Аудиторский комитет

Александр Чмель, член наблюдательного совета АНД, к.э.н., профессор практики Московской школы управления «СКОЛКОВО», член ACCA, Cert IoD

Источник: журнал «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления», №10 (125) Октябрь 2014

Комитет по аудиту (далее — КпА), созданный при совете директоров общества, является важным фактором успешной реализации трех из четырех функций общепринятой модели корпоративного управления (см. рисунок 1). Основная задача КпА заключается в осуществлении надзора (oversight) от имени совета директоров общества за финансовыми аспектами деятельности общества и за надлежащим функционированием систем внутреннего контроля и управления рисками.

Деятельность комитетов по аудиту российских обществ в разной степени регламентируют следующие документы:

  • Кодекс корпоративного управления (далее — Кодекс), одобренный 21.03.2014 г. советом директоров Банка России;
  • Методические рекомендации по организации работы комитетов по аудиту советов директоров акционерных обществ с участием Российской Федерации, утвержденные 20.03.2014 г. (Приказ № 86) Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

Общества, ценные бумаги которых допущены к торгам, должны также отвечать требованиям правил листинга, предъявляемым их организаторами. В новых Правилах листинга Московской биржи, вступивших в силу 09.06.2014 г., повышены требования к качеству корпоративного управления эмитентов в соответствии с новым Кодексом. Теперь для включения ценных бумаг в высший уровень листинга советы директоров эмитентов акций в котировальном списке первого уровня обязаны, помимо прочего, сформировать комитет по аудиту, состоящий из независимых директоров. Аналогичные, а иногда и более строгие, требования предъявляют биржи других стран.

Для выполнения задач, поставленных перед комитетом по аудиту, комитет должен быть профессионально сформирован как с точки зрения его состава, так и с точки зрения документов, регулирующих его статус и компетенцию:

  • в состав комитета по аудиту входят только независимые директора, по меньшей мере один из которых является финансовым специалистом;
  • грамотно составленное и утвержденное советом директоров положение о комитете по аудиту поможет определить роль, круг обязанностей комитета и регламент его взаимодействия с другими службами и подразделениями общества;
  • коллегиально составленный план работы комитета обеспечит регулярность встреч и охват всех стоящих перед комитетом задач.

Комитет по аудиту и ревизионная комиссия

В п. 2.8.1 Кодекса корпоративного управления сказано, что «для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью общества, рекомендуется создавать комитет по аудиту».

В пунктах 171—177 (часть Б Кодекса) содержатся достаточно подробные рекомендации как в отношении состава комитета по аудиту, так и в отношении его основных задач и некоторых аспектов проведения его заседаний.

В то же самое время Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ (от 26.12.1995 г. в ред. от 28.07.2012 г., далее — Закон об АО) не предусматривает существования каких бы то ни было комитетов при советах директоров, а в статье 85 он предписывает избрание общим собранием акционеров ревизионной комиссии (ревизора) общества «для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества».

Естественно возникает вопрос о том, в чем состоит различие между этими двумя органами. Ниже приводится сравнение основных характеристик комитета по аудиту (КпА) и ревизионной комиссии (РК):

  • избрание членов КпА осуществляется на заседании совета директоров, а членов РК — на общем собрании акционеров;
  • члены КпА избираются из независимых директоров, т. е. из числа независимых членов совета директоров, а члены РК не могут одновременно являться членами совета директоров общества, а также занимать иные должности в органах управления общества;
  • компетенция КпА заключается в предварительном рассмотрении вопросов связанных с контролем (со стороны совета директоров) за финансово-хозяйственной деятельностью общества, а РК осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества;
  • результат и цели деятельности — КпА создается в целях содействия эффективному выполнению функций совета директоров в части контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, а РК по итогам проверки составляет заключение, в котором должны содержаться подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества, а также информация о фактах нарушения установленных правовыми актами РФ порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов РФ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
  • порядок деятельности — КпА работает в соответствии с положением о комитете, которое утверждается советом директоров, а порядок деятельности РК определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров;
  • проведение проверок — КпА ведет свою работу в течение всего года в соответствии с планом, утверждаемым самим комитетом или советом директоров, а проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества силами РК осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе самой комиссии, по решению общего собрания акционеров, совета директоров общества или по требованию акционеров общества, владеющих в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества;
  • вознаграждение и компенсации — нет различий. По решению общего собрания акционеров и членам КпА (как членам совета директоров), и членам РК общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.

Приведенный выше сравнительный анализ комитета по аудиту и ревизионной комиссии показывает, что эти органы в определенной степени дублируют друг друга с точки зрения их компетенции, хотя при этом результат, цели и ряд других аспектов их деятельности очень сильно отличаются. Все это не может не порождать некоторую путаницу в российской корпоративной жизни, которую можно несколько уменьшить, определив порядок взаимодействия этих органов, например, в положении о комитете по аудиту. В то же время в международной практике корпоративного управления отсутствует такое дублирование, а компетенция, роль и обязанности комитетов по аудиту очень четко определены.

Состав комитета по аудиту

В пункте 2.8.1 Кодекса корпоративного управления сказано, что «рекомендуется создавать комитет по аудиту, состоящий из независимых директоров».

Члены комитета по аудиту должны:

  • быть независимыми;
  • обладать соответствующей квалификацией и опытом в области финансов, аудита, бухгалтерского учета и отчетности.

Согласно лучшей практике комитет по аудиту должен состоять только из независимых директоров, при этом по меньшей мере один из них должен быть финансовым специалистом.

Существует немало различных определений независимости, сформулированных в Законе об АО, в Законе Сарбейнс-Оксли, в правилах листинга на Нью-Йоркской и прочих фондовых биржах, в Кодексе корпоративного управления, но в настоящей статье этот вопрос подробно не рассматривается .

Кто может считаться финансовым специалистом? Это такой член комитета по аудиту, который обладает «опытом и знаниями в области подготовки, анализа, оценки и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности» (пункт 174, часть Б Кодекса). Как правило, такой опыт и знания формируются на основе полученного образования и опыта работы в качестве дипломированного (аттестованного) бухгалтера, аудитора, финансового директора, финансового контролера или главного бухгалтера. Финансовый специалист обладает следующими знаниями и навыками:

  • пониманием финансовой отчетности и принципов бухгалтерского учета, применяемых обществом;
  • опытом составления или аудита бухгалтерской и финансовой отчетности;
  • опытом работы с системами и процедурами управления рисками и внутреннего контроля за составлением финансовой отчетности и за существенными аспектами деятельности общества;
  • пониманием функций комитета по аудиту.

Что касается численности комитета по аудиту, то следует отметить следующее:

  • в пункте 197 части Б Кодекса содержится рекомендация, чтобы «каждый комитет состоял не менее чем из трех членов совета директоров»;
  • стандарты листинга на основных рынках ценных бумаг требуют наличия в комитете по аудиту не менее 3-х членов, при этом требования в отношении точного числа членов отсутствуют;
  • число членов комитета призвано обеспечить возможность всестороннего открытого обсуждения рассматриваемых вопросов с учетом различных мнений;
  • работа одних и тех же членов комитета в других комитетах общества должна быть ограничена, поскольку их обязанности в КпА, как правило, требуют значительных затрат времени;
  • материалы исследований показывают, что комитеты по аудиту в составе крупных международных корпораций обычно насчитывают 3, 5 или 7 человек.

Новые члены комитета по аудиту должны получать необходимые инструкции и исходную информацию о деятельности общества.

Всем членам комитета по аудиту необходимо постоянно совершенствовать свои знания и знакомиться с самой последней информацией, особенно в вопросах стандартов финансовой отчетности и связанных с этим бизнес-процессов.

Положение о комитете по аудиту

В связи с неоднозначностью законодательного регулирования деятельности комитета, целесообразно разработать и утвердить на заседании совета директоров подробное положение о комитете по аудиту. В крупных обществах (группах компаний) со сложной организационной и корпоративной структурой полезно утвердить порядок взаимодействия КпА с исполнительными органами и подразделениями общества.

Как правило, положение о комитете по аудиту определяет следующее:

  • цели и задачи комитета;
  • состав комитета и его избрание;
  • сроки и порядок созыва очередных и внеочередных заседаний комитета;
  • порядок проведения заседаний и принятия решений, а также иные процедурные вопросы;
  • порядок взаимодействия комитета с органами общества и иными лицами;
  • ответственность членов комитета.

Для выполнения своих основных задач КпА получает от совета директоров следующие полномочия:

  • запрашивать любую информацию от любого сотрудника (и все сотрудники обязаны предоставлять КпА любую затребованную информацию) и сторонних организаций;
  • привлекать сторонних консультантов по правовым и иным вопросам профессиональной деятельности;
  • обеспечивать присутствие членов руководства общества на заседаниях КпА в соответствии с необходимостью;
  • проводить любые расследования по вопросам, входящим в его компетенцию.

План работы комитета по аудиту

Комитет по аудиту должен собираться с такой регулярностью, которая обеспечивает выполнение его обязанностей, но не реже, чем установленное количество раз в течение года. В этом отношении существует различная практика:

  • в пункте 176 части Б Кодекса рекомендовано «не реже 1 раза в квартал проводить встречи комитета по аудиту или его председателя с руководителем подразделения внутреннего аудита»;
  • комитеты по аудиту крупных международных корпораций собираются «по мере необходимости», но не менее четырех раз в год (как правило, перед выпуском годовой и квартальной финансовой отчетности);
  • в обществах, в которых советам директоров необходимо утверждать большое количество сделок с заинтересованностью, комитету по аудиту приходится проводить заседания чаще, комбинируя очную и заочную форму их проведения.

В план работы КпА прежде всего следует включать вопросы, которые вытекают из основных задач комитета (подробно изложены ниже). Помимо этого, при подготовке и реализации хозяйственных операций, требующих утверждения советом директоров общества, КпА предварительно рассматривает их и высказывает совету директоров свои рекомендации по финансово-экономическим аспектам этих операций. Такая же процедура предварительного рассмотрения на заседании КпА применяется и при подготовке финансово-экономических вопросов для их обсуждения на заседаниях совета директоров.

Ревизионная комиссия, внешние аудиторы и внутренние аудиторы могут предложить провести заседание КпА, если сочтут это необходимым.

Комитет по аудиту должен на регулярной основе оценивать эффективность своей деятельности, сопоставляя достигнутые результаты с теми задачами, которые поставлены перед комитетом в положении о нем и в плане его работы.

Основные задачи комитета по аудиту

Основные задачи комитета подробно изложены в пункте 172, часть Б Кодекса и показаны на рисунке 2.

Надзор за составлением бухгалтерской и финансовой отчетности охватывает следующие элементы:

  • правильность и последовательность применения учетной политики;
  • требования к раскрытию информации;
  • объективность и сбалансированность годового отчета, отчета руководства (MD&A), анализа результатов деятельности;
  • переложение бухгалтерской отчетности и консолидация показателей финансовой отчетности в соответствии с

Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО);

  • наличие системы внутреннего контроля за составлением бухгалтерской и финансовой отчетности общества;
  • уровень квалификации специалистов финансовой службы общества.

Основная задача комитета по аудиту — обеспечить достоверность публикуемой финансовой информации. При этом комитет:

  • анализирует проекты финансовой отчетности до ее публикации;
  • обсуждает эту отчетность с руководством и аудиторами;
  • рассматривает вопросы соблюдения законодательства и нормативных правовых актов, которые потенциально могут оказать влияние на финансовую отчетность.

Надзор за внешним аудитом охватывает следующие элементы:

  • выбор кандидатуры и назначение внешнего аудитора, а также выработка рекомендаций в отношении стоимости его услуг;
  • объем работы и аудиторских процедур и сроки их проведения;
  • соблюдение требований к независимости аудиторов, включая вопросы оказания неаудиторских услуг;
  • важные обстоятельства и факты, обнаруженные аудиторами, включая существенные заявления и разъяснения руководства общества, которые были использованы в качестве аудиторских доказательств;
  • рекомендации аудиторов по совершенствованию систем ведения учета, составления отчетности, внутреннего контроля и управления рисками;
  • оценка результатов работы внешних аудиторов.

Комитет по аудиту, являясь уполномоченным представителем акционеров и собственников, отвечает за поддержание эффективных рабочих взаимоотношений с внешними аудиторами на всех этапах годового цикла аудита от его планирования до выпуска аудиторского заключения и получения письменной информации руководству общества по итогам аудита. Эта роль комитета как представителей акционеров очень важна, поскольку аудиторы адресуют свое заключение акционерам и несут ответственность за качество проведенного аудита перед ними, хотя договор на оказание аудиторских услуг и их оплату заключается между внешним аудитором и руководством общества.

Формат общения аудиторов с органами управления общества определен в российском правиле (стандарте) № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника» и в Международном аудиторском стандарте (ISA) 260 «Коммуникация с лицами, отвечающими за управление».

Надзор за системами внутреннего контроля и управления рисками охватывает следующие элементы:

  • разработка системы внутреннего контроля с учетом выявленных существенных рисков;
  • обеспечение действенности механизмов контроля посредством согласования на заседаниях КпА планов работы службы внутреннего аудита и, как минимум, ежеквартального рассмотрение результатов работы службы и мер, принятых руководством общества для устранения выявленных нарушений и слабостей системы внутреннего контроля;
  • снижение риска недобросовестных действий;
  • оценка эффективности системы внутреннего контроля и системы управления рисками;
  • понимание основных областей риска.

Рекомендации по вопросам системы управления рисками и внутреннего контроля изложены в разделе V Кодекса. В частности, совет директоров должен определить принципы и подходы к организации этой системы в обществе, а затем убедиться в том, что действующая система соответствует этим принципам и эффективно функционирует.

Важнейшим инструментом «систематической независимой оценки надежности и эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля» является внутренний аудит, проведение которого должно организовывать общество (пункт 5.2 Кодекса). Грамотно организованное взаимодействие комитета по аудиту с подразделением внутреннего аудита позволяет совету директоров убедиться в адекватности и эффективности функционирования системы управления рисками и внутреннего контроля общества.

Надзор за действенностью и эффективностью функционирования службы внутреннего аудита охватывает следующие элементы:

  • утверждение положения о подразделении внутреннего аудита, в котором определяются его цели, задачи, функции и организационная структура;
  • утверждение плана деятельности и бюджета службы;
  • рассмотрение информации о ходе выполнения плана и о результатах проверок;
  • ознакомление с рекомендациями службы внутреннего аудита и мониторинг внедрения рекомендаций;
  • оценка результативности и эффективности деятельности подразделения внутреннего аудита.

Критически важно обеспечить независимость службы внутреннего аудита общества, для чего в пункте 5.2.1 Кодекса рекомендуется разграничить функциональную и административную подотчетность этой службы:

«Функционально подразделение внутреннего аудита рекомендуется подчинить совету директоров, а административно — непосредственно единоличному исполнительному органу общества».

Более того, в подпункте 4) пункта 267 части Б Кодекса рекомендуется «утверждение советом директоров (предварительное рассмотрение комитетом по аудиту) решений о назначении, освобождении от должности, а также определение вознаграждения руководителя подразделения внутреннего аудита».

Лучшая практика заключается в планировании и проведении работы службы внутреннего аудита на основе карты рисков, согласованной с комитетом по аудиту и/или советом директоров общества.

Надзор за системой информирования о возможных недобросовестных действиях (whistleblowing) охватывает следующие элементы:

  • анализ существующих в обществе процедур, позволяющих сотрудникам сообщать с полным соблюдением конфиденциальности о своих подозрениях и предположениях о возможных недобросовестных действиях;
  • рассмотрение на адекватность существующих в обществе процессов рассмотрения/расследования полученных сигналов и принятия мер.

Комитет по аудиту в обществах с государственным участием

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее — Росимущество) утвердило 20.03.2014 г. «Методические рекомендации по организации работы комитетов по аудиту советов директоров акционерных обществ с участием Российской Федерации», проект которых разработал Экспертно-консультационный совет Росимущества, основываясь на положениях соответствующих законов РФ, Кодекса корпоративного управления, стандартов (в частности, относящихся к внутреннему аудиту, внутреннему контролю и управлению рисками), и с использованием лучшей международной практики.

Цель этих методических рекомендаций — «оказать содействие советам директоров госкомпаний в определении роли и задач комитетов по аудиту». В них определяется, что комитету надлежит заниматься надзором по всем пяти основным направлениям его деятельности (которые изложены выше), а также надзором за системой обеспечения соблюдения нормативно-правовых требований (комплаенс, от англ. compliance).

Приводятся также рекомендации по следующим аспектам деятельности комитетов по аудиту:

  • состав и порядок работы комитетов по аудиту;
  • взаимодействие комитета по аудиту с советом директоров, исполнительными органами компании и ревизионной комиссией;
  • оценка деятельности комитета по аудиту;
  • вознаграждение за работу в комитете;
  • сетка планирования заседаний комитета по аудиту (как Приложение 1 к Методическим рекомендациям).

Членам комитетов по аудиту госкомпаний следует руководствоваться положениями этих методических рекомендаций при планировании и осуществлении деятельности их комитетов.

Новые правила игры

Кто проводит ежегодный аудит и обнародует финотчетность

Со вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» относительно усовершенствования некоторых положений» от 05.10.2017 г. № 2164-VIII и Закона Украины «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» от 21.12.2017 г. № 2258-VIII (далее – Закон об аудите):

• расширен круг юридических лиц, которые обязаны обнародовать финансовую отчетность вместе с аудиторским отчетом;

• установлены требования для аудиторов, осуществляющих обязательный аудит;

• предусмотрена отдельная процедура подбора субъектов аудиторской деятельности.

Как видим, теперь проводить ежегодный аудит и обнародовать финансовую отчетность вместе с аудиторским отчетом в обязательном порядке должны предприятия, представляющие общественный интерес, и средние предприятия. В таблице 1 приведена новая классификация предприятий и критерии их распределения.

Таблица 1

Классификация предприятий

Предприятия

Микро-

Малые

Средние

Крупные

Критерии распределения

Балансовая стоимость активов

До 350 тыс. евро

До 4 млн евро

До 20 млн евро

Более 20 млн евро

Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

До 700 тыс. евро

До 8 млн евро

До 40 млн евро

Более 40 млн евро

Среднее количество работников

До 10

До 50

До 250

Свыше 250

Предприятия, представляющие общественный интерес:

• предприятия – эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к торгам на фондовых биржах;

• банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, другие финансовые учреждения (кроме прочих финансовых учреждений и негосударственных пенсионных фондов, относящихся к микропредприятиям и малым предприятиям);

• крупные предприятия;

• публичные акционерные общества.

Порядок и сроки представления и обнародования финотчетности

В то же время в ст. 14 Закона о бухучете установлены разные сроки для представления и обнародования финансовой отчетности и аудиторского заключения для разных категорий предприятий (таблица 2).

Таблица 2

Сроки для представления и обнародования финансовой отчетности и аудиторского заключения для разных категорий предприятий

До 30 апреля

До 01 июня

Предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, не являющихся эмитентами ценных бумаг), публичные акционерные общества, субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке и субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях

Крупные предприятия, не являющиеся эмитентами ценных бумаг, и средние предприятия

Прочие финансовые учреждения, относящиеся к микропредприятиям и малым предприятиям

Действует с 01.01.2018

Действует с 01.01.2019

Для государственных, коммунальных предприятий, а также хозяйственного общества, в уставном капитале которого более 50 % акций (долей) принадлежит государству или территориальной общине, порядок обнародования годовой финансовой отчетности, кроме Закона о бухучете, определяется также положениями ст. ст. 73, 78 и 90 Хозяйственного кодекса Украины. Такая годовая финансовая отчетность может подлежать обязательной проверке независимым аудитором.

Критерии отнесения государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ к таким, финансовая отчетность которых подлежит обязательной проверке независимым аудитором, определяются Кабинетом Министров Украины в зависимости от балансовой стоимости активов государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ.

Критерии подбора независимого аудитора и критерии отнесения коммунальных унитарных предприятий к таким, финансовая отчетность которых подлежит обязательной проверке независимым аудитором, устанавливаются решением соответствующего местного совета.

Итак, Кабинет Министров Украины и территориальные общины дополнительно к положениям ст. 14 Закона о бухучете могут определять отдельные категории субъектов хозяйствования, финансовая отчетность которых подлежит обязательной проверке, с последующим обнародованием аудиторского отчета.

Учитывая различные сроки вступления в силу положений Закона о бухучете, Министерство финансов Украины с целью применения единых подходов к порядку обнародования финансовой отчетности письмом от 07.12.2018 г. № 35210-06-5/32299 разъяснило, что крупные предприятия, не являющиеся эмитентами ценных бумаг, и средние предприятия, прочие финансовые учреждения, относящиеся к микропредприятиям и малым предприятиям, обнародуют годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную отчетность вместе с аудиторским заключением, начиная с финансовой отчетности за 2019 год, в соответствии с требованиями абз. 2 и 3 ч. 3 ст. 14 Закона о бухучета и с учетом ст. 13 настоящего Закона, согласно которой отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год.

Также Минфин отметил, что с целью предоставления уверенности относительно показателей финансовой отчетности предприятий, приведенных в абз. 2 ч. 3 ст. 14 Закона о бухучете, которые впервые применяют международные стандарты финансовой отчетности (далее – МСФО) с датой перехода 01.01.2018 и пересчитывают промежуточную финансовую отчетность, годовую финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность за 2018 год, в том числе вступительный баланс на 01.01.2018 по МСФО согласно требованиям МСФО 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности», целесообразно обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на веб-странице, начиная с финансовой отчетности за 2018 год.

Вместе с тем в ст. 73 Хозяйственного кодекса Украины предусматривается, что государственное унитарное предприятие обнародует годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением по ней, если аудит проводился в соответствии с требованиями закона или по решению наблюдательного совета государственного унитарного предприятия (в случае его создания) либо субъекта управления объектами государственной собственности, осуществляющего функции по управлению предприятием, до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Дополнительным нововведением Закона о бухучете стало введение таких отчетов, как отчет об управлении и отчет о платежах в пользу государства.

Отчет об управлении – вызов для крупного бизнеса

Суть отчета

Отчет об управлении – это документ, содержащий финансовую и нефинансовую информацию, которая характеризует состояние и перспективы развития предприятия и раскрывает основные риски и неопределенности его деятельности.

Такой отчет подается вместе с финансовой отчетностью и консолидированной финансовой отчетностью в порядке и сроки, установленные законом. В случае представления предприятием консолидированной финансовой отчетности подается консолидированный отчет об управлении. От представления отчета об управлении освобождаются микропредприятия и малые предприятия. Средние предприятия вправе не отражать в отчете об управлении нефинансовую информацию.

Отчет об управлении обязан составлять крупный бизнес.

Пользователи отчета

Пользователями отчета об управлении могут быть трудовой коллектив, собственники, инвесторы и другие заинтересованные в информации о предприятии пользователи. Отчет об управлении должен обнародоваться так же, как и финансовая отчетность, вместе с аудиторским отчетом на собственной веб-странице или веб-сайте или иным способом в случаях, определенных законодательством.

Кроме того, отчет об управлении представляется в те же государственные органы, что и финансовая отчетность. Прежде всего в органы статистики.

Что касается необходимости представления отчета в фискальные органы, то данный вопрос является дискуссионным, поскольку законом он четко не определен. Изменения к декларации по налогу на прибыль или единого налога не вносились, поэтому в перечне приложений к данным декларациям отчет об управлении отсутствует.

В соответствии с п. 46.2 Налогового кодекса Украины плательщик налога на прибыль представляет вместе с соответствующей налоговой декларацией квартальную или годовую финансовую отчетность. Поскольку отчет об управлении не является финансовой отчетностью, логично предположить, что его не следует подавать в фискальные органы, однако, как это часто бывает, официальная позиция государственных органов по данному вопросу может появиться в конце февраля. Поэтому целесообразно получить индивидуальную консультацию по этому вопросу.

О форме отчета

Форма отчета об управлении в настоящее время не определена.

Однако в приказе Минфина «Об утверждении Методических рекомендаций по составлению отчета об управлении» от 07.12.2018 г. № 982, в частности, предусматривается, что отчет об управлении формируется по следующим направлениям:

1) организационная структура и описание деятельности предприятия;

2) результаты деятельности;

3) ликвидность и обязательства;

4) экологические аспекты;

5) социальные аспекты и кадровая политика;

6) риски;

7) исследования и инновации;

8) финансовые инвестиции;

9) перспективы развития;

10) корпоративное управление (составляют предприятия – эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к торгам на фондовых биржах или по ценным бумагам которых осуществлено публичное предложение).

Перечень направлений и показателей, которые раскрываются в отчете об управлении, не является исчерпывающим. Предприятие может раскрывать другую информацию, которую считает целесообразной.

Отчет о платежах в пользу государства: кто представляет

Отчет о платежах в пользу государства – это документ, содержащий обобщенную информацию о деятельности субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях или заготовку древесины, а также детализированную информацию о налогах и сборах, других платежах, уплаченных или подлежащих уплате в пользу государства в соответствии с законом. Отчет о платежах в пользу государства представляется субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в добывающих отраслях, согласно Закону Украины «Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях», а также предприятиями, осуществляющими заготовку древесины и одновременно представляющими общественный интерес.

Законодатель позаботился и о том, чтобы указанные требования выполняли субъекты хозяйствования, установив административную ответственность.

Статьей 16316 КоАП предусматривается, что нарушение порядка обнародования финансовой отчетности или консолидированной финансовой отчетности вместе с аудиторским отчетом влечет за собой наложение штрафа от 1000 до 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан (далее – НМДГ).

Повторное в течение года совершение нарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, влечет за собой наложение штрафа от 2000 до 3000 НМДГ.

Итак, штрафы в размере от 17000 до 51000 грн должны обеспечить выполнение требований законодательства по обнародованию финансовой отчетности вместе с аудиторским заключением.

Требования к аудиторам

Важным элементом в системных изменениях в сфере финансового представления отчетности бизнеса должны стать новации, введенные Законом об аудите, которым установлены требования к аудиторам, которые могут привлекаться к обязательному аудиту предприятий, представляющих общественный интерес.

Включение в Реестр аудиторов и субъектов аудиторской деятельности

Отныне в отдельных разделах Реестра аудиторов и субъектов аудиторской деятельности (далее – Реестр), в частности в разделах 3 и 4, содержатся сведения о субъектах аудиторской деятельности, имеющих право проводить обязательный аудит финансовой отчетности и обязательный аудит финансовой отчетности предприятий, представляющих общественный интерес, а именно:

1) наименование, идентификационный код (не обнародуется) субъекта аудиторской деятельности, номер регистрации в Реестре;

2) перечень аудиторов, которые являются работниками, партнерами, участниками или иным способом привлекаются к проведению аудиторской деятельности, с указанием фамилии, имени, отчества, номера регистрации в Реестре;

3) информация об аудиторской сети (в случае членства субъекта аудиторской деятельности в аудиторской сети);

4) дата и номер решения о прохождении проверки системы контроля качества аудиторских услуг;

5) реквизиты договора страхования гражданско-правовой ответственности субъекта аудиторской деятельности перед третьими лицами, осуществляющего обязательный аудит финансовой отчетности, срок действия такого договора, сведения о страховщике и страховой сумме.

Достаточная квалификация и опыт персонала

Прежде всего субъект аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности должен обеспечить достаточный уровень квалификации и опыта аудиторов и персонала, который привлекается к предоставлению услуг в соответствии с международными стандартами аудита.

У субъектов аудиторской деятельности по основному месту работы должно работать не менее 3 аудиторов.

При предоставлении услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности предприятий, представляющих общественный интерес (кроме отвечающих критериям малого предприятия), по основному месту работы должно работать не менее 5 аудиторов с общей численностью штатных квалифицированных работников, привлекаемых к выполнению задач, не менее 10 человек, из которых по меньшей мере 2 человека должны подтвердить квалификацию в соответствии со ст. 19 Закона об аудите или иметь действующие сертификаты (дипломы) профессиональных организаций, подтверждающие высокий уровень знаний по МСФО. Перечень профессиональных организаций, сертификат (диплом) которых свидетельствует о высоком уровне соответствующих знаний, утверждается Советом надзора за аудиторской деятельностью.

13 декабря 2018 года Совет надзора за аудиторской деятельностью пересмотрел свое предыдущее решение и переутвердил Перечень профессиональных организаций, сертификат (диплом) которых свидетельствует о высоком уровне знаний по МСФО:

• Ассоциация присяжных сертифицированных бухгалтеров (АССА), в частности Diploma in International Financial reporting (DipIFR);

• Американский институт сертифицированных общественных бухгалтеров (АІСРА);

• Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW).

Дополнительные требования

Кроме квалификационных требований к профессиональному составу аудиторских фирм, которые привлекаются к обязательному аудиту предприятий, представляющих общественный интерес, для аудиторов Законом об аудите установлены следующие дополнительные требования:

• особая процедура подбора, назначения и отзыва аудитора;

• требования о независимости аудитора, в частности не может проводить аудит предприятия, представляющего общественный интерес, аудиторская фирма, которая предоставляла такому предприятию другие неаудиторские услуги и доходы от такого предприятия общественного значения составляют более 15 % общей суммы чистого дохода от предоставления услуг таким субъектом аудиторской деятельности;

• ключевой партнер по аудиту должен принимать лично активное участие в выполнении задачи и не может участвовать в аудите более 7 лет подряд;

• ужесточение требований к внутренней организации системы внутреннего контроля;

• внедрение организационных и административных механизмов для предупреждения, идентификации, устранения или управления и раскрытия любых рисков и угроз своей независимости;

• запрет предоставления определенных неаудиторских услуг, а именно:

1) составление налоговой отчетности, расчета обязательных сборов и платежей, представительство юридических лиц в спорах по указанным вопросам;

2) консультирование по вопросам управления, разработки и сопровождения управленческих решений;

3) ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;

4) разработка и внедрение процедур внутреннего контроля, управления рисками, а также информационных технологий в финансовой сфере;

5) оказание правовой помощи в форме: услуг юрисконсульта по обеспечению ведения хозяйственной деятельности; ведения переговоров от имени юридических лиц; представительства интересов в суде;

6) кадровое обеспечение юридических лиц в сфере бухгалтерского учета, налогообложения и финансов, среди прочего услуги по предоставлению персонала, который принимает управленческие решения и отвечает за составление финансовой отчетности;

7) услуги по оценке;

8) услуги, связанные с привлечением финансирования, распределением прибыли, разработкой инвестиционной стратегии, кроме услуг по предоставлению уверенности в финансовой информации, в частности проведение процедур, необходимых для подготовки, обсуждения и выпуска писем-подтверждений в связи с эмиссией ценных бумаг юридических лиц;

• расширенный аудиторский отчет;

• дополнительный отчет для аудиторского комитета и органов надзора;

• внешняя проверка контроля качества Органом общественного надзора каждые 3 года;

• обязательный фиксированный и переменный платежи в пользу Органа общественного надзора или Аудиторской палаты Украины по каждому договору.

Назначение аудитора

Субъект аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности назначается общим собранием акционерного общества, общим собранием участников, учредителем в негосударственных унитарных предприятиях, органом управления по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики государственных (коммунальных) предприятий и хозяйственных обществ, в которых государству принадлежит 100 % акций (долей, паев) уставного капитала, другим вышестоящим органом управления в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Назначить для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности возможно субъекта аудиторской деятельности, который отвечает требованиям, установленным законодательством, и включен в соответствующий раздел Реестра.

Если общее собрание участников хозяйственного общества не может состояться в связи с отсутствием кворума, то решение о назначении аудитора может принять наблюдательный совет такого общества. В случае если наблюдательный совет не сформирован или его создание не обязательно согласно законодательству, решение о назначении субъекта аудиторской деятельности может принять исполнительный орган такого общества.

Что касается предприятий, представляющих общественный интерес, то процедура выбора и назначения предусматривает создание аудиторского комитета и проведение конкурса.

В соответствии со ст. 34 Закона об аудите крупные предприятия обязаны создать аудиторский комитет или возложить соответствующие функции на ревизионную комиссию или наблюдательный совет, который создается в соответствии с законодательством.

Прочие предприятия, которые относятся к предприятиям, представляющим общественный интерес, могут возложить функции аудиторского комитета на отдельное подразделение органа управления или на наблюдательный орган.

Данные требования требуют внедрения целого ряда организационных изменений и соответствующих процедур в систему корпоративного управления предприятий, представляющих общественный интерес. Создание аудиторских комитетов является обычной практикой для большинства зарубежных стран, но в Украине это только начинает внедряться.

Требования к аудиторскому комитету

Большинство членов аудиторского комитета предприятий, представляющих общественный интерес (в случае его создания), не должны быть связаны с такими предприятиями. Итак, аудиторский комитет должен быть независимым от предприятия. Среди независимых членов назначается председатель аудиторского комитета. В его состав не могут входить должностные лица органов управления таких предприятий.

Кроме того, существуют и профессиональные требования к членам аудиторского комитета. Так, по меньшей мере один член аудиторского комитета должен быть компетентен в сфере бухгалтерского учета и/или аудита.

Основные функции аудиторского комитета

Аудиторский комитет выполняет следующие функции:

1) информирование общего собрания акционеров (участников) или другого вышестоящего органа управления в соответствии с законодательством, органа управления или наблюдательного органа предприятия о результатах обязательного аудита финансовой отчетности;

2) мониторинг процесса составления финансовой отчетности и предоставления рекомендаций и предложений по обеспечению достоверности информации;

3) оценка эффективности систем внутреннего контроля (внутреннего аудита в соответствии с международными стандартами профессиональной практики внутреннего аудита) и управление рисками предприятия;

4) мониторинг выполнения задач по обязательному аудиту финансовой отчетности;

5) оценка независимости субъектов аудиторской деятельности, предоставляющих услуги по обязательному аудиту;

6) проведение прозрачного конкурса касаемо отбора субъектов аудиторской деятельности и обоснование рекомендаций по его результатам.

Конкурс по отбору аудитора

Закон об аудите требует, чтобы на предприятиях, представляющих общественный интерес, внешний аудитор выбирался путем открытого конкурса, для проведения которого должен быть разработан и обнародован порядок его проведения и прозрачные критерии выбора победителя.

Отныне на аудиторский комитет предприятий, представляющих общественный интерес, будет возлагаться ответственность как за проведение конкурса по отбору аудитора, так и за дальнейшее взаимодействие с ним во время проведения аудита (среди прочего – рассмотрение отчетов аудитора).

К обязанностям аудиторского комитета также относятся: информирование акционеров (участников) или иного вышестоящего органа управления предприятия о результатах проведенного аудита финансовой отчетности; мониторинг процесса составления финансовой отчетности; оценка эффективности систем внутреннего контроля; другие важные задачи.

Вместе с тем применение указанной нормы для отдельной категории предприятий, представляющих общественный интерес, а именно для крупных государственных предприятий, несет некоторые осложнения. Ведь законодатель не учел, что условия, порядок и процедуры закупок товаров, работ и услуг регулируются исключительно Законом Украины «О публичных закупках» и/или Законом Украины «Об особенностях осуществления закупок товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения нужд обороны», кроме случаев, предусмотренных Законом Украины «О публичных закупках», и не могут устанавливаться или изменятся другими законами Украины, кроме законов, содержащих исключительно нормы о внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и/или в Закон Украины «Об особенностях осуществления закупок товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения нужд обороны».

Итак, крупные государственные предприятия должны выполнить требования обоих законов и построить процедуру подбора аудитора таким образом, чтобы в дальнейшем не возникало оснований для признания договора на проведение аудита ничтожным из-за нарушения процедуры его заключения и одновременно не нарушить принципы публичных закупок.

Ввиду того что введение указанных новаций требует значительных организационных изменений, период адаптации бизнеса к новым требованиям Закона об аудите составит несколько лет.

Аудиторский комитет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *