Аттестации рабочих мест труда

Содержание

Права аттестующих организаций

Профильные фирмы не только знают, как провести спецоценку рабочих мест, но и вправе самостоятельно определять методику испытаний. Привлекаемые на основе договоров гражданско-правового характера специалисты изучают структуру штата проверяемой организации, устанавливают количество и профессиональный уровень инженеров, состав тестового оборудования.

Поскольку аттестация рабочих мест проводится не реже чем один раз в пять лет, изучение готовности предприятия к безопасному производственному процессу начинается с изучения действующей документации на местах. Одним из вопросов, который часто отражается в результатах проверки, является обновление карточек аттестации согласно требованиям законодателя.

В условиях нехватки штатных специалистов такие вопросы, как спецоценка рабочих мест и кто обязан проводить, часто полностью возлагаются на сторонние организации. В этом случае перед началом проведения испытаний проверяющие могут запросить разъяснения и копии имеющейся документации для принятия решения по приему фирмы на аутсорсинг.

Полномочия, которыми наделяются аттестационные комиссии

К концу 2018 года законодатель требует провести ревизии рабочих мест по новым правилам. Официальные надзорные органы могут не выяснять, с какой периодичностью проводится аттестация рабочих мест на предприятии, но обязательно проверят факт привлечения аккредитованных юридических лиц. Чтобы обеспечить должное качество проверок на местах и упредить поводы для прений с властями, локальные комиссии должны выполнять следующее:

  • формировать пакеты документации, включающие методические материалы, внутренние акты и карты аттестации;
  • определять перечень рабочих мест, которые должны подвергаться ревизии, факторы опасности, параметры, подлежащие изучению;
  • вносить предложения по улучшению производственной зоны, изменения наименований должностей, определять, что такое рабочее место для проведения спецоценки;
  • проводить нумерацию мест исполнения трудовых обязанностей;
  • разрабатывать редакции дополнительных соглашений к договорам с сотрудниками в целях приведения договоров в соответствие с требованиями закона, назначения выплат и компенсаций за вредные условия.

Наиболее важными вопросами при проведении спецоценки рабочих мест и уточнении таких вопросов, на какой срок проводится, являются выработка плана мероприятий по устранению имеющихся нарушений, выявление источников финансирования для приведения рабочих мест в нормативное состояние.

Последние изменения в законе

Главным изменением стала не только смена названия процесса, в корне изменилась и сама процедура. Важным моментом стало и существенное ужесточение наказания за нарушение требований, установленных законодательством.

Как отмечают специалисты, введение полностью нового механизма связано с тем, что аттестация рабочих мест, проводимая ранее, не давала нужного эффекта и не могла обезопасить рабочих. Нововведение должно дать стимул предпринимателям относиться с должным вниманием к спецоценке, а санкции призваны обеспечить принудительное выполнение установленных правил.

По статистике, 35% всех нарушений – это допуск тех сотрудников к рабочим местам, которые не прошли инструктаж по охране труда.

Некоторые просто расписались, не уделив внимания изучению правил техники безопасности. Чуть меньше процентов набрало отсутствие у работников средств индивидуальной либо коллективной защиты. Тройку «лидеров» замыкает непроведение аттестации.

Не лишним будет напомнить руководителям и сотрудникам бухгалтерии о том, что во время сдачи отчетности в Фонд соцстраха нужно будет указать на наличие проведенной спецоценки. Данное требование предъявлено с 1 января 2015 года. По результатам оценки осуществляется присвоение каждому рабочему месту класса вредности. Это и определит размер страховых взносов, вносимых в Пенсионный Фонд. Действует прямопропорциональная зависимость – чем больше вредность (класс), тем большим будет пенсионный взнос.

Если вам кажется, что это пустяки, то обратите внимание на то, что отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фонд Соцстраха, а также расчету пенсионных взносов. Таким образом, начинает расти «снежный ком» нарушений действующего законодательства, следовательно, и санкций за их несоблюдение.

Что нужно делать теперь?

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива. Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны. Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.

Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения: и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:

  • принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
  • сотрудников, работающих на дистанционной основе;
  • сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности. Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима. До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.

Для проведения данной спецоценки привлекается специальная организация, эксперты которой профессионально проводят оценку условий труда.

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации. Но не более чем до 31 декабря 2018 года. Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.

Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости. Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2018 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы. Об этом идет речь в специально изданном Письме Минтруда РФ.

Подробная информация о проведении спецоценки — на следующем видео:

Кто и каким образом проводит специальную оценку?

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая. Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Необходимость во внеплановой оценке возникает в случае смены офиса и введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Она должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.

Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:

  • при изменении технологического процесса;
  • замене оборудования;
  • при изменении составов применяемого сырья или материала;
  • после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
  • по запросу профсоюза;
  • при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.

Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.

Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух.

Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы. Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.

Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении. Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор. Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель. В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:

  • перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
  • протоколы всех измерений и испытаний;
  • заключения экспертов;
  • и др.

Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.

В этой статье вы можете посмотреть правила и образец заполнения спецификации к договору поставки.

Если вас интересует, что такое факторинг и какие его виды бывают, прочитайте об этом .

Возможные штрафы и другие санкции

Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:

  • Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
  • Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.

Для сравнения приведем прежние суммы санкций:

  • индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
  • юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.

Повторное нарушение грозит ИП штрафом в тридцать-сорок тысяч рублей, юрлицам – от ста до двухсот тысяч рублей.

Так что стоит задуматься, что лучше — позаботиться о правильности оценки рабочего места или заплатить штраф, а то и потерять прибыль, которая не будет получена из-за приостановления деятельности фирмы либо индивидуального предпринимателя.

Несчастный случай на предприятии при отсутствии спецоценки – это прямое доказательство виновности работодателя для суда. В таком случае данное деяние подпадает уже не под административные санкции, а под уголовные. Наказанием служит: штраф – до 400 000 рублей, исправительные работы на 2 года, принудительные работы до года либо лишение свободы сроком до года.

Требования к аттестации рабочих мест

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», каждый работодатель обязан обеспечивать проведение мониторинга условий труда (специальную оценку условий труда) сотрудников на соответствие нормам и устранять нарушения, угрожающие жизни и здоровью работников. Работодатель должен следить за состоянием производства, оценивать уровень опасности тех или иных производственных факторов, а также стремиться минимизировать эти факторы. Такой комплекс мер широко известен как аттестация рабочих мест. Отметим, что сегодня в законодательстве фигурирует иное обозначение процесса — «специальная оценка условий труда», или СОУТ. Новый термин пока не прижился в сфере практического применения, поэтому зачастую в качестве его синонима используют более привычное сочетание «аттестация рабочих мест». Так для удобства читателя поступим и мы.

Важно знать
Ключевое отличие СОУТ от аттестации рабочих мест — наличие в рамках СОУТ этапа идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Последняя проводится путем:

  • изучения предоставленных работодателем данных;
  • обследования рабочих мест;
  • опроса работников или их руководителей.

Итак, цель аттестации — устранение выявленных нарушений в части условий труда (например, неполадок в работе оборудования, отклонений каких-либо показателей от нормы (концентрация вредных веществ в воздухе, воде и т.д.)), угрожающих жизни и здоровью работников, или установление факта отсутствия таковых нарушений. Комплекс перечисленных мер реализуется в несколько этапов:

  • подготовка к проведению оценки условий труда;
  • идентификация и декларирование опасных производственных факторов;
  • исследование выявленных нарушений;
  • оценка полученного результата.

По итогам мониторинга работодатель обязан привести условия труда к показателям нормы (при несоответствии).

Аттестация рабочих мест необходима любому бизнесу, но есть организации, для которых ее проведение обязательно. Это прежде всего предприятия, сотрудники которых работают:

  • со сложным технологическим оборудованием;
  • оборудованием, находящимся под высоким напряжением, либо работа которого сопряжена с риском радиационного заражения работника;
  • с транспортными средствами, а так же с эксплуатацией и транспортировкой опасного сырья (например, химикатов) и др.

Оценку условий труда может проводить только организация, удовлетворяющая определенному набору критериев. Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ, такая организация должна иметь не менее пяти сертифицированных экспертов, среди которых хотя бы один должен иметь высшее образование в сфере гигиены труда, общей гигиены или в области санитарно-гигиенических лабораторных исследований. В ее структуре должна быть испытательная лаборатория, аккредитованная на проведение измерений вредных и/или опасных производственных факторов. Кроме того, организация должна быть включена в реестр компаний, проводящих специальную оценку условий труда (размещен на сайте Минтруда России akot.rosmintrud.ru/sout/organizations), либо в реестр компаний, оказывающих услуги в области охраны труда (akot.rosmintrud.ru/ot/organizations) и имеющих право проводить специальную оценку условий труда по переходным положениям ст.18 Федерального закона № 426-ФЗ.

Кстати
Аттестацию рабочих мест работодатель проводит обязательно по требованию Федерального закона № 426-ФЗ. Проведение аттестации обычно положительно сказывается на атмосфере в коллективе, поскольку демонстрирует неравнодушное отношение к подчиненным.

К сожалению, человеческий фактор (например, халатность) оценить сложнее, чем какие-либо количественные показатели. Но профессиональные эксперты могут заметить явные нарушения со стороны персонала и проинформировать об этом ответственных лиц. Таким образом, своевременный мониторинг условий труда и устранение несоответствий избавляет организацию от многих проблем.

Как проводится аттестация рабочих мест: этапы процедуры

Как именно происходит СОУТ и какова роль в этом процессе поставщика услуг по аттестации рабочих мест? Алгоритм действия последнего зафиксирован в основополагающем законе № 426-ФЗ, а также в приказе Минтруда России от 24.01.2014 №33н. В последнем приведены методика проведения оценочных работ, классификатор вредных и/или опасных производственных факторов, форма отчета о проделанной работе и инструкция по его заполнению. Остановимся подробнее на процессе проведения аттестации.

  • Подготовка к процедуре. По инициативе работодателя создается комиссия по проведению СОУТ с нечетным количеством представителей, куда должны входить специалист по охране труда, члены профсоюза, представители работодателя. После этого комиссия прописывает и утверждает график и перечень работ.
  • Выявление потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Далее проводится проверка действующих условий труда (например состояния оборудования) и выявление опасных и вредных факторов. Проводя эту работу, эксперты учитывают результаты прошлой аттестации и статистику несчастных случаев на производстве.

На заметку
Работодателю необходимо помнить, что выявление потенциально вредных и/или опасных факторов не производится на рабочих местах сотрудников, которым назначена досрочная пенсия по старости или компенсация за вредность труда. Также идентификация вредных и опасных производственных факторов не проводится на рабочих местах, где их наличие уже было ранее установлено экспертами при проведении аттестации или СОУТ.

  • Испытания/измерения вредных и/или опасных факторов. В том случае, если в процессе проверки были выявлены вредные и/или опасные факторы, они должны быть исследованы испытательной лабораторией, экспертами или иными уполномоченными лицами. При необходимости проводится измерение показателей.
  • Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности/опасности к классам и подклассам. После испытаний производственных факторов эксперты производят классификацию условий труда, на которых эти факторы были зафиксированы. Условия труда относят к одному из четырех классов:
    • оптимальные (опасности нет, или она в пределах нормы);
    • допустимые (вред, наносимый работой организму, исчезает после отдыха: например, усталость глаз);
    • вредные (вред, наносимый организму, может вызвать профессиональные заболевания, грозящие временной или постоянной потерей трудоспособности (к примеру, язва желудка у диспетчеров авиакомпаний));
    • опасные (труд может вызвать острое профессиональное заболевание или угрожает жизни (например, травмы промышленных альпинистов)).
  • Оформление результатов СОУТ. Результаты предоставляются в виде отчета. В нем содержится:
    • информация о компании, проводившей СОУТ;
    • перечень рабочих мест и выявленных на них опасных или вредных факторов;
    • протоколы измерений;
    • заключение экспертов.

    Не позднее чем через 30 календарных дней после утверждения отчета работодатель раскрывает его содержание персоналу и размещает документ на сайте организации в открытом доступе. После этого принимаются меры по улучшению условий труда (например, устраняется неисправность приборов и т.д.) или выдается компенсация (увеличение заработной платы или пенсии, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, дополнительное страхование и др.).

Оформление и срок действия декларации соответствия условий труда

Если после проведения аттестации рабочих мест опасных или вредных производственных факторов не обнаружено, работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местный орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение трудового законодательства.

Эта декларация действует в течения пяти лет с момента утверждения отчета об аттестации. Если же во время этого срока с кем-либо из работников произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается. Решение об этом принимает уполномоченный орган исполнительной власти, его представители обязаны сделать соответствующую запись в реестре декларации не позже чем через десять дней после происшествия. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникло, то ее действие продлевается на следующие пять лет.

Когда в компании организуются новые рабочие места, вводится в эксплуатацию новое оборудование или сырье, происходит изменение технологических процессов на производстве, то работодатель должен провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже при наличии действительной декларации соответствия. Также работодатель может получить предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, если в ходе проведения федерального надзора за соблюдением трудового законодательства были выявлены нарушения.

Проведение аттестации рабочих мест может не только избавить работодателя от штрафов за какие-либо нарушения, но и сэкономить средства на страховые отчисления. Компании, проводящие специальную оценку условий труда, могут рассчитывать на скидку до 40% к тарифу на обязательное социальное страхование. Поэтому проведение добровольной аттестации рабочих мест — это еще и выгодно для бизнеса.

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Трудовым кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» на работодателей возложена обязанность периодически проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Соответственно все предприятия, учреждения и организации должны планировать мероприятия по аттестации рабочих мест.

С целью повышения эффективности изучения поставленного вопроса повторим некоторые определения, данные в разделе 2 настоящего пособия, и введём ряд новых понятий.

Рабочая зона — пространство, ограниченное по высоте 2 метра над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих.

Рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Постоянное рабочее место — место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50% или более 2 часов непрерывно). Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работающего в определённых условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работающего в определённых условиях приводит к травме или другому внезапному ухудшению здоровья.

Травмобезопасность — соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, установленных нормативными правовыми актами по охране труда и исключающих возможность травмирования работающих.

Тяжесть труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.).

Тяжесть труда характеризуется массой поднимаемого (перемещаемого) груза, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса и др.

Напряжённость труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств и эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряжённость труда, относятся:

  • интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки;
  • степень монотонности нагрузок;
  • режим работы.

Аттестация рабочих мест выполняется в соответствии с «Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утверждённом постановлением Минтруда России N12 от 14 марта 1997 года. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях:

  • планирования мероприятий по охране труда;
  • последующей сертификации работ на соответствие требованиям по охране труда;
  • обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжёлых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание;
  • ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах и др.

Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией с учётом изменений условий труда, но не реже одного раза в 5 лет. Для организации и проведения аттестации рабочих мест работодатель приказом образует аттестационную комиссию организации и, при необходимости, комиссии в структурных подразделениях.

Аттестационная комиссия решает следующие задачи:

  • формирует нормативно-справочную базу для проведения аттестации рабочих мест;
  • проводит инвентаризацию рабочих мест и составляет перечень постоянных рабочих мест. При этом могут быть использованы «Рекомендации по разработке перечня постоянных рабочих мест», изложенные в письме Минтруда России N134-ВК от 24 января 1995 года;
  • присваивает коды производствам, подразделениям, рабочим местам;
  • составляет перечень опасных и вредных факторов производственной среды и выполняет их измерение аттестованными приборами;
  • определяет показатели тяжести и напряжённости трудового процесса, подлежащих оценке на каждом рабочем месте;
  • выполняет оценку условий труда, оценку травмобезопасности оборудования и приспособлений;
  • по результатам аттестации принимает решение по дальнейшему использованию рабочих мест;
  • разрабатывает предложения по улучшению и оздоровлению условий труда;
  • вносит предложения о готовности организации (подразделения) к сертификации на соответствие требованиям по охране труда.

На каждое рабочее место (или группу аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих мест) составляется карта аттестации рабочего места (рабочих мест). Форма и порядок заполнения карт аттестации рабочих мест определены вышеназванным «Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Оценка фактического состояния условий труда по степени вредности и опасности производится в соответствии с руководством «Р 2.2.755-99. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряжённости трудового процесса» на основе сопоставления результатов измерений всех опасных и вредных факторов производственной среды, тяжести и напряжённости трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормами. По результатам таких сопоставлений определяется класс условий труда, как для каждого фактора, так и для рабочего места в целом.

Условия труда подразделяются на 4 класса:

  • оптимальные,
  • допустимые,
  • вредные,
  • опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) — такие условия труда, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и обеспечивается высокий уровень работоспособности.

Оптимальные нормативы установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) — условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов производственной среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест. Регламентированный отдых полностью восстанавливает функциональное состояние организма. Отсутствует негативное влияние на состояние здоровья работающих и их потомство.

Вредные условия труда (3 класс) — условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих, подразделяются на 4 степени вредности:

  • 1 степень 3 класса (3.1) — условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;
  • 2 степень 3 класса (3.2) — условия труда, характеризующиеся уровнями вредных факторов» приводящие к таким функциональным изменениям, которые увеличивают производственно-обусловленную заболеваемость и приводят к появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний;
  • 3 степень 3 класса (3.3) — условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести в периоде трудовой деятельности, росту производственно-обусловленной заболеваемости;
  • 4 степень 3 класса (3.4) — условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний, отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) условия труда, характеризующиеся уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.

При оценке травмобезопасности классифицируются следующие условия труда:

Оптимальные (класс 1) — оборудование и инструмент полностью соответствуют стандартам и правилам. Установлены и исправны требуемые средства защиты. Проводится инструктаж, обучение и проверка знаний по безопасности труда;

Допустимые (класс 2) — повреждения и неисправности средств защиты не приводят к нарушению их защитных функций (частичное загрязнение сигнальной окраски, ослабление отдельных крепёжных деталей и т.п.);

Опасные (класс 3) — средства защиты рабочих органов и передач (ограждения, блокировки, сигнальные устройства и др.) отсутствуют, повреждены или неисправны. Отсутствуют или не соответствуют установленным требованиям инструкции по охране труда. Не проводится обучение по безопасности труда.

Рабочее место считается аттестованным, если на рабочем месте отсутствуют (или соответствуют допустимым величинам) опасные и вредные производственные факторы, а также выполняются требования по травмобезопасности.

При отнесении условий труда к 3 классу рабочее место признается условно аттестованным с указанием соответствующего класса и степени вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4, а также 3.0 — по травмобезопасности) и внесением предложений по приведению его в соответствие с нормативными требованиями по охране труда.

При отнесении условий труда к 4 классу рабочее место признаётся неаттестованным и подлежит ликвидации или переоснащению.

Результаты работы аттестационной комиссии организации оформляются протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда. К протоколу прилагаются:

  • карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • ведомости рабочих мест и результаты их аттестации по условиям труда, подготовленные в подразделениях организации;
  • сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации;
  • план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.

Документы аттестации рабочих мест являются материалами строгой отчётности и подлежат хранению в течение 45 лет.

Государственный контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы государственной экспертизы условий труда, организационно представленных в Минтруде России и администрациях (правительствах) субъектов Российской Федерации.

В 2002 и 2003 годах постановлениями Правительства РФ и постановлениями Минтруда России было разрешено до 20% сумм страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний направить на:

  • финансирование работ по аттестации рабочих мест;
  • проведение периодических медицинских осмотров;
  • приобретение санаторно-курортных путёвок;
  • приобретение средств индивидуальной защиты и приборов для контроля условий труда.

Подобная практика перераспределения средств вероятна и в будущем.

Производственный контроль для офисных рабочих мест

17.10.2017

Игорь Чеботнягин, директор по развитию направления «Охрана труда и экология» Группы компаний SRG

Все индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны проводить производственный контроль. По сути, это контроль работодателя за тем, чтобы в организации соблюдались требования санитарных правил и проводились профилактические мероприятия. Сегодня производственный контроль с проведением лабораторных измерений — один из самых эффективных методов контроля за условиями труда на рабочих местах. Однако лабораторные измерения в отношении офисных рабочих мест — вопрос спорный. Рассмотрим его детальнее.

Объекты производственного контроля

В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ проведение производственного контроля обязательно для всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Положения Постановления Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарных правил — СП 1.1.1058–01» от 13 июля 2001 года № 18 (далее — СП 1.1.1058–01) конкретизируют это требование, устанавливая, что каждое предприятие должно разработать и утвердить программу (план) производственного контроля (далее — программа ПК).

Важная часть программы ПК — перечень факторов и объектов контроля, в отношении которых необходимо проводить лабораторные измерения (п. 3.3 СП 1.1.1058–01). Объектами контроля являются:

  • производственные и общественные помещения, здания, сооружения;

  • санитарно-защитные зоны;

  • зоны санитарной охраны;

  • оборудование;

  • транспорт;

  • технологическое оборудование, технологические процессы;

  • рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Проведение лабораторных измерений в отношении офисных рабочих мест: две позиции

Перечень, объем и периодичность производственных факторов, подлежащих инструментальному лабораторному контролю, предприятие должно определить самостоятельно, руководствуясь санитарно-эпидемиологической характеристикой производства, наличием вредных производственных факторов, а также степенью их влияния на здоровье человека и среду его обитания (п. 2.5 СП 1.1.1058–01).

Согласно п. 4.1 СП 1.1.1058–01 в обязательном порядке лабораторные измерения требуется проводить на таких объектах (видах деятельности):

  • промышленные предприятия (объекты);

  • водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенные в черте городских и сельских поселений;

  • объекты водоснабжения;

  • общественные здания и сооружения, в которых осуществляется фармацевтическая и/или медицинская деятельность;

  • производство и/или оказание дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств (услуг).

В связи с этим возникает вопрос: необходимо ли включать в программу ПК проведение лабораторных измерений в отношении офисных рабочих мест, располагающихся вне объектов, упомянутых выше?

Отметим, что сегодня нет единого мнения по этому поводу. Так, существуют две позиции, противоположные друг другу и подтвержденные материалами судебной практики.

1. Проведение лабораторных измерений в рамках производственного контроля не требуется

Логика сторонников данной позиции основывается на том, что в п. 4.1 СП 1.1.1058–01 перечислен исчерпывающий перечень объектов, на которых проведение лабораторных исследований обязательно. Поскольку офисные рабочие места на непромышленных предприятиях не входят в данный перечень объектов, обязательность проведения инструментальных измерений в рамках производственного контроля отсутствует (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 декабря 2010 года по делу № А33-8138/2010, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 августа 2015 года по делу № А32-6966/2014).

2. Проведение лабораторных измерений в рамках производственного контроля обязательно

Сторонники второй позиции полагают, что п. 4.1 СП 1.1.1058–01 не исключает обязательность проведения лабораторных измерений, если иные санитарные нормы устанавливают данную обязательность в каких-либо других случаях. Так, на офисные рабочие места распространяются положения СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03, устанавливающие гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и условиям труда при работе с их использованием.

Предприятия в случае эксплуатации ПЭВМ обязано проводить производственный контроль (пп. 1.8 и 14.4 Постановления главного государственного санитарного врача РФ «О введение в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03» от 3 июня 2003 года № 118, далее — СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03). При этом п. 14.3 СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 устанавливает обязательность именно инструментального контроля.

Таким образом, ряд судебных органов, принимая во внимание п. 4.1 СП 1.1.1058–01, делают вывод о том, что проведение лабораторного контроля на рабочих местах, связанных с использованием ПЭВМ, обязательно (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 сентября 2013 года по делу № А58-6877/2012, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 сентября 2016 года № Ф09-8469/16).

Дополнительно, Свердловский областной суд в своем решении от 29 марта 2016 года по делу № 72-350/2016 принимает во внимание и акт проверки Роспотребнадзора, в котором был сделан вывод о воздействии на работников неблагоприятных факторов в связи с контактом с электронно-вычислительными машинами в процессе выполнения трудовых обязанностей. Суд посчитал это достаточным основанием для того, чтобы сделать вывод об обязательности проведения лабораторных измерений на подобных рабочих местах.

На наш взгляд, вторая позиция наиболее обоснована. Так, пп. б) п. 2.4 СП 1.1.1058–01 однозначно устанавливает, что лабораторные исследования при производственном контроле проводятся в случаях, предусмотренных СП 1.1.1058–01 и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. В связи с этим, если необходимость измерений предусмотрена какими-либо санитарными правилами для определенных категорий помещений, зданий, сооружений или рабочих мест, не поименованных в СП 1.1.1058–01, то проведение данных измерений обязательно.

Однако вне зависимости от наличия или отсутствия судебных решений данный вопрос стоит рассматривать и с точки зрения организации безопасного труда. Сегодня производственный контроль с проведением лабораторных измерений — один из самых эффективных методов контроля за условиями труда на рабочих местах (при должном соблюдении периодичности). Кроме того, при оценке профессиональных рисков, являющейся обязательным элементом системы управления охраной труда, результаты производственного инструментального контроля также могут быть необходимой основой.

Весьма распространен миф о том, что на офисных рабочих местах все в порядке и ни о какой опасности и вредности там не может быть и речи. С этим нельзя согласиться. Плохое искусственное освещение, повышенная или пониженная температура в помещении, отсутствие окон и вентиляции — вот далеко не полный перечень часто встречающихся проблем.

Проверка обоснованности жалоб сотрудников на условия труда, разработка мероприятий по улучшению, контроль успешности их реализации — это задачи, которые сегодня решаются с помощью инструментального контроля. Причем важность их решения диктуется не только вопросами безопасности труда, но и вопросами повышения производительности труда и эффективности бизнеса.

Поделиться: Вернуться в раздел

Производственный контроль – это контроль за соблюдением санитарных норм и правил, гигиенических нормативов и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Обязанность по организации и осуществлению производственного контроля лежит на всех без исключения работодателях, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ в редакции от 18 апреля 2018 года.

Производственный контроль на предприятии проводится независимо от результатов специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест, наличия или отсутствия превышений допустимого уровня воздействия соответствующих вредных и опасных факторов.

В настоящее время порядок выполнения производственного контроля установлен СП от 13.07.2001 №1.1.1058-1 (с изменениями от 27.03.2007).

Целью производственного контроля является обеспечение безопасности для человека и среды его обитания, путем выполнения санитарных норм и правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также организации и осуществления контроля за их соблюдением.

Объектами производственного контроля являются:

  • производственные и общественные помещения, здания, сооружения;
  • санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны;
  • транспорт;
  • технологическое оборудование и технологические процессы;
  • рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг (в том числе на выделенных участках работ на территории заказчика);
  • сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Производственный контроль на предприятии включает мероприятия, направленные на поддержание и обеспечение безопасного уровня производственного воздействия на человека и его среду обитания, а также на предупреждение возможного негативного воздействия. Полный перечень мероприятий производственного контроля указан в п. 2.4 СП от 13.07.2001 № 1.1.1058-01.

Все необходимые лабораторные исследования и испытания выполняются лабораторией, аккредитованной в установленном порядке.

Объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.

Все это отражается в программе (плане) производственного контроля. Как разработать программу производственного контроля? >>>

Согласно указаниям санитарных норм и правил, а также общепринятой практике, периодичность производственного контроля физических факторов проводится один раз в год, но может быть установлен иной срок, в соответствии с вашей программой производственного контроля.

В типовых программах производственного контроля на предприятиях рекомендуется проводить указанные замеры:

  • от 1 раза в квартал для некоторых химических веществ;
  • 2 раз в год для микроклимата;
  • 1 раз в год для освещённости и ряда других факторов включая химические, ЭМИ, шум, вибрацию. Последние могут проводится 1 раз в 3 года, но не реже 1 раз в 5 лет.

До 2007 года ППК утверждалась в Роспотребнадзоре. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 № 13, внесены изменения в СП 1.1.1058-01 и такая необходимость отменена. Программа производственного контроля утверждается руководителем организации. Проверка правильности разработки ППК проверяется инспектирующими специалистами Роспотребнадзора во время соответствующих проверок. При выполнении измерений, специалисты лаборатории нашего Центра могут проконсультировать о правильности указания периодичности проведения измерений.

Не проведение производственного контроля является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Ответственность за данное нарушение установлена статьей 6.3 КоАП РФ:

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа
На граждан В размере от 100 до 500 рублей
На должностных лиц В размере от 500 до 1 000 рублей
На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица В размере от 500 до 1 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
На юридических лиц В размере от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Зачем нужна аттестация рабочих мест

Хоть за не прохождение такой аттестации и предусмотрено серьезное наказание, но далеко не все индивидуальные предприниматели вообще знают о такой процедуре. Итак, аттестация рабочих мест – это комплекс замеров, которые проводятся в целях проверки на соответствие нормативам, предусматривающим сохранение здоровья сотрудника при выполнении должностных обязанностей. Аттестация, проводимая по четким правилам и регламентам, позволяет проанализировать и оценить риски сотрудников, связанные с профессиональной деятельностью.

Так же в процессе проверки рабочих мест устанавливается соответствие условий труда на каждом рабочем месте предприятия нормативам, которые установлены государственными медицинскими и социальными органами. Если предприятие принимает на себя обязательства по выплатам и компенсациям в случае, если работник пострадал на производстве и получил вред здоровью, то во время аттестации рабочих мест может быть выявлено соответствие указанных в обязательствах сумм за возможный вред здоровью размеру предполагаемого ущерба.

Следующая функция аттестации весьма практична – это разработка мер по охране труда с нуля или доработка и совершенствование существующих мер по охране труда. Эта полезная и так сказать «побочная» функция позволит сэкономить средства на оплате по договору услуг инженера по ТБ.

Аттестация рабочих мест многими считается пережитком советских времен, когда она была обязательной и бесплатной. Но она существовала все годы и существует и на сегодняшний момент, только ранее соблюдению этого требования никто особо внимания не уделял, никакие проверяющие органы не проверяли наличие аттестации. Поэтому со временем и забыли директора предприятий о необходимости ею заниматься, и вспоминали только тогда, когда происходил несчастный случай.

С 26 апреля 2011 года Министерство здравоохранения и социального развития издает приказ об ужесточении проверки аттестации рабочих мест, об усиления контроля за проводимыми мероприятиями, о введении новых, более строгих, правил проведения аттестации. К примеру, если до этого времени предприятия могли проводить аттестацию рабочих мест самостоятельно, привлекая со стороны инженеров и специалистов по ТБ, то после приказа в данных действиях может принимать участие только сертифицированные организации, которые имеют разрешения на проведение подобных экспертиз. Но одно оставалось таким же, как и прежде. Работодатель должен сам организовать экспертизу рабочих мест, сам оплатить услуги аттестующей компании, сам определить удобное время и обеспечить полный доступ проверяющим к рабочим местам.

Какие профессии должны проходить аттестацию

Этот вопрос наиболее часто сотрудникам инспекции по труду и инженерам по ТБ задают руководители предприятий. Ответ на него очень простой и совершенно не удешевляющий процедуру экспертизы. Аттестацию рабочих мест должны проходить не должности, а сами рабочие места, то есть то пространство, где работник выполняет свои служебные обязанности. Так что в этом процессе не идет речь о конкретном человеке и его должности.

Составление перечня рабочих мест для аттестации

Прежде, чем проверяющие придут к вам на предприятие с замерами, предпринимателю или руководителю компании надо будет приготовить списки рабочих мест с подробными характеристиками. Требования проведения аттестации рабочих мест говорят о том, что необходимо напротив описания рабочего места указать должность сотрудника, работающего на данном месте, его ФИО, профессию сотрудника. Эта процедура именуется составлением перечня рабочих мест, подлежащих аттестации.

Подробная информация указывается для того, чтобы проверяющий представил, кто, как и над чем работает, находясь на данном рабочем месте. Сотрудник аттестующей компании уже из этой информации могут сделать первичные выводы, определят характер операций, которые осуществляет работник, факторы среды производства, которые могут влиять на здоровье и самочувствие сотрудника, этапы трудового процесса, которые отражаются на человеке, уровень травмоопасности, обеспеченность средствами ТБ и ОТ, индивидуальными и коллективными.

Интересно, но факт, что опытные работники служб аттестации могут уже по записям дать оценку рабочему месту, даже без визуального наблюдения и замеров. Перечень рабочих мест является основным документом , который должен готовить к мероприятию работодатель.

При окончательном составлении перечня комиссия будет учитывать множество законодательных и ваших внутренних актов, документов. Это штатное расписание, общероссийский классификатор профессий рабочих, служащих, тарифных разрядов, единый тарифно-квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Все это требуется для того, чтобы проверить на соответствие заявленного рабочего места профессии и обязанностям, которые выполняет сотрудник.

Здесь довольно часто обнаруживается проблема. Многие работодатели, не удрученные знанием закона, пишут в трудовых книжках самые разные формулировки должностей. Это и народные названия профессий, и даже жаргонные. Актриса 2 разряда – неправильно, артистка 2 разряда – правильно, по справочнику. Электрик – неправильно, специалист по обслуживанию электроустановок – правильно. И таких неточностей можно обнаружить огромное количество. Чем же чреваты такие ошибки? Когда человек обратится в ПФР за начислением пенсии, все огрешности выявятся, и работника отправят по всем инстанциям и предыдущим местам работы с целью внесения изменений, чтобы записи были правильными. Не хотите так мучиться, и работника своего мучить? Пишите сразу в трудовую книжку, в приказ и в штатное расписание наименование должностей в соответствии с квалификационным справочником должностей.

Отмена аттестации рабочих мест

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест отменена и вместо нее теперь необходимо проходить специальную оценку условий труда. За многие годы в процессе аттестации накопились множественные институты, то есть части, которые стали дублировать друг друга, делая еще более дорогостоящей данную процедуру.

К примеру, чтобы государственная комиссия произвела оценку рабочего места, надо было работодателю сделать собственную самооценку, совершенно непонятно зачем. Единственное, что по-настоящему волновало всегда работодателя, это высокая цена аттестации. Совершенно логично, что, пытаясь сэкономить, руководители искали аттестационные компании с наиболее низкими ценами. В результате экспертизу проводили компании, у которых зачастую не было разрешительных документов, которые оформляли аттестацию с несоблюдением форм и типовых стандартов. И сейчас ситуация исправлена, все новые правила и требования изложены в Федеральном законе от 28.12.2013 №426 «О специальной оценке условий труда».

Новая процедура очень похожа на аттестацию, но она имеет другой подход к проведению экспертизы. Вначале оценка предусматривает идентификацию потенциально вредных и опасных производственных факторов. Если эксперт признает рабочее место соответствующим нормативам, установленным государственными стандартами, то дальнейшие действия можно не проводить. После этого работодатель оформляет декларацию соответствия на каждое рабочее место и отправляет его в региональное отделение Министерства труда.

Декларирование – это также новшество, оно один раз закрепляет соответствие рабочего места и на все время. Более никаких подтверждений оценки рабочего места не требуется. Повторная процедура потребуется только в том случае, если на данном рабочем месте произойдет несчастный случай, или возникнет профзаболевание у сотрудника. Под оценку попадают офисные рабочие места, а также рабочие места списка №1 и списка №2.

При проведении новой оценки рабочих мест установлен более строгий подход к особо опасным местам работы. Если таковые выявляются, то работодатель будет платить большие отчисления в соцстрах, в ПФР. И наоборот, если работники предприятий получали дополнительные гарантии за вредность, а на специальной оценке будет выявлено, что условия можно отнести к нормальным, то все выплаты будут сняты. Льготы, стаж для оформления пенсии, компенсации могут быть возвращены через 5 лет, если повторной специальной оценкой будут выявлены изменения на рабочем месте в худшую сторону.

Специальная оценка вводится в России поэтапно, так как требует полной смены документации. С 1 января 2014 года по 31 декабря 2018 года проходит установочный период, переходный. Аттестующие организации пока еще могут оказывать услуги, не получая специальной аккредитации. А работодатели могут пользоваться результатами таких аттестаций для предоставления данных в ФСС.

Е.Щугорева

Видео о специальной оценке условий труда:

Кем проводится оценка условий труда

Организовывать аттестацию обязан каждый работодатель любой формы собственности (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо). Осуществляется аттестационной комиссией и аккредитованной организацией, привлеченной предприятием на платной основе. Состав комиссииутверждает работодатель, в него входят:

Для больших организаций Для небольших предприятий и малого бизнеса
Представители руководителя (начальники структурных отделов, юристы, работники кадров, бухгалтера по заработной плате,медработники и т.д.), один из них назначается возглавляющий комиссию. Работодатель либо его представитель.
Специалист по охране труда. Специалист, привлекаемый работодателям для выполнений функций охраны труда.
Член профсоюза. Член профсоюза.
Представитель аккредитованной организации. Представитель аккредитованной организации.

Задачи комиссии:

  • Руководить и контролировать все этапы проверки;
  • Сбор необходимых документов и их изучение;
  • Составление списка рабочих мест, которые будут проверяться;
  • Проверка соответствия наименования профессий и должностей Единому справочнику;
  • Нумеровка рабочих мест;
  • При необходимости предложить внести изменения в обязанности работодателя в трудовом договоре (обеспечение средствами защиты, изменение графика работы, обеспечение надбавками к зарплате за вредность и т.д.);
  • Разработка плана по приведению мест в соответствие с нормами.

Аккредитованная организация – это независимое лицо. Работодатель может привлечь несколько организаций.

  • Задачи аттестующей аккредитованной организации:
  • Определить методы замеров и состав специалистов, которые будут их производить;
  • Изучить документы, обеспечивающие трудовые условия;
  • Запрос объяснений по возникающим вопросам.

Согласно договору, аттестующая аккредитованная организация должна:

  • Сделать необходимые замеры;
  • Оценить соответствия мест нормам;
  • Составить отчет о проверке.

Аккредитованная организация вправе отказаться от проведения проверки при не предоставлении необходимых документов или при отсутствии условий для замеров.

Согласно ФЗ №426, ред. от 01.01.2014 г предъявляются следующие требования к аккредитованным организациям, выполняющим СОУТ:

  • Лицензия на проведение СОУТ.
  • В составе должно быть не менее пяти экспертов с сертификатами и не менее одного эксперта –специалиста с высшим образованием по любой из специальностей: врач по общей гигиене, специалист по лабораторным исследованиям, врач по гигиене труда.
  • Наличие аккредитованной исследовательской лаборатории.

Если организация не будет соответствовать требованиям, то ее решение будет не действительным.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Процесс проведения аттестации

Существует три этапа аттестации, это оценка: норм гигиены, травмоопасности, обеспеченности защитой. По результатам аттестации заключается комплексная оценка. При проверки рабочих мест в производстве проверяется воздействие следующих факторов: биологических, химических и физических. При оценке условий трудовой деятельности проверяется напряженность труда и его тяжесть.

1 этап. Оценка гигиены

Проводится в соответствие с руководствами: Р 2.2.013-94 иР 2.2.2006-05.Оцениваются санитарные условия для труда, соблюдаются ли правила гигиены, нет ли нарушений со стороны работодателя, созданы ли все условия для безопасности работника. Проводятся лабораторные экспертизы, взятие проб.

По результатам оценки трудовые условия делятся на 4 класса вредности: оптимальный, допустимый, вредный и опасный.

2 этап. Оценка травматизма

В ходе оценки проверяется рабочее оборудование, а именно: эксплуатационные документы; есть ли защита при работе на этом оборудовании; наличие ограждений, сигнальных маркировок, блокировок и т.д.; исправность сигналов о поломке, аварийного запуска, прекращение энергоснабжения и т.д.; защита оборудования и электропроводки от внешних воздействий. Оцениваются инструменты и приспособления, необходимые для работы, соответствуют ли они нормам.

Комиссия руководствуется следующим требованиям по защите от: механических воздействий, воздействия электроэнергии, токсикации химическими веществами, воздействия температур и т.д. После проведения оценки трудовые условия делятся на три класса: оптимальный, допустимый, опасный.

3 этап. Оценка средств защиты персонала

Работники компании в обязательном порядке обеспечиваются необходимыми средствами защиты. Они должны соответствовать следующим требованиям: иметь сертификаты, соответствовать нормативам, соответствовать фактическим трудовым условиям.При обнаружении хотя бы одного несоблюдения порядка, рабочее место считается не обеспеченным средствами защиты.

Итоговая оценка условий труда

По завершению аттестации осуществляется комплексная оценка трудовых условий, основанная на результатах всех трех этапов. После чего выносится итоговое решение – соответствует ли рабочее место государственным нормативным требованиям или не соответствует.

Штрафы за нарушение правил специальной оценки условий труда

Ответственность за проведение и достоверность данных лежит на работодателе. В случае нарушения налагается административный штраф в размере от 50 до 80 тысяч рублей. Размеры административных штрафов, начали действовать с 01 января 2015 года представлены в таблице ниже.

Вид нарушения Размер административного штрафа (руб.)

Нарушение трудового законодательства

До 50 000
Нарушение порядка проведения проверки До 80 000
За допуск лиц, не прошедших подготовку по охране труда До 130 000
За несоблюдение нормативов по охране труда До 150 000
За повторное несоблюдение нормативов по охране труда

До 200 000

Простой пример #1 определения наказания за нарушение правил проведения аттестации

На предприятии введены новые рабочие места 01 мая в 2016 году. Работодатель начал проводить аттестацию новых рабочих мест 01 августа в 2016 году. Есть ли нарушения? Каким будет наказание?

Нарушение есть, поскольку проверку нужно проводить в течение 60 дней со дня ввода новых рабочих мест. На организацию налагается административный штраф в размере 80 000 рублей.

Рабочие места подлежащие аттестации

Аттестации подлежат все рабочие места в организации. Исключение составляют аналогичные (похожие) рабочие места. Если на предприятии есть такие места, то оценивается только часть из них, а именно только 20%, но не менее двух.

Аналогичные места должны соответствовать следующим признакам:

  • У должностей и профессий одинаковые наименования;
  • Единая технология работы, процесса;
  • Единый перечень обязанностей;
  • Работа на одинаковом оборудовании, при использовании одинакового сырья, материала, приспособлений, инструментов, инвентаря и т.д.;
  • Похожие рабочие помещение (или это одно помещение на всех, или это работа на отрытом воздухе);
  • Созданы похожие условия труда (температура воздуха, кондиционирование, отопление, вентиляция, освещение и т.д.);
  • Одинаковый график работы;
  • Расположение оборудования одинаково;
  • Вредность производства одного класса и одного типа;
  • Одинаковые средства защиты.

На аналогичные места заводится одна карта аттестации. Результат оценки (устранение недочетов, улучшающие меры, надбавки за вредность и т.д.) распространяется на все аналогичные места.

Пример #2. Отнесение рабочих мест к аналогичным

На швейной фабрике работают 8 швей-мотористок. У них одни и те же трудовые условия, одинаковые швейные машины, технология работы, одинаковое название должностей, одинграфик работы и используемое сырье (материалы). Являются ли рабочие места аналогичными и сколько рабочих мест должны пройти аттестацию?

8 рабочих мест являются аналогичными. Пройти аттестацию должно 20% мест, но не менее двух.

8*20%=1,6, значит необходимо проверить 2 аналогичных рабочих мета. Если в результате проверки этих мест будет принято решение по улучшению условий труда, то это решение будет распространено на все 8 мест.

Документы, необходимые для оценки трудовых условий

В таблице ниже представлены необходимые документы для, которые потребуются перед прохождением аттестации, в непосредственно процессе оценки и после проверки.

Перед началом В процессе оценки После проведения

Приказ руководителя о создании комиссии и ее список.

Утвержденный руководителем график проверок.

Список мест, подлежащих проверке.

Карты аттестации каждого рабочего места.

Сводная ведомость результатов проверки.

Таблица классов вредности и надбавок за вредность.

Заключения по итогам госэкспертизы (при наличии).

Предписания о нарушениях (при наличии).

Сведения об аккредитованной организации.

Протокол заседания комиссии.

План действий по улучшению трудовых условий.

Приказ о завершении аттестации.

Утвержденный отчет об аттестации

Приказ о завершение аттестации подписывается руководителем в течение 10 дней. Руководитель знакомит работника с результатами проверки под роспись. После этого в течение 10 календарных дней работодатель должен предоставить в государственную инспекцию труда в бумажном и электронном виде: сводную ведомость результатов проверки и сведения об аккредитованной организации. Данные по итогам СОУТ размещаются на официальном сайте компании в течение 30 дней.

Часто встречающиеся вопросы

Вопрос №1. Проводится ли аттестация рабочих мест для офисных работников?

Да проводится, поскольку аттестация, согласно ФЗ №426, должна проводиться для всех рабочих мест. Скорее всего, рабочие места офисных работников будут признаны аналогичными, тогда проверить нужно будет только 20% мест, но не менее двух.

Вопрос №2. На ком лежит ответственность за соблюдение правил аттестации?

Ответственность несет работодатель. В случае нарушения налагается административный штраф от 50 до 200 тыс. рублей.

Вопрос №3. Кто проводит аттестацию?

Аттестацию проводит аттестационная комиссия, назначенная руководителем и независимая аккредитованная организация.

Вопрос №4. Когда нужно проводить аттестацию?

Раз в пять лет, а для новых мест в течение 60 дней. В определенных случаях проводится внеплановая аттестация.

Вопрос №5. Может ли аккредитованная комиссия отказаться от проведения проверки?

Да может, если работодатель не предоставил все необходимые документы и условия для проведения замеров.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Периодичность проверки знаний по охране труда

Вы узнаете, какие проверки знаний по охране труда проводятся и какова их периодичность, когда проводится внеочередная проверка знаний по охране труда.

Обучение по ОТ и последующая проверка знаний проводится, чтобы трудящиеся знали приемы безопасной работы и использовали их на практике. Основные вопросы этого обучения освещены в Положении 1/29. Периодичность проверки знаний по охране труда зависит от категории профессии и цели проверки.

Представители рабочих профессий проходят плановое обучение и проверку знаний 1 раз в полугодие (требование инструкций) и 1 раз в год (оказание первой помощи), ИТР и руководители – 1 раз в 3 года.

Внеплановые проверки проводятся в любое время. Их цель – выявить реальный уровень знаний, определить, достаточен ли он для эффективной работы. Они организуются, когда изменяется нормативно-правовая документация, либо при выявлении нарушителей.

Плановые проверки знаний проводятся только после обучения. Их цель – контроль уровня знаний, полученных трудящимся в ходе обучения. К плановой можно отнести также проверку знаний, которая проводится по результатам первичного обучения (для ИТР это обучение, для трудящихся – инструктаж).

Порядок, тип, содержание, периодичность обучения и проверок знаний устанавливает работодатель в зависимости от условий работы и специфики нормативной документации. При этом не стоит слишком корректировать «нормативную» периодичность проверок знаний по охране труда.

Когда и зачем проводится внеочередная проверка знаний по охране труда?

Если в ваших трудовых буднях что-то изменилось, ждите внеочередную проверку знаний по охране труда. Она проводится, если:

  • в подразделении, компании были зафиксированы нарушения требований безопасности. Это могут быть неудовлетворительные результаты проверки состояния безопасности силами сотрудников компании или представителями проверяющих органов, травмирование сотрудника, нарушения в работе оборудования, вызванные «человеческим фактором», авария.
  • были введены или переработаны инструкции, порядки, другая нормативно-правовая база. При этом изменения могут быть совсем незначительными, но организовывать переобучение и, соответственно, внеочередную проверку знаний, все равно придется. Зато в ходе нее проверяется знание не всей нужной трудящемуся в ежедневной работе «матчасти», а только тех документов, содержание которых изменилось.
  • предприятие начинает эксплуатировать новое оборудование, запускаются новые технологические линии, произошла модернизация производства или еще что-то, что требует дополнительного обучения трудящихся новым правилам безопасности. В этом случае внеочередная проверка знаний по охране труда также проводится только по новым темам.
  • трудящийся будет приступать к новой для него работе. При этом обучение и проверка знаний по новым обязанностям проводятся строго до того, как он приступит к работе.
  • трудящийся не работал по этой специальности или должности 1 год и более.

При наличии оснований внеочередная проверка знаний организуется, даже если вы только что вернулись из специализированного центра со свежими «корочками». Давность предыдущих обучений на нее не влияет.

Как организуется внеочередная проверка знаний?

Организует внеочередную проверку знаний:

  • служба ОТ;
  • непосредственный руководитель работ;
  • инспектор ГИТ или другой проверяющий;
  • специализированный центр по договору с компанией, сотрудники которой будут экзаменоваться. Нужно учитывать, что в центре можно проверять знания только тех сотрудников, которые там обучались. Например, по Положению 1/29 нельзя провести обучение силами предприятия, а на проверку знаний придти в специализированный центр.

Обучение в специализированном центре имеет преимущество – в их комиссии по проверке знаний включаются представители надзорных органов. Поэтому к таким проверкам все готовятся особенно тщательно. Во время проверки состояния безопасности на предприятии удостоверение с подписью инспектора – дополнительный «+». В собственные комиссии предприятий их можно не включать – здесь достаточно руководителей и главных специалистов подразделений, специалистов по ОТ, представителей трудящихся. Минимальная численность комиссии – 3 человека. Включая должностных лиц в комиссию, нужно понимать сферу их деятельности и ответственности. Соответственно комплектуются группы. Например, включать в одну группу обучающихся грузчиков и электрослесарей нецелесообразно.

Перед экзаменом трудящимся можно и нужно раздавать билеты, списки контрольных вопросов, чтобы они могли лучше подготовиться к экзамену и не тратить время на изучение ненужного материала. А вот ответы на билеты раздавать нельзя. Эту информацию трудящиеся должны получить во время обучения. Можно проводить пробные проверки знаний, если есть время. Главная ценность такой подготовки – возможность проработать ошибочные ответы, детально разъяснить неправильно понятые положения. Нужно обращать внимание, чтобы трудящиеся не только знали требования правил, инструкций и норм, но и четко понимали, как реализовать их на практике. В этом помогает моделирование ситуаций в аудитории или при помощи автоматизированных обучающих комплексов.

Как будет проводиться проверка, какой материал будет проверяться, решает ее инициатор. Поэтому, когда во внеплановую проверку вовлекается большое количество трудящихся, а срок плановой проверки знаний уже близок, можно совместить 2 вида обучения. При этом все вопросы можно проверить в рамках 1 экзамена с заполнением соответствующей документации. Называть мероприятие лучше плановой проверкой, потому что проведение внеплановой проверки ее не отменяет. Чтобы отметить расширенный формат мероприятия, можно назвать его, например «расширенной плановой проверкой знаний».

Материал, по которому проводилась внеплановая проверка знаний, включается в программы последующих обучений и инструктажей. Соответственно, устаревшие нормы из них убираются. Внесенные изменения утверждаются приказом или распоряжением.

Поскольку оперативно корректировать периодичность проверки знаний по охране труда в крупных организациях – дело не одного дня, при вводе новых нормативных документов государство дает специалистам по обучению время на адаптацию учебных программ. Например, документ утверждается и выкладывается в общий доступ в январе, а вступает в силу только в июле. За это время можно успеть организовать обучение трудящихся и избежать нарушений. Возможен другой путь, как это было сделано в ФЗ о спецоценке условий труда – документ был утвержден и сразу же введен в действие, но чтобы перестроиться под требования его положений, компаниям был дан определенный срок.

Чем подтверждаются результаты проверки знаний?

Результаты плановых и внеплановых проверок отображаются:

  • в протоколе проверки знаний требований охраны труда. Он заполняется в ходе проверки (запись вносится сразу же после того, как экзаменуемый ответил или не ответил на вопросы). Протокол составляется в нескольких экземплярах. Один из них хранится у организаторов проверки знаний (специализированный центр, отдел ОТ компании, комиссия по проверке знаний и т. д.), остальные при необходимости выдаются лицам, которые прошли обучение. Форма протокола при проверке знаний по безопасной работе в электроустановках немного отличается от стандартной.
  • в удостоверении. Вносится информация об обучаемом (его ФИО, месте работы, должности), по какой программе и в каком объеме часов проведено обучение, № протокола и дата проверки знаний. Информация заверяется подписью председателя комиссии и печатью. Повторная проверка знаний по электробезопасности может совмещаться с экзаменом на более высокую группу (например, со II на III). В этом случае в удостоверении отмечается группа электробезопасности (новая или подтвержденная).
  • в журнале. Когда проводится проверка знаний по ОТ при работе в электроустановках, сведения о результатах проверки знаний заносятся в специальный журнал. Для занесения результатов проверок знаний после обучения на I группу электробезопасности разработан отдельный журнал. В организациях электроэнергетики пользуются особым журналом.

Если трудящийся экзамен не сдал, это записывается в протоколе или журнале. В удостоверение в этот момент не пишется ничего – оно просто не выдается на руки. В течение 1 месяца после «провала» проводятся дополнительное обучение и переэкзаменовка. При этом трудящемуся запрещено выполнять работы, проверку знания требований безопасности по которым он не сдал.

Причины проведения внеочередной проверки знаний вносятся в экзаменационный протокол.

Если предприятие, на котором проводится проверка знаний, работает без печати, удостоверение и протокол проверки знаний охраны труда считаются действительными без нее. Ходить к нотариусу, чтобы их заверить, не нужно. Главное, чтобы созданная комиссия была легитимной, а обучение и проверка знаний трудящихся – качественными.

Итак, вы узнали, о периодичности проверки знаний по охране труда, как организуются внеочередная и остальные проверки, от чего зависит периодичность проверки знаний по охране труда, кто и в каких случаях их инициирует и проводит.

Аттестации рабочих мест труда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *