Аудит некоммерческой организации

Обязательность аудита по критериям финансово-экономической деятельности НКО

В первую очередь, обязательному аудиту подлежат все виды НКО при их соответствии установленным показателям финансово-экономической деятельности. Так, обязательному аудиту подлежат НКО:

  • с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо
  • с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Статус НКО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ). НКО могут создаваться в форме (п.3 ст.2 Закона №7-ФЗ):

  • общественных или религиозных организаций (объединений);
  • общин коренных малочисленных народов РФ;
  • казачьих обществ;
  • некоммерческих партнерств;
  • учреждений;
  • автономных некоммерческих организаций;
  • социальных, благотворительных и иных фондов;
  • ассоциаций и союзов;
  • в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Главное отличие НКО от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является ее основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на реализацию основных целей (п.1 ст.2 Закона №7-ФЗ).

Таким образом, НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (п.2 ст.7 Закона №7-ФЗ).

РЕГИСТРАЦИЯ НКО: СТОИМОСТЬ

Практически это означает, что в бухгалтерском учете должны быть обособленно отражены источники формирования деятельности НКО.

Так, структура доходов НКО складывается из поступлений учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, выручки от реализации товаров (работ, услуг) и прочих поступлений. Поступления, не связанные с предпринимательской деятельностью НКО учитываются на счете 86 «Целевое финансирование», к которому открываются субсчета 1 порядка по видам финансирования (пожертвования, взносы учредителей и пр.), второго – по назначению целевых средств (например, для какого мероприятия, благотворительных целей предназначены средства) и т.д.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, учитываются на счетах 90 «Продажи» (например, выручка от выполнения работ и оказания услуг) или 91 «Прочие доходы и расходы» (проценты, начисленные на остаток денежных средств в банке). И если выручка от предпринимательской деятельности НКО превышает 400 млн рублей (без учета НДС), то проведение аудита является обязательным.

ШТРАФЫ ЗА НЕПРОВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА

Как и любая организация, НКО может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. НКО также может иметь земельные участки в собственности или на ином праве (ст.25 Закона №7-ФЗ). И если валюта баланса НКО превышает 60 млн рублей, то проведение аудита обязательно.

Важно! В случае если НКО попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).

АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ

Иные случаи проведения обязательного аудита НКО

Кроме того, обязательность проведения аудита может быть прописана в уставе НКО. Также проведение обязательного аудита требуется грантодателями в отношении НКО, получивших гранты и (или) пожертвования.

В ряде случаев обязанность проведения аудита НКО закреплена положениями федерального закона. Так, например, отчетность следующих НКО подлежит обязательному аудиту:

  • жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г. №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);
  • кредитные потребительские кооперативы, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их объединений (ст.28 и ст.31 Федерального закона от 18.07.2009 г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации»);
  • государственные корпорации (ст.7.1 Закона №7-ФЗ, ст.35 Федерального закона от 01.12.2007 г. №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», ст.9 Федерального закона от 23.11.2007 г. №270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» и пр.);
  • НКО, связанные с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн рублей (ст.6 и ст.7 Федерального закона от 30.12.2006 г. №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала НКО»).

Следует отметить, что Минфин РФ ежегодно доводит информацию об обязательности проведения аудита (например, информация Минфина «Перечень организаций, обязанных проводить аудит за 2015 г.»).

АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В каких случаях осуществляется обязательная проверка

Аудит может быть обязательным и добровольным. Основания для проведения обязательной проверки содержатся в статье 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года. В частности, это следующие финансовые показатели:

  • Размер выручки за полный отчетный период составляет более 400 000 000 рублей. Исключение – государственные структуры, органы местного управления, ГУПы, сельскохозяйственные кооперативы.
  • Размер активов на завершение отчетного периода составляет более 60 000 000 рублей.

Также проверяются следующие субъекты:

  • Различные негосударственные фонды (к примеру, пенсионные).
  • УК акционерных, пенсионных фондов.
  • Фирмы, на годовом балансе которых находится более 200 000 МРОТ.
  • Структурные отделы зарубежных НКО.

Обязательность проверки может устанавливаться внутренними документами. В частности, необходимость проведения прописывается в Уставе.

Кто может проводить аудит

Аудитором может стать не каждый человек. Результаты проверки будут законными только в том случае, если аудит проводился фирмами или ИП с членством в соответствующем СРО. Ранее для осуществления процедуры нужно было получать лицензию. Однако сейчас аудитору для легального ведения своей деятельности достаточно вступить в СРО. Сами специалисты должны пройти аттестацию.

ВАЖНО! Работа аудиторов ведется в соответствии с ФЗ №307 от 30 декабря 2008 года.

Порядок проведения

Руководителю НКО нужно обратиться к аудитору. Для этого в фирму отправляется запрос на осуществление проверки. В запросе указываются задачи аудита, сроки процедуры. Если компания ответила согласием, отправленное письмо признается договором оферты. К нему оформляется соглашение. Рассмотрим основные этапы аудита:

  1. Подготовка. Аудитор знакомится с работой НКО, задачами предстоящего мероприятия.
  2. Промежуточный этап. Проверяется система локального контроля. Нужно это для установления аудиторских рисков.
  3. Основной этап. Выполняется проверка бумаг. В частности, аудит рассматривает бухучет, баланс, устав, заключенные трудовые соглашения, внутренние бумаги. Документы проверяются на соответствие законам.
  4. Заключительный этап. Специалист оформляет отчет по выполненной работе. Он также должен заполнить заключение.

Аудитор должен отчитываться о своей работе на каждом из этапов проверки.

Что именно проверяет аудитор?

Аудитор проверяет следующие направления деятельности НКО:

  • Учредительные бумаги. Устанавливается соответствие деятельности НКО уставным целям. Определяются дополнительные направления работы и проверяется их соответствие закону.
  • Финансирование. Устанавливается поступление денег от учредителей, участников НКО. Проверяется правильность налогообложения.
  • Финансирование организациями, гранты. Аудитор должен установить наличие документального подтверждения всех поступлений. В бумагах должно быть указано, что средства получены безвозмездно.
  • Пожертвования от ФЛ. Проверяется, есть ли приемный акт по операции. Определяется законность распределения финансов.
  • Внереализационные поступления. Проверяется наличие раздельного учета, правильность вычисления налогов.
  • Траты НКО. Устанавливается наличие сметы, первички, соответствие расходов уставной работе.
  • Доход от дополнительных направлений деятельности. НКО может извлекать доход из своей деятельности. Проверяется законность поступлений, порядок их расходования, налогообложения.
  • Работа сотрудников. Устанавливается правомерность найма сотрудников, составление трудовых соглашений.

Объем аудиторских работ определяется в зависимости от масштабов деятельности НКО.

К СВЕДЕНИЮ! Проверка может быть полной или выборочной. Во втором случае берутся и проверяются отдельные документы. Если в них были обнаружены ошибки, аудитор приступает к более тщательному анализу.

29. Доходы и расходы некоммерческой организации , их структура.

Доходная часть бюджета показывает все возможные источники финансовой поддержки, имеющиеся в наличии у организации в указанный период. Расходная часть бюджета группирует затраты в легко определяемые категории — статьи расхода.

Разница между расходами и доходами показывает экономию или дефицит бюджета.

Источники формирования доходов некоммерческих организаций.

Любая некоммерческая организация, любого вида, для полноценного осуществления своей деятельности должна иметь источники финансирования. Учитывая, что предпринимательская деятельность применительно к некоммерческим организациям не рассматривается законодательством как приоритетная, их доход в значительной степени формируется из альтернативных источников.

Среди них можно выделить:

— вступительные и членские взносы (для организаций, основанных на членстве);

— добровольные взносы и пожертвования;

— целевые поступления от физических и юридических лиц.

Данное право некоммерческих организаций на привлечение дополнительных источников формирования дохода предоставляется им в обмен на обязательства оказывать социальную поддержку, реализовывать профессиональные, общественные интересы отдельных групп населения и т. д. , и именно из этих источников финансируется основная деятельность некоммерческих организаций.

Порядок, сроки и размер поступления вступительных и регулярных взносов участников некоммерческой организации определяется учредительными документами и может быть изменен по решению органов ее управления. Как правило, регулярные (членские) взносы гораздо ниже вступительного. Обязанность их внесения обусловлена потребностью некоммерческой организации в непрерывном покрытии своих расходов. Чаще всего устанавливается ежемесячный порядок внесения членских взносов. За не внесение или не своевременное внесение членского взноса, член некоммерческой организации может быть подвергнут санкциям, вплоть до исключения.

Добровольные взносы и пожертвования — особая часть доходов некоммерческих организаций. Данные взносы нельзя рассматривать как регулярные. Размер таких взносов определяется лицом, которое их вносит. Назначение таких взносов — выполнение уставной деятельности некоммерческой организации. К рассматриваемой группе взносов можно отнести так же спонсорские средства, которые обладают специальным статусом. С одной стороны их можно расценивать как добровольные пожертвования, с другой — они представляют собой особую форму оплаты рекламной деятельности. Кроме того эти средства подлежат льготному налогообложению.

Целевые поступления от физических и юридических лиц, третий рассматриваемый источник формирования доходов некоммерческой организации, предназначены для выполнения конкретных целевых программ. Расходование этих средств подлежит жесткому контролю со стороны руководящих органов некоммерческой организации.

Однако выше перечисленные источники формирования доходов зачастую способны покрыть лишь часть обязательных расходов, связанных с жизнедеятельностью некоммерческой организации. Дабы восполнить этот пробел, некоммерческим организациям дано право на осуществления предпринимательской деятельности в рамках своей основной цели. Этот вид дохода может складываться из выручки от реализации продукции, оказания услуг, которые напрямую связаны с основным видом деятельности организации.

Прибыль, полученная от реализации рекламной, печатной, сувенирной продукции, организации благотворительных аукционов, выставок, от сдачи в аренду имущества (помещений, оборудования), принадлежащего некоммерческой организации, позволяет в значительной мере повысить уровень ее дохода.

Если обратиться к статистике, то добровольные пожертвования, целевые поступления имеют существенное значение для развития некоммерческих организаций, созданных и функционирующих в благотворительных целях, целях оказания содействия и развития. В такого рода некоммерческих организациях эти виды финансирования составляют более 30 процентов годового дохода.

Взносы участников, доход от платной реализации товаров и услуг, собственности и прав образуют около 70 процентов доходов некоммерческих организаций сферы культуры и досуга, более половины дохода образовательных, благотворительных организаций.

Состав расходов некоммерческих организаций

Естественно, что в процессе осуществления своей деятельности некоммерческая организация сталкивается с необходимостью нести определенные расходы. В основном они носят постоянный, плановый характер. Соответственно среди них можно выделить определенные виды. Как правило, это:

— расходы по выполнению основной уставной деятельности

— целевые расходы (расходы на выполнение целевых программ и мероприятий)

— расходы, связанные с предпринимательской деятельностью

— административно-хозяйственные расходы

Объем и распределение расходов некоммерческой организации напрямую зависит от ее вида и характера основной деятельности. Приведем пример. Допустим, учитывая современные тенденции, речь идет о некой некоммерческой организации, ставящей основной целью своей деятельности пропаганду и развитие спорта среди молодежи. В этом случае, к первой группе расходов можно отнести расходы:

— на изготовление соответствующей печатной продукции (брошюры, листовки, плакаты),

— на организацию спортивных секций

— на проведение мероприятий, направленных на популяризацию спортивного образа жизни.

Это обязательные расходы, направленные на реализацию задач, связанных с достижением основной цели деятельности.

Вторую группу, предположим, составит реализация доходов, полученных для проведения целевых мероприятий и программ, например, проведение плановых спортивных турниров и состязаний.

К третей относятся расходы, связанные с ведением предпринимательской деятельности, направленной на достижение основной цели. Таковой может являться реализация сувенирной продукции соответствующего содержания, спортивного инвентаря и аксессуаров, что бесспорно способствует пропаганде спортивного образа жизни.

Ну и наконец, четвертая группа расходов, которая наличествует у всех без исключения некоммерческих организаций – административно-хозяйственные расходы. К ним относятся расходы на содержание штата сотрудников, на обеспечение бесперебойной работы организации, аренду помещений (при необходимости), поддержание в функциональном состоянии собственных объектов недвижимости и прочее.

>
Статьи

» Назад

Зачем НКО бухгалтерский учет и аудит 18.05.2018 20:28

Значительная часть некоммерческих организаций (далее НКО) создается неравнодушными людьми, на их же энтузиазме и пожертвованиях они держатся. Благодаря зарегистрированной правовой форме они имеют возможность представлять себя от имени организации, отстаивать свои интересы от имени юридического лица и более эффективно добиваться поставленных целей. НКО создаётся и тогда, когда люди стремятся объединиться и привлечь новых сторонников, взять на себя обязанности, которые не регулируются правительственными организациями.

Не извлечение прибыли, а решение наболевших проблем общества в культурной, социальной, благотворительной и прочих сферах, является основной целью НКО.

НКО, как юридическое лицо имеет устав, печать, собственный расчетный счет и … обязанность составлять и своевременно предоставлять бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность. Не смотря на отсутствие прибыли, НКО ведут бухгалтерский учет и составляют отчетность согласно законодательству РФ. Бухгалтерский учет НКО имеет свою специфику.

  • Состав отчетности НКО:
    • налоговая отчетность (декларации по НДС, декларации по налогу на прибыль и налогу на имущество);
    • бухгалтерская отчетность некоммерческих партнерств (отчетный период – календарный год), если организация не ведет коммерческую деятельность, она может формировать отчетность в упрощенном виде;
    • отчеты в статистику некоммерческих организаций (заполняется форма № 1-НКО), если органы статистики потребуют иные сведения, учредители НКО обязаны их предоставить;
    • расчеты по платежам во внебюджетные фонды;
    • специализированные отчеты некоммерческих организаций (подаются в органы, осуществляющие учет подобных субъектов).

Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, НКО, как и любая другая организация, может привлекать специализированную аудиторскую организацию. Но в некоторых случаях аудит годовой (бухгалтерской) отчетности это обязанность, а не право организации.

Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ обязательному аудиту подлежат НКО с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) 400 млн. рублей и выше.

Как и любая организация, НКО может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, земельные участки в собственности или на ином праве (ст. 25 Закона №7-ФЗ). И если сумма активов бухгалтерского баланса на конец года превышает 60 млн. рублей, то проведение аудита обязательно.

Важно! В случае если НКО попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п. 2 ст. 5 Закона 307-ФЗ).

  • Обязательному аудиту также подлежат следующие виды НКО, независимо от их соответствия критериям финансово-экономической деятельности (пп. 3 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ):
    • негосударственный пенсионный или иной фонд;
    • акционерный инвестиционный фонд;
    • управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

Таким образом, проведение аудита обязательно в отношении отчетности всех фондов. Также обязаны проводить аудит НКО, выполняющие функции иностранного агента, (п. 1 ст. 32 Закона №7-ФЗ). Такие НКО обязаны представлять в Минюст (контролирующий орган) наряду с отчетностью аудиторское заключение.

Обязательность проведения аудита может быть прописана в уставе НКО. Также проведение обязательного аудита требуется грантодателями в отношении НКО, получивших гранты и(или) пожертвования.

Задача аудита – выявить проблемы организации, недочеты и ошибки, которые допущены бухгалтером, руководством и указать на них. Любой аудитор дает время для исправления ошибок и недочетов.

Чтобы не переживать о результатах аудита, важно быть уверенным, что учету в НКО уделяется такое же внимание, как и основной программной деятельности.

Аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, а потому представлять его в налоговую инспекцию вместе с годовой отчетностью не нужно (ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, Письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724).

А вот в Росстат заключение, полученное по результатам обязательного аудита, представить необходимо. Сделать это нужно не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря следующего за отчетным года (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

С 01.10.2016 любой заказчик обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности должен обеспечить публичность результатов этого аудита (ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон N 307-ФЗ), ст. 12 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Заказчик (аудируемое лицо) обязан внести сведения о результатах аудита в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее – Единый федеральный реестр).

Единый федеральный реестр – это федеральный информационный ресурс. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре, по общему правилу являются открытыми и общедоступными. Они подлежат размещению в Интернете (п.п. 1, 2, подп «о» п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

  • В Единый федеральный реестр аудируемое лицо вносит следующие сведения:
    • идентифицирующие аудируемое лицо (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
    • идентифицирующие аудиторскую организацию или индивидуального аудитора (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
    • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в отношении которой проводился обязательный аудит;
    • период, за который составлена отчетность, в отношении которой проводился обязательный аудит;
    • дату аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
    • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Аудит некоммерческой организации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *