Аукцион за единицу товара

Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ были внесены с 01.07.2019 поправки в Закон № 44-ФЗ, направленные на реформирование закупок без фиксированного объёма.

В редакции п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, действовавшей до 01.07.2019, содержался перечень конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых без фиксированного объема. Действующая редакция Закона № 44-ФЗ не содержит перечня товаров, работ, услуг, закупка которых возможна без указания фиксированного объема. Однако, есть ряд ограничений:

1. Закупки товаров, работ, услуг в случаях, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.

Закон № 44-ФЗ предусматривает 3 варианта указания цены контракта:

1. в виде твердой цены контракта.

2. в виде цен единиц товара, работы, услуги и максимального значения цены контракта (цены за единицу товара, работы, услуги определяются путем уменьшения начальной цены таких единиц, указанных в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт. Такие закупки проводятся в случаях, когда невозможно определить фиксированный объём (количество) закупаемой продукции (ч. 24 ст. 22, п. 2 ст. 42)).

3. в виде формулы цены контракта и максимального значения цены контракта (в отличие от твёрдой цены контракта и цен за единицу товара, работы, услуги формула цены контракта устанавливается заказчиком в документации о закупке и не зависит от результатов процедуры закупки. Формула цены контракта представляет собой правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения контракта. Наряду с формулой цены и максимального значения цены контракта в извещении о закупке должно указываться информация о количестве поставляемого товара (п. 2 ст. 42)).

Таким образом, невозможно одновременно использовать формулу цены контракта и указание цены за единицу товара, работы, услуги, определяемой путем уменьшения начальной цены таких единиц, указанных в извещении об осуществлении закупки.

Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 установлены случаи, когда при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта. Таким образом, невозможно с 01.07.2019 провести закупку по цене за единицу товара при проведении, например, электронного аукциона на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин, поскольку такая закупка подразумевает обязательное указание формулы цены и максимального значения цены контракта.

2. Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В силу прямого указания новой редакции пункта 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ в случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. То есть данная норма закона напрямую обязывает заказчика устанавливать объём работ, связанных с осуществлением таких регулярных перевозок в цене контракта.

3. Нормативы затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) содержат нормативы количества закупаемых товаров, работ, услуг.

Обязательным условием осуществления закупки без фиксированного объёма по цене за единицу товаров, работ, услуг является невозможность определения заказчиком количества поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ (п. 2 ст. 42, ч. 24 ст. 22). Однако, на органы государственной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также их территориальные органы и подведомственные казённые учреждения (за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ) распространяются нормативы затрат на обеспечение их функций. Данные нормативы затрат определяются с учётом установленных нормативов цены и нормативов количества закупаемых товаров, работ, услуг.

4. Осуществление закупок лекарственных средств с указанием цены единицы товара, а также начальной суммы цен единиц товара и максимального значения цены контракта допускается с 1 октября 2019 года (ч. 8 ст. 2 ФЗ от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

Закупки «с неопределенным объемом»

19.03.2020

Закон № 44-ФЗ позволяет заказчикам осуществлять закупки с неопределенным объемом. Суть таких закупок состоит в том, что в ходе исполнения контракта заказчик может выбирать из заранее составленного им перечня продукции необходимые ему позиции в пределах имеющегося бюджета. При этом объем закупок по каждой из позиций перечня не определен и может быть любым. Ограничен такой объем только бюджетом заказчика под данную закупку.

Для лучшего понимания механизма реализации закупок с неопределенным объемом приведем следующий пример. Предположим, что заказчику – учреждению здравоохранения необходимы лекарственные средства. Однако, какие именно лекарственные средства понадобятся в том или ином случае заранее неизвестно. Потребность будет зависеть от заболеваний, с которыми в указанное учреждение здравоохранения обратятся пациенты. Вместе с тем, по предыдущим периодам, а также исходя из специализации учреждения здравоохранения, работники контрактной службы примерно знают, какие лекарственные средства могут потребоваться.

Исходя из этого знания заказчиком формируется перечень лекарственных средств (спецификация). В отношении каждой позиции спецификации определяется единица измерения объема. Если позиция спецификации (как это, например, реализовано по лекарственным средствам) включена в каталог товаров, работ, услуг, то определение единицы измерения осуществляется только в соответствии с каталогом (в рассматриваемом случае это будут «мг», «мл» и т.д.).

В отношении каждой позиции спецификации заказчик должен определить начальную цену. Такая цена определяется по общим правилам, предусмотренным ст. 22 Закона № 44-ФЗ, для определения начальной (максимальной) цены контракта. В итоге должен получиться перечень продукции, содержащий единичные расценки.

Далее заказчиком определяется максимальное значение цены контракты. В отличие от начальных цен единичных расценок такая цена не обосновывается и фактически представляет собой бюджет, который готов потратить заказчик в рамках закупки. Для проведения самой закупки заказчик должен дополнительно провести сложение всех единичных расценок и получить начальную сумму цен указанных единиц. Именно от данной суммы участники будут снижаться, в том числе от нее будет рассчитан «шаг аукциона».

После проведения закупки заказчиком определяется коэффициент снижения, рассчитываемый на основании разницы между начальной суммой цен всех единиц и предложением участника закупки. Такой коэффициент при заключении контракта применяется к каждой начальной цене единичной расценки отдельно, т.е. определение стоимости единичных расценок в контракте осуществляется путем пропорционального снижения их начальных цен. Участник закупки не может на какую-то продукцию предлагать большее снижение, а на какую-то меньшее в пределах общей цены сделанного им предложения. Определение единичных расценок во всех случаях осуществляется путем пропорционального снижения.

По такому же принципу закупки с неопределенным объемом проводятся на любые другие товары, работы и услуги.

Схема проведения закупок с неопределенным объемом

Объект закупки: поставка Товара 1 и Товара 2

Цена за единицу (должна быть рассчитана и обоснована по правилам ст. 22 Закона № 44-ФЗ):

1. Товар 1 – 900 рублей

2. Товар 2 – 510 рублей

Начальная сумма цен единиц: (900 + 510) = 1 410 рублей

Максимальное значение цены контракта — 2 млн рублей – не подлежит обоснованию, определена с учетом объемов финансирования и статистики предыдущих периодов.

Обеспечение заявки – например, 0,5% (рассчитывается от максимального значения цены)

2 000 000 * 0,005 = 10 тыс. руб.

Обеспечение исполнения контракта – например, 5% (рассчитывается от максимального значения цены)

2 000 000 * 0,05 = 100 тыс. рублей

Предложение победителя – 1 200 рублей

Коэффициент снижения 1200/1410 = 0,85.

Цена единицы Товара 1 – 900*0,85 = 765 руб.;

Цена единицы Товара 2 – 510*0,85 = 433,5 руб.

Контракт на 2 млн рублей с единичными расценками

Товар 1 – 765 рублей

Товар 2 – 433,5 рублей

Закупки с неопределенным объемом: плюсы и минусы, а также связанные с этим проблемы

По мнению Консультационного центра в сфере закупок «Закон.гуру» единственным плюсом закупок с неопределенным объемом является то, что заказчик может выбирать те позиции, которые ему необходимы. Т.е. если, например, из всей спецификации закупаемой продукции заказчику требуется только одна позиция, то он может ее заказывать до тех пор, пока не исчерпает всю сумму контракта, а остальные позиции не заказывать вовсе.

Это решает проблему применения +10% в закупках, в которых объем определен: когда при выборке полностью части объема из спецификации стороны могут только подписать дополнительное соглашение об увеличении объема по конкретной позиции, но только на 10% от предусмотренного в контракте объема по этой позиции. Получается, что деньги по контракту еще остаются, а использовать их в полной мере заказчик не может.

На этом положительные моменты закупок с неопределенным объемом заканчиваются. Назовем основные минусы таких закупок и связанные с этим проблемы:

Невозможность проведения

Несмотря на то, что Закон № 44-ФЗ позволяет осуществлять закупки с неопределенным объемом на любые товары, работы и услуги, в некоторых случаях провести такие закупки не получится.

Ситуация 1. Ремонтные и строительные работы. В таких работах должна присутствовать смета, которой определяется не только стоимость, но и объем строительных работ. Поэтому закупки с неопределенным объемом в данном случае просто невозможны.

Ситуация 2. Максимальные цены единичных расценок, особенно в случае применения заказчиком каталога товаров, работ, услуг, могут быть настолько низкими (иногда даже меньше 1 копейки), что применить к ним какое-либо пропорциональное снижение попросту невозможно. Соответственно, провести закупки с неопределенным объемом на продукцию, стоимость единицы которой незначительна, не получится технически.

Отсутствие поставщиков и проявления коррупции

Заказчик, проводя закупки с неопределенным объемом, может заложить них достаточно широкий перечень поставляемой продукции. Следовательно, поставщику, претендующему на заключение контракта, нужно быть готовым поставить весь перечень продукции в указанные в контракте сроки, т.е. фактически иметь весь товар в наличии и держать его под возможные требования заказчика. «Нужный» заказчику поставщик может иметь на складе только те виды продукции, которые действительно необходимы, т.к. будет предупрежден о них еще до объявления закупки. Соответственно «свой» участник перед другими участниками будет иметь преимущество, т.к. остальные участники просто не будут подавать заявки на проводимую закупку.

Невозможность снижения цены

Да, да, мы не ошиблись! Снижать цену закупаемой продукции при исполнении контракта с неопределенным объемом нельзя, т.к. Закон № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности. Заказчик в соответствии с пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ вправе подписать дополнительное соглашение к контракту о снижении цены только при сохранении иных условий контракта, в том числе по объему. В закупках с неопределенным объемом объем не определен в натуральном выражении. Однако, такой объем можно рассчитать исходя из единичных расценок, закрепленных в контракте, и максимального значения цены контракта. При снижении, например, единичных расценок сторонами объем автоматически увеличится. В связи с изложенным, снижение единичных расценок, а также максимального значения цены контракта в закупках с неопределенным объемом недопустимо, в том числе в случаях, когда такие единичные расценки должны быть снижены (например, при перерегистрации предельной отпускной цены производителем лекарственного препарата).

Риск неисполнения

При проведении закупок с неопределенным объемом велик риск неисполнения контракта в полном объеме и возникновения экономии. Все бы ничего, если бы не сложности с точки зрения бюджетного законодательства: неосвоение доведенных до заказчик средств. Риск такого неосвоения в закупках с неопределенным объемом предельно велик.

Проблемы структуры

Закон № 44-ФЗ разделяет содержание извещения об осуществлении закупки и документации о закупке. Извещение – это информация, размещенная в ЕИС в структурированном виде, а документация – это все то, что прилагается к извещению в виде электронных файлов. К сожалению, с 1 июля 2019 года Закон № 44-ФЗ, при осуществлении закупок с неопределенным объемом, обязывает заказчика в извещении, т.е. в структурированном виде, указать не только максимальное значение цены контракта и начальную сумму цен единиц, но также максимальную цену единицы каждого товара, работы, услуги, входящего в перечень. Если таких единиц не очень много, то проблем не возникает, а вот если таких единиц тысячи (как, например, при осуществлении закупки технического обслуживания и ремонта техники), то размещение извещения в строгом соответствии с Законом № 44-ФЗ становится невыполнимой задачей.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Если контрактом предусмотрено несколько закупаемых товаров и заказчик в проекте контракта, направленного победителю электронного аукциона, рассчитал цену за единицу каждого товара пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта, предложенному победителем, а победитель аукциона не согласен с таким расчетом, то в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона N 44-ФЗ он вправе направить заказчику протокол разногласий с замечаниями к положениям проекта контракта и определить свою цену каждой единицы товара в рамках предложенной общей итоговой цены контракта.

В связи с тем что цена за единицу товара, указываемая заказчиком в документации о закупке или извещении о проведении запроса котировок, используется для расчета начальной (максимальной) цены контракта, заказчик вправе заключить контракт, в котором будут указаны цены каждой единицы товара в соответствии с протоколом разногласий, при условии, что общая итоговая цена контракта будет соответствовать цене контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, а количество товара и иные условия исполнения контракта будут соответствовать документации о закупке или извещению о проведении запроса котировок.

Аукцион за единицу товара

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *