Бухгалтерия 2018

В прошлом году мы публиковали на сайте основные изменения в бухгалтерском учете и налогообложении. В этом году мы немного расширим область рассматриваемых изменений и на правовые аспекты.

Продолжающиеся реформы в налогообложении и экономике в целом коснутся в этом году многих: индивидуальных предпринимателей, владельцев бизнеса, простых работников. Чешская республика и ее правительство борются с последствиями кризиса в Еврозоне, снижая свои расходы на социальную сферу и увеличивая доходы посредством повышения налогов и сборов. Но не все так негативно, как кажется на первый взгляд. Эти изменения помогут Чехии выстоять в непростые времена экономической нестабильности в Еврозоне, и стать вновь привлекательной для инвесторов в будущем.

Какие главные изменения, касающиеся предпринимателей и работников, произошли в новом году?

  1. Изменения в правовом статусе еднателей (учредителей, членов правлений и т.д.) с точки зрения трудового законодательства и следующие из этого изменения их статуса в плане социального страхования
  2. Новые ставки по налогам – подоходный налог, НДС, налог с недвижимости
  3. Изменения в минимальной сумме для продления ВНЖ
  4. Изменения в бухучете

Правовые изменения в статусе еднателя

Дополнение Торгового кодекса параграфом § 66d с 1.1.2012 приравняло по положению еднателей, исполняющих свои функции в фирме, к трудоустроенным лицам.

Ранее для трудоустройства еднателя требовалось заключить мандатный договор, теперь достаточно обычного трудового. Тем самым выполнение функций еднателя перешло в область трудового права.

Собственно, правовые и налоговые изменения выглядят следующим образом:

  1. Начиная с 1.1.2012 еднателю по «социалке» надо начислять не только «duchodove pojisteni» (пенсионное страхование), но и «nemocenske» (то есть страхование на случай временной нетрудоспособности). То есть, теперь размер отчисления по социалке будет такой же, как и для «рабочего» контракта, то есть фирма платит 25% (работник/еднатель по-прежнему платит 6,5%).
  1. Перестает действовать лимит 6200 кч для еднателя. Теперь этот «лимит» («rozhodny prijem»)будет такой же, как и для трудоустроенных, и с 1.1.2012 он равен 2500 кч.

По новым правилам можно уменьшить размер устанавливаемой заработной платы еднателя до 2 500 крон и с этой суммы выплачивать социальное страхование.

Правовые изменения для работающих по DPP

Изменения в Трудовом кодексе, конкретно в § 75 и последующих параграфах, принесло изменения в Договора о кратковременных рабочих отношениях. В нашей статье в 2011 году мы рассматривали выгоды от применения этой формы рабочих отношений. С 2012 года часть этих выгод исчезнет.

Во-первых, позитивной новостью будет то, что закон установил новую границу для количества часов проводимых работ с 150 до 300 часов. Но теперь каждый договор должен быть составлен письменно и конкретно описывать время, на которое заключается договор (конкретно даты либо doba neurčitá), предмет и объем проводимых работ, а также финансовое вознаграждение.

Во-вторых, при превышении вознаграждения порога 10 000 крон, даже на 1 крону, работодатель должен оплатить социальное и медицинское страхование (Zdravotní a sociální pojištění). При этом нужно учитывать, что страхование должно начисляться только в случаях реально заплаченного вознаграждения, а не достигнутых договоренностей. Это нововведение может сильно ударить по тем, кто работает по договорам DPP, так как всего-то одна крона превышения может увеличить расходы работодателя и уменьшить действительную сумму, выдаваемую на руки работнику. В случаях вознаграждений до 10 000 крон рассчитывается и уплачивается только налог на доходы физических лиц, ставка 15%. В случае превышения, в силу вступает необходимость рассчитывать социальное и медицинское страхование, а значит, прибавляется работа бухгалтерам. В расчетах это означает, что работник потеряет полторы тысячи крон, а работодатель заплатит около 3,4 тысячи за социальное и медицинское страхование.

Выгода от DPP остается, таким образом, только при вознаграждении до 10 000 крон.

Налоговые изменения

С 2013 года начинается пенсионная реформа, для которой необходимо больше бюджетных средств. Покрытие расходов этой реформы возложили на плечи обывателей через увеличение НДС, налога с недвижимости и некоторых других налогов.

НДС (DPH)увеличивается с 01.01.2012 с 10% до 14%, в следующем году 20% ставка исчезнет и все продукты будут облагаться 17,5% НДС. Экономика прореагировала на 4% рост ускорением темпов инфляции, что будет происходить в следующем году, пока не ясно.

Однако есть и позитивные новости. Увеличение НДС правительство скомпенсировало увеличением для семей с детьми налогового вычета на 150 крон в месяц на ребенка (с 967 до 1117 крон, только для одного из родителей). Кроме того, заканчивается действие т.н. называемого налога на паводки, налоговые вычеты физических лиц возвращается в исходное состояние (2070 крон в месяц).

Налоговые льготы, Kč
Льготы 2010 2011 2012
На плательщика 24 840 23 640 24 840
На неработающего супругу/супруга 24 840 24 840 24 840
Студент до 26 лет 4 020 4 020 4 020
На одного ребенка 11 604 11 604 13 404

Налог с недвижимости также прошел незначительными изменениями. Несколько городов изменило местный коэффициент и коэффициент за предпринимательство для налога с недвижимости, пять городов изменило базовый.

Увеличился и акциз с сигарет, с Нового года курящие заплатят приблизительно на 3 кроны больше за коробку сигарет, за одну сигарету акциз увеличен на 0,05 крон, у сигар на 0,1 крону, за килограмм табака акциз возрос на 60 крон.

Увеличение прожиточного минимума

С 1 января 2012 года вступила в силу поправка č. 409/2011, увеличивающая прожиточные минимумы. Изменения касаются и т.н. «existenční minimum» (физиологический минимум), который увеличился на 1 800 крон и составляет теперь 2 200

Минимальные суммы для долгосрочной визы или продления ВНЖ от 01.01.2012 составляют:

У несовершеннолетних — вдвое меньше. Формула расчета остается прежней и описана в § 13 закона 326/1999 Sb.

Изменения в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете также произошли изменения. Они связаны с той же готовящейся пенсионной реформой. Главным изменениям стали новела закона č. 563/1991 Sb. о ведении бухгалтерского учета для государственных образований, организаций, основанных на взносах, и страховых фирм. Другое изменение касается закона č. 200/2002 Sb. о бухгалтерском учете предпринимателей, которое объясняет процесс изменения торговых обществ (obchodní společnost) и товариществ (družstvo). Подробнее в новелле закона č. 563/1991 Sb. o účetnictví и постановлении Министерства финансов ЧР č. 500/2002 Sb.

Организации по итогам 2018 года должны составлять бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2018 год Упрощенная бухгалтерская отчетность за 2018 год в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций, которые не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, за 2018 год:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:
    • отчет об изменениях капитала;
    • отчет о движении денежных средств;
    • иные приложения (пояснения), если их требуется составлять.

Отчетность составляется по формам, утв. приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.04.2015):

  • бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах — по формам, приведенным в Приложении № 1 к Приказу № 66н;
  • отчеты об изменениях капитала, о движении денежных средств — по формам, приведенным в Приложении № 2 к Приказу № 66н;
  • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (при оформлении в табличной форме) — по формам, приведенным в Приложении № 3 к Приказу № 66н.

Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности в «1С:Бухгалтерии 8» рассмотрим на следующем примере.

Пример

ООО «Белая акация» является малым предприятием, но приняло решение формировать бухгалтерскую отчетность за 2018 год в объеме форм бухгалтерской отчетности, предусмотренных для «обычных» организаций.

Регламентированный отчет для составления отчетности

В программе «1С:Бухгалтерия 8» для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год коммерческой организацией, которая не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предназначен регламентированный отчет «Бухгалтерская отчетность».

Для составления отчетности с помощью этого отчета из списка задач необходимо в форме «Учетная политика» указать состав форм отчетности «Полный» (рис. 1).

Рис. 1

Для составления отчетности необходимо щелкнуть на задаче по составлению бухгалтерской отчетности и в форме помощника нажать на кнопку «Сформировать отчет» (рис. 2).

Рис. 2

В результате на экран будет выведена форма отчета (рис. 3).

По умолчанию отчетность составляется в целых тысячах рублей, в нее включаются все отчетные формы и пояснения согласно приказу № 66н.

Рис. 3

Бухгалтерский баланс за 2018 год

Для составления бухгалтерского баланса предназначен раздел «Бухгалтерский баланс» (рис. 4).

Рис. 4

В заголовочной части бухгалтерского баланса приводятся показатели, характеризующие организацию. Они заполняются автоматически по данным, приведенным в форме сведений об организации (рис. 5).

Если ячейки с какими-либо сведениями об организации окажутся незаполненными, то это означает, что в информационной базе нет соответствующих данных. В этом случае нужно добавить необходимые сведения в справочник «Организации», после чего по команде «Обновить» меню кнопки «Еще…» обновить отчет.

В реквизите «Местонахождение (адрес)» по умолчанию выводится почтовый адрес организации. При необходимости его можно изменить, например, на юридический адрес. Для этого достаточно дважды щелкнуть на поле адреса и выбрать адрес во вспомогательной форме.

Рис. 5

Для заполнения показателей бухгалтерского баланса по учетным данным необходимо нажать на кнопку «Заполнить» и выбрать пункт «Текущий отчет».

Большинство показателей бухгалтерского баланса при этом заполняются автоматически (рис. 6, 7).

Рис. 6

Рис. 7

Если в учетных данных нет ошибок, то в заполненном бухгалтерском балансе значения в графах со значениями показателей по строке 1600 и по строке 1700 должны совпадать.

При несовпадении данных по графе «На 31 декабря 2018 г.» необходимо проверить, корректно ли выполнены регламентные операции по закрытию счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы». На счетах 25 и 26 не должно быть остатков на конец каждого месяца отчетного периода, на счетах 90 и 91 — не должно быть остатков в целом по счету на конец каждого месяца отчетного периода. Возможной причиной могут быть некорректные проводки и остатки на счетах с признаком «Активный» и «Пассивный». На первых остатки могут быть только дебетовыми, на вторых — только кредитовыми.

Все показатели, по которым в информационной базе имеются учетные данные, заполнятся автоматически. Ввиду отсутствия в информационной базе необходимых данных не поддерживается автоматическое заполнение показателей «Оценочные обязательства» и «Прочие обязательства» раздела IV. Долгосрочные обязательства. Ячейки для значений, не заполняемых автоматически, в форме отчета выделены желтым цветом.

По этой же причине может потребоваться корректировка значений отдельных показателей. В частности, это касается показателей финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности.

В бухгалтерском балансе, составляемом с помощью регламентированного отчета «Бухгалтерская отчетность», предусмотрена возможность обособленно приводить показатели об отдельных активах и обязательствах в строках «в том числе» к соответствующему показателю-группе статей в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Добавить такие показатели можно в автоматизированном режиме, вручную или комбинированным способом.

В автоматизированном режиме в бухгалтерский баланс можно добавить предопределенные показатели, перечень которых приведен в форме настроек расшифровки показателей бухгалтерского баланса, которая открывается по гиперссылке «Настройка состава строк» (рис. 8).

Рис. 8

Для тех показателей, которые необходимо привести в бухгалтерском балансе обособленно, нужно установить флажок в графе «Включать в отчет». На панели действий формы настройки имеются кнопки, с помощью которых можно установить или снять флажки сразу для всех предопределенных показателей.

Отмеченные показатели автоматически добавляются в строки «в том числе» к соответствующему показателю — группе статей. Для вывода в этих показателях значений нужно еще раз выполнить автоматическое заполнение отчета (рис. 9).

Рис. 9

Для добавления показателя вручную необходимо набором с клавиатуры заполнить соответствующую строку «в том числе», выделенную желтым цветом. Если одной строки недостаточно, то для добавления строк следует воспользоваться гиперссылкой «Добавить строку».

Можно также воспользоваться комбинированным способом раскрытия информации в бухгалтерском балансе: предопределенные показатели, которые организация считает существенными в целом, добавить в автоматизированном режиме, а детальные показатели ввести вручную. Этим способом можно воспользоваться, например, если организация считает существенной информацию не об общей сумме вложений в строительство объектов основных средств (сальдо на счете 08.03), а о фактических затратах в конкретные объекты.

Отчет о финансовых результатах за 2018 год

Для составления отчета о финансовых результатах предназначен раздел «Отчет о финансовых результатах».

В заголовочной части отчета приводятся показатели, характеризующие организацию. Они заполняются автоматически по имеющимся в информационной базе данным (рис. 10).

Рис. 10

Для заполнения показателей отчета о финансовых результатах по учетным данным необходимо нажать на кнопку «Заполнить» и выбрать пункт «Текущий отчет». Все показатели, по которым в информационной базе имеются учетные данные, при этом заполняются автоматически (рис. 11, 12).

Рис. 11

Рис. 12

Ввиду отсутствия в информационной базе необходимых данных автоматическое заполнение справочных показателей «Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода», «Базовая прибыль (убыток) на акцию» (код показателя 2900) и «Разводненная прибыль (убыток) на акцию» (код показателя 2910) не поддерживается.

В отчете о прибылях и убытках, составляемом с помощью регламентированного отчета «Бухгалтерская отчетность», предусмотрена возможность обособленно приводить показатели об отдельных доходах и расходах в строках «в том числе» к соответствующему показателю формы отчета в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Добавить такие показатели можно в автоматизированном режиме, вручную или комбинированным способом.

В автоматизированном режиме в отчет о финансовых результатах можно добавить предопределенные показатели, перечень которых приведен в форме настроек расшифровки показателей отчета о финансовых результатах, которая открывается по гиперссылке «Настройка состава строк» (рис. 13).

Рис. 13

Отмеченные показатели автоматически добавляются в строки «в том числе» к соответствующему показателю отчета о финансовых результатах. Для вывода в этих показателях значений нужно еще раз выполнить автоматическое заполнение отчета (рис. 14).

Рис. 14

Вручную производится расшифровка тех показателей отчета о финансовых результатах, которые не упомянуты в форме настройки расшифровки, но для них в форме отчета предусмотрены строки «в том числе», — изменение отложенных налоговых обязательств, изменение отложенных налоговых активов и др. Для добавления показателя вручную необходимо набором с клавиатуры заполнить соответствующую строку «в том числе», выделенную желтым цветом. Если одной строки недостаточно, то для добавления строк следует воспользоваться гиперссылкой «Добавить строку».

Можно также воспользоваться комбинированным способом раскрытия информации в отчете о финансовых результатах: предопределенные показатели, которые организация считает существенными, добавить в автоматизированном режиме, а остальные показатели детализировать вручную. Этим способом можно воспользоваться, например, если организация считает существенной информацию о доходах и расходах, в оценке которых возникли постоянные разницы.

Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

Составление отчета об изменениях капитала

Для составления отчета об изменениях капитала предназначен раздел «Отчет об изменениях капитала».

В заголовочной части отчета об изменении капитала приводятся показатели, характеризующие организацию. Они заполняются автоматически по имеющимся в информационной базе данным (рис. 15).

Рис. 15

Для заполнения показателей отчета об изменениях капитала по учетным данным необходимо нажать на кнопку «Заполнить» и выбрать пункт «Текущий отчет». Все показатели, по которым в информационной базе имеются учетные данные, при этом заполняются автоматически (рис. 16-18).

Рис. 16

Рис. 17

Рис. 18

В разделе «1. Движение капитала» не поддерживается автоматическое заполнение следующих показателей:

  • «доходы, относящиеся непосредственно на увеличение капитала» (коды показателя 3213 и 3313);
  • «дополнительный выпуск акций» (коды показателя 3214 и 3314);
  • «увеличение номинальной стоимости акций» (коды показателя 3215 и 3315);
  • «реорганизация юридического лица» (коды показателя 3216 и 3316);
  • «расходы, относящиеся непосредственно на уменьшение капитала» (коды показателя 3223 и 3323);
  • «уменьшение номинальной стоимости акций» (коды показателя 3224 и 3324);
  • «уменьшение количества акций» (коды показателя 3225 и 3325);
  • «реорганизация юридического лица» (коды показателя 3226 и 3326).

В разделе «2. Корректировка в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок» не поддерживается автоматическое заполнение следующих показателей:

  • «корректировка в связи с изменением учетной политики» (код показателя 3411);
  • «корректировка в связи с исправлением ошибок» (код показателя 3421).

Раздел «3. Чистые активы» заполняется автоматически.

Составление отчета о движении денежных средств

Для составления отчета о движении денежных средств предназначен раздел «Отчет о движении денежных средств».

В заголовочной части отчета о движении денежных средств приводятся показатели, характеризующие организацию. Они заполняются автоматически по имеющимся в информационной базе данным (рис. 19).

Рис. 19

Для заполнения показателей отчета о движении денежных средств по учетным данным необходимо нажать на кнопку «Заполнить» и выбрать пункт «Текущий отчет». Все показатели, по которым в информационной базе имеются учетные данные, при этом заполняются автоматически (рис. 20-21).

Рис. 20

Рис. 21

В каждом подразделе перед показателем «прочие поступления» и «прочие выплаты» имеются свободные строки (выделены желтым цветом). При необходимости организация может в них выделить в отдельные показатели денежные потоки (поступления или выплаты), которые по умолчанию приводятся в составе прочих поступлений и прочих выплат, скорректировав при этом значение соответствующего показателя прочих поступлений и прочих выплат. Для денежного потока каждого вида можно ввести четыре дополнительных показателя. Добавление еще одной дополнительной строки производится по гиперссылке «Добавить строку».

В соответствии с ПБУ 23/2011 денежные потоки в отчете о движении денежных средств в ряде случаев необходимо отражать свернуто.

Сворачивать денежные потоки (т.е. не приводить в отчете отдельные поступления и платежи) необходимо в случаях, когда они характеризуют не столько деятельность организации, сколько деятельность ее контрагентов, и (или) когда поступления от одних лиц обусловливают соответствующие выплаты другим лицам, например (п. 16 ПБУ 23/2011):

  • денежные потоки комиссионера или агента в связи с осуществлением ими комиссионных или агентских услуг (за исключением платы за сами услуги);
  • косвенные налоги в составе поступлений от покупателей и заказчиков, платежей поставщикам и подрядчикам и платежей в бюджетную систему Российской Федерации или возмещение из нее;
  • поступления от контрагента в счет возмещения коммунальных платежей и осуществление этих платежей в арендных и иных аналогичных отношениях;
  • оплата транспортировки грузов с получением эквивалентной компенсации от контрагента.

Отражать денежные потоки свернуто необходимо также в случаях, когда они отличаются быстрым оборотом, большими суммами и короткими сроками возврата, например (п. 17 ПБУ 23/2011):

  • взаимно обусловленные платежи и поступления по расчетам с использованием банковских карт;
  • покупка и перепродажа финансовых вложений;
  • осуществление краткосрочных (как правило, до трех месяцев) финансовых вложений за счет заемных средств.

В текущей версии регламентированного отчета предусмотрено автоматическое сворачивание:

  • денежных потоков комиссионера или агента в связи с осуществлением ими комиссионных или агентских услуг (за исключением платы за сами услуги);
  • косвенных налогов в составе поступлений от покупателей и заказчиков, платежей поставщикам и подрядчикам и платежей в бюджетную систему Российской Федерации или возмещение из нее.

Корректировка показателей денежных потоков на остальные сворачиваемые суммы производится вручную.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

В регламентированном отчете «Бухгалтерская отчетность» предусмотрена возможность составления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в объеме, который приведен в Приложении № 3 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Формы пояснений приведены в отдельных разделах. Имя раздела соответствует номеру раздела пояснений. По умолчанию в форме отчета приводятся все разделы пояснений. Для исключения разделов пояснений, приводить которые не требуется, необходимо в форме настройки свойств разделов снять для них флажки в колонках «Показывать» и «Печатать» (рис. 22).

Рис. 22

Значения показателей в пояснениях приводятся в тех единицах измерения, что и бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах.

Для заполнения показателей пояснения по учетным данным необходимо перейти в раздел с пояснением, нажать на кнопку «Заполнить» и выбрать пункт «Текущий отчет».

Ячейки показателей пояснений, значение которых может быть подсчитано автоматически по данным информационной базы, имеют светло-зеленый цвет. При этом автоматически подсчитанное значение при необходимости может быть скорректировано вручную (т.е. ячейки не заблокированы для внесения изменений).

Ячейки показателей, значение которых не может быть подсчитано, выделены желтым цветом. Предполагается, что ввод значений в такие ячейки, как правило, производится вручную.

Зеленым цветом в таблицах пояснений выделены ячейки с так называемыми результатными (итоговыми) показателями. Значение таких показателей подсчитывается путем суммирования (с учетом знака) других показателей пояснения, поэтому ячейки для итоговых показателей защищены от изменения значения показателя.

Для рассматриваемого примера заполняются следующие пояснения:

Рис. 23

Рис. 24

Рис. 25

Рис. 26

Рис. 27

Рис. 28

Рис. 29

Рис. 30

После заполнения пояснений необходимо в разделах «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о финансовых результатах» заполнить колонку «Пояснения».

Согласно рекомендованному формату представления бухгалтерской отчетности в электронном виде (направлен письмом ФНС России от 16.07.2018 № ПА-4-6/13687@) пояснение в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах указывается в формате Т(1-4), т.е. в виде строки до 4 символов. Таким образом, формат показателя в общем случае позволяет указать только номера разделов пояснений.

Пример заполнения колонки «Пояснения» для рассматриваемого примера приведен на рис. 31.

Рис. 31

Печать бухгалтерской отчетности

Для печати бухгалтерской отчетности предназначена кнопка «Печать» на командной панели формы отчета. При ее нажатии из выпадающего меню следует выбрать вид печатной формы (рис. 32).

Рис. 32

Для печати обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности переключатель выбора печатной формы следует установить в положение «Формы в редакции приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н».

Для печати бухгалтерской (финансовой) отчетности для представления в налоговый орган в том случае, если организация не применяет электронный документооборот с налоговыми органами, переключатель выбора печатной формы следует установить в положение «Формы в виде машиночитаемого бланка с двухмерных штрихкодом PDF417». Для формирования машиночитаемого бланка используется единый модуль печати разработки ФНС России. Если модуль еще не установлен, при выборе этого варианта печатной формы будет запущена программа установки модуля печати. Обращаем внимание, что пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в виде машиночитаемого бланка на печать не выводятся, поскольку это не предусмотрено приказом ФНС России, которым утвержден формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности на машиночитаемых бланках.

Если по каким-либо причинам организация не имеет возможности напечатать формы в виде машиночитаемого бланка с двухмерным штрихкодом PDF417, то переключатель выбора печатной формы следует установить в положение «Формы с титульным листом бланка по КНД 0710099».

Для каждого из вариантов печати можно выбрать «Печатать сразу» или «Показать бланк».

При выборе варианта «Печатать сразу» отчетность будет сразу выведена на печать без предварительного показа. При выборе варианта «Показать бланк» на экран выводится форма предварительного просмотра отчетности (рис. 33-35).

Рис. 33

Рис. 34

Рис. 35

Отправка бухгалтерской отчетности по каналам связи

Если организация подключена к сервису «1С-Отчетность», то подготовленную бухгалтерскую (финансовую) отчетность можно отправить в налоговый орган и Росстат непосредственно из программы «1С:Бухгалтерия 8».

Если в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности включены пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, то перед отправкой отчетности необходимо включить в файл «пояснительной записки». Файл может иметь расширение xls, doc, rtf, tif, pdf, jpg.

Если «пояснительная записка» оформляется в виде документа MS Word, то для добавления пояснений рекомендуется выполнить следующие действия:

  1. В конец документа вставляется разрыв вида «Новый раздел со следующей страницы» (меню «Вставка – Разрыв…»).
  2. Для нового раздела необходимо задать ориентацию страницы «Альбомная» с полями по 1 см с каждой стороны (меню «Файл — Параметры страницы…») при нахождении курсора на странице нового раздела.
  3. Сформировать печатные формы пояснений (кнопка «Печать» — вариант печати «Формы в редакции приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н» — «Показать бланк»).
  4. Сохранить сформированные бланки пояснений в файлы MS Excel (кнопка «Сохранить» — «В формате Microsoft Excel (XLS)»).
  5. Поочередно открыть полученные файлы и перенести их содержимое в файл пояснительной записки через буфер обмена. Для внесения в буфер обмена необходимо выделить сформированную таблицу и воспользоваться пунктом меню «Правка — Копировать». Для вставки содержимого из буфера обмена необходимо воспользоваться пунктом меню «Правка — Вставить».
  6. После завершения переноса можно дополнительно отформатировать полученный документ и сохранить его.
  7. В разделе «Дополнительные файлы» сформированного отчета указать путь к файлу с пояснительной запиской (рис. 36).

Рис. 36

Перед отправкой рекомендуется выполнить форматно-логический контроль заполнения бухгалтерской отчетности. Для этого нужно нажать на кнопку «Проверка» и выбрать пункт «Проверить в Интернете».

Перед отправкой бухгалтерской отчетности (по телекоммуникационным каналам или иным способом) можно зафиксировать, что отчет подготовлен. Для этого следует изменить состояние отчета с «В работе» на «Подготовлено». Состояние отчета ни на что не влияет, оно выполняет только информационную функцию.

Для отправки бухгалтерской отчетности в налоговый орган необходимо нажать на кнопку «Отправить» (рис. 37). При выполнении команды программа сформирует необходимое электронное сообщение, подпишет его электронной цифровой подписью руководителя или уполномоченного представителя и отправит в налоговый орган через спецоператора. После успешной отправки бухгалтерской отчетности на информационной панели отчета появится соответствующая надпись.

Если организация подключена к сервису «1С-Отчетность», то после отправки состояние отчета автоматически изменяется на «Отправлено», и в дальнейшем изменение состояния вручную уже недоступно. Если организация не подключена к сервису «1С-Отчетность», то после отправки можно зафиксировать, что отчет отправлен.

Рис. 37

Для отправки подготовленной бухгалтерской отчетности в Росстат необходимо выполнить следующие действия:

  1. В форме отчета нажать гиперссылку «Сдать в Росстат» (рис. 38).

Рис. 38

  1. В стартовой форме нажать на кнопку «Создать» (рис. 39).

Рис. 39

  1. Открывается форма отчета, в которой указывается дата подписи и составленная бухгалтерская отчетность, которую нужно отправить в Росстат (рис. 40).

Рис. 40

  1. Для отправки отчета в Росстат нажать на кнопку «Отправить» (рис. 41).

Рис. 41

В последние десятилетия ХХ века в развитии общества и его деятель­ности появились принципиально новые хозяйственные явления. В экономическом мироустройстве обозначилась тенденция глобализации как бо­лее высокая степень интернационализации деятельности, как особая стадия ин­теграции общественного производства.

В общефилософском смысле глобализация рассматривается как новая эра в развитии человеческой цивилизации. Философ В. Толстых пишет: «Говоря о глобализации и глобальном обществе в социально-философском плане, на наш взгляд, следует зафиксировать факт становления нового типа социальности и мироустройства, который буквально по всем формам и параметрам — социаль­ной организации, власти, идеологии, экономики, образа жизни и т.д. — отлича­ется от ныне существующего социума и миропорядка».

Таким образом, глобализация является не просто ускорением темпов ин­тернационализации, представляющей тесно взаимосвязанные страновые взаи­моотношения во всех областях человеческой деятельности, а качественно новым этапом мирового развития.

Изменения учетной системы в условиях глобализации экономики

Глобализация как этап в развитии мировой экономики приводит к следу­ющему:

> дальнейшему развитию отношений собственности в направлении транс­национализации крупного корпоративного капитала;

> возрастанию в мировой экономике роли международных слияний и пог­лощений;

> перерастанию национальной экономики в транснациональную экономику;

> превращению информационного фактора в наиболее важный фактор производства;

> качественно новому характеру соотношения конкурентных и плановых начал коммерческой деятельности;

> существованию национальной стоимости товара наряду с интернацио­нальной стоимостью;

> становлению региональных группировок как интернациональных субъ­ектов международных экономических отношений.

Развитие мирохозяйственных отношений в рамках глобализации явилось одним из объективных условий существенных изменений как в российской сис­теме бухгалтерского учета и отчетности, так и в учетных системах практически всех стран. Причем отражение современных международных процессов в на­циональных учетных системах представляет сложные, во многом пока еще не решенные проблемы.

Появление глобализированных финансовых рынков в 1970-е годы для раз­витых стран и в 1980-е годы для стран с развивающейся рыночной экономикой привело к тому, что национальные модели системы бухгалтерского учета и от­четности уже не могли рассматриваться как полностью соответствующие миро­хозяйственным явлениям. Как отмечают Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл: «Некоторые проблемы возникают потому, что бухгалтерский учет развивался в различных странах разными путями… Все это затрудняет деятельность компа­ний за рубежом».

В мировой учетной практике встала проблема гармонизации учет­ных методик, решение которой первоначально выразилось в формировании Международной исследовательской группы бухгалтеров (1966 г.), куда вошли специалисты Американского института присяжных бухгалтеров, аналогичных институтов Канады, Англии, Уэльса, Шотландии, Ирландии, а затем Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (1973 г.). Цель Комитета, как отмечено во введении к МСФО, состоит в достижении унификации принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями и другими организациями для финансовой отчетности везде в мире.

Разработка признанных многими международными организациями кон­цепций, норм и правил представления учетной информации в финансовой от­четности является дальновидным шагом экономического сообщества, имеющим значение глобального уровня и решающим в том числе проблему ограниченнос­ти ресурсов. С помощью МСФО возможно представить данные о деятель­ности компаний, понятные заинтересованному пользователю независимо от его национальной принадлежности и территориальной удаленности от субъекта хозяйствования.

Создание МСФО — задача высокой сложности. Однако даже решение прикладных проблем отражения данных в отчетности по МСФО, понятной любому пользователю, что пока имеет место, представляется важным шагом на пути упорядочения и стабильного развития общемировых (глобальных) эконо­мических, а также отчасти и политических процессов.

Стабилизация данных процессов объясняется тем, что при создании стан­дартов их разработчики, выявив интересы пользователей, пытаются найти ком­промиссные решения. Выработанные в стандарте решения позволяют предста­вить отчетную информацию, исходя из экономической сути отражаемого явле­ния или процесса.

В связи с тем, что международная система учета и финансовой отчетности все в большей степени рассматривается как важнейший элемент экономической интеграции и механизма макроэкономического равновесия, представляется, что одно из направлений развития национальных учетных систем — их гармониза­ция в рамках интегрированных региональных группировок.

Несмотря на развитие и пропагандирование МСФО, они не получили до­статочно широкого распространения в мире в связи с неравномерностью эко­номического развития стран, политическими особенностями, национальными и историческими традициями и рядом других объективных обстоятельств. Тем не менее процессы региональной интеграции имеют глубокие корни. Страны, входящие в региональные группировки, близки территориально, исторически, практически не имеют языковых барьеров, традиционно экономически взаимо­связаны. Формирование региональных группировок укрепляет торговые связи, способствует ускорению экономического роста в странах-участницах.

Развитие учетной системы в рамках регионализации экономики

Наиболее развитой региональной группировкой, образованной в 1952 г., является Европейский Союз (ЕС). Сформировался также блок США, Канады, Англии — Американская зона свободной торговли (НАФТА). В перспективе к нему могут присоединиться страны Латинской Америки, а так­же Центральной Америки и Карибского бассейна. В обоих суперблоках ис­ходным пунктом является свободное экономическое пространство — общий рынок. Конечной стадией подобной интеграции в содержательном смысле дол­жен стать общий рынок товаров и всех факторов производства (кроме земли): услуг, капитала, рабочей силы, информации.

Интеграция стран Азиатско-Тихоокеанского региона позволила создать в середине 90-х годов прошедшего века Азиатско-Тихоокеанский экономичес­кий совет (АРЕС). Согласно его решениям провозглашен курс на формирова­ние единого экономического пространства к 2020 г. — общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы.

В связи с отмеченными обстоятельствами полагаем, что параллельно с раз­витием международной стандартизации финансовой отчетности следует вести работу по гармонизации учета и отчетности в странах, где активно идут реги­ональные интеграционные процессы. Поскольку Европейский Союз является наиболее ранним региональным институциональным субъектом международ­ных экономических отношений, Совет министров ЕС и Европейский парламент принимают директивы, регламентирующие финансовую отчетность в странах ЕС и являющиеся обязательными для исполнения.

Несмотря на то что бухгалтерский учет в большинстве стран Еврозоны ве­дется в соответствии с континентальной моделью, в директивах ЕС применя­ются способы оценки и учета, используемые в системе МСФО. Так, с 2001 г. в странах ЕС при составлении финансовой отчетности наряду с другими видами оценки может использоваться способ оценки по справедливой стоимости, в час­тности по производным финансовым инструментам — деривативам. Изменения, вносимые в 4-ю директиву ЕС, 7-ю директиву ЕС и др., обеспечивают со­ответствие бухгалтерского учета современному состоянию рынка, бизнеса, МСФО. Таким образом, в европейских странах, объединенных ЕС, проис­ходят процессы постепенного сближения учета и отчетности, а с другой сто­роны — при возникновении объективной потребности принятия методик МСФО они включаются в соответствующие директивы как обязательные нормы.

В странах-участницах Американской зоны свободной торговли ведение учета и финансовой отчетности организуется по принципам и стандартам ан­гло-американской учетной системы. Присоединение к ней стран Латинской и Центральной Америки, Карибского бассейна потребует решения вопросов гармонизации систем учета и отчетности. Считаем, что этот процесс может быть осуществлен по двум направлениям: первое связано со сближением наци­ональных учетных систем стран Латинской Америки, Центральной Америки и Карибского бассейна, для которых характерна жесткая регламентация учета и отчетности; второе направление предполагает постепенные изменения в учете на основе МСФО с сохранением национальных организационных особенно­стей учетных систем.

Совершенствование национальных учетных систем на основе гармониза­ции позволит сблизить динамические характеристики деятельности, подтянув менее развитые в экономическом отношении страны к уровню более развитых. Информация, полученная в гармонизированных учетных системах и обладаю­щая одинаковыми качественными характеристиками, создаст объективные ус­ловия ускорения позитивных процессов и развития бизнеса в регионе в целом.

Виды ограничений информационной совокупности в бухгалтерской отчетности

Информация в системе бухгалтерского учета и отчетности составляет один из видов общей информационной совокупности. Ее объем постоянно растет в связи с изменением и усложнением внешней среды, в которой действует биз­нес. Увеличение состава и содержания отчетной информации вызвано, на наш взгляд, следующими причинами:

> разработкой новых МСФО, применение которых создает дополни­тельную информационную совокупность;

> расширением хозяйственных операций, ранее специфичных лишь для небольшого количества компаний, но становящихся более типичными в результате повышения мобильности капитала, увеличения числа транс­национальных корпораций и поиска новых возможностей для бизнеса;

> использованием стандартов US GAAP, UK GAAP при формирова­нии отдельных информационных фрагментов финансовой отчетности по МСФО вследствие несовершенства существующих стандартов или их отсутствия.

Рост информационной совокупности, в том числе в составе финансовой отчетности, выполненной с соблюдением всех требований стандартов, не га­рантирует правильность выводов ее пользователей. Исследования показыва­ют, что на фоне возрастающего объема информации за счет совершенствования технологий сбора, хранения, обработки и передачи все явственнее ощущает­ся снижение возможностей ее эффективного использования. Свидетельство тому — наибольшая востребованность профессии менеджера по оперативному принятию решений. Ускорение темпов информационных изменений приводит к противоречию «между нарастающим количеством и сложностью проблем и умением людей (сегодня) решать эти проблемы».

Изменение значимости информационного фактора в хозяйственной де­ятельности, увеличение объема и потоков возникающей и используемой инфор­мации усложняет принятие адекватных экономических решений. В этой связи актуальны вопросы ограничения информации в бухгалтерской отчетности, что практически не исследовано в специальной литературе.

Ограничение информационной совокупности в бухгалтерской отчетности, на наш взгляд, имеет объективный и субъективный характер. Под объек­тивным характером ограничений понимается нейтральность представляемых отчетных сведений независимо от позиции составителей, руководствующихся концепциями бухгалтерского учета.

Объективные ограничения являются результатом того, что система бух­галтерского учета обладает своим предметом и методом, имеет специфические методические приемы (элементы метода бухгалтерского учета), в ней реализу­ются требования к ведению бухучета.

Учетные модели США, Великобритании, Канады, Нидерландов, Австралии и др. сформировались в основном из потребностей пользователей финансовой отчетности. Они базируются на общепризнанных принципах бух­галтерского учета, которые наряду с другими задачами выполняют функцию объективных ограничителей содержания финансовой отчетности.

В рамках континентальной модели системы бухгалтерского учета, харак­терной для Германии, Франции, Бельгии, Норвегии и др., основанной на пра­вовой учетной регламентации прямого и опосредованного действия, разработа­ны принципы и требования к бухучету и отчетности.

Таким образом, информационная совокупность бухгалтерской отчетности опосредована ограничениями объективного характера, которые в разных мо­делях системы бухучета реализуются через категории предмета, метода, тре­бований к ведению учета и отчетности, принципов бухучета. Следовательно, объективные ограничения информационной совокупности бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности определяются базовой парадигмой (теоретической плат­формой) системы бухучета независимо от используемой в той или иной стране учетной модели.

Иными словами, под объективными ограничениями учетной системы следует понимать концептуальную совокупность (исходные основы) со­ставляющих системы бухгалтерского учета.

Субъективные ограничения присущи скорее информационной совокупнос­ти бухгалтерской отчетности, нежели бухгалтерского учета. Являясь составной частью учетной системы, отчетность выступает производной от бухучета и од­новременно органически входит в эту систему, а потому содержание бухгал­терской (финансовой) отчетности в принципе изначально менее объективно, нежели информация бухучета.

Субъективные ограничения бухгалтерской (финансовой) отчетности в ми­ровой практике полностью сформировались под воздействием экономических интересов пользователей. Понимание, что вся сформированная в бухгалтерском учете информация, скорее всего, рассеет внимание пользователя и затруднит сосредоточение на главных составляющих имущественного состояния и финан­совых результатов деятельности, объясняет появление в процессе составления отчетности профессионального суждения бухгалтера. Заметим, что уровень экономического развития стран с рыночной экономикой прямо корреспонди­рует с уровнем развития национальной системы бухучета, определяет качес­твенное состояние учетной стандартизации и значимость профессионального суждения бухгалтера.

Наиболее важным субъективным ограничением является также установ­ленная совокупность форм бухгалтерской отчетности и их содержания — как в российской, так и международной практике. Регламентация форм бухгалтер­ской отчетности отраслевого или ведомственного характера свидетельствует, что такая отчетность носит еще более субъективный характер, а ее содержание ограничивается данными, необходимыми для выполнения перспективных и те­кущих отраслевых или ведомственных задач.

Ограничения информационной совокупности в финансовой отчетности по МСФО определены в п. 1 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчет­ности», где указаны минимальные требования к ее содержанию. Они, по сути, являются основополагающими допущениями и качественными характеристи­ками финансовой отчетности, заложенными в документе Комитета МСФО «Принципы подготовки и составления финансовой отчетности».

В основе субъективных ограничений лежат следствия ограничений объек­тивного характера: элементы финансовой отчетности, представленные в п. 7 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», как активы, обяза­тельства, собственный капитал, доходы и расходы, включая прибыли и убыт­ки, а также экономические интересы пользователей, для которых формируется отчетная информация.

Требования отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности информа­ции о деятельности российских организаций, относящиеся к субъективным ог­раничениям отчетной информации, определены в законодательных и норматив­ных документах по бухгалтерскому учету. Они определяются, на наш взгляд, несколькими причинами:

> начальным этапом в развитии национальной публичной бухгалтерской отчетности, составляемой не только для предоставления государствен­ным органам и контроля соблюдения законодательства РФ, но и удов­летворения экономических интересов других пользователей (внутренних пользователей — руководителей, учредителей, участников, собствен­ников имущества организации; внешних пользователей — инвесторов, кредиторов, заимодавцев, акционеров и др.);

> недостаточной развитостью фондового рынка и, следовательно, недо­оценкой участия в нем как физических, так и юридических лиц, являю­щихся в принципе важным институтом инвестиционного процесса;

> закрытостью организаций и недооценкой значения учетной информации для потенциальных инвесторов и др.

В данном контексте встает вопрос о качестве информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности. Попытка оценки качества информации в российс­кой отчетности, предпринятая немногочисленными авторами, в частности проф. О.В. Рожновой в рамках исследования причин нехватки в стране финансовых ресурсов, свидетельствует, что «низкая эффективность системы генерации ин­формации финансовой отчетности национального формата и низкое качество ее выходной информации, со своей стороны, являются сильнейшим тормозом на пути обеспечения предприятий, страны в целом финансовыми ресурсами».

Содержание информации бухгалтерской отчетности находится во взаимо­связи с уровнем экономического развития страны и, несмотря на признанное многими авторами низкое качество отчетной информационной совокупности на­циональных субъектов хозяйствования в сравнении с российскими правилами, привлекательность внешних инвестиций в российскую экономику не уменьшается. Свидетельство этому — их объемы по договорам, заключенным в 2007 г. на Санкт-Петербургском экономическом форуме и составившим, по словам пер­вых руководителей государства, до 60 млрд. долл. (для сравнения — в 2006 г. их сумма определялась в размере 41 млрд. долл.). Сходная ситуация наблю­дается в КНР. С 1993 по 2004 г. включительно темпы роста ВВП страны составили 9,9%. В Китае информационная совокупность, предна­значенная для внешних пользователей и в том числе инвесторов, формируется на основе национальных стандартов бухучета. Следовательно, вряд ли стоит преувеличивать значимость использования МСФО в оценке инвестиционной привлекательности той или иной страны. Как отмечают специалисты, «столь продолжительный для китайской экономики экономический бум был бы просто немыслим без внешних факторов — без иностранных инвестиций».

Субъективные ограничения отчетной информации проявляются также в рамках реализации профессионального суждения бухгалтера. Заранее зная ос­новных пользователей, составители в идеале должны ограничиваться в пояс­нениях к отчетности совокупностью информации, которая, на их взгляд, дает максимальную возможность наиболее полно сформировать мнение об интере­сующих пользователя результатах деятельности организации. Однако на прак­тике должностное лицо подспудно и зачастую неосознанно стремится либо при­украсить, либо ухудшить действительную картину в зависимости от того, какая отчетная информационная совокупность, по мнению составителя, более всего интересна основному пользователю.

Нередки случаи сознательного искажения финансовой отчетности — это характерно и для составителей финансовой отчетности в развитых странах, не­смотря на угрозу применения санкций. Профессиональное суждение, исполь­зуемое, чтобы при составлении отчетности были учтены объективные и субъ­ективные ограничения информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, на наш взгляд, не всегда может быть свободным от субъективизма. Бухгалтер в силу воздействия реальных обстоятельств не в состоянии с достаточной сте­пенью точности знать и учесть, какая отчетная информация наиболее ценна и полезна для той или иной конкретной категории пользователей. В этом слу­чае теряет смысл представление пользователю информации, поскольку вряд ли затраты, понесенные организацией на составление отчетности, будут покрыты экономическими выгодами.

Думается, что приведенные аргументы являются достаточными для при­знания необходимости при стандартизации бухгалтерской (финансовой) отчет­ности на международном и национальном уровнях производить градацию от­четной информационной совокупности по конкретным пользователям, опираясь не только на профессиональное суждение бухгалтера, но и на ее совокупность, содержащуюся в официальных документах. Если отчетность составляется од­новременно для нескольких основных пользователей, то при реализации требо­ваний учетных стандартов по составу и содержанию информационной совокуп­ности по каждой группе пользователей необходимо их строгое выполнение для всех групп таких пользователей.

Регламентация стандартами информационной совокупности, необходимой для принятия экономических решений не основными внешними пользователя­ми отчетности, должна исходить из обязательной (минимальной) совокупности сведений, при использовании которых не будут ущемлены экономические ин­тересы последних. Такая совокупность сведений, на наш взгляд, также должна быть установлена стандартами.

Совокупность отчетной информации и аналитичность ее представления напрямую зависит от стоимости финансовых ресурсов, которые планирует привлечь организация (стоимость пакета облигаций, размещаемого на рынке; стоимость кредитных ресурсов или займов и др.). Известно, что количество любых товаров, приобретаемых на рынке потребителем, в значительной сте­пени определяется их ценой. Поэтому стоимость формирования минимальной информационной совокупности, предназначенной пользователю бухгалтерской отчетности, должна быть, на наш взгляд, сопоставима с суммой привлекаемых ресурсов. Объем затрат на формирование соответствующей информационной совокупности, определяемой отчетными стандартами, и расходов по обслужи­ванию привлекаемых финансовых ресурсов (расходов по выпуску облигаций, акций, процентов за пользование кредитом, дивидендов и др.) необходимо со­поставлять с суммой прибыли, планируемой к получению за счет привлекаемых ресурсов.

Таким образом, современная направленность глобализации экономики оказывает прямое воздействие на национальные учетные системы, становит­ся причиной их изменений, поскольку под воздействием новых экономических тенденций в области учетной стандартизации возникают проблемы, требующие адекватных и зачастую неотложных решений.

Бухгалтерия 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *