Задание 1.1
№ | Действие | Р | УР |
Задание: Какие из вышеперечисленных действий является решением, а какое УР.
Задание 1.2
Мнение:
Решения, принятые в организации классифицируют на:
- Управленческие
- Технические
- Биологические.
Например:
1. Отделу внутреннего аудита провести внеплановую проверку правильности ведения документооборота отдела продаж.
Данное решение относится к управлению управленческой деятельности, также касается социальной среды. Его относят к управленческим решениям.
2. Начальнику информационного отдела создать базу данных поставщиков компании.
Предметом данного решения является техническая система. Такое решение относят к техническим решениям.
3. Ветеринару цирка увеличить количество калорий в рационе питания слонов.
Выполняется в социальной системе (действия ветеринара) для биологической системы. Это решение биологическое.
Задание:
Придумайте 6 управленческих решений и опишите характер и принадлежность решения к конкретным сферам деятельности.
УР | Характер и принадлежность решения к конкретным сферам деятельности |
Задание 1.3.
Разработайте УР, в котором субъект УР будет одновременно и объектом решения.
Объясните.
Задание 1.4.
Решение называется управленческим, если оно разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на:
§ Стратегическое планирование деятельности предприятия;
§ Управление управленческой деятельностью;
§ Управление человеческими ресурсами;
§ Управление производственной и обслуживающей деятельностью;
§ Формирование системы управления компанией;
§ Управленческое консультирование;
§ Управление внешними и внутренними коммуникациями.
Задание 1.5.
УР | Категория УР (биологическое, управленческое, технологическое) | Направленность УР |
Отделу внутреннего аудита провести внеплановую проверку правильности использования руководителями среднего и низового звена управленческих технологий. | ||
Отделу развития компании заключить договор с фирмой «А» о поставке продукции | ||
Начальнику отдела стратегического развития разработать должностные инструкции для сотрудников | ||
Наладчику станков Тарасову И.И. провести внеплановый ремонт токарного оборудования в цехе №4 | ||
Все сотрудники компании должны внести свои предложения по совершенствованию производственной и управленческой деятельности в теч. июля 2009г. | ||
Начальнику группы стратегического развития создать консультативный центр для региональных руководителей | ||
Начальнику информационного отдела создать базу данных поставщиков фирмы | ||
Инженера Калинина В.В. отправить в командировку | ||
Отделу стратегического планирования сформировать альтернативы стратегического развития основных направлений деятельности компании | ||
Консилиум врачей согласился с диагнозом лечащего врача, поставленным пациентке Самойловой А.А. | ||
Отделу обучения провести переподготовку управляющего состава в области управления качеством | ||
Службе управления персоналом разработать систему страхования ответственности сотрудников | ||
Начальнику отдела по персоналу провести проф.тестирование всех сотрудников компании | ||
Ветеринару цирка увеличить количество калорий в рационе питания слонов и лошадей | ||
Отделу маркетинга провести анализ изменений внешней среды |
Решите тест к теме 1:
1. Объект управленческого решения – это:
А) Лица, принимающие решения.
Б) Сотрудники организации.
В) Деятельность фирмы.
2. Субъект управленческого решения — это:
А) Лица, принимающие решения.
Б) Сотрудники организации.
В) Деятельность фирмы.
Кто может принимать управленческое решение?
А) Любой сотрудник фирмы.
Б) Только менеджер.
В) Лицо, обладающее большей суммой информации, и на том уровне, на котором возникла проблема.
Связывает ли управленческое решение управляющую систему с управляемой?
А) Да.
Б) Нет.
Финансы как экономическая категория обладают не только распределительной, но и контрольной функцией. Финансовая деятельность обязательно предполагает осуществление контроля за выполнением задач, стоящих перед государством. Поэтому объектом приложения финансового контроля являются прежде всего денежные отношения, возникающие при формировании финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы.
При этом финансовый контроль выполняет, как минимум, две функции:
- проверяется законность финансовой деятельности всех субъектов финансовых правоотношений от государства до каждого физического лица;
- проверяется экономическая обоснованность и эффективность проводимой государством финансовой деятельности, т. е. ее целесообразность.
Финансовый контроль — контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Финансовый контроль является одним из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех институтов финансовой деятельности государства, органов государственной власти и управления. К основным функциям финансового контроля относятся: проверка расходования государственных средств, использования расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдением правил учета и отчетности.
Финансовый контроль охватывает не только финансовую деятельность государственных, но и негосударственных предприятий, учреждений и организаций, а также при предоставлении негосударственным предприятиям субсидий и кредитов.
Объектом приложения финансового контроля являются прежде всего денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и непроизводственной сфере, во всех звеньях финансовой системы. Сущность финансового контроля выражается в его задачах, которые реализуются в отношении общественных отношений, регулируемых финансовым правом. Это следующие задачи:
а) | проверка своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления юридическими и физическими лицами; |
б) | проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (как бюджетных, так и собственных), |
в) | проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств хозяйствующими субъектами, |
г) | выявление внутренних резервов производства — более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств; |
д) | устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. А в случае выявления таких нарушений в установленном порядке применяются меры воздействия к юридическим лицам, должностным лицам и гражданам. Под финансовой дисциплиной понимают четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Финансовая дисциплина является одной из сторон законности. |
Однако финансовый контроль не следует сводить только к способу обеспечения законности в финансовой сфере. Он предполагает наличие обратных связей, выражающихся в активном воздействии контроля на более рациональное использование финансовых ресурсов, на оптимальное функционирование всех звеньев финансовой системы.
Необходимым условием функционирования финансового контроля является четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности: определение ее границ, методов и форм осуществления, установление статуса контрольных органов, объема их прав и обязанностей. Правовая основа контроля за соблюдением законности в финансовой деятельности установлена Конституция РФ: государство в лице своих органов, органы местного самоуправления, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15 Конституции РФ).
Следовательно, под финансовым контролем следует понимать осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов (в ряде случаев и негосударственных), наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервного ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности.
Финансовый контроль в зависимости от правового статуса субъектов, занимающихся контрольной деятельностью, может быть государственным, внутрихозяйственным и независимым (аудиторским).
Государственный финансовый контроль в свою очередь может быть:
а) | общегосударственный (осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами); |
б) | ведомственный (проводится на подведомственных предприятиях и учреждениях контрольно-ревизионными отделами министерств и ведомств, соответствующими управлениями исполнительных органов местной власти и т. п.). |
Общегосударственный финансовый контроль может осуществляться в форме парламентского контроля при рассмотрении и утверждении проекта государственного бюджета и отчета об его исполнении. Для этой цели Государственная Дума создает специально бюджетную комиссию. Она проверяет законность и полноту предусмотренных в бюджете государственных расходов и доходов, эффективность и целесообразность использования государственных средств. Контрольные функции в области финансов выполняют также комитеты и комиссии, образуемые Государственной Думой и Советом Федерации в рамках своих предметов ведения. Подконтрольные учреждения и должностные лица обязаны неукоснительно выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые документы и информацию. Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Закон РФ «О Счетной палате Российской Федерации» определяет ее как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему.
Для принятия мер по устранению выявленных нарушений Счетная палата РФ направляет представление органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений, организаций. При выявлении на проверяемых объектах нарушений, наносящих ущерб государству, Счетная палата РФ имеет право давать администрации обязательные для исполнения предписания, которые могут быть обжалованы в судебном порядке. Счетная палата РФ должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.
Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган — Главное контрольное управление Президента РФ. Оно является органом широкой сферы контрольной деятельности, составной частью которого является финансовый контроль. Управление не наделено правом применения каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов РФ. Эти предписания должны быть рассмотрены в течение 10 дней.
Федеральный орган исполнительной власти общей компетенции — Правительство РФ — непосредственно осуществляет финансовый контроль, а также направляет контрольную деятельность подведомственных ему органов государственного управления, в том числе финансовых.
Правительство РФ на основании ст. 114 Конституции РФ и Закона РФ «О Правительстве Российской Федерации» контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль в области финансовой деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению выявленных нарушений. Одновременно Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью в области финансов подведомственных министерств и других федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции.
Особое место в системе общегосударственного финансового контроля занимает Министерство финансов РФ, которое является одним из государственных органов, специально созданных для деятельности в области финансов. Минфин России осуществляет финансовый контроль за рациональным и целесообразным расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов, за использованием инвестиций, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства РФ.
Финансовый контроль возложен на управления, отделы и другие подразделения Минфина, а также на специально созданный в его структуре аппарат Контрольно-ревизионное управления (КРУ).
В республиках, областях, краях, городах Москве и Санкт-Петербурге назначаются главные контролеры. В их аппарате работают старшие контролеры-ревизоры и контролеры-ревизоры.
Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина направлены на бюджет и государственные внебюджетные фонды только федерального уровня. Это означает, что при проверке деятельности органов власти субъектов РФ контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства, самостоятельности финансовой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления, их ответственностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.
В целях усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ создана централизованная система органов федерального казначейства.
Федеральное казначейство находится в подчинении Минфина России. Наряду с другими функциями осуществляет контроль, направленный на исполнение федерального бюджета и использование государственных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство включает в себя главное управление и территориальные органы на местах вплоть до городов и районов. Основная функция Казначейства — кассовое исполнение федерального бюджета. В случае выявления нарушений в деятельности банков и иных финансово-кредитных учреждений (по несвоевременному зачислению средств в бюджет или внебюджетные фонды — или наоборот) Казначейство имеет право налагать штрафы на них либо вносить в ЦБ РФ представление на лишение их лицензий на совершение банковских операций.
В 1991 г. была создана одна из наиболее мощных служб финансового контроля — налоговая служба, призванная обеспечить действенный контроль за полнотой и своевременностью перечисленных налогов в бюджет всеми юридическими и физическими лицами. Согласно ч. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ ее органы наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства.
В 1993 г. был создан новый правоохранительный орган в системе финансового контроля — налоговая полиция. Основные задачи налоговой полиции:
а) выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
б) обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций;
г) предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Для осуществления своих функций налоговая полиция была наделена следующими правами: проводить оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие.
Органы налоговой полиции осуществляли проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные проверки после проверок, проведенных налоговыми органами) в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок. Принятие решений по актам проверок и применение соответствующих санкций осуществлялись начальником органа налоговой полиции или его заместителем. В качестве предупредительной меры могли выноситься письменные предупреждения руководителям любых организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам. В соответствующих случаях мог налагаться административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в случае невыполнения обязательств по уплате налогов. В 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции была расформирована.
Общегосударственный Финансовый контроль могут вести также банки и другие учреждения кредитной системы. Банки осуществляют предварительный текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов. При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями хозяйственной деятельности. Обеспечение кредита позволяет контролировать целевое использование заемных средств. Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Особое место в системе банковского контроля занимает Центральный банк РФ. Ему поручено осуществлять надзор за соблюдением банками и кредитными учреждениями действующего законодательства о банковской деятельности. Банк России может назначить и осуществить проверку операций банков, поручить проведение таких проверок аудиторским организациям.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций и учреждений. Этот контроль выполняют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения министерств и ведомств.
Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта.
Развитие рыночных отношений, международных экономических связей, укрепление акционерных форм собственности, банковского и страхового дела вызвали необходимость создания системы аудита в нашей стране.
Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой независимую вневедомственную проверку бухгалтерской, финансовой отчетности, налоговых деклараций, платежно-расчетных и других документов с целью установить достоверность, полноту и точность отражения соответствующей информации, а также определить соответствие совершенных финансовых и хозяйственных актов действующему в России законодательству.
Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий контроль.
Финансовый контроль осуществляется с помощью различных методов, к которым относятся: наблюдение, проверка, обследование, ревизия и анализ материалов.
Все вышеназванные методы государственного и муниципального финансового контроля отражены в различных нормативных актах, регламентирующих режим их использования относительно различных объектов финансового контроля.
Из современного законодательства следует, что проверки подразделяются на тематические и документальные. Разновидностью тематической проверки является налоговая проверка, проводимая должностными лицами налоговых органов. Существует два вида налоговой проверки: камеральная и выездная.
Основным методом финансового контроля является ревизия, которая осуществляется специально созданной комиссией. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Ревизии подразделяются на документальные и фактические, комплексные и тематические, плановые и внеплановые.
Ревизия — это всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой детальное исследование финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта на предмет ее законности, целесообразности и эффективности. Ревизия проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. При необходимости ревизии не ограничиваются проверкой только документации, а дополняются фактической проверкой остатков материальных ценностей на складе, проверкой соответствия документального учета фактическому, объема выполненных строительных работ, контрольным обмерам и т. д.
Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, в которой определяются объект, конкретные вопросы контроля и сроки его осуществления.
По окончании ревизии составляется специальный акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается членами комиссии, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия, организации. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений, виновные лица и предлагаются меры ответственности для виновных должностных лиц.
Независимый финансовый контроль, осуществляемый аудиторами (аудиторскими фирмами), относится к предпринимательской деятельности. При этом важно помнить, что аудит не подменяет государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций специально уполномоченными на то государственными органами. В соответствии с законодательством аудиторские проверки делятся на обязательные, прямо предусмотренные законодательными актами РФ или по поручению правоохранительных органов, и добровольные (инициативные) — по решению хозяйствующего субъекта.
Аудит обязателен только для тех хозяйствующих субъектов, которые публикуют свою финансовую отчетность или для которых это предусмотрено законодательством. Обязательному аудиту подлежат хозяйствующие субъекты в зависимости от числа работающих, суммы баланса и объема реализации. Законодательство предусматривает обязательный аудит в страховых компаниях, коммерческих банках, на муниципальных предприятиях, обеспечивающих население водой, электроэнергией и т. д.
Для других хозяйствующих субъектов аудит проводится по их добровольному желанию на основе договора между аудитором и предпринимателем.
Аудит делится на банковский, аудит внебюджетных, инвестиционных фондов и бирж, аудит страховых организаций и общий аудит.
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ.
Особенность аудита состоит в том, что эта деятельность является предпринимательской и основана на взаимных интересах между клиентом и аудитором. Все услуги аудиторов платные. Аудиторская проверка может проводиться силами самих хозяйствующих субъектов, и в этом случае она называется внутрифирменным (внутренним) аудитом, если же проверку проводит аудиторская фирма (аудитор), она относится к внешнему аудиту.
Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой. Аудиторский контроль внутри фирмы осуществляет не главный бухгалтер, а специальный профессиональный орган. Внешний аудит выполняют отдельные аудиторы или специальные фирмы по договору с налоговыми службами, банками, страховыми обществами, иностранными партнерами и т. д.
Аудиторская фирма или отдельный аудитор по окончании работы обязаны представить письменное заключение о состоянии учета, внутреннего контроля на проверенных ими хозяйственных объектах.
Содержание
Внутренний аудит на предприятии: цели, задачи и виды
Внутренний аудит представляет собой деятельность по контролю за фактами хозяйственной жизни, возникающими в процессе работы предприятия. Организовать такую деятельность обязывает п. 1 ст. 19 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Однако собственники или руководителей предприятия также заинтересованы в аудите, поскольку полученная в результате контрольных мероприятий информация позволяет предпринимать своевременные шаги для роста эффективности бизнеса.
Цель внедрения внутреннего аудита — эффективное систематическое наблюдение за всеми обстоятельствами, значимыми для деятельности организации, чтобы оперативно влиять на эти обстоятельства. При этом детализировать их перечень вправе само предприятие в зависимости от масштабов. Юрлицам, подлежащим обязательному аудиту, особое место в этом перечне придется отвести контролю за ведением бухучета и формированием бухотчетности (п. 2 ст. 19 закона № 402-ФЗ).
Задачи внутреннего аудита:
- отслеживание моментов, влияющих на результаты работы предприятия;
- выявление ошибок, недочетов, злоупотреблений;
- предупреждение возможных рисков.
Организуемый внутренний контроль дает возможность оперативно выявлять факторы, отрицательно сказывающиеся на деятельности предприятия, качестве его продукции и финансово-экономических показателях, и быстро выбирать оптимальные меры для исправления ситуации.
Среди видов внутреннего аудита выделяются связанные с контролем:
- организационных моментов (работа администрации, подразделений или даже конкретных сотрудников, обеспеченности подразделений имуществом);
- соблюдения в основной деятельности требований действующего законодательства или определенных предписаний;
- ведения бухучета и составления отчетности.
Последний из видов обязателен для каждого предприятия, поскольку именно он обеспечивает выполнение предъявляемого к бухотчетности требования о достоверности (п. 1 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Прочие виды контроля устанавливаются на усмотрение собственника/руководителя предприятия.
Функции и принципы внутреннего аудита
Функции внутреннего аудита сводятся не только к контролю. Также это:
- информирование и консультирование работников предприятия;
- анализ полученных данных;
- разработка предложений по устранению имеющихся недостатков.
Деятельность службы внутреннего аудита базируется на положениях:
- законодательных актов, предназначенных для лиц, осуществляющих деятельность в сфере аудита (прежде всего закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
- разработанных Минфином России (информация № ПЗ-11/2013) рекомендаций по организации контроля, предусмотренного ст. 19 закона № 402-ФЗ;
- созданных на самом предприятии нормативных документов, посвященных вопросам внутреннего контроля.
В сравнении с внешним аудитом, проводимым, как правило, при уже составленной за период отчетности и оценивающим деятельность предприятия в целом, внутренний аудит позволяет более детально и оперативно отслеживать отдельные процессы.
Принципы внутреннего аудита схожи с действующими для аудиторов, приглашаемых со стороны:
- Аудит проводится по графику или по мере возникновения необходимости.
- Он должен быть единообразным, объективным и открытым, с соблюдением норм профессиональной этики.
- Проверяющие не должны зависеть от проверяемых.
- Все действия, результаты и выводы документируются.
- По выявленным недостаткам в процессе контроля даются рекомендации по устранению.
Согласно Международному стандарту аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов», введенному в действие на территории РФ приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н, результаты работы службы внутреннего аудита могут быть использованы внешними аудиторами.
Как создается и функционирует служба внутреннего аудита в организации
Служба внутреннего аудита в организации создается на основании приказа руководителя. Для нее разрабатываются необходимые методологические документы. К работе могут привлекаться сторонние специалисты (п. 18.2 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).
Методологические документы должны содержать описание:
- целей, задач и объектов контроля;
- функций, закрепляемых за службой внутреннего аудита;
- структуры службы и распределения обязанностей в ней;
- применяемых процедур;
- видов оформляемых документов;
- критериев оценки результативности работы службы.
Каждая внутренняя проверка (вне зависимости от того, плановая она или внеплановая) обязательно будет состоять из трех этапов:
- Подготовительного, на котором определяются круг проверяемых вопросов, сроки проведения и методы проверки.
- Основного — во время него и осуществляется контроль.
- Заключительного, предназначенного для обработки данных и составления отчета.
Подлежащие проверке вопросы вносятся в чек-лист, отражающий:
- предмет и метод проверки;
- вопросы, детализирующие ситуацию по предмету проверки;
- результаты ответов на эти вопросы;
- комментарии проверяющих.
Чек-лист позволяет логически правильно организовать процесс контроля, поэтому это основной рабочий документ при проведении проверки.
Примеры вариантов службы внутреннего аудита
Объем формируемой на предприятии службы внутреннего аудита определяют стоящие перед ней задачи. Круг этих задач зависит:
- от масштаба предприятия;
- видов выполняемого на нем аудита;
- требований к детальности освещения подлежащих контролю вопросов.
Качество же проверки напрямую определяет компетентность проводящих ее специалистов.
Поэтому вариантов такой службы множество. Минфин России в информации № ПЗ-11/2013 (п. 18.1) в качестве примеров службы внутреннего аудита на предприятии называет:
- управляющие предприятием органы;
- ревизора или ревизионную комиссию;
- главбуха или иное лицо, которому поручено ведение бухучета;
- внутреннего аудитора или службу внутреннего контроля;
- специальное лицо или подразделение, предусмотренное иными (не законом № 402-ФЗ) законодательными актами;
- иное лицо или подразделение, имеющееся на предприятии.
То есть служба внутреннего аудита может быть представлена как самостоятельной разветвленной структурой со своими органами управления, так и отдельным специалистом. На предприятиях с филиалами возможно создание таких служб в каждом из филиалов. На малом предприятии все функции по контролю может взять на себя руководитель (п. 20 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).
Итоги
Организация внутреннего аудита на предприятии предусмотрена законом № 402-ФЗ, т. е. предполагает контроль за процессами, отраженными в бухучете и бухотчетности. Однако круг задач такого аудита может быть шире. Определяет сферу применения внутреннего контроля само предприятие. Оно же разрабатывает структуру службы, осуществляющей контрольные мероприятия, перечень функций и методологию проведения проверок.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
11. Система финансового контроля и внутренний аудит
Система финансового контроля, призванная контролировать и регулировать всю финансово-хозяйственную деятельность всех субъектов и действия физических лиц, защищать их законные интересы и пресекать нарушения и злоупотребления в сфере финансов, должна эффективно функционировать, иметь отлаженную систему контроля с инструкциями по ее исполнению, систему наказаний за обнаруженные нарушения и систему поощрений за правильное ее исполнение.
Общий финансовый контроль осуществляется на базена базе Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-фз «О бухгалтерском учете», Гражданского кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса, Бюджетного кодекса, Налогового кодекса, а отдельные контрольные мероприятия осуществляют контрольно-ревизионные органы, Казначейство, Счетная палата, Министерство финансов, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, антимонопольные органы, налоговые и другие государственные органы в рамках своей компетенции.
Система финансового контроля включает в себя предварительный контроль (контроль до совершения хозяйственных операций, предупреждающий незаконные финансовые действия), текущий контроль (контроль в процессе совершения хозяйственных операций, в оперативном порядке устраняющий выявленные нарушения), последующий контроль (контроль уже совершенных хозяйственных операций методами анализа, прослеживания, сопоставления, пересчета и другими с целью проверки их законности и целесообразности, правильности и полноты отражения данных операций).
Внутренний аудит – разновидность финансового контроля, осуществляемого внутренними службами субъекта. Это может быть контрольный отдел, ревизионная комиссия или внутренний аудитор, осуществляющий функции внутреннего контроля. Внутренний аудит строится в зависимости от содержания и специфики деятельности экономического субъекта, масштабов этой деятельности, системы управления хозяйственными процессами.
В функции внутреннего аудита входит: проверка наличия и состояния оценки активов, эффективности их использования, проверка методов и технологии учета на предприятии, его организации, проверка порядка отражения операций согласно законодательству РФ, проверка полноты учета операций и формирования отчетности, консультирование специалистов учета, внесение предложений по совершенствованию учетной работы.
Внутренний аудит должен быть закреплен положениями внутренних локальных нормативных актов, инструкций. Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре экономического субъекта, как правило, система внутреннего аудита является ограниченно независимой.
Стандарты деятельности аудитора рекомендуется применять для разработки внутрифирменных стандартов аудиторской службы, в которых будут определены: организационный статус отдела внутреннего аудита, права и обязанности внутренних аудиторов (здесь же нужно определить порядок взаимоотношений службы внутреннего аудита с другими службами субъекта), требования к квалификации специалистов отдела внутреннего аудита (уровень знаний, опыт, подготовка). Служба внутреннего аудита использует методические приемы, это:
1) инспектирование для получения доказательств достоверности отражения в учете хозяйственных процессов;
2) проверка документов на правильность оформления и полноту отражения в них хозяйственных операций;
3) наблюдение – отслеживание процессов, сбор информации, необходимой для проверки;
4) запрос, опрос, тестирование, анкетирование в целях получения сведений для проверки;
5) подтверждение, пересчет, инвентаризация, выборочная и сплошная проверка;
6) сверка, проверка на тождественность, анализ проб и образцов и т. д.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Многие руководители компаний, сталкиваясь с падением показателей доходности, рьяно приступают к анализу финансовой, бухгалтерской или управленческой отчетности, надеясь отыскать в ней ответ на единственный вопрос: Почему? Менеджмент или собственники свято верят в то, что прибыль есть, виновата лишь отчетность и ее создатели. Девиз разворачивающейся кампании по переформатированию отчетности и поиску в ней вожделенной прибыли, как привило, таков – существуют три вида лжи: бахвальство, вранье и отчетность.
Приобретено ТОО «Angels Niko Advisory» на www.andertoons.com
«Вы будете удивлены, сколько проблем можно избежать,
если задать 4 простых вопроса до того, как начнется проект.»
(Надпись на доске: Это сработает? А если нет?
Кто в этом будет виноват? Умеете ли вы хранить секреты?)
На первом этапе управляющие пытаются разобраться в отчетности сами, на втором – призывают к ответу создавших эту отчетность сотрудников собственной компании. В это время проблемы усугубляются, а руководство переходит к следующему, третьему этапу – приглашает сторонних специалистов. Последние продолжают штудировать отчетность в поисках прибыли, придавая этой отчетности иной, более удобоваримый для руководства вид. На деле же, как учили в школе, даже после того, как столбцы стали строками, от перемены мест слагаемых сумма не изменяется.
В такой момент важно, чтобы пришло осознание – дело не в отчетности, которая сама по себе является оцифрованной картиной бизнеса и, если она отражает его, как есть, не может приукрасить или преуменьшить результаты деятельности. Однако делается очередной ложный вывод: приглашенные специалисты были слабыми. С этого момента стартует гонка за другими специалистами, которая может продолжаться ровно столько же, сколько существует сам бизнес.
Наш опыт показывает, что из 10 проектов, в которые мы были приглашены для исправления отчетности так, чтобы она «показывали другие результаты», 9 не имели отношения к отчетности ни в какой мере. Проблемы компании возникали совсем в других функционалах:
- Слабый менеджмент (управленческий функционал);
- Некачественный продукт (производственный функционал);
- Некорректная коммуникационная политика (маркетинговый функционал);
- Неэффективная система мотивации (HR функционал); и т.д.
Так наша Компания пришла к пониманию, что наши Клиенты нуждаются в услугах по проведению функционального аудита, который предполагает оценку одной или нескольких функций (например, маркетинга, продаж, снабжения). Кроме функционального аудита отдельных сфер, мы также организуем комплексный функциональный аудит, охватывающий все основные области деятельности компании.
Нашим конкурентным преимуществом мы называем системность и комплексный подход. Мы придерживаемся такого подхода по одной веской причине – он является востребованным нашими Клиентами как единственно эффективное средство избежать функционального хаоса и добиться оптимальной работы всех подразделений компании.
* обязательные поля для заполнения