. Однако целесообразность и возможность практического разделения учета на финансовый и управленческий в Украине, России и других странах — бывших республиках СССР — воспринимается неоднозначно и является объектом широкой дискуссии. Сторонники этого разделения (Н.Чумаченко, В.Палий, В.Ивашкевич и др.) считают, что оно не нарушает целостности системы бухгалтерского учета, поскольку речь идет не о методологическом разделении учета, а об организационных изменениях. Противники такого разделения (Я.Соколов, Б.Валуев, А.Бородкин и др.) склонны к версии, что бухгалтерский учет является единым и неделимым, а управленческий — это учет затрат и калькулирование себестоимости, которые искусственно пытаются оторвать от бухгалтерского учета отдельные, в основном молодые, специалисты, ориентирующиеся на западные традиции. В результате, по мнению Б.Валуева, учету приписываются несвойственные ему функции, когда учет и прогнозирование отождествляются .
Фактически это признают и сторонники выделения управленческого учета. В частности, В.Палий отмечает, что управленческий учет выходит за пределы собственно учета; он считает, что это не только и не совсем бухгалтерский учет, поскольку многие управленческие параметры, отображаемые в оперативном учете, определяются методами статистического наблюдения. Из этого следует, что управленческий учет включает элементы бухгалтерского, оперативного и статистического учета.
М.Пушкарь разделяет бухгалтерский учет на три составляющие: финансовый учет, управленческий учет и контроллинг, а Л.Сухарева и С.Петренко считают управленческий учет важнейшей составляющей контроллинга.
Анализ публикаций по проблемам управленческого учета свидетельствует, что основными причинами дискуссий по поводу содержания управленческого учета являются:
— необоснованное «расширение» функций управленческого учета вследствие отождествления функций бухгалтера и функций работника учета;
— необоснованное «сужение» функций управленческого учета вследствие традиционного подхода к понятию «учет»;
— смешивание немецкой и англосаксонской концепций управленческого учета.
Включение в определение управленческого учета терминов «планирование», «прогнозирование», «анализ» и других неоправданно, поскольку участие бухгалтера-аналитика в этих процессах означает не расширение функций учета, а привлечение бухгалтера в команду, которая осуществляет управление. Поэтому нельзя согласиться с точкой зрения Т.Карповой, В.Моссаковского, Л.Нападовской и других авторов, которые считают, что к функциям управленческого учета относится непосредственно разработка планов (смет), выполнение аналитических расчетов, подготовка соответствующих проектов решений и т. п.
Вместе с тем нельзя рассматривать управленческий учет лишь как учет затрат и калькуляцию себестоимости в денежном измерителе. Сегодня мы должны говорить о системе бухгалтерского учета, которая не ограничивается денежным измерителем, системой счетов и двойной записью^ регистрацией лишь фактов прошлого. В этой связи, безусловно, прав был Н.Чумаченко, который писал: «Бухгалтерский учет ставит своей задачей описывать, объяснять, предсказывать факты и в то же время направлять наши действия. В этом он опирается на четыре вида моделей: описательные, пояснительные, прогностические и модели принятия решений» .
В свою очередь, не следует считать управленческий учет составляющей контроллинга или рассматривать контроллинг как составляющую бухгалтерского учета. Во-первых, даже в Германии не существует единого определения контроллинга, а во-вторых, определение контроллинга как синтеза элементов учета, анализа, контроля, планирования по сути совпадает с определением управленческого учета в англосаксонской литературе. Реализация указанных элементов учета обеспечивает выработку разных подходов при осуществлении оперативного и стратегического управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия.
В связи с этим Д.Хан отмечает, что при организации контроллинга задачи, связанные с учетом, формулируются в зависимости от того, какая концепция контроллинга (немецкая или американская) принята за основу.
Следует отметить, что руководство предприятия и другие пользователи учетной информации нуждаются в своевременной, надежной уместности информации. При этом для них не столь важно, как называется деятельность, обеспечивающая такую информацию. Поэтому спор по поводу разделения учета или же о его целостности не имеет существенного практического значения. Если предприятие кроме обязательного бухгалтерского учета нуждается в какой-то дополнительной информации, оно может создать необходимую информационную систему и дать ей любое название: «контроллинг», «внутрихозяйственный учет», «управленческий учет» и др.
Поэтому управленческий учет следует рассматривать как систему, которая предоставляет финансовую и нефинансовую информацию, необходимую для принятия решений, направленных на достижение стратегической цели предприятия.

1.3. Организация управленческого учета

Управленческий учет не регламентируется и не регулируется государственными органами.
Он организовывается руководством предприятия на основе общих принципов исходя из внутренних потребностей руководства.

Управленческий учет в структуре управления предприятием

В западных компаниях управленческий учет обычно находится в ведении контроллера. Эта должность впервые была введена в 1880 году в железнодорожной компании Atihison, Topeka and Santa Fe Railroad, а в 1892 году она появилась в компании General Electric. Позже, в 20-х годах XX в. функция контроллера стала привычной в американских компаниях.
Вследствие повышения требований к системе учета часть функций казначея, который традиционно осуществлял управление финансами, была передана в службу контроллера. Развитие управленческого учета обусловило дальнейшее расширение его функций, и он стал принимать непосредственное участие в процессах планирования и контроля.
В конце концов контроллер вышел на один уровень с казначеем. Типичная структура управления американской компании представлена на рис. 1.8.
Основные функции контроллера и казначея обобщены в табл. 1.2
Таблица 1.2. Функции контроллера и казначея

В Германии должность контроллера существует на средних и больших предприятиях, которые используют систему контроллинга. Отдел контроллинга выполняет функции внутреннего (производственного) учета, статистики, планирования, прогнозирования, контроля и анализа. Бухгалтерия, которую возглавляет главный бухгалтер, контроллеру не подчиняется и выполняет традиционную функцию — ведение финансового учета и составление внешней отчетности.

Рис. 1.8. Фрагмент организационной структуры компании «Е. I. du Pont de Nemours»

Как отмечает В. Ивашкевич в предисловии к книге Р.Манна и Э.Майера «Контроллинг для начинающих» , в немецких компаниях существуют и другие подходы к организации контроллинга. В частности, в концерне «Клекнер Гумбольт Дойц» контроллеру подчиняется лишь небольшой отдел экономического анализа. На трикотажной фирме «Фальке» службы контроллинга нет, а функцию контроллера здесь выполняет коммерческий директор. Ему подчиняются все экономические службы, руководители которых, соответственно, являются контроллерами в своих подразделениях.
Таким образом, в американских компаниях в сферу деятельности контроллера входит финансовый и внутренний учет, на немецких же предприятиях — лишь внутренний (производственный).
Впрочем, даже в одной стране разные компании могут применять разные подходы к организации управленческого учета. Для транснациональных корпораций типичны централизация финансового (общего) учета в главном офисе компании и децентрализация управленческого учета с целью приближения его к местам возникновения затрат и принятия решения. Примером такого подхода является структура управления фабрики «Fawdon» известной корпорации «Нестле», представленная на рис. 1.9.

Рис. 1.9. Структура управления фабрики «Fawdon» корпорации «Нестле»

В странах с переходной экономикой, в частности, в Украине, место управленческого учета в значительной степени зависит от того, какую концепцию — американскую или немецкую — применяет предприятие.
Предприятия с иностранными инвестициями традиционно внедряют систему, которую применяет инвестор.
Практика показывает, что в большинстве украинских и российских предприятий бухгалтерия занимается главным образом традиционным (финансовым) учетом, проводит налоговые расчеты и предоставляет отчетность внешним пользователям. Поэтому функция управленческого учета обычно возлагается на службу финансового директора.

План счетов бухгалтерского учета

Законодателями Германии рекомендуется использование Плана счетов(классифицированного перечня счетов бухгалтерского учета) для того, чтобы бухгалтерия организации отвечала требованиям Закона об упорядоченности ведения книг.Историческое развитие разных отраслей хозяйства Германии выявило разные потребности в упорядочении бухгалтерского учета. Поэтому союзами предпринимателей разных отраслей народного хозяйства и торгово промышленными палатами Германии были разработаны и признаны для общего применения в данных отраслях планы счетов, соответствующие потребностям отчетности в отрасли. В промышленности, например, используется план счетов, введенный в 1987 г. и отвечающий специфике производственного процесса на предприятии.
Организации разрабатывают планы счетов в зависимости от собственных потребностей развития, но, не нарушая общих принципов, в частности, структуры Плана счетов (табл. 2.2) и номенклатуры счетов.
Таблица 2.2
Структура Плана счетов Германии
Номенклатура счетов – это типовая система счетов бухгалтерского учета с едиными обозначениями для конкретных операций, которая следует принципу расчленения хозяйственных процессов (заготовление, производство, сбыт). Номенклатура счетов предназначается для точного представления всех существующих обязательств организации; сравнимости отдельных затрат и доходов либо внутри организации, либо с другими организациями отрасли.
Номенклатуры счетов, например для оптовой и внешней торговли, позволяют ее пользователям (малым и средним организациям) предоставлять унифицированные годовой баланс и расчет прибылей и убытков для экономического анализа. Примером типичных пользователей промышленной номенклатуры счетов являются крупные промышленные организации.
Номенклатуры счетов содержат 10 разделов, пронумерованных цифрами от 0 до 9, которые стоят на первом месте в номерах счетов. Разделы номенклатуры счетов делятся на 10 групп, пронумерованных цифрами от 0 до 9, занимающих второе место в номерах счетов. Группы номенклатуры счетов разделяются на 10 счетов, они занимают третье место в номерах счетов. Счета подразделяются на 10 субсчетов (четвертое место в номерах счетов).
План счетоввыделяет из номенклатуры счетов необходимые счета и субсчета в соответствии со спецификой конкретного предприятия. Планы счетов разных предприятий различаются в зависимости от отраслевой принадлежности, размера, правовой формы и организации производства данного предприятия. Планы счетов позволяют заменить наименования счетов их номерами.

Бухгалтерия в Германии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *