Аудитор не имеет права

Онлайн-тестыТестыЗарубежное правоМеждународные стандарты аудитавопросы

1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-80
1. GAAP — расшифровывается как:
• общепринятые принципы учета
2. Анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица — это:
• аналитические процедуры
3. Аудитор не имеет права
• передавать третьим лицам полученные им в процессе аудита сведения
4. Аудиторская организация (аудитор) документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложения о назначении ее официальным аудитором на основании правила (стандарта):
• «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита»
5. Аудиторская организация составляет аудиторский договор на основании правила (стандарта):
• «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг»
6. Аудиторские организации в ходе проведения аудиторских проверок должны устанавливать достоверность отчетности
• во всех существенных отношениях
7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при разработке внутренних (внутрифирменных) правил (стандартов) аудиторской деятельности руководствоваться международными стандартами аудита
• могут при отсутствии общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности в определенной области аудита
8. Аудиторские стандарты — это:
• единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторские организации в процессе своей профессиональной деятельности
9. Аудиторские фирмы имеют право на получение лицензии, если …
• в штате состоит 5 аттестованных аудиторов и организационно-правовая форма — закрытое акционерное общество
10. Аудиторский риск не включает в себя
• риск расчетов
11. Аудиторское заключение должно быть подписано аудиторской организацией
• после составления бухгалтерской отчетности экономическим субъектом
12. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, должно быть включено в состав годовой бухгалтерской отчетности
• если эта отчетность подлежит обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами Российской Федерации
13. Аудиторы имеют право в ходе аудиторской проверки
• получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц
14. Аудиторы обязаны при проведении аудиторской проверки
• соблюдать требования законодательства РФ
15. В МСА 210 «Условия договоренностей об аудите» рассматривается:
• письмо о задании аудитору

Есть ли перспективы у аудиторского бизнеса в России?

Блог компании 22.06.2015 Многие годы российский аудит претерпевал различные изменения – законодательные, отраслевые, профессиональные. Некоторые изменения были революционные, другие не очень. Сейчас аудит идет по пути эволюционного развития. Можно сказать, что аудит в РФ развивался по «кривой линии».
Сегодня мы рассмотрим 6 ключевых проблем современного аудита, а также обозначим перспективы развития аудиторского рынка.
Этапы развития аудита в России

В советской и царской России такого понятия как аудит не было. История аудита начинается в 1989 году, когда согласно Постановлению Совета Министров, была организованна первая аудиторская фирма и проведен первый советский аудит. Следующий документ появился в 1994 году — Указ Президента, который утверждал «Временные правила аудиторской деятельности в РФ». Позднее эти правила трансформировались в первый в истории России «Федеральный Закон от 07.08.2011 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который закрепил принципы аудита, в т.ч. вопрос лицензирования. Это было эволюционное движение.

Революционное движение по восходящей произошло в 2008 году, когда был принят новый Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», отменивший лицензирование аудиторской деятельности. Данный закон внес изменения революционного характера – поставил российский аудит на рельсы саморегулирования.

Последней вехой изменений в законодательстве об аудиторской деятельности стали изменения, касающиеся укрупнения СРО (увеличение порогов численности их членов).

Таким образом, мы можем наблюдать ступенчатую линию развития аудита.

Численность аудиторов

На сегодняшний день мы должны констатировать нисходящую линию развития аудита по чистовым показателям (аудиторские фирмы, аудиторы).

На графике можно увидеть, что количество, как аудиторских фирм, так и аудиторов снижается. Если максимальный пик выдачи аттестатов составлял около 37 500 штук, то сейчас численность аудиторов не более 22 000.

Количество аудиторских фирм также снижается. В результате мы придем к тому, что в России останется одна саморегулируемая организация аудиторов. Скорее всего, это не случайность, а хорошо спланированное государством движение, чтобы оставить одно СРО и контролировать его на рынке.

Думаю, причины всем очевидны. Государство – главный собственник, инвестор и регулятор на рынке. Аудитор работает в интересах собственников и инвесторов. Именно государство будет определять все правила игры на российском рынке аудита.

6 ключевых проблем аудита

Контроль качества аудиторской деятельности

Сам по себе контроль качества аудиторской деятельности не является проблемой – это необходимое условие успешного функционирования аудита в России.

Однако некоторые эксперты отмечают существование проблемы двойного контроля качества. Речь идет о проверках со стороны СРО и Росфиннадзора по линии ОЗХС.

Двойной контроль для рынка – тяжелая ноша. Он должен быть сбалансирован и взвешен. Необходимо разделить сферы контроля между СРО и Росфиннадзором. СРО должны проверять организацию внутрифирменного контроля в компании, а Росфиннадзор – реализацию этих внутрифирменных требований.

Кадры

По мнению большинства экспертов, кадры – ключевая проблема аудиторского рынка. Количество аттестованных аудиторов неизменно снижается. В профессию не идут новые кадры, т.к. единицам удается пройти сложную процедуру аттестации.

Стагнация в отрасли

Ситуацию в отрасли необходимо рассматривать в рамках общих экономических тенденций. Аудит опосредован от своих клиентов, состояния экономики, развития инвестиций в стране. В целом, на данный момент в экономике существует определенная стагнация. Она есть и в аудиторской отрасли – некоторые игроки уходят с рынка, у других наблюдается падение выручки, сокращение клиентской базы.

Высокое государственное регулирование рынка

Очевидно, что саморегулирование в полной мере не регулирует отрасль. Регулированием занимается тот, кто больше всего в этом заинтересован, т.е. инвестор. В России самый большой инвестор – государство, которое и регулирует рынок в соответствии со своими целями и задачами.

Высокая концентрация рынка

Большинство компаний (крупных и средних) сосредоточено в центральных регионах, в Москве. Если говорить о концентрации рынка, то подавляющую долю занимают компании «Большой четверки», что является проблемой для рынка (хотя многие этого не видят). На мой взгляд, эта проблема не дает толчок для развития аудиторского рынка.

Демпинг

Проблемы демпинга остаются очевидными, но они носят локальный характер. В основном искусственное занижение цен происходит в сфере государственных закупок. Главное, что те, кто практикуют демпинг, остаются во вчерашнем дне. За такие деньги невозможно оказать качественные услуги, какими бы маркетинговыми условиями это не оправдывалось.

Последний пример – конкурс на проведение обязательного ежегодного аудита ОАО Банк ВТБ за 2015 — 2019 годы. При максимальной цене в 31 млн. руб., победителем признано ООО «Эрнст энд Янг» по цене чуть больше 1 млн. руб. Конечно, такой демпинг, тем более от компании «Большой четверки», неприемлем — он не понятен рынку и противоречит аудиторскому стандарту.

Перспективы аудита

Тенденция развития рынка очевидна – укрупнение аудита. Об этом говорят последние статистические данные и законодательные инициативы государственного регулятора. Небольшие компании будут вынуждены либо присоединяться, либо уходить с рынка.

Локомотивом развития, безусловно, будет международный опыт – МСФО и МСА. Внедрение международных стандартов закрепляет интеграцию российского аудита в мировой аудит. Это новые методологические подходы в работе, которые качественно улучшат рынок и поднимут престиж услуг.

С учетом текущей экономической ситуации, спрос на аудиторские услуги будет снижаться. При этом у бизнеса будет расти потребность в услугах консультантов, что связано с перераспределением активов, необходимостью оптимизации и защиты от административного государственного давления (налоговое и юридическое сопровождение, реструктуризация и финансовое консультирование, IT-сопровождение).

Будущее аудита за информационными технологиями. Речь пойдет об аудите компьютерных систем и бухгалтерских баз данных. В перспективе это будет электронный аудит.

В нынешнем виде аудит может не отвечать потребностям рынка и потребителей. Перспектива развития связана не с классическим аудитом бухгалтерской отчетности, а с прогнозами развития предприятия. Аудит должен «заглядывать в будущее» каждого конкретного клиента, которое должно быть зафиксировано в аудиторском заключении для повышения своего качества.

Виды и цель аудиторской проверки

В зависимости от назначения и поставленных целей различают два основных вида аудиторских проверок:

  • Обязательный аудит — проводится ежегодно и в обязательном порядке с соблюдением действующего закона. Осуществляется только аудиторскими компаниями. Регламентируется государством или проводится по решению суда.
  • Инициативный или добровольный — проводится по желанию клиента, для того чтобы убедиться в достоверности ведения бухгалтерского и налогового учета, и для оценки финансовых рисков. Это поможет избежать штрафных санкций. Но здесь главное не ошибиться в выборе аудиторской фирмы или частного лица, предоставляющего подобного рода услуги.

Причинами проведения аудита может также быть смена собственника компании либо изменение состава учредителей.

Смотрите более подробно о графике и порядке проведения налоговых проверок.

Главная цель аудиторской проверки заключается в:

  1. подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности предприятия;
  2. своевременном выявлении нарушений и их устранении;
  3. получении достоверной информации о функционировании предприятия и состоянии бухгалтерского учета, ведении документов.

После проведенной проверки аудируемому лицу выдается:

  • заключение — при обязательном аудите;
  • отчет о проведенной проверке с выводами и рекомендациями специалистов по усовершенствованию учета и деятельности — при добровольном аудите и других видах проверок.

Кроме этого, существует аудиторская проверка:

  1. внешняя — проводится по предварительной договоренности между клиентом и исполнителем, и является независимой экспертизой достоверной отчетности;
  2. внутренняя — осуществляется собственными силами экономического субъекта для управленческого контроля над деятельностью, увеличения хозяйственно-финансовых показателей, получения рекомендаций (советов) по улучшению и эффективности управления.

Этапы аудиторской проверки

Процедура проведения аудита проходит в соответствии с установленными правилами. Условные этапы аудиторской проверки:

  • Подготовка (организация) и планирование. Процесс осуществляется согласно действующему законодательству и в соответствии с условиями, оговоренными в договоре на оказание услуг. На основании составленного договорного соглашения и плана проведения проверки аудитору предоставляется вся необходимая документация, в том числе бухгалтерские и налоговые отчеты, позволяющие получить полное представление обо всех направлениях финансово-хозяйственной деятельности аудируемого объекта. Изучаются и оцениваются системы учета и внутреннего контроля, определяются риски предстоящей проверки и составляется план аудита.
  • Выполнение (реализация) контрольных процедур заключается в сборе аудиторских доказательств, а именно в тестировании средств контроля на соответствие, проведении проверки по существу. Результатом становится формулирование собственного мнения о достоверности фактов и их соответствии с действующими нормативными актами.
  • Завершение — подготовка и оформление рабочей документации, составление заключения (итогового документа) о достоверности бухгалтерской отчетности с обобщением аудиторских доказательств. Информация, полученная по результатам аудита, доводится руководству предприятия.

Когда проводится обязательная проверка

Согласно закону обязательная аудиторская проверка проводиться ежегодно. В список организаций входят:

  • открытые акционерные общества (ОАО);
  • страховые компании;
  • участники рынка ценных бумаг (профессиональные) либо организации, у которых ценные бумаги допущены к обращению на торговых фондовых биржах;
  • негосударственные пенсионные фонды либо управляющие ними компании;
  • кредитные организации;
  • организаторы азартных игр;
  • эмитенты ценных бумаг;
  • предприятия, у которых объем выручки за предыдущий отчетный год составил свыше 400 000 000 р. или сумма активов в балансовом отчете за предыдущий отчетный период превысила 60 000 000 р.

Исключением являются сельхозкооперативы и союзы, государственные (муниципальные) унитарные предприятия.

Проверки проводятся по следующим схемам:

  1. в один этап — годовой аудит;
  2. поэтапно — поквартально, за полугодие или 9 месяцев.

При поэтапном проведении аудиторской проверки намного проще выявлять нарушения в ведении учета и составлении отчетности согласно действующим положениям и правилам.

Это дает возможность оперативного устранения всех недочетов и ошибок до окончания независимой проверки и положительно отразится на заключении, составленном специалистом.

Частые вопросы

Что такое кадровый аудит?

Очень часто работа с кадровыми документами в компаниях находится в запущенном состоянии. Руководство вспоминает о том, что надо привести документы в порядок, тогда, когда «светит» перспектива контрольных мероприятий; для этого оперативно организуют аудит и исправляют все обнаруженные ошибки. Однако аудит проводится не только в подобных случаях. О том, как проводится кадровый аудит и что при этом проверяется, вы сейчас узнаете.

Аудит – это проверка и оценка деятельности организации специалистом-профессионалом или независимой организацией на предмет выявления существующих рисков возникновения конфликтных ситуаций, например трудового спора или претензий со стороны Государственной инспекции труда.

Кадровая документация в компании играет далеко не последнюю роль: она требуется бухгалтерии для расчета заработной платы, отпускных, работнику – для представления в органы ПФР или иные организации, например, для использования каких-либо льгот. Поэтому такие документы нужно вести в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Если компания не настолько велика, чтобы иметь специальное подразделение – отдел внутреннего аудита, можно пригласить аудитора по гражданско-правовому договору – проверяющий кадровую документацию специалист представляет отчет о выявленных нарушениях, дает рекомендации по их устранению и предотвращению.

В этом случае аудит проводит специалист, хорошо знающей трудовое законодательство и обладающий навыком оформления кадровой документации. Он оценивает:

  1. полноту состава кадровой документации;
  2. систему регистрации и хранения документации;
  3. локальные нормативные акты;
  4. трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним;
  5. порядок ведения трудовых книжек.

↓ ЗАКРЫТЬ ↓

Выделяют несколько уровней существенности6

Поиск Лекций

Аудит

Аттестация проводится:

С целью проверки квалификации физ. лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью в форме квалификационного экзамена, получения квалификационного аттестата аудитора

Аудит, базирующийся на риске, означает:

Концентрацию проверки в большей степени в областях, где риски выше с целью сокращения времени на проведение проверки

Аудит представляет собой:

Деятельность по независимой проверке бухучета и бух. отчетности организаций и ИП

Аудиторские фирмы могут оказывать услуги:

По восстановлению бухучета, консультированию и обучению

Аудиторское заключение должно быть подписано:

Уполномоченными лицами аудиторской фирмы в установленном порядке

Аудиторское заключение составляется по результатам аудита:

Бухгалтерской отчетности экономического субъекта

В ежегодной, текущей папке выделяются:

5 разделов

В программе аудита приводится:

Набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку

Внутренний аудит может осуществляться:

Специалистами, состоящими в штате экономического субъекта

Выделяют несколько уровней существенности6

в основном это 3 уровня

Государственный орган, который осуществляет регулирование аудиторской деятельности:

Министерство финансов РФ

Если объем выборки от реализации продукции/ работ/ услуг за год составил 52 миллиона рублей , такая организация подлежит:

Обязательному аудиту

Заведомо ложное аудиторское заключение:

Признается только по решению суда

Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять:

Обязательный аудит

Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации при осуществлении аудиторской деятельности без соответствующей лицензии несут:

Административную ответственность в соответствии с кодексом РФ «Об административных правонарушениях»

Инициативный аудит проводится:

По инициативе экономического субъекта

К видам аудиторского заключения нельзя отнести:

Условно- отрицательное заключение

Какие услуги не вправе оказывать аудитор:

Помощь в восстановлении бухучета во время проведения аудита

Кодекс этики аудиторов России состоит:

Из 9 разделов

Конечной целью анализа рисков является:

Оценка риска не обнаружения

Кто определяет формы и методы проведения аудиторских проверок:

Аудиторская фирма

Методики выполнения аудиторских проверок бывают:

Бухгалтерские, юридические, специальные, отраслевые

Методы обеспечения представительности выборки в аудите бывают:

Случайные, систематические, комбинированный отбор

Необходимость и порядок привлечения эксперта определяются:

В обоих документах

Объем рабочих документов зависит:

От профессионального суждения аудитора

Обязательный аудит:

Это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и ИП проводимая в случаях установленных ФЗ «об аудиторской деятельности» и другими Федеральными законами

Определение объема работ при обязательной аудиторской проверке является:

Предметом обсуждения аудитора и руководителя проверяемой организации

Определить из нижеприведенных данных показатели, которые включаются в общий план аудита:

Это состав аудиторской группы

Организация должна прилагать аудиторское заключение к общеустановленным формам годовой бухгалтерской отчетности:

В случаях установленных законодательством РФ

Основанием проведения внешнего аудита:

Служит указание нормативных актов

Основной целью аудита является:

Выражение мнения о достоверности бух. отчетности аудируемых лиц , в соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ

Отказ от выражения мнения допускаются когда:

Ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой бухгалтерской отчетности

Период, за который проводится обязательная аудиторская проверка:

Определяется договором

Планированию предшествуют следующие этапы:

Предплановая подготовка: получение информации о бизнесе клиента; оценка существенности; оценка аудиторского риска; изучение системы внутреннего контроля и оценка риска ее неэффективности

Повышение квалификации учетных кадров:

Это функция внутреннего аудита

По виду деятельности обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат:

Банки и другие кредитные учреждения

По методу проведения аудиторская проверка может быть:

Сплошной, выборочной, комбинированной, документальной и фактической

Под документальной проверкой понимается:

Проверка ограниченная изучением документов бухучета: первичных, исходных и бухгалтерской или налоговой отчетности экономического субъекта

Под первоначальным аудитом понимается:

Проведение данной аудиторской фирмой проверки в данной организации впервые

Под специальным аудиторским заданием следует понимать:

Проверка специальной отчетности экономического субъекта: баланса, отчета о прибылях/убытках

Понятие аудиторский риск означает:

Вероятность признать по итогам аудиторской проверки, что бухгалтерская отчетность может содержать не выявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности

Постоянная папка содержит информацию:

Постоянная и мало меняющаяся информация о клиенте

Правила/ стандарты аудиторской деятельности:

Это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности: оформлению и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг

Преднамеренными искажениями бухгалтерской отчетности являются:

Действия, совершенные в корыстных целях для введения в заблуждение пользователя бухгалтерской отчетности

При оценке риска используют следующие оценки:

Высокий, средний, низкий

При проведении аудита муниципальных/ унитарных предприятий, финансовые показатели установленные Законодательством РФ для целей обязательного аудита могут быть:

Понижены законами субъектов РФ

Риск средств контроля определяется:

На основе тестирования

Руководителем аудиторской проверки может быть:

Лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по аудиторской специализации, соответствующей требованиям данного аудиторского задания

Система внутреннего контроля:

Меры, организованные руководством предприятия и осуществляемые на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций

Систематический отбор проводится:

через постоянный интервал, в ходе которого отбираются элементы

Соблюдение принципа конфиденциальности:

Обязательно вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени

Сопутствующие аудиту услуги:

Это часть вспомогательных работ по осуществлению аудиторской проверки

Специалисты, осуществляющие внутренний аудит несут ответственность перед:

Руководством проверяемой организации

Существенными признаются обстоятельства:

Влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта

Уровень существенности:

Это единый показатель для всей проверки и набор разных значений уровня существенности и отдельных группах счетов

Федеральные правила/ стандарты аудиторской деятельности:

Обязательны для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Финансовый аудит представляет собой:

Аудит финансовой отчетности проверяемой организации

Целью операционного аудита является:

Проверка процедур и методов функционирования организации: оценка производительности и эффективности её деятельности

Элементом системы внутреннего контроля является:

Контрольная среда

Рекомендуемые страницы:

Аудиторские фирмы не вправе

Специфика аудиторской деятельности в России обусловлена, прежде всего, тем, что распространенным явлением он стал в период проведения экономических реформ 90-х годов ХХ века. Однако аудиторская деятельность в России развивалась и до этого.

В России понятие “аудит” впервые появилось во времена Петра I и означало “слушающий”. Институт аудиторов был введен в армии, где они занимались делами, связанными с расследованием имущественных споров. В более поздние периоды институт аудита возникал в отечественной истории лишь эпизодически. Так, в 1888, 1907-1912 и 1929-1930 гг. предпринимались попытки организации образования и сдачи экзаменов аудиторами, но к возникновению аудиторской профессии они не привели.

Развитие экономических отношений в России, впоследствии приведшее к становлению аудита в современном его понимании, также как во всех странах было связано с формированием акционерных обществ, и проведением тех банковских реформ, которые были направлены на оживление кредитного капитала и активизацию фондового рынка. В России в это время большая часть акционерных обществ создавалась с привлечением иностранного капитала, прежде всего, французского и немецкого. Это четко сказалось на подходе к формированию и организации аудиторской деятельности. Для проведения аудиторских проверок тех акционерных обществ, которые были созданы в России в этот период, часто приглашались зарубежные аудиторские организации. Несмотря на то, что аудит в России в конце XIX — начале ХХ века не получил широкого развития, многие положения, которые были приняты в других странах активно применялись в России. Российские бухгалтеры содействовали развитию методологии и приемов аудиторских проверок, что нашло отражение в российской бухгалтерской литературе.

После 1917 года, когда была проведена национализация основных субъектов хозяйствования, аудит в значительной мере потерял актуальность, и был полностью заменен государственным контролем. Именно в это время в России активно начали формироваться специализированные организации по проведению государственного контроля, а также методология контрольно-ревизионной работы. Однако даже в послереволюционный период было некоторое время, когда аудиторские услуги и деятельность аудиторов стала востребованной. Это относится к периоду НЭПа, когда появилось много частных предприятий, и государство было заинтересовано в том, чтобы существовала система независимого контроля за правильностью их деятельности.

Современную предпринимательскую форму аудит в нашей стране стал обретать лишь в конце 80-х годов ХХ века, когда началась перестройка всей системы хозяйствования и управления. Потребность в аудите как самостоятельном рыночном институте обусловили такие происходящие в то время процессы как приватизация и акционирование крупных отечественных предприятий; бурное развитие малых предприятий и кооперативов; либерализация внешнеэкономической деятельности, приток иностранного капитала и появление совместных предприятий. Первой реакцией на указанные процессы было издание специального Постановления Совета Министров СССР от 08.09.1987 «О создании советской аудиторской организации», в соответствии с которым на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР создано акционерное общество по оказанию аудиторских и консультационных услуг «Инаудит», которое послужило хорошим примером для практической деятельности отечественного аудита.

В период с 1988 г. по 1993 г. аудит в нашей стране в основном носил инициативный характер, поскольку не было законодательного акта, регулирующего деятельность аудиторских организаций в России. Предприятия в большей мере ориентировались на услуги консалтинговых, научно-технических организаций, которые начали проводить аудит и оказывать другие аудиторские услуги. Вместе с тем, именно в тот период, на наш рынок активно вошли представители международных аудиторских организаций, которые в последующем организовали соответствующие совместные аудиторские фирмы.

Первые аудиторские фирмы появились в России в 1988-1990 гг., т.е. еще до того времени, когда законодательно аудит был закреплен как особый вид деятельности. Процесс обособления аудиторской деятельности интенсифицировался в связи с быстрым ростом числа коммерческих организаций. С изменением структуры управления хозяйством страны были ликвидированы отраслевые министерства и, соответственно, система ведомственного контроля, а общегосударственный контроль, в частности контрольно-ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов РФ в силу значительного числа субъектов хозяйствования не могло обеспечить соответствующий контроль.

Первые аудиторские фирмы образовались в трех формах как хозрасчетные организации, кооперативы и государственные общественные образования.

История возникновения аудита в России

Они оказывали аудиторские услуги после заключения соответствующего договора и за плату. В состав предоставляемых услуг входили документальные проверки, восстановление учета, проведение экспертиз, консультационные услуги, повышение эффективности использования ресурсов, улучшение финансового состояния, т.е. множество работ, которые связаны с ведением бухгалтерского учета, финансового анализа и бизнес — планирования производства. Характерной особенностью таких организаций было то, что они создавались при государственных структурах, и к аудиторским фирмам их можно было отнести с определенной мерой условности. В целом этот период можно назвать зарождением аудита в России. С 1989 по 1991 г.г., был принят ряд законов, в частности Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», способствующих дальнейшему развитию рыночных отношений. В этот период резко увеличилось число предприятий и организаций негосударственных форм собственности. В результате произошло быстрое формирование основных институтов фондового рынка, проявился первый негативный опыт, связанный с банкротством предприятий, соответственно, возросла потребность в аудите.

Первый регламент для ведения аудиторской деятельности был установлен Указом Президента от 22 декабря 1993 г., в соответствии с которым были приняты «Временные правила ведения аудиторской деятельности». Они использовались как основной законодательный документ вплоть до 2001 года, когда был принят Закон об аудиторской деятельности. В этот период был принят целый пакет Постановлений правительства, которые регламентировали отдельные стороны аудиторской деятельности.

Толчком к быстрому развитию аудита стало принятие в мае 1994 г. Постановления Правительства об обязательном аудите деятельности экономических субъектов, которые отвечали определенным критериям. Это сразу сформировало достаточно большой рынок аудиторских услуг. Учитывая, что в это время в России функционировало множество коммерческих банков, страховых компаний, бирж и других организаций, которые по роду своей деятельности должны были проходить ежегодно аудит, возникла необходимость в формировании широкой сети аудиторских организаций.

В этот же период сложилась структура органов, на которые было возложено регулирование и контроль за аудиторской деятельностью. В частности, была создана Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, Методологический совет при этой комиссии и специальное подразделение по контролю за аудиторской деятельностью в Министерстве финансов и Центральном Банке РФ.

С 1994 года в России рынок аудиторских услуг стал общепризнанным, и на первом этапе он был, прежде всего, связан с проведением обязательного аудита. В этот период быстро росло число аудиторских фирм во всех регионах страны. Оживилась работа зарубежных фирм. Учитывая имидж, они заняли видное место на российском рынке аудиторских услуг, обслуживая наиболее крупные организации, прежде всего, те организации, которые имели выход на внешние рынки. При этом для заключения сделок с крупными зарубежными партнерами, получения кредитов во Всемирном банке, Международном валютном фонде и зарубежных банках обязательно требовались аудиторские заключения по отчетности, составленные международными фирмами.

Однако очень скоро и на российском рынке выделились лидеры, которые стали обслуживать определенные сегменты бизнеса и регионы. Достаточно быстро средства массовой информации стали публиковать рейтинги аудиторских фирм, проводить специализированные выставки, например: выставку «Бухгалтерский учет и аудит», которая проводится с 1994 года.

Начиная с 1994 года, на российском рынке стали активно работать аудиторские общественные организации. В частности, были созданы такие крупнейшие организации как Аудиторская палата России, Коллегия аудиторов, Союз профессиональных аудиторских объединений, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество», Московская аудиторская палата. Для подготовки высококвалифицированных аудиторов была создана сеть учебно-методических центров, которые проводили не только обучение аудиторов, но и организовали постоянную работу по повышению квалификации их аудиторов.

С 1996 года комиссия по аудиторской деятельности при Президенте стала разрабатывать и утверждать российские Правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые способствовали единообразию подходов к проведению аудита всеми аудиторскими российскими организациями и ориентировали их на повышение качества аудиторской проверки. Следует подчеркнуть, что российский аудит изначально развивался в тесном контакте с международными организациями, и поэтому даже первые стандарты, в большой мере ориентировались на содержание и методологические подходы, которые реализовывались в международных стандартах аудита. Это в большое мере способствовало тому, что российский аудит сразу вписался в международное аудиторское сообщество.

Вместе с тем, практика аудита часто опережала нормативную базу. Большое число аудиторских фирм, которые стремились к быстрому освоению аудиторского рынка, расширяли различные виды услуг, оказывали услуги самым разнообразным субъектам хозяйствования, что очень часто приводило к недостаточной требовательности к качеству проводимых аудиторских проверок. Это возложило на органы, регулирующие аудиторскую деятельность, очень важную задачу контроля за качеством аудиторских проверок. Все в большей мере возникала необходимость в формировании единого нормативного документа. В августе 2001 года Временные правила аудиторской деятельности были заменены полноценным Законом об аудиторской деятельности. За восемь лет существования в Закон РФ «Об аудиторской деятельности» было внесено множество существенных дополнений и изменений, приведших в конечном итоге к изданию в декабре 2008 года новой версии закона (Закон РФ от 30.12.08 N 307-ФЗ).

Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 1555 | Нарушение авторского права страницы

Бизнес

Как Работает Аудиторская Компания?

7 июля 2012

Многие владельцы компании согласятся, что грамотное ведение бухгалтерского учета на предприятии — одни из наиболее важных факторов, который может оказывать влияние на успех ведения бизнеса. Почему это утверждение справедливо? В первую очередь, стоит сказать, что неправильное ведение бухгалтерии может повлечь за собой много неоправданных материальных затрат.
Чтобы уменьшить количество средств, затрачиваемых на оплату административных штрафов в связи с недостаточно налаженной системой налогообложения, важно проводить регулярные аудиторские проверки. Что представляет собой данная процедура, и кто занимается ее проведением?
Аудит – это ряд мероприятий, которые направлены на изучение бухгалтерского учета на каком-либо предприятии с целью выявления неточностей и ошибок для их дальнейшего устранения. Аудиторские проверки могут быть различными. Так это может быть который подразумевает ежегодную комплексную проверку всех участков учета. А вот инициативный аудит подразумевает проверку, которая может быть организована и проведена по инициативе руководителя предприятия.
Проведением аудита занимаются аудиторские компании. Одна из таких организаций – аудиторская компания «Стереофинанс». Эта специализируется не только на проведении инициативного или обязательного аудита, но и на проведении проверки системы налогообложения.
В чем преимущества сотрудничества с такой компанией? В первую очередь, это возможность работать с независимыми профессионалами, которые выполняют свою работу быстро и качественно. Важен тот факт, что сотрудники аудиторской компании обладают самыми свежими знаниями относительно изменений законодательства, касающихся ведения бухгалтерского учета.
После аудиторской проверки, которую проводят либо в добровольном, либо в обязательном порядке, можно выяснить, где есть ошибки и устранить их еще до того, как они будут обнаружены проверяющими налоговыми органами. К тому же руководители предприятий или компаний смогут проанализировать уровень профессиональной подготовки, работающих у них специалистов в области бухгалтерии. После получения заключения о проведении аудита, руководитель может принимать организационные управленческие решения, которые будут содействовать улучшению ситуации и уменьшению размеров неоправданных затрат.

Бизнес
Какие турецкие строительные компании в России продолжат работу?

Трагический случай в сирийском небе, который произошел 24 ноября 2015 года, резко повлиял на взаимоотношения России и Турции. Это коснулось практически всех сфер: политической, торгово-экономической, туристической и с…

Бизнес
«Убер»-такси: отзывы водителей о работе в компании. Как работает «Убер»-такси?

Теперь не составит никакой проблемы моментально вызвать такси. Для того чтобы заказать машину, понадобится только смартфон. Сервис «Убер»-такси создан для того, чтобы водители и пассажиры находили друг дру…

История аудита в России

Карьера
Работа в Google: как трудоустроиться в компанию?

Работа в компании Google – мечта многих соискателей. Красивые и просторные офисы, уютные мягкие диваны, буйство красок, чистота, порядок — здесь сосредоточено великолепие творческой мысли. И действительно, здани…

Автомобили
Система контроля давления в шинах. Датчик давления в шинах как работает?

Тема безопасности в автомобильной промышленности уже давно является одним из основных критериев в разработке и производстве новых и современных моделей машин. И если отдельные системы являются опционными и ими ТС комп…

Автомобили
Как работает система рециркуляции отработавших газов?

Что такое система рециркуляции выхлопных газов? Далеко не каждый владелец автомобиля может ответить на этот вопрос, однако данной системой снабжены абсолютно все типы современных двигателей – от бензиновых и диз…

Автомобили
Как работает термостат в автомобиле? Принцип действия

Ни один современный автомобиль не обходится без системы охлаждения. Именно она берет на себя все тепло, исходящее от двигателя при переработке горючей смеси. Поршни двигаются, смесь горит, соответственно, нужна хороша…

Автомобили
Подогрев топливного фильтра. Как работает подогрев топливного фильтра

О том, что запуск дизельного двигателя в зимний период очень затруднительный, знает практически каждый владелец транспорта с дизельным мотором. В данной статье указаны основные причины плохого пуска мотора и способы, …

Автомобили
Бензонасос ваз 2109: инжектор как работает. Замена и проверка

Потребуется рассмотреть особенности, которыми обладает бензонасос ВАЗ 2109. Инжектор если в системе впрыска топлива, то насос электрического типа. Его применение связано с тем, что возникает необходимость в управлении…

Автомобили
КПП «робот» — что это? Как работает КПП «робот»?

Как известно, в мире существует несколько типов автомобильных трансмиссий: всем известная механика и так называемый автомат. Но в последнее время автопроизводители стали укомплектовывать свои новинки роботизированной …

Автомобили
«Вебасто» как работает? Принцип действия «Вебасто»

Немецкий концерн «Вебасто» является ведущим мировым производителем автомобильных климатических систем. Летом, когда на улице плюсовая температура, мало кто вспоминает о «Вебасто». Особенно актуальными продукты концерн…

>6. Аудиторская деятельность в России

Поиск Лекций

Отказ от составления заключения аудитора

Отказ от составления заключения аудитора — мнение проверяющего органа, которое реализуется в виде документа и оформляется в письменной форме с учетом стандартов (правил) ведения проверки. В случае отказа аудитор подтверждает, что не может получить полный объем доказательств, необходимых для подготовки безусловного, положительного условно или отрицательного мнения.

Отказ от оформления аудиторского заключения: виды и сущность заключений

При аудиторской проверке сторона, которая осуществляет контроль ведения финотчетности субъекта, должна оформить аудиторское заключение. Это бумага, содержащая мнение проверяющего лица о правдивости (достоверности) изложенных данных в бухотчетности структуры, а также о соответствии правилам ведения нормативным актам РФ.

К вариантам аудиторских заключений стоит отнести:

1. Безоговорочно положительное заключение. Оформление такой бумаги происходит в случае, если проверяющий уверен в достоверности финансовых документов. При этом последние должны давать представление о работе структуры, ее финансовом положении, методах и принципах ведения бухучета. Составление такого вида заключения возможно лишь при строгом выполнении законодательных норм контролируемой стороной.

Проверяющая сторона может отказаться от выражения положительного мнения при существовании любого из следующих обстоятельств — наличии ограничений в выполнении работы аудитором, фактов разногласий с руководителями, ошибочности выбранной политики учета, а также методов ее использования, адекватности раскрытия данных в бухотчете и так далее. Во всех этих случаях может составляться иной тип заключения, описанный ниже.


2. Модифицированное заключение формируется при возникновении следующих аспектов:

— не влияющих на мнение проверяющего, но указываемых с целью привлечения внимания к ситуации в бухотчетности проверяемого лица;

— влияющих на мнение контролирующего органа, способных привести к отказу от оформления, мнению с оговоркой или указанию отрицательного мнения.

Заключение модифицированного типа может иметь три формы:

— мнение с оговоркой оформляется тогда, когда аудитор уверен в невозможности оформления безоговорочно положительного мнения. С другой стороны, разногласия с руководителями и огрехи в документации не настолько велики, чтобы отказываться от заключения или выражать отрицательное мнение. В такой форме, как правило, может прописываться фраза «За исключением (Кроме следующих) обстоятельств…»;

— отказ от выражения мнения происходит в таких ситуациях, когда ограничение объема предоставляемых данных слишком существенное, и высказать корректное мнение в отношении отчетности проверяемого лица невозможно. Во избежание указания ошибочной информации аудитор отказывается от заключения;

— отрицательное мнение оформляется при разногласиях с руководителями или сильном негативном влиянии последних на работу аудитора при анализе финансовой отчетности. Здесь аудитор принимает решение, что оговорки (первый вариант) недостаточно для раскрытия всех недостатков финансовой отчетности и текущего объема заблуждений.

3. Ложное заключение аудитора — особый тип заключения, который оформляется без проведения контролирующих мероприятий, или же сформированное при явном противоречии текущим финансовым документам компании.

Отказ от составления заключения аудитором: когда это возможно?

По закону о деятельности аудиторов сторона-аудитор и проверяемое лицо заключают договор. Согласно условиям последнего контролируемая структура может рассчитывать на получение аудиторского заключения в определенные соглашением сроки. Кроме этого, в ГК РФ (в отношении аудиторской деятельности) относит такой вид услуг к платной деятельности и призывает стороны соблюдать условия соглашения. Но в практике бывают ситуации, когда сформировать аудиторское заключение нереально.

В обход действующему законодательству аудитор может не производить проверку или не оформлять свое мнение в форме аудиторского заключения вовсе. Подобный отказ возможен в ситуациях:

— непредставления компанией, которая подвергается проверке, необходимой документации для проведения полноценного аудита;

— выявления в процессе проверки обстоятельств (ситуаций), способных влиять на мнение компании-аудитора (индивидуального проверяющего) и на степень достоверности отчета.

С первым пунктом вопросов, как правило, не возникает. Что касается обстоятельств, которые могут оказать воздействие на деятельность аудитора и его мнение о достоверности бухотчетности и нормативных актов, то здесь особого регулирования со стороны законодательства нет. Формулировка берется из общей практики деятельности аудиторов. К негативным, как правило, относятся обстоятельства, не позволяющие составить объективный, точный и непредвзятый отчет.

В процессе проверки почти каждый аудитор сталкивается с искажением предоставляемых данных. Для выявления таких фактов специалист должен пользоваться нормативными актами, прописывающими основные стандарты для ведения финансовой отчетности организации. При появлении внештатных ситуаций аудитор всегда обращается к соответствующим нормам и правилам.

При этом искажения в бухотчете можно поделить на две категории:

— искажения, которые возникли по причине ошибки в оформлении документации. Здесь идет речь о непреднамеренном искажении данных или же неуказании определенного числового показателя;

— недобросовестные действия бухгалтерии и руководителей. Здесь суть — в преднамеренном действии для извлечения определенной выгоды или скрытия конкретных фактов.

Сама по себе ошибка не является проблемой. Если же огрехи становятся систематическими, то проверяющее лицо вправе поставить вопрос перед руководителем о компетентности сотрудников его бухгалтерии.

Аудитор не имеет права

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *