Аудит и бухгалтерский учет

Цель проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики – установить соответствие бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и выяснить особенности деятельности организации.

Источники информации.

  1. Приказ об учетной политике со всеми приложениями: график документооборота, методики оценки активов и обязательств, положение о проведении инвентаризации и т. д.
  2. Должностные инструкции.
  3. Описание процесса компьютерной обработки учетной информации.
  4. Прочие документы.

Нормативная база.

  1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34-н от 29 июля 1998 г.
  3. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» № 60н от 9 декабря 1998 г.
  4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению № 94 от 31 октября 2000 г.
  5. Приказ Министерства финансов РФ «Инструкция по бюджетному учету» (для бюджетных учреждений) от 10 февраля 2006 г. № 25н.

Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи.

  1. Установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям организации и управления предприятием.
  2. Обеспечить охрану системы документов и системы документооборота.
  3. Дать оценку учетной политике предприятия.

План и программа проверки.

1. В ходе проверки производится ряд процедур по установлению организационной структуры распределения обязанностей и уровня квалификации учетного персонала.

2. Изучение формы организации бухгалтерского учета.

3. Изучается график документооборота:

  1. порядок оформления первичных документов и сроки сдачи их в бухгалтерию;
  2. порядок и составление форм внутренней отчетности;
  3. применение типовых форм первичных документов;
  4. обоснование применения нетиповых форм первичных документов.

4. Применение положения об учетной политике. Обобщение результатов проверок. В основе формирования учетной политики любой организации в первую очередь лежит использование норм Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», в котором под учетной политикой организации понимается принятая ей совокупность способов ведения бухгалтерского учета:

  • первичного наблюдения;
  • стоимостного измерения;
  • текущей группировки и итогового обобщения финансово-хозяйственной деятельности.

© progress.online

Минфин выпустил информационное сообщение от 3 августа 2018 г. № ИС-аудит-23 о том, что доступ к аудиторской тайне предоставлен налоговым органам. Этому посвящен федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 231-ФЗ.

Введенный порядок является специальным по отношению к установленному статьями 93 и 93.1 НК общему порядку истребования документов налоговым органом в ходе налогового контроля.

Налоговый орган вправе запросить у аудитора документы:

  • при проведении выездной проверки налогоплательщика, если такое лицо не представило документы в налоговый орган;
  • при проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, если налогоплательщик не представил соответствующие документы в налоговый орган;
  • при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Истребованию могут подлежать документы, полученные аудитором в ходе оказания следующих услуг:

  • аудит;
  • сопутствующие аудиту услуги (обзорная проверка, согласованные процедуры, компиляция информации, – см. перечень сопутствующих услуг);
  • постановка, восстановление и ведение бухгалтерского и налогового учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых расчетов и деклараций, бухгалтерское и налоговое консультирование, управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Кстати, теперь выяснилось, что на стадии законопроекта предлагалось две версии ко второму чтению. В первой из них оговаривалось право налоговиков на документы, полученные аудиторами только в ходе аудита и сопутствующих услуг. Затем депутаты все же вернули предусмотренное еще при внесении законопроекта очень невыгодное для налогоплательщиков право налоговиков истребовать также и документы, полученные аудиторами при оказании прочих услуг.

У аудитора могут быть истребованы документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов).

Основанием для истребования документов налоговым органом у аудитора является специальное решение руководителя ФНС России или его заместителя. Такое решение должно содержать все сведения, предусмотренные новой нормой. В решении, в частности, должна содержаться информация: о факте непредставления документов самим налогоплательщиком; позволяющая аудитору идентифицировать истребуемые документы; о наличии в запросе компетентного органа иностранного государства запрета на информирование аудитором лица, в отношении которого получен этот запрос, о передаче касающейся его информации.

Требование о представлении документов направляется налоговым органом аудитору с приложением копии соответствующего решения руководителя ФНС России или его заместителя.

Аудитор обязан представить соответствующие документы налоговому органу по месту своего учета в течение 10 дней. Если аудитор не имеет возможности представить истребуемые документы в указанный срок, он в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет налоговый орган об этом. При этом аудитор должен указать причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, а также сообщить срок, в течение которого он может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит отдельное решение по данному уведомлению: продлить срок представления документов или отказать в этом.

Аудитор может представить истребуемые документы в налоговый орган лично или через представителя.

Документы на бумажном носителе представляются в виде заверенных аудитором копий; все листы таких документов должны быть пронумерованы и прошиты. Документы могут быть переданы аудитором непосредственно в налоговый орган или направлены по почте заказным письмом.

Согласно пункту 2 статьи 93 НК РФ в случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов.

С целью защиты интересов аудитора при истребовании у него налоговым органом документов, связанных с оказанием профессиональных услуг, законодательством предусмотрены следующие меры:

  • налоговый орган вправе истребовать у аудитора лишь те документы и только в тех случаях, которые прямо указаны в статье 93.2 НК;
  • правом истребовать документы у аудитора наделен ограниченный круг должностных лиц налоговых органов;
  • истребование документов у аудитора возможно исключительно на основании решения высших должностных лиц ФНС России;
  • истребование документов у аудитора возможно лишь при соблюдении всех установленных требований к данной процедуре.

В общем случае аудитору не запрещено информировать налогоплательщика (аудируемое лицо) о получении требования налогового органа и передаче касающихся налогоплательщика документов. Исключением является случай, когда запрос компетентного органа иностранного государства содержит запрет на такое информирование. В этой ситуации аудитор не имеет права сообщать аудируемому лицу о получении требования и представлении документов.

Согласно части 2 статьи 126 НК непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 129.1 НК за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК это лицо должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков нарушения, предусмотренного статьей 126 НК, совершенное повторно в течение календарного года, предусмотрен штраф 20 тысяч рублей.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 5 декабря 2018 г.

Словосочетание «бухгалтерский учет, анализ и аудит» сегодня в первую очередь ассоциируется с направлением профессиональной подготовки в образовательной организации. Ведь многие учебные заведения готовят бакалавров и магистров по одноименному профилю.

Однако бухгалтерский учет, анализ и аудит – это не просто дисциплина или учебник, а сфера деятельности, без которой невозможно нормальное функционирование хозяйствующих субъектов.

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет – один из видов хозяйственного учета. В рамках бухучета собирается, регистрируется и обобщается информация об имуществе, обязательствах организации и их изменении посредством сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. При этом сведения фиксируются в денежном выражении.

Все экономические субъекты (за некоторым исключением) должны вести бухучет с даты своей регистрации и до даты прекращения деятельности (ч. 1-3 ст. 6 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

На основании данных бухучета составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность. Для ежегодной бухотчетности по общему правилу отчетным периодом является календарный год. Но организация может составлять и промежуточную бухгалтерскую отчетность – за период с начала года до отчетной даты (ч. 1,4 ст. 15 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Организовать ведение бухучета, а также хранение документов бухучета должен руководитель организации либо ИП (ч. 1,2 ст. 7 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Анализ

Анализ включает в себя аналитический учет, комплексный экономический анализ и анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности. Анализ необходим для обоснования и принятия правильных управленческих решений, благодаря которым организация будет финансово стабильна и будет работать с прибылью.

Аудит

Аудит – независимая проверка данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующего субъекта с целью оценки их достоверности, а также выражение обоснованного мнения аудитора в форме заключения. Оно составляется для пользователей бухотчетности аудируемого лица.

По категории аудиторов выделяют внешний и внутренний аудит. Внешний аудит проводит аудиторская организация или аудитор (ст. 3,4 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ) в соответствии с заключенным договором за плату. Зачастую аудиторы также оказывают организации консультационные услуги. Внутренний аудит осуществляется на уровне компании без привлечения специалистов со стороны.

По необходимости проведения аудита в соответствии с законодательством РФ различают обязательный и инициативный аудит. Обязательный аудит должны проводить компании только определенных категорий, к примеру, банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды (ст. 5 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ).

Существуют и другие классификации аудита. К примеру, по цели проводимой проверки выделают операционный, управленческий, финансовый аудит.

Тверь. ООО Аудит Баланс. Аудит, регистрация,

бухгалтерский учет, юридические услуги и курсы в Твери.

Онлайн консультации бесплатно.

ООО «Аудит-Баланс» переехал.

Уважаемые клиенты! Уважаемые бизнесмены города Тверь, и других городов!

С 24.12.2018 г. наш офис переехал в другое место.

Новый офис компании находится по адресу г.Тверь, ул. Карпинского, д. 1/1.

Вход с ул. Фурманова. Просто позвоните в домофон, кнопки 1 или 3.

НАШИ УСЛУГИ:

ВЫ МОЖЕТЕ ВЫБРАТЬ ОДНУ ИЗ НЕОБХОДИМЫХ ВАМ УСЛУГ НАЖАТИЕМ НА ОДНУ ИЗ ИКОНОК

АУДИТ БУХУЧЕТ ЮРУСЛУГИ

КОНСАЛТИНГ БУХ.КУРСЫ ЭКСПЕРТИЗА УЧЁТА

А ПРОЩЕ ПОЗВОНИТЬ ПО ТЕЛ. В ТВЕРИ 50-17-34, 55-73-51, +7-905-607-05-02

ИЛИ ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО НА Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ИЛИ Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Уважаемые клиенты! Уважаемые бизнесмены города Тверь, и других городов!

Мы рады приветствовать вас на сайте ООО Аудит Баланс!

Аудит – это главное направление деятельности ООО Аудит Баланс г. Тверь. Первую информацию по поводу предстоящего аудита можно получить во время онлайн консультации по телефону, через интернет, или другим способом. Это бесплатно. Если у Вас есть вопросы — свяжитесь с нами и выясните всё, что Вас интересует. Не стесняйтесь!

Бухгалтерский учет – это одно из важных направлений деятельности ООО Аудит-Баланс. Бухгалтерский учет — это то, без чего не может существовать ни один бизнес. Без бухгалтерского учета Вы не будете знать свой баланс (доходы и расходы), не сможете правильно уплачивать государству налоги, не сможете правильно оценить состоятельность Вашей организации. Может быть Вы уже банкрот, просто еще не знаете об этом.

Экспертиза бухгалтерского и налогового учета позволит увидеть реальное положение дел в учете, получить письменные рекомендации по исправлению выявленных проблем, устранить недостатки бухгалтерского и налогового учета, выявить скрытые резервы, улучшить экономические показатели деятельности организации, избежать штрафов и претензий со стороны контролирующих органов, повысить эффективность бизнеса для принятия верных решений.

Юридические услуги – это также очень важное направление деятельности ООО Аудит-Баланс. Регистрация — одна их популярных услуг. Без помощи профессиональных юристов невозможно защитить права своей организации в суде. Для многих предпринимател– это способ обеспечить постоянное юридическое сопровождение своего бизнеса, при минимальных затратах. Юридические услуги включают в себя, в том ей тесное сотрудничество с ООО Аудит-Баланс числе, помощь в регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С нашей помощью можно быстро собрать все необходимые документы и зарегистрировать бизнес.

Предложение для Вашего бизнеса

Курсы повышения квалификации бухгалтеров под руководством Арсеньевой Валентины Ивановны, генерального директора ООО Аудит Баланс

Курсы выходного дня (более точную информацию уточняйте по телефону). Стоимость полного курса — 12 тыс. рублей.

Внимание! Образование в Твери, обучение в Твери, компьютерные курсы, курсы для бухгалтера! Курсы в Твери!» Такими объявлениями пестрит Интернет. Но курсы курсам рознь. Бухгалтерские курсы в ООО Аудит Баланс были открыты ещё в 2009 году. Эти курсы рассчитаны на бухгалтера, уже имеющего начальные представления о бухгалтерском учете и некоторый опыт работы бухгалтером, помощником бухгалтера или кассиром. Обучение может проходить либо в рабочие дни по вечерам (с 18 до 21 ч.), либо в выходные дни (суббота и воскресенье с 10 до 14 ч.). Срок обучения — до 2-х месяцев и более, в зависимости от возможностей обучающихся.

На бухгалтерские курсы набирается группа от 6 до 9 человек. На первом занятии определяется средний уровень подготовленности обучающихся и, в зависимости от этого, определяется сложность материала, который будет представлен в ходе обучения. Преподает на курсе Валентина Ивановна Арсеньева. Она способна обучать даже главных бухгалтеров и финансовых директоров организаций. Её опыт и знания бесценны…

Генеральный директор фирмы Аудит-Баланс — Арсеньева Валентина Ивановна является представителем СРО аудиторов Ассоциация «СОДРУЖЕСТВО» в Твери и области. Добро пожаловать на сайт Арсеньевой Валентины Ивановны!

Становление и развитие аудиторской фирмы Аудит — Баланс

Тверская организация ООО Аудит-Баланс — это современная, надежная, динамично развивающаяся компания, которая работает в Твери, в Москве и других городах России. ООО Аудит-Баланс оказывает услуги: аудит, юридическиие услуги и услуги бухгалтерского учета (постановка, ведение или восстановление бухучета, составление и сдача отчетности). Кроме аудита, аудиторы, бухгалтеры и юристы ООО Аудит-Баланс оказывают целый комплекс услуг: налоговые консультации, подготовка к налоговым проверкам, защита прав налогоплательщика, представительство в арбитражных судах, регистрация и перерегистрация фирм (изменений в учредительных документах).

Компания берёт начало с 2005 года. Тогда вся организация сотояла из трех человек. В 2007 году компания расширилась и заняла несколько помещений, а затем открыла компьютерный класс для обучения бухгалтеров. В ООО Аудит-Баланс работают специалисты высокой квалификации, имеющие значительный опыт работы в области аудита, бухгалтерского учета и юридических услуг, а также аутсорсинга и консалтинга. Аудит выполняется с особой тщательностью и объективностью. Тверские, московские и другие российские заказчики услуг остаются довольны качеством услуг. Услуги аудиторов помогают решить многие проблемы бизнеса, снизить риски, связанные с нарушениями в ведении бухгалтерского учета и налогового учёта на предприятии.

Аудиторская фирма ООО Аудит-Баланс гарантирует высокий уровень услуг. Помимо кратковременных отношений с клиентами, ООО Аудит-Баланс осуществляет обслуживание фирм на постоянной основе. Услуги компании особенно актуальны для молодых фирм Твери и Москвы, которым еще трудно самостоятельно ориентироваться на рынке. Доверив выполнение услуг аудиторской фирме ООО Аудит-Баланс, можно сэкономить средства, которые не надо будет тратить на содержание персонала.

Фирма ООО Аудит-Баланс имеет надёжного партнёра — консалтинговую фирму ООО «Аудит и Бизнес», которая кроме оказания консультационных услуг проводит бухгалтерские курсы. Взаимовыгодное сотрудничество даёт неоценимый эффект в деле улучшения качества услуг.

Кто сомневается в нас — звоните, и мы докажем, что мы лучшие в своём деле.

О нашем сайте www.audit-balans.ru

…..Добро пожаловать на сайт ООО Аудит-Баланс г. Тверь! На нашем сайте размещены все актуальные материалы о наших услугах, и о сферах деятельности, в которых мы их оказываем. На сайте имеются два меню: верхнее и боковое. Из верхнего меню Вы сможете подробно узнать о нашей компании ООО Аудит-Баланс, прочитать наши новости, посмотреть список наших клиентов и партнеров. Посмотрев на этот список, вы поймете, что опыт наших аудиторов, бухгалтеров и юристов говорит о их профессионализме. Далее, вы можете узнать наши контакты и схему проезда в наши офисы, если вы пожелаете посетить нашу организацию ООО Аудит-Баланс. Но, это ещё не всё. В разделе «Законы» мы комментируем самые важные изменения в новых законах РФ. В разделе «Бланки и формы» посетители нашего сайта могут смотреть и бесплатно скачать необходимые образцы бухгалтерских документов.

…..Из бокового меню вы сможете узнать об услугах, которые предоставляет Аудит — Баланс. Кроме подробного обзора услуг, мы разместили краткую информацию об общественной, неформальной жизни нашего коллектива. Аудиторы, бухгалтеры и юристы могут не только профессионально работать, но и дружно, весело отдыхать. Аудиторы занимаются творчеством, путешествуют, наслаждаются жизнью.

…..Мы будем размещать на сайте самую актуальную информацию об услугах фирмы, будем стремиться сделать эти услуги более интерактивными. Будем активнее использовать для оказания услуг возможности Интернета. В режиме бесплатной онлайн — консультации, мы будем оказывать информационные услуги нашим клиентам.

…..Добро пожаловать на наш сайт!

Чем полезен наш сайт

Сайт аудиторской фирмы ООО Аудит Баланс г. Тверь создавался не просто, как визитная карточка аудиторской фирмы, но ещё и как место в Интернете, где каждый желающий может получить что-то полезное для себя: одни – понять, что не всё потеряно, что есть фирма и есть аудиторы, консультанты и юристы, которые готовы придти на помощь в ту же секунду, стоит только позвонить и сообщить им о своих проблемах; другие хотят получить аудиторские услуги — провести аудит, чтобы знать – в порядке-ли у них бухгалтерский учет, и реально-ли он отражает положение дел, ведь может случиться такое, что катастрофическая ситуация на предприятии умело завуалирована нарушениями в бухгалтерском учете; третьи просто хотят поставить (восстановить) правильный и полный бухгалтерский и налоговый учет на своём предприятии; четвёртые – получить качественные юридические услуги, которые невозможно получить в других организациях города, например регистрация бизнеса. Пятые хотят обучиться на бухгалтерских курсах.

Кто-то решил подготовиться к налоговой проверке, которую никто не ждёт, но она приходит и вносит порой сумятицу и неопределённость в размеренную до этого жизнь предприятия. Кто-то просто хочет задать нам целую кучу самых разных вопросов, и получить на них исчерпывающие ответы от наших профессионалов. Кто-то хочет воспользоваться справочной информацией, размещённой на страницах нашего сайта или по ссылкам с его страниц. В конце концов, кто-то просто хочет посмотреть – как мы живём, какие песни поём, какие стихи пишем и читаем, чем дышим и что чувствуем в различные моменты нашей жизни…

Все обязательно найдут что-то для себя на страницах нашего сайта. А тех, кто хочет нам помочь его улучшить, что-то подсказать, что-то изменить, мы просим звонить нам, или сообщать о своих пожеланиях по электронной почте. Номера телефонов и адреса электронной почты тоже приведены в соответствующем разделе нашего сайта.

Всем посетителям сайта, и всем добрым людям, желаем здоровья, а также успехов и процветания в бизнесе!

ООО Аудит-Баланс г. Тверь

ВНИМАНИЕ!

Писатель Виктор ПИЛОВАН

предлагает ВАМ свои книги. Вышло уже более 20 книг!

ПРИОБРЕСТИ КНИГИ можно на сайтах

Ведение

1. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки

2. Объем и стадии аудиторской проверки

3. Источники информации и методы аудиторской проверки

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Аудит — это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники и прежде всего коллективные собственники — акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

В России за последние годы проведена определенная работа по становлению института аудиторства. Принят Указ Президента об аудиторской деятельности в РФ № 2263 от 22.12.93. Этим Указом утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, образована Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. За период после принятия данного Указа Правительством РФ утвержден ряд нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации, определены порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности, определены субъекты, которые должны подвергаться обязательному аудиту,

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности аудита и аудиторской деятельности и организации аудиторских проверок бухгалтерской отчетности.

1. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки

К основным законодательным и нормативным документам, на основании которых составляется отчетность, относятся:

Гражданский кодекс «РФ.

Налоговый кодекс РФ.

Закон РФ № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» (с последующими изменениями и дополнениями).

Положение о ведении бухгалтерского учета и отчетности в РФ (утв. Приказом МФ РФ № 34н от 26 июля 1998 г.).

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. Приказом МФ РФ № 43н от 6 июля 1999 г.).

Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (утв. Приказом МФ РФ № 4 от 13 января 2000 г.).

Методические рекомендации о порядке формирования показаний бухгалтерской отчетности организации (утв. Приказом МФ РФ № 60н от 28 июня 2000 г.).

Этими документами должны руководствоваться бухгалтерские службы экономических субъектов при составлении бухгалтерской (Финансовой) отчетности.

Проверка отчетности — это в первую очередь проверка соответствия составленных форм отчетности экономического субъекта, приложений к ним и пояснительной записки, а также всех необходимых расчетов, деклараций, справок и т.д. законодательным и нормативным документам. Тем более что согласно закону «Об аудиторской деятельности» в РФ основная цель аудита состоит в подтверждении достоверности отчетности, а также ее соответствия по составу и формам действующему законодательству.

В этой связи можно выделить следующие направления проверки на соответствие:

Федеральному закону «О бухгалтерском учете»;

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;

Налоговому кодексу РФ, ч. 1.

При осуществлении проверки выполнения экономическим субъектом положений законодательных и других нормативных актов, без соблюдения которых невозможно оценить достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта, целью является установление требований к аудиторской фирме или аудитору, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя.

Задачами являются:

а) формулировка основных требований по учету нормативных документов в ходе проверки;

б) определение действий аудитора при выявлении фактов нарушений проверяемым экономическим субъектом требований нормативных документов;

в) отражение в рабочей документации аудитора фактов нарушений требований нормативных документов.

При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным актам. Аудитор проверяет соответствие совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Цель проводимого аудита не состоит в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности экономического субъекта применяемому законодательству.

Выявленные аудитором нарушения могут влиять:

а) существенно на величину показателей бухгалтерской отчетности;

б) несущественно на величину показателей бухгалтерской отчетности, но могут нанести ущерб экономическому субъекту, его участникам, государству или третьим лицам.

В случае неоднозначной трактовки аудиторской организацией и проверяемым экономическим субъектом нормативных документов аудитору следует произвести оценку существенности влияния спорного нормативного документа на оценку достоверности отчетности в целом в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности».

Если влияние спорного нормативного документа существенно, аудитор может по согласованию с экономическим субъектом предпринять одно или несколько из следующих действий:

а) направить письменный запрос от своего имени в орган, являющийся источником спорного нормативного документа, если при этом не существует лимита времени на получение ответа на запрос;

б) письменно предупредить руководство проверяемого экономического субъекта о невозможности выдачи, безусловно, положительного аудиторского заключения.

Если влияние спорного нормативного документа несущественно, то факт разногласий может быть отмечен в письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Ответственность руководителей экономического субъекта за несоблюдение нормативных актов:

1. Аудиторская организация не несет ответственности за невыполнение руководством экономического субъекта и его экономическими и производственными подразделениями требований нормативных актов Российской Федерации. Ответственность за соблюдение установленных этими актами норм и правил несет руководство экономического субъекта. В ходе проверки аудитор должен исходить из того, что экономический субъект руководствуется в своей деятельности установленными нормативными актами до тех пор, пока не получит доказательств противного.

2. При проверке соблюдения нормативных актов экономическим субъектом аудитор должен установить:

а) обеспечивается ли персонал экономического субъекта необходимыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению;

б) привлекаются ли специалисты аудиторских и юридических организаций для получения работниками экономического субъекта необходимых консультаций по бухгалтерскому учету, налогообложению и применению хозяйственного и иного законодательства Российской Федерации;

в) разработаны ли внутренние рабочие документы, определяющие учетную политику, схемы документооборота и визирования, совершаемых хозяйственных и финансовых операций, установлен ли контроль за их соблюдением;

г) применяются ли меры воздействия (и какие) на персонал экономического субъекта при несоблюдении требований нормативных актов;

д) осуществляется ли предварительный контроль законности планируемых крупных сделок с обязательным участием юриста, а также с выработкой решения по отражению планируемой сделки в учете и порядка ее налогообложения.

2. Объем и стадии аудиторской проверки

Определение объема аудиторской проверки является предметом профессионального суждения аудитора о характере и масштабе работ, проведение которых необходимо для достижения целей аудита и диктуется обстоятельствами проверки.

Аудиторской организации при определении объема аудита следует исходить из требований нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность, положений договора аудиторской организации с экономическим субъектом и конкретных особенностей проверки с учетом полученных знаний о деятельности экономического субъекта.

Аудиторская организация должна и вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур; затратах времени; количестве и составе специалистов, требующихся для осуществления полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного аудиторского заключения.

Основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают:

а) планирование аудита;

б) получение аудиторских доказательств;

в) использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта, третьими сторонами;

г) документирование аудита;

д) обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования состоит в том, чтобы организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.

Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Понимание деятельности экономического субъекта» и «Планирование аудита».

В ходе аудита, как правило, из нескольких источников и разными методами должно быть получено достаточное количество качественных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. При проведении аудита следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. Тем не менее, сложность и трудоемкость осуществления той или иной процедуры не могут считаться основанием для отказа от нее, если необходимость проведения данной процедуры обусловлена обстоятельствами проверки.

При получении аудиторских доказательств аудиторская организация должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности», «Аудиторские доказательства», «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «Аналитические процедуры», «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита», «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта». Где применимо в соответствии с обстоятельствами проверки, следует исходить из положений правил (стандартов) аудиторской деятельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» и «Аудиторская выборка».

Аудит и бухгалтерский учет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *