Автомобиль для налога на имущество

Авторы: Партнеры ООО «Корн-Аудит»
Шестакова Е. В., к.ю.н.
Жиркова А. А.

В 2018 году Минфином РФ было предложено отменить налог на движимое имущество. Налогообложение движимого имущества регламентируется п. 25 ст. 381 НК РФ. Планируется, что оплачивать налог не придется на имущество, которое было приобретено после 2012 года.

Содержание

История вопроса

Налог на движимое имущество взимается не во всех странах. Кроме того, за рубежом и в России существует разное понимание, что относить к движимому, а что к недвижимому имуществу. Например, самолеты в России относятся к недвижимому имуществу, а за рубежом, несмотря на стоимость самолетов их относят к движимому имуществу, и соответственно они не облагаются налогом. В некоторых странах, таких как Хорватия, Каймановы острова, Острова Кука, Сейшельские острова, Бахрейн, Лихтенштейн, Доминикана, Фиджи, Шри-Ланка, Оман, Мальта, Острова Теркс и Кайкос, Катар, Монако и Израиль вообще отсутствуют имущественные налоги, что позволило привлечь инвестиции именно в данные страны. В Колумбии, Коста-Рике, Эквадоре и Никарагуа взимается налог на недвижимость, но налоговые обязательства, по большей части, ничтожны.

Зарубежная практика была внедрена в части отмены налога на движимое имущество, фактически была введена в 2013 году льгота по вышеуказанному налогу. Однако в дальнейшем были внесены поправки в 2015 году, которые предусматривали, что льгота не применяется для взаимозависимых лиц. Предусмотренная п. 25 ст. 381 НК РФ льгота в отношении движимого имущества не применяется и при получении, включая приобретение, имущества от взаимозависимого лица.

Лица считаются взаимозависимыми, как поясняет п. 1 ст. 105.1 НК РФ, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

В частности, взаимозависимыми лицами признаются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;

4) организация и лицо, имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации; иные лица, установленные законодательно.

В 2018 году был возвращен налог на движимое имущество. Его ставка по умолчанию составляет 1,1%, при этом регионы вправе как угодно менять ставку, не превышая указанный процент. Где-то от налога отказались, где-то ставка снижена для всех, но чаще всего местный бизнес разделен на определенные категории. В результате одни категории оплачивают налог, другие от него полностью освобождены, а для третьих действует льготная пониженная ставка. Таким образом, видно, что в различных регионах налог взимается не единообразно. К негативным последствиям возвращения налога на движимое имущество можно отнести устаревание основных фондов предприятий, отсутствие инвестиций. Аналогичный экономический эффект связан с ограничением в переносе убытков на будущее в размере 50%. Планировалось, что в 2019 году ставка этого налога станет выше ровно вдвое. Увеличение суммы налога еще больше бы негативно повлияло на налогообложение.

В этой связи налог на движимое имущество перестает существовать с 2019 года, что значительно упрощает жизнь бухгалтерам крупных российских компаний. Главная проблема с налогом на движимое имущество — его очень тяжело считать, соответственно, эта проблема будет исключена в 2019 году.

Неравноценная замена

Большинство наблюдателей объясняет отмену налога повышением НДС с 1 января 2019 года.

Вероятно, в этом есть правда. Повышение НДС увеличивает нагрузку на бизнес, и отмена нелюбимого большинством налога слегка подсластит пилюлю.

Проблема, впрочем, в том, что о полной компенсации роста НДС за счет отмены такого специфического вида налога, как «налог на инвестиции”, речи идти не может. Налог, который исчезает из Налогового кодекса РФ с будущего года, уплачивается лишь крупным бизнесом. Для малого бизнеса применяются различные спецрежимы, и налог на движимое имущество ими не уплачивается. А вот НДС оплачивают все, поэтому удар по бизнесу (а, в конечном счете, по потребителям товаров и услуг) если и смягчится, то не слишком значительно.

Соответствующее изменение внесено в налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Объект обложения по налогу на имущество организаций определен в ст. 374 НК РФ.

До 2019 года в объект обложения включалось и движимое имущество (за исключением движимого имущества, которое относится к 1 и 2 амортизационным группам — пп. 7 п. 4 ст. 374 НК РФ).

С 2019 года федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ исключил из объекта обложения налогом на имущество организаций движимое имущество. Таким образом, с 2019 года движимое имущество организации налогом на имущество облагаться не будет. Это касается и движимого имущества, которое приобретено до 2019 года. С 2019 года налогом на имущество облагается только недвижимое имущество.

Тот же закон N 302-ФЗ отменил, с 2019 года, льготу по налогу на имущество с движимого имущества (п. 25 ст. 381 НК РФ) за ее ненадобностью. Необходимость в этой льготе отпала, так как движимое имущество не может в принципе облагаться налогом, так как оно не относится к объекту обложения налогом.

Данное освобождение будет касаться и концессионных соглашений. Концессионное соглашение – это такая форма партнёрства между государством и частным сектором на взаимовыгодных условиях, где правительство передаёт в управление часть своих активов и оказания услуг, для повышения эффективности экономики.

Освобождение организаций от налога на всё движимое имущество, является мерой по снижению налоговой нагрузки на предпринимателей и входит в государственную налоговую политику, запланированной на период с 2020 по 2021 год, целью которой направлена на амортизацию основных мощностей организаций и более ускоренного внедрения развития новых технологий российского промышленного сектора.

Как снизить налог на имущество в настоящее время?

Существуют вполне реальные и законные способы снижения налога на имущество организаций, причем, не прибегая к уголовно наказуемым ухищрениям и прямому обману государства, нужно только знать о некоторых тонкостях налогообложения и коллизиях действующих правовых актов, тогда можно прийти к существенному уменьшению имущественного налогообложения.

Методы минимизации налога на имущества делятся на две категории:

  • перемещение актива в другую фирму (или к ИП), которая не платит налог вообще; не платит его с конкретного имущества или может воспользоваться льготой по налогу;

  • уменьшение стоимости имущества в бухгалтерском учете.

Варианты законного снижения налогооблагаемой базы:

  • За счет списанной сырьевой базы, переданной на нужды производства. В любом структурном предприятии практикуется политика списания затрат на расходные материалы, причем можно применять различные способы: по методу первого поступления – списание происходит наиболее дорогостоящих составляющих, из расчета последней поставки, с применением среднего расчета стоимости определенной группы материалов. Эта методология позволяет списать по максимальной стоимости затрачиваемых в производстве материалов, в результате себестоимость выпускаемых изделий повышается, а суммы прибыли идут на минус. В балансе отражается меньшая стоимость активов, что, несомненно, приводит к значительному снижению имущественного налога.

  • За счет переоценки стоимости основных активов. Многие предприятия оптимизируют имущественное налогообложение именно по этой методике, то есть приводят к восстановлению рыночной стоимости основных активов. Но здесь присутствует своя степень риска: точно установить рыночную цену не представляется реальным, поскольку, например, в разные периоды одно и то же оборудование может значительно разниться по стоимости. Но если принимать во внимание наименьшую его стоимость в определенный период, то можно резко снизить стоимость всех активов, правда, с привлечением узких специалистов по оценке здесь будет трудно обойтись. Все это приведет к снижению чистого актива предприятия, но здесь прослеживается и другая сторона медали в виде недоверия инвесторов и кредиторов. Но налоговая база будет значительно снижена.

  • С применением методики консервации основных фондов. Этот способ применим только в одном случае: когда имеющиеся активы лежат неподъемным налоговым бременем, но и полностью реализовать их нецелесообразно, в будущем они могут стать основными материальными средствами. В этом случае издается приказ руководства предприятия об их заморозке, с обязательным уведомлением налоговых органов.

  • Уменьшение базы на основе проведенной инвентаризации. Если при проведении ревизии обнаружатся морально устаревшие, негодные к применению выпущенные изделия, или технологическое оборудование для выпуска снятой с производства продукции, оно подлежит списанию, то есть уменьшению налоговой базы.

  • Учет морально устаревшего оборудования. Уже никто давно не пользуется печатными машинками или компьютерами первых выпусков, но они продолжают оставаться на балансе предприятия, следовательно, подлежат налогообложению. Выявленная оргтехника, которая не отвечает современным требованиям, может быть списана, но фактически ею можно будет пользоваться еще какое-то время, пока она полностью не выйдет из рабочего состояния. Здесь следует заняться оформлением акта об утилизации, с одновременным оприходованием ценных запасных частей, тем самым добиться поставленной цели.

Будущие способы снижения имущественных налогов

Способы снижения имущественных налогов могут заключаться в следующем:

  • В передаче части имущественных прав «дочерней» компании, работающей в тандеме с основным предприятием.

  • Переход на упрощенный вид налогообложения. Но воспользоваться этим способом может не каждое предприятие, а только те компании, у которых годовой доход не превышает 15 млн. руб.

  • Сокращение издержек, и как один из способов – приобретение оборудования, автопарка по лизинговой схеме. Здесь просматривается одна особенность: все активы должны числиться на балансе лизингодателя, в противном случае снизить фактическое налогообложение не получиться.

Снизить налогообложение разрешено предприятиям, занимающимся переработкой и сохранением продукции сельскохозяйственной сферы речным или морским отловом рыбы и морским промыслом, но с условием, что доля выручки от этой деятельности превышает 70% от общей прибыли компаний.

Также могут быть освобождены, либо значительно снижено налогообложение у тех предприятий и компаний, у которых в штате более 50% сотрудников имеют статус инвалидов.

Аналогичные послабления имеют общественные организации и кооперативы, в которых задействован труд инвалидов.

На правительственном уровне полностью отменен сбор имущественного налога с компаний, относящихся к определенному виду хозяйственной деятельности:

  • Обслуживающие жилищно-коммунальное хозяйство или культурные центры досуга.

  • Занимающиеся охранной природы и окружающей среды, пожарной безопасностью населения либо вопросами гражданской безопасности.

  • Морские суда с атомным типом двигателей, трубопроводы магистрального типа, пути Ж\Д сообщения, общественные автомагистрали.

  • Технические средства спутниковой связи.

  • Государственные земли.

Полный перечень организаций и компаний, которые могут использовать льготное налогообложение (читай — нулевое) закрыт для обнародования, и может быть предоставлен только компетентным органам по запросу суда.

Теперь налогом будет облагаться только недвижимость. В результате чего компании получили в свои руки эффективный инструмент налогового планирования. В связи с чем сейчас самое время обобщить накопленный компаниями опыт оптимизации налога на имущество. Ведь на практике разработано достаточно много способов снижения нагрузки по данному налогу.

Оптимизация с помощью арендных отношений

С помощью договора аренды можно не платить налог со стоимости неотделимых улучшений.

Есть основания считать, что имеется возможность не платить налог на имущество с момента создания неотделимых улучшений и до окончания срока договора аренды. Улучшения увеличивают базу по налогу на имущество арендодателя только после их передачи на его баланс. Арендатор же не платит налог, поскольку не учитывает их в бухучете в качестве основного средства.

Компания передает в аренду недвижимое имущество дружественному контрагенту. Арендатор, в свою очередь, производит капитальные вложения в объекты основных средств с согласия арендодателя. По условиям договора неотделимые улучшения должны учитываться на балансе арендодателя. Гражданское законодательство также говорит о том, что такие улучшения изначально являются собственностью арендодателя (п. 4 ст. 623 ГК РФ).

Однако арендодатель не принимает их на свой баланс вплоть до окончания срока действия договора аренды, поскольку ему может быть попросту неизвестно о том, что неотделимые улучшения были произведены. Арендатор вплоть до окончания договора не извещает арендодателя ни об объемах произведенных работ, ни об их стоимости. При этом срок аренды может быть сколь угодно долгим.

Когда действие договора аренды заканчивается, неотделимые улучшения передаются арендодателю, что оформляется актом. На дату передаточного акта собственник включает их в состав своих основных средств. И только с этого момента начинает платить налог на имущество.

К тому же при возврате неотделимых улучшений арендатор вполне может «забыть» передать собственнику документы, подтверждающие стоимость работ. Следовательно, первоначальная стоимость основного средства не увеличится, как и база по налогу на имущество.

В данном случае налоговые риски падают на арендатора. Так как, по мнению Минфина России, с момента ввода улучшений в эксплуатацию и до передачи их арендодателю балансодержателем завершенных капитальных вложений является арендатор (письма от 03.11.10 № 03-05-05-01/48, от 01.11.10 № 03-05-05-01/46, от 24.10.08 № 03-05-04-01/37). И до момента выбытия он должен учитывать неотделимые улучшения на своем балансе и платить налог на имущество. Отметим, что под выбытием чиновники подразумевают окончание договора аренды. Аналогичного мнения придерживаются и судьи ВАС РФ (определение от 26.03.12 № ВАС-2715/12).

Избежать таких претензий можно двумя способами. Прежде всего, не вводить неотделимые улучшения в эксплуатацию до момента окончания договора аренды. Однако в этом случае стороны договора аренды на общем режиме теряют возможность амортизировать стоимость капвложений в налоговом учете. Напомним, что в зависимости от того, возмещаемые улучшения или нет, это имеет возможность делать либо арендодатель, либо арендатор.

Еще один способ снижения риска – сделать арендатором компанию на спецрежиме, например на УСН с базой «доходы минус расходы». Такая компания будет освобождена от обязанности по уплате налога на имущество (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). При этом расходы по капвложениям она вправе учесть.

Ликвидация объекта

По объекту, приобретенному для ликвидации или реконструкции, налог платить не нужно.

Данная схема позволяет сэкономить налог на имущество при учете объектов, которые не соответствуют признакам основных средств (п. 4 ПБУ 6/01).

Компания на общей системе приобретает объект незавершенного строительства или ветхое здание с целью снести его и построить на этом месте что-нибудь другое. Компания оформляет свое намерение приказом о сносе или ликвидации имущества. Объект при этом не вводится в эксплуатацию, поскольку не выполняется одно из условий ПБУ 6/01 – отсутствует способность приносить экономический доход в будущем. Следовательно, не возникает и объекта обложения по налогу на имущество.

Минфин России признает, что имущество, не предназначенное для использования в предпринимательской деятельности компании, не признается объектом налогообложения (письмо от 22.04.08 № 03-05-05-01/24). С таким подходом согласны и арбитражные суды (постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от 20.02.12 № А55-6362/2011 и Северо-Кавказского от 13.10.11 № А53-24208/2010 округов).

Объекты недвижимости, приобретенные для реконструкции с целью последующей перепродажи, также не подлежат налогообложению (письмо Минфина России от 23.06.09 № 03-05-05-01/36, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.02.10 № КА-А40/687-10). К аналогичному выводу приходят судьи и в отношении иного недвижимого имущества, которое в силу объективных причин не может приносить доход компании (постановления федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского от 21.01.10 № А33-11830/2008, Западно-Сибирского от 09.04.10 № А75-6674/2009 округов).

Перевод имущества в товары

Имущество, планируемое для продажи, можно перевести в категорию товаров и тем самым снизить налог.

Схема позволяет не уплачивать налог на имущество с момента, когда компания перестает использовать объекты в своей хозяйственной деятельности или планирует их продать.

Компания принимает решение о продаже недвижимости. При этом поиск покупателя может занять длительное время. Тогда, чтобы избежать потерь по налогу на имущество, компания переводит его в категорию товаров. Поскольку компания перестала использовать объект в своей деятельности и планирует его продать, то он уже не способен приносить экономический доход в будущем. А значит, не соответствует критериям пункта 4 ПБУ 6/01.

На практике встречаются примеры, когда судьи встают на сторону налогоплательщиков. По мнению арбитров, объекты, которые компания перестает использовать в своей хозяйственной деятельности, не соответствуют критериям основных средств. Поэтому их можно исключить из состава амортизируемого имущества и учитывать как товары для перепродажи (постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от 27.01.09 № А65-9168/2008, Центрального от 04.07.08 № А48-3994/07-14 округов).

В другом деле судьи указали, что спорные объекты не использовались в течение длительного времени ни в производстве, ни для управленческих нужд, ни для передачи в аренду, а в дальнейшем были реализованы по договору купли-продажи. Поэтому компания правомерно исключила недвижимость из состава основных средств (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.02.12 № А55-6362/2011).

Иные способы налоговой оптимизации

Размер налога на имущество зависит от балансовой стоимости основных средств и способен повышаться при каждой покупке дополнительных активов либо при их модернизации. Из-за этого немалому количеству фирм трудно уплачивать большой налог на имущество в срок, создавая бреши в бизнесе. Оптимизация налога на имущество представляет собой сложность, так как данная выплата является «прямой». Иными словами, этот налог не может быть снижет на суммы определенных вычетов. Также подчеркнем, что список льготников по нему сильно ограничен.

Когда в качестве объекта налогообложения рассматриваются транспортные средства, то, помимо налога на имущество, организация должна вносить транспортный налог. А значит, происходит несоблюдение прав налогоплательщиков, связанное с двойным налогообложением одних объектов.

Исходя из всего сказанного, получается, что законная оптимизация налога на имущество организации сегодня оказывается единственным эффективным способом его сокращения.

В этом случае у налогоплательщиков есть несколько возможностей для оптимизации. Благодаря им, любое предприятие способно серьезно снизить налоговый гнет.

Способ начисления амортизации

В бухгалтерском учете амортизация основных средств начисляется одним из нижеперечисленных способов:

  • линейным;

  • уменьшаемого остатка;

  • списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

  • списания стоимости пропорционально объему продукции.

Чаще всего бухгалтеры прибегают к линейному варианту, поскольку он гораздо проще и дает возможность избежать формирования разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. Но если рассматривать его с точки зрения оптимизации налога на имущество, этот способ оказывается самым неудачным. При коэффициенте 2 обычно гораздо выгоднее будет метод уменьшаемого остатка. Поэтому если вы хотите снизить налог на имущество, просчитайте амортизацию каждым из четырех представленных способов и выберите самый выгодный. Но, конечно, линейный метод стоит исключить, только если найдена большая разница в расчетах.

Применение упрощенной системы налогообложения

При работе по упрощенной системе налог на имущество и некоторые иные налоги заменяются единым налогом за исключением торговых помещений, помещений деловых центров.

Лизинг

Часто предприятия приобретают основные средства в кредит. Для оптимизации налога на имущество в такой ситуации рекомендуем рассмотреть вариант заключения лизинговой сделки. Дело в том, что у нее есть существенные достоинства по сравнению с банковским займом. Учет объекта на балансе компании, дающей его в лизинг, освободит вас от налога на все время контракта. Если на дату получения прав собственности на актив амортизация окажется полностью начисленной, вам в принципе не придется платить этот налог.

Если объект не полностью амортизирован, он принимается на учет по остаточной стоимости, которая, очевидно, гораздо ниже изначально имевшейся цены. Постановка основного средства на баланс лизингополучателя позволяет использовать ускоренный коэффициент амортизации 3. Эта льгота также относится к объектам, первоначально учтенным у лизингодателя и принятым на баланс по остаточной стоимости по завершении договора.

Использование льгот по налогу на имущество

Данный вариант считается одним из самых трудоемких, поэтому не часто используется для оптимизации налога на имущество. Причина в том, что практически все существующие льготы связаны с наличием у фирмы конкретных (довольно специфических) типов имущества или с принадлежностью данного предприятия к какой-либо отрасли и использованием имущества именно для нее. Получается, что оптимизация должна осуществляться предварительно, еще при создании компании и выборе для нее определенной отрасли.

Также такая оптимизация носит долгосрочный характер, ведь переориентироваться потом будет непросто, дорого, и эта процедура займет много времени. Подчеркнем, что при выборе сферы деятельности приоритетными являются производственные, общеэкономические вопросы, тогда как возможность оптимизации налога – это лишь их дополнение. Но нельзя отрицать, что грамотное применение предложенных государством льгот к бизнесу способно принести серьезную пользу.

Переоценка

У любой компании есть немало движимых объектов, чья стоимость непрерывно сокращается. Поэтому устаревшие, сильно потерявшие в цене активы переоценивают при помощи экспертизы, чтобы снизить имущественный налог. При этом налоговый учет будет вестись без изменений, сократится лишь отражаемая в балансе стоимость основных средств. Такая процедура осуществляется раз в год в отношении групп однородных основных средств.

Иными словами, в ней должны принимать участие все объекты, входящие в определенную группу, допустим, легковые автомобили. По закону не получится переоценить один из них, сохранив прежнюю стоимость остальных. Фирма сама выбирает конкретную категорию объектов, основываясь на экономической целесообразности. Если цена транспорта сильно снизилась, а у недвижимости выросла, переоценивают лишь автомобили, продолжая учитывать здания без изменений.

В заключение необходимо отметить, что изменения в законодательстве, безусловно, будут иметь положительный эффект для обновления основных фондов. Но при этом не нужно забывать о наличии действенных способов оптимизации имущественных налогов.

Попытка № 2

В конце сентября в Госдуму был внесен законопроект № 274631-7, которым окончания льготы с 01.01.2018 отодвигалось на год до 01.01.2019. Другими словами, проект предусматривал изменение срока передачи полномочий субъектам РФ по установлению налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества с 2018 года на 2019 год. Документ был одобрен Кабмином на заседании, состоявшемся 28 сентября.

Однако позже эту норму в законопроекте неожиданно перекроили. 15 ноября законопроект был принят во втором чтении уже совершенно в другом виде — ни о какой отсрочке по отмене льготы речи там уже не шло.

Таким образом, попытка сохранить льготу на федеральном уровне снова провалилась.

К чему пришли

В ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил, что было принято решение пойти навстречу региональным властям, которые просили не продлевать льготу, а дать им право самим решать, каким будет порядок налогообложения движимого имущества.

При этом был найден компромисс — срок применения льготы пролонгировать не стали, но ввели ограничение по ставке. Регионы не смогут установить ставку по налогу на движимое имущество больше, чем 1,1%.

Сегодня этот законопроект принят в третьем, окончательном, чтении.

Статья 381.1 НК, которая регламентирует порядок применения льгот, дополнена новым абзацем:

При этом законом субъекта Российской Федерации в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 настоящего Кодекса, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта Российской Федерации к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения.

При этом налоговые ставки, определяемые на 2018 год законами субъектов РФ в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК, не освобожденного от налогообложения в соответствии со статьей 381.1, не могут превышать 1,1 процента.

📌 Реклама

Последствия

Очевидно, что далеко не все регионы захотят предоставить льготы своим налогоплательщикам. Так что со следующего года компаниям придется платить больше налогов.

Сейчас при заполнении отчета по налогу на имущество бухгалтеры привычно указывают там, в частности, стоимость автомобиля в строке 140 раздела 2 с кодом льготы 2010257. От этой привычки придется избавиться.

Если в регионе не примут закон, освобождающий от налога движимое имущество, за один автомобиль компания будет платить два налога — транспортный и налог на имущество.

Не исключено, что изменения в порядке налогообложения повлекут за собой внесение изменений в форму декларации и расчета по авансовому платежу по налогу на имущество.

Что в регионах

В некоторых регионах льготу по движимому имуществу уже утвердили.

Например, в Московской области законом от 3 октября 2017 года N 159/2017-ОЗ ставка по налогу на движимое имущество (перечисленное в пп.25 ст. 381 НК) установлен а в размере 0% на период 2018-2020 года.

В Ярославской областивводится льгота по движимому имуществу на четыре года с даты покупки ОС.

В Москве за сохранение льготы по движимому имуществу выступила Торгово—промышленная палата РФ, которая разработала проект закона и просит инициировать внесение изменений в столичный закон № 364 «О налоге на имущество организаций».

«Введение налоговой льготы на территории Москвы сохранит нынешний уровень фискальной нагрузки на предпринимателей, сдержит рост потребительских цен, а также тарифов на перевозки для юридических и физических лиц, которые в противном случае обязательно вырастут. Палата неоднократно по просьбе предпринимательского сообщества заявляла о необходимости на законодательном уровне добиться сохранения льготы и предлагала регионам сделать это. Льготу уже решили сохранить в Республике Татарстан, в Нижегородской, а недавно и в Московской области», — считает глава ТПП Сергей Катырин.

📌 Реклама

Напомним, что законодатели с 01.01.2019 отменили налог на имущество в отношении движимого имущества — Федеральный закон от 03.08.18 № 302-ФЗ. В НК РФ нет определения понятий «движимое имущество» и «недвижимое имущество», поэтому в целях налога на имущество организаций, исчисление которого зависит от вида объекта налогообложения, следует руководствоваться положениями ГК РФ и ЖК РФ, а также сложившейся судебной практикой.

ФНС в письмах ФНС России от 02.08.18 № БС-4-21/14968@ иот 01.10.2018 № БС-4-21/19038@разъяснила,по каким признакам имущество организации распределяется на движимое и недвижимое в целях налогообложения. Чиновники предлагают идти путём отрицания.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.

К недвижимости относятся земельные участки, а также объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В частности:

здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;

помещения;

машино места;

жилые дома, квартиры, комнаты;

дачи и гаражи.

В соответствии с ГК вещные права на объекты недвижимости подлежат госрегистрации в ЕГРН. При этом недвижимостью может быть признано и имущество, в отношении которого такая госрегистрация не была произведена.

Чиновники особо замечают, что налогоплательщик не имеет право самостоятельно распределить своё имущество на недвижимое и движимое.Они предупреждают, что налоговики, отделяя одно от другого, будут руководствоваться следующими соображениями:

ü наличием записи об объекте в ЕГРН;

ü отсутствием сведений в ЕГРН — наличием оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможностью перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

Например, для объектов капитального строительства налоговики будут изучать наличие:

ü документов технического учёта или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости;

ü разрешений на строительство или ввод в эксплуатацию;

ü проектной или иной документации на создание объекта или о его характеристиках.

В сложных случаях налоговики в ходе налоговой проверки отчётности по налогу на имущество организаций будут назначать экспертизы, привлекать стороннихспециалистов, требовать документацию по спорным объектам от третьих лиц.

Таким образом, для обоснованного отнесения имущества к недвижимости нужно учитывать не только наличие/отсутствие записи об объекте в ЕГРН, но и наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения его без несоразмерного ущерба его назначению.

Заполнение декларации удобнее начинать с разделов 2, 2.1 и 3. Потом заполняется раздел 1 и титульный лист.

Строки «ИНН» и «КПП» в каждом разделе декларации заполняются автоматически из карточки регистрации клиента в системе «СБИС». Порядковый номер страницы также заполняется автоматически.

  • Титульный лист
  • Раздел 1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
  • Раздел 2. Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению недвижимого имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства
  • Раздел 2.1. Информация об объекте недвижимого имущества, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости
  • Раздел 3. Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая (инвентаризационная) стоимость

Титульный лист

В титульном листе налоговой декларации организация должна заполнить все необходимые реквизиты, кроме раздела «Заполняется работником налогового органа».

При заполнении поля «Номер корректировки» в первичной декларации за налоговый период автоматически прос тавляется «0», в уточненной декларации за соответствующий налоговый период необходимо указать номер корректировки (например, «1», «2» и т. д.).

В поле «Налоговый период» автоматически указывается код налогового периода и год, за который представляется декларация. Если декларация подается за налоговый период, то указывается код «34» — календарный год, если декларация представляется за последний налоговый период при реорганизации (ликвидации) организации, в указанном поле проставляется код «50».

При заполнении строки «Представляется в налоговый орган (код)» необходимо выбрать из справочника код налогового органа, в который подается налоговая декларация. Этот код указан в документах о постановке на учет в налоговом органе (свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика и т.д.).

В поле «По месту нахождения (учета)» выбирается код, перечень которых приведен в выпадающем списке. Организации, отнесенные к крупнейшим налогоплательщикам, выбирают код «213». Если декларацию представляют российские организации, не являющиеся крупнейшими налогоплательщиками, то они указывают код «214» и т.д.

При заполнении поля «Налогоплательщик» отражается наименование организации, соответствующее тому, которое указано в учредительных документах.

Внимание!Поля «Форма реорганизации (ликвидация)» и «ИНН/КПП реорганизованной организации» заполняют только те организации, которые в налоговом периоде реорганизуются.

В поле «Форма реорганизации (ликвидация)» указывается код реорганизации в соответствии со справочником.

Далее указывается реквизит «ИНН/КПП реорганизованной организации».

При заполнении поля «Номер контактного телефона» автоматически отражается номер телефона организации, указанный при регистрации.

При заполнении поля «На ____ страницах» указывается количество страниц, на которых составлена декларация. Значение поля заполняется автоматически и пересчитывается при изменении состава декларации (добавлении/удалении разделов).

При заполнении поля «с приложением подтверждающих документов или их копий на ___ листах» отражается количество листов подтверждающих документов и (или) их копий (при их наличии). Такими документами могут быть: оригинал (или заверенная копия) доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика (если декларацию подает представитель налогоплательщика), документ об уплате налога за пределами территории Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства и др.

В разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений подтверждаю:» указывается:

  • Руководитель — если документ представлен налогоплательщиком,
  • Уполномоченный представитель — если документ представлен законным или уполномоченным представителем налогоплательщика.

При этом указывается ФИО руководителя организации либо уполномоченного представителя, а также наименование и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия.

Также на титульном листе автоматически указывается дата.

Раздел 1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

Раздел 1 заполняется в отношении суммы налога на имущество, подлежащего уплате в бюджет по месту нахождения организации; месту постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в налоговом органе; месту нахождения недвижимого имущества.

Раздел 1 заполняется автоматически на основе сведений, отраженных в разделах 2 и 3.

В каждом блоке строк 010-040 отражаются следующие данные:

  • по строке 010 указывается код по ОКТМО, по которому подлежит уплате сумма налога, отраженная в строке 030 (автоматически переносится из соответствующих строк разделов 2 и 3);
  • по строке 020 отражается КБК, в соответствии с которым должна осуществляться уплата налога на имущество (автоматически переносится из соответствующих строк в разделах 2 и 3);
  • по строке 021 автоматически рассчитывается исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период:

    стр. 021 = ∑ стр. 260 разд. 2 + ∑ стр. 130 разд. 3 по соответствующим кодам ОКТМО и КБК

  • по строкам 023-027 указываются суммы авансовых платежей по налогу, подлежащие уплате по итогам отчетных периодов;
  • по строке 030 автоматически рассчитывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту представления декларации:

    стр. 030 = стр. 021 – (стр. 023 + стр. 025 + стр. 027) по соответствующим кодам ОКТМО и КБК при условии, что
    стр. 021 – (стр. 023 + стр. 025 + стр. 027) ≥ 0

  • по строке 040 автоматически рассчитывается сумма налога, исчисленная к уменьшению по итогам налогового периода:

    стр. 040 = стр. 021 – (стр. 023 + стр. 025 + стр. 027) по соответствующим кодам ОКТМО и КБК при условии, что
    стр. 021 – (стр. 023 + стр. 025 + стр. 027) < 0

Внимание! В случае представления декларации организацией-правопреемником за последний налоговый период и уточненных деклараций за реорганизованную организацию в данном разделе указывается код по ОКТМО того муниципального образования, на территории которого находилась реорганизованная организация (недвижимое имущество).

Также в разделе 1, в поле «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» автоматически указывается дата.

Раздел 2 налоговой декларации заполняется отдельно в отношении каждого вида недвижимого имущества.

При заполнении раздела 2 в строке 001 «Код вида имущества» необходимо выбрать соответствующий код:

  • в отношении объектов недвижимого имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, — «01»;
  • в отношении объекта недвижимого имущества российской организации, имеющего место фактического нахождения на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), — «02»;
  • по имуществу, принадлежащему российской организации и расположенному на территории другого государства, суммы налога по которому уплачены в соответствии с законодательством другого государства, — «04»;
  • по имуществу резидента особой экономической зоны в Калининградской области — «05»;
  • в отношении имущества, расположенного во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, российской части дна Каспийского моря и используемого в разработке морских месторождений углеводородного сырья – «07»;
  • в отношении объектов магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, а также объектов производства и хранения гелия – «08».
  • в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью – «09»;
  • в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередач, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью – «10».

Во всех остальных случаях по строке «Код вида имущества» ставится отметка «03».

По строке 010 указывается код в соответствии с общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (ОКТМО), по которому подлежит уплате сумма исчисленного налога. При заполнении данной строки код выбирается из классификатора. Узнать свой код ОКТМО можно с помощью электронного сервиса Федеральной налоговой службы «Федеральная информационная адресная система» (http://nalog.ru, раздел «Все сервисы»).

Далее в этом разделе необходимо указать код бюджетной классификации (КБК), в соответствии с которым организация должна перечислить налог. Этот код выбирается из справочника кодов. Следует обратить внимание на то, что применяются различные КБК в отношении имущества, входящего и не входящего в состав Единой системы газоснабжения.

В соответствующих строках 020 — 140 по графам 3 и 4 отражаются сведения об остаточной стоимости основных средств за налоговый период по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового периода и на конец налогового периода (на 31 декабря).

Так, в графе 3 этого раздела указывается остаточная стоимость основных средств за налоговый период для целей налогообложения, а в графе 4 — остаточная стоимость льготируемого (освобождаемого от налогообложения) имущества.

По строке 150 указывается исчисленная автоматически среднегодовая стоимость недвижимого имущества за налоговый период. Она рассчитывается как частное от деления на 13 суммы значений по графе 3 строк 020 – 140, т.е.:

стр.150 = ∑ стр. 020-140 гр. 3 / 13

По строке 160 указывается код налоговой льготы. Он выбирается из справочника кодов.

Внимание!По льготам, установленным законом субъекта Российской Федерации в виде понижения ставки налога (код льготы 2012400) и в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (код льготы 2012500), строка 160 не заполняется.

Вторая часть показателя по строке 160 заполняется только в случае, если в первой части показателя указан код льготы 2012000. Во второй части показателя нужно последовательно указать номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется льгота. Для каждой из указанных позиций отведено по четыре знако-места. При этом если соответствующий реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знако-места слева от значения заполняются нулями. Например, если соответствующая льгота установлена п. п. 15.2 п. 2 ст. 5 закона субъекта Российской Федерации, то по строке 160 указывается:

2 0 1 2 0 0 0 / 0 0 0 5 0 0 0 2 1 5 . 2

Если у организации отсутствуют льготы, то данная строка не заполняется.

По строке 170 указывается среднегодовая стоимость необлагаемого налогом имущества за налоговый период, исчисленная следующим образом:

стр. 170 = ∑ стр. 020-140 гр. 4 / 13

Строка 180 заполняется только в том случае, если в разделе 2 по строке «Код вида имущества» будет стоять отметка «02». При этом в этой строке нужно указать долю балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в виде простой правильной дроби).

По строке 190 автоматически исчисляется налоговая база как:

1. При заполнении раздела 2 с отметкой «02» по строке «Код вида имущества»:

стр. 190 = (стр. 150 — стр. 170) * стр. 180

2. При заполнении раздела 2 с прочими отметками по строке «Код вида имущества»:

стр.190 = стр. 150 — стр. 170

Строка 200 заполняется организациями, использующими льготу в виде снижения налоговой ставки (код льготы 2012400). Данный код выбирается из справочника. Для льготы с кодом 2012400 во второй части показателя последовательно указываются номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется соответствующая льгота. Строка 200 заполняется аналогично строке 160.

В случае, если для организации по данному имуществу не установлена льгота по налогу в виде понижения ставки, то строка 200 не заполняется.

По строке 210 указывается налоговая ставка, установленная законом субъекта Российской Федерации для данной организации по соответствующему имуществу (видам имущества). По умолчанию в разделе 2 декларации отражается значение по строке 210 равное 2,2%. Если законом субъекта Российской Федерации по имуществу установлена льгота в виде понижения ставки налога, то по строке 210 отражается налоговая ставка с учетом предоставляемой льготы (пониженная ставка налога). Раздел 2 заполняется отдельно по каждой налоговой ставке, применяемой налогоплательщиком.

Внимание!Если в строке «Код вида имущества» стоит отметка «05», по строке 210 указываются:

  • налоговая ставка в размере 0% при отражении по строке 160 кода налоговой льготы 2010401;
  • налоговая ставка в размере, установленном законом Калининградской области, уменьшенная на 50%, при отражении по строке кода налоговой льготы 2010402.

По строке 215 указывается коэффициент Кжд в отношении железнодорожных путей общего пользования, впервые принятых на учет в качестве объектов основных средств, начиная с 1 января 2017 года.

Внимание!Строка 215 заполняется, если в поле «Код вида имущества» стоит отметка «09».

По строке 220 отражается автоматически исчисленная сумма налога за налоговый период. Она рассчитывается следующим образом:

— при заполнении раздела 2 с кодом имущества «09»:

стр. 220 = стр. 190 * стр. 210 / 100 *стр. 215

— при заполнении раздела 2 с прочими кодами имущества:

стр. 220 = стр. 190 * стр. 210 / 100

Строки 230 и 240 заполняются в случае списания налога (авансового платежа) за период владения объектом с 1 апреля по 30 июня 2020 года и (или) установления законом субъекта Российской Федерации для отдельных организаций налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

При освобождении организации от уплаты налога (авансового платежа) в первой части строки 230 выбирается один из кодов налоговой льготы: 2010501-2010504, а во второй части указываются нули. Если организация освобождена от уплаты налога (авансового платежа) и одновременно имеет право на региональную льготу, то в первой части строки 230 указывается один из кодов: 2010505-2010508 , а во второй — номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется соответствующая льгота. В этом случае показатель заполняется аналогично строке 160. Если у организации отсутствуют эти льготы, то данная строка не заполняется.

По строке 240 указывается сумма налоговой льготы, уменьшающей сумму налога, подлежащую уплате в бюджет (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

Например, если законом субъекта Российской Федерации установлена льгота в виде уплаты в бюджет 60% суммы исчисленного налога, то значение по строке 240 должно быть подсчитано следующим образом:

стр. 240 = стр. 220 * (100 — 60) / 100

В строке 250 указывается уплаченная за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством другого государства, сумма налога на имущество организаций в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства.

Внимание!Строку 250 заполняют организации, выбравшие в строке 001 «Код вида имущества» отметку «04».

По строке 260 отражается автоматически исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период. Она рассчитывается следующим образом:

Внимание!Чтобы заполнить раздел 2 в отношении другой категории имущества, необходимо создать еще раздел 2. Для этого в программе предусмотрена опция «Добавить страницу».

Раздел 2.1. Информация об объекте недвижимого имущества, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости

В разделе 2.1 отражаются сведения о недвижимости, налог в отношении которой рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости.

В отношении каждого объекта недвижимости заполняется отдельный блок строк 010 — 050.

По строке 010 указывается код номера объекта недвижимого имущества с учетом следующих условий:

  • в случае наличия у объекта кадастрового номера, указанного в ЕГРН, выбирается код «1»;
  • в случае отсутствия у объекта кадастрового номера и наличия у него условного номера, указанного в ЕГРН, выбирается код «2»;
  • в случае отсутствия у объекта недвижимости кадастрового и условного номеров, указанных в ЕГРН, и наличия инвентарного номера, а также присвоенного этому объекту адреса на территории РФ с указанием муниципального образования, выбирается код «3»;
  • в случае отсутствия у объекта кадастрового и условного номеров, указанных в ЕГРН, и наличия инвентарного номера при отсутствии присвоенного этому объекту адреса, указывается код «4»;
  • при заполнении раздела в отношении водного транспортного средства выбирается код «5»;
  • при заполнении раздела в отношении воздушного транспортного средства выбирается код «6».

По строке 020 в зависимости от кода, указанного в строке 010, отражается номер: кадастровый — при выборе кода «1», условный – при выборе кода «2», инвентарный – при выборе кодов «3» или «4», идентификационный – при указании кода «5» либо серийный – при указании кода «6».

Строка 030 заполняется только в случае выбора кода «3» в строке 010. При этом в блоке «Дополнительная информация об адресе» указываются: код субъекта РФ, индекс, наименование и вид муниципального образования, поселения, населенного пункта, тип и наименование элемента планировочной структуры, улично-дорожной сети, номер земельного участка, тип и номер здания и помещения.

По строке 040 выбирается код объекта недвижимого имущества в соответствии с ОКОФ.

По строке 050 указывается остаточная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 31 декабря налогового периода.

Внимание!В случае выбытия объекта недвижимости до 31 декабря налогового периода (ликвидации организации до 31 декабря налогового периода) в отношении такого объекта раздел 2.1 не заполняется.

Раздел 3. Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая (инвентаризационная) стоимость

Раздел 3 налоговой декларации заполняют:

  • российские и иностранные организации по объектам недвижимого имущества, налоговой базой по которым признается кадастровая стоимость;
  • иностранные организации, у которых нет в России постоянных представительств, — по объектам недвижимого имущества, расположенным в России;
  • иностранные организации, у которых есть в России постоянные представительства, — по объектам недвижимого имущества, которые не имеют отношения к деятельности постоянных представительств.

В поле «Код вида имущества» выбирается соответствующий код:

  • в отношении объектов недвижимости, включенных в перечень объектов, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость – «11»;
  • в отношении недвижимости иностранной организации – «12»;
  • в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств – «13».

По строке 010 указывается код в соответствии с общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (ОКТМО), по которому подлежит уплате сумма налога. При заполнении данной строки код выбирается из классификатора. Узнать свой код ОКТМО можно с помощью электронного сервиса Федеральной налоговой службы или «Федеральная информационная адресная система» (http://nalog.ru, раздел «Все сервисы»).

Далее в этом разделе необходимо указать код бюджетной классификации (КБК), в соответствии с которым организация должна перечислить налог. Этот код выбирается из справочника кодов. Следует обратить внимание на то, что применяются различные КБК в отношении имущества, входящего и не входящего в состав Единой системы газоснабжения.

По строке 014 код вида сведений об объекте, в отношении которого заполняется раздел. При этом в случае заполнения раздела в отношении здания (строения, сооружения) указывается код «1»; в отношении помещения, гаража, машино-места — код «2».

По строке 015 указывается кадастровый номер здания (строения, сооружения) в случае выбора в строке 014 кода «1» либо кадастровый номер помещения в случае выбора кода «2».

По строке 020 указывается кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, в том числе:

  • по строке 025 указывается необлагаемая налогом кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

По строке 020, заполняемой в отношении помещений, кадастровая стоимость которых не определена, указывается кадастровая стоимость помещения исходя из доли, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (строка 035), в том числе:

  • по строке 025 указывается не облагаемая налогом кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

По строке 030 отражается доля налогоплательщика в праве на объект недвижимого имущества.

Внимание!Строка 030 заполняется только в случае нахождения объекта недвижимости в общей (долевой или совместной) собственности.

По строке 035 указывается доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

По строке 040 указывается код налоговой льготы. Он выбирается из справочника кодов.

Внимание!По льготам, установленным законом субъекта Российской Федерации в виде понижения ставки налога (код льготы 2012400) и в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (код льготы 2012500), строка 040 не заполняется.

Вторая часть показателя по строке 040 заполняется только в случае, если в первой части показателя указан код льготы 2012000. Во второй части показателя нужно последовательно указать номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется льгота. Для каждой из указанных позиций отведено по четыре знако-места. При этом если соответствующий реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знако-места слева от значения заполняются нулями. Например, если соответствующая льгота установлена п. п. 15.2 п. 2 ст. 5 закона субъекта Российской Федерации, то по строке 040 указывается:

2 0 1 2 0 0 0 / 0 0 0 5 0 0 0 2 1 5 . 2

Если у организации отсутствуют льготы, то данная строка не заполняется.

По строке 050 указывается доля кадастровой (инвентаризационной) стоимости объекта недвижимого имущества на территории субъекта Российской Федерации (в виде правильной простой дроби).

Внимание!Строка 050 заполняется только в случае представления расчета по объекту недвижимого имущества, имеющему фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации).

По строке 060 указывается налоговая база по объекту недвижимого имущества, исчисленная следующим образом:

  • по объекту недвижимого имущества, имеющему фактическое место нахождения на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации):

стр.060 = (стр.020 – стр.025) * стр. 030 * стр.050

  • по прочим объектам недвижимого имущества:

стр.060 = (стр.020 – стр.025) * стр. 030

Строка 070 заполняется в случае установления законом субъекта Российской Федерации по данному имуществу льготы в виде понижения налоговой ставки (код льготы 2012400). В этой строке указывается составной показатель: в первой части показателя отражается код налоговой льготы 2012400, а во второй части показателя последовательно указываются номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется соответствующая льгота. Данный показатель заполняется аналогично строке 040.

В случае если для организации по данному имуществу не установлена льгота по налогу в виде понижения ставки, то строка 070 не заполняется.

По строке 080 отражается налоговая ставка, установленная законом субъекта Российской Федерации для данной категории организаций и (или) данного вида имущества.

Внимание!В случае установления законом субъекта Российской Федерации льготы (код льготы 2012400) для данной категории организаций по данному имуществу по строке 080 отражается налоговая ставка с учетом предоставляемой льготы.

В строке 090 указывается коэффициент Кв, учитывающий фактический срок владения объектом недвижимости в налоговом периоде. Данная строка заполняется только в случае возникновения (прекращения) у организации в течение налогового периода права собственности на объект недвижимого имущества. Коэффициент Кв рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект недвижимого имущества находился в собственности организации в налоговом периоде, к числу месяцев в налоговом периоде.

По строке 095 указывается коэффициент Ки, который применяется для исчисления налога в случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик. Коэффициент Ки рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых в данном налоговом периоде объект недвижимости имел кадастровую стоимость, установленную для данной качественной и (или) количественной характеристики объекта недвижимости, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. В этом случае в отношении такого объекта заполняются 2 раздела 3.

Внимание!В случае необходимости одновременного применения коэффициентов Кв и Ки, значение каждого из которых отлично от единицы, значение коэффициента Ки должно учитывать период владения объектом недвижимости в данном налоговом периоде.

Показатель строки 100 рассчитывается так:

  • в случае возникновения (прекращения) у организации в течение налогового периода права собственности на объект недвижимого имущества (при отсутствии коэффициента Ки):

cтр. 100 = стр. 060 * стр. 080 / 100 * стр. 090

  • в случае возникновения (прекращения) у организации в течение налогового периода права собственности на объект недвижимости (при наличии коэффициента Ки):

стр. 100 = стр. 060 * стр. 080 / 100 * стр. 090 * стр. 095

  • в случае владения в течение всего налогового периода объектом недвижимого имущества (при наличии коэффициента Ки):

стр. 100 = стр. 060 * стр. 080 / 100 * стр. 095

  • в остальных случаях:

стр. 100 = стр. 060 * стр. 080 / 100

Строки 110 и 120 заполняются в случае, если организация применяет установленную законом субъекта РФ налоговую льготу в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет и (или) списания налога (авансового платежа) за период владения объектом с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

При освобождении организации от уплаты налога (авансового платежа) в первой части строки 110 выбирается один из кодов налоговой льготы: 2010501-2010504, а во второй части указываются нули. Если организация освобождена от уплаты налога (авансового платежа) и одновременно имеет право на региональную льготу, то в первой части строки 110 указывается один из кодов: 2010505-2010508 , а во второй — номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется соответствующая льгота. В этом случае показатель заполняется аналогично строке 040.

В строке 120 указывается сумма налоговой льготы, уменьшающей размер налога, подлежащего уплате в бюджет (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

По строке 130 отражается автоматически исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период:

стр. 130 = стр. 100 – стр. 120

Внимание!По каждому объекту недвижимости заполняется отдельный раздел 3. Например, если в одном и том же здании у организации есть несколько помещений, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость, заполнять раздел 3 нужно отдельно по каждому из этих помещений. Чтобы заполнить раздел 3 в отношении другого объекта, необходимо создать еще раздел 3. Для этого в программе предусмотрена опция «Добавить страницу».

Время чтения: 4 минут

Политика налогообложения регулярно претерпевает изменения. Далеко не всегда кардинальные, но при этом все равно важные. В этой статье мы поговорим про налог на имущество на автомобиль. Требует ли актуальное законодательство выплаты подобного рода с физических и юридических лиц, и существуют ли какие-то исключения из правил?

Нужно ли платить налог на имущество с автомобиля физлицам

Многие путаются в вопросах выплаты налога на имущество. Зная о его существовании, граждане задаются вопросом, облагаются ли налогом на имущество транспортные средства в 2020 году. Возможно, трудность возникает по той причине, что россияне путают понятия «налог на имущество» и «транспортный налог».

Итак, транспортный налог в обязательном порядке выплачивается владельцами таких транспортных средств, как авто, мотоциклы, автобусы и самоходные машины, лодки и катера, снегоходы. Причем в данном вопросе имеются исключения, детально прописанные в законодательстве.

Что касается того, нужно ли автомобили включать в налог на имущество, то ответ отрицательный.

По закону вносить на баланс государства средства в счет имеющегося имущества физлица должны только за недвижимое имущество. К нему относятся, например, квартиры, дома, гаражи и прочие объекты строительства.

Транспортные средства являются движимым имуществом, поэтому на них данная пошлина не распространяется.

Облагается ли транспорт налогом на имущество организации

С юридическими лицами все обстоит значительно сложнее. В общем и целом закон предусматривает для них необходимость выплаты государственного сбора. При этом тот факт, должна ли организация платить налог на имущество за автомобиль, будет зависеть от нескольких нюансов.

Несколько лет назад, 1 января 2013 года, государство освободило организации от уплаты налога на движимую собственность, принятую в качестве основных средств, начиная с этой даты. Тот транспорт, который был зарегистрирован ранее этого срока, остался в списке имущества, подлежащего налогообложению.

Решив воспользоваться такой поблажкой, многие коммерческие структуры пытались прибегнуть к различным хитростям, дававшим им возможность регистрировать движимое имущество уже после 01.01.13 и не выплачивать за него пошлину. В частности, заявляли, что имущество не использовалось до указанного срока ввиду необходимости решения определенных технических вопросов. Или придумывали иные варианты, освобождавшие их от обязанности уплаты налогового сбора.

Чтобы предупредить дальнейшие мошеннические схемы, в законодательство 1 января 2015 года была внесена поправка. Согласно ей налог на имущество в виде автомобиля для юридических лиц в 2020 году будет действовать в отношении движимого имущества, которое принято на учет в качестве основного средства после 01.01.13 в результате:

  • реорганизации юрлица;
  • передачи (любым способом) от взаимозависимого лица (например, учредителя фирмы);
  • ликвидации юридической компании.

Кроме этого, 1 января того же года была принята и еще одна поправка, освобождающая юридические лица от уплаты имущественного налога с «движимости», относящейся к 1-й и 2-й амортизационным группам. Что касается того, облагается ли налогом на имущество автомобиль организации в 2020 году, попадающий в амортизационную группу начиная с 3-й и далее, то ответ положительный.

Если авто куплено в 2016

Тот факт, облагается ли налогом на имущество автомобиль, приобретенный в 2016 году, будет зависеть от нескольких нюансов. Во-первых, от того, каким именно образом он поступил на баланс организации. Если машина была получена компанией любым законным способом, кроме реорганизации юрлица, передачи от зависимого лица и юридической ликвидации, налог на нее платить не нужно.

Во-вторых, от класса амортизационной группы.

Если к моменту уплаты налога срок полезного использования транспортного средства составит хотя бы год (первый класс амортизации), то на данный автомобиль, купленный в 2016 году, налог на имущество также распространяться не будет.

Причем в этом случае не имеет значения, каким именно образом машина была зачислена на баланс в качестве основного средства.

Какие существуют льготы

Помимо уже описанных поблажек в отношении двух амортизационных групп, а также машин, зарегистрированных после 01.01.13, имеется еще один вариант налоговых послаблений.

Он распространяется на то имущество, которое принято на баланс коммерческих структур, действующих в рамках свободной экономической зоны (СЭЗ). При условии, что данное имущество находится и используется также на территории СЭЗ. Действует данная льгота в течение 10 лет с момента принятия имущества в качестве основного средства.

Спорные ситуации

Внесение в налоговое законодательство очередных корректив повлекло множество встречных вопросов. Рассмотрим пару спорных моментов, наиболее характерных для возникшей ситуации.

Пример 1

Нужно ли будет оплачивать налог с движимого имущества, принятого на учет после 1.01.13, но предполагающего монтаж и состоящего из конструктивных деталей, купленных у взаимозависимых лиц?

В отношении этого вопроса комментарии Минфина России были весьма противоречивы. С одной стороны, ведомство неоднократно подчеркивало, что если комплектующие, без которых движимое имущество не может использоваться, были приобретены у взаимозависимых лиц, то льготы в отношении него применяться не могут. Вне зависимости от того, было ли оно приобретено до 01.01.13 или позже этой даты.

С другой стороны, в некоторых официальных письмах, направленных для ознакомления в налоговые органы на местах, отмечалась кардинально противоположная позиция.

Соответственно, можно сделать вывод, что конечная резолюция по спорному моменту будет в каждой отдельной ситуации своя. Если при экспертном анализе документов выяснится, что движимое имущество было банально разобрано с целью последующей передачи взаимозависимому лицу и уклонения от уплаты налогов, то избежать выплат не удастся. Если же будет видно, что целью покупки у взаимозависимого лица было действительно приобретение комплектующих для дальнейшей самостоятельной сборки транспортного средства (например, какой-то спецтехники), то, возможно, отстоять свое право на получение льготы организации удастся.

Пример 2

Допускается ли налоговая льгота, если движимое имущество было приобретено после 1.01.13 через взаимозависимое лицо — комиссионера?

По заявлению Минфина, льгота при покупке движимого имущества по договору комиссии с взаимозависимым комиссионером возможна. Но только в том случае, если сам поставщик не будет выступать как взаимозависимое лицо ни в отношении комиссионера, ни в отношении самого заказчика. Если хотя бы одно из условий не будет соблюдено, то льгота действовать не будет.

Автомобиль для налога на имущество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *