Анализ подписи графология

Раскрытие характера по подписи

Графология позволяет составить психологический портрет человека, исходя из того, как он пишет отдельные буквы, слова, предложения. Конечно, лучше бы для анализа иметь написанные на чистом листе бумаги 15-20 предложений, но в наш век стремительной компьютеризации это становится проблематичным. Зато относительно просто получить в свое распоряжение подпись интересующего вас лица на банковских документах или служебных письмах.

Чаще всего подпись включает в себя инициалы имени, фамилию и конечный росчерк. Появление подписи относится к 1554 году, когда король Франции Генрих II своим указом обязал должностных лиц ставить подпись на документах.

Подписи разных людей очень различны по стилю написания. Французский графолог А. Варинар в свое время обратил внимание на то, что люди образованные и с развитым вкусом подписываются удивительно просто, редко используя конечный росчерк, а написание букв при этом отличается общей гармонией.

В начале XX века, когда в России пробудился значительный интерес к графологии, известный специалист в этой области В. Маяцкий обнаружил удивительную закономерность.

По подписи человека можно получить представление не только о его характере, но и том, как протекали его юношеские годы. Более того, оказалось, что в подписи любого человека есть буквы, стиль написания которых тесно связан с переломными моментами в его биографии. Практика позволила выявить целый ряд букв (как русского, так и латинского алфавита), наиболее информативных в этом плане. В кириллице к ним, в первую очередь, относятся буквы «о», «а», «в», «б», «р», «т», «у», «щ», «ц», «я», «и» и другие.

Заметим, что речь идет о подписях людей старше 40-45 лет. В этом возрасте подпись обычно сформировалась, в дальнейшем она может измениться лишь в случае неожиданных психических потрясений или тяжелых заболеваний. Так, например, было с А. Чеховым.

В каких ситуациях возникает необходимость проанализировать подписи людей? В первую очередь, когда приходится вступать в деловые контакты с незнакомыми людьми, информации о которых недостаточно. Такая ситуация может возникнуть и в случае вооруженных конфликтов.

Так, например, перед войной США с Ираком возникла необходимость более точно узнать личностные особенности Саддама Хусейна. Администрацию президента США особенно интересовала информация о том, как поведет себя Хусейн в критические моменты.

Администрация президента обратилась к специалистам по графологии. В результате были предсказаны действия Хусейна – в частности, удалось установить, что любые переговоры он воспримет как слабость другой стороны.

Просто необходимо проанализировать подпись человека, который своими действиями в процессе деловых контактов создавал трудно прогнозируемые ситуации. Наконец, полезно иметь дополнительную информацию о партнерах по бизнесу и о персонале своей организации. Вопрос о лояльности персонала может стоять весьма остро, поэтому гораздо удобнее располагать предварительной информацией, чем разрешать конфликтные ситуации, часто наносящие фирме не только моральный, но и материальный урон.

В качестве примера приведен образец подписи Андрея Редатова, руководителя крупной строительной компании (рис. 1).

Изучение подписи включает в себя анализ заглавных букв, особенностей росчерка и своеобразия строчных букв. Результаты анализа для наглядности представлены в таблице. В левом столбце записываются особенности написания букв, а в правом – соответствующие им черты характера.

Рис. 1

Заглавная буква «А»

Судя по написанию буквы «А», в детские и юношеские годы в Андрее воспитывались гордость, сдержанность поведения и умение добиваться желаемого результата. В верхней части буквы есть разрыв, который можно связать с некоторой поспешностью, но об этом стоит судить по стилю написания других букв.

Между буквами «А» и «Р» нет точки, которая чаще всего указывает на подозрительность.

Заглавная буква «Р»

Строчная буква «е»

Строчная буква «д»

Заглавная буква «Р» и две строчных буквы «е» и «д» указывают на период, когда Андрей стремился к самостоятельности; у него было желание обращать на себя внимание, он легко устанавливал контакты с другими людьми.

Судя по следующим буквам подписи, у него произошла переоценка ценностей, причиной этого могли быть значительные события в жизни.

Остальные буквы написаны слитно, после буквы «т» они уменьшаются в размерах. В действиях Андрея стала отчетливо проявляться последовательность, но он стал более закрытым и осторожным.

Строчная буква «а»

Строчная буква «т»

Строчная буква «о»

Строчная буква «в»

При анализе подписи обязательно надо обратить внимание на ее геометрическую выдержанность.

Линия подписи слегка поднимается. Это, конечно же, признак амбициозности, стремления к высоким достижениям, но силы духа, отмеченной в букве «е», в целом не хватает. Слишком большое желание быть заметным, явно в ущерб реальным свершениям.

Поднимающиеся строки в графологии очень обманчивы. Сплошь и рядом в этом больше проглядывается демонстративность, чем сила духа. К примеру, японские графологи отождествляют поднимающиеся строки с женским началом.

В целом подпись Андрея Редатова геометрически выдержана, что указывает на сбалансированность его характера, умение выдерживать свою линию. Подпись легко читается, ее автор стремится к тому, чтобы окружающие его понимали.

Конечный росчерк указывает на решительность, но он едва ли гармонирует со всей остальной подписью, да и направление росчерка не совпадает с общей линией подписи.

В качестве еще одного примера приведем образец подписи Владимира Нилова, возглавляющего одну из страховых компаний (рис. 2).

Рис. 2

Заглавная буква «В»

Заглавная буква «Н»

Строчные буквы написаны бегло, размашисто и весьма мелко, но разобрать их легко. В этом проявляется предприимчивость, наблюдательность. Буквы хорошо выстраиваются в линию, что указывает на способность Владимира проводить в жизнь свои принципы.

Строчная буква «и»

Строчная буква «л»

Строчная буква «о»

Строчная буква «в»

В конце подписи нет росчерка – свидетельство учтивости. Вторая точка в подписи Владимира определенно указывает на настороженность или даже на подозрительность.

В подписи буквы и их соединения имеют скорее угловатую форму, что свидетельствует о наличии в характере обостренного самолюбия, упрямства, возможно, эгоистичности.

В детстве и юности во Владимире развивали умение договариваться с другими людьми, идти на определенные уступки. К любому своему действию он неторопливо готовился; совершив его, часто еще раз анализировал. В этот период в нем развивались и влечения к материальным благам (информация содержится в букве «В»).

Вступление на самостоятельный путь показало, что воспитание отчасти шло вопреки характеру Владимира, порождая внутренний конфликт. Ему стало более свойственно энергичное отстаивание своих интересов, он стал меньше идти на компромиссы, действовал весьма энергично, но придерживался определенной последовательности, четко планируя будущее. Правда, сохранилась идущая с детства некоторая настороженность и стремление удовлетворять материальные потребности.

Это пример более жесткого делового человека, однако и с ним можно вести дела, так как ничто не мешает относиться с доверием к его словам и поступкам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Почерк — основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков (ФДКН) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений.

В криминалистике под письмом понимают объект исследования, включающий:

а) письменную речь — совокупность языковых средств, использованных для письменного изложения мыслей, изучается автороведением;

б) почерк — характеризующий графическую технику письма, изучается почерковедением.

Содержание

Свойства почерка

К основным свойствам почерка, существенным для его экспертно-криминалистического исследования, относится индивидуальность почерка — это идентификационное качество, состоящее в неповторимости совокупности признаков почерка конкретного человека, отражающейся в единстве анатомических, физиологических и психических свойств. В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык — система регулятивных процессов, сложившихся в индивидуальном опыте человека и позволяющих устойчиво и стандартно выполнять определенные действия. Индивидуальность почерка человека, у которого уже сформировался письменно двигательный навык, выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной прописи.

Основную роль в формировании письменно-двигательного навыка при обучении письму играют:

а) анатомические особенности пишущего — строение руки, строение глаз, особенности зрения и др.;

б) психофизиологические особенности — восприятие письменного знака. Это сложный, длительный процесс, в основе которого лежит формирование слухоречедвигательного и зрительного представлений о письменных знаках.

К обстоятельствам объективного характера относятся посадка исполнителя и другие условия письма, а также методика обучения письму. В результате, как правило, к 16—17 годам формируется неповторимый индивидуальный почерк.

Динамическая (относительная) устойчивость — идентификационное качество, состоящее в воспроизводимости (повторяемости) признаков почерка и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях. Устойчивость почерка означает его определенную стереотипность (стабильность во времени) и сохраняемость (устойчивость относительно различного рода сбивающих факторов). Обычно почерк полностью стабилизируется к 25 годам.

На изменение почерка влияют следующие факторы:

• естественные — возрастные, непривычные условия, необычные пишущие принадлежности, состояние пишущего и др.;

• искусственные — маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путем замены пишущей руки, изменения шрифта (печатный, чертежный), замедления или увеличения скорости и др. Имитация — это подражание почерку другого лица;

• патологические изменения возникают в результате болезней и травм (расстройства психики, потеря руки и т.п.);

• вариационность — устойчивое видоизменение параметров однотипных движений при письме, являющееся следствием приспособления почерка к определенным условиям выполнения конкретной рукописи. Вариационность признака почерка — это наличие в рукописи одного человека разных вариантов признака, отражающих одну и ту же его характеристику.

Избирательная изменчивость— это свойство, отражающее отклонения в деятельности функциональной двигательной системы пишущего, которые избирательно возникают при воздействии на процесс письма сбивающих факторов.

Судебное почерковедение

Судебное почерковедение — это отрасль криминалистики, изучающая почерк и закономерности его судебно-экспертного исследования. Объектом судебного почерковедения является почерк и практика его экспертного исследования. Предметом судебного почерковедения являются:

  • закономерности формирования и изменения функционально-динамического комплекса навыков (ФДКН), лежащего в основе почерка и отражающего деятельность исполнителя при подготовке рукописи;
  • закономерности экспертного исследования почерка (методы, методики решения задач СПЭ), т.е. закономерности, отражающие деятельность эксперта при исследовании рукописи.

История судебного почерковедения

В России первые сведения о проведении экспертизы письма относятся к началу XVII в. По русскому Своду законов сличением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма — секретари присутственных мест, учителя чистописания, писцы, дьяки — люди, «сведущие» в письме. Поэтому первое направление развития судебного почерковедения и называют каллиграфическим.

Однако подлинно научным направлением развития почерковедения становится приметоописательное направление. Его основоположником является Альфонс Бертильон, который в 1887 г. предложил в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация» перенести на процесс почерковедческого исследования принципы описания человека по разработанному им методу словесного портрета.

Родоначальником графометрического метода считается Эдмон Локар, применивший измерительный метод в исследовании почерка. Метод сводился к измерению ряда одноименных характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках и сопоставлялись между собой.

Попыткой проникнуть в природу почерка, выявить закономерности его формирования становится графологическое направление. Графология — это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Возникновение ее связывают с именем итальянского врача Камилло Бальди («О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму», 1622).

История судебного почерковедения в России неразрывно связана с именем Е. Ф. Буринского. Ему и принадлежит авторство термина «почерковедение». Он был первым криминалистом, начавшим разрабатывать основы судебно-почерковедческой экспертизы с позиций естественных наук. Свои взгляды на почерк Е. Ф. Буринский изложил в работе «Судебная экспертиза документов» (1903), где он пишет о почерке как о «сложной функции многих переменных, между которыми первое место занимают анатомические и физиологические особенности пишущего».

Для экспериментальных исследований в современный период характерен комплексный подход, предполагающий изучение как собственно почерковых закономерностей, так и структуры процесса экспертного исследования почерка, активное обращение к математическим методам и использование ЭВМ. Объективность экспериментальных исследований растет за счет использования технических средств, расширяющих возможности эксперимента и позволяющих изучать динамические закономерности процесса письма, в особенности распределения нажима на пишущий прибор.

Методы почерковедения

  • Общенаучные методы используются во всех науках: наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование и др.
  • Частнонаучные методы — методы физиологии, психологии, физики, математики и других наук.
  • Специальные методы — графические (алфавитная разработка), инструментальные (использование специальной линейки при определении пола исполнителя рукописи), количественные (установление факта намеренного изменения почерка скорописным способом), машинные (дифференционно-идентификационный алгоритм — ДИА), качественно-описательный метод (раздельный анализ общих признаков и выделение диагностических признаков в исследуемой рукописи), комплексный (заключительная оценка результатов сравнительного исследования текстовых почерковых объектов).

Система почерковедения

  • Общая часть носит теоретико-фундаментальный характер.
  • Особенная часть по существу является методическим руководством для решения типовых задач судебно-почерковедческой экспертизы.

Классификация объектов исследования почерка

— по составу: текст и краткая запись могут иметь буквенный состав, либо цифровой состав, либо смешанный (буквы и цифры); подпись может быть буквенной транскрипции, безбуквенной транскрипции или смешанной транскрипции;

— по объему: текст большого объема (одна и более страницы), среднего объема (от 10 слов до страницы), малого объема (4—10 слов); краткая запись может состоять из одного-трех слов либо 1—7 цифр; подпись может быть неинформативная, малоинформативная и информативная;

— по условиям выполнения: рукописи, исполненные в обычных условиях; рукописи, исполненные в необычных условиях, не связанных с намерением изменить свой почерк; рукописи, исполненные необычным образом, связанным с умышленным изменением своего почерка.

Общие признаки почерка

Идентификационным признаком почерка следует считать особенность письменно-двигательного навыка, отображенную в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретного лица. Признак почерка считается диагностическим, если он характеризует условия выполнения рукописи, влияющие на письменно-двигательный навык, и свойства личности писавшего.

Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются

Размещение самостоятельных фрагментов относительно среза листа, относительно основного текста или относительно друг друга

Признак контролируется зрительно и отражает навыки глазомерной ориентации пишущего при размещении фрагментов документа относительно: срезов листа бумаги, основного текста, других реквизитов документа и т.д. Данный признак учитывается при размещении:

  • заголовков и обращений:
Размещение заголовков и обращений
В начале текста На вышележащей строке На расстоянии от текста
В центре листа бумаги В левом углу листа бумаги В правом углу листа бумаги
  • даты:
Размещение даты
Над текстом Под текстом На вышележащей строке На нижележащей строке
На некотором расстоянии от текста В центре В левом углу В правом углу

  • подписи:
Размещение подписи
На нижележащей строке На некотором расстоянии от текста В центре В левом углу
В правом углу Параллельно горизонтальному срезу В поднимающемся положении В опускающемся положении

  • взаиморасположению подписи и даты:
Взаиморасположение подписи и даты
Выше Ниже Слева
Справа На одном уровне Непосредственно под датой

Наличие или отсутствие полей, их размеры, форма и направление

Поля — отступы пишущего: от вертикальных срезов листа бумаги до начала строк; от окончания строк до правых вертикальных срезов листа бумаги — вертикальные, также могут быть горизонтальные — сверху, снизу.

Наличие и расположение полей
Левое Правое Левое и правое

Форма полей
Прямоугольная Трапецивидная (левонаклонная) Трапецивидная (правонаклонная)

Размеры поля определяются расстоянием от начальных или заключительных движений в строках относительно левого (правого) среза листа бумаги, первой и последней строки относительно верхнего и нижнего срезов и бывают: большой — свыше 3 см, средний — от 1 до 3 см, малый — до 1 см.

Форма линии полей — линия левого поля образована соединением крайних левых точек начал строк; правого поля — соединением крайних правых точек окончаний строк. Форма линии левого поля может быть: прямая (прямолинейная), дугообразная (выгнутая, вогнутая), ломаная (ступенчатая), извилистая.

Форма линии левого поля
Прямолинейная Дугообразная Ломаная (ступенчатая) Извилистая

Направление линии поля относительно вертикальных срезов может быть: левонаклонное, правонаклонное, без отклонений от вертикали.

Наличие и размер или отсутствие абзацного отступа, «красной строки»

Начальное движение в первой строке абзаца относительно начала других строк проявляется в размерах отступа от левого вертикального среза листа, т.е. в размерах красных строк.

Наличие, количество и размер красной строки
Большой (более 3 см) Средний (от 2 до 3 см) Малый (не более 2 см) Смешанный

Размер интервалов между строками

Данный признак характеризует размещение строк относительно друг друга.

Интервалы определяются расстоянием между нижней линией строки и верхней линией следующей строки. Размер интервалов между строками исчисляется высотой строчных букв без надстрочных и подстрочных элементов, которые условно могут быть помещены между строками. Определяется как: большой — более двойной высоты строчной буквы; средний — равен двойной высоте буквы; малый — равен или несколько больше высоты строчной буквы.

Размер интервалов между словами

Признак характеризует размещение рядом расположенных в строке слов относительно друг друга. Размер интервалов между словами исчисляется соответственно шириной строчных двухэлементных букв, которые условно могут быть помещены между словами. Интервал бывает: большой — более ширины двух букв; средний — равен ширине одной-двух букв; малый — менее ширины одной буквы; смешанный.

Размещение линии письма относительно линии линовки бланковой строки (типографской линовки).

Этот признак определяется в почерках рукописных текстов, выполненных на листах бумаги, имеющих линию линовки. Размещение может быть: над строкой, под строкой, совмещено со строкой, смешанное.

Размещение линии письма относительно бланковой строки
Над строкой Под строкой Совмещено со строкой Смешанное

Направление линии письма в строке

Данный признак оценивается в рукописи, выполненной на нелинованной бумаге.

Направление линии письма в строке
Горизонтальное Поднимающееся Опускающееся Смешанное С загибающимися вниз строками

Форма линии письма в строке

Форма линии письма в строке может быть: прямолинейная, т.е. когда основания букв находятся на одной горизонтали, непрямолинейная (дуговая выгнутая и дуговая вогнутая).

Форма линии письма в строке
Прямолинейная Дуговая выгнутая Дуговая вогнутая
Извилистая Ступенчатая Смешанная

Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом, положение знаков препинания относительно линии письма

Размер интервалов может быть: большой — больше двухэлементной буквы; средний — равен ширине буквы; малый — меньше ширины буквы; смешанный. Кроме того, оценивается положение знаков препинания относительно линии письма. Они могут располагаться: на линии письма, выше линии письма, ниже линии письма, также положение знаков препинания может быть смешанным.

Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом
Большой Средний Малый Смешанный
Положение знаков препинания относительно линии письма
На линии письма Выше линии письма Ниже линии письма Смешанный

Положение знаков переноса

Положение знаков переноса может быть следующим: на линии строки, выше линии строки, ниже линии строки, параллельно линии строки, опускающееся, поднимающееся, смешанное.

Положение знаков переноса
На линии строки Выше линии строки Ниже линии строки Параллельно линии строки
Опускающееся Поднимающееся Смешанное

Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка

Выработанность почерка

Выработанность почерка — это уровень овладения техникой письма, который проявляется в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми, скоординированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Его основными показателями служат координация движений, темп письма, дополнительными — ритмическая структура нажима, строение почерка, степень совершенства системы движений.

  • Маловыработанный почерк — это несформировавшийся почерк, отражающий начальную стадию образования навыка письма и характеризующийся небольшой устойчивостью, медленным темпом, низкой координацией движений:

а) школьные (ученические), характерные для начального периода обучения письму;

б) практически маловыработанные — почерки лиц, прекративших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко. Такие почерки отличаются нестройностью и нечеткостью, содержат ярко выраженные признаки низкой координации движений, особенно неравномерности протяженности, направления движений и размещения элементов текста.

  • Средневыработанный почерк — почерк с еще не сформировавшимся письменно-двигательным навыком. Такие почерки характерны для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка закончилось в школьный период.
  • Высоковыработанный почерк — почерк с высокой степенью координации движений, простым строением почерка с элементами упрощения или усложнения; как правило, с большим количеством смен направлений движений при выполнении знаков и высоким темпом выполнения письменных знаков. Степень связности движений в высоковыработанном почерке может быть средней, малой или большой.

Bыcoкoвыpaбoтaнный пoчepк — этo cфopмиpoвaвшийcя пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий быcтpый тeмп, выcoкyю cтeпeнь кoopдинaции движeний и xapaктepизyющийcя ycтoйчивocтью пpизнaкoв. В практике встречаются также промежуточные группы выработанности: выше средней и ниже средней.

Темп движений при письме

Темп движений при письме — признак почерка, отражающий время выполнения отдельных букв и рукописи в целом. Темпы письма делятся на два вида. Первый из них — привычный, в свою очередь, подразделяется на: медленный, быстрый, средний. Второй вид темпа письма — непривычный. Он может быть — замедленным, ускоренным и неравномерным.

Координация движений

Координация движений — это признак почерка, отражающий согласованность (точность) движений пишущего лица, зависящую от степени и качества сформированности письменно-двигательного навыка. Координацию движений можно рассматривать применительно к двум группам движений:

а) точность в соблюдении параметров движения (направления и протяженности) при выполнении штрихов, элементов букв;

б) точность в соблюдении параметров движения (направления, протяженности, размещения и др.) при выполнении сочетаний букв, слов, фраз.

Строение почерка

Строение почерка по степени сложности отражает приближенность письменно-двигательного навыка к нормам прописей и по этому признаку почерк делится на три группы: простого строения, упрощенного и усложненного.

Общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории

Преобладающая форма движений.

Наиболее распространенной является прямолинейно-дуговая форма движений, соответствующая нормам прописи. Отклонения от нее могут выражаться в следующих формах: угловатой, петлевой, овальной, ломаной, округлой, извилистой, а также в сочетаниях данных форм движений: дугообразно-петлевая.

Преобладающее направление движений

Преобладающее направление движений рассматривается в отношении элементов букв, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв. Направление движений при выполнении дугообразных элементов букв рассматривается как левоокружное (и-образное движение) и правоокружное (п-образное движение), обычно оно бывает смешанное (при равном проявлении как левоокружного, так и правоокружного направления движений).

Наклон

Наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки письма: отсутствие наклона (вертикальное расположение штрихов), левонаклонные, правонаклонные (наклон вправо примерно на 65° и более), косые (наклон вправо менее 50°), смешанные или неустойчивые.

Наклон

Отсутствие наклона

Правый

Левый

Смешанный

Размер почерка

Размер почерка — протяженность движений по вертикали. Размер почерка определяется относительно строчных букв и бывает: большой — более 4 мм; средний — от 2 до 4 мм; малый — до 2 мм; смешанный.

Разгон почерка

Разгон почерка — это отношение протяженности по горизонтали к протяженности по вертикали. Он может быть: большим — размер интервалов между основными элементами букв или буквами равен либо превышает их высоту, средним — размер интервалов между основными элементами букв и буквами составляет от 1/2 высоты до высоты букв, малым — когда размер интервалов между основными элементами букв и буквами равен 1/2 высоты и менее.

При диспропорции ширины букв и интервалов между ними (например, в случае если разгон средний, а расстановка широкая) отличительным признаком является расстановка знаков — соотношение протяженности интервалов между буквами и ширины букв, которая подразделяется на: широкую (интервал между буквами превышает их ширину) и узкую — интервал между буквами меньше половины их ширины.

Степень связности

Степень связности определяется количеством букв, выполненных без отрыва пишущего прибора от бумаги, и бывает: сплошная — непрерывно выполняются все буквы в словах; большая— когда непрерывно выполнены шесть и более букв; малая — непрерывно выполнены 4—5 букв в слове; кроме того, связность может отсутствовать — все буквы пишутся раздельно. При анализе связанности должно отличаться слитное соединение от разновидности интервального соединения (примыкающего).

Степень и характер нажима

Степень и характер нажима — признак почерка, отражающий степень и характер затрачиваемых при письме усилий, реализуемых в вертикальной плоскости. Нажим проявляется в следующих показателях: ширине штриха и распределении плотности красителя. Характеризуется по трем параметрам: степени (силе), дифференцированности и стандартности.

Нажим
Слабый Средний Сильный Смешанный

Дифференцированность нажима — наличие или отсутствие различий между степенью усилий при выполнении разных сгибательных и разгибательных движений — различается по двухчленной градации: дифференцированный и недифференцированный.

Частные признаки почерка

Частные признаки почерка — это характеристики, проявляющиеся при выполнении особенностей движений при написании отдельных знаков, элементов и частей элементов.

Сложность движений (строение) при выполнении букв

Этот признак включается в совокупность идентификационных признаков только в случаях выполнения элементов письменных знаков и знаков в целом или упрощенными или усложненными движениями, т.е. в случаях выполнения букв и их элементов с отклонениями от установленных общепринятых прописей.

Сложность движений при выполнении букв бывает: простая, упрощенная и усложненная.

Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов

Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов, как уже отмечалось, может быть прямолинейной и криволинейной. Прямолинейные движения по траектории могут в сочетании образовывать углы, треугольники и ломаные линии.

Криволинейные движения по траектории подразделяются на извилистые, круги, овалы, дуги, петли.

Форма движений при написании строчных, подстрочных и надстрочных элементов письменных знаков, выполненных в соответствии с прописями прямолинейными движениями, может быть изменена на угловатую, дуговую, извилистую, полуовальную, овальную.

В заключении эксперта исследователь обязан не только отметить совпадение или различие этого признака в сравниваемых почерках, но и расшифровать, какая именно форма движения отобразилась при выполнении и соединении письменных знаков. Например, форма движений при выполнении: верхней части буквы «о» — угловатая; надстрочного элемента буквы «и» — петлевая; заключительной части второго элемента буквы «я» — прямолинейная; дополнительного элемента буквы «т» — извилистая; форма движений при соединении букв «ин» — дуговая и т.д.

Направление движений при выполнении письменных знаков и их элементов

Данный частный признак почерка эксперт всегда должен анализировать с учетом формы движений при выполнении определенных элементов.

Протяженность движений при выполнении письменных знаков и их элементов

Этот частный признак почерка применяется для характеристики размерных особенностей движения при выполнении букв и элементов. Например: «…установлены совпадения по следующим частным признакам почерка… протяженности движений при выполнении:

а) по вертикали буквы «з” — больше других букв, буквы «о” — меньше других букв, подстрочного элемента буквы «д” — в 2 раза больше строчного элемента;

б) по горизонтали надстрочного дополнительного элемента буквы «т” — в 2 раза меньше ширины буквы…» и т.д.

Степень связности (непрерывности) или вид соединения движений при выполнении письменных знаков и их элементов

В зависимости от того, в какой плоскости — только горизонтальной или горизонтальной с последующим переносом руки в вертикальную плоскость (с отрывом пера от листа бумаги) — выполняются движения при образовании букв и их элементов, различают два вида соединений: слитный и интервальный.

Количество движений при выполнении письменных знаков и их элементов

Рассматриваемый признак имеет идентификационное значение только в том случае, если письменный знак выполняется большими или меньшими по количеству движениями в сравнении с существующими стандартными прописями.

Последовательность движений при выполнении элементов в письменных знаках

Идентификационное значение этот частный признак почерка приобретает только в том случае, когда нарушается последовательность выполнения элементов по сравнению с предусмотренными типовыми прописями.

Относительное размещение движений

Относительное размещение движений рассматривается в отношении точек начала и окончания, точек соединения и пересечения движений при выполнении письменных знаков и их элементов. Эти размещения движений анализируются относительно линии письма, других элементов и письменных знаков.

Смотри также

  • Почерковедческая экспертиза
  • Письменная речь

Скачать

Дополнительная литература

  • Почерковедческая экспертиза: учебник

Обучение графологическому анализу.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА

Представляет образовательную программу «Графологический анализ»

Впервые на Южном Урале, в городе Челябинске, открываются курсы обучения графологическому анализу. Новая профессия, новые безграничные возможности в области работы с людьми. Графология – мощный инструмент для психологического анализа личности человека по его почерку. Знания применяются психологами, работниками отдела кадров, юристами, педагогами и другими специалистами. Знание графологии повысит Вашу конкурентоспособность, возможности.

Преподаватель графологического анализа Исакова Лариса Анатольевна, графолог, эксперт-почерковед, юрист, специалист и представитель Института Графоанализа Инессы Гольдберг (http://inessa-goldberg.ru)

Преимущества

Графологический анализ (графология) — это изучение и познание личности человека посредством его почерка.

В настоящее время по всему миру успешно обучаются и находят применение графологи. В Израиле, многих странах Европы обязательным является прохождение графологического анализа при приеме на работу. Скоро графология будет незаменима и в России.

  • Специалист по персоналу, применяя графологический метод, сможет оценить потенциал кандидата на ту или иную должность, его благонадежность, соответствие направлению;
  • Для работников психологических специальностей: психологов, психотерапевтов, психоаналитиков, психиатров, коучей, консультантов — новый дополнительныйэффективный метод психодиагностики;
  • Для руководителей организаций, графоанализ — действенный метод оценки работников высшего звена, оценки партнеров в части изучения возможности договариваться и возможности иметь с ними дальнейшие отношения;
  • Для преподавателей, учителей, наставников, тренеров, анализ почерка- эффективный инструмент для диагностики и оказания помощи детям, подросткам, студентам, для профориентации.

Широко используется графология в криминалистике, в судебной практике, в брачных агентствах. В результате, графология жизненно необходима для самопознания, открытия истинной ценности окружающих Вас людей, детей, налаживания правильных отношений в коллективе и даже в семье.

Преимущество графологии перед другими сопоставимыми методами анализа в том, что:

— он максимально прост для анализируемого и для анализирующего с технической точки зрения: от тестируемого необходим лишь почерк (бумага и шариковая ручка), а специалисту – 10-12 кратная лупа.

— к анализу почерка невозможно подготовиться или найти «правильные ответы»: почерки все различны и у них не бывает «правильных» ответов

— метод позволяет повторное использование к одному и тому же лицу. Таким образом, возможно наблюдать за изменениями, происходящими в личности, «до», «в процессе» и «после» работы с клиентом.

— графологический анализ позволяет вскрывать самое глубинное, подсознательное содержимое личности –мотивации, намерения, ценности, установки, защитные механизмы, самооценку, внутренние конфликты, страхи, и т.д.

— графоанализ, как и человеческая личность, отлично коррелирует и поддается практически любым известным в современной психологии и психиатрии, подходам и классификациям.

— графоанализ, включая графические тесты, не является тестом. Это в полной мере самодостаточное направление в практической психологии, имеющее свою мировую историю становления, научных исследований, классиков-ученых и богатую серьезную библиографию

— узнать характеристики личности испытуемого Вы сможете только по его почерку отдельно от обладателя этого почерка.

Почему нужно учиться у нас?

– после окончания института Вы сможете воспринимать людей через их почерк, а также Вы сможете сразу же применить на практике полученные знания;

– обучение онлайн, много практики и теории. Программа обучения включает также промежуточные тесты и экзамены, дающие преподавателю представление о качестве знаний ученика, а ученику — возможность перехода на следующий уровень в учебной программе;

– программа обучения:разработана Инессой Гольдберг, экспертом-графологом, преподавателем, основателем Института Графоанализа, автором-разработчиком учебной программы для профессии «Специалист-графолог» на русском языке в соответствии со стандартами современных графологических школ Израиля и Европы.

– по окончании обучения, Вы получите два диплома: один – Диплом Института Графоанализа Инессы Гольдберг, Израиль ©, и еще один — диплом установленного образца о профессиональной переподготовке. Экзамены на получение свидетельства за 1 и 2 курсы и диплома за 3 курс, об образовании Института Графоанализа Инессы Гольдберг © будет принимать лично руководитель института Инесса Гольдберг. Диплом о профессиональной квалификации специалиста графолога получают студенты, проучившиеся все три курса и успешно сдавшие все 3 экзамена Инессе Гольдберг. При неудачном прохождении экзамена, егоможно пересдать.

– образование делится на три курса, которые разделены по трем большим разделам обучения. Во время обучения Вы получите методические материалы и таблицы к теоретическим темам; у Вас будет практическая интерактивная часть с преподавателем, обратная связь;

– получив образование в нашем институте, вы сможете стать членом дружного сообщества Ассоциации профессиональных графологов,участвовать в многочисленных мероприятиях, повышать квалификацию, обмениваться опытом. Выпускники графологи, посвятившие себя графологии — работают и нашли себя в профессии, проводят консультации, преподают, стали частью команды специалистов – графологов.

Наша образовательная программа отличаются следующим:

Программа Института Графоанализа Инессы Гольдберг по своей структуре и содержанию соответствует стандартам и требованиям европейских графологических Школ. Графологическое образование достигается в результате структурного учебного процесса, сформированного Инессой Гольдберг как с учетом особенностей кириллического письма, так и с учетом особенностей русскоязычной аудитории учащихся. Программа преподается более пятнадцати лет, прошла испытание временем.

Институт Графоанализа Инессы Гольдберг — ведущее в русскоязычном пространстве учебное заведение, выпустившее большинство существующих на сегодня профессиональных русскоязычных графологов в России и других странах. Институт является крупнейшим и наиболее авторитетным русскоязычным графологическим учреждением в мире.

Инесса Гольдберг, основатель и руководитель Института и его Интернет-проекта www.inessa-goldberg.ru, ввела на территорию постсоветского пространства и в Рунет современный графоанализ для кириллицы, разработала систему обучения – базовую учебную программу, а также дополнительные программы повышения квалификации для графологов и преподавателей графологии. Выпустила серию из восьми книг, посвященных обучению графологии на русском языке, основала Журнал «Научная Графология», ведет активную деятельность по популяризации графоанализа в соцсетях.

  • Продолжительность обучения 12 месяцев
  • Форма обучения — очная
  • Количество ак. часов – 250
  • По окончании выдается Диплом о переподготовке с присвоением квалификации «Графологический анализ».

Предпочтение при предоставлении места на обучение отдается абитуриентам с высшим образованием, а также с образованием:

— психологическим (в т. ч. специалисты по персоналу);

— медицинским;

— педагогическим;

— юридическим;

— социальных и общественных наук;

— почерковедческим.

Учебная программа: графология — I Курс

Здесь представлен учебный план I Курса обучения анализу почерка.

Первый курс обучения анализу почерка — особенно интенсивен по объему материала и включает в себя подробное изучение как всех общих явлений, так и всех основных частных признаков, известных в современной графологии. Большинство признаков определяются и рассматриваются в учебном процессе либо в разрезе трех картин почерка: форма-организация-движение, либо в трех графических измерениях: вертикальном, горизонтальном и глубинном.

План I Курса

1 занятие: Введение в Графологию

  • Что такое — Графология
  • Инструкции к анализу почерка
  • Основные принципы анализа почерка (+ работы с таблицами)
  • Доминанты, Макро и Микро структура

2 занятие: Степень постоянства в почерке

  • Относительная однородность и неоднородность
  • Крайняя однородность и неоднородность

3 занятие: Четыре основных элемента формы

  • Аркадическая (выгнутая) форма
  • Гирляндическая (вогнутая) форма
  • Углы и прямая форма
  • Нитеобразная форма

4 занятие: CNT-RLS – «можно и нельзя»: система координат напряжения-контроля и расслабления-свободы

  • Аспект свободы (непосредственность)
  • Аспект контроля (опосредованность)

5 занятие: Скорость почерка – «двигатель»

  • «Быстрый» (активность)
  • «Медленный» (пассивность)

Три картины в почерке

6 занятие: Форма

  • Индивидуальная
  • Банальная
  • «Маска»
  • Скудная

7 занятие: Организация

  • Продуктивная
  • Конвенциональная, формальная
  • Беспорядочная или тесная
  • Пустоты в организации

8 занятие: Движение

  • Спонтанное
  • Размеренное
  • Импульсивное
  • Статичное
  • Вялое

9 занятие:

  • Уровень развития личности
    — Скорость
    — Читабельность
    — Оригинальность
    — Организация
  • IQ, уровень умственного развития

Три Измерения в почерке:

Вертикальное измерение (Длина)

10 занятие:

  • Три зоны букв
    — Верхняя зона
    — Нижняя зона
    — Средняя зона
    Вертикальные поля листа
    — Верхние поля
    — Нижние поля

11 занятие:

  • Расстояния между строк
  • Размер почерка (букв)
  • Вертикальный разброс букв
  • Направление строк

Три Измерения в почерке:

Горизонтальное измерение (Ширина)

12 занятие:

  • Угол наклона
  • Ширина или узость почерка (буквы)

13 занятие:

  • Горизонтальные поля
    — Начальные поля
    — Конечные поля
    Расстояния между словами
    Расстояние между буквами

Три Измерения в почерке:

Глубинное измерение

14 занятие:

  • Нажим
    — Сильный
    — Слабый
    Характер штриха
    Непрерывность прикосновения

15, 16, 17, 18 занятия:

  • Практика

19, 20 занятия:

  • Вопросы по темам курса
  • Пояснения к экзамену

Экзамен:

– Определение графических признаков и явлений в почерке и составление психологического профиля автора почерка в соответствии с пройденными темами (перед экзаменом выдается подробная инструкция).

Учебная программа: графология — II Курс

Второй курс в нашем Институте — не менее интенсивен, чем первый и посвящен направлениям психодиагностики и типологии. Второй курс обучения включает в себя изучение типологии К. Юнга в почерке. Кроме этого, на втором курсе подробно изучается уникальная израильская «Графология Потенций»- учение известного израильского графолога-исследователя И.Одема. Также изучается симптоматика и диагностика в почерке как бедственного психологического состояния, так и признаков неблагонадежности и нечестности.

План II Курса

1 занятие: Признаки психологического неблагополучия

2 занятие: Признаки неблагонадежности в почерке

3 занятие: Типология К.Г.Юнга в почерке. Проявление Сенсорики в почерке

4 занятие: Проявление Этики в почерке

5 занятие: Проявление Логики в почерке

6 занятие: Проявление Интуиции в почерке

7 занятие: Практика

8 занятие: Введение в учение И.Одема. Потенция №1 – «Вялый» или «Небрежный»

9 занятие: Потенция №2 — «Интегративный» или «Приспособленный»

10 занятие: Потенция №3 — «Импульсивный» или «Человек крайностей»

11 занятие: Потенция №4 — «Рациональный» или «Рассудочный»

12 занятие: Потенция №5 — «Аутичный» или «Отстраненный»

13 занятие: Потенция №6 — «Нарцисстичный» или «Эгоцентричный»

14 занятие: Потенция №7 — «Реформаторный» или «Обсессивный»

15 занятие: Потенция №8 — «Обижено-озлобленный», «жертва», или «Невротический»

16 занятие: Потенция №9 — «Влеченчески-анархичный» или «Незрело-возбудимый»

17, 18, 19, 20 занятия: Практика

Экзамен:

– Определение графических признаков и явлений в почерке и составление психологического профиля автора почерка в соответствии с пройденными темами (перед экзаменом выдается подробная инструкция).

Учебная программа: графология — III Курс

Учебная программа заключительного, третьего курса обучения Института не менее интенсивна, чем предыдущие и ее особенностью является направленность на практическую работу и на полностью самостоятельный анализ почерков. Курс включает работу над развитием графологической логики, над умением из отдельных переменных самостоятельно синтезировать общую картину. Курс направлен на развитие навыка работы с синдромами (графическими симптомокомплексами качеств) и на их самостоятельное создание — получение возможности определять практически любые качества личности, а также на знакомство с графическими тестами, особенности составления анализа и проведение консультации.

План III Курса

1 — 9 занятия включительно: Изучаем десятки синдромов всевозможных особенностей личности, проблем и способностей.

10 — 14 занятия включительно: Практические занятия по всем пройденным темам, включая темы неблагонадежности и психологического неблагополучия, и синтезирование цельной картины личности.

15 — 16 занятия включительно: Вспомогательные графические тесты — Вартегга и другие.

17 -20 занятия включительно: Особенности составления персонального анализа и анализа персонала (по компетенциям и блокам, тренировки), особенности проведения консультации, подготовка к заключительному экзамену (тренировка).

Экзамен:

– Определение графических признаков и явлений в почерке и составление психологического профиля автора почерка в соответствии с пройденными темами (перед экзаменом выдается подробная инструкция).

* Программа допускает незначительные изменения по решению Института

Образность языка и мысли. Сильный и гибкий ум, дающий почти все сразу. Развитие волевой сферы направляется преимущественно в сторону высших волевых актов, выражаясь в общественной и творческой деятельности.

Энергичная, увлекающаяся, эмоциональная натура. Неистощимый запас мыслей и воображения; пристрастие к созданию различных планов. Живая, творческая фантазия, большой кругозор.

Работа неравномерна: многое зависит от настроения, но умеет необычайно напряженно работать; способен сразу сделать большой сдвиг, за самый короткий срок достигнуть значительных результатов.

В сфере личной жизни воля часто находится под влиянием порывов чувствительности, знаком с компромиссами. Не умеет сам обрывать отношения. Чувственность. Неровности.

Чувство реальности, тяготение к ней, однако он остается всегда и художником с присущими ему чертами аффектации, фантазией, периодами творческого подъема и спада. Необыкновенно чуток к красоте. Интеллектуально кокетлив. Есть юмор. Общительность, скучает без общества. Свободолюбив.

Наблюдательность. Чуткость. Умеет уловить и учесть настроение другого. Умеет быть дипломатичным. Если не всегда правдив, то почти всегда искренен, способен увлечься. В натуре есть доверчивость.

Любознателен. Интерес к самым различным сторонам жизни. Весьма добрый, но по-своему добрый человек. Поддаваясь отзывчивости, он часто

не имеет сил отказаться от участия в работах, служащих ему иногда существенной помехой.

Не теряясь в серьезные моменты жизни, способен иногда разволноваться из-за пустяков, мелочей. Может вспылить. Заметная нервность. Самолюбив. Впечатлителен. Склонность к самоанализу. Отношение к принятым на себя обязанностям — тщательное; при неудаче мысль сразу же старается предусмотреть новый исход, новое положение. В спорах умеет критически обнажить наиболее слабые места вопроса.

Увлечений натура не чуждая. Ищет во всем высших форм. Своеобразность. Есть приступы падений в настроениях, но выпрямляется быстро. Обостренная нервная чувствительность.

Графологические признаки автографа

Черты характера, выявляющиеся из графологических признаков

Импульсивность нажимов. Неровность уровня букв в одном слове. Геометрическая невыдержанность начертаний

Импульсивность волевых актов. Острота реакций

Округленность рисунков букв; гласные преимущественно открыты. Встречаются увеличенные буквы в окончании слов. Наклонное письмо, густота нажимов

Отзывчивость, доверчивость. Чувственность, эмоциональность, лёгкая аффективная возбудимость

Волнистость строк, встречаются заостренные окончания слов, умение комбинировать в связках

Гибкость ума, дипломатичность

Упрощенность рисунков букв за счет быстроты движений: беглое, размашистое письмо

Активность, предприимчивость. Деятельность. Любознательность. Сообразительность

Ярко выраженные знаки препинания, в частности, точки. Обрывистость конечных штрихов

Склонность к самоанализу, осмотрительность, чувство реальности

Рисунки букв отступают от каллиграфических образцов; некоторые начертания букв, слов, связок крайне своеобразны и одновременно с тем гармоничны. Подпись разборчива. Росчерк заменен продолжением последней буквы

Многосторонность, богатство переживаний, чувствований, способность к творческому синтезу. Вкус

Увеличенные заглавные буквы

Самолюбие. Развитое чувство собственного ; достоинства

Анализ подписи графология

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *