Автоматический обмен информацией оэср

Содержание

Все, что вам нужно знать про автоматический обмен информацией о финансовых счетах

12 мая 2016 года Россия присоединилась к Международному Соглашению между компетентными органами стран об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах (на основе Common Reporting Standard, CRS – единого стандарта обмена). Тем самым Россия заявила о своем намерении обменяться информацией о финансовых счетах с другими странами мира в автоматическом режиме (предполагается обмен к сентябрю 2018 года за период 2017 года). Что за этим последует и чьи интересы затронет – об этом пойдет речь в настоящей статье.

Используйте пошаговые руководства:

  • Excel для финансового директора
  • Управленческий учет в вашей компании
  • Подведение итогов полугодия

Вот уже много десятков лет многие корпорации и состоятельные физические лица используют офшоры в низконалоговых юрисдикциях. Для удобства и гибкости ведения бизнеса, для доступа к внешним рынкам и финансированию, для снижения гражданско-правовых, валютных, политических рисков, а также оптимизации налоговой нагрузки, обеспечения сохранности капиталов, интеллектуальной собственности и многих других целей, связанных как с операционным бизнесом, так и с холдинговым владением зарубежными и российскими активами, а также владением личными активами и инвестиционными портфелями в банках за пределами нашей страны.

Однако, план BEPS (Base erosion profit shifting – Размывание налоговой базы и искусственный перенос прибыли) и CRS – AEoI (Common Reporting Standard – Automatic Exchange of Information) – Единый стандарт Автоматического обмена информацией о финансовых счетах, представленные широкому вниманию ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития), уже стали известными многим корпорациям, представителям бизнеса и гражданам, имеющим зарубежным компании и счета в банках. Данные меры стали известны как международные инструменты, направленные в первую очередь на борьбу с уклонением от уплаты налогов.

В настоящей статье мы постараемся тезисно описать основное содержание автоматического обмена в рамках CRS, к которому присоединилась Россия и по которому она планирует получить информацию из других стран к сентябрю 2018 года за период «2017 календарный год».

Что такое автообмен по стандарту CRS и как он связан с Россией и зарубежными компаниями, счетами российских граждан (налоговых резидентов России)?

12 мая 2016 ФНС России присоединилась к MCAA (Multilateral Competent Authority Agreement), чем продемонстрировала свое намерение обменяться с другими странами мира к сентябрю 2018 году информацией за период 2017 года о финансовых счетах компаний и физических лиц. Обмен планируется на базе стандарта CRS – Common Reporting Standard — единый стандарт обмена, который устанавливает базовые общие требования и характеристики будущего автоматического обмена информацией о финансовых счетах.

Стандарт CRS был разработан в ответ на предложение G20 (Большой двадцатки) и утвержден Советом ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) 15 июля 2014 года. Данный стандарт направлен на получение странами мира информации от своих финансовых институтов и автоматический обмен такими данными с другими юрисдикциями на ежегодной основе. Стандарт устанавливает перечень информации о финансовых счетах, которая подлежит автообмену, перечень финансовых институтов, которые обязаны осуществить сбор и предоставление информации компетентному органу своей страны, виды счетов и лиц, которые подпадают под автообмен и действие стандарта, а также описание общей процедуры проверки и действий финансовых институтов в рамках стандарта (Due Diligence).

Что Россия должна сделать, чтобы автообмен состоялся в заявленный срок

Для того, чтобы автоматический обмен между отдельными странами состоялся, каждая страна должна совершить ряд действий и направить об этом соответствующее уведомление в секретариат. В частности, такое уведомление от каждой юрисдикции должно содержать:

  1. Подтверждение того, что локальное законодательство принято и вступило в силу, а также заявление о том, будет ли обмен двусторонним либо односторонним (и страна только предоставит информацию другой стране – партнеру, но не получит от нее информацию взамен и не претендует на такую информацию);
  2. описание методов передачи данных и шифрования;
  3. описание выполненных юрисдикцией требований по защите данных в рамках автоматического обмена;
  4. подтверждение, что юрисдикция имеет действующие меры по конфиденциальности и защите данных;
  5. перечень юрисдикций, с которыми страна намерена обменяться информацией в рамках CRS MCAA.

Важно учитывать, что автоматический обмен информацией по Стандарту возможен только на двусторонней основе и CRS MCAA будет фактически применяться, только если две отдельные юрисдикции будут иметь действующую Конвенцию (CRS MCAA), подадут уведомление, описанное выше (согласно разделу 7 CRS MCAA) и в перечнях стран для автообмена заявят друг друга.

На сайте ОЭСР размещена подробная информация о Стандарте, его структуре и элементах, описанных выше. А также есть удобный инструмент по определению уже активированных двусторонних отношений по странам, которые обменяются информацией в автоматическом режиме к сентябрю 2017 года. По состоянию на октябрь 2016 года было активировано более 1000 двусторонних отношений между отдельными юрисдикциями.

можно проверить, какие страны и с кем уже активировали двусторонний обмен друг с другом (и автоматически обменяются информацией в заявленные сроки).

Вас также может заинтересовать этот материал: Уведомление о КИК. Готовимся заранее >>

О каких именно счетах страны будут обмениваться информацией

CRS предусматривает автообмен о следующих видах счетов:

  • финансовые счета в финансовых институтах различных видов (Financial Account);
  • депозитарные счета (Depositary Account);
  • кастодиальные счета (Custody Account);
  • страховой контакт (Cash Value Insurance Contract или Annuity Contract), за исключением неинвестиционного, непередаваемого договора страхования жизни, который оформлен на имя физического лица и предполагает выплату пенсии либо компенсацию из-за нетрудоспособности, а также
  • иные имущественные и долговые права / требования в отношении финансового института, в том числе созданные / установленные в целях избежания автообмена.

Ранее открытые счета компаний (Preexisting Entity Accounts), сумма средств на которых (агрегированная по всем счетам компании в банке) не превышает 250 000 долларов США (эквивалент), не подлежат автообмену. Однако, не стоит исключать из внимание то обстоятельство, что согласно стандарту эта опция (Optional exemption) может быть не отклонена юрисдикцией отдельной страны и ее финансовым институтом.

Информация о личных счетах физических лиц (Individual Account) подпадает под действие стандарта CRS независимо от суммы остатков по счетам физического лица (минимальный порог отсутствует). Превышение 1 000 000 долларов США на личных счетах является основанием для углубленной проверки клиента по требованиям Стандарта (в том числе, включает в себя характеристику на клиента от ответственного работника конкретного финансового института, в котором открыт счет – к примеру, со стороны частного банкира (Private Banker)).

Стандарт также предусматривает несколько видов Исключенных счетов (Excluded account), по которым автообмен не предполагается.

CRS предусматривает автообмен о счетах, которые принадлежат как компаниям / иным структурам, в том числе трастам, фондам (далее для удобства – «компании»), так и физическим лицам. Примечательно, что к компаниям для целей автообмена отнесены юридические лица либо юридические соглашения, такие как корпорация, партнерство, траст или фаундейшен (foundation).

Какие компании признаются активными и пассивными

Рекомендуем обратить внимание на то, что Активная или Пассивная компания для целей стандарта – понятия очень условные и исключительно терминологические. Другими словами, их буквальное толкование в отрыве от содержания и правил стандарта во многих случаях будет неверным.

Итак, для целей стандарта пассивными компаниями признаются методом «от противного» все компании, которые не являются активными компаниями в терминологии Стандарта.

При этом активной признается компания, которая отвечает хотя бы одному из следующих критериев:

  • менее 50% валового дохода компании за прошлый календарный год либо иной отчетный период представлены пассивными доходами и менее 50% активов, которыми компания владела в такой период, представлены активами, используемыми для получения пассивных доходов. Важно учитывать, что отнесение доходов к активным или пассивным Стандарт относит к компетенции соответствующего локального законодательства (законодательства страны, в которой происходит такая квалификация доходов, т.е. где собирается информация о счетах);
  • деятельность организации сводится к владению акциями дочерних компаний, не являющихся финансовыми учреждениями, и к предоставлению им финансирования и других услуг;
  • организация, с даты основания которой не прошло 24 месяца и которая пока не начала ведение хозяйственной деятельности, но инвестирует капитал в активы с намерением начать ведение деятельности, не являющейся деятельностью финансового института;
  • организация не была финансовым институтом в последние 5 лет и находится в стадии ликвидации своих активов или реорганизации с целью возобновить деятельность, не являющуюся деятельностью финансового института, а также иные менее распространенные и популярные варианты.

Кто именно обязан собирать и представлять в налоговые органы своей страны информацию о финансовых счетах

Информацию о счетах клиентов (компании, физические лица) обязаны собирать и представлять в налоговые органы своей страны Финансовые институты. В качестве таковых выступают Кастоди (Custody institution), Депозитарии (Depositary institution), Инвестиционные компании (Investment Entity), Специализированные страховые компании (Specified Insurance Company).

Кастоди – это компания, которая в качестве своего основного бизнеса осуществляет хранение Финансовых активов в интересах и за счет своих клиентов. При этом Финансовые активы включают в себя ценные бумаги (к примеру, акции корпораций, долю участия в партнерстве или бенефициарное владение в партнерстве, трасте, ноты, бонды (облигации), долговые расписки, другие долговые инструменты), участие в партнерстве, товары (commodity), деривативы, финансовые инструменты (swap), страховые контракты (Insurance Contract), договоры ренты (Annuity Contract). Напротив, Финансовым активом не является недолговое прямое (non-debt direct) владение недвижимостью.

Депозитарий – это компания, которая размещает депозиты в качестве своего основного бизнеса (банковский либо аналогичный ему).

Инвестиционная компания – это компания, которая преимущественно осуществляет в интересах и от имени клиента один или несколько из следующих видов операций:

  • торговля на рынке денежных инструментов (чеки, векселя, депозитарные расписки, деривативы, другие), рынке иностранной валюты, переводных ценных бумаг, фьючерсных контрактов;
  • индивидуальное или коллективное управление инвестиционными портфелями;
  • иным образом инвестирует, управляет Финансовыми активами или денежными средствами от имени других лиц,
  • либо компания, основной (более 50%) доход которой преимущественно связан с инвестированием, реинвестированием или торговлей финансовыми активами.

Специализированная страховая компания – это страховая компания (или ее холдинговая компания), которая выпускает / обязана осуществлять платежи на основании Страхового контракта с денежной стоимостью (Cash Value Insurance Contract) или договора ренты (Annuity Contract).

Какой именно информацией планируется обменяться в автоматическом режиме

По всем счетам:

  • информация о компании и/или физическом лице, которые владеют или имеют отношение к счету (подробно описана выше);
  • номер счета (аналог);
  • наименование и идентификационный номер Финансового института;
  • остаток средств либо стоимость (для страхового контракта и договора ренты).

Если счет был закрыт в отчетный период, то информация о его закрытии (без указания остатка).

Также предоставляется дополнительная информация применительно к отдельным видам счетов.

Для Депозитарных счетов (Depositary Accounts): валовая сумма процентов уплаченных или зачисленных на счет.

Для Кастодиальных счетов (Custody Accounts):

  • валовая сумма процентов, уплаченных или зачисленных на счет;
  • валовая сумма дивидендов, уплаченных или зачисленных на счет;
  • валовая сумма других доходов, возникших в связи с использованием активов, которые находятся на счету, уплаченных либо зачисленных на счет;
  • валовая сумма поступлений от продажи или погашения Финансовых активов, уплаченных или зачисленных на счет.

Для иных счетов (не Депозитарных и не Кастодиальных): валовая сумма, уплаченная или зачисленная владельцу счета в связи с наличием счета, по которому Финансовый институт выступает должником или обязанным лицом. К такой сумме может быть отнесена, к примеру, сумма возмещения, выплата, произведенная в адрес владельца счета, любая выплата владельцу счета по Страховому контракту с денежной стоимостью (Cash Value Insurance Contract) или по договору ренты (Annuity Contract), даже если такая выплата не признается денежной стоимостью (Cash Value).

По совместным счетам (физических лиц) и по корпоративным счетам (с несколькими контролирующими лицами) данные выше будут предоставляться единые по каждому лицу в отдельности (в страны их налогового резидентства, т.е. без деления сумм / стоимости на счетах применительно к каждому лицу в отдельности).

Каков порядок автообмена в рамках CRS

Финансовые институты, в которых открыты счета компаний/их контролирующих лиц, физических лиц будут собирать информацию выше и ежегодно предоставлять в компетентный орган своей страны. Далее информация будет направлена в компетентные органы стран, в которых указанные выше лица являются налоговыми резидентами.

Пример

Офшорная компания (Британские Виргинские острова) имеет инвестпортфель в банке на территории Швейцарии. Контролирующим лицом офшора является гражданин России (налоговый резидент России).

В таком случае информация о счетах компании и ее контролирующем лице будет направлена банком в налоговый орган Швейцарии.

А налоговый орган Швейцарии направит информацию:

  • о компании — налоговому органу Британских Виргинских островов;
  • о компании и ее контролирующем лице (как по Пассивной компании, поскольку компания имеет инвестпортфель и получает только пассивный доход от такого инвестпортфеля) – в налоговый орган России.

Рекомендуем оценить влияние стандарта CRS на ваши зарубежные активы и счета заблаговременно и принять возможные меры по снижению налоговых и валютных рисков.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

  • Главное в работе Финансового директора в 2018 году

Автоматический обмен информацией о финансовых счетах

12 мая 2016 года в ходе Форума ОЭСР по налоговому администрированию в Пекине ФНС России подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. Первый такой обмен для России намечен на сентябрь 2018 года. Данная мера была предусмотрена «Основными направлениями налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

Что это означает для российских налогоплательщиков, а равно для нерезидентов, имеющих счета в России? Какая именно информация и в каком объёме будет подпадать под автоматический обмен? Кто, как и с кем будет обмениваться такой информацией?

Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA) и Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard, CRS) были разработаны на основании статьи 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам 1988 г. (в редакции Протокола 2010 г.).

На уровне Европейского Союза также действует Директива 2014/107/EU от 9 декабря 2014 года о внесении изменений в Директиву 2011/16/EU («Об административном сотрудничестве в области налогообложения») в части обязательного автоматического обмена информацией в области налогообложения. Данная Директива обязывает государства-члены ЕС привести свое законодательство в соответствие с требованиями MCAA и CRS.

«Нижний» (но отнюдь не менее важный) уровень регулирования включает национальное законодательство и подзаконные акты, непосредственно обеспечивающие исполнение обязательств по автоматическому обмену в каждой отдельной стране.

Отличие автоматического обмена от обмена «по запросу»

Обмен по запросу
(Конвенция 1988 в ред. Протокола 2010)
Автоматический обмен
(CRS)
Объём передаваемой информации По запросу одного государства другое государство предоставляет требуемую информацию относительно отдельных (конкретных) лиц и операций. Между компетентными органами передаются данные не об отдельных лицах, а массивы информации о нерезидентах, обслуживаемых финансовыми учреждениями страны-участницы обмена.

Категории сведений

Информация, подлежащая обмену в рамках Конвенции – это «любая информация, …которая предположительно является важной для администрирования и обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется настоящая Конвенция» (п. 1 ст. 4). Закрытый перечень данных, подлежащих обмену, определён в разделе I Стандарта CRS, и ограничивается только данными о счетах нерезидентов, которыми располагают финансовые учреждения (в первую очередь – банки) участвующих юрисдикций.
Формат и периодичность обмена Информация передаётся в письменной форме в ответ на поступивший запрос. Информация предаётся автоматически в унифицированном электронном формате один раз в год (следующий за отчётным).

Между какими странами будет автоматический обмен?

Согласно статье 6 Конвенции 1988/2010, процедуры автоматического обмена определяются по взаимной договоренности «двух или более» сторон. На практике за основу была взята модель многостороннего соглашения, в силу чего странам, подписавшим такое соглашение, уже не потребуется подписывать между собой отдельные двусторонние соглашения.

На 28 июня 2016 года Многостороннее соглашение компетентных органов подписали 83 юрисдикции. Часть стран обязалась осуществить первый (по сути – тестовый) автоматический обмен информацией в сентябре 2017 года, часть – в сентябре 2018 г.

В сентябре 2017 года осуществить первый автоматический обмен обязались Ангилья, Аргентина, Барбадос, Бельгия, Бермуды, Болгария, Британские Виргинские острова, Великобритания, Венгрия, Германия, Гернси, Гибралтар, Гренландия, Греция, Дания, Джерси, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Каймановы острова, Кипр, Колумбия, Корея (Южн.), Кюрасао, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Мексика, Монтсеррат, Нидерланды, Ниуэ, Норвегия, Остров Мэн, Острова Тёркс и Кайкос, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сейшельские острова, Словакия, Словения, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония, ЮАР.

В сентябре 2018 года осуществить первый автоматический обмен обязались Австралия, Австрия, Албания, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Гана, Гренада, Израиль, Индонезия, Канада, Китай, Коста-Рика, Маврикий, Малайзия, Маршалловы острова, Монако, Науру, Новая Зеландия, Острова Кука, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Синт-Маартен, Чили, Швейцария, Япония.

Полный перечень стран, подписавших MCAA, можно найти по .

В чём заключается автоматический обмен?

В рамках автоматического обмена компетентные (обычно – налоговые) органы участвующей юрисдикции будут

  • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц – резидентов других стран – участников MCAA;
  • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран;
  • получать от компетентных органов других стран – участников MCAA информацию о счетах физических и юридических лиц – резидентов своей страны.

Таким образом, информация будет передаваться по следующей цепочке:

Обмен информацией будет осуществляться между компетентными органами стран-участниц MCAA (полученной ими от «подотчётных финансовых учреждений» в своих странах) ежегодно на автоматической основе в унифицированном электронном формате.

«Подотчётными финансовыми учреждениями» (Reporting Financial Institutions) являются любые финансовые учреждения юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене (в первую очередь – банки, но также и брокеры, депозитарии, страховые и др. компании), за исключением правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

Обмен информацией за конкретный календарный год между компетентными органами соответствующих стран может осуществляться только при условии, если:

  • для данных органов MCAA вступило в силу;
  • в их странах имеется и действует внутреннее законодательство, требующее от подотчётных финансовых учреждений отчитываться за такой календарный год в объёме и порядке, предусмотренном Единым стандартом отчетности (CRS).

Подписывая MCAA каждое государство определяет месяц и год начала обмена информацией. Обмен должен быть осуществлен в течение 9 месяцев после окончания календарного года, за который предоставляется информация.

Какая информация будет передаваться автоматически?

Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает (п. 2 ст. 2 MCAA):

a) для физических лиц: имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении каждого держателя счета (Account Holder);

для юридических лиц: наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика – в отношении каждого юридического лица – держателя счета; а также имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении физических лиц, идентифицированных в рамках процедур due diligence в качестве «контролирующих лиц» (Controlling Persons) данного юридического лица;

b) номер счета (или аналогичный по функции эквивалент);

c) наименование и идентификационный номер подотчётного финансового учреждения (банка);

d) остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года (а если счет был закрыт в этом году – на момент закрытия счета);

e) по cчетам депо (Custodial Account):

(1) общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период;

(2) общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчётное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета;

f) по депозитным счетам (Depository Account) – общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период;

g) по любым иным счетам, не указанным в подпунктах 2(е) и (f), – общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период.

Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об уже существующих счетах (уже открытых на определенную дату). Эти даты также указываются каждым государством в приложении к подписываемому ими MCAA.

Due diligence существующих счетов юридических лиц

Сразу обратим внимание, что, говоря о держателях счёта, под словом “entity” Стандарт понимает не только собственно юридических лиц (корпорации), но и иные образования, включая товарищества, трасты и фонды.

Стандарт CRS выводит из-под автоматического обмена существующие счета юридических лиц (Preexisting Entity Accounts), агрегированный остаток на которых не превышает 250 000 долларов США на 31 декабря соответствующего года. То есть идентификация, сверка и передача информации о таких счетах осуществляться не будет.

Подотчётные счета (Reportable Accounts), то есть счета, информация о которых подлежит передаче, – это счета, держателями которых выступает:

  • одно или более «подотчётное лицо» (Reportable Person), то есть физическое или юридическое лицо – резидент юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене; либо
  • «пассивная нефинансовая организация» (Passive NFE) (далее – «пассивная НФО»), одно или более контролирующее лицо которой является резидентом участвующей юрисдикции.

Правила определения налоговой резидентности, принятые в каждой из стран-участниц MCAA, можно найти на портале автоматического обмена ОЭСР в разделе «Rules governing tax residence».

Какие организации являются «активными» и «пассивными» для целей обмена информацией?

«Пассивная НФО» – это нефинансовая организация, не являющаяся «активной».

«Активная НФО» – это нефинансовая организация, пассивный доход которой за прошедший календарный год составил менее 50%, а объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, составил за тот же период менее 50%.

Кроме того, Стандарт предусматривает ряд других признаков, каждый (любой) из которых также позволит отнести организацию к «активной НФО», в частности:

  • акции НФО регулярно обращаются на организованных рынках ценных бумаг;
  • НФО является государственной или международной организацией, центральным банком или организацией, которой полностью владеет какая-либо из упомянутых организаций;
  • холдинговые НФО (при определённых условиях);
  • НФО пока не ведёт деятельность и не имеет истории ведения деятельности, но инвестирует капитал в активы с намерением вести нефинансовую деятельность;
  • НФО находится в процессе ликвидации или реорганизации в целях продолжения или возобновления нефинансовой деятельности;
  • НФО осуществляет финансирование или хеджирование сделок со связанными нефинансовыми организациями, и не предоставляет услуг финансирования другим лицам;
  • НФО является некоммерческой организацией (отвечающей ряду признаков).

Значение термина «пассивный доход» должно определяться на основании законодательства каждой участвующей юрисдикции. Согласно комментарию к разделу VIII Стандарта CRS (п. 126), под пассивным доходом обычно понимается часть общего дохода, включающая: а) дивиденды; б) проценты; в) доходы, аналогичные процентам; г) рентные платежи и роялти; д) аннуитеты; е) превышение доходов над убытками в результате продажи или обмена финансовых активов, порождающих пассивные доходы; ж) превышение доходов над убытками от сделок с любыми финансовыми активами (в том числе фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки); з) превышение доходов над убытками от сделок с иностранной валютой; и) чистый доход от сделок «своп»; к) суммы, полученные по договорам накопительного страхования жизни.

Итак, подотчётное финансовое учреждение (банк) должно осуществить следующие процедуры due diligence (то есть сбора либо актуализации информации о клиенте):

Во-первых, определить, является ли организация (entity) подотчётным лицом. Для этого банк проверяет имеющуюся информацию, собранную в рамках процедур AML/KYC, чтобы определить налоговое резидентство держателя счёта.

Если согласно имеющейся информации держатель счёта является налоговым резидентом участвующей юрисдикции, то данный счёт будет рассматриваться как «подотчётный» (то есть информацию о нём банк должен будет передать налоговому органу своей страны), кроме случаев, когда держатель счёта сам не заявит о том, что он не является подотчётным лицом, либо это не установит банк на основании информации, находящейся в его распоряжении, либо из публичных источников.

Во-вторых, определить, является ли организация «пассивной НФО» с одним или более контролирующим лицом, являющимися подотчётными лицами. Для этого необходимо:

1) Определить, является ли держатель счёта пассивной НФО. Банк анкетирует клиента, чтобы установить его статус (кроме случаев, когда банк располагает информацией, позволяющей сделать обоснованный вывод о том, что держатель счёта является активной НФО);

2) Определить контролирующих лиц держателя счёта. Для этого банк опирается на информацию, полученную им ранее в рамках процедур AML/KYC;

3) Определить, является ли контролирующее лицо «подотчётным». Здесь банк также опирается на информацию, полученную им ранее в рамках процедур AML/KYC, в случае, если агрегированный остаток существующего счёта пассивной НФО не превышает 1 000 000 долларов США; либо специально анкетирует держателя счёта или контролирующее лицо в целях выяснения юрисдикции, в которой такое контролирующее лицо является налоговым резидентом.

Говоря о «контролирующем лице», Стандарт CRS отсылает к толкованию термина «бенефициарный владелец», которое даётся в Рекомендациях ФАТФ (Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денежных средств). Согласно ему, бенефициарный владелец – это физическое лицо (лица), которое в конечном счёте владеет клиентом или контролирует его, и/или физическое лицо, в чьих интересах совершается сделка.

В результате, если какое-либо из контролирующих лиц пассивной НФО является «подотчётным лицом», то обмену будет подлежать не только информация о счёте клиента, но и о контролирующем его (клиента) лице.

Due diligence существующих счетов физических лиц

Для определения принадлежности клиента к участвующей юрисдикции банк на основании имеющейся у него информации устанавливает налоговое резидентство данного клиента.

Стандарт разделяет существующие счета физических лиц на:

— «счета с низкой стоимостью» (Lower Value Account), агрегированный остаток на которых по состоянию на 31 декабря отчётного года не превышает 1 000 000 долларов США; и

— «счета с высокой стоимостью» (Higher Value Account), агрегированный остаток на которых превышает 1 000 000 долларов США на 31 декабря отчётного года или на 31 декабря любого последующего года. Сбор информации о данной категории счетов (а соответственно, и обмен информацией по ним) будет проводиться в первоочередном порядке.

Важно обратить внимание, что автоматическому обмену будет подлежать информация обо всех счетах физических лиц в банках участвующих стран, поскольку Стандарт не устанавливает для таких счетов какой-либо пороговой суммы баланса, непревышение которой выводило бы счёт из-под автоматического обмена.

Обобщение

Итак, в порядке автоматического обмена направляется информация:

  • о физических лицах (держателях счёта), являющихся резидентами юрисдикции, участвующей в MCAA, – в налоговые органы данной юрисдикции;
  • о юридических лицах (держателях счёта), являющихся как активными, так и пассивными нефинансовыми организациями, – в налоговые органы страны, резидентами которой эти юридические лица являются (если эта страна участвует в MCAA);
  • о контролирующих лицах (бенефициарных владельцах) пассивных НФО (держателей счёта), если эти контролирующие лица являются резидентами стран, участвующих в MCAA, – в налоговые органы страны, резидентами которой являются эти контролирующие лица.
Держатель счёта в банке страны, участвующей в MCAA Какая информация передаётся налоговому органу страны банка В какую юрисдикцию налоговый орган страны банка передаёт информацию
Физическое лицо (резидент участвующей юрисдикции) О счёте данного физического лица В юрисдикцию, налоговым резидентом которой является данное физическое лицо
«Активная» компания (резидент участвующей юрисдикции) О счёте данной компании В юрисдикцию, налоговым резидентом которой является компания
«Пассивная» компания (резидент участвующей юрисдикции) без бенефициаров – резидентов участвующих юрисдикций
«Пассивная» компания (резидент участвующей юрисдикции) с бенефициарами – резидентами участвующих юрисдикций О счёте данной компании В юрисдикцию, налоговым резидентом которой является компания
1) О счёте данной компании;
2) О бенефициаром владельце компании
В юрисдикцию, налоговым резидентом которой является бенефициар.

Пример 1. Компания, зарегистрированная на Британских Виргинских островах, имеет банковский счёт на Кипре. Обе юрисдикции участвуют в MCAA и начинают обмен в 2017 году. В этом случае кипрский банк направляет кипрскому налоговому органу данные о счёте компании (держателя счёта), а затем кипрский налоговый орган передаёт данную информацию уполномоченному органу BVI. Если компания не является «пассивной НФО» с бенефициарами – резидентами юрисдикций, участвующих в MCAA, процесс завершается.

Пример 2. Если имеет место та же ситуация (см. пример 1), однако банк классифицировал компанию как «пассивную НФО» и установил, что её бенефициаром является физическое лицо – резидент участвующей в MCAA юрисдикции, например, России. В этом случае кипрский банк передаёт налоговому органу Кипра информацию не только о компании – держателе счёта, но и её бенефициаре. Налоговый орган, в свою очередь, направляет на BVI данные о счёте компании, а в Россию (юрисдикцию налогового резидентства бенефициара) – как данные о счёте компании, так и сведения о её бенефициаре (учитывая, что в отношении России это будет возможно лишь начиная с сентября 2018).

Важно учитывать, что…

1. Автоматический обмен не будет являться тотальной и всеохватывающей передачей информации «всем и обо всех». Объём информации, подлежащей обмену, строго определён Стандартом CRS и ограничен целым рядом «фильтров»:

— есть участвующие в обмене страны, и есть страны, пока не взявшие на себя такие обязательства;

— участвующие страны вступают в практическую фазу обмена не одновременно;

— информация, подлежащая передаче, ограничивается только той информацией, которой располагают банки (или иные финансовые учреждения, ведущие счета клиентов). Информация, которой располагают иные субъекты (например, органы регистрации юридических лиц, нотариусы, налоговые органы вне рамок компетенции по автоматическому обмену, органы финансовой разведки, правоохранительные органы и др.) – под автоматический обмен не подпадает;

— для счетов юридических лиц установлена планка в 250 000 долларов США. Если остаток на счете ниже этого порога, информация о таком счете обмену не подлежит;

— сбору (актуализации) и передаче подлежит не любая информация, а только установленный Стандартом CRS закрытый перечень сведений о счетах, клиентах и контролирующих лицах;

— данные о контролирующих лицах (бенефициарах) передаются не по всем счетам, а лишь по тем, чьими владельцами являются так называемые «пассивные» компании, чьи бенефициары являются резидентами участвующих в обмене стран. Такая «категоризация» для целей обмена будет осуществляться самими банками посредством стандартных процедур AML/KYC с поправкой на новые требования CRS и дополнительного анкетирования клиентов;

— возможны (и неизбежны) трудности, связанные с имплементацией Стандарта CRS в законодательство отдельных стран. Несвоевременное внесение изменений в национальные законы, принятие подзаконных актов и разъяснений регуляторов, и иные юридические и технические препятствия могут затруднить практическое осуществление обмена в заявленные сроки и с охватом всех участвующих юрисдикций.

2. Тем не менее, автоматический обмен может стать одним из альтернативных источников информации, с помощью которого налоговые органы РФ смогут установить факт наличия у налогового резидента РФ незадекларированного счёта в иностранном банке или незадекларированной контролируемой иностранной компании. И то, и другое является правонарушением и, при определённых обстоятельствах, может повлечь меры налоговой (ст. 129.5, 129.6 НК РФ), административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 198, 199 УК РФ) ответственности. Присоединение России к автоматическому обмену неоднократно декларировалось как один из ключевых способов повышения эффективности администрирования налогообложения КИК.

3. По замыслу разработчиков MCAA и CRS, в определённой перспективе механизм автоматического обмена должен приобрести практически глобальный (по числу присоединившихся стран) характер. Вне данной системы, в конечном счёте, могут остаться лишь самые «маргинальные» или малозначимые территории, непригодные для ведения международного бизнеса и хранения сбережений, так что перенос в такие юрисдикции налогового резидентства или банковских счетов будет лишён всякого смысла. Напротив, участие в автоматическом обмене станет одним из признаков, положительно влияющих на деловой имидж той или иной юрисдикции.

Теги: обмен информацией

При этом на сайте ОЭСР указано, что между Россией и Великобританией активирован взаимный обмен финансовой информацией за налоговые периоды начиная с 2016 года. Кроме того, Британия присутствует в опубликованном ФНС списке стран, с которыми осуществляется автообмен.

Великобритания не указала Россию в списке стран для автоматического обмена информацией в 2019 году за 2018 отчетный год. Впервые на это обратил внимание партнер компании Paragon Advice Group Александр Захаров. «Россия не является страной автообмена в 2019 году», — отмечается в сообщении британского Государственного управления по налогам и таможенным сборам (HMRC). Однако указанная страница сайта не обновлялась с 20 декабря 2017 года.

Подтверждение о прекращении автообмена получил The Bell из ответа британской налоговой службы юридической фирме Taylor Wessing LLP. «Каждая юрисдикция, участвующая в CRS, сама решает, с кем будет обмениваться данными. Великобритания приняла суверенное решение не обмениваться данными CRS с Россией в настоящее время», — приводит издание ответ HMRC.

РБК направил запрос в налоговую службу Великобритании.

Кому это выгодно

Это положительная новость для состоятельных российских налоговых резидентов — бенефициаров английских компаний или имеющих зарубежные счета в Великобритании, считает партнер юридической компании Parallel UK Артур Егоров. «Особенно для тех клиентов, которые в силу разных причин не желают никого уведомлять об этой стороне своей деятельности», — добавил он.

Британские налоговые власти не приводят причин такого решения. «Одним из возможных вариантов ответа может быть недоверие к Российской Федерации. Британцы могут заявить, что обеспокоены тем, как эта информация будет храниться и насколько серьезно в России соблюдается налоговая тайна», — считает Егоров.

«Это также может быть и хитрый ход, который позволит составить конкуренцию США в плане привлечения в страну капитала. Ведь США не участвуют в международном обмене налоговой информацией, и многие, в том числе и русские, открывают счета именно там», — рассуждает эксперт. И если Великобритания не включит Россию в список для международного обмена и на следующий год, то интерес к этой юрисдикции будет только расти.

«Последствия отказа Великобритании сложно предсказать, поскольку ФНС еще предстоит проанализировать уже полученный массив данных «, — добавил партнер департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Виктор Калгин.

Отказ Великобритании автоматически передавать России финансовую информацию не критичен, считает партнер EY Ирина Быховская. «Это не сильно осложнит работу. Налоговые органы обмениваются информацией по финансовым счетам в спонтанном режиме через портал ОЭСР. При желании ничто не мешает Великобритании ответить на запрос ФНС», — отметила она.

Отчеты транснациональных корпораций

Отчетность в рамках CbC-reporting, которую продолжает получать ФНС от Великобритании, подают международные группы компаний с большими оборотами выручки ориентировочно в $750 млн, или 50 млрд руб., пояснила Быховская. «Международные компании сообщают налоговой информацию о присутствии в других странах, численности персонала, капитале и прибыли в разрезе каждой юрисдикции», — пояснила эксперт.

Несмотря на отказ от автообмена, продолжается взаимная работа по запросам и инициативный обмен, подчеркивает руководитель практики «Международное право и налоги» компании «Лемчик, Крупских и партнеры» Яна Семеняка. «Великобритания приостановила обмен только по одному виду, а предоставление информации по точечным запросам не ограничено», — отметила эксперт.

С кем идет автообмен

Данные о счетах, трастах и незадекларированных доходах россиян ФНС передали 58 юрисдикций. В течение 2019 года налоговая служба сравнит полученные сведения с декларациями налогоплательщиков. «10–15% — на такую долю выявляемых несоответствий мы рассчитываем», — сообщил ранее РБК начальник управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС Дмитрий Вольвач.

В настоящее время ФНС России в автоматическом режиме обменивается информацией о финансовых счетах с более чем 70 юрисдикциями. В ближайшее время более 100 стран станут полноценными участниками автоматического обмена информацией, о чем было заявлено на Форуме налоговых администраций ОЭСР, который проходит в чилийском Сантьяго.

ФНС автоматически узнает о зарубежных счетах и активах россиян с сентября 2018 года. В обмене с Россией участвуют 75 стран и 13 территорий. ФНС, в свою очередь, передает зарубежным коллегам данные об иностранных клиентах российских банков с активами от $1 млн и о компаниях со счетами от $250 тыс.

В отчетах раскрываются имя, номер счета, баланс, данные о движении средств за год, инвестиционные доходы, прибыль от продажи акций, проценты по вкладам, облигациям и т.д. Сравнение этих данных с декларациями помогает выявить налоговые нарушения. Автообмен должен стать стимулом к деофшоризации наряду с ужесточением требований к прозрачности в низконалоговых юрисдкциях, уверены в ФНС.

Автоматический обмен по Единому стандарту отчетности (CRS) — часть глобального плана Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с уклонением от уплаты налогов и незаконным выводом прибыли.

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

После присоединения России к Международной Конвенции ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией мировое сообщество вело активные споры по поводу того состоится ли по факту автоматический обмен налоговой информацией с Россией или нет. Главным аргументом в пользу того, что обмена не будет было отсутствии подписанных с Россией двусторонних соглашений об обмене. И вот 21 декабря 2017 г. на официальном портале ОЭСР http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/ рядом с «Россией» вместо нулей появились цифры «Россия 56/73», это значит, что ИЗ России налоговая информацией будет в автоматическом режиме отправляться в 56 стран, но самое главное, что В Россию также в автоматическом режиме будут направлены сведения из 73 государств. Кто будет направлять эти сведения? Что будет включаться в перечень обязательной информации для передачи? И что со всем этим делать? Речь об этом пойдет ниже.

Актуально на 29.04.2019 г.: «Россия 64/91».

Какие страны будут передавать информацию в Россию и за какие налоговые периоды

Как было указано выше, всего таких стран 91 — количество довольно внушительное. Это Австрия, Андорра, Аргентина, Австралия, Барбадос, Бельгия, Белиз, Бермудские острова, Бразилия, Британские Виргинские острова (BVI), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Гонконг, Дания, Джерси, Исландия, Испания, Индия, Индонезия, Ирландия, остров Мэн, Италия, Кайманы, Китай, Колумбия, острова Кука, Коста-Рика, Кюрасао, Кипр, Корея, Латвия, Ливан, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Малайзия, Мальта, Маврикий, Мексика, Монсеррат, Науру, Нидерланды, Н.Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Польша, Португалия, Румыния, Сент Люсия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшельские острова, Сингапур, Словакия, Словения, острова Туркс и Кайкос, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Уругвай, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Эстония, Южная Африка, Япония.

За налоговый период с 01 января по 31 декабря 2017 — Андорра, Австралия, Барбадос, Бразилия, Болгария, Чили, Китай, Коста-Рика, Гибралтар, Индия, остров Мэн, Маврикий, Монсеррат, Науру, Н.Зеландия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Африка, острова Туркс и Кайкос, Великобритания, Уругвай.
За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2018 — Ливан, Малайзия, Пакистан, Швейцария, Лихтенштейн
За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2019 — ОАЭ, Гонконг, острова Кука, Сент Люсия

Обмен налоговой информацией с ФНС РФ произошел 30 сентября 2018 г. со странами обмена за налоговый период с с 01 января по 31 декабря 2017 г.

КОММЕНТАРИЙ:
Если Вы открыли счет (на Вашу компанию или Ваш личный) в банке любой из указанных выше стран, то при определенных условиях сведения о Вас, компании, в которой Вы являетесь «контролирующим лицом», и Вашем счете в автоматическом режиме (а не по запросу, как было ранее) будут выгружены и переданы в налоговые органы страны Вашего налогового резидентства — для налоговых резидентов РФ — в ФНС РФ.

Здесь Вы можете ознакомиться со Standard for automatic exchange of financial information in tax matters, регулирующим основные положения, о которых ресь пойдет ниже.

Какие страны НЕ передают информацию в Россию по состоянию на май 2019 г.

К таким странам в том числе относятся:

  • США (не присоединились к CRS)
  • Канада (не присоединилась к CRS)
  • Грузия (не присоединилась к CRS)
  • Черногория (не присоединилась к CRS)
  • Таиланд (не присоединился к CRS)
  • Турция (не подписала с Россией двустороннего соглашения)

ВАЖНО!

В конце марта 2019 г. проанонсировано, что Великобритания не будет обмениваться с Россией в автоматическом режиме за 2018-й год, т.к. в одностороннем порядке отказалась от автоматического обмена с Россией. Т.е. первый обмен в 2018-ом за 2017 -й, должен был состояться, а вот обмена в 2019-ом за 2018 -й — не будет.

В ФНС данную информацией подтвердили, но напомнили, тем не менее, что с Великобританией продолжает существовать обмен данными по запросу.

Кто является «контролирующим лицом» иностранной компании

Если у Вас есть иностранная компани, то в ФНС РФ будет передана информация только в отношении «Контролирующего лица» (Controlling Person) — лицо прямо или косвенно контролирующее более 25% акций компании либо иное лицо, осуществляющее фактический контроль над компанией, являющегося налоговым резидентом РФ.

Если у Вас есть личный счет в иностранном бынке, то в ФНС РФ в любом случае будет передана информация о счете.

Какие институты/органы/организации будут передавать информацию о контролирующем лице

Обязанность по сбору информации о контролирующем лице и передаче ее в местный налоговый орган лежит на RFI – reporting financial institution), под которыми понимаются банки, брокеры, депозитарии, инвест компании, фонды, управляющие активами, страховые компании (рег.агенты, проф посредники, правоохранительные органы под автоматический обмен и обязанность выгружать известные им сведения НЕ подпадают).

Иными словами, подпасть под обмен можно в первую очередь открыв счет в банке страны, которая обменивается информацияей с Россией. Если счет открывается на компанию, то большинство банков мира в рамках проведения процедур compliance и KYC попросит клиента заявить бенефициара бизнеса — информация о нем и будет собираться и передаваться при определенных условиях в ФНС РФ.

Какая именно информация будет передаваться и как часто

Формат сообщения для обмена закреплен в Форме электронного отчета (см. выше) и содержит следующие сведения для обмена (clause 2 section 2 MCAA):

  • данные банка, где открыт счет
  • номер счета
  • отчетный период
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, наименование, регистрационный адрес
  • данные о контролирующем лице компании (код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания)
  • сумма поступлений и сумма списаний средств за отчетный период (БЕЗ расшифровки) и остаток на счете на конец отчетного периода

Перечень является закрытым – сведения, например, об источнике происхождения денежных средств, расшифроки по назначению платежей и контрагентам в него не включены, а следовательно не могут быть получены российской ФНС в автоматическом режиме – только по дополнительному запросу.

Выгрузка и автоматический обмен будут осуществляться 1 раз в календарный год, следующий за отчетным.

В какие страны будет передаваться информация о компании и ее контролирующем лице

Информация будет передавать банком в налоговый орган своего государства, а налоговый орган обязан будет направить:

  • в налоговый орган страны нахождения компании будет передана информация о счете — как для «активных», так и для «пассивных» компаний
  • в налоговый орган страны налогового резидентства контролирующего лица будет передана информация о счете и о контролирующем лице, НО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ЕСЛИ компания подпадает под статус «пассивная НФО» по критерию вида дохода. «Пассивная НФО» — доля пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, рента, консалтинг и т.д.) составляет более 50% за отчетный период.

В каких случаях информация о «контролирующем лице» компании НЕ будет подпадать под обмен и передачу

При соблюдении любого из следующих условий:

  • если агрегированный остаток по счету на 31 декабря отчетного года состаыялет менее $250 000 (clause 9 art. 17 CRS). Данное положение распространяется ТОЛЬКО на “Preexisting Entity Accounts” — счета открытые до 01 января 2016 г. (страница 50 CRS, ссылка выше). Дословно следуя формулировке закона, «юрисдикция предоставляет банкам ПРАВО не проводить процедуры due diligence в отношении существующих счетов клиентов с агрегированным балансом менее $250 000 <…> на конец года», то есть по умолчанию данные счета в обмен включаться не будут (возможны исключения, если компании по каким-либо причинам покажутся банкам подозрительными). Данное положение распространяется на ВСЕ, включая «активные» и «пассивные» компании, независимо от вида их деятельности. Главная цель данного послабления – разгрузить банки от работы со счетами, имеющими незначительные суммы
  • если лицо компания является «активной» — получающей более 50% активного дохода, например, занимается торговлей. «Пассивный» доход: дивиденды, проценты, роялти, рентные платежи. При этом, пассивность необходимо будет подтвердить по запросу банка и при заполнении соответствующих анкет

Информация о личном счете физического лица выгружается в автоматический обмен ВНЕ зависимости от суммы и вида доходов по нему.

ПРИМЕР:
Компания в Великобритании контролируется налоговым резидентом России и имеет счет в банке Кипра.
Великобритания, Россия и Кипр присоединились к автоматическому обмене. Кипрский банк перед формированием информации, подлежащей передаче проводит due diligence клиента и выявляет:

  • сумму агрегированного остатка по счету – если счет открыт после 01.01.2016 и сумма остатка по счету свыше $250 000, то сбор информации проводится дольше;
  • налоговое резидентство компании-клиента – Великобритания – страна присоединилась к обмену
  • является ли компания «активной НФО» или «пассивной НФО» (путем анкетирования клиента) — на предмет необходимости передавать информацию о контролирующем лице в налоговый орган страны налогового президентства контролирующего лица
  • налоговое резидентство контролирующего лица компании-клиента – Россия – страна присоединилась к обмену

Помимо прочего, указанный автоматический обмен возможен ТОЛЬКО если между этими странами подписано дополнительное двустороннее соглашение об обмене налоговой информацией (ссылку см.выше).

Таким образом если по примеру выше, если компания путем анкетирования была квалифицирована банком как «пассивная НФО», то данные о контролирующем лице и счете будут переданы в Россию и в Великобританию.

Ответственность за неуведомление о личном счете в иностранном банке

Автоматический обмен — едитсвенный самый действиейнный способ узнать информцию об иностранном счете или иностранной компании. Если налоговым органам станет известно о Вашем личном счете в иностранном банке, о котором Вы не уведомляли ФНС, то Вам грозит:

  • штраф за неуведомление об открытии счета
  • штраф за ненаправление отчетов о движении денежных средств
  • штраф в случае наличия незаконных валютных операций 75-100% от суммы незаконной валютной операции (срок давности привлечения к ответственности — 2 года)
  • в случае наличия на счете незадекларированного дохода:
    • доначисление НДФЛ и пеней
    • штраф за несвоевременную подачу 3-НДФЛ (5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% от суммы неуплаченного налога и не менее 1 000 руб.)
    • штраф за неуплату налога (20% от суммы налога — этот штраф МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ, в случае если САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАДЕКЛАРИРОВАТЬ доход на зарубежном счете ДО того, как ФНС узнает о нем через автоматический обмен)

Более детально с разбором каждого правонарушения Вы можете ознакомиться в наших статьях:

  • Уведомление об открытии счета в иностранным банке
  • Валютные операции по личному счету физического лица в иностранном банке. Перечень разрешенных и запрещенных валютных операций

Ответственность за неуведомление о контролируемой иностранной компании (КИК)

Если налоговым органам станет известно о принадлежащей Вам КИК, о которой Вы не уведомляли ФНС, то Вам грозит:

  • штраф за неуведомление об участии в иностранной организации — 50 000 руб. за каждую компанию (начисляется независимо от того, самостоятельно ли подано уведомление или после соответствующего предписания ФНС)
  • штраф за ненаправление уведомлений о КИК — 100 000 руб. (ежегодно, начиная с 20 марта 2017 г. — дата, когда владельцы КИК должны были направить соответствующее уведомление в отношении прибыли КИК за 2015 год). Штраф начисляется независимо от того, самостоятельно ли подано уведомление или после соответствующего предписания ФНС.
  • в случае наличия у контролирующего лица дохода от прибыли КИК, который контролирующее лицо должно было учесть при определении своей базы по НДФЛ с учетом порогов прибыли КИК за 2015 — 50 млн. руб., за 2016 — 30 млн. руб., с 2017 — более 10 млн. руб., при превышении которых у контролирующего лица появялется такая обязанность:
    • доначисление НДФЛ и пеней
    • штраф за несвоевременную подачу 3-НДФЛ (5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% от суммы налога к уплате и не менее 1 000 руб.)
    • штраф за неуплату налога (20% от суммы налога — этот штраф МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ, в случае если САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАДЕКЛАРИРОВАТЬ доход ДО того, как ФНС узнает о нем через автоматический обмен)
    • уголовная ответственность по ст.ст.198,199 УК РФ в случае уклонения от улпаты налогов в крупном размере

Более детально с разбором каждого из указанных правонарушений Вы можете ознакомиться в наших статьях:

  • Подготовка и подача уведомлений о КИК
  • КИК. Деоффшоризация

Как работает глобальный автоматический обмен информацией?

Мы уже неоднократно обращались к теме глобального обмена налоговой информацией в наших статьях. В данной статье мы решили комплексно представить и обновить известную нам информацию об автоматическом обмене, а также разъяснения, которые нам удалось получить в этой связи.

Напомним, что основными международными инструментами, регулирующими автоматический обмен информацией, являются Конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам и принятые в соответствии с ней Единые стандарты автоматического обмена информацией о финансовых счетах (CRS). Подробнее информацию о данной конвенции и сфере ее применения см. в нашей статьей.

Список стран, присоединившихся к Конвенции, можно посмотреть здесь: http://www.oecd.org/ctp/exchange-of-tax-information/Status_of_convention.pdf

Россия подписала данную Конвенцию в 2011 г., а ратифицировала в 2014 г. Кроме того, в мае 2016 г. Россия подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах, которое делает возможным имплементацию CRS для России. Первый обмен для России запланирован на 2018 год. При этом будет передаваться информация за период с 1 января по 31 декабря 2017 года. Схематично сроки обработки информации иностранными банками и ее передачи налоговыми органами в отношении налоговых резидентов России можно представить следующим образом:

Для некоторых стран международный автоматический обмен начнется уже в 2017 году. В этом случае передаваться будет информация за период с 1 января по 31 декабря 2016 года.

В целях имплементации CRS страны могут на свое усмотрение подписать двусторонние соглашения со странами, с которыми они хотели бы обмениваться, либо присоединиться к указанному выше Многостороннему соглашению. При этом чтобы обмен состоялся, предполагаемая страна-партнер также должна подтвердить свою готовность сотрудничать с данной юрисдикцией, т.е. обмен не может быть односторонним. По нашим источникам, по первому пути пошли такие страны, как Гонконг, Сингапур и Швейцария. Большинство стран, включая и Россию, подписали многостороннее соглашение.

Однако следует принимать во внимание, что после подписания многостороннего соглашения подписавшее его государство должно направить официальное уведомление о том, что в таком государстве разработано внутреннее законодательство, необходимое для имплементации данного соглашения. Речь идет о внедрении во внутреннее законодательство условий обеспечения конфиденциальности получаемой информации, технических условий передачи информации, использования такой информации, а также иных условий.

Соглашение вступает в силу для данного государства со дня получения Секретариатом (т.е. ОЭСР) такого уведомления. Информацию о том, направила ли Россия такое уведомление, найти не удалось. Однако на сайте ОЭСР можно посмотреть список стран и их партнеров, с которыми они намерены обмениваться информацией. У России таких партнеров пока 0. В целом по некоторым европейским юрисдикциям количество партнеров достигает 50. Надо иметь в виду, что работа в этом направлении ведется, и мы ожидаем увеличение количества таких соглашений.

Список стран, готовых к обмену на настоящий момент, доступен по следующей ссылке:
http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/?utm_source=Adestra&utm_medium=email&utm_content=accessed+here&utm_campaign=Tax+News+Alert+20-10-2016&utm_term=demo

Таким образом, можно предположить, что в связи с рядом технических, административных вопросов, вопросов обеспечения конфиденциальности и внедрения соответствующих механизмов в российское законодательство глобальный обмен для России может и не начаться в 2018 году.

Тем не менее нужно понимать, что работа в рамках автоматического обмена в России уже ведется. В частности, Минфин разработал законопроект, который вносит изменения в первую часть Налогового кодекса РФ в части международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах в рамках осуществления Россией принятых на себя обязательств. Законопроект опубликован на официальном портале проектов нормативно-правовых актов и находится на этапе экспертизы.

В этой связи необходимо разобраться в следующих вопросах:
– кто будет передавать информацию в рамках глобального автоматического обмена?
– что будет передаваться в рамках автоматического обмена?
– как будет осуществляться глобальный автоматический обмен информацией?

Кто? Стандарты содержат требования к финансовым организациям собирать и впоследствии представлять информацию, находящуюся в их распоряжении. К таким финансовым организациям относятся банки, депозитарные организации, кредитные организации, инвестиционные и страховые компании, за исключением случаев, когда риск того, что они будут использованы в целях уклонения от уплаты налогов, незначителен. Таким образом, Стандарты не распространяются на информацию, находящуюся в распоряжении регистрационных агентов, юристов, нотариусов и иных лиц/органов, не являющихся финансовыми организациями. Далее по тексту мы будем говорить преимущественно о банках.

Что? Банки должны собирать и предоставлять в уполномоченный орган следующую информацию:

  1. для физических лиц, признанных подотчетными лицами: имя, адрес, страну проживания, налоговый номер, дата и место рождения; если владельцами счета являются юридические лица, то указанная информация представляется в отношении их контролирующих лиц, которые признаны подотчетными лицами;
  2. номер счета (или аналогичный элемент);
  3. наименование и идентификационный номер финансового учреждения, представляющего информацию;
  4. остаток по счету на конец соответствующего календарного года или иного отчетного периода либо, если счет был закрыт в течение такого периода – на дату закрытия счета;
  5. в отношении счетов депо и депозитарных счетов – доходы от банковских продуктов, размещенных на таких счетах

Иными словами, такие сведения, как движение по счету, операции по счету, банковские выписки именно в автоматическом режиме по CRS передаваться не будут. Однако не стоит забывать о процедуре обмена информации по запросу. Подробнее мы описывали данную процедуру в одной из наших статей. В рамках этой процедуры уже возможно получение информации, которая не предоставляется посредством автоматического обмена, например банковских выписок, расшифровок, иной информации о транзакциях по счетам клиентов.

Как? Сведения в рамках автоматического обмена предоставляются при условии соблюдения конфиденциальности, а также иных гарантий защиты такой информации, в частности положений, ограничивающих объем передаваемой информации и направленных на защиту персональных данных. Кроме того, Конвенция предусматривает особый порядок раскрытия данной информации. В частности, она может быть раскрыта только лицам или органам, занимающимся вопросами оценки, установления, сбора налогов, контроля за уплатой налогов, и только в целях осуществления их профессиональной деятельности.

Обмен указанными выше сведениями должен состояться в течение девяти месяцев по окончании календарного года, к которому относится информация. За этот срок банки должны провести надлежащие проверки, собрать информацию и передать ее в налоговый орган своей страны. Налоговые органы затем уже направляют поступившую от банков информацию в налоговые органы других стран в зависимости от установленного банком резидентства бенефициаров по счетам.

Схематично можно представить процедуру обмена информацией следующим образом:

При определении резидентства банк должен полагаться на заявление, сделанное самим клиентом (self-certification), но должен проверять обоснованность такого заявления с учетом проверки, проводимой банком при открытии счета в соответствии с принципом «знай своего клиента» (KYC). Как правило, для подтверждения резидентности требуется предоставление следующих документов в совокупности:

  • документ, дающий право на проживание в соответствующем государстве без ограничения по срокам;
  • подтверждение адреса (например, квитанции об оплате коммунальных платежей);
  • свидетельство о присвоении налогового номера.

Что касается последнего документа, Стандарт предусматривает, что банк не требует предоставления налогового номера, если такой номер не присваивается соответствующей юрисдикцией. В указанных целях на сайте ОЭСР появился раздел, где кратко представлены нормы внутреннего законодательства, касающиеся выдачи налогового номера. С ними можно ознакомиться здесь:
https://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-identification-numbers/

Стандартом предусмотрено, что в отношении существующих счетов, совокупный остаток по которым не превышает 250 000 долларов США на 31 декабря соответствующего отчетного года, банк вправе не проводить проверок и не представлять информацию. Однако если на 31 декабря последующего календарного года указанный пороговый остаток будет превышен, в отношении данного счета должны быть проведены все необходимые проверки и представлена информация. Указанный пороговый остаток не применяется к вновь открываемым счетам.

Банк проводят различия между так называемыми счетами с низким остатком (Low Value account) и счетами с высоким остатком (High Value Account). При этом к счетам с низким остатком относятся счета, баланс которых не превышает 1 000 000 долларов США на 31 декабря отчетного года. Счета, превышающие указанное пороговое значение, относятся к счетам с высоким остатком. В отношении последних банк проводит расширенную проверку.

Еще один важный момент, который следует принимать во внимание, состоит в том, что порядок предоставления информации различается для так называемых «активных» (active) и «пассивных» (passive) компаний. Стандарты содержат ряд критериев для определения того, является ли компания активной или пассивной. Одним из основных критериев служит источник их дохода. Так, активными компаниями признаются такие компании, пассивный доход которых составляет менее 50% за прошедший календарный год. При этом значение термина «пассивный доход» должно быть определено внутренним законодательством соответствующей юрисдикции, однако, как правило, под пассивными доходами понимаются дивиденды, проценты, роялти и аналогичные доходы.

В отношении пассивной компании банк будет передавать информацию в страну налогового резидентства контролирующего лица (бенефициара). Если компания активна, то банк считает саму компанию держателем счета и проводит проверку в отношении нее в целях определения того, является ли она подотчетным лицом (reportable person) или нет. В указанных целях банк анализирует имеющуюся у него информацию, в том числе сведения, собранные в рамках процедуры KYC, которые позволяют сделать вывод о том, является ли такая компания резидентом соответствующей юрисдикции. Если на основе такой информации банк придет к выводу, что активная компания является резидентом в стране ее учреждения, банк направляет информацию в эту страну. Если активная компания не имеет резидентства в налоговых целях, то банк определяет резидентство такой компании по месту ее фактического управления. Официальный комментарий ОЭСР определяет место фактического управления как место принятия ключевых управленческих и коммерческих решений, необходимых для ведения деятельности организации в целом.

Схематично, взависимости от типа компании, порядок передачи информации в рамках глобального обмена будет следующим:

Следует однако учитывать, что впоследствии с появлением реальной практики автоматического обмена некоторые положения могут быть скорректированы.

В заключение отметим, что банки в настоящий момент проводят проверки и собирают информацию обо всех счетах, независимо от того, когда начнется автоматический обмен для соответствующих юрисдикций.

В целом можно говорить о том, что автоматический обмен информацией по финансовым счетам приобретает глобальный характер. В этой связи следует ожидать, что в конечном итоге к данной системе присоединятся все страны, которые позиционируют себя как международные финансовые центры и юрисдикции, благоприятные для ведения международного бизнеса.

Как можно избежать автоматического обмена информацией?

Для физических лиц решением может стать переезд в страну, которая отказалась участвовать в соглашении. Таких стран остается все меньше, поэтому выбор небольшой. Например, Украина и Белоруссия не подписали CRS. Однако страны, которые отказываются присоединиться к соглашению, рискуют оказаться в «черных списках», и их резиденты могут получить отказ в открытии счета в иностранном банке.

Также можно сменить налоговое резидентство. У каждой страны выработаны свои критерии налогового резидентства. Для получения такого статуса некоторые страны требуют, например, наличия жилья или проживания на территории государства более полугода, как в случае с Россией. Для минимизации рисков, связанных с обменом налоговой информацией можно рассмотреть варианты стран, которые предлагают льготное налогообложение для резидентов.

Таким образом, у россиян есть возможность оптимизировать свои риски и найти подходящий вариант для решения налоговых вопросов. Процесс перехода к автоматическому обмену информацией не будет быстрым и простым, и это дает возможность выиграть время для более разумного налогового планирования.

Комментарии экспертов:

Александр Воронов, директор по развитию в странах СНГ и Балтии NTL Trust Limited:

После сообщения о подписании Россией соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией заметно увеличился спрос на программы получения второго гражданства и резидентства в странах с благоприятным налоговым режимом. Нужно помнить, что наличие второго гражданство не решает вопрос налогового резидентства, поэтому вопрос нужно рассматривать комплексно. В основном рассматриваются страны с большим количеством договоров о двойном налогообложении и территориальным или льготным налогообложением резидентов. Россиянам стоит обратить внимание на Великобританию, Мальту, Кипр, Андорру, Монако, Сингапур, Багамы, ОАЭ. Выбор также зависит также и от инфраструктуры, часового пояса, безопасности, языка страны.

Олег Лемешко, юрист-международник компании «Элма Глобал»:

Вряд ли россияне будут массово переезжать за границу, чтобы избежать попадания под обмен налоговой информацией. Переехать могут только те, кого не связывает необходимость активного участия в управлении бизнесом на родине. Например, владельцы арендного бизнеса или пассивные инвесторы в облигации, которым все равно, где проживать. Помимо переезда за границу многие выбирают другие способы обойти обмен: перевод активов на лихтенштейнские фонды или покупку страхового полиса, а также перевод средств из «обменных» стран, расположенных в Европе, в «необменные» (например, в банки США). Пока что сложно сказать, когда будут известны партнеры России по автоматическому обмену налоговой информацией. У нас есть информация, что как минимум две страны, в которых россияне любят хранить свои деньги, а именно Швейцария и Кипр, проводят с властями РФ соответствующие переговоры. Возможно, именно они будут первыми, а остальные европейские страны последуют со временем. Но уже ясно одно: с 1 января 2018 года никто из европейских стран по тем или иным причинам не успевает запустить автоматический обмен.

Автоматический обмен информацией оэср

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *