Авторские права знак

Авторский знак и знак охраны авторского права: ключевые особенности

От символа авторской защиты нужно отличать авторский знак, который чаще всего применяется для систематизации библиотечных процессов. Авторский знак, известный также под наименованием кеттеровский, будет определен соответственно со специализированными авторскими план-схемами, и станет основой для библиотечного шифра хранения.

Знак авторского права «©» произведен от английского слова «Копирайт», что означает право копирования. Впервые данное графическое изображение появилось в Конвенции авторского права от 1952 года (редакция 1971 года). Впрочем, все страны, которые в итоге присоединились к данному международному пакту, так и не ввели требование об обязательном установлении знаков защиты авторских прав.

В нашей стране знаки авторского права регламентируются положениями ст.1256 ГК РФ.

Здесь обозначено, что знак охраны авторского права обладает определенными правовыми механизмами, и потому признается охраняемым на высшем уровне. Что же касается общепризнанной смысловой нагрузки, то она устанавливается в ст.1271 ГК РФ, и утверждает, что в некоторых ситуациях использование значка является обязательным. В частности, авторский знак должен присутствовать на таких материалах:

  1. На картах и схемах, выполненных в реальном географическом масштабе. Данное правило относительно знаков установлено в 2008 году согласно приказа Федерального агентства геодезии.
  2. В исходных данных непериодических изданий СМИ, которые составляют авторский лист. В отношении данной категории авторских знаков норматив был установлен в 1993 году при активном содействии Мининформпечати.

Авторский знак и его составные элементы

Авторское право, и, следовательно, авторский знак, появляется в результате создания некого произведения, признанного результатом интеллектуального труда. При этом, совершенно не обязательно регистрировать произведение или соблюдать ряд формальностей в отношении знаков.

Авторский знак будет проставлен по договоренности с издателем или по самостоятельному решению.

Состав авторского знака утвержден на высшем государственном уровне. Потому, если некоторые правила не будут соблюдены, знак не будет иметь никакой правомочности. Согласно действительным правилам, авторский знак будет складываться из нескольких элементов:

  1. Непосредственно графический символ копирайта — «©». Так как у некоторых пользователей возникает сложность с проставлением данного знака, можно встретить более упрощенный вариант – (с). Значок имеет десятичный кол 169 в Unicode, что дает возможность для его отображения использовать любые мнемоники. Также для пользователей Windows доступна определенная комбинация, позволяющая установить знак авторского права. Необходимо нажать клавишу ALT, и удерживая ее последовательно на боковой цифровой клавиатуре ввести в авторский лист числовое значение 0169. Как только пользователь отпустит клавишу, на странице появится соответствующий знак. Только сделать это нужно быстро, так как сколько прошло времени будет зависеть от появления символа.
  2. Наименование юридического или физического лица, в отношении которого определяется авторское право. Чаще всего требуется, чтобы указывались инициалы автора и его полная фамилия, а касательно компаний – полное наименование с кратким обозначением формы собственности (ООО, ОАО, ЗАО и т.д.)
  3. Если авторский знак устанавливает охрану не самого контента, а лишь его оформления, перевода или сопроводительного текста, тогда нужно будет обозначить конкретный объект правовой защиты. Если же права установлены в отношении основного контента, тогда объект защиты обозначен отдельно не будет, и авторский лист будет чистым.
  4. Год, когда контент был впервые опубликован и стал доступен для широкой аудитории. При этом, само слово «год», или его сокращение может не использоваться.

Примерами правильного оформления будут считаться:

  • © И.И. Иванов, 2017;
  • © ЗАО «Ивушка», 2000-2017;
  • © Иванов И.И., перевод на русский язык, 2017.

Иные варианты исполнения не будут нести никакой правомочности, и по сути, не сделают уникальный контент, а вместе с ним и авторский лист предметом защиты авторского права.

Правовые особенности использования авторского знака

Нередко у пользователей возникает вопрос, обязательно ли применять знак авторского права, чтобы избежать плагиата своего произведения. Как утверждают эксперты, вполне допускаются ситуации, когда знаков не потребуется, за исключением ситуаций, оговоренных на законодательном уровне.

Даже если авторский знак не будет стоять на контенте, произведение не может быть лишено авторско-правовой защиты на основании российской законодательной базы и действительной Конвенции об авторском праве (нарушение авторских прав регламентируется статьей). По сути, авторский лист будет выступать всего лишь графическим подтверждением того, что автор публично заявляет о своих правах, и сам по себе символ никаких дополнительных прав авторства и сопряженных с ним устанавливать не будет.

Ефремов Роман

Есть куча мифов про авторское право, товарные знаки и значки. Кого бы я ни спрашивал, все считают себя правыми и готовы спорить до потери пульса, пока их не отошлёшь к официальному источнику.

Но для начала, давайте определимся с понятиями. Авторское право не имеет ни какого отношения к товарным знакам. И рассматривать их нужно совершенно по-разному. Что я и сделаю.

Авторское право

Всё ниже перечисленное – не правильно:

  • Если нет значка ©, то произведение не защищено авторским правом.
  • Если не указан автор, то произведение не защищено авторским правом.
  • Авторские права нужно регистрировать.

Итак, Федеральный закон РФ об авторском праве и смежных правах устанавливает такое понятие, как презумция авторства, то есть авторское право возникает в момент создания произведения:

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. (Ст. 9.1)

Так зачем же тогда нужен этот значок – ©? А просто чтобы сказать, что автор произведения – вы.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности: ©;
имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
года первого опубликования произведения. (Ст. 9.1)

Всё теперь понятно? То есть вы – автор своих произведений в любом случае, стоит © или нет, указано ваше имя или нет. И вы имеете право распоряжаться своим авторским правом как вам захочется.

Частый вопрос – можно ли использовать картинки, найденные в интернете, на которых не указан автор? Нет. Без разрешения автора (или, например, явного указания того, что эти картинки используются по такой-то лицензии) использовать их нельзя.

Авторское право можно официально “закрепить”. Эти занимаются соответствующие органы. Например, программы для ЭВМ регистрируются в Роспатенте. (Опять же, регистрировать не обязательно, вы в любом случае будете автором). Для чего нужна регистрация? Пригодится для разбирательств, ибо:

При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. (Ст. 9.2)

То есть, если кто-то указал себя автором вашего произведения, вам придётся предоставить доказательства того, что настоящий автор – это вы. Доказательство – это, естественно, не обязательно регистрация, но она очень поможет.

Интересно, что в России личные неимущественные авторские права:

право признаваться автором произведения (право авторства);
право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

нельзя продать или уступить – они сохраняются, даже если вы отдаёте исключительное право на использование произведения. В США это не так – вы можете продаться полностью

Товарные знаки

Они регулируются другим законом РФ – “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”. Товарные знаки надо регистрировать. Если вы не зарегистрировали своё название, то у вас нет исключительных прав на его использование.

Значок ® нам сообщает о том, что марка зарегистрирована:

Правообладатель может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы «R» или R в окружности (®) либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак», указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации.

Как уже ясно из текста, если не указана эта ®, то это ещё не значит, что марка зарегистрирована. Так же, как и наоборот – если я напишу Хрен ®, то это ещё не значит, что я являюсь владельцем товарного знака Хрен.

TM – это синоним ® (в российском законодательстве).

Ну а если хотите ещё почитать про эту тему, отправляю к Тёме Лебедеву: часть 1, часть 2.

Какими правами наделен правообладатель?

• Право пользования. Это возможность правообладателя товарного знака размещать его на самой продукции, ее бирках и этикетках, тароупаковочных материалах, использовать в оформлении витрин и вывесок, в деловой документации, демонстрировать на выставках, применять в рекламе, на интернет-сайтах, при выполнении работ и оказании услуг.

Использование в некоторой мере зависит от классов МКТУ. Допустим, товарный знак предназначен для маркировки кондитерских изделий. Тогда собственник может размещать его на товарах (например, на печенье), на обертке сладких лакомств, а также на документах, сопровождающих доведение подобных товаров до потребителей (инвойсы, товарные накладные, скидочные купоны на продукцию, чеки и прочее), рекламировать свою продукцию, продвигать ее в Интернет и прочее.

• Право распоряжения. Это возможность определять судьбу зарегистрированного обозначения. Например собственник может продать его или передать в пользование третьим лицам на основании лицензии или под своим контролем без заключения договора (если речь идет, например, об аффилированных структурах, простом товариществе, размещении заказов на производство товаров для правообладателя).

Отчуждение означает полную передачу исключительного права на знак другому лицу. Когда знак отчуждается целиком, речь идет о полной уступке, а в отношении части товаров (услуг) — о частичной. При частичном отчуждении появляется выделенная регистрация, которой присваивается новый номер и выдается новое свидетельство.

Важным условием регистрации уступки является отсутствие введения потребителей в заблуждение в результате смены собственника товарного знака. Оснований, чтобы признать отчуждение прав вводящим в заблуждение, очень много: от совпадения словесной части знака с оригинальной частью фирменного наименования бывшего правообладателя, до попытки разделения между продавцом и покупателем однородных товаров (например, если владелец знака пытается уступить его для бренди, сохранив за собой виски).

Разрешением использовать знак является предоставлением Лицензиату (компании или предпринимателю) права использования зарегистрированного обозначения определенными способами. Объем правомочий устанавливается договором (лицензионный договор).

Правообладатель может предоставить исключительную лицензию (в таком случае он теряет право выдачи аналогичных разрешений третьим лицам и сам не имеет права использовать знак, во время действия лицензии, если иное не предусмотрено сторонами договора) либо неисключительную лицензию (тогда право использовать знак и выдавать лицензии у собственника сохраняется).

Владелец бренда может обеспечить свои обязательства его залогом, что приобретает особую популярность в последнее время. Для заключения договора залога требуется провести предварительную оценку стоимости знака.

Важно: все договоры в отношении зарегистрированных знаков заключаются в письменной форме, а сам факт распоряжения должен быть зарегистрирован Роспатентом и внесен в реестр.

• Право на защиту. Правообладатель товарного знака имеет монополию на принадлежащее ему обозначение и его право является абсолютным. Это означает, что третьи лица не могут в своей хозяйственной деятельности использовать чужие товарные знаки, равно как и очень сходные обозначения под угрозой наступления негативных последствий, включая административную, гражданскую и даже уголовную ответственность.

Обязанности, которые возлагаются на правообладателя

На собственнике знака, фактически, лежит единственная обязанность — использовать свой бренд. Получив абсолютную монополию, владелец обозначения должен маркировать им продукцию, указывать знак в документации, т.е. использовать любым не запрещенным способом, о которых мы рассказывали выше.

Если использование в течение 3-х лет после регистрации отсутствует, третье лицо может обратиться с заявлением о прекращении охраны знака в связи с неиспользованием. Такие исковые заявления рассматривает Суд по интеллектуальным правам. Истец должен доказать заинтересованность. Чаще всего заинтересованными лицами признаются компании, которые ведут бизнес в той же хозяйственной сфере, что и владелец обозначения.

Доказывать правомерное использование должен правообладатель. Но вопрос надлежащего использования спорный и непростой.

Важно: не все использование будет признано судом надлежащим. Выпустить две плитки шоколада в качестве подарков для сотрудников компании не будет признано достаточным использованием знака, зарегистрированного для кондитерских изделий. Оно не должно быть номинальным, и обязательно должно быть сопряжено с введением товара в оборот.

Если правообладатель не докажет использование своего обозначения, то может лишиться исключительного права на знак. Такие последствия неиспользования должны мотивировать не просто регистрировать обозначения, а делать это с целью их дальнейшего реального использования, что обусловлено их главным назначением — индивидуализировать товары.

Если вам необходима консультация по вопросам правомерного и надлежащего использования товарного знака или по вопросам их распоряжения, юристы ООО “Линкмарк” ответят на любые вопросы и помогут решить ваши задачи.


Получить консультацию

linkmark.ru — это современная и удобная система поиска зарегистрированных и заявленных на регистрацию товарных знаках, как российских, так и международных. Поиск осуществляется мгновенно, а результаты формируются в виде списка обозначений с актуальными статусами на текущую дату.

Что будет с товарным знаком при реорганизации компании?

При реорганизации компании право на товарный знак приобретает правопреемник реорганизованной компании (ст. 1241 ГК РФ). Это происходит так же, как и при наследовании, то есть без заключения договора. При слиянии право перейдет к новому юридическому лицу, при присоединении — к тому, к которому присоединилась организация, при преобразовании — к юридическому лицу с новой организационно-правовой формой (ст. 58 ГК РФ). Только при разделении или выделении товарный знак переходит сразу к нескольким лицам. Это определяется передаточным актом. Тогда новые владельцы могут зарегистрировать коллективный товарный знак (ст. 1510 ГК РФ).

Произошедшие при реорганизации изменения нужно зарегистрировать в Роспатенте. В качестве подтверждения Вы вправе предоставить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Но это необязательно, потому что Роспатент может запросить такие сведения самостоятельно.

Важно, что правовая охрана знака может быть прекращена по иску заинтересованного лица, если будет доказано, что переход товарного знака вводит потребителей в заблуждение (Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 11 декабря 2014 г. № С01-996/2014).

Смоделируем достаточно стандартную ситуацию

Дизайнер Вася работает в каком-нибудь ООО «Фешн». Вася — талантливый дизайнер, но ленивый работник: вечно опаздывает, срывает сроки дедлайна, при этом пожимает плечами, говорит, что он человек творческий. В какой-то момент директору ООО «Фешн» Дмитрию Ивановичу вся эта история надоедает, и вот уже Вася с трудовой книжкой оказывается без работы.

Проходит полгода, и тут Вася на прилавке магазина видит продукцию ООО «Фешн» с использованием его дизайна. Почему? Это он же в обед в творческом приступе набросал. Никому ничего не передавал. Вася бежит к адвокату и заявляет о краже. Адвокат разводит руками: «Это, батюшка, служебное произведение». И Вася остается с носом.

А бывает другая ситуация. Тот самый Дмитрий Иванович, директор, ООО «Фешн» даёт Васе задание: «Вася, нарисуй дизайн упаковки шампуня «Свежесть», Вася отрисовывает. А потом Вася приходит домой и на своем домашнем компьютере рисует дизайн упаковки шампуня «Fresh».

А потом наш прозорливый Вася, после того, как его уволили, идет к конкурентам — в ООО «TopFashion» и отдает им дизайн шампуня «Fresh». Конкуренты вышли на рынок первыми с этой продукцией, а ООО «Фешн» свой рынок уже не взяли.

Коллеги юристы сразу же скажут, что надо регистрировать товарный знак и промышленный образец. Давайте, сначала разберемся с авторскими правами работников и работодателей.

Если вы работодатель, то первое, что вы должны понять, что ваши возможности по ограничению ваших работников, как бы вам этого хотелось, не безграничны. Но кое-что вы все такие сделать сможете.

По общему правилу, установленному ст.1295 Гражданского кодекса РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю.

Служебное произведение — это произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Разбираемся по пунктам, какие меры необходимо предпринять, чтобы защитить свои права.

1. Пропишите особые условия в трудовом договоре

Ваши трудовые договоры с «творческими» сотрудниками должны несколько отличаться от договоров с остальными сотрудниками. В частности, в обязанности работника необходимо включить создание объектов авторского права (если есть понимание, то можно указать каких конкретно). Сделайте акцент на том, что создаваемые работником произведения признаются служебными.

Например, мы предложили бы вам вот такую формулировку:

«Исключительное право на любые произведения, созданные работником в пределах выполнения трудовых обязанностей (служебные произведения), принадлежит работодателю. Авторское вознаграждение за использование служебного произведения любыми способами выплачивается работнику ежемесячно (либо по факту создания произведения) в размере ______ рублей».

В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 размер и порядок выплаты авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения устанавливаются договором автора с работодателем.

Размер вознаграждения можете быть любым, хоть 100 рублей, но учтите, что данная сумма не может быть включена в заработную плату или являться ее составной частью. Это подтверждается и судебной практикой.

Так, в Постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 30.11.2016 N 44г-157/2016 судом указано, что «нельзя согласиться с выводом суда о том, что вознаграждением истца за написание им книги в рамках трудовых отношений являлась получаемая им заработная плата. Требуемое истцом вознаграждение предусмотрено нормами не трудового, а авторского права и не может замещаться выплатой заработной платы».

Если по каким-то причинам вносить такие условия не хотите, то оформите их в виде разового задания, которое можно оформить дополнительным соглашением к его трудовому договору с указанием трудовой функции по созданию произведения. Также можно издать приказ руководителя организации, в котором расписать, какая именно деятельность поручается работнику и что должно стать ее результатом.

Если вдруг в трудовом договоре есть прямое указание на то, что исключительное право на служебное произведение принадлежит работнику, то вам просто необходимо для использования произведения заключить с работником лицензионный договор или договор отчуждения (в зависимости от того, до чего удастся договориться).

Не смотря на то, что по закону (если договором не предусмотрено иное) созданное по заданию работодателя произведение будет служебным и принадлежать вам, лучше перестраховаться и подписать с работником акт о создании произведения и передачи исключительных прав на него вам.

В акте обязательно должно присутствовать детальное описание передаваемого объекта авторских прав (если, например, это какие-то эскизы будущих упаковок сделайте их приложением, если это программа для ЭВМ опишите ее функциональное назначение, технические характеристики и материальный носитель, на котором она передается и так далее), дату составления произведения, дату составления акта и подписи обеих сторон.

В качестве подтверждения выплаты авторского вознаграждения, в акте можно также указать, что соответствующая сумма была выплачена сотруднику.

2. Четко проработайте ваши должностные инструкции

Помимо вашего трудового договора имеет смысл уделить особое внимание должностным инструкциям с вашими творческими сотрудниками. Опишите в них, что в обязанности работника входит создание результатов интеллектуальной деятельности и упомяните еще раз про служебность создаваемых произведений, чтобы сотрудник осознавал, что все, что он создаст — будет принадлежать вам как его работодателю.

Не поленитесь и пропишите в должностной инструкции какие конкретно объекты авторского права может создать ваш работник в рамках выполнения им своих трудовых обязанностей.

Например, если ваш юрист по вечерам после работы в офисе пишет книгу на офисном компьютере — вы на нее претендовать не можете, если это напрямую не входит в его трудовые обязанности и не предусмотрено его должностной инструкцией.

Также желательно в должностной инструкции прописать от кого сотрудник может получать служебные задания. Правильно оформленное служебное задание, данное уполномоченными на то лицами, является отличным доказательством при признании «служебности» созданного работником произведения.

4. Проработайте положения о коммерческой тайне в вашей компании

Ваш сотрудник похвастался другу в баре своим новым классным дизайном упаковки для вашего нового продукта, а конкуренты потом выпустили точно такой же с некоторыми изменениями? Наличие у вас исключительных прав на служебное произведение это, конечно, здорово, но умные конкуренты не обязательно сделают тоже самое, они могут позаимствовать идею дизайна.

Дабы избежать таких ситуаций, или в случае их наличия привлечь к ответственности виновных, проработайте в вашей компании Положение о коммерческой тайне. В нем должен четко содержаться перечень сведений, относящихся к конфиденциальной информации — включите в него обязательно все то, что представляет для вас коммерческую ценность и что не может разглашаться сотрудниками третьим лицам.

Ознакомьте сотрудников с Положением под подпись и позаботьтесь о проставлении грифов «Коммерческая тайна» (с указанием наименования вашей организации и ее юридического адреса) на всех документах (как электронных, так и бумажных) и на материальных носителях, содержащих конфиденциальные сведения.

Установление режима коммерческой тайны в организации довольно объемная и кропотливая работа, требующая четкой фиксации, ведения журналов, издания приказов и многое другое, но наличие всего этого обеспечит вам неплохое подспорье в судебном разбирательстве по данному вопросу.

Выводы

Резюмируя вышесказанное, может показаться, что выполнить все условия сложно, долго и невозможно. Сложность задачи будет зависеть от запущенности вашей ситуации.

Во-первых, проведите аудит вышеуказанных документов в вашей компании.

Проверьте трудовые договоры, должностные инструкции, шаблоны служебных заданий, положение о коммерческой тайне, а также наличие других указанных выше документов в поисках подтверждений того, что создаваемые вашими сотрудниками произведения являются служебными и принадлежат вам. Сделайте для себя перечень из пробелов и проблемных вопросов.

Во-вторых, привлеките бухгалтерию и разберитесь выплачивали ли Вы авторам вознаграждение.

В-третьих, перепроверьте ваши договоры с внешними авторами/дизайнерами на предмет наличия в них условий о переходе к вам исключительных прав.

Очень часто встречаются истории, когда в погоне за быстрым маркетингом, творческими порывами, попытками обогнать конкурентов, вы совершенно забываете о первичной документации, которая так важна в любой деятельности и которая доказывает, что те или иные разработки принадлежат именно вам.

Если ваш бизнес зависит от творческих людей, то мы советуем вам потратить время и последовать изложенным здесь рекомендациям, чтобы потом спать спокойно.

#право

Материал дополнен редакцией

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Конкурент скопировал дизайн товара. Как защититься с помощью концепции фирменного стиля

Какие способы защиты дизайна товара наиболее эффективны
Что должен доказать правообладатель, заявляя о нарушении прав на фирменный стиль
Какая стратегия поможет взыскать максимальную компенсацию за копирование товара
Представим ситуацию: производитель обнаружил товары, внешне похожие на его продукцию. Конкурент скопировал внешний вид товара: цветовую гамму, форму упаковки, расположение информационных элементов на этикетке.

Как производителю эффективно защитить свои интересы?

До 2016 года, когда производители сталкивались с копированием дизайна своих товаров конкурентами, единственным выходом для них была комплексная защита своих прав с помощью товарного знака (помещаемого на упаковку или товарного знака в форме упаковки), промышленного образца (форма упаковки), дизайна этикетки.

Ранее антимонопольный закон запрещал недобросовестную конкуренцию путем продажи, обмена или иного введения в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг (абз. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ в ред. до 05.10.2015, далее – Закон № 135-ФЗ).

Однако защита от недобросовестной конкуренции значительно усложнялась в ситуации, когда у производителя отсутствовали зарегистрированные товарные знаки или промышленные образцы, либо конкурент искусно обходил объем их охраны (за счет изменения названия продукции или ключевых элементов оформления), но при этом копировал неохраняемые, но узнаваемые элементы бренда (например, фирменный стиль, расположение элементов оформления, концепция и дизайн этикетки).

Единственным выходом в такой ситуации становилась защита дизайна упаковок как объекта авторского права и установление факта незаконной переработки (абз. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) такого дизайна без согласия правообладателя.

В частности, УФАС по Свердловской области в решении от 19.10.2011 по делу № 142А (хлебобулочные изделия «СМАК») установило:

«ОАО «СМАК» и ЕМУП «Екатеринбургский хлебокомбинат» осуществляют деятельность на рынке производства и реализации хлебобулочных изделий на территории Свердловской области, являются конкурентами на данном рынке, эффективно ограничивая своими самостоятельными действиями возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.
ОАО «СМАК» является обладателем исключительных прав на дизайн упаковок.

В результате сравнения спорных упаковок Комиссия Свердловского УФАС России пришла к выводу о том, что сходность до степени смешения существует в упаковках хлебобулочных изделий ответчика — ЕМУП «Екатеринбургский Хлебокомбинат»: «Крендель с ореховой начинкой», «Рулет маковый», «Ватрушка домашняя с картошкой» (данный вывод впоследствии подтвердил ВС РФ в определении от 11.02.2013 по делу № А60 1598/2012).

Аналогичные выводы содержит решение УФАС по Сахалинской области от 29.11.2011 по делу № 08 20/2011 (этикетка минеральной воды «Корсаковская»):

«Заявитель является обладателем исключительных авторских прав на дизайн спорной этикетки на основании заключенных с ООО «Охта» договоров от 18.09.2007 № 5532, от 20.03.2008 № 5988, от 20.05.2008 № 6158. Предметом указанных договоров является, в том числе и дизайн этикетки воды «Корсаковская».

Согласно пункту 7.4 указанных договоров за Заказчиком сохранено авторское право использования дизайн-клише.

В соответствии с частью 4 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (далее — ГК), для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Исходя из анализа спорных этикеток можно сделать вывод о том, что ООО «Вода «Нагиефф» произведена переработка этикетки Заявителя.

Согласно подпункта 9 пункта 2 статьи 1270 ГК под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т.п.). Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 1259 ГК производное произведение — произведение, представляющее собой переработку другого произведения.

Таким образом, при создании производного произведения принципиальное значение имеет общий образ переработанного произведения и его сходство с первоначальным (исходным) произведением (в данном случае — этикетка).
Право на переработку произведения как один из способов использования результата интеллектуальной деятельности может быть передано в числе иных правомочий в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (статья 1234 ГК) либо предоставлено по лицензионному договору (статья 1235 ГК), а также может перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с правообладателем (статья 1241 ГК).

Исходя из представленных Заявителем и ООО «Вода «Нагиефф» документов, факты, предусмотренные вышеуказанными статьями, отсутствуют.

Реализация ООО «Вода «Нагиефф» минеральной воды «Корсаковская целебная» с этикеткой схожей до степени смешения с этикеткой минеральной воды «Корсаковская», производимой и реализуемой Заявителем, вводит потребителей в заблуждение в отношении ее производителя» (данный вывод впоследствии был подтвержден постановлением 5ААС от 03.07.2012 по делу № А59-319/2012).

Однако в таких делах заявителю, помимо доказательств ведения предпринимательской деятельности и конкурентных отношений с потенциальным нарушителем, приходилось доказывать наличие авторских прав (т.е. восстанавливать цепочку документов, подтверждающих создание объекта авторских прав и переход к заявителю прав на него) и незаконной переработки. Для этого подчас требовались заключения компетентных специалистов (искусствоведов, лингвистов) и социологов.

Дополнительная сложность этого подхода заключалась в том, что антимонопольные органы в целом неохотно занимались анализом подобных дел, ссылаясь на то, что такого рода споры должны рассматриваться в рамках искового производства.

Такой вывод сделало Ростовское УФАС России в решении от 11.01.2016 по делу № 1478/04:
«Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу о том, что спор, связанный с переработкой произведения искусства (упаковка товара) является гражданско-правовым спором, связанным с авторским правом, рассмотрение которого не относится к компетенции антимонопольного органа».
Фирменный стиль не обязательно регистрировать, чтобы получить защиту

До последнего времени самостоятельной правовой защиты у фирменного стиля не было. Такая возможность стала доступна только с вступлением в силу «Четвертого антимонопольного пакета» — Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон дополнили гл. 2.1, которая закрепила новые составы недобросовестной конкуренции.

Теперь недобросовестной конкуренцией можно признать копирование или имитацию внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар (ч. 2 ст. 14.6 Закона № 135-ФЗ).

При подаче заявления о нарушении прав на фирменный стиль правообладатель обязан доказать:

1. Свои права на фирменный стиль, в том числе, что такой фирменный стиль:

— обладает либо приобрел различительную способность;
— не является функциональным;

2. Приоритет использования фирменного стиля;

3. Использование ответчиком фирменного стиля с целью ввести потребителей в заблуждение относительно происхождения товаров (услуг).

Регистрация фирменного стиля не обязательна, в то же время его отдельные элементы могут быть зарегистрированы.

В настоящий момент имеется положительная практика о признании актом недобросовестной конкуренции введения в оборот товара, воспроизводящего или имитирующего фирменный стиль.

Показательным в данном случае является решение Амурского УФАС России от 23.12.2016 по делу № А-14.6/27-2016 (Холодный чай «Айси Ягода»):
«…факт заказа заявителем для собственных нужд дизайна этикеток серии «Айси» у <…>, а также использование данного дизайна в своей деятельности по производству и продаже безалкогольных напитков в период 2009-2013 года при отсутствии возражений <…> подтвержден имеющимися в деле доказательствами. В последующем заявителем права на указанный дизайн этикеток приобретены у <…> 18.01.2016, ранее ввода в гражданский оборот продукции ответчика со спорными этикетками».

В данном решении антимонопольный орган подтвердил, что защита фирменного стиля упрощает процесс доказывания, поскольку не требует от производителя предоставлять документы, доказывающие переход и наличие у него исключительного права на дизайн.

В то же время, это не освобождает производителя от проведения экспертиз и социологических опросов, доказывания приоритета ввода товара в гражданский оборот.

Представляется недопустимым отказ в защите нарушенных прав производителя на том основании, что ни один из элементов фирменного стиля не зарегистрирован в качестве товарного знака, либо промышленного образца. При этом в случае использования не фирменного стиля в целом, а товарного знака, имеет место нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.6 Закона № 135-ФЗ.

Как указано, в решении Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции от 26.07.2016 по делу № 1-14-140/00-08-15 (дело «МТС — тариф «Свободный»):

«Имитация внешнего вида товара конкурента (фирменного стиля в целом), если при этом используются некоторые элементы, присутствующие в товарном знаке конкурента, должны быть квалифицированы по п. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции».

Фирменный стиль обладает индивидуализирующими признаками, поскольку основной целью является выделить товар среди товаров конкурентов. Между тем, ГК РФ не закрепляет фирменный стиль в качестве средства индивидуализации. Это вызывает трудности, когда правообладатель, получивший решение антимонопольного органа, обращается в суд с требованием компенсировать вред, нанесенный такой недобросовестной конкуренцией.
Дизайн целесообразно защищать и как объект авторского права, и как фирменный стиль

В определенных случаях правообладателю рекомендуется совмещать защиту дизайна как объекта авторского права с защитой фирменного стиля.

Главное преимущество такой тактики защиты состоит в том, что нарушение не только удается эффективно пресечь (за счет широкого объема охраны фирменного стиля и отсутствия необходимости доказывать авторские права), но и взыскать значительную компенсацию в рамках последующего судебного разбирательства. Такая возможность прямо предусмотрена ст. 1301 ГК РФ для объектов авторского права. При нарушении фирменного стиля применяется значительно более сложная для доказывания конструкция убытков.

В этом случае имеет смысл совместить в одном заявлении требования о нарушении следующих норм:

1) недобросовестная конкуренция, связанная с незаконным использованием результата интеллектуальной деятельности (ст. 14.5 Закона № 135-ФЗ);
2) недобросовестная конкуренция в связи с использованием средств индивидуализации (ч. 1 ст. 14.6 Закона № 135-ФЗ);
3) копирование или имитация внешнего вида товара, упаковки, этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (ч. 2 ст. 14.6 Закона № 135-ФЗ).

Такой подход позволяет перейти от взыскания убытков к взысканию компенсации, либо комбинировать их, а также потенциально охватить иные группы товаров, копирующих фирменный стиль производителя.

Самостоятельность нарушений результата интеллектуальной деятельности (дизайна) и фирменного стиля наглядно иллюстрирует следующая сравнительная таблица:

ДИЗАЙН

ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ

Результат интеллектуальной деятельности (объект авторского права)

Не является результатом интеллектуальной деятельности, средством индивидуализации

Художественный характер

Индивидуализирующий характер

Не требует регистрации (п. 4 ст. 1259 ГК РФ)

Отдельные элементы могут требовать регистрации (например, если они защищены товарным знаком, ст. 1480 ГК РФ)

Срок охраны составляет 70 лет после смерти автора

Охраняется по мере интенсивного использования производителем; потенциально бессрочно

Двухмерный объект (изображение этикетки)

Трехмерный объект

Правообладатель вправе взыскать убытки (ч. 3 ст. 37 Закона № 135-ФЗ) и компенсацию (п. 3 ст. 1252 ГК РФ)

Правообладатель вправе взыскать только убытки (ч. 3 ст. 37 Закона № 135-ФЗ)

Административный регламент по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации не содержит прямого запрета на признание действий недобросовестной конкуренцией одновременно по двум основаниям (статьям).

Согласно п. 3.147 регламента решение должно содержать выводы о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ответчика по делу.

Установление нарушения по двум основаниям не повлечет двойной ответственности конкурента. Признание таких действий недобросовестной конкуренцией приведет в первую очередь к вынесению предписания антимонопольной службой о прекращении нарушения.

Так, в одном деле производителю удалось доказать, что конкурент незаконно использует как фирменный стиль упаковки, так и дизайн.

Для этого наравне с доказательствами известности фирменного стиля (социологический опрос) производитель представил правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение прав на дизайн этикетки. Также была проведена искусствоведческая экспертиза для целей выявления переработки дизайна конкурентом производителя.

Исследовав представленные доказательства, комиссия Курского УФАС России установила акт недобросовестной конкуренции, выразившийся в незаконном использовании результата интеллектуальной деятельности (дизайна), а также копировании фирменного стиля товара производителя (решение от 06.02.2017 по делу № 03-05/47-2016).

Такой подход позволил производителю охватить более широкий перечень товаров конкурента, для которых также незаконно использовался дизайн и фирменный стиль товара.

Таким образом, использование концепции фирменного стиля в сочетании с традиционными средствами защиты позволит правообладателю не только пресечь нарушение, но и взыскать с конкурента максимальную компенсацию.

Авторские права знак

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *