Политика в отношении обработки персональных данных
1. Общие положения
Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных ООО «Ультрамар» (далее – Оператор). Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта http://ultramar.ru.
2. Основные понятия, используемые в Политике
Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники; Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных); Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу http://ultramar.ru; Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств; Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных; Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта http://ultramar.ru; Пользователь – любой посетитель веб-сайта http://ultramar.ru; Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц; Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом; Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу; Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.
3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные
Пользователя Фамилия, имя, отчество; Электронный адрес; Номера телефонов; Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других). Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.
4. Цели обработки персональных данных
Цель обработки персональных данных Пользователя — информирование Пользователя посредством отправки электронных писем. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты office@ultramar.ru с пометкой «Отказ от уведомлениях о новых продуктах и услугах и специальных предложениях». Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.
5. Правовые основания обработки персональных данных
Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте http://ultramar.ru. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).
6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных
Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора office@ultramar.ru с пометкой «Актуализация персональных данных». Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора office@ultramar.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
7. Трансграничная передача персональных данных
Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
8. Заключительные положения
Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты office@ultramar.ru. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу https://ultramar.ru/policy.
Основные грузчики минеральных удобрений в российских портах Балтики — миллиардеры Дмитрий Мазепин и Александр Жуков. Но на этот рынок активно наступают петербуржцы Андрей Бонч-Бруевич и Илья Трабер. Цена перспективы перевалки – под 50 млрд рублей в год. И основным российским производителям тут почти нет места.
Российские порты Балтики перевалили в 2018 году 11,4 млн тонн минеральных удобрений — такова статистика Администрации морских портов Балтийского моря, которая не учитывает перевалку в специальной таре — биг-бэгах и балк-контейнерах (что, по мнению экспертов, составляет еще около 2,5 млн тонн в 2018 году). Это примерно 65% всего отечественного экспорта минеральных удобрений. При средней цене перевалки $13 за тонну стоимость стивидорных услуг в этом секторе бизнеса в отечественных портах Балтики за прошлый год можно оценить примерно в $150 млн или в 10 млрд рублей. Общая стоимость минеральных удобрений, прошедших транзитом через Ленинградскую область в 2018 году, оценивается минимум в 200 млрд рублей.
Санкт-Петербург. Порт-проблема
Самый крупный объем экспорта минеральных удобрений в 2018 году Администрация морских портов Балтийского моря фиксирует в порту Санкт-Петербург. Это 7,3 млн тонн, что распределились между тремя стивидорными компаниями (на профессиональном сленге — грузчиками): АО «Балтийский балкерный терминал», АО «Морской порт Санкт-Петербург» и ПАО «Коммерческий центр, транспорт и лес».
АО «Балтийский балкерный терминал» перевалило в 2018 году почти 7,2 млн тонн минеральных удобрений. Фактически, это самый крупный терминал по перевалке этого груза в петербургском порту. Компания принадлежит ПАО «Уралкалий», контролирующему 20% мирового рынка калийных удобрений и владеющему единственным в России морским терминалом для их экспорта — это и есть АО «Балтийский балкерный терминал», максимальная мощность которого 7,4 млн тонн в год.
Компания входит в бизнес-империю миллиардера Дмитрия Мазепина, для которого 2019 год особенный. В этом году принадлежащий ему «Уралкалий» (напрямую и через ПАО «Уралхим») перестает быть единственным в России производителем калийных удобрений — его теснит холдинг «ЕвроХим», который запустил Усольский горно-обогатительный комбинат в Пермском крае.
АО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим» управляет активами EuroChem AG в России и странах СНГ. EuroChem AG — международная компания, один из крупнейших в мире производителей минеральных удобрений. Предприятия EuroChem AG производят азотные и фосфорные удобрения, а также продукцию органического синтеза и железорудный концентрат.
В настоящее время компания реализует масштабную программу по строительству аммиачных производств в России, США и Казахстане. Бенефициарами компании EuroChem AG являются российские граждане Андрей Мельниченко и Дмитрий Стрежнев.
Пока потенциал «ЕвроХима» далек от возможностей «Уралкалия» — чуть более 2 млн тонн в год против почти 12-ти. Но к 2024 году «ЕвроХим» претендует на 8 млн тонн в год с учетом запуска еще одного калийного рудника, а «Уралкалий» на 15. Так что, перспектива последнего — две трети рынка калийных удобрений России вместо привычных ему до начала текущего года 100%.
Кроме того, «ЕвроХиму» принадлежит завод по производству минеральных удобрений «Фосфорит», расположенный в Кингисеппе. Как сообщил 47news начальник отдела по связям с общественностью ООО «ПГ «Фосфорит» Александр Ковальчук, в 2018 году на заводе произведено 890 тыс. тонн минеральных удобрений, 724 тыс. тонн из которых отправлено на экспорт через порт Силламяэ, 70 тыс. тонн экспортировано через порты Санкт-Петербург и Мурманск, 28,5 тыс. тонн экспортировано по железной дороге. 62,5 тыс. тонн отправлены в страны СНГ и на внутренний рынок.
В пресс-службе правительства Ленинградской области одним из важнейших инвестиционных проектов региона называют строительство в Кингисеппе завода по производству аммиака. Завод строит еще одно предприятие группы «ЕвроХим» — ООО «ЕвроХим Северо-Запад». Новый объект будет иметь производственную мощность около 1 млн тонн товарного аммиака в год. Проект предусматривает строительство инженерных коммуникаций и склада для хранения жидкого аммиака.
Также «ЕвроХим» строит морской терминал в порту Усть-Луга, но об этом чуть позже. Сегодня Андрей Мельниченко и Дмитрий Стрежнев — основные конкуренты Дмитрия Мазепина на российском Северо-Западе.
Владелец «Уралхима» и «Уралкалия» бизнесмен Дмитрий Мазепин — серьезный и амбициозный игрок, никогда не забывающий демонстрировать уверенность в своих перспективах. Он не стесняется выдвигать требование правительству Индии о полной отмене ввозных пошлин на минеральные удобрения. Индия является вторым после Китая импортером удобрений, она не соглашается обнулять пошлины, и Дмитрий Мазепин отказывается продлять с ней долгосрочные контракты. В противостояние вмешивается «Белорусская калийная компания», которая демпингует и договаривается с индийцами о поставках удобрений по $290 за тонну. Мазепин требует не меньше $300 — и публично намекает: в Бразилии дают по 350-360.
При долге примерно в $5,7 млрд «Уралкалий» подписал прошлым летом соглашение с 11 банками из разных стран о получении кредита в размере $825 млн, что говорит о безусловном доверии к компании со стороны международных финансовых организаций. Корпорация вкладывает 50 млрд рублей в сооружение нового рудника и заявляет о строительстве масштабного логистического комплекса в Зимбабве с перспективой поставок через него в десяток африканских стран нескольких сотен тысяч тонн удобрений уже в 2019 году.
АО «ОХК «Уралхим»- один из крупнейших производителей минеральных удобрений в России. Холдинг владеет двумя терминалами в Риге и Вентспилсе, где перегружается около 2 млн тонн удобрений в год, в том числе около 0,5 млн тонн аммиака. «Уралкалий» грузит основные объемы через «Балтийский балкерный терминал» в порту Санкт-Петербург.
Предполагается, что холдинги увеличат перевалку азотных удобрений — на 2 млн тонн к 2022 году, калийных удобрений — на 2 млн тонн к 2023 году (с возможностью переваливать еще 1 млн тонн к 2024 году). К 2023 году компании собираются полностью перевести экспорт удобрений на российские порты, что полностью соответствуют текущему политическому тренду для российских экспортеров.
