Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения

не действует Редакция от 16.07.1998 Подробная информация

Наименование документ «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 N 146-ФЗ
Вид документа кодекс
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 146-ФЗ
Дата принятия 17.08.1998
Дата редакции 16.07.1998
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Российская газета», 06.08.98, N 148-149,
  • «Собрание законодательства РФ», 03.08.98, N 31, ст. 3824
Навигатор Примечания

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 N 146-ФЗ

Глава 11. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Статья 72. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

1. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов могут обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.

2. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов, порядок и условия их применения устанавливаются настоящей главой.

В части налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, могут применяться и другие меры обеспечения соответствующих обязанностей в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации.

Статья 73. Залог имущества

1. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом.

2. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик (иное обязанное лицо) или плательщик сбора, так и третье лицо.

3. При неисполнении налогоплательщиком, плательщиком сбора или иным обязанным лицом обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей.

Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору.

5. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.

6. Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

7. К правоотношениям, возникающим при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Статья 74. Поручительство

1. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.

2. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающееся суммы налога и соответствующих пеней.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем.

3. При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате налога и сбора, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность.

4. По исполнении поручителем своих обязанностей в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

5. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

6. Договор поручительства подлежит регистрации в налоговом органе по месту учета налогоплательщика или иного обязанного лица в течение трех рабочих дней со дня заключения договора.

7. К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

8. Правила настоящей статьи применяются также в отношении поручительства при уплате сборов.

Статья 75. Пеня

1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов, или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

3. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

4. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,1 процента в день.

Во всех случаях сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы налога.

5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

6. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 — 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.

Статья 76. Приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банке

1. Приостановление операций по счетам банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке означает прекращение банком всех расходных операции по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

2. Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

3. Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения.

4. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком.

5. Приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения, но не более трех месяцев в календарном году.

6. Приостановление операций по счетам налогоплательщика отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.

7. Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком, в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.

8. Правила настоящей статьи применяются также в отношение приостановления операций по счетам в банке налогового агента и плательщика сбора.

Статья 77. Арест имущества

1. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

2. Арест имущества может быть полным или частичным.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

3. Арест может быть применен для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

4. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика — организации, а у налогоплательщика — физического лица — за исключением имущества, на которое не может быть в соответствии с федеральными законами обращено взыскание.

5. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения по уплате налога.

6. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

7. Арест имущества налогоплательщика (иного обязанного лица) производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.

Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику (его представителю) разъясняются их права и обязанности.

8. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

9. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

10. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику (его представителю).

11. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

12. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 настоящего Кодекса и (или) иными законами Российской Федерации.

13. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, при прекращении обязанности по уплате налога.

Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом, или судом.

14. Правила настоящей статьи применяются также в отношение ареста имущества налогового агента и плательщика сбора.

В письме от 14.03.2019 N 03-02-08/16736 Минфин России сообщил свою позицию по вопросу о том, может ли арест имущества организации, в соответствии со статьей 77 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) применяемый в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, быть применен в качестве способа обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании авансовых платежей по налогам.

Как следует из разъяснений ведомства, согласно пунктам 1 и 14 статьи 77 Кодекса арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности организации-налогоплательщика (налогового агента плательщика сбора, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) (далее — организация) в отношении ее имущества.

Арест имущества производится в случае неисполнения организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога (сбора, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов) и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что такая организация предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

В соответствии с пунктами 3 и 14 статьи 77 Кодекса арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов) за счет имущества организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании указанного обязательного платежа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или ее электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах организации или информации о реквизитах ее корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

Налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, установленном Кодексом (статьи 45 — 47, 69 Кодекса).

Кодексом предусматривается по отдельным налогам уплата в течение налоговых периодов авансовых платежей, обязанность по уплате которых признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 12 Информационного письма от 22.12.2005 N 98, отсутствие в указанных нормах Кодекса положений об их применении к авансовым платежам не может быть расценено как отсутствие у налогоплательщика обязанности по уплате таких платежей (в том числе платежей, исчисляемых в течение отчетного периода). Эта обязанность устанавливается применительно к отдельным налогам в соответствующих нормах части второй Кодекса. Необходимо учитывать, что неотъемлемым свойством публичной обязанности по уплате определенной денежной суммы в казну публично-правового образования является возможность ее принудительного исполнения, в том числе с применением установленных законодательством мер по обеспечению исполнения решений о взыскании. Налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате ежемесячных авансовых платежей, исчисляемых в течение отчетного периода, а также осуществить меры по принудительному взысканию задолженности по данным платежам за счет имущества налогоплательщика.

Учитывая изложенное, Минфин России полагает, что предусмотренный статьей 77 Кодекса арест имущества организации может быть применен в качестве способа обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании авансовых платежей.

Аналогичная позиция содержится в письме Федеральной налоговой службы от 12.02.2019 N КЧ-3-8/984@.

Прокуратура г.Набережные Челны в порядке надзора рассматривает постановления руководителей Инспекции ФНС России по г.Набережные Челны о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в отношении конкретных организаций (налогоплательщиков) для принятия решения о даче либо отказе в даче санкции на арест имущества налогоплательщика.

Практически во всех случаях прокуратура города в даче санкции на арест имущества налогоплательщика отказывает за необоснованностью. По мнению прокуратуры, налоговый орган в своих решениях не приводит убедительных доводов о том, что налогоплательщик предпримет меры скрыться либо скрыть свое имущество.

В соответствии с п. 1 ст. 77 НК РФ арест имущества производится в случае неисполнения организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо примет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Арест имущества может быть произведен только с санкции прокурора и является временным ограничением права собственности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в целях обеспечения налоговых обязательств.

Арест имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в качестве способа обеспечения решения о взыскании налога производится при одновременном наличии двух условий:

1) неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом в установленный срок обязанности по уплате налога;

2) достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

В Налоговом кодексе РФ не разъясняется, какие обстоятельства могут свидетельствовать о том, что налогоплательщик намерен скрыться или скрыть свое имущество.

В связи с этим в правоприменительной практике возникает множество вопросов по применению налоговым органом данной обеспечительной меры:

1. Является ли достаточным основанием для наложения ареста на имущество наличие у организации задолженности по налогам (п. 1 ст. 77 НК РФ)?

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, в которых сделан вывод о том, что наличие у организации задолженности по налогам не может быть основанием для наложения ареста на ее имущество.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2008 N Ф04-1009/2008(685-А27-26) по делу N А27-4787/2007-2

Суд признал незаконным постановление о наложении ареста на имущество, указав, что наличие у организации задолженности не является основанием для наложения ареста.

2. Является ли достаточным основанием для наложения ареста на имущество тот факт, что у организации на балансе имеется движимое имущество (в том числе ценные бумаги) стоимостью более 25 процентов от суммы неуплаченного налога (п. 1 ст. 77 НК РФ, п. 3 Методических рекомендаций по порядку наложения ареста на имущество)?

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, согласно которым наличие на балансе налогоплательщика движимого имущества (в том числе ценных бумаг) стоимостью более 25 процентов от суммы неуплаченного налога еще не означает, что организация собирается скрыться или скрыть свое имущество. Соответственно, данный факт сам по себе не является основанием для наложения ареста на имущество налогоплательщика.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2008 N Ф04-1009/2008(685-А27-26) по делу N А27-4787/2007-2

Суд признал постановление о наложении ареста незаконным и указал, что наличие на балансе организации движимого имущества (в том числе ценных бумаг), денежные средства от реализации которого достаточны для погашения более 25 процентов суммы неуплаченного налога, само по себе не является основанием для ареста имущества.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.11.2007 N Ф04-7748/2007(39920-А27-34) по делу N А27-4671/2007-6

Суд указал, что наличие у организации движимого имущества (в том числе ценных бумаг), денежных средств от реализации которого достаточно для погашения более 25 процентов суммы неуплаченного налога, не является безусловным основанием для наложения ареста на имущество налогоплательщика, поскольку не свидетельствует о намерении общества скрыть свое имущество и не платить налоги.

3. Является ли достаточным основанием для наложения ареста на имущество тот факт, что организация изменила место регистрации (п. 1 ст. 77 НК РФ)?

Официальной позиции нет.

Есть судебное решение, согласно которому изменение места регистрации организации не является достаточным основанием для наложения ареста на ее имущество.

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.09.2008 по делу N А55-18643/07

Суд указал, что сведения о новом адресе организации были отражены в ЕГРЮЛ. Поэтому довод инспекции о том, что изменение места регистрации осуществлялось для укрытия имущества либо самого юридического лица, был отклонен. В связи с этим постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика было признано недействительным.

4. Является ли достаточным основанием для наложения ареста на имущество тот факт, что при реорганизации в форме выделения общество передало средства вновь созданному лицу (п. 1 ст. 77 НК РФ)?

Официальной позиции нет.

Есть судебное решение, согласно которому передача обществом средств вновь созданному лицу при реорганизации в форме выделения не является достаточным доказательством того, что налогоплательщик собирается скрыться или скрыть свое имущество, и, следовательно, не признается основанием для наложения ареста на имущество.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2009 N Ф04-8090/2008(18635-А45-25) по делу N А45-8476/2008

Суд указал, что передача налогоплательщиком денежных средств юридическому лицу, созданному в результате реорганизации путем выделения, не может расцениваться как доказательство сокрытия имущества. Следовательно, постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика является неправомерным.

5. Является ли достаточным основанием для наложения ареста на имущество тот факт, что организация реализовала часть своего имущества (п. 1 ст. 77 НК РФ, п. 3 Методических рекомендаций по порядку наложения ареста на имущество)?

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, в которых указано следующее: реализация налогоплательщиком собственного имущества не означает, что он намерен скрыться или скрыть свое имущество.

Суд указал, что реализация налогоплательщиком части имущества не свидетельствует о намерении освободить себя от исполнения обязанности по погашению налоговой задолженности перед бюджетом. Данный факт не является безусловным основанием для наложения ареста на имущество организации.

Аналогичные выводы содержит постановление ФАС Центрального округа от 20.12.2007 по делу N А68-2756/07-78/11

Суд отменил постановление о наложении ареста на имущество организации. При этом был отклонен довод инспекции о том, что организация намеревалась скрыть свое имущество путем реализации основных средств. Сделка по отчуждению основных средств законна, налогоплательщик не скрывал полученные от реализации денежные средства.

6. Является ли достаточным основанием для наложения ареста на имущество тот факт, что у организации есть возможная ко взысканию, но невзысканная дебиторская задолженность (п. 1 ст. 77 НК РФ, п. 3 Методических рекомендаций по порядку наложения ареста на имущество)?

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, в которых действия инспекции по наложению ареста были признаны законными, поскольку налогоплательщик не принимал мер по взысканию имеющейся дебиторской задолженности.

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.2008 по делу N А55-8745/2007

Суд оставил в силе постановление инспекции о наложении ареста на имущество налогоплательщика в том числе потому, что у организации на балансе имелась дебиторская задолженность, возможная к взысканию, но не взысканная обществом в течение более одного квартала.

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.12.2007 по делу N А55-8742/07

Суд установил наличие на балансе налогоплательщика дебиторской задолженности, возможной к взысканию, но не взысканной в течение одного квартала. Было отмечено, что общество не приняло мер к снижению дебиторской задолженности, более того, наблюдался рост такой задолженности. Это свидетельствует о том, что налогоплательщик имел намерение скрыть свое имущество.

7. Является ли достаточным основанием для наложения ареста на имущество тот факт, что организация открыла расчетные счета в банках, расположенных на территории других субъектов РФ (п. 1 ст. 77 НК РФ)?

Официальной позиции нет.

Есть судебное решение, согласно которому открытие налогоплательщиком расчетных счетов в банках, расположенных на территории других субъектов РФ, свидетельствует о том, что он собирается скрыться или скрыть свое имущество.

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.12.2007 по делу N А55-8742/07

Суд указал, что открытие налогоплательщиком расчетных счетов в других городах РФ является доказательством сокрытия своего имущества и уклонения от налогообложения.

Кроме того, Приказом МНС РФ от 31.07.2002 N БГ-3-29/404 утверждены Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога.

Необходимо иметь в виду, что данные Методические рекомендации в силу п. 2 ст. 4 НК РФ не являются нормативно-правовым актом, регулирующим налоговые вопросы.

Таким образом, при обосновании необходимости ареста имущества организации, следует руководствоваться действующим законодательством РФ и сложившейся судебной практикой.

29. Арест имущества

Арест имущества – действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по временному ограничению права собственности налогоплательщика (налогового агента) в отношении его имущества для обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Арест имущества применяется только к организациям при одновременном наличии двух условий: 1) неисполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) в установленный срок обязанности по уплате налога; 2) достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

Арест применяется только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика и может быть наложен на все его имущество. При этом должен соблюдаться принцип необходимой достаточности, то есть стоимость арестованного имущества должна быть обоснованной – необходимой и достаточной для исполнения налоговой обязанности. Таким образом, аресту подлежит имущество, балансовая стоимость которого равна указанной в постановлении сумме неуплаченного налога.

Арест имущества производится с санкции прокурора при обязательном участии понятых. Налогоплательщик вправе присутствовать при аресте имущества лично либо в лице своего представителя. В ночное время проведение ареста имущества не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. В протоколе об аресте имущества либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности – их стоимости. Налогоплательщик вправе обжаловать действия налогового органа в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд, но сама по себе подача жалобы не приостанавливает действия постановления о наложении ареста.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *