Автомобиль в организации

Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора: как оформить для целей налогообложения

ИА ГАРАНТ

Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора по развитию бизнеса. Какие документы следует оформить организации в целях налогообложения прибыли для подтверждения использования директором автомобиля в интересах организации (для производственных и управленческих нужд)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Документами, подтверждающими использование автомобиля для производственных и управленческих нужд организации, могут быть путевые листы, должностная инструкция директора и др.

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизационных отчислений, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль равномерно в порядке, предусмотренном статьями 258-259.3, пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ.

Таким образом, расходы, связанные с приобретением автомобиля, списываются в налоговом учете посредством начисления амортизационных отчислений (письмо Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117).

В то же время для признания в целях налогообложения прибыли произведенные организацией расходы в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ должны быть:

1) экономически обоснованы;

2) документально подтверждены;

3) произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то он для целей налогообложения не учитывается (п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ).

В то же время, как указывает Минфин России, расходы налогоплательщика должны соотноситься с характером его деятельности, а не с фактом получения прибыли (смотрите письма Минфина России от 19.12.2011 N 03-03-06/1/833, от 20.09.2011 N 03-03-06/1/578, от 25.08.2010 N 03-03-06/1/565, от 21.04.2010 N 03-03-06/1/279, ФНС России от 21.04.2011 N КЕ-4-3/6494).

Конституционный Суд РФ в своих определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и 366-О-П разъяснил основные моменты, связанные с толкованием понятий обоснованности и экономической оправданности расходов и применением норм ст. 252 НК РФ:

  • расходы оправданы и экономически обоснованы, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель деятельности, а не ее результат;

  • экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата — целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь сам хозяйствующий субъект, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса;

  • все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказывать их необоснованность должны именно налоговые органы.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ указал, что нормы, содержащиеся в ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (смотрите также письмо Минфина России от 19.01.2015 N 03-03-06/1/882).

Под документально подтвержденными расходами в соответствии с четвертым абзацем п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

При этом НК РФ не устанавливает конкретного перечня документов, которые необходимо оформить для подтверждения расходов.

Вами правильно было замечено, что из имеющихся в организации документов должно следовать, что приобретенный автомобиль используется в интересах организации, в служебных, производственных целях, для управленческих нужд. Например, на служебном автомобиле директор по развитию бизнеса может ездить на деловые встречи, переговоры, в госорганы, банк.

По мнению Минфина России и налоговых органов, документом, который подтверждает использование автотранспорта в производственных целях, является путевой лист (письма Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 14.11.2006 N 20-12/100253, от 13.11.2006 N 20-12/100253, от 19.06.2006 N 20-12/54213@).

Заметим, Минфин России в письме от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 указал на то, что «отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции» (смотрите также постановление АС Московского округа от 08.04.2015 N Ф05-3450/15 по делу N А40-108772/2014).

Таким образом, путевые листы не только обосновывают расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность затрат, связанных с использованием автотранспорта. При этом нетранспортные компании могут разработать форму путевого листа самостоятельно с учетом требований приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее — Приказ N 152), в которой должны быть отражены все обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и оформлять его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца (пункт 10 Приказа N 152, письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 и др., УФНС по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115253, от 13.10.2009 N 16-15/107268).

В письмах УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007413@, от 31.03.2006 N 18-11/3/25186 отмечено, что помимо путевых листов документами, которые подтверждают использование в производственных (служебных) целях приобретенного автомобиля и его пробег до места назначения и обратно, могут являться договоры с поставщиками (покупателями, заказчиками), акты о показаниях спидометров и т.д.

По нашему мнению, документами, подтверждающими использование автомобиля в интересах организации, в первую очередь, могут быть оформленные должным образом путевые листы и должностная инструкция директора (например, если его работа по роду производственной (служебной) деятельности связана со служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями) и др.

Например, в постановление ФАС Московского округа от 17.08.2009 N КА-А40/7936-09 судами установлено и подтверждается материалами дела, что экономическая целесообразность использования в производственной деятельности служебного автотранспорта (в том числе представительского класса) обусловлена объемной договорной деятельностью и видами деятельности предприятия, которое осуществляет оперативное взаимодействие с отраслевыми диспетчерскими управлениями, службами и профильными центрами, информационно-технологическое взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, издает периодическое печатное издание, отдельные графические и фотографические материалы, оказывает услуги по производству, размещению и распространению рекламы, участвует в специализированных выставках, ярмарках, конференциях, семинарах и конкурсах и т.д. В результате суды сделали вывод об экономической целесообразности понесенных предприятием расходов на содержание и ремонт автотранспортных средств.

Полагаем, организация может использовать также аргументацию, что приобретенный автомобиль бизнес-класса необходим для повышения деловой репутации общества, для статуса компании в глазах партнеров (потребителей, в том числе потенциальных). При этом обосновать свою аргументацию организации лучше в письменном виде в локальном нормативном акте (приказе, распоряжении и т.п.). Также в трудовом договоре (в дополнительном соглашении к нему) лучше оговорить условия предоставления должностному лицу (директору по развитию бизнеса) автомобиля (постановления ФАС Московского округа от 16.12.2009 N КА-А40/14090-09-П, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2006 N Ф04-5366/2006(25680-А27-15)).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств за плату;

— Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;

— Энциклопедия решений. Путевой лист;

— Энциклопедия решений. Признание расходов в целях налогообложения прибыли;

— Энциклопедия решений. Документальное подтверждение расходов в целях налогообложения прибыли;

— Энциклопедия решений. Форма соглашения об изменении условий трудового договора и порядок его заключения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Андрей Давыдов

Мы уже рассказывали, что не всегда организации стоит расходовать свой уставный капитал и/или прибыль на приобретение основных средств — оптимизировать доходы и расходы при создании корпоративного автопарка поможет лизинг.

Вместе с тем, прежде, чем заключить договор лизинга транспортного средства, руководству организации следует обратить внимание на грамотное юридическое планирование такой финансовой операции. И отправной пункт в этом: кто ведет бухгалтерский (балансовый) учет купленного в лизинг автомобиля – лизингодатель или лизингополучатель?

Практика показывает, что лизинговые компании склонны к передаче автомобилей на баланс лизингополучателей, что позволяет: уменьшить договорную стоимость лизинга на сумму транспортного налога; упростить документооборот по административным штрафам, выписанными на основании данных средств автоматической фиксации нарушений ПДД; передать лизингополучателю функции страхователя по полисам КАСКО, ОСАГО и т.д.

В то же время, и лизингодателю, и лизингополучателю при принятии автомобиля на свой баланс необходим соответствующий юридический факт (факт хозяйственной жизни организации). Для применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) организаций таким фактом в соответствии с п.п.1 ч.3 ст.346.16 Налогового Кодекса РФ следует считать ввод транспортного средства в эксплуатацию, поскольку расходы на приобретение основных средств принимаются в налоговом учете именно с этого момента.

В настоящее время ввод лизингового автомобиля в эксплуатацию в качестве объекта основных средств оформляется, как правило, приказом руководителя организации, применяющей УСН. Такой приказ должен соответствовать требованиям, предъявляемым к первичным документам, и содержать решение вопросов использования автомобиля применительно к особенностям предмета деятельности, учетной политики, структуры и штата организации, в том числе: отнесение автомобиля к категории «основные средства»; обоснование выбора для автомобиля группы амортизации и метода амортизации; обеспечение надлежащей эксплуатации автомобиля и контроля за рациональностью перевозок.

При составлении проекта приказа о вводе лизингового автомобиля в эксплуатацию в качестве основного средства следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 года №26н, соответствующими нормами Налогового Кодекса РФ, ст.20 федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-фз от 10 декабря 1995 года, другими законодательными и ведомственными актами.

В качестве иллюстрации приведем образец приказа организации о вводе в эксплуатацию лизингового автомобиля в качестве объекта основных средств:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТОРГОВЛЯ В КРЕДИТ»

г.Москва, 16 октября 2013 года

ПРИКАЗ № 17 О ВВОДЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБЪЕКТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

В связи с приобретением автомобиля в лизинг у ЗАО «Лизинговая Компания» (указать ОГРН) по договору № 1 от «15» октября 2013 года и на основании его п.6 об учете объекта лизинга на балансе ООО «Торговля в кредит» как лизингополучателя, а также в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 года № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, приказываю:

1. ООО «Торговля в кредит» принять к бухгалтерскому учету в качестве основного средства автомобиль (указать: марку, модель, VIN и государственный регистрационный знак) первоначальной стоимостью при приобретении в лизинг в сумме 500 000 (Пятьсот тысяч) рублей, и ввести его в эксплуатацию в день подписания настоящего приказа исходя из следующего:

а) автомобиль предназначен для использования ООО «Торговля в кредит» при продаже товаров, а также для собственных управленческих нужд, включая перевозку:

  • товаров от места закупки до места хранения и продажи;
  • документации на товар;
  • денежных средств, вырученных от продажи товаров, в том числе для их сдачи в банковское учреждение;

б) автомобиль предназначен для использования ООО «Торговля в кредит» в течение длительного времени свыше 12 месяцев — в течение не менее трех (3) лет со дня ввода его в эксплуатацию на основании настоящего приказа;

в) ООО «Торговля в кредит» не предполагает последующую перепродажу данного автомобиля в течение срока его полезного использования (амортизации);

г) автомобиль способен приносить ООО «Торговля в кредит» экономические выгоды (доход) в будущем, в том числе при его продаже по истечении срока его полезного использования (амортизации).

2. Руководствуясь письмом Государственного таможенного комитета РФ от 26 февраля 1997 года № 04-30/3515 «О классификации транспортных средств» и письмом УФНС РФ по г.Москве от 21 декабря 2011 г. № 16-15/123396@, а также учитывая объем двигателя автомобиля до 2,5 литров, на основании пункта 3 статьи 258 НК РФ отнести автомобиль к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования в три (3) года с учетом срока лизинга.

3. Начисление амортизации осуществлять по установленному ООО «Торговля в кредит» в учетной политике для целей налогообложения линейному методу с 01 ноября 2013 года согласно ч.4 ст.259 НК РФ и в течение установленного срока его полезного использования без применения к основной норме амортизации специального коэффициента, предусмотренного ч.2 ст.259.3 Налогового Кодекса РФ.

4. Расходы ООО «Торговля в кредит» на приобретение автомобиля в сумме 130 000 (Сто тридцать тысяч) рублей согласно счету ЗАО «Лизинговая Компания» (указать ОГРН) №1 от «15» октября 2013 года, понесенные в период применения ООО «Торговля и кредит» упрощенной системы налогообложения согласно Уведомлению ИФНС №46 по г.Москве №11-12 от «01» октября 2006 года, на основании п.п.1 ч.3 ст.346.16 НК РФ принять к налоговому учету со дня ввода автомобиля в эксплуатацию.

5. Возложить на заместителя Генерального директора ООО «Торговля в кредит» Иванова И.И.: осуществление контроля за эксплуатацией (использованием), хранением и техническим обслуживанием автомобиля, выходом его с места стоянок и возвращения с линии; хранение ключей от замков зажигания (в том числе дубликатов); составление (ведение) путевых листов, их выдачу, передачу и сдачу; заправку автомобиля ГСМ; контроль за своевременностью и полнотой оплаты административных штрафов; представление интересов и защиту прав ООО «Торговля в кредит» в ГИБДД, судах и других государственных органах в связи с эксплуатацией автомобиля; решение иных вопросов по эксплуатации автомобиля; для чего ООО «Торговля в кредит» выдать Иванову И.И. соответствующую доверенность.

6. Контроль за обоснованностью и рациональностью перевозок автомобилем, а также за регистрацией ежемесячно оформляемых путевых листов в журнале регистрации путевых листов оставляю за собой.

Компания приобрела легковой автомобиль BMW 328i стоимостью 2,3 млн рублей и заявила по нему НДС к вычету.

Инспекция отказала, сославшись на то, что целью приобретения машины не является осуществление операций, облагаемых НДС. Кроме того, автомобиль приобретен за счет кредитных средств, что экономически нецелесообразно.

Судьи отменили решение ИФНС и разрешили принять налог к вычету по следующим причинам.

Во-первых, из пояснений гендиректора компании, допрошенного в качестве свидетеля в ходе налоговой проверки, следует, что автомобиль приобретался для использования в служебных целях, а именно – для ведения переговоров с целью заключения договоров с контрагентами. Впоследствии, фирма планировала получать прибыль от передачи этой машины в лизинг при оказании финансовых услуг. Доказательств обратного налоговым органом в материалы дела представлено не было.

Во-вторых, факт непредставления доказательств дальнейшего использования приобретенного имущества в деятельности, облагаемой НДС, сам по себе не свидетельствует о направленности действий фирмы на получение необоснованной налоговой выгоды. Если ИФНС не располагает доказательствами нереальности совершенных операций между компанией и ее контрагентом, она не может заявлять о неразумности экономических или иных причин действий налогоплательщика для дальнейшей оценки полученной налоговой выгоды и ее квалификации как необоснованной.

В-третьих, что касается доводов ИФНС об оплате авто преимущественно за счет заемных денежных средств, то согласно разъяснениям в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности (использование собственных, заемных средств, эмиссия ценных бумаг, увеличение уставного капитала и т.п.) или от эффективности использования капитала.

Между тем, из имеющихся в материалах дела доказательств не следует, что компанией заемные денежные средства получались с какими-либо иными целями, нежели для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе, приобретения спорного транспортного средства.

При этом установлено, что общая сумма полученных заемных денежных средств составила 1,9 млн рублей, в то время как стоимость автомобиля по договору купли-продажи составила 2,3 млн рублей с НДС. Таким образом, приобретенный автомобиль частично оплачивался фирмой за счет собственных средств, имеющихся на расчетном счете и полученных от реализации товаров, работ и услуг.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Центрального округа от 01.09.2016 № Ф10-2870/2016

Документ включен в СПС «Консультант Плюс»

Вычет НДС

Для целей НДС приобретение организацией легкового автомобиля, по сути, ничем не отличается от приобретения какого‑либо другого товара или основного средства. По такой покупке налог можно принять к вычету на общих основаниях.

Напомним, что для вычета НДС необходимо выполнить три условия, предусмотренные в п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ. Первое — актив приобретен для использования в облагаемых НДС операциях. Второе — он принят к учету. Третье — у организации имеется на руках правильно оформленный счет-фактура от поставщика.

Как показывает практика, налоговые инспекторы на местах находят в этих общих основаниях поводы для отказов в вычете НДС. Поэтому давайте остановимся на порядке вычетов по автомобилям подробнее.

Момент вычета

Первый вопрос, который возникает в связи с такой покупкой, — это момент вычета. Ведь в отличие от других основных средств, не являющихся недвижимостью, автомобиль требует регистрации в органах ГИБДД, а также приобретения обязательной страховки (ОСАГО). И без этого эксплуатироваться автотранспортное средство в полной мере (то есть на дорогах общего пользования) не может. Означает ли это, что и с вычетом НДС по такой покупке нужно подождать?

К счастью, по этому вопросу позиция контролирующих органов и судов совпадает — для принятия НДС к вычету дожидаться постановки автомобиля на учет в органах ГИБДД вовсе не обязательно. Ведь такого условия для применения вычета в положениях п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ нет.

Как указал Пленум ВАС РФ в п. 11 постановления от 30.05.2014 № 33, невыполнение налогоплательщиком при ведении хозяйственной деятельности тех или иных предписаний, установленных как публично-правовыми, так и гражданско-правовыми нормами (например, неосуществление регистрации договора и т.п.), влечет неблагоприятные для него налоговые последствия (например, невозможность применять налоговые вычеты, заявлять налог к возмещению и др.) лишь в том случае, если это прямо предусмотрено законодательством о налогах и сборах, а именно частью второй Налогового кодекса.

Поскольку для целей применения вычета по НДС по транспортным средствам в главе 21 НК РФ не установлено ни каких‑либо последствий отсутствия учета данных транспортных средств в органах ГИБДД, ни какой‑либо связи между таким учетом и применением вычета «входного» налога, то право на вычет НДС по автотранспортному средству, приобретенному для производственной деятельности, возникает у налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором машина была принята на учет, при наличии соответствующего счета-фактуры.

Такая точка зрения содержится, например, в письмах Минфина России от 01.10.2009 № 03‑07‑11/244 и от 15.03.2005 № 03‑04‑11/56.

Эти выводы применимы и к вычетам НДС по транспортным средствам, в отношении которых не заключены договоры обязательного страхования, — в главе 21 НК РФ подобных ограничений нет.

Использование в облагаемой деятельности

На практике налоговые органы толкуют условия вычета, приведенные в ст. 171 и 172 НК РФ, достаточно широко.

В частности, речь идет о том, что вычет применяется только по объектам, приобретенным для использования в деятельности, облагаемой НДС. Если инспекторы при проверке обнаруживают, что в том периоде, когда заявлен вычет по приобретенному автомобилю, он в деятельности, облагаемой НДС, не использовался, следует отказ в вычете и доначисление налога.

Правда, в большинстве случаев налогоплательщикам удается с помощью судов убедить инспекторов в том, что занятая ими позиция неверна.

Так, например, АС Уральского округа, разбирая подобный спор, отметил следующее. Налоговое законодательство не ставит право на применение налогового вычета в зависимость от фактического использования приобретенного товара (работы, услуги) в указанных целях именно в проверяемом налоговом периоде.

Поэтому для правомерности применения вычета достаточно, что организация, приобретая автомобиль, преследовала цели фактического его использования в облагаемой НДС деятельности. И доказательств того, что это в принципе невозможно, налоговая инспекция не привела (постановление АС Уральского округа от 21.10.2015 № Ф09-6824/15).

Схожие выводы сделал и АС Центрального округа в постановлении от 01.09.2016 № А64-5617/2015. В этом деле налоговая инспекция также отказала в вычете НДС по приобретенному компанией автомобилю.

Интересен тот факт, что такое решение было принято налоговиками в рамках камеральной проверки декларации по НДС со ссылкой на то, что отсутствуют доказательства использования автомобиля в облагаемой НДС деятельности в том периоде, за который представлена декларация. И этот подход инспекция последовательно пыталась отстоять во всех судебных инстанциях.

Однако суды также последовательно с ней не соглашались. Точку в споре поставил АС Центрального округа. Он указал следующее. Во-первых, факт непредставления доказательств дальнейшего использования приобретенного автомобиля в деятельности, облагаемой НДС, сам по себе не свидетельствует об отсутствии у организации подобных намерений.

Во-вторых, выводы, сделанные инспекцией, основываются на результатах камеральной проверки, которая априори проводится за крайне ограниченный временной период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, составляющий всего один квартал.

Поэтому, чтобы на основании такой проверки отказывать в вычете, инспекция должна иметь «железные» доказательства нереальности совершенных операций либо неразумности действий налогоплательщика. Хотя, заметим, в суде налогоплательщику все же пришлось пояснить и подтвердить цель приобретения автомобиля — использование в деятельности компании, а именно для ведения переговоров по заключению договоров с контрагентами.

Экспортные операции

Но есть ситуации, когда требования инспекторов о необходимости фактического использования приобретенного автомобиля в периоде применения вычета НДС находят поддержку у судей. И связано это с особенностями бизнеса компании, заявившей вычет.

Так, на рассмотрение АС Дальневосточного округа попало дело, в котором инспекция отказала организации в вычете НДС по купленному автомобилю именно по указанному мотиву — в периоде вычета автомобиль фактически не использовался в облагаемой налогом деятельности. Но при этом деятельность налогоплательщика была связана с осуществлением экспортных операций, облагаемых НДС по ставке 0% (конкретно в периоде, когда был заявлен вычет, доход от этих операций составил 99,6% от всего полученного за квартал дохода). Одновременно в деле были доказательства того, что фактически купленный автомобиль был закреплен за сотрудником и реально начал использоваться в деятельности организации только в следующем квартале.

И вот в этом конкретном случае суд поддержал налоговиков в том, что вычет организация заявила преждевременно. Связано это с тем, что при применении вычетов организациями, осуществляющими операции, облагаемые НДС по ставке 0%, имеются некоторые особенности. И относятся они именно к периоду применения вычета. В частности, по правилам п. 3 ст. 172 НК РФ вычеты по экспортным операциям применяются на момент определения налоговой базы, которая рассчитывается по правилам п. 9 ст. 167 НК РФ и не всегда совпадает с датой отгрузки.

Эти особенности, по мнению суда, означают, что для вычета «входного» НДС в отношении автомобиля, приобретенного для использования в операциях, облагаемых НДС по ставке 0%, необходимо единовременное выполнение следующих условий: наличие счета-фактуры по приобретенному автомобилю, наличие документов, подтверждающих принятие его к учету, а также использование в операциях, признаваемых объектом налогообложения, в периоде, в котором заявлены соответствующие налоговые вычеты.

Исходя из этого, арбитры пришли к выводу, что при отсутствии подобных доказательств налоговая инспекция правомерно отказала экспортеру в применении вычета по НДС в том периоде, когда автомобиль был приобретен и поставлен на учет, но фактически в деятельности организации еще не использовался (постановление АС Дальневосточного округа от 01.11.2016 № Ф03-4901/2016).

Признаки недобросовестности

Как уже упоминалось, анализ судебной практики показывает, что операции по покупке таких автомобилей вызывают у налоговиков пристальный интерес.

Дело в том, что такие сделки зачастую направлены на получение необоснованного вычета по НДС организацией, тогда как фактически автомобиль приобретается для физического лица. Именно на выявление таких сделок, судя по всему, и направлены ресурсы налоговых органов.

Но, как это обычно и случается при подобных «спецоперациях», под подозрение попадают и добросовестные компании. Итак, какие же признаки сделки, связанной с покупкой легковых автомобилей, вызывают повышенный интерес проверяющих?

Во-первых, это приобретение автомобиля за счет заемных средств, полученных напрямую как от физического лица, так и от аффилированных или взаимозависимых с таким физическим лицом организаций. При этом суды достаточно часто соглашаются с налоговиками в том, что покупка имущества за счет кредитных средств, полученных (прямо или опосредованно) от физических лиц, говорит о незаконности вычета (см., например, Определение ВС РФ от 05.12.2014 № 306‑КГ14-5094).

Так что этот момент стоит принять во внимание и в целях снижения налоговых рисков использовать при приобретении легковых автомобилей (особенно, если речь идет о дорогостоящих, люксовых автомобилях) не только заемные средства, но и — хотя бы частично — собственные. В частности, именно этот факт позволил налогоплательщику одержать победу в споре, рассмотренном АС Центрального округа (постановление от 01.09.2016 № А64-5617/2015).

Во-вторых, передача только что купленного автомобиля на том или ином основании в пользование как непосредственно физическому лицу, так и связанным с ним организациям.

Более того, как показывает судебная практика, инспекторы, чтобы доказать факт аффилированности и взаимозависимости лиц, проводят целые расследования, используя не только ресурсы ФНС России, но и запрашивая информацию из других госорганов. Например, из загса — о лицах, не состоящих в браке, но имеющих общих детей. Или из органов ГИБДД — о фактах ДТП с автомобилями, в отношении которых применен вычет, и лицах, управлявших этими автомобилями в момент аварии.

Также инспекторы при сборе доказательств могут, к примеру, провести опрос участкового инспектора полиции на предмет выяснения того, где и как хранятся автомобили в ночное время и в выходные дни, а также кто фактически пользуется транспортными средствами.

И в результате такой работы налоговикам удается убедить суд не только в том, что фактически автомобилем владеет не компания, а физическое лицо, но и в том, что вся операция по покупке от имени организации затевалась исключительно ради налогового вычета. Так что суду не остается ничего другого, как признать правомерность доначисления налога (постановление АС Западно-Сибирского округа от 04.10.2016 № А03-22792/2015).

Наконец, в‑третьих, внимание инспекторов привлекает тот факт, что организация, купив автомобиль и заявив вычет, каких‑либо расходов по содержанию данного автомобиля не несет — подобные транзакции не проходят по ее банковским счетам, не снимаются и не выдаются наличные под отчет. А то и вовсе автомобиль отсутствует как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (Определение ВС РФ от 05.12.2014 № 306‑КГ14-5094).

Налог на прибыль

Проблемы возникают у организаций и при учете расходов на покупку автомобиля при налогообложении прибыли. Налоговики тщательно изучают все обстоятельства покупки, особенно если речь идет об автомобилях представительского класса.

Критерии «подозрительности» здесь, по сути, те же, что и в случае с НДС. Инспекторы отслеживают дальнейшую судьбу приобретенных автомобилей. И если выяснится, что в конечном итоге они переданы в пользование физическим лицам и это никак не связано с их трудовой деятельностью либо с извлечением доходов самой организацией (то есть когда речь не идет об аренде), затраты на покупку авто будут исключены из налоговой базы.

Причем не спасает даже приобретение автомобиля в лизинг — налоговые органы все равно исключают из налоговой базы спорные расходы (постановление ФАС Поволжского округа от 28.08.2008 № А65-1500/08).

Проверяют налоговики и «косвенные» факторы, связанные с приобретением автомобиля. Так, если компания приобрела машину, но при этом не несет расходов на оплату ОСАГО, бензина и т.п., то уже есть основания для сомнений в обоснованности расходов.

А если попутно выяснится, что время использования автомобиля по данным имеющихся документов не совпадает с графиком работы сотрудника, за которым этот автомобиль закреплен, то вывод становится очевидным: автомобиль эксплуатируется физическим лицом, а не компанией и вне связи с коммерческой деятельностью организации. То есть в такой ситуации очевидно, что компания приобрела автомобиль для личных нужд сотрудника, а значит, расходы на такую покупку не учитываются, как не соответствующие критериям ст. 252 НК РФ (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 № 11АП-5693/2015).

Снижаем риски

Подведем итог — при приобретении легкового автомобиля организация попадает в зону налогового риска. При этом есть ряд факторов, которые этот риск значительно повышают:

  • приобретение дорогостоящего автомобиля, особенно люксовой марки;

  • приобретение автомобиля за счет заемных средств, полученных от взаимозависимой структуры или физического лица;

  • передача автомобиля в фактическое пользование физическому лицу (в том числе займодавцу);

  • отсутствие видимых признаков использования автомобиля в коммерческой деятельности (затраты на приобретение ГСМ, страхование, путевые листы, приказы о закреплении автомобиля и т.п.).

Теперь, зная «врага» в лицо, можно разработать меры, снижающие риски организации, решившей приобрести легковой автомобиль, принять НДС по такой покупке к вычету, а затраты учесть при налогообложении.

Так, шансы на то, что споров удастся избежать, значительно возрастают, если организация сможет подтвердить, что автомобиль класса люкс необходим ей для поддержания делового имиджа компании. Например, если на таком автомобиле передвигается руководитель организации или сотрудники руководящего звена.

А значит, необходимо оформить соответствующие приказы по организации. Тут нужно помнить, что целесообразность расходов налоговики оценивать не вправе (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, Определение Конституционного суда РФ от 04.06.2007 № 366‑О-П).

Но в то же время никто не запрещает компании издать внутренний документ (например, служебную записку с визой руководителя), обосновывающий необходимость покупки дорогого автомобиля. К примеру, это увеличивает шансы компании на заключение новых контрактов. Все это будет подтверждать, что расходы направлены на получение прибыли в будущем, а значит, они целесообразны и экономически оправданны.

Кроме того, нужно обосновать, что автомобиль компания действительно использует в предпринимательских целях. Об этом свидетельствуют такие документы организации, как путевые листы, в которых указаны маршруты поездок и пункты назначения, кассовые и товарные чеки на приобретение ГСМ, а также авансовые отчеты.

Наконец, как уже отмечалось выше, если автомобиль приобретается за счет заемных средств, полученных от дружественных лиц (как физических, так и юридических), то для снижения рисков необходимо постараться задействовать в покупке автомобиля еще и собственные средства (пусть и частично).

Также следует избегать ситуаций, когда купленный таким образом автомобиль будет фактически передан во владение займодавцу. Ну а если такое все же произошло, то передача должна происходить на рыночных условиях, предполагающих получение организацией дохода по данной сделке, а также с начислением и уплатой всех необходимых налогов.

Автомобиль в организации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *