Аудит учетной политики организации

Аудит полноты учетной политики: программа и объекты контроля

Статья раскрывает общий принцип проведения аудита учетной политики предприятия, предлагает алгоритм действий по проверке полноты сведений и соответствия избранных методов учета законодательству. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ

В целях проверки соблюдения организацией требований законодательства необходимо оценивать обоснованность принятой учетной политики (далее — УП) (ФСАД 6/2010 и приложение к письму от 28.12.2016 № 07-04-09/78875) и ее полноты. Рассмотрим этапы проведения контроля на примере.

Применяемая в организации учётная политика соответствует нормам, изложенным в п. 4 ПБУ 1/2008. Утверждённая приказом (распоряжением) учётная политика раскрывает способы ведения бухгалтерского учёта, в том числе следующую информацию:

  • способы оценки активов и обязательств;
  • способы отражения в учёте применяемых методов;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • технологию обработки информации;
  • применяемые формы, бланки, регистры и т.д.;
  • иные применяемые методы ведения учёта и приложения к учётной политике.

Программа аудита

Перед началом проверки составьте программу в соответствии с Правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита». Программа варьируется от специфики деятельности предприятия.

Аудитором оценивается соответствие УП бизнесу организации и принципам подготовки финансовой отчётности, а также правилам учёта, применяемым в данной отрасли.

Аудит учётной политики предприятия состоит из сопоставления представленного документа с пониманием деятельности аудируемого лица и среды, в которой он существует.

Аудит полноты учётной политики включает в себя следующие этапы:

Пункты программы аудита

Информация для анализа

Соблюдение правил оформления УП

Приказ (распоряжение) об утверждении УП

Рабочий план счетов бухучета

Утверждённые формы первичной документации

Утверждённые регистры бухучета

График документооборота

Оценивается рациональность сроков обработки документов

Порядок проведения инвентаризации

Проверяется порядок сохранения документации

А также другие приложения и методики

Исследование структуры

Изучение форм, регистров, графиков и методик

Проверка полноты

Раскрытие как минимум всех методов ведения учёта, которые допускаются законодательством в отношении тех или иных объектов, применяемых в проверяемой организации

Сопоставление избранных методов учёта действующему законодательству

Проверка соответствия избранных методов учёта на соответствие действующему законодательству

Соблюдение непрерывности деятельности

Проверка имущественной обособленности

Последовательность использования учётной политики

Оценка правомерности изменений

Проверка изменений на соответствие действующему законодательству

Определяется отличие действующей версии от применяемой ранее. Выявленные отличия оцениваются с точки зрения существенности их влияния на оценку показателей отчётности

Выявление фактов недобросовестных действий

Оценивается, насколько выбор (в особенности вопросов, связанных с субъективными оценками и сложными хозяйственными операциями) могут свидетельствовать о недобросовестном составлении бухгалтерской отчётности в результате попытки руководства аудируемого лица манипулировать прибылью

Оцениваются принципы учётной политики, которые отличаются от характерных для данного вида деятельности

Выявление операций, которые отражены неправильно в части учётной политики аудируемого лица

В период проведения проверки аудитор должен получить понимание построения учётной политики организации, а также правил её применения, включая причины внесения изменений, и выявить основные принципы учётной политики в ключевых областях (например, признании выручки, оценки НЗП и т.д.).

В ходе контроля необходимо оценить риски существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности.

Рабочий документ аудитора

По завершении проверки раздела создаётся рабочая документация аудитора. В документе обосновываются итоги проверки в соответствии с Правилом (стандартом) № 2 «Документирование».

Рабочий документ «Аудит учётной политики», пример:

Вопросы для проверки

Да/Нет

1

Есть документ, утверждающий и вводящий в действие учётную политику?

2

На кого возложена ответственность за ведение бухгалтерского учёта?

3

Каков порядок обработки учётных данных?

4

Проверка принятых приложений:

4.1

рабочий план счетов?

4.2

формы первичной документации?

4.3

регистры бухгалтерского учёта?

4.4

формы внутренней отчётности?

4.5

график документооборота?

5

Определён круг лиц, располагающих правом подписи первичных документов?

6

Организована сохранность документации?

7

Каковы сроки и порядок проведения инвентаризации?

8

Есть структурные подразделения на отдельном балансе?

9

Какой используется метод начисления амортизации ОС и НМА?

10

Установлен стоимостный лимит для введения активов в состав ОС и НМА?

11

Каков порядок проведения переоценки ОС и НМА?

12

Какие используются способы учёта НМА?

13

Ведется учёт ТЗР?

14

Как оцениваются материалы в бухгалтерском учёте?

15

Каков порядок списания материалов?

16

Как организованы учёт и оценка готовой продукции?

17

Как организована оценка НЗП?

18

Как распределяются коммерческие и управленческие расходы?

19

Как происходит списание расходов на продажу?

20

Созданы ли резервы?

21

Каков порядок признания доходов?

22

Иные значимые вопросы.

Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики

Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия — установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и осо­бенностям деятельности предприятия.

Источники информации для проверки:Положение о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудников бухгалтерии, график документо­оборота, описание технологического процесса компьютерной обработки учетной информации, Положение об учетной политике предприятия, результаты проводимых аудиторами устных опросов (бесед) и анкетиро­вания сотрудников бухгалтерии и др.

Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следую­щие задачи:

— установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и
формы бухгалтерского учета условиям организации и управления
предприятия;

— охарактеризовать системы документации и документооборота;

— дать оценку учетной политики предприятия.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» руко­водители предприятия могут в зависимости от объема учетной работы: уч­редить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляе­мое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бух­галтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично. Объем учетной работы на конкретном предприятии определяется рядом факторов: составом задач, которые ставит руководство перед учетными работниками; количеством, разнообразием и сложностью регистрируемых хозяйственных операций; уровнем компьютеризации учетного процесса и др.

В ходе проверки аудиторы на основании изучения Положения о бухгал­терской службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгал­тера и сотрудников службы выясняют ее организационную структуру, рас­пределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалифи­кации учетного персонала. Анализ объектов учета, видов и объема обраба­тываемой учетной информации, использования компьютерных технологий в учетном процессе позволяет установить фактическую трудоемкость работ по отдельным группам хозяйственных операции и определить общую потреб­ность вспециалистах и их рациональное закрепление за участками учета.

Предприятие самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета (простую, журнально-ордерную, мемориально-ордерную или автоматизи­рованную). Основными факторами, влияющими на такой выбор, явля­ются объем обрабатываемой информации, численность сотрудников предприятия, уровень квалификации учетного персонала, уровень при­менения компьютерных технологий. В настоящее время все большее распространение получает автоматизированная форма учета, преимуще­ствами которой является возможность оперативной обработки значи­тельных массивов информации, реализация принципа однократного вво­да информации в систему, возможность получения разнообразных отче­тов по мере необходимости и за любой период времени. Внедрение этой формы приводит к изменению структуры бухгалтерии — в ее составе по­является подразделение, которое занимается программным и техниче­ским сопровождением компьютерных систем.

Сопоставление фактической организационной структуры бухгалтерии с оптимальной и анализ применяемой формы бухгалтерского учета дает возможность аудиторам сделать вывод, насколько структура бухгалтерии и форма бухгалтерского учета соответствуют условиям организации и управления предприятия и обеспечивают полноту, своевременность и экономичность обработки учетной информации.

В процессе решения следующей задачи аудиторы изучают график до­кументооборота и устанавливают: порядок оформления первичных доку­ментов и сроки сдачи их в бухгалтерию, состав форм внутренней отчет­ности и порядок их составления и представления, применяются ли типо­вые формы первичных документов, обосновано ли использование нети­повых форм и т. д. На основе ознакомления с фактически сложившимся на предприятии документооборотом определяется обеспеченность струк­турных подразделений бланками первичных документов, реальные сроки их подготовки и сдачи в бухгалтерию, содержание первичных докумен­тов, создаваемых автоматизированным способом, структура форм внут­ренней отчетности. Сопоставление полученной информации позволяет сформулировать вывод о соответствии (или несоответствии) фактическо­го состава используемых на предприятии первичных документов и форм внутренней отчетности и их движения требованиям действующего зако­нодательства и особенностям предприятия.

Особое внимание аудиторы должны обратить на содержание Положе­ния об учетной политике предприятия. В процессе оценки данного до­кумента устанавливается соответствие элементов и правил реализации учетной политики предприятия требованиям, установленным Положени­ем по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), тол нота отражения особенностей деятельности предприятия, правильность оформления этого документа и вносимых в него изменений.

Учетная политика предприятия должна включать следующие элементы:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические
и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского уче­та в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и
отчетности;

— формы первичных учетных документов, применяемых для оформле­ния фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмот­рены типовые формы первичных учетных документов, а также формы
документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

— методы оценки активов и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями;

— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Анализ аудиторской практики свидетельствует, что на отдельных предприятиях в Положениях об учетной политике указанные элементы только обозначены, а их подробная характеристика отсутствует. Это при­водит к тому, что на предприятиях не обеспечивается четкий выбор из рекомендуемых нормативными документами вариантов оформления и отражения в учете определенных хозяйственных операций того варианта, который наиболее соответствует специфике предприятий.

Затем аудиторы устанавливают насколько система правил, используемых для реализации учетной политики на предприятии, соответствует следую­щим правилам, регламентированным действующим законодательством:

— неизменность принятой методики отражения хозяйственных опера­ций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года,
от одного отчетного года к другому;

— полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций,
имущества и результатов его инвентаризации;

— правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

— строгое разделение текущих затрат и капитальных вложений;

— тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по сче­там синтетического учета на первое число каждого месяца, а также
показателей бухгалтерской отчетности данным аналитического и син­тетического учета;

— использование метода двойной записи;

— разделение хозяйственной деятельности предприятия на отчетные
периоды (месяц, квартал и год);

— соблюдение имущественной обособленности предприятия;

— предположение о непрерывности деятельности предприятия.

Несоблюдение названных правил приводит к искажению картины имущественного и финансового положения предприятия и должно рас­сматриваться аудиторами как неправильное ведение бухгалтерского учета.

Если при изучении Положения об учетном политике будет установле­но, что в него вносились изменения, аудиторы должны подтвердить правильность порядка оформления и практического применения внесенных изменений. При этом следует учитывать, что изменение учетной полити­ки предприятия может производиться в случаях:

— изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

— разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета, направленных на более достоверное представление фактов хозяйст­венной деятельности в учете и отчетности или уменьшение трудоемко­сти учетного процесса;

— существенного изменения условий деятельности, которое связано с:
реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятель­ности и т. п.

Изменение учетной политики должно вводиться с I января года (на­чала финансового года), следующего за годом его утверждения руководи­телем предприятия. Последствия изменения учетной политики, оказав­шие или способные оказать существенное влияние на финансовое поло­жение, движение денежных средств или финансовые результаты деятель­ности предприятия, оцениваются в денежном выражении и раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

В развитие учетной политики предприятия могут быть подготовлены инструкции и методики организации бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций. По данным этих документов аудиторы форми­руют представление о конкретных действиях администрации по оформ­лению, регистрации и обобщению фактов хозяйственной деятельности.

Обобщая результаты изучения организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия аудиторы устанавливают соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям дей­ствующего законодательства и особенностям деятельности предприятия, определяют зоны повышенного риска при проверке однородных групп хозяйственных операций.

Аудит учетной политики организации.

Цель аудита учетной политики организации — установление ее соответствия действующим нормативным и законодательным актам, а также характеру и масштабу деятельности организации.

Объектом изучения являются все внутрифирменные документы, определяющие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организации.

При аудите учетной политики следует проверить:

· наличие приказа (распоряжения) руководителя о принятии учетной политики организации;

· соответствие принятой учетной политики требованиям Закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете в Российской Федерации» и Положению по бухгалтерскому учету «Учетная поли- тика предприятия» (ПБУ — 1/98);

· соблюдение при подготовке учетной политики допущений и требований, установленных нормативными документами;

· полноту раскрытия избранных при формировании учетной политики способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

· принятую в организации систему внутренней отчетности;

· наличие и эффективность утвержденной системы документооборота;

· выбор формы ведения бухгалтерского учета;

· установленный порядок проведения инвентаризаций имущества и обязательств;

· утвержденный рабочий план счетов бухгалтерского учета (особое внимание следует обратить на варианты использования счетов бухгалтерского учета, отличные от общепринятого порядка).

Аудитор должен также проверить и оценить соответствие масштабам и характеру деятельности организации «прикладных» вопросов, регулируемых учетной политикой, например выбранный вариант отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц.

Результаты аудита системных вопросов имеют важное значение для формирования мнения аудитора о бухгалтерской отчетности. Данные, полученные при аудите этого раздела, корреспондируют со всеми остальными сегментами аудита.

Экспертиза учетной политики ООО «СМУ-56»

Цель аудита учетной политики заключается в установлении соответствия применяемой в организации методике бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам.

Основная задача аудита учетной политики — изучить систему организации бухгалтерского учета, поэтому аудитору необходимо выяснить, раскрыты ли в учетной политике следующие положения:

  • — способ начисления амортизации по ОС;
  • — способ амортизации на НМА;
  • — способ оценки материальных ресурсов и готовой продукции;
  • — формирование резервов;
  • — способы оценки активов и обязательств.

Для проведения экспертизы основных элементов учетной политики экономического субъекта в целях бухгалтерского учета целесообразно разработать типовой вариант и использовать его при проведении аудита.

Результаты экспертизы учетной политики на примере ООО «СМУ-56» приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Экспертиза учетной политики ООО «СМУ-56»

№ п/п

Нормативный акт, которым предоставлено право выбора

Исполнитель

Положение учетной политики организации (Да/Нет)

Применяется ли выбранный вариант фактически (Да/Нет)

Организация ведения бухгалтерского учета

Установить наличие и применение рабочего плана счетов, субсчетов и шифров аналитического учета

Да

Да

Используемая форма бухгалтерского учета:

А) журнально-ордерная

Да

Да

Б) мемориально-ордерная

Нет

Нет

В) упрощенная

Нет

Нет

Г) журнал-главная

Нет

Нет

Д) автоматизированная

Да

Да

Организация формы бухгалтерской службы:

А) организуется бухгалтерия

Да

Да

Б) учет ведет главный бухгалтер

Нет

Нет

В) учет ведет руководитель организации

Нет

Нет

Г) учет ведет сторонняя организация

Нет

Нет

Уровень централизации:

А) учет централизован

Да

Да

Б) имеются бухгалтерии в филиалах

Нет

Нет

Внутрипроизводственный контроль:

А) организована контрольно-ревизионная комиссия

Да

Да

Б) имеется подразделение внутреннего контроля

Да

Да

Учет внеоборотных активов

Порядок начисления амортизации по основным средствам:

А) линейный способ

Да

Да

Б) способ списания стоимости пропорционально объему продукции

Нет

Нет

В) способ уменьшаемого остатка

Нет

Нет

Г) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

Нет

Нет

Д) ускоренная амортизация

Нет

Нет

Порядок начисления амортизации по нематериальным активам:

А) ежемесячно по нормам, рассчитанным с учетом срока их полезного использования

Да

Да

Б) установлен перечень нематериальных активов, по которым не начисляется износ

Нет

Нет

Определен ли порядок учета НИОКР

Нет

Нет

Учет материальных оборотных средств

Оценка готовой продукции:

А) по фактической себестоимости

Да

Да

Б) по нормативной себестоимости

Да

Да

В) по прямым статьям затрат

Нет

Нет

Оценка товаров:

А) по розничным ценам

Да

Да

Б) по оптовым ценам

Нет

Нет

Порядок отражения в учете приобретения и заготовления материалов:

А) по фактической стоимости приобретения

Да

Да

Б) по учетным ценам с применением счетов 15 и 16

Да

Да

Способы оценки материалов при их списании:

А) по себестоимости единицы

Да

Да

Б) по средней себестоимости

Да

Да

В) по себестоимости первых по времени приобретений (метод ФИФО)

Нет

Нет

Г) по себестоимости последних по времени приобретений (метод ЛИФО)

Нет

Нет

Порядок учета выпуска продукции:

А) по фактическим затратам

Да

Да

Б) по учетным ценам:

Нет

Нет

— с использованием счета 40

Нет

Нет

— без использования счета 40

Нет

Нет

Учет затрат

Оценка незавершенного производства:

А) по фактической производственной себестоимости

Нет

Нет

Б) по нормативной производственной себестоимости

Нет

Нет

В) по прямым статьям затрат

Да

Да

Г) по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов

Нет

Нет

Списание расходов будущих периодов:

А) равномерно

Да

Да

Б) пропорционально объему производства

Нет

Нет

Порядок создания резервов предстоящих расходов и платежей:

А) на оплату отпусков

Да

Да

Б) на выплату вознаграждений за выслугу лет

Нет

Нет

В) на ремонт основных средств

Нет

Нет

Г) на другие цели

Нет

Нет

Д) создание резервов не предусмотрено

Нет

Нет

Создание резервов по сомнительным долгам:

А) предусмотрено

Да

Да

Б) не предусмотрено

Нет

Нет

Порядок учета ремонта основных средств:

А) фактические затраты на ремонт включаются в себестоимость продукции по мере его выполнения

Да

Да

Б) создается ремонтный фонд — счет 96

Нет

Нет

В) фактические затраты относятся на счет 97 с последующим равномерным списанием

Нет

Нет

Учет затрат на производство:

А) нормативный метод

Да

Да

Б) позаказный метод

Да

Да

В) попередельный метод

Нет

Нет

Г) простой метод

Нет

Нет

Способ признания коммерческих расходов:

А) коммерческие расходы признаются в себестоимости проданной продукции полностью в отчетном году их признания

Да

Да

Б) коммерческие расходы распределяются между проданными и непроданными товарами (работами, услугами)

Нет

Нет

По данным анализа можно сделать вывод, что общий уровень применяемой в ООО «СМУ-56» учетной политики в целях ведения бухгалтерского учета хороший. Нарушений, способных оказать влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, не установлено.

Учетная политика ООО «СМУ-56» в целом соответствует требованиям ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008 № 106н (ред. от 08.12.2012г),Рабочий план счетов построен на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н.

Типичные ошибки, выявляемые при проверке учетной политики

  1. Анализ ассортиментной политики предприятия.
  2. Анализ коммуникационной политики.
  3. Анализ сбытовой политики предприятия.
  4. Анализ ценовой политики предприятия.
  5. Атипичные формы первого инфаркта миокарда
  6. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики
  7. Аудит учетной политики организации
  8. Аудиторские процедуры, выполняемые при проверке отгруженной продукции
  9. База ГДЗС по ремонту и проверке СИЗОД, контрольный пост ГДЗС
  10. Бюджет как основной инструмент бюджетной политики государства: понятие, сущность, методы воздействия на экономику.

Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией учетной политике. План и программа аудита учетной политики направлены на предотвращение пропуска ошибок в данном разделе учета.

Наиболее часто встречающимися ошибками являются:

• В учетной политике не утверждены:

— формы первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов (акт на списание материалов, дефектная ведомость, отчет страхового агента и т. д.),

— порядок и сроки проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

— методы оценки активов и обязательств(например:по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов;

— положение о бухгалтерской службе, распределение обязанностей между работниками бухгалтерии, должностные инструкции на работников бухгалтерии должны быть оформлены в учетной политике.

-порядок документооборота между филиалами (представительствами) и головной организацией.

— график документооборота и технология обработки учетной информации;

-порядок контроля за хозяйственными операциями и др.

• в Учетной политике не предусмотрен срок отчета по денежным средствам, выданным под отчет на хозяйственные расходы.

• методологические вопросы приказа об учетной политике для целей налогообложения не раскрыты в полном объеме:

— не определен порядок организации налогового учета.

— не отражен порядок отражения курсовых разниц по валютному счету;

— не отражен порядок учета финансовых вложений (ПБУ 19/02);

• не соблюдение требований приказа об учетной политике.

• применение различных методов оценки объектов учета в про-межуточной и годовой отчетности;

• излишнее списание расходов, сокрытие части реализованной про-дукции;

• неверные корреспонденции счетов;

• отражение в учете расходов, не имеющих документального подтверждения.

• не прописаны в учетной политике следующие положения:

-порядок списания расходов будущих периодов (равномерно, пропорционально объему продукции или другим способом);

-критерии отнесения затрат к расходам основного или вспомогательного производства, общепроизводственным расходам;

-порядок оценки себестоимости продукции, работ, услуг, а также незавершенного производства;

-способ списания коммерческих и управленческих расходов (признание полностью в себестоимости продаж отчетного периода или распределение между остатком товаров или незавершенным производством);

-способ определения текущего налога на прибыль (на основе налоговой декларации или по данным бухгалтерского учета).

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 136; Нарушение авторских прав

| следующая лекция ==>
Типичные ошибки при аудите | Аудит использования прибыли

Обращаем внимание предприятия на необходимость утвердить в учетной политике

— Формы первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов (акт на списание материалов, дефектная ведомость, отчет страхового агента и т. д.),
— Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
— Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
— Методы оценки активов и обязательств;
— Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета;
— Должно быть разработано положение о бухгалтерской службе. Определено распределение обязанностей между работниками бухгалтерии. Должностные инструкции на работников бухгалтерии должны быть оформлены приложением к учетной политике.
— Порядок документооборота между филиалами (представительствами) и головной организацией.
— График документооборота и технология обработки учетной информации;
— Порядок учета операций с ценными бумагами и иных финансовых вложений.
— Порядок контроля за хозяйственными операциями и др.
Кроме того, в учетной политике рекомендуется указать: как организована взаимосвязь бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

Характер нарушения:
Организация в учетной политике не определила сроки проведения инвентаризации имущества и денежных средств.
В учетной политике организации не определены сроки проведения инвентаризации имущества и денежных средств. Кроме того, должен быть утвержден График проведения инвентаризаций.
Что нарушено: ст.12 Закона РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96г. (в редакции изменений и дополнений).

Характер нарушения: Методологические вопросы приказа об учетной политике для целей налогообложения не раскрыты в полном объеме:
— Не определен порядок организации налогового учета.
— Не отражен порядок отражения курсовых разниц по валютному счету;
— Не отражен порядок учета финансовых вложений (ПБУ 19/02);
— Не отражен порядок списания материалов: автомобильных шин и специальных жидкостей (тосол, тормозная жидкость и другие рабочие жидкости) и масел — по нормам завода-изготовителя или по нормам Минтранса.
— Не определено: как организована взаимосвязь бухгалтерского, налогового и управленческого учета.
— Не описан раздел, определяющий порядок работы с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденного Приказом Минфина от 19.11.2002 г. № 114н.
Что нарушено:
— п. 10, п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», утвержденного приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н (ПБУ 1/98).
— «Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ», утвержденное приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.98г. (в редакции изменений и дополнений);
— Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43н ( ПБУ 4/99).

Характер нарушения:
В Учетной политике не предусмотрен срок отчета по денежным средствам, выданным под отчет на хозяйственные расходы.
Что нарушено: п.11 «Порядка ведения кассовых операций в РФ», утвержденного письмом ЦБ от 22.09.93 № 40.
Рекомендуем: Установить срок отчета по денежным средствам, выданным под отчет на хозяйственные расходы в течение 10 дней после получения денежных средств.

Характер нарушения:
По долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, не определен порядок проверки наличия условий устойчивого снижения стоимости (обесценивания) финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость.
Возможные варианты:
— один раз в год по состоянию на 31 декабря отчетного года,
— один раз в квартал по состоянию на дату составления промежуточной бухгалтерской отчетности,
— ежемесячно.

Характер нарушения:
Не предусмотрен способ оценки финансовых вложений при их выбытии.
Что нарушено: — Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», утвержденное приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н (ПБУ 1/98);
— ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений».
При выбытии актива, принятого к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, по которому не определяется текущая рыночная стоимость, его стоимость определяется исходя из оценки, определяемой одним из следующих способов:
— по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;
— по средней первоначальной стоимости;
— по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).
Применение одного из указанных способов по группе (виду) финансовых вложений производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.
Кроме того, по долговым ценным бумагам по которым не определяется текущая рыночная стоимость, необходимо установить, производится или не производится списание разницы между их первоначальной и номинальной стоимостью.

Характер нарушения:
Не соблюдение требований приказа об учетной политике.
Такая ситуация может складываться при формальном подходе к подготовке учетной политики со стороны руководителей предприятия: если руководство интересует только сам факт наличия приказа об учетной политике, нежели его содержание и фактическое применение.
Бывают случаи когда приказ об учетной политике подготовлен тщательно и даже может служить образцом как по содержанию, так и по оформлению, — но фактически не является основой для создания методологической базы бухгалтерского и налогового учета в организации.

Характер нарушения:
В учетной политике проверяемого предприятия отсутствует методика отражения операций по возврату товара.
При возврате покупателем ранее оприходованного и оплаченного им в установленном порядке товара в связи с несоответствием количества и качества поставленной продукции условиям заключенного договора с отражением этой операции через счет учета реализация продукции (работ, услуг)», — счета — фактуры должны выписываться поставщиком (бывшим покупателем) как продавцом этого товара в общеустановленном порядке с последующим отражением всех реквизитов в книге продаж. В этом случае бывший поставщик некачественного товара является его покупателем.
Следовательно, принятие к зачету (возмещению) сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным (возвращенным) товарам осуществляется в соответствии с действующим порядком, а именно: по мере их оплаты (возврат ранее полученной платы) и оприходования при обязательном наличии счета — фактуры, подтверждающего стоимость приобретенных (возвращенных) товаров с соответствующей регистрацией в книге покупок.
Перерасчеты по налогу на добавленную стоимость отражаются в налоговой декларации в том отчетном периоде, в котором получен счет — фактура, произведено оприходование возвращенного товара и возвращен полученный аванс.
Что касается случаев предъявления покупателем претензий в связи с недоливом или недогрузом товаров, то в соответствии с общими положениями договора поставки, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, поставщик обязан восполнить недопоставленное количество товаров, покупатель вправе отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Если поставщик допоставляет покупателю недостающее количество товара, то записей ни в счете — фактуре, ни в книге продаж он не производит, а стоимость этого товара покрывается за счет собственных средств без изменения облагаемых оборотов.
Если поставщик возвращает покупателю денежные средства за недопоставленный товар, то выписывается новый счет — фактура на фактически полученный покупателем объем товаров с указанием «По пересчету» и ссылкой на номер ранее оформленного счета — фактуры, а в книге продаж делается сторнировочная запись с уменьшением кредитовых оборотов и соответствующим изменением итоговой суммы налога за отчетный налоговый период. В этом случае отражение налога на добавленную стоимость в налоговых декларациях производится в те сроки, когда согласно нормативным документам по ведению бухгалтерского учета должны были быть произведены в учете операции по указанным претензиям.

Урегулирование налоговых споров
Аудит
Постановка бухучета
Аудит в строительстве

АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

аудиторский ответственность проверка отчетность

Основными нормативными документами, регулирующими вопросы учетной политики предприятия являются:

  • 1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. №119-ФЗ.
  • 2. Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129- ФЗ «О бухгалтерском учете». В соответствии с п.3 ст.5 организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
  • 3. Положение по бухгалтерскому учету » Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 г. №60 -н. Исходя из требований п.16 ПБУ 1/98 дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве.
  • 4. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01; ПБУ 6/01;ПБУ 8/01;ПБУ 13/2000; ПБУ 14/2000; ПБУ 15/01;ПБУ 17/02; ПБУ 18/02; ПБУ 19/02).
  • 6. Методические указания по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов, приказ № 119 -н от 28.12.2001 г.
  • 7. Методические указания по бухгалтерскому учету спецодежды, приказ Минфина РФ № 135 -н от 26.12.2002 г.
  • 8. План — счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 96-н, а также внесенные приказом Минфина России от 07.05.2003 г. № 38-н дополнения и изменения в план счетов.
  • 9. Налоговый Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. №119-ФЗ обозначил правовое пространство аудита и значительно расширил роль и возможности профессиональных аудиторских объединений, одновременно четко закрепив функции государственного органа регулирования аудиторской деятельности.

Закон подчеркивает исключительный характер аудиторской деятельности; с этой целью подробно приведен перечень сопутствующих услуг, которые могут оказывать аудиторские фирмы. Несколько ужесточены требования к квалификации аудитора и порядку лицензирования, условия регистрации аудиторских организаций.

С принятием закона обязательный аудит может проводиться только аудиторскими организациями, что несколько ограничило возможности индивидуальных аудиторов. Узаконены конкурсные начала отбора аудиторских организаций, проводящих аудит в унитарных предприятиях.

Особое значение имеет введение статьи об аудиторской тайне, в которой определено понятие конфиденциальности информации, увязанное с основными позициями Гражданского и Налогового кодексов РФ.

В законе четко определены порядок аттестации аудиторов, лицензировании аудиторской деятельности и аннулирования лицензии у индивидуальных аудиторов и аудиторских фирм.

Цель аудита учетной политики заключается в составлении мнения о ее соответствии нормам действующего законодательства и оценке достоверности бухгалтерской отчетности организации исходя из требований Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н, а также с учетом следующих допущений:

  • — имущественной обособленности организации;
  • — последовательности применения учетной политики;
  • — временной определенности фактов хозяйственной деятельности. При проведении аудиторской проверки необходимо установить:
  • — наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
  • — соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;
  • — последовательность применения учетной политики;
  • — наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;
  • — полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;
  • — соблюдение учетной политики.

Для ознакомления с учетной политикой при проведении аудита изучаются и оцениваются основные принципы организации бухгалтерского учета и документооборота проверяемого предприятия. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.

Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:

  • 1) приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой организации;
  • 2) рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • 3) перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • 4) правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • 5) утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;
  • 6) пояснительная записка, которая раскрывает:
    • — сведения, относящиеся к учетной политике организации;
    • — избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;
    • — изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или периодах, следующих за отчетным;
    • — дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.

Изучив и проанализировав представленную информационную базу, важно определить, не является ли формальным отношение руководства клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие вовремя изданных и правильно оформленных приказа (распоряжения) об учетной политике и других соответствующих распорядительных документов не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией.

Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный ПБУ 1/98 порядок принятия учетной политики:

  • — издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации об учетной политике (п. 9 ПБУ 1/98). Следует отметить, что вновь созданное предприятие должно оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации);
  • — утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др. (п. 5 ПБУ 1/98);
  • — издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику (п. 16 ПБУ 1/98);
  • — издавался ли приказ об изменении учетной политики (п. 17 ПБУ 1/98).

Дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.

Изменения в учетной политике могут иметь место в следующих случаях:

  • — существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности);
  • — изменений российского законодательства или системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России;
  • — разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

Изменения в учетной политике должны быть обоснованы. Аудитор может провести тестирование предоставленного приказа (распоряжения) об учетной политике, которое помогает аудитору выявлять, какие из аспектов учетной политики отражены не в полной мере.

Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитор должен убедиться, что в соответствующих распорядительных документах содержится информация, обосновывающая выбор организацией способов бухгалтерского учета и особенности применения способов учета, исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности.

Таким образом, информация об учетной политике является одним из объектов аудиторской проверки. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, должно распространяться в равной степени и на информацию об учетной политике.

III. Практическое задание. Аудит расчетных операций

В ходе проверки операций по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами установлено:

  • * 10 марта экспедитору Иванову И.П. выдано из кассы на хозяйственные расходы 4100 руб.
  • * 12 марта он представил авансовый отчет со всеми оправдательными документами на приобретения в оптовой торговле за наличный расчет:
  • — ручек — 100 штук по цене 3 руб. за 1 штуку;
  • — блокнотов — 20 штук по цене 50 руб. за 1 штуку;
  • — телефонных аппаратов — 2 штуки по 950 руб. за 1 штуку.

В качестве оправдательных документов были приложены — счет фактура на всю сумму предъявленных ценностей с начислением на нее дополнительно НДС по действующей ставке и квитанция от приходного ордера.

  • * Вся сумма расхода по данному авансовому отчету отнесена бухгалтером на Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» с Кредита счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
  • * Расчеты с Ивановым И.П. произведены полностью в отчетном периоде

Проверить правильность отражения в учете сумм НДС от стоимости материальных ценностей, приобретенных в оптовой торговле за наличный расчет.

>Аудит учетной политики организации

Основные принципы аудита учетной политики организации

Замечание 1

Изучение аудитором правовых основ функционирования хозяйственного субъекта осуществляется с одновременной проверкой соблюдения последним принципа неизменности методологии отображения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в учете, что является учетной политикой. Это дает возможность быстро определить особенности учета этого субъекта аудита, составить точный план проверки с учетом специфики деятельности предприятия.

Возможность стабильного эффективного функционирования предприятия во внешней рыночной среде и его дальнейшее социально — экономический развитие во многих аспектах зависит от концептуальных основ, заложенных в основу организации бухгалтерского учета на этом предприятии.

Одной из концепций является решение задач бухгалтерской службой исключительно информационного направления, то есть учет в основном нацелен на наблюдение и отображение движения и состояния активов и пассивов и предоставление отчетности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В современных условиях хозяйствования большое значение, а следовательно, воплощение приобретает другая концепция, согласно которой учет как функция является неотъемлемой составляющей целостной системы управления деятельностью предприятия. В этом случае учет является основой бизнеса, поскольку учетная информация готовится в такой форме и показателях, которые могут активно влиять на процессы принятия управленческих решений и способствовать совершенствованию не только самой системы управления, а и работы всего предприятия.

Реализация этой или другой концепции организации учета на предприятии воплощается в принятой учетной политике.

Определение 1

Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов, методик и учетных процедур, которые применяет организация для формирования и представления финансовой отчетности. Учетная политика предприятия регламентирована внутренним локальным актом организации – приказом об учетной политике предприятия.

Приказ об учетной политике формируется и утверждается на каждый следующий отчетный год. В разработке учетной политики, как правило, принимают участие руководитель организации и главный бухгалтер.

При аудиторской проверке учетной политики предприятия, аудитор должен знать нормативно-правовую базу, регулирующую формирование и содержание учетной политики.

Целью аудита учетной политики предприятия является установление ее соответствия действующим нормативно-правовым актам, а также отраслевых особенностей и масштаба деятельности организации и деятельности предприятия.

Источниками информации в аудите учетной политики предприятия являются все внутрифирменные документы, что охватывают вопрос организации и ведения бухгалтерского учета в организации.

Задания аудита учетной политики следующие (Рис.1):


Рисунок 1. Задания аудита учетной политики предприятия

Методика аудита учетной политики предприятия

Методические приемы аудита учетной политики предприятия применяется те же, что и при аудите учредительных документов. В общем, проверка осуществляется в два основных этапа:

  • 1 Этап — проверка соответствия учетной политики предприятия действующему законодательству и характеру и масштабу деятельности предприятия.
  • 2 Этап — на данном этапе проверяется соответствие отражения фактам хозяйственной деятельности организации, принятым в учетной политике правилам.

Замечание 2

Важно обратить внимание на то, соблюдаются ли принципы и методы ведения бухгалтерского учета в течение текущего года. Кроме того, нужно обратить внимание на внесение изменений в учетную политику.

Если организация не соблюдает законодательно регламентированного утверждения и функционирования учетной политики, даже при несущественном влиянии на финансовые результаты деятельности предприятия, и достоверности финансовой отчетности может привести к негативным последствиям со стороны уполномоченных контролирующих органов.

Следующим важным элементом методики аудита учетной политики есть выделение соответствующих направлений проверки.

Проводить аудит учетной политики предприятия необходимо по следующим направлениям:

  1. Проверка внедрение функций учета в центре принятия решений.
  2. Выяснение делегирования полномочий и ответственности.
  3. Проверяется взаимосвязь бухгалтерского учета с другими функциями организации.
  4. Проверяется взаимосвязь между бухгалтерским и управленческим видами учета.
  5. Проверяется уровень оперативности учетной информации.
  6. Проверяется уровень достоверности информации.

Кроме того, аудитор выясняет, насколько принятая в организации учетная политика положительно влияет для эффективной работы организации, насколько принятые методы оценки, амортизации и пр. соответствуют типу хозяйствующего субъекта.

На завершающем этапе проверки учетной политики аудитор подготавливает аудиторское заключение, которое содержит профессиональное мнение аудитора. В данном заключении отражаются все обнаруженные недостатки относительно имеющейся в организации учетной политики и правил ее выполнения. Также аудитор можно дать рекомендации по устранению недочетов в принятой учетной политике и порядке ее исполнения.

Аудит учетной политики организации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *