Базовые нормативы платы за размещение отходов

Содержание

Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 ноября 1992 года
Базовые нормативы
платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ
в окружающую природную среду и размещение отходов
Коэффициенты, учитывающие экологические факторы

(с изменениями на 18 августа 1993 года)
____________________________________________________________________
Не действуют на основании
приказа МПР России от 12 апреля 2002 года N 187
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
В документе учтено:
письмо Минприроды России от 18 августа 1993 года N 03-15/65-4400.
____________________________________________________________________

Настоящие базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

* Плата за выбросы от передвижных источников рассчитывается по указанным нормативам в зависимости от вида сжигаемого топлива, транспортного средства, пробега и приводится в инструктивно-методических материалах, разработанных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
— нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
— нормативы платы за размещение отходов.
В основу указанных базовых нормативов платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты положены нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду, действующие на территории Российской Федерации с 1991 года в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 9 января N 13, измененные в связи с ростом уровня цен на природоохранные мероприятия.
Данные нормативы действуют на начало 1993 года.

О динамике коэффициентов индексации платы за загрязнение окружающей природной среды см. ярлык «Примечание».

Применение базовых нормативов платы осуществляется на основе Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632, и разработанных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, инструктивно-методических документов по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и Перечня природоохранных мероприятий, затраты на выполнение которых могут засчитываться в счет платежей.

Таблица 1 Базовые нормативы платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников

Таблица 1

(с изменениями на 18 августа 1993 года)

О динамике коэффициентов индексации платы за загрязнение окружающей природной среды см. ярлык «Примечание».

____________________________________________________________________

Ацетофенон (метилфенилкетон) 5500 2750
Барий углекислый (в пересчете на 4125 20625
барий)
Белок пыли белково-витаминного 16500 82500
концентрата (БВК)
Бенз (а) пирен (3, 4-бензапирен) 16500000 82500000
Бензин (нефтяной, малосернистый в 10 50
пересчете на углерод)
Бензин сланцевый (в пересчете на 330 1650
углерод)
Бензол 165 825
1-3-Бутадиен(дивинил) 15 75
Бутилацетат, 646 165 825
Бутил хлористый 235 1175
Бор аморфный 1650 8250
Бром 415 2075
Бензил хлористый (хлорметилбензол) 330 1650
Ванадия пятиокись 8250 41250
Взвеш.в-ва — проч.нетоксич.без 110 550
аром.углевод.,токс.мет. SiO2
Винилацетат 110 550
Винил хлористый 3300 16500
Водород бромистый 165 825
Водород мышьяковистый (арсин) 8250 41250
Водород фосфористьй (фосфин) 16500 82500
Водород фтористый 3300 16500
Водород хлористый (соляная кислота) 85 425
Водород цианистый (водорода цианид, 1650 8250
синильная кислота)
Вольфрам, вольфрама карбид, силицид, 165 825
Гексаметилендиамин 16500 82500
Гексан 0 2
Гексахлорциклогексан (гексахлоран) 550 2750
Диоксан (диокись этилена) 235 1175
Дифенил-метандиизоцианат 16500 82500
Диметиламин 3300 16500
4, 4-диметилдиоксан-1, 3 4125 20625
0, 0-диметил-0-(4-нитрофенил) 2065 10325
тиофосфат(метафос)
0,0-диметил-(1-окси-2, 2, 2-три- 825 4125
хлорэтил) фосфонат (хлорофос)
Диметилсульфид 205 1025
Диметилформамид 550 2750
Динил (смесь 25% дифенила и 75% 1650 8250
дифенилоксида)
Дихлордифторметан (фреон-12) 16 8
Дибутилфталат 165 825
Дивинилбензол 4125 20625
Диоксилфталат 825 4125
Дихлорпропан 90 450
Диэтиламин 330 1650
Дихлорэтан, 502 15 75
Диэтилбензол 3300 16500
Диэтиловый эфир 30 150
Диэтилртуть (в пересчете на ртуть) 55000 275000
Железа оксиды (в пересчете на железо) 415 2075
Железа хлорид (в пересчете на железо) 4125 20625
Железа сульфат(в пересчете на железо) 2355 11775
Угольная зола теплоэлектростат. 825 4125
(с сод.окиси кальция)
Зола сланцевая 165 825
Изопропиламин 1650 8250
Изопрен 415 2075
Изобутилен (2-метилпропен) 165 825
Изопропилбензол (кумол) 1180 5900
Кадмия оксид (в пересчете на кадмий) 55000 275000
Кальция оксид (негашеная известь) 55 275
Канифоль (флюс канифольный 35 175
активированный ФКГ)
Калия окись 165 825
Капролактам 275 1375
Керосин, 16 15 75
Кислота азотная 110 550
Кислота акриловая 415 2075
Кислота валериановая 1650 8250
Кислота капроновая 3300 16500
Кислота масляная 1650 8250
Кислота борная 825 4125
Кислота ортофосфорная 825 4125
Кислота пропионовая 1100 5500
Кислота себациновая 210 1050
Кислота серная 165 825
Кислота терефталевая 16500 82500
Кислота уксусная 275 1375
м-Крезол 825 4125
Кремния окись 330 1650
Кобальт металлический 16500 82500
Кобальта окись 16500 82500
Ксилол 85 425
Ксилидин (2,3-ксилидин) 1375 6875
Магния оксид 330 1650
Марганец и его соединения 16500 82500
Медь (оксид меди в пересчете на 8250 41250
медь)
Медь сернокислая (в пересчете 16500 82500
на медь)
Медь хлорная (в пересчете 16500 82500
на медь)
Мышьяк, неорганические соединения 5500 27500
Мезидин 5500 27500
Метил хлористый (хлорметан) 275 1375
Метан 0 2
Метилаль 110 550
Метилен хлористый 2 10
Метилмеркаптан 165000 825000
альфа-Метилстирол 415 2075
Метилэтилкетон 165 825
Метиловый эфир метакриловой кислоты 1650 8250
(метилметакрилат)
Натр едкий (гидрат окиси натрия, 1650 8250
гидроокись натрия)
Натрия окись 1650 8250
Натрия карбонат (сода кальцинированная) 415 2075
Нафталин 5500 27500
Бета-нафтол 2750 13750
А-нафтахинон 3300 16500
Никель металлический 16500 82500
Никеля оксид (в пересчете на никель) 16500 82500
Никеля растворимые соли (в пересчете 82500 412500
на никель)
Нитробензол 2065 10325
Озон 550 2750
Олова хлорид (в пересчете на олово) 330 1650
Пентан 0 3
Перхлорбензол 5500 27500
Пропилен 5 25
Пропилена оксид 205 1025
Пропиленхлоргидрин 1650 8250
Пиридин 205 1025
Пыль древесная 110 550
Пыль извести и гипса 110 550
Пыль каменноугольная 110 550
Пыль коксовая и агломерационная 330 1650
Пыль лубяная, хлопчатобумажная, 330 1650
хлопковая, льняная
Пыль шерстяная, пуховая, меховая 550 2750
Пыль неорганическая содержащая
двуокись кремния в % :
— выше 70 (динас и др.) 330 1650
— от 20 до 70 (цемент, оливин, апатит, 165 825
глина, шмот паолиновый)
— ниже 20 (доломит и пр.) 110 550
Пыль стекловолокна 275 1375
Пыль стеклопластика 275 1375
Пыль пресспорошков 165 825
Пыль цементных производств ( с 825 4125
содерж. оксида кальция > 60%)
Пыль катализатора 330 1650
Ртуть металлическая 55000 275000
Ртуть металлическая и ее соед. (в 55000 275000
пересчете на ртуть)
Растворитель древесноспиртовой 135 675
марки А (ацетоноэфирный)
Сажа 330 1650
Свинец сернистый (в пересчете на свинец) 9705 48525
Свинец и его соединения, кроме тетра- 55000 275000
этилсвинца (в пересчете на свинец)
Сероводород 2065 10325
Сероуглерод 3300 16500
Синтетические моющие средства 1650 8250
Скипидар 17 85
Спирт амиловый 1650 8250
Спирт бутиловый (бутанол) 165 825
Спирт диацетоновый 55 275
Спирт изобутиловый 165 825
Спирт изооктиловый (2-этилгексонал) 110 550
Спирт изопропиловый 30 150
Спирт метиловый (метанол) 35 175
Спирт этиловый (этанол) 3 15
Стирол 8250 41250
Теллура двуокись 33000 165000
(позиция в редакции письма Минприроды России от 18 августа 1993
года N 03-15/65-4400
Тетраэтилсвинец 5499995 27499975
О-Толуидин 660 3300
Тетрагидрофуран 85 425
Тетрахлорэтилен (перхлорэтилен) 275 1375
Титана диоксид 35 175
Толуилендиизоцианат 825 4125
Толуол 30 150
Трихлорметан (хлороформ) 550 2750
1.1. 1-Трихлорэтан (метилхлороформ) 85 425
Трихлорэтилен 15 75
Триметиламин 110 550
Трихлорбензол 2065 10325
Триэтаноламин 415 2075
Триэтиламин 120 600
Уайт-спирит 15 75
Углеводороды низкомолекулярные 10 50
(пары жидких топлив и др.)
Углерода оксид 5 25
Углерод четырехлористый 25 125
Фенол 5500 27500
Формальгликоль (диоксолан-1, 3) 3 15
Фтортрихлорметан (фреон-11) 1 8
Формальдегид 5500 27500
Фтористый водород (плавиковая 3300 16500
кислота)
Фтора газообразные соединения 3300 16500
Фтористые соединения хорошо 1650 8250
растворимые неорганические
Фтористые соединения плохо 550 2750
растворимые неорганические
Фосген 5500 27500
Фурфурол 330 1650
Хлор 550 2750
М-Хлоранилин 1650 8250
Хлорбензол 165 825
Хлоропрен 8250 41250
Хромовый ангидрид (трехокись хрома), 11000 55000
хромовый шестивалентный в пересчете
на трехокись хрома
П-Хлорфенол 1650 8250
Циклогексан 10 50
Циклогексанол 275 1375
Циклопентан 165 825
Циклогексаноноксим 165 825
Цинка оксид (в пересчете на цинк) 330 1650
Хлорэтил (этил хлористый) 85 425
Циклогексанон 415 2075
Эпихлоргидрин 85 4325
Этиленимин 16500 82500
Этилацетат 165 825
Этилбензол 825 4125
Этилен 5 25
Этилена оксид 550 2750
Этиленгликоль (этандиол) 15 75
Этиленхлоргидрин 1650 8250

Таблица 2 Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные обьекты

Таблица 2

Базовые нормативы платы
за сброс загрязняющих веществ в поверхностные
и подземные водные объекты

(с изменениями на 25 декабря 1998 года)

Приказом Госкомэкологии России от 25 декабря 1998 года с 1 января 1999 года на территории Российской Федерации введен коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей природной среды в размере до 62 раз.
Коэффициенты индексации платы применяются к настоящим базовым нормативам платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты в пределах допустимых нормативов сбросов, в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов сбросов) и за превышение лимитов.

Норматив платы за сброс 1т
загрязняющих вредных веществ (руб)

————————————
Наименование загрязняющих в пределах
вредных веществ в пределах установленных
допустимых лимитов (вре-
нормативов менно согласо-
сбросов ванных норма-
тивов сбросов)
———————————————————————
1 2 3
———————————————————————
Азот аммонийный 5545 27725
Азот нитратный 245 1225
Азот нитритный 110875 554375
Алкил сульфонаты-СПАВ 4435 22175
Алюминий (Аl3+) 55440 277200
Аммиак 44350 221750
Анилин 22175000 110875000
Ацетон 44350 221750
Бензол 4435 22175
Бор (по ВЗ+) 130440 652200
Бор (по ВЗ,море) 220 1100
БПКполн 730 3650
Висмут 22175 110875
Ванадий 2217500 11087500
Взвешенные вещества (к фону) 2950 14750
Вольфрамат (по W6+) 2771875 13859375
Гидразин-гидрат 8870000 44350000
Глицерин 2220 11100
Декстрин 2220 11100
1, 2-Дихлорэтан 22175 110875
Диссольван 4411 2465 12325
поликоксиалкиленгликоль)
Желтый железоокисный пигмент 22175 110875
(ГОСТ 18172-72)
Железо двухвалентное (FE2+) 443500 2217500
Железо общее 22175 110875
Изопрен 221750 1108750
Кадмий 443500 2217500
Калий (К+) 45 225
Кальций (Са2+) 10 50
Капролактам 221750 1108750
Краситель прямой бирюзовый 55440 277200
светопрочный К
Краситель хромовый черный О 73915 369575
Краситель кислотный черный С 44350 221750
Краситель прямой черный З 11090 55450
Ксантогенат бутиловый 73915 369575
натриевый
Ксилол 44350 221750
Кобальт (Со2+) 221750 1108750
Латекс Бс-85М 4435 22175
Латекс СКН-40 ИХМ 22175 110875
Латекс сополимера винклиден- 221750 1108750
хлорида, винилхлорида, бути-
лакрилата и итаконовой
кислоты — ВА ВХ БАИк 63Е-ГАЛ
Лимонная кислота 2220 11100
Магний (М 2+) 55 275
Марганец-двухвалентный кон 221750 1108750
Масло соляровое 221750 1108750
Масло легкое талловое 22175 110875
(ТУ-81-05-100-70)
Медь (Си2+) 2217500 11087500
Метанол 22175 110875
Моноэтаноламин 221750 1108750
Молибден (по Мо6+) 1847915 9239575
Мочевина 30 150
Мышьяк 44350 221750
Натрий (Nа+) 20 100
Нефть и нефтепродукты 44350 221750
Никель (Ni2+) 221750 1108750
Нефтяной сульфонат натрия 22175 110875
Олово (по Sn2+) 3360 16800
Олово (Sn4+) 1108750
ОЖК-оксилированные жирные 2850
кислоты
ОП-7 флотореагент 7390 36950
ОП-10 флотореагент 4435 22175
Пигмент железоокисный крас- 4435 22175
ный (марка КБ)
Пиридин 221750 1108750
Роданид (Sоn) 22175 110875
Ртуть (Нg2+) 221750000 1108750000
Рубидий 22175 110875
Свинец (Рb2+) 22175 110875
Селен (по Sеb+) 1385940 6929700
Скипидар 11090 55450
Стирол 22175 110875
Сероуглерод 2220 11100
Сухой остаток 2 10
Сульфат-анион 20 100
Сульфид (S2-) 221750000 1108750000
Сульфит-ион 1167 5836
Сурьма 44350 221750
Сульфонат на керосиновой осно- 4435 22175
ве -натриевая соль алкилсуль-
фокислот
Танниды 220 1100
Тетраэтилсвинец 221750000 1108750000
Тиомочевина 2220 11100
Толуол 4435 22175
Трилон-Б 4435 22175
Фенолы 2217500 11087500
Флотореагент талловый 44350 221750
Фосфаты (по Р) 11090 55450
Формальдегид 22175 110875
Фосфор треххлористый 22175 110875
Фосфор пятихлористый 22175 110875
Фтор (F-) 2955 14775
Фурфурол 221750 1108750
Хлорид (Сi-) 7 35
Хлор свободный (хлор 221750000 1108750000
активный) (СI2)
Хром трехвалентный 4435 22175
(позиция в редакции письма Минприроды России от 18 августа 1993
года N 03-15/65-4400
Хром (по Crb+) 110875 554375
Цинк (Zn2+) 221750 1108750
Цезин (Сz+) 2218 11088
Цианиды 44350 221750
Этиленгликоль 8870 44350
Пестициды (по действующим
веществам):
Агрион 3577 17883
Амидин 2217500 11087500
Атразин 443500 2217500
Бензоилпропэтил 221750000 1108750000
Бентазон 1584 7920
Бета-дигидрогептахлор 4435000 22175000
Гексахлорофен 4435000 22175000
Гетерофос 221750000 1108750000
Гидрел 2217500 11087500
Глифосфат 2217500 11087500
Гранозан 221750000 1108750000
ГХЦГ 221750000 1108750000
Дапапон 740 3700
Десметрин 4435000 22175000
Дельтаметрин 11087500000 55437500000
Диазинон 221750000 1108750000
Дикотекс 110875 554375
Дикофол 221750000 1108750000
Диметиоат 1583929 7919643
Динобутон 221750000 1108750000
Динокап 31678571 158392857
Дикват 5156977 25784884
Дипропетрин 7391667 36958333
Диурон 1478335 7391675
Дифпубензурон 5543750 27718750
Дихлорпроп 3577 17883
Дихлорфос 221750000 1108750000
2, 4 Д ДМА 22175 110875
ДДТ 221750000 1108750000
Днок 1108750 5543750
Изофос 221750000 1108750000
Каптан 3695835 18479175
Карбамат — ИН 44350000 221750000
Карбарил 4435000 22175000
Квартазин 2217500 11087500
Кентавр 4435000 22175000
Краснодар I 221750 1108750
Ленацил 5543750 27718750
Линуром 211750000 1108750000
(позиция в редакции письма Минприроды России от 18 августа
1993 года N 03-15/65-4400
Линурон (для морских 2217500 11087500
вод)
Лямбдацигалотрин 110875000000 554375000000
Малатион 221750000 1108750000
Меназион 11087500 55437500
Метазин 2220 11100
Металаксил 221750 1108750
Метолахлор 10079545 50397727
Метрибузин 2217500000 11087500000
Мивал 2218 11088
Молинат 3167857 15839286
Нитрафен 24639 123194
NNJ- 750 22175 110875
Паратион-метил 85288462 426442308
Перметрин 130441176 652205882
Пиримикарб 3167857 15839286
Пиримифос-метил 221750000 1108750000
Полидин 739167 3695833
Поликарбацин 9239585 46197925
Прометрин 44350 221750
Пропанид 7391665 36958325
Пропаргит 554375 2771875
Пропахлор 221750000 1108750000
Пропахлор (для морских 1108750 5543750
вод)
Пропиконазол 36958333 184791667
Рескин 3695833333 18479166667
Сиказин 923960 4619800
Тиабендазол 4435000 22175000
Тиобенкарб 11087500 55437500
Тирам 221750000 1108750000
Токсафен 221750000 1108750000
Триадикенол 1847917 9239583
Триадимефон 1583929 7919643
Триаллат 6335714 31678571
Трихлорацетат натрия 63355 316775
Трифенилоловохлорид 221750000 1108750000
Трифлуралин 7391667 36958333
Трихлорфон 221750000 1108750000
ТЦМТБ 221750 1108750
Фенвалерат 18479166667 92395833333
Фенитротион 22175000000 110875000000
Фенкедифан 36958333 184791667
Фентион 221750000 1108750000
Флуазифоп-бутил 2217500 11087500
Флувалинат 4435000000 22175000000
Флуометурон 3167857 15839286
Фозапон 73916667 369583333
Фоксин 221750000000 110875000000
Формотион 887000 4435000
Хлорат магния 6336 31679
Хлоридазон 221750 1108750
Хлорорганические токси- 221750000 1108750000
канты (для морских вод)
Хлорпирифос 221750000 1108750000
Хлортал-диметил 27719 138594
Хлортен 221750000 1108750000
Циклоат 22175000 110875000
Цинеб 5543750 27718750
Циперметрин 22175000000 110875000000
Эндосульфан 96413043 482065217
ЭПТК 27718750 138593750
Этан-1, 2-дикарбоновая 221750 1108750
кислота
Этафос 36958333 184791667
Этефон 554375 2771875

Таблица 3 Базовые нормативы платы за размещение отходов

Таблица 3

(с изменениями на 25 декабря 1998 года)

Приказом Госкомэкологии России от 25 декабря 1998 года с 1 января 1999 года на территории Российской Федерации введен коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей природной среды в размере до 62 раз.
Коэффициенты индексации платы применяются к настоящим базовым нормативам платы за размещение отходов.

____________________________________________________________________

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 года N 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимиты использования природных ресурсов, размещения отходов» лимиты размещения отходов устанавливают объемы их складирования, места размещения, предельные размеры выделяемой площади для складирования, способы и условия хранения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения.

Таблица 4 Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы территории экономических районов Российской Федерации

Таблица 4

Коэффициенты экологической
ситуации и экологической

*) Применяется при взимании платы за размещение отходов

Таблица 5 Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных обьектов по бассейнам основных рек

Таблица 5

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости
состояния водных объектов по бассейнам основных рек

Бассейны морей и основных рек Значение коэффициента
———————————————————————
Бассейн Балтийского моря
Бассейн р. Невы
Карельская республика .04-1.22
Ленинградская область .11-1.91
Новгородская область .11-1.17
Псковская область .11-1.13
Тверская область .04-1.12
Прочие реки бассейна Балтийского моря .04
Бассейн Каспийского моря
Бассейн р. Волги
Вологодская область 1.13-1.14
Новгородская область 1.06
Владимирская область 1.16-1.18
Ивановская область 1.16-1.18
Тверская область 1.16-1.17
Калужская область 1.16-1.17
Костромская область 1.16-1.17
Московская область 1.16-1.24
г. Москва 1.16-1.41
Орловская область 1.16-1.17
Рязанская область 1.16-1.17
Смоленская область 1.16
Тульская область 1.16-1.21
Ярославская область 1.16-1.21
Нижегородская область 1.10-1.18
Кировская область 1.10-1.12
Республика Марий-Эл 1.10-1.11
Мордовская республика 1.10-1.11
Чувашская республика 1.10-1.11
Тамбовская область 1.08-1.09
Астраханская область 1.30-1.31
Вологодская область 1.30-1.33
Самарская область 1.30-1.42
Пензенская область 1.30-1.31
Саратовская область 1.30-1.33
Ульяновская область 1.30-1.32
Республика Татарстан 1.30-1.40
Республика Калмыкия-Хальм-Тангч 1.30
Оренбургская область 1.09
Пермская область 1.09-1.16
Свердловская область 1.09-1.10
Челябинская область 1.09-1.11
Республика Башкортостан 1.09-1.14
Удмуртская республика 1.09-1.10

Бассейн р. Терек
Дагестанская республика 1.11
Кабардино-Балкарская республика 1.11
Северо-Осетинская республика 1.11-1.12
Чечено-Ингушская республика 1.11-1.85
Республика Калмыкия-Хальм-Тангч 1.11
Бассейн р. Урал
Оренбургская область 1.08-1.81
Челябинская область 1.08-1.31
Республика Башкортостан 1.08-1.19
Прочие реки бассейна Каспийского моря 1.06
Бассейн Азовского моря
Бассейн р. Дон
Орловская область 1.10-1.11
Тульская область 1.10-1.18
Белгородская область 1.11-1.19
Курская область 1.11
Воронежская область 1.11-1.28
Липецкая область 1.11-1.29
Тамбовская область 1.11-1.12
Волгоградская область 1.06-1.08
Пензенская область 1.06-1.07
Саратовская область 1.06-1.08
Ставропольский край 1.26
Ростовская область 1.26-1.85
Бассейн р. Кубани
Краснодарский край 1.49-2.90
Ставропольский край 1.49-1.56
Прочие реки бассейна Азовского моря 1.15
Бассейн Черного моря
Бассейн р. Днепр
Брянская область 1.10-1.50
Калужская область 1.10-1.12
Смоленская область 1.10-1.55
Белгородская область 1.04-1.05
Курская область 1.04-1.24
Прочие реки бассейна Черного моря 1.02

Бассейн Белого и Баренцева морей
Бассейн р. Печоры
Архангельская область 1.00-1.67
Коми республика 1.00-1.33
Бассейн р. Северной Двины
Архангельская область 1.02-1.69
Вологодская область 1.02-1.16
Коми республика 1.02-1.17
Кировская область 1.01-1.02
Прочие реки бассейна Белого и Баренцева морей 1.00
Бассейн Тихого и Северного Ледовитого океанов
Бассейн р. Оби
Курганская область 1.05
Свердловская область 1.05-1.30
Челябинская область 1.05-1.20
Алтайский край 1.02-1.06
Кемеровская область 1.02-1.29
Новосибирская область 1.02-1.14
Омская область 1.02-1.18
Томская область 1.02-1.04
Тюменская область 1.02-1.05
Красноярский край 1.01-1.04
Бассейн р. Енисей
Красноярский край 1.02-1.31
Иркутская область 1.02-1.70
Бурятская республика 1.02-1.70
Тувинская республика 1.02
Бассейн р. Лены
Иркутская область 1.05-1.23
Бурятская республика 1.05-1.43
Хабаровский край 1.00-1.02
Амурская область 1.00-1.01
Якутская-Саха республика 1.00-1.43
Бассейн р. Амур
Читинская область 1.00-1.10
Приморский край 1.00-1.08
Хабаровский край 1.00-1.53
Амурская область 1.00-1.10
Прочие реки бассейна Тихого и
Северного Ледовитого океанов 1.00

Примечание: Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могут увеличиваться:

1. Для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях, экологокурортных регионах, а также на территориях, включенных в международные конвенции, — до 2 раз.

2. Для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров, — на 20 процентов.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро «КОДЕКС»

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

  • субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
  • остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.

О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».

Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:

  • данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
  • ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
  • коэффициенты, устанавливаемые законодательно.

Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий в 2019–2020 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Подробнее о периоде, на который этот документ распространяет свое действие, читайте в статье «Утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):

  • выбросы от стационарных источников;
  • сбросы в водные объекты;
  • хранение и захоронение отходов.

При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

  • нормативы допустимых загрязнений;
  • нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
  • лимиты на размещение загрязнений и их превышение.

В соответствии с нормами постановления № 255:

  • нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
  • предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
  • сумма платы может снижаться за счет:
    • вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
    • применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

Сбор вычисляется посредством сложения:

  • произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
  • произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).

Эксперты КонсультантПлюс разъяснили, как правильно рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду. Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы рассчитали сумму платежа. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе и бесплатно переходите к расчетному примеру.

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016–2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. В 2019 году применяются ставки, установленные для 2018 года, с коэффициентом 1,04 (Постановление Правительства от 29.06.2018 № 758). На 2020 год планируется коэффициент 1,08.

Подробнее о применяемых ставках читайте в материале «Декларация по НВОС в 2019 году — ставки платы».

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:

Действующие значения коэффициентов можно найти в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

О том, какие размеры могут принимать эти коэффициенты, узнайте из этой статьи.

Расчет платы за вред экологии: вычеты

В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты плательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

Ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по представлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). Срок ее подачи истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. 10.03.2020 — рабочий день, а значит, последний день для подачи декларации за 2019 год.

В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

Подробнее о представлении декларации читайте в статье «Как сдать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду?».

См. также «Росприродназдзор предложил заявления о зачете и возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Итоги

В 2019–2020 годах в России действуют новые ставки для расчета платежей за вред, нанесенный экологии. В порядке расчета платежей и сроках их внесения в бюджет изменений нет. Сохранены также форма создаваемого расчета и способы его сдачи в Росприроднадзор.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

С. Н. Гордеева

Журнал «Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5/2012

Для транспортных организаций экологические платежи – неизбежная статья расходов. Ведь организации эксплуатируют автомобили, которые являются источниками вредных выбросов в атмосферу. Как же отразить плату за них в бухгалтерском учете? Разрешено ли включать их в расчет налоговой базы? В какие сроки перечислить «экологические» платежи? Как можно поплатиться, если этого не сделать? В статье автор постарался дать ответы на названные вопросы.

Начинаем с базовых основ

Негативное воздействие на окружающую среду нужно оплачивать. Это прописано в Законе об охране окружающей среды. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, действует без малого – два десятка лет. За это время в него неоднократно вносились различные изменения, но базовые положения остались практически неизменными (согласно ст. 16 Закона об охране окружающей среды). Как и двадцать лет назад, плата взимается за следующие виды воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.). Для перевозчиков, эксплуатирующих транспортные средства, актуальны платежи за выброс в атмосферу загрязняющих веществ, а также за размещение отходов (при наличии).

Заметим, обязанность платить за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от вида деятельности (производственная, непроизводственная или иная) при оказании такого воздействия. В случае заключения договора аренды, наличия иных прав на источник (объект) негативного воздействия на окружающую среду плательщиком будет лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект), в результате чего осуществляется негативное воздействие. То есть арендаторы также платят за нарушенную экологию.

На заметку.

Обязанность по внесению «экологической» платы во время простоя, консервации и иного приостановления деятельности не снимается в случае дальнейшего продолжения деятельности, а значит, и дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду. Да, за период простоя нужно платить.

Тарифы на экологические платежи установлены в виде двух базовых нормативов: за выбросы в пределах допустимых нормативов и за выбросы в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей среды и здоровья населения. Эти нормативы утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. Конкретизация применения базовых нормативов платы за выбросы указана в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.

Внимание следует уделить сверхлимитному загрязнению. Плата в таком случае определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения сумм (внимание!) на пятикратный повышающий коэффициент. Самое неприятное, по мнению автора, в том, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. В таких случаях экологические сверхлимитные платежи рассчитываются в описанном выше порядке с использованием пятикратного коэффициента.

Как посчитать выбросы от автомобилей?

Ответ на этот вопрос дан в упомянутых выше Инструктивно-методических указаниях. Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников подразделяется на плату за допустимые выбросы и плату за выбросы, превышающие допустимые. Для расчета первого показателя используется как готовые данные удельная плата для различных видов топлива. Умножив на количество соответствующего топлива, израсходованного автомобилями за отчетный период, и сложив по видам топлива, получаем искомую величину – плату за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников.

При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств исходя из ожидаемых условий и места их эксплуатации. Усредненные данные по этому показателю есть в Инструктивно-методических указаниях. Максимальная годовая плата за допустимые выбросы предусмотрена для грузовых автомобилей и автобусов с бензиновыми двигателями. Минимальный размер допустимого «экологического» платежа введен для автомобилей, работающих на газовом топливе. Правда, еще меньше плата за загрязнение для строительно-дорожных машин и сельскохозяйственной техники. Вряд ли они выбрасывают в атмосферу меньше токсичных газов, скорее всего, во внимание принята сезонность использования такой техники.

Перейдем к другой составляющей «экологических» платежей – к плате за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников. Расчет достаточно прост. В качестве базиса берется плата за допустимые выбросы, умножается на долю транспортных средств, не соответствующих стандартам, и результат увеличивается в пять раз (то есть применяется пятикратный коэффициент сверхнормативных выбросов). Очевидно, что транспортная и любая другая организация сама себя оговаривать не будет. Поэтому плата за превышение допустимых выбросов начисляется территориальными органами Минприроды по результатам контроля соответствия транспортных средств требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации. В этих целях чиновники могут воспользоваться действующим техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». А другим документом – Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 83 – установлены правила проведения регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В документе сказано, что проверки автотехники проводятся МВД совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Но можно поступить по-другому и использовать результаты контроля коллег (государственной инспекции безопасности дорожного движения), которая проверяет выбросы в ходе техосмотра ТС. При наличии достоверных сведений о массе выбросов загрязняющих веществ от конкретных видов передвижных источников территориальные органы Минприроды могут определять с их учетом плату за допустимое загрязнение воздуха автомобилями.

При использовании устройств нейтрализации для обезвреживания отработавших газов двигателей авто к платежам применяются понижающие коэффициенты: для автотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо, – 0,05, для остальных транспортных средств – 0,1. Транспортным компаниям, переходящим на альтернативные виды топлива, это следует взять на заметку. Напомним, что Законом об отходах производства и потребления предусмотрены меры экономического стимулирования деятельности предприятий, которые стараются снизить степень негативного воздействия на окружающую среду. Понижается плата за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов. В частности, в Инструктивно-методических указаниях предусмотрено, что при проведении других мероприятий (комплексов мероприятий) по снижению токсичности отработавших газов величина платы за выброс уменьшается в количество раз, соответствующее подтвержденной эффективности данного мероприятия.

К сведению.

Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью граждан загрязнением окружающей среды, в соответствии с законодательством.

Остается добавить, что плату за допустимые выбросы организация может прикинуть самостоятельно, а плату за их превышение рассчитает Ростехнадзор. Но на практике организации предпочитают воспользоваться услугами самого контролирующего органа по заполнению и согласованию отчетной формы. Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 установлены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения, представления. Отчетность сдается не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В такие же сроки природопользователю следует перечислить платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Для бухгалтера не менее важен вопрос бухгалтерского учета и налогообложения данных видов платежей.

Нужны ли лимиты в бухгалтерском учете?

За ответом на этот вопрос обратимся к Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте. Из нее следует, что платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы относятся к материальным расходам, включаемым в состав затрат по обычным видам деятельности. Есть и такое указание: суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду включаются в состав внереализационных (прочих) расходов. Это сделано, чтобы бухгалтер выделил такие затраты при их наличии и исключил из учитываемых при налогообложении расходов.

К данному моменту вернемся немного позже, а сейчас уделим внимание иному отраслевому документу для перевозчиков – Инструкции по калькулированию затрат предприятий автотранспорта. В ней приведена аналогичная градация экологических затрат. Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду осуществляются за счет себестоимости перевозок (работ, услуг), а платежи за превышение их – за счет прибыли, оставшейся в распоряжении природопользователей. Но это устаревшая терминология, сейчас правильнее относить платежи за сверхнормативные выбросы к прочим расходам. Что же касается платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы), в документе не сказано, в каких именно расходах они отражаются в себестоимости автомобильных перевозок. Тем не менее, если исходить из того, что рассматриваемые платежи рассчитываются по транспортным средствам, используемым в определенных видах перевозок, можно утверждать: это затраты, непосредственно связанные с перевозками. Они распределяются на объекты калькулирования исходя из прямой принадлежности (прямые затраты). Платежи за сверхнормативные выбросы распределять не нужно, они формируют убытки от прочих (неосновных) хозяйственных операций организации.

Кстати, наравне с платой за негативное воздействие на окружающую среду транспортная организация может нести иные затраты, связанные с экологией (на контроль за вредным воздействием, иные мероприятия по сохранению и восстановлению окружающей среды). Порядок учета соответствующих затрат аналогичен правилам учета платы за выбросы, при условии что затраты являются текущими. Если бухгалтер имеет дело с капитальными расходами, их следует отнести к периоду использования актива. В любом случае связанные с экологией затраты нужно не «сваливать в одну кучу», а разделять на те, что включаются в себестоимость оказываемых услуг, и те, что относятся к прочим расходам (если непосредственно не связаны с основной деятельностью организации).

Что нужно знать о налогообложении?

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором, вносимым природопользователем. Следовательно, к таким неналоговым платежам применимы общие нормы по учету хозяйственных расходов и обязательных сборов. При этом в гл. 25 НК РФ есть специальные нормы, посвященные «прибыльному» налогообложению платежей за вредные выбросы в атмосферу.

В частности, для расчета налога на прибыль платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов включаются в состав материальных расходов в пределах утвержденных лимитов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). В то же время платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не должны учитываться при расчете налога (п. 4 ст. 270 НК РФ). Аналогичные правила применимы для исчисления единого налога на УСНО. Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду уменьшают налоговую базу в пределах нормативов.

Как видим, определяющими для налогообложения, как и для бухгалтерского учета, являются утвержденные (установленные) лимиты. Неучитываемые сверхлимитные платежи при расчете налога на прибыль оказывают влияние на финансовый результат, создавая постоянную разницу, с которой следует отразить постоянное налоговое обязательство (см. п. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»).

Пример 1.

За отчетный период транспортная организация начислила плату за допустимые выбросы в размере 20 тыс. руб. (исходя из количества имеющихся автомобилей и их пробега). Однако по информации инспектирующего органа 1/10 часть автопарка не отвечает требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации.

Произведем расчет платы за превышение допустимых выбросов. Для этого базовый размер экологического платежа (за допустимые выбросы) умножим на долю (1/10) не соответствующих экологическим нормам ТС и на пятикратный коэффициент. В итоге плата за превышение допустимых выбросов равна 10 тыс. руб.

В бухгалтерском учете транспортной организации будут сделаны такие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Плата за допустимые выбросы включена в себестоимость транспортных услуг

20 000

Отражена плата за превышение допустимых выбросов

10 000

Начислено постоянное налоговое обязательство*

2 000

Оплачено загрязнение окружающей среды

30 000

* В примере расчет произведен исходя из ставки налога на прибыль 20%.

Поясним еще один важный вопрос. Допустим, организация по каким-либо причинам не заплатила за загрязнение окружающей среды. На нарушителя наложен штраф. Вправе ли бухгалтер учесть его при налогообложении? В пункте 2 ст. 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством предоставлено право наложения указанных санкций. Как видим, под эту норму вполне можно подвести штрафы за нарушение Закона об охране окружающей среды в части неисполнения обязанности по оплате негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому штрафы, наложенные за невнесение экологических платежей, следует исключить из расчета налога на прибыль. Но в бухгалтерском учете любые санкции относятся к прочим расходам, в связи с чем между учетом и налогообложением возникает постоянная разница, с которой по правилам ПБУ 18/02 отражается постоянное налоговое обязательство.

Штрафы, которые организация не признала и намерена оспорить, в том числе в судебном порядке, целесообразно отразить в составе оценочных обязательств. Его величина будет равна не той сумме, которую указал инспектор, а той величине, которую, может быть, заплатит организация. Если она ничего не намерена платить, то в составе оценочного обязательства можно отразить судебные и иные издержки, связанные с оспариванием вынесенного решения. Впоследствии, если дело (спор) удастся выиграть, суммы возмещения судебных расходов с проигравшей стороны будут включены в состав прочих доходов по факту признания (на основании решения суда, вынесенного в пользу организации). Но если спор будет проигран, то к оценочному обязательству, начисленному по судебным издержкам, добавятся расходы по уплате штрафа, который не удалось оспорить.

Пример 2.

Транспортная организация оштрафована на 10 тыс. руб. за неполное перечисление платежей, с чем она не согласна, так как часть транспортных средств не использовалась в перевозках. Организация намерена оспорить решение контролирующих органов в судебном порядке. Судебные издержки по предварительным подсчетам составляют 3 тыс. руб. Суд организация проиграла, не сумев доказать, что автомобили не наносили вред окружающей среде. Дополнительно к судебным издержкам пришлось заплатить ранее наложенный, но не признанный штраф.

В бухгалтерском учете транспортной организации будут сделаны такие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено оценочное обязательство по предполагаемым судебным издержкам*

3 000

Уплачена государственная пошлина

3 000

Госпошлина списана за счет оценочного обязательства

3 000

Признан штраф за неполную уплату загрязнения

10 000

Уплачены наложенные и признанные санкции

10 000

Начислено постоянное налоговое обязательство

2 000

* Уплата госпошлины включается в состав прочих затрат и учитывается во внереализационных расходах при налогообложении прибыли (пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Автор не исключает и другой, более «предусмотрительный» подход, который подразумевает, что бухгалтер начислил сразу оценочное обязательство и по оспариваемому штрафу, и по предполагаемым судебным издержкам. Ведь для этого и существуют оценочные обязательства – следуя принципу осмотрительности, признать больше расходов, которые впоследствии можно подкорректировать. (Но в рассматриваемом примере это не понадобилось, так как для организации сценарий оказался неблагоприятным.)

В бухгалтерском учете транспортной организации будут сделаны такие проводки:

Базовые нормативы платы за размещение отходов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *