Бухгалтер в управляющую компанию

Содержание

Управляющая компания (ЖКХ) перешла с общей системы налогообложения на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Жилой фонд и лифты на балансе организации не стоят. Организация работает на основании договора управления многоквартирным домом. Собственники помещений платят напрямую ресурсоснабжающим организациям, организация оплачивает только коммуналку по общедомовым нуждам. Относятся ли к расходам предприятия жилищно-коммунальные расходы на общедомовые нужды (разница между фактическим потреблением и показаниями счетчиков) — поставка электроэнергии, воды, тепла, текущий ремонт, уборка дворовых территорий, обслуживание лифтов и др., оказанные сторонними специализированными организациями, ИП, подрядными предприятиями?

16 мая 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по текущему ремонту жилого фонда, а также расходы по обслуживанию лифтов могут быть учтены вашей организацией в составе материальных расходов.
Расходы на приобретение коммунальных услуг в части, приходящейся на общедомовые нужды, также могут быть учтены в составе материальных расходов.

Обоснование вывода:
Для налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ). При определении налоговой базы такие налогоплательщики учитывают расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Перечень расходов, приведенный в этом пункте, носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, расходы, не поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются (письмо Минфина России от 23.03.2017 N 03-11-11/16982).
Расходы на приобретение электроэнергии, воды, тепла, услуг по уборке дворовых территорий и обслуживанию лифтов прямо в п. 1 ст. 346.16 НК РФ не указаны.
Вместе с тем на основании пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при расчете налоговой базы налогоплательщики-упрощенцы вправе учесть расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных).
Следовательно, если бы ваша организация несла расходы на текущий ремонт собственных основных средств, то они могли бы быть учтены в составе расходов в силу пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Однако в вопросе речь идет об имуществе, не учитываемом управляющей компанией на балансе. В этой связи можно сделать вывод, что расходы на его ремонт в целях налогообложения не учитываются.
В пользу такого мнения свидетельствует письмо Минфина России от 04.06.2012 N 03-11-11/175. Представители финансового ведомства, принимая во внимание, что основные средства не находились на балансе организации и не были арендованы ею, пришли к выводу о невозможности учета расходов на их ремонт, поскольку перечень затрат, который содержится в ст. 346.16 НК РФ, является исчерпывающим, и подобные расходы в нем не поименованы.
Подобную логику возможно применить и в отношении расходов на обслуживание лифтов. Поскольку указанное оборудование на балансе управляющей компании не стоит, то расходы на его обслуживание в свете письма Минфина России от 04.06.2012 N 03-11-11/175 к учету не принимаются.
В то же время в письме Минфина России от 06.02.2012 N 03-11-06/2/19 нашла отражение противоположная позиция.
Представители финансового ведомства посчитали возможным учет в составе материальных расходов затрат на техническое обслуживание систем и оборудования (лифтов, водоочистного и газового оборудования и т.д.). При этом данное оборудование на балансе эксплуатирующей организации учтено не было (смотрите также письмо Минфина России от 22.02.2012 N 03-11-06/2/32).
Ваша организация осуществляет данные расходы в рамках договора управления многоквартирным домом.
Принимая во внимание взаимосвязь положений пп. 5 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.16, пп. 6 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 252 НК РФ, мы считаем, что расходы по текущему ремонту жилого фонда, а также расходы по обслуживанию лифтов могут быть учтены вашей организацией в составе материальных расходов.
Однако полностью исключить вероятность споров с налоговыми органами мы не можем.
В части расходов на приобретение электроэнергии, воды, тепла, уборки дворовых территорий сообщаем.
Как уже было указано нами выше, организации, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на материальные расходы, которые принимаются в порядке, предусмотренном для налога на прибыль.
При этом фактически перечень материальных расходов является открытым (постановление АС Северо-Западного округа от 08.10.2014 N Ф07-6057/14 по делу N А13-9590/2013).
В целом ряде писем финансового ведомства высказывается мнение, что плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.д., перечисляемая ресурсоснабжающим организациям, учитывается организациями, применяющими УСН, в составе материальных расходов.
Например, в письмах Минфина России от 21.11.2017 N 03-11-06/2/76597, от 02.11.2015 N 03-11-06/2/63224, от 07.05.2015 N 03-11-03/2/26401, от 03.10.2014 N 03-11-06/2/49930, от 30.05.2014 N 03-11-06/2/25965, от 18.11.2013 N 03-11-06/2/49356 говорится, что плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п. одновременно с отражением их в доходах управляющей организации принимается к вычету в составе расходов, так как она перечисляется соответствующим организациям, оказывающим эти услуги (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Аналогичное разъяснение было дано и для садового некоммерческого товарищества, перечисляющего средства энергоснабжающей компании (письмо Минфина России от 20.02.2014 N 03-11-11/7276).
Делая данный вывод, чиновники учитывали, что управляющие организации одновременно отражали в доходной части поступления от собственников помещений в оплату коммунальных услуг. С подобным порядком налогообложения соглашались и судьи (постановление АС Северо-Западного округа от 20.11.2015 N Ф07-1264/15 по делу N А26-8726/2014).
В рассматриваемой ситуации собственники помещений на счет вашей организации плату за коммунальные услуги не перечисляют.
Из ряда судебных решений (смотрите, например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 N 17АП-17790/15, АС Поволжского округа от 26.01.2016 N Ф06-4054/15 по делу N А72-7819/2015, АС Северо-Западного округа от 19.03.2015 N Ф07-223/15 по делу N А21-10403/2013, АС Волго-Вятского округа от 05.02.2018 N Ф01-6393/17 по делу N А31-7437/2016, от 16.12.2015 N Ф01-5273/15 по делу N А17-8310/2014, Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 5614/13) следует, что граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающим организациям, признаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой управляющей компанией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающими организациями по оплате коммунальных ресурсов. При этом не имеет правового значения порядок оплаты предоставляемых услуг.
Данный вывод основывается на положениях ст. 162 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющей организации законом определена обязанность предоставления коммунальных услуг в дополнение к деятельности по содержанию и ремонту общего имущества.
В этой связи мы придерживаемся позиции, что порядок учета управляющей компанией платы за коммунальные ресурсы, предлагаемый финансовым ведомством, актуален и в случае, когда управляющая компания средства от собственников не получает.
В свою очередь, в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 N 18АП-9768/15 говорится, что управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и обязана приобретать электрическую энергию у ресурсоснабжающей организации, в том числе в объеме расходов на общедомовые нужды и в целях компенсации потерь во внутридомовых сетях.
Следовательно, выбранная собственниками помещений в многоквартирном жилом доме управляющая организация обязана нести бремя содержания помещений, а также оплачивать расходы на содержание общего имущества (в том числе и на содержание общедомовых сетей) в многоквартирном доме. Схожие выводы нашли отражение в апелляционном определении СК по административным делам ВС РФ от 06.07.2017 N 14-АПГ17-6.
Поэтому, по нашему мнению, управляющая компания, не получающая средства от собственников помещений, вправе учесть затраты по оплате электроэнергии, воды и тепла, в том числе и относящихся к общедомовым нуждам, в составе материальных расходов.
Вместе с тем с 01.01.2018 в силу прямой нормы пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ платежи собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет управляющей организации в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в составе ее доходов не учитываются (письмо Минфина России от 26.01.2018 N 03-11-06/2/4381).
В письме Минфина России от 18.01.2018 N 03-11-06/2/2042 отмечается, что затраты налогоплательщика на оплату коммунальных услуг могут учитываться в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (с учетом п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
В ситуации, когда денежные средства, поступающие от собственников жилья, в доходах управляющей компанией не учитываются, можно сделать вывод, что и расходы, оплаченные ею за счет указанных средств, в том числе электроэнергия, вода, тепло, уборка и пр., в целях налогообложения учитываться не должны, поскольку не соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Мы придерживаемся позиции, что приведенная выше норма пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ в анализируемом случае не применяется, так как исходя из положений ЖК РФ именно управляющая компания выступает в роли исполнителей коммунальных услуг.
В свою очередь, в п. 4 письма Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 указывается, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, в том числе по договору управления, расходы на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в расчет цены договора управления в порядке, установленном договором управления, в том числе путем формирования стоимости работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Аналогичные выводы следуют также из постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 N 17АП-6655/14.
В этой связи полагаем, что коммунальные услуги, относящиеся к общедомовым нуждам, оплаченные управляющей компанией, возможно учитывать в целях налогообложения в составе материальных расходов.
Разъяснениями финансового и налогового ведомств применительно к новой норме главы 26.2 НК РФ мы не располагаем. Также не обнаружено нами и арбитражной практики по данному вопросу.
В целях минимизации налоговых рисков ваша организация вправе обратиться за письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы при УСН;
— Энциклопедия решений. Состав коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией потребителям в многоквартирном доме;
— Энциклопедия решений. Деятельность управляющей организации в качестве исполнителя коммунальных услуг;
— Энциклопедия решений. Права управляющей организации — исполнителя коммунальных услуг.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

В последнее время в области ЖКХ наблюдаются значительные изменения. Собственники жилья объединяются в товарищества, и меняются правила в управлении. Нововведения в сфере жилищных хозяйств призваны повысить качество предоставляемых ими услуг.

Наши курсы бухгалтеров в Санкт Петербурге созданы для подготовки грамотных специалистов в этой области. У нас возможно также повысить квалификацию всем работникам ЖЭКа.

Обучающиеся в нашем центре получат комплекс необходимых знаний по основным вопросам жилищного и коммунального хозяйствования. В многоквартирных домах есть свои особенности управления, о которых расскажут в процессе обучения. Обучение проходит очно в группе 3-4 человека и дистанционно. При дистанционном обучении занятия проходят индивидуально с преподавателем по скайпу.

Учебная программа отражает темы по вопросам предоставляемых услуг, энергоснабжения, теплоснабжения и водоснабжения. На занятиях разбираются и юридические вопросы, рассматриваются разные ситуации по ответственности сторон, получающих коммунальные услуги и предоставляющих их. Прорабатываются также реальные случаи из судебной практики.

Программа нашего курса включает в себя:

  1. Бухгалтерский учет, его основы.
  2. Вопросы налогообложения.
  3. Изучение прикладных бухгалтерских программ на компьютере.
  4. Различные виды бухгалтерских отчетностей.

Прошедшие полный курс бухгалтеров ТСЖ приобретают необходимые навыки управления собраниями собственников, разбираются в вопросах коммунального обеспечения многоквартирных домов, а также умеют разбираться в ценах и тарифах предоставляемых услуг и делать интересные проекты для повышения эффективности работы ЖКХ.

Полезным и очень познавательным курс может быть председателям КСК, членам правления ТСЖ, бухгалтерам, желающим повысить квалификацию или узнать современные правила ведения документации, а также всем собственникам жилищ, желающим самостоятельно благоустраивать свой дом.

После окончания предлагаются вакансии для трудоустройства. Мы практикуем индивидуальный подход к обучающимся, поэтому вы можете выбрать удобное для себя время обучения. Наш учебный центр «Профи» предоставляет полезные программы обучения и содействует в дальнейшем трудоустройстве. Поэтому всех, кто хочет в сжатые сроки получить важные знания этой области и войти в курс экономической и законодательной ситуации – ждем вас на нашем курсе подготовки бухгалтеров.

Термин «выпадающие доходы» активно используют работники финансово-бюджетной сферы, хотя нормативного определения в законодательных актах нет.

Эта статья даст ответы на вопросы, что такое выпадающие доходы в ЖКХ, как управляющие компании производят их налогообложение, а также как выстраивается учетная политика.

Основные понятия, определения, термины

Выпадающие доходы в жилищно-коммунальном хозяйстве представляют собой средства, полученные в рамках льгот по оплате коммунальных услуг. Это своего рода компенсационные льготы, предоставленные бюджетами разных уровней.

Выпадающие доходы — это профит, недополученный частным или юридическим лицом по вине граждан, государства или компании.

В качестве примера можно привести прекращение электроснабжения по желанию потребителя. Так продавец энергии получает выпадающие доходы, связанные с потерей выручки по тарифам.

Выпадающие доходы (ВД) присутствуют не только в сфере жилищного хозяйства. Существует специальное возмещение ВД, посредством которого можно вернуть определенную часть недополученной выгоды. Так происходит в некоторых специфических ситуациях, а выплаты производятся за счет бюджета.

Государственные или частные организации производят возмещение прибыли, используя особый учет. Предварительно заключается соглашение для выполнения расчетов по счету 86. Документ разрабатывается по уникальному шаблону с прописывание набора учетных разрезов.

По особому принципу возмещаются выпадающие доходы на приобретение транспортного средства.

В 2015 году финансовые организации, выдающие гражданам потребительские кредиты на покупку автомобилей, получали от Правительства субсидии на возмещение ВД. Эти выплаты направлялись на поддержку отечественной автомобильной промышленности. В эти годы отрасль считалась упадочной из-за кризиса в стране.

Программа действовала для кредитов, взятых гражданами на покупку транспортного средства стоимостью не более 600 тысяч рублей.

Особенности правового регулирования

Для понимания сути выпадающих доходов необходимо разобраться в специфике отношений сторон, между которыми возникают эти обязательства.

Между органами власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и организациями, предоставляющими услуги гражданам льготных категорий, возникают отношения. Относительно выпадающих доходов эти отношения регламентируются п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Льготы имеют особый правовой статус, поэтому облагаются налогами по особым правилам. Налогообложение ВД в сфере ЖКХ регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ.

Порядок расчета налогов определяется следующими нюансами:

  • организационно-правовой формой организации, предоставляющей услуги на льготных основаниях;
  • уровнем бюджетной системы, предоставляющей право на льготу.

В плане взыскания налогов прибылью считается экономическая выгода, которая была получена в натуральном или денежном эквиваленте и учитывается в случае возможности ее оценки.

Политика государства выстроена таким образом, что бремя расходов по услугам должны нести граждане, которые их получают. Для отдельных категорий граждан такое бремя является непосильным. Поэтому власти вводят ограничения на рост тарифов и цен по отдельным видам услуг и товаров.

Это делается еще и для того, чтобы ограничить аппетиты монополистов — поставщиков услуг. Государственное регулирование цен обозначено в п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ.

Основы этой правовой нормы заложены также в ряде федеральных законов, в частности:

  • в Указе Президента РФ № 221 от 28 февраля 1995 года;
  • Постановлении Правительства РФ № 239.

Эти нормы действуют и в 2020 году. Получении субсидий из бюджетов разных уровней позволяет предприятиям сдерживать рост цен на товары и услуги, которые могут контролироваться на государственном уровне, так как часть этих услуг оплачивается из казны.

Механизм возмещения выпадающих доходов государством

Выпадающие доходы, возмещаемые ресурсоснабжающими и жилищными организациями, регулируются в особом порядке. Но кто их считает? Возмещение производят специальные центры жилищных субсидий.

Компенсацию получают лица, определенные распоряжением руководства конкретного региона. Льготы предоставляются только на одно жилое помещение. В основе расчетов лежат тарифы и ставки, которые используются для расчета услуг ЖКХ.

Если расчет производит жилищная организация, то она сама предоставляет потребителям льготы. Начисления вносятся в расчетные документы. Компенсация производится за счет бюджетных средств, а выплаты проводятся через городской центр жилищных субсидий.

ЖКХ, получающие выплаты из этих центров, все полученные средства учитывают в виде целевых сборов и доходов.

Предоставлять и начислять расчет по льготным основаниям могут также ресурсоснабжающие организации. Причем выпадающие доходы им возмещаются по такой же схеме, а средства направляются из городского центра жилищных субсидий.

Особенности расчета выпадающих доходов

Правила о том, как рассчитать выпадающие доходы, определены приказом Министерства финансов РФ № 209Н от 16 ноября 2016 года. В Приказе Минфина № 65Н от 1 июля 2013 года обозначены операции по списанию сумм начисленных доходов, а также неустоек, штрафов, пеней.

Выпадающим доходом считается также уменьшение суммы начисленного административного штрафа. Это исходит из позиций ч. 1.3. ст. 32.2 КоАП РФ от 18 апреля 2016 года.

На счет выпадающих доходов относятся суммы при соблюдении следующих условий:

  • доходы начислены по установленным правилам и по оформленным документам;
  • операции не связаны с исправлением ошибок и отражают самостоятельный факт хозяйственной жизни;
  • размер доходов уменьшается в силу выполнения условий, определенных на законодательном уровне;
  • если заранее определить размер ВП не представляется возможным, он рассчитывается в процессе деятельности.

Особенности начисления компенсации выпадающих доходов

В отношении потребителей термин «выпадающие доходы» не применяется. Он используется больше при работе с ресурсоснабжающими организациями при возмещении недополученных доходов. Для граждан применяется компенсация части оплаты за услуги.

Минстроем и ЖКХ определено, что тарифы для ресурсоснабжающих организаций на коммунальные ресурсы устанавливаются приказами региональных энергетических комиссий.

Они утверждаются не для районов и городов, а для конкретных организаций коммунального комплекса, которые оказывают услуги подачи ресурсов.

Рост тарифов обусловлен следующими причинами:

  • увеличением транспортных расходов;
  • инфляционными процессами;
  • подорожанием ГСМ, энергоресурсов.

В соответствии с требованиями жилищного законодательства увеличение размера платы за коммунальные платежи, вносимые гражданами на счет ресурсоснабжающих организаций, выше предельных индексов не допускается.

Предельный индекс утверждается в целом по комплексу коммунальных услуг, изменение оплаты по каждому виду услуг не учитывается.

В комплекс услуг включаются:

  • водоснабжение — горячее и холодное;
  • водоотведение;
  • газоснабжение;
  • энергоснабжение;
  • поставки бытового газа в баллонах.

Если в совокупности объем расходов на оплату услуг ЖКХ превышает предельно установленный индекс, производится компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям.

Выпадающие доходы как потери в сфере теплоснабжения

Определение величины тарифа в энергетической отрасли является детально регулируемым в законодательстве процессом. Сбор сведений, произведение расчетов, утверждение тарифа осуществляется в порядке, установленном на государственном уровне. Процесс производится ежегодно.

Энергоснабжающие организации являются коммерческими предприятиями, целью которых является получение доходов от своего рода деятельности.

Энергетическое хозяйство требует постоянного поддержания его в рабочем состоянии для круглосуточного функционирования, в том числе в аварийном режиме. Все эти процедуры требуют регулярных затрат.

Существуют потребители, интересы которых защищает государство. Поэтому расчеты соотносятся с возможностью населения оплачивать потребляемую энергию.

В указанной ситуации возникают выпадающие доходы теплоснабжающих организаций, то есть недополученная прибыль, но соотносимая с рыночными реалиями.

Порядок расчета выпадающих доходов в электроэнергетике

На законодательном уровне разработаны методические указания, согласно которым определяется порядок расчетов выпадающих доходов в электроэнергетике, которые связаны с производством технологического присоединения к электрическим сетям и подлежащие компенсации.

Возмещение осуществляется за счет тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Их используют сетевые организации, Федеральная служба по тарифам России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов.

Состав и расчет выпадающих доходов производит сетевая организация, несущая указанные расходы. Утверждение их размера производится уполномоченным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов. Это связано с проведением технологического присоединения к электросетям.

Расчет размера расходов на выполнение оргмероприятий и процессов «последней мили», связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт.

Расходы могут быть связаны с предоставлением беспроцентной рассрочки.

Правила расчета выпадающих доходов в сфере водоснабжения

Стоимость услуг водоснабжения рассчитывается как произведение поставленного объема холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей на соответствующие тарифы без учета налога на добавленную стоимость.

Они утверждаются Комитетом по тарифам и ценовой политике или Распоряжением главы администрации. Возмещение выпадающих доходов водоснабжающих организаций производятся на основании соглашения, в котором предусмотрены расчеты по счету 86.

Документ составляется по заданному шаблону. В процессе учета прописывается набор учетных разрезов.

Выпадающие доходы в сфере ЖКХ являются прибылью, недополученной человеком или фирмой по вине частных или юридических лиц. Выпадающие доходы применимы к определенным ситуациям. Выплаты по ним производятся за государственный счет.

Бухгалтер в управляющую компанию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *