прочитано Владимир Воронин ректор ФГАОУ ДПО АСМС, доктор психологических наук, профессор
3 11/03/2019
Высокий интеллектуальный уровень общества, который невозможен без качественного образования, определяет общественный прогресс. Соответственно, обучение сопровождает человека всю жизнь, становится непременным условием развития личности. Фактически, речь идет о феномене «образования через всю жизнь» .
Эта парадигма начала формироваться на рубеже ХХ-ХХI вв. в развитых странах, в частности в Германии, США, Норвегии, Японии. Возникли понятия «экономика знаний» и «когнитивное общество». И то, и другое в качестве основных факторов развития признает человеческий капитал и знания. Притом конкурентоспособность самого специалиста на рынке труда определяет качество его профессиональной подготовки в конкретной области.
Переход на многоуровневую систему образования имеет два принципиальных преимущества:
-
дает возможность обучения по индивидуальной траектории;
-
предполагает системное взаимодействие работодателей и вузов по различным аспектам подготовки кадров.
Содержание
Постоянная планка вузов, лабильные требования рынка
Прогнозирование, развитие, создание новых технологий, переход к шестому технологическому укладу – невозможны без перестройки всей системы образования. Возрастает потребность в системе образования, способной ответить на все возрастающие вызовы со стороны общества. Информационное пространство стремительно меняется. Рынок труда не может игнорировать этот факт. Как следствие, многократно возрастают профессиональные требования к работникам всех уровней, а их подготовка становится важной задачей общества.
В числе актуальных проблем:
-
несоответствие направлений, по которым дают профильное образование в вузе, потребностям рынка XXI века;
-
неспособность молодых специалистов эффективно выполнять должностные обязанности из-за излишней академичности и отсутствия практики.
Эти факторы негативно сказываются на показателях социально-экономического развития страны в целом и рынка труда в частности. Вместе с тем они представляют угрозу для модернизации российской экономики, тормозят ее развитие в инновационном плане.
Ситуацию не улучшает и то, что высокий процент выпускников российских вузов идет работать не по специальности. При этом теряются навыки, полученные при обучении.
Но и те выпускники, которые идут работать по профилю, определенное количество времени тратят на адаптацию.
Компания тратит время и деньги на профессиональную подготовку молодого специалиста
Выходом из этой ситуации могло бы стать взаимодействие вузов с организациями дополнительного профессионального образования (ДПО). Это позволило бы приблизить качество вузовской подготовки к требованиям работодателя в условиях изменяющегося рынка.
Александр Кочетов профессор НИТУ «МИСиС», ведущий эксперт Премии Правительства РФ в области качества
Хотя подготовка будущих специалистов к эффективной трудовой деятельности – ключевая задача вузов, на практике именно учреждения ДПО заполоняют пробелы.
По сути, трудовая эффективность складывается из трех составляющих:
-
способность быстро адаптироваться на рабочем месте;
-
владение общими и профессиональными компетенциями;
-
наличие устойчивой мотивации и стремления к профессиональному росту.
Именно эти компетенции формируют организации ДПО у выпускников, обеспечивая реализацию принципа последовательного улучшения в системе образования. Фактически речь идет как минимум о создании ступени прикладного бакалавриата.
Данность и необходимость: ФГОСы и профстандарты
Одним из аргументов в пользу введения бакалавриата стало снижение срока обучения. Это было сделано для того, чтобы сократить разрыв между содержанием подготовки и развитием технологий. Прикладной бакалавриат решает эту проблему за счет:
-
конкретной практической направленности;
-
интеграции образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.
Однако прикладной бакалавриат не может обойтись без разработки новых образовательных программ. И только профессиональное сообщество как заказчик может сформулировать требования к образовательным программам и оценить их соответствие этим требованиям.
Практико-ориентированное обучение – тренд развития российского образования
Единство информационного пространства и преемственность основных программ всех уровней образования обеспечивают ФГОСы .
ФГОСы третьего поколения ориентированы на формирование двух важных составляющих:
-
компетенций – демонстрации способности применять знания и умения в определенной области;
-
компетентностного подхода – умения работать с информацией и готовности к реальным жизненным ситуациям.
Акцент на приоритете прикладной науки приводит к повышению практической ориентированности образовательных программ
Притом, по Закону об образовании , ДПО направлено на обеспечение соответствия квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
На стыке практики и теории
Современное высшее образование старается следовать реальным потребностям работодателей. Представители вузов предлагают компаниям активнее участвовать в самом процессе обучения студентов:
-
в формировании учебных планов;
-
в предоставлении мест для прохождения производственных практик;
-
в чтении лекций о проблемах производства ведущими специалистами предприятий.
В этом процессе неоценима помощь организаций ДПО как основы непрерывного образования, «образования в течение всей жизни».
Задача таких организаций в вузах – дополнительная подготовка студентов по профессиональным программам. Другими словами, обучение молодых специалистов выполнению конкретных трудовых функций ведется по двум разным направлениям:
-
Переподготовка: законодательно установленная возможность выполнять профессиональные обязанности.
-
Повышение квалификации: чтобы соответствовать предъявляемым актуальным требованиям заказчика для сдачи экзамена на соответствующий уровень.
Особенностью программ ДПО является необходимость их соответствия профессиональным стандартам и квалификационным требованиям.
Все в выигрыше
В результате взаимодействия вузов, учреждений ДПО и компаний-работодателей все участники процесса получают свои преимущества.
Вузы
Могут расширить образовательный процесс посредством практико-ориентированных программ ДПО и использования научно-лабораторной и производственной базы организаций ДПО. При этом усиливается профессиональная вовлеченность студентов. Они участвуют в совместных мероприятиях:
-
стажировках,
-
практиках,
-
конкурсах,
-
круглых столах,
-
научно-исследовательской деятельности.
Для выпускников расширяются возможности профессионального трудоустройства
Компании-работодатели
Суть преференций этой стороны заключается в том, что компании получают сотрудника, в какой-то степени уже адаптированного к рабочему процессу.
Учреждения ДПО
Усиливают свое присутствие на образовательном рынке, расширяют круг партнеров и заказчиков. Это обеспечивает стабильность и новые возможности для развития таких организаций. Расширяется целевая подготовка студентов в связи с реализацией совместных практически направленных программ обучения.
Синергия вузов и организаций дополнительного профобразования позволяет подготовить специалистов, способных полноценно и качественно выполнять трудовые обязанности в условиях постоянно меняющегося рынка. Это, в свою очередь, является одним из ключевых показателей конкурентоспособной экономики и эффективности бизнеса в стране.