Неудивительно, что при таких амбициях мало единственного морского терминала, к тому же не имеющего перспектив для развития — в порту Санкт-Петербург построить что-то новое нереально. 7,4 млн тонн в год — это предел, который такую фигуру как Дмитрий Мазепин очевидно не может устраивать. Зависеть от настроений владельцев других терминалов ему тоже вряд ли хочется.
Отсюда заявка нового взрослого проекта — строительство морского перегрузочного комплекса в Ленинградской области с предварительным объемом инвестиций в 50 млрд рублей. Такие планы были анонсированы пресс-службой губернатора Александра Дрозденко после его переговоров с заместителем министра транспорта РФ Юрием Цветковым в конце января 2019 года. Область заявила о готовности предоставить площадку в любом своем порту. Эксперты же видят наиболее перспективными Усть-Лугу и Высоцк, что имеют достаточные глубины и хорошую железнодорожную инфраструктуру. Мощность будущего терминала официально не объявлялась, но знающие рассуждают про 2 млн тонн в год.
Сегодня Мазепин контролирует почти 100% экспорта минеральных удобрений в порту Санкт-Петербург.
АО «Морской порт Санкт-Петербург» перевалило в 2018 году примерно 0,1 млн тонн минеральных удобрений. Это единственная компания, которая сочла возможным опубликовать подробную статистику грузооборота на своем официальном сайте.
«Морской порт Санкт-Петербург» входит в UCL Holding (Universal Cargo Logistics Holding). Позиционирует себя как международная транспортная группа, хотя в качестве активов называет исключительно российский бизнес: железнодорожный оператор АО «Первая Грузовая Компания», стивидорные компании АО «Морской порт Санкт-Петербург», ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», ООО «Универсальный перегрузочный комплекс», Туапсинский и Таганрогский морские порты, Волжское и Северо-Западное пароходства. СМИ причисляют UCL Holding к бизнес-конструкции миллиардера Владимира Лисина.
Почти незаметной на фоне «Балтийского балкерного терминала» и «Морского порта Санкт-Петербург» выглядит статистика перевалки минеральных удобрений в 2018 году на терминале ПАО «Коммерческий центр, транспорт и лес» — 0,03 млн тонн.
Деловые СМИ полагают, что КЦТЛ полностью контролируется Александром Абросимовым и членами его семьи. Сам господин Абросимов — исключительно публичная фигура. С 2012 по 2014 год он возглавлял петербургское отделение «Деловой России», с марта 2014 года является уполномоченным по защите прав предпринимателей Петербурга. Его последние публичные проявления связаны с инициативой Смольного навести порядок на рынке нестационарной торговли. Александр Абросимов в этой кампании мягко оппонировал городским властям.
Структура участников рынка перевалки минеральных удобрений в порту Санкт-Петербург выглядит так:
Эксперты полагают, что в нынешних географических границах у порта Санкт-Петербург нет перспектив для развития. Подтверждение тому — многократные и пока неэффективные высказывания чиновников о необходимости переноса его мощностей за пределы городского центра. Петербургскому же порту (исторической его части) прочат статус большой градостроительной проблемы. Можно считать, что переваленные там в 2018 году 7,3 млн тонн минеральных удобрений — почти предел (в 2017 году было 8,1 млн тонн). Впрочем, если какой-либо из ныне действующих там терминалов поменяет профиль деятельности, то ситуация с экспортом минеральных удобрений в петербургском порту может измениться.
Усть-Луга. Порт надежд
По данным Администрации морских портов Балтийского моря, в порту Усть-Луга в 2018 году перевалено около 3,6 млн тонн минеральных удобрений. Это в 2 раза меньше, чем в порту Санкт-Петербург, но, в отличие от последнего, в Усть-Луге видна перспектива для развития.
ООО «Европейский серный терминал» на 100% принадлежит зарегистрированной на Кипре компании Liamova Holding Limited. Других знаний относительно его владельцев «СПАРК-Интерфакс» не дает, погружение же в архив официального портала Республики Кипр показывает, что Liamova Holding Limited на 99% принадлежит компании Riverhill Limited из Британских Виргинских островов и на 1% кипрской Chanteclair Secretarial Limited. Эти знания не дают понимания бенефициара ЕСТ, поэтому придется верить крайне редким публикациям в деловых СМИ, которые считают таковым миллиардера Александра Жукова. В медиапространстве Жукова называют тестем Романа Абрамовича.
Он — совершенно закрытая фигура. Увлекается конным спортом, владеет конноспортивным клубом «Алискино», расположенным на 400 гектарах в Можайском районе Московской области. Жукова считают обладателем активов в Подмосковье, на Украине и в Великобритании. Из портовых активов ему приписывают балкерный терминал в украинском порту Черноморск.
Проектная мощность терминала ООО «ЕСТ» составляет 9,5 млн тонн минеральных удобрений в год — это следует из информации, опубликованной на его сайте. В июне 2018 года компания подписала долгосрочное соглашение с холдингом «Акрон» о ежегодной перевалке 700 тыс. тонн удобрений. Соглашение действует с 1 января 2019 года. В медиапространстве об этом стало известно от «Акрона» — ЕСТ стабильно придерживается политики информационной изоляции. На редакционный запрос 47news там не отреагировали.
Переваленные компанией 2,4 млн тонн минеральных удобрений в 2018 году составляют примерно 23% его возможностей. Учитывая соглашение с «Акроном», можно констатировать: «Европейский серный терминал» не только наиболее мощный комплекс по перевалке минеральных удобрений в порту Усть-Луга, но и самый активно развивающийся.
ООО «Смарт Балк Терминал» располагается на территории перегрузочного комплекса «Юг-2», который принадлежит пребывающему в стадии банкротства ОАО «Транспортно-логистический комплекс». 76,55% акций ТЛК принадлежат логистической компании «Новотранс» уральского миллиардера Константина Гончарова, но сам «Юг-2» контролируют ООО «Новые коммунальные технологии» (единственный кредитор ТЛК) и АО «Морской торговый порт Усть-Луга». Обе компании входят в бизнес-империю петербургского миллиардера Ильи Трабера. Отсюда перевалка грузов на мощностях «Смарт Балк Терминала» осуществляется в рамках договоров подряда с этими двумя компаниями.
ООО «Смарт Балк Терминал», по данным «СПАРКа», на 70% принадлежит ПАО «ФосАгро» и на 30% петербургскому ООО «Ультрамар» Андрея Бонч-Бруевича. Проектная мощность комплекса оценивается в 3 млн тонн в год. Официальные сведения о компании имеются лишь на сайте «Ультрамара» — там «Смарт Балк Терминал» позиционируется как комплекс, созданный специально для перевалки минеральных удобрений «ФосАгро». Но на сайте «ФосАгро» в разделе «Предприятия группы» упоминания о нем отсутствуют.
Пока нет подтверждений обратного, мы считаем, что компании Трабера переваливают минеральные удобрения на мощностях «ФосАгро», что само по себе говорит об очень серьезной перспективе терминала на рынке экспорта удобрений в порту Усть-Луга.
«ФосАгро» — крупный федеральный холдинг, который, по статистике Российской ассоциации производителей минеральных удобрений, занимает около 20% отечественного рынка этой продукции, а также первое место в Европе и третье в мире по производству фосфорсодержащих удобрений. «ФосАгро» принадлежит членам семьи миллиардера Андрея Гурьева и ректору Санкт-Петербургского горного университета Владимиру Литвиненко (19,32%). Владельцы «ФосАгро» — регулярные участники рейтингов Forbes: Владимир Литвиненко как самый богатый ректор российского вуза, Евгения Гурьева (4,82%) как участница ТОП-10 самых богатых женщин России. Гурьевы традиционно близки к власти светской и духовной — они являлись членами Афонского клуба, когда он был в тренде у российской политической элиты (Андрея Гурьева «Новая газета» называла «главным по святыням», а в конце прошлого года «ФосАгро» заявил о финансировании строительства первого православного храма в Сингапуре).
«ФосАгро» успешен, регулярно вкладывается в новые производства и произвел 9 млн тонн минеральных удобрений и кормовых фосфатов в 2018 году (+7,6% к позапрошлому году). Из этих 9 млн тонн — 2,4 млн были проданы на внутреннем рынке, остальное ушло на экспорт, основные направления которого Европа, Латинская Америка и Индия. 1,2 млн тонн минеральных удобрений, которые перевалены на усть-лужском терминале «Юг-2» в 2018 году, составляют примерно 8% всего экспорта «ФосАгро».
Кроме того, в Волховском районе Ленинградской области располагается один из четырех входящих в холдинг заводов по добыче и производству минеральных удобрений «Метахим», показатели производства которого в 2018 году не раскрываются.
В компании «ФосАгро» автору статьи сообщили: «В настоящее время завершается конкретизация деталей проекта по развитию производственного комплекса в Ленинградской области объемом инвестиций до 25 млрд рублей. Все подробности раскроем в ближайшее время. Основная цель проекта — наращивание валового выпуска фосфорных минеральных удобрений, обладающих высокой доходностью в условиях логистических преимуществ АО «Метахим». Проект позволит увеличить переработку апатитового концентрата на миллион тонн в год и, как минимум, в 5 раз нарастить выпуск товарной продукции, в том числе удобрений, фосфорной и серной кислот. Прирост выпуска удобрений по Группе «ФосАгро» только за счет реализации данного инвестиционного проекта может составить до 10%. Его планируется реализовать в течение трех лет за счет собственных и заемных средств».
Второй владелец «Смарт Балк Терминала» ООО «Ультрамар» принадлежит петербургскому бизнесмену Андрею Бонч-Бруевичу. В ноябре 2018 года он заинтересовал СМИ планами по строительству в порту Усть-Луга очередного терминала по перевалке минеральных удобрений мощностью 12 млн тонн в год, гарантированные поставки для которого заранее пообещал «Уралхим» того же Дмитрия Мазепина. В частности, речь идет об удобрениях, которые сейчас холдинг переваливает в портах Латвии. Для последней это означает экономический шок: по данным агентства «Регнум» со ссылкой на латвийскую Dienas Bizness, латвийские «дочки» «Уралкалия» и «Уралхима» лидируют по обороту в Латвии по итогам 2017 года. Да, экономическая политика России имеет именно такой вектор.
Впрочем, и тут Дмитрия Мазепина теснит «ЕвроХим» Андрея Мельниченко и Дмитрия Стрежнева. Холдинг продолжает реализацию проекта строительства терминала по перевалке минеральных удобрений мощностью в 5 млн тонн в год в порту Усть-Луга — компания, по данным 47news, уже выбрала участок, сделала ТЭО и теперь занимается планировочными работами и предпроектом. Ранее компания заявляла о приостановке проекта из-за проблем с инженерными коммуникациями.
Сегодня в порту Усть-Луга этот вид экспорта контролируют три статусные персоны: Александр Жуков на «Европейском серном терминале» и Андрей Гурьев с Андреем Бонч-Бруевичем через «Смарт Балк Терминал» на «Юге-2» Ильи Трабера. Принадлежащее последнему на 26% ООО «Приморский УПК» планирует построить в порту Приморск крупный многопрофильный терминал, на котором, в частности, предполагается переваливать до 7 млн тонн минеральных удобрений в год — но этот проект в будущем.
Выборг. Порт незаметный
В порту Выборг, где работает единственный стивидор — ООО «Порт Логистик» — в 2018 году экспортировано чуть более 0,5 млн тонн минеральных удобрений. Мы уже писали, что ООО «Порт Логистик» на 100% принадлежит петербургскому же ООО «Порт Выборг». Владельцы последнего – три малоизвестных физика. Им принадлежат 40%, 40% и 20% долей «Порта Выборг» соответственно.
Калининград. Порт забытый
В порту Калининград в 2018 году перевалено 9,2 тыс. тонн минеральных удобрений, что составляет менее 0,1% от всего экспорта удобрений в российских портах Балтики. Стивидор — «Калининградский морской рыбный порт», Калининградский филиал ФГУП «Нацрыбресурс». Такова статистика Администрации морских портов Балтийского моря. Она выглядит неожиданно ничтожной — в Калининграде располагается терминал ООО «Андрекс», которое входит в бизнес-систему одного из крупнейших игроков рынка минеральных удобрений России ПАО «Акрон».
В 2018 году «Акрон» произвел около 6,2 млн тонн минеральных удобрений. Он занимает 15-17% российского рынка аммиака (около 2,6 млн тонн в год), при этом около 20% всего российского аммиака продается за границей. Эксперты считают, что сопоставимые с «Акроном» свободные объемы аммиака есть в России только у «Уралхима» Дмитрия Мазепина.
В группу «Акрон» входят предприятия по производству удобрений в Великом Новгороде и Смоленской области, она ведет добычу фосфатного сырья в Мурманской области, реализует проект по разработке калийного месторождения в Пермском крае. Группе принадлежат три морских терминала (два в эстонских портах Мууга и Силламяэ и один в российском порту Калининград), сбытовые сети в России и Китае. Основной владелец «Акрона» — миллиардер Вячеслав Кантор.
Суммарная мощность эстонских терминалов «Акрона» составляет 4,5 млн тонн, мощность терминала в Калининграде – 0,9 млн тонн. Между тем, в прошлом году «Акрон» никак не проявлял себя применительно к порту Калининград, что странно, если учесть активность компании и пришедшееся как раз на 2018 год смещение ее производственных мощностей на российский северо-запад.
Это случилось после того, как на мировом рынке минеральных удобрений обозначилась тенденция спада поставок из Китая. Конкретно для «Акрона», около 80% продукции которого ориентировано на экспорт в 65 стран мира, «китайский провал» сместил приоритеты инвестиций со смоленского завода на завод в Великом Новгороде. Что автоматически направляет экспортный вектор бизнес-группы в порты Балтики.
Компания заявила о 6 млрд рублей инвестиций в развитие новгородского предприятия — речь идет о новых установках по производству смешанных удобрений, гранулированного карбамида и расширении производства азотной кислоты.
До сих пор «Акрон» производил смешанные удобрения только в Смоленской области, но региональный спрос там упал, а за границей, наоборот, вырос — основные рынки сбыта смешанных удобрений — Бразилия и Индия. Из Новгорода возить их в балтийские порты в три раза ближе, чем из Смоленска. Мощность будущего производства – 0,6 млн тонн в год.
Установка по выработке гранулированного карбамида должна выпускать по 0,7 млн тонн в год. В 2017 году 95% произведенного «Акроном» карбамида ушло в Европу и Африку — уместно предположить, что большая часть новых 0,7 млн тонн отправятся через балтийские порты туда же. Два новых агрегата по производству азотной кислоты будут производить почти 0,3 млн тонн в год.
Все три заявленных в прошлом году новгородских проекта «Акрон» собирается запустить в 2019 году. Впрочем, про смоленский завод в «Акроне» тоже не забывают — в этом же году там предполагается увеличить мощность аммиачного производства на 20%. Между тем, о поставках продукции «Акрона» на его собственный терминал в порту Калининград сообщений не было — все выглядит так, будто в последнее время терминал существует только на сайте холдинга. Зато деловые издания активно обсуждали заключенное в 2018 году соглашение между «Акроном» и расположенным в порту Усть-Луга ООО «Европейский серный терминал». Оно предполагает поставку 0,7 млн тонн минеральных удобрений в 2019 году. На редакционный запрос 47news в «Акроне» не отреагировали.
В морских портах Балтийского моря почти 64% перевалки минеральных удобрений (11,4 млн тонн в 2018 году) приходятся на вертикально-интегрированные федеральные холдинги, которые сами же эти удобрения и производят. Остальную часть экспорта этой продукции берут на себя «грузчики» — стивидорные компании, готовые переваливать любые грузы в рамках собственных возможностей и пожеланий заказчиков.
Но в случае реализации заявленных инфраструктурных проектов и выхода действующих на максимальную мощность, расстановка сил на рынке перевалки минудобрений в российских портах Балтики сегодня видится примерно так:
В пользу данной перспективы говорит не только политика перевода российского экспорта из прибалтийских портов в российские, но и запрет правительства Украины на импорт российских минеральных удобрений. Так что в этом случае международная политика, похоже, идет на пользу региональной экономике.
Германия готова оказать Вашингтону финансовую помощь для строительства на своей территории двух СПГ-терминалов в обмен на лояльность американцев касательно строительства «Северного потока–2», пишет немецкое издание Die Zeit.
Сообщается, что министр финансов ФРГ Олаф Шольц 5 августа позвонил своему американскому коллеге Стивену Мнучину, заявив, что правительство Германии обеспокоено угрозами Вашингтона ввести санкции против компаний, занимающихся строительством газопровода.
По словам Шольца, такие действия Вашингтона «серьезно нарушают европейский энергетический суверенитет» и могут грозить нескольким европейским компаниям, участвующим в проекте, «разорением».
Глава немецкого Минфина рассказал, что у него есть предложение для США под названием Non-Paper Germany.
В неофициальном документе Берлин предлагает Вашингтону финансовую поддержку в размере до 1 млрд евро. Речь идет о строительстве двух СПГ-терминалов в портах Брунсбюттеля и Вильгельмсхафена. Таким образом, американский сжиженный газ смог бы получить доступ на европейский рынок.
Однако взамен этого США не должны были препятствовать строительству и дальнейшей эксплуатации «Северного потока–2». Помимо этого, Вашингтон обязывался соблюдать лояльность долгосрочной поставке газа через Украину, которая будет получать миллиардную прибыль от транзита. Вдобавок Германия продолжит поддерживать Польшу средствами из бюджета ЕС в ее стремлениях построить газопровод и новый СПГ-терминал для американского газа. Все это Шольц назвал «тремя столпами» на пути достижения компромисса с США.Европа в ступоре. Что будет в случае краха «Северного потока–2»
Документ был составлен еще до отравления российского оппозиционера Алексея Навального. Напомним, ряд западных политиков призывают остановить реализацию газопровода из-за якобы отравления Навального российской стороной.
Между тем пока неизвестно, актуально ли еще предложение Германии. Министерство финансов и Госдепартамент США отказались комментировать инициативу Берлина.
Однако 24–25 сентября состоится саммит ЕС, на котором европейские страны должны будут огласить свое предварительное решение по газопроводу.
Трубе «зеленый свет»
Ранее в бундестаге Германии отказались голосовать по остановке проекта «Северный поток–2». Большинство парламентариев выступили против предложения партии «Зеленые» прекратить строительство газопровода. Теперь инициативу будет рассматривать профильный комитет.
По мнению директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, европейские страны, прежде всего, сами заинтересованы в реализации проекта «Северный поток–2», из-за чего они вряд ли станут от него отказываться.
«За «Северным потоком–2» стоят большие европейские капиталы, и это совсем другая история. Одно дело – поиграть в «акт Магнитского», который никого не затрагивает, другое дело – наступать на свои же компании, на своих же инвесторов, которые вложили миллиарды евро в этот проект. И они будут получать доходы с этого проекта», – рассказал Пикин порталу Baltnews.
Эксперт добавил, что необходимо «разделять политику и экономику».
«Северный поток» – это чисто экономика, направленная в первую очередь на европейцев, на европейские компании и европейских потребителей, поэтому здесь никто не готов так ярко жертвовать этим направлением», – подчеркнул Пикин